Какие философские проблемы объединяют школы раннеэллинистического периода

Обновлено: 05.07.2024

Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе. После распада этой империи на её территории возникло значительное число государств, самыми крупными из которых были царство Птолемеев (Египет), царство Селевкидов (Сирия) и Пергамское царство. Эти государства уже строились не на основе полисной системы, а напоминали монархические деспотии Востока. К культурным особенностям эпохи эллинизма относится распространение античной культуры на Восток, где она соединялась с местными традициями. Происходило взаимопроникновение культурных начал античного мира и восточных цивилизаций. В свою очередь античная культура утрачивает, принимая культурные влияния с Востока, некоторые черты, придававшие ей чёткую специфику в классический период.

Философию эпохи эллинизма (3 в. до н.э. – 6 в. н.э.) можно подразделить на два периода:

1. Ранний эллинизм (3 – 1 вв. до н.э.). В период раннего эллинизма определяющим является греческое влияние. В это время зарождаются существовавшие до крушения античности философские школы: стоицизм, скептицизм, эпикуреизм; продолжают привлекать к себе последователей школы киников.

2. Поздний эллинизм (римский период) (1 в. до н.э. – 6 в. н.э.). В целом философия в этот период продолжает тенденции, заложенные в эпоху раннего эллинизма. Существуют те же философские школы, значительных изменений не претерпевает и проблематика, над которой размышляли философы. Однако значительную роль в философствовании начинают играть пишущие на латинском языке философы-римляне. Из философских направлений наиболее влиятельным к концу существования античной философии становится неоплатонизм.

Философия эпохи эллинизма характеризуется рядом особенностей, отличающих её от философии античной классики. Античная философия началась с преобладания физической проблематики, в классический период физика и этика были в системах Платона и Аристотеля уравновешены между собой. В эллинистический период изучение природы окончательно отодвигается на второй план и подчиняется этике как способу достижения благой жизни. Даже занятия естествознанием были предназначены для того, чтобы дать душе покой, избавить её от страхов.

В эллинистический период происходит размежевание философии и частных наук: появляются учёные, занимающиеся частнонаучными вопросами и не интересующиеся философией (Архимед, Эвклид и др.). Центром развития наук становится Александрия с её Мусейоном и знаменитой библиотекой. Одновременно всё чаще встречались философы, занимающиеся лишь сугубо философскими (как правило, этическими) вопросами и не принадлежащие собственно сфере науки (Эпиктет, Цицерон, Марк Аврелий). Для раннего и классического этапа античной философии такое разделение философии и наук нехарактерно.

В поздней античной философии большее место, чем в классический период её развития, занимает тяга к внутреннему самоуглублению, рефлексии, к внутренней, нравственной свободе отдельного индивида в авторитарном, монархическом государстве, которое пришло на смену демократическим полисам классического периода греческой истории. Одним из философских достижений эллинистической философии был повышенный интерес к индивиду с его проблемами, подчас носящими частный, личный характер. Главной целью эллинистические мудрецы объявили достижение автаркии (самостоятельности) и атараксии (бесстрастия, душевного покоя). К этой цели, хотя и разными путями, двигались различные школы эллинистической философии.

Чёткое деление философии на три части – физику, логику и этику – появляется именно в философии периода раннего эллинизма. Античная философия классического периода интересовалась индивидом не самим по себе, а лишь в той мере, в какой он являлся частью всеобъемлющего целого – космоса или полиса.

Эллинистическая философия - греко-римская философия. Одним из философских достижений эллинистической философии был повышенный интерес к индивиду с его проблемами, подчас носящими частный, личный характер. Главной целью эллинистические мудрецы объявили достижение автаркии (самостоятельности) и атараксии (бесстрастия, душевного покоя). К этой цели, хотя и разными путями, двигались различные школы эллинистической философии.

Кинизм – стремились к отработке и экспериментальной проверке на себе определенным образа жизни. Мыслить по-киничиски – только средство, цель- жить. именовали себя “гражданами мира” и обязывались жить в любом обществе не по его законам, а по своим собственным, с готовностью приемля статус нищих, юродивых. Положение не только крайне бедственное, но и унизительное избирается ими как наилучшее. Все виды духовной и физической бедности предпочтительнее богатства. Они так же занимались теорией познания, критикуя общие понятия, как вредную выдумку, усложняющую отношению к предмету.

Эпикуризм - учение и образ жизни, исходящие из идей Эпикура и его последователей, отдающих не задумываясь предпочтение материальным радостям жизни.. У человека есть свобода выбора, а не все предопределено. В учении о душе Эпикур отстаивает материалистические взгляды. душа - это не нечто бестелесное, а структура атомов, тончайшая материя, рассеянная по всему организму. Отсюда вытекает и отрицание бессмертия души. В области теории познания Эпикур - сенсуалист. В основе всякого познания лежат ощущения, которые возникают при отделении отражений от объективно существующих предметов и проникают в наши органы чувств. Таким образом, основной предпосылкой всякого познания является существование объективной реальности и ее познаваемость с помощью чувств. Большое внимание уделял понятиям. Ясность и точность употребляемых понятий он считал основой любых рассуждений. Этические и вообще философские воззрения Эпикура теснейшим образом связаны с его открытым и воинствующим атеизмом. Основным источником возникновения и существования религии он считал страх смерти и незнание естественных законов.

Стоицизм . Его основателем был Зенон. Трактат "О человеческой природе". Стоики часто сравнивали философию с человеческим организмом. Логику они считали скелетом, этику - мышцами, а физику - душой. В онтологии стоики признают два основных принципа: материальный принцип (материал), который считается основой, и духовный принцип - логос (бог), который проникает через всю материю и образует конкретные единичные вещи. Стоики, сущностью считали материальный принцип.. Стоики упрощают аристотелевскую систему категорий - четыре основными категориями: субстанция (сущность), количество, определенное качество и отношение, согласно определенному качеству. С помощью данных категорий постигается действительность. Центром и носителем познания, согласно стоической философии, является душа. Она понимается как нечто телесное, материальное. этика выдвигает на вершину человеческих усилий добродетель. Добродетель, по их представлениям единственное благо. Добродетель означает жить в согласии с разумом. Стоики признают четыре основные добродетели, прибавляются четыре противоположности: разумности противостоит неразумность, умеренности - распущенность, справедливости - несправедливость и доблести - трусость, малодушие. Между добром и злом, между добродетелью и грехом четкое, категорическое различие.




9. Теория познания в средневековой философии.

Схоластика представитель Фома Аквинский. Он основатель направления – тонизм, вершина схоластики. Начинается со школ, которые образованы церквями и монастырями. Богословие стимулировала образовательные процессы. В школах преподавали Риторику, грамматику, богословие, естественные науки. Вопросы к-е рассматривались в школах, они не касались жизни. Самое главное было умение доказать свою точку зрения. Ф. Аквинский дал классификацию мира, о душе, наук. основой мира явл бог. Неотонизм- знание и вера не противоречат друг другу. Он писал, что человеческое познание дает познание вещей только так, как вещи нам являются. Мы знаем только явление вещей . богословие помогает процессу познания .

Собстенно философ направлениями средневековья считаются 2 направления- реализм и номинализм. Реализм- мир создан богом и бог изначально создает определенные понятия(реалии) и в соответствии с этим творит мир; человек познает мир с помощью этих реалий .Номинализм –мир создан богом сразу. Человек изучает вещи , проводит обобщения и из этих обобщений делает вывод.

Эллинистическая философия - греко-римская философия. Одним из философских достижений эллинистической философии был повышенный интерес к индивиду с его проблемами, подчас носящими частный, личный характер. Главной целью эллинистические мудрецы объявили достижение автаркии (самостоятельности) и атараксии (бесстрастия, душевного покоя). К этой цели, хотя и разными путями, двигались различные школы эллинистической философии.

Кинизм – стремились к отработке и экспериментальной проверке на себе определенным образа жизни. Мыслить по-киничиски – только средство, цель- жить. именовали себя “гражданами мира” и обязывались жить в любом обществе не по его законам, а по своим собственным, с готовностью приемля статус нищих, юродивых. Положение не только крайне бедственное, но и унизительное избирается ими как наилучшее. Все виды духовной и физической бедности предпочтительнее богатства. Они так же занимались теорией познания, критикуя общие понятия, как вредную выдумку, усложняющую отношению к предмету.

Эпикуризм - учение и образ жизни, исходящие из идей Эпикура и его последователей, отдающих не задумываясь предпочтение материальным радостям жизни.. У человека есть свобода выбора, а не все предопределено. В учении о душе Эпикур отстаивает материалистические взгляды. душа - это не нечто бестелесное, а структура атомов, тончайшая материя, рассеянная по всему организму. Отсюда вытекает и отрицание бессмертия души. В области теории познания Эпикур - сенсуалист. В основе всякого познания лежат ощущения, которые возникают при отделении отражений от объективно существующих предметов и проникают в наши органы чувств. Таким образом, основной предпосылкой всякого познания является существование объективной реальности и ее познаваемость с помощью чувств. Большое внимание уделял понятиям. Ясность и точность употребляемых понятий он считал основой любых рассуждений. Этические и вообще философские воззрения Эпикура теснейшим образом связаны с его открытым и воинствующим атеизмом. Основным источником возникновения и существования религии он считал страх смерти и незнание естественных законов.

Стоицизм . Его основателем был Зенон. Трактат "О человеческой природе". Стоики часто сравнивали философию с человеческим организмом. Логику они считали скелетом, этику - мышцами, а физику - душой. В онтологии стоики признают два основных принципа: материальный принцип (материал), который считается основой, и духовный принцип - логос (бог), который проникает через всю материю и образует конкретные единичные вещи. Стоики, сущностью считали материальный принцип.. Стоики упрощают аристотелевскую систему категорий - четыре основными категориями: субстанция (сущность), количество, определенное качество и отношение, согласно определенному качеству. С помощью данных категорий постигается действительность. Центром и носителем познания, согласно стоической философии, является душа. Она понимается как нечто телесное, материальное. этика выдвигает на вершину человеческих усилий добродетель. Добродетель, по их представлениям единственное благо. Добродетель означает жить в согласии с разумом. Стоики признают четыре основные добродетели, прибавляются четыре противоположности: разумности противостоит неразумность, умеренности - распущенность, справедливости - несправедливость и доблести - трусость, малодушие. Между добром и злом, между добродетелью и грехом четкое, категорическое различие.

9. Теория познания в средневековой философии.

Схоластика представитель Фома Аквинский. Он основатель направления – тонизм, вершина схоластики. Начинается со школ, которые образованы церквями и монастырями. Богословие стимулировала образовательные процессы. В школах преподавали Риторику, грамматику, богословие, естественные науки. Вопросы к-е рассматривались в школах, они не касались жизни. Самое главное было умение доказать свою точку зрения. Ф. Аквинский дал классификацию мира, о душе, наук. основой мира явл бог. Неотонизм- знание и вера не противоречат друг другу. Он писал, что человеческое познание дает познание вещей только так, как вещи нам являются. Мы знаем только явление вещей . богословие помогает процессу познания .

Собстенно философ направлениями средневековья считаются 2 направления- реализм и номинализм. Реализм- мир создан богом и бог изначально создает определенные понятия(реалии) и в соответствии с этим творит мир; человек познает мир с помощью этих реалий .Номинализм –мир создан богом сразу. Человек изучает вещи , проводит обобщения и из этих обобщений делает вывод.

После классической эпохи в развитии античной философии наступил период, получивший название эллинистического от наименования греческого государства — Эллады. Особенность этого этапа в раз­витии философии заключалась в отказе от создания всеобъемлющих философских концепций и переключении внимания на проблемы цен­ностей и смысла человеческой жизни. Эта проблематика особенно ярко проявилась в деятельности ведущих школ и направлений раннеэллинистического периода (IV-I вв. до н. э ) — киников, эпикурейцев, стоиков, скептиков.

Школа киников, или циников (от названия холма в Афинах, где занимался с учениками основатель школы Антисфен), проповедовала отказ от достижений материальной цивилизации. Наиболее известный представитель — Диоген (ок. 400 — ок. 325 гг. до н. э.). Характерными чертами кинизма (цинизма) были пренебрежение общественны­ми нормами. Основой счастья и добродетели они считали отказ от богатства, славы, всех чувственных удовольствий, достижение независимости и внутренней свободы.

Основные положения эпикурейской философии:

1) реальность поддается осмыслению человеческим разумом;

2) в реальности есть место для счастья; счастье — это вытеснение страдания и беспокойства;

3) для достижения счастья и покоя человек не нуждается ни в чем, кроме самого себя;

4) для этого также излишни государство, богатство и даже боги.

Стоицизм (III в. до н. э. — III в. н. э.) во многом существенно отличается от эпикуреизма. Например, в школе Эпикура как в его время, так и после него царил культ учителя, авторитет которого считался непререкаемым, ученики не только изучали его теорию, но и непре­клонно ей следовали. В школе стоиков, напротив, отвергалась всякая догматика, критика была движущей силой их учения. Стоики не принимали механистического атомизма эпикурейцев, согласно которому человек являлся сцеплением атомов. Атомизм принципиально не мог объяснить нравственную и интеллектуальную сущность человека. Не принимали стоики также и эпикурейской этики наслаждения ради наслаждения.

Этика стоиков основана на признании счастья главной целью жизни человека, и в этом она сходна с этикой эпикурейцев. Но на этом сходство заканчивается. Счастье, согласно стоикам, есть следование природе, внутренне разумное спокойствие, рациональное приспособление к окружающим условиям ради самосохранения. Благо — то, что направлено на сохранение человеческого существа, зло - то, что направлено на его уничтожение. Но не всякое благо в одинаковой степени ценно. Благо, направленное на сохранение физической жизни, по своей сути является нейтральным, а благо, направленное на сохранение и развитие логоса, разума, является подлинной добродетелью и может быть оценено как моральное качество — добро. Все то, что способствует самосохранению двуединой сущности человека, является ценным. В соответствии с этим у стоиков возникает важнейшее понятие — долг, под которым они понимают морально совершенное поведение, опирающееся на рациональное следование природе, понимание ее устройства, знание ее законов. Мы все равны перед природой, по­этому требование самосохранения распространяется на всех. Стремление же к собственному сохранению каждым есть условие ненанесения вреда другому. Поздний стоицизм связан с именами Сенеки, Эпиктета и Марка Аврелия.

Многочисленные направления философии первых веков нашей эры подвергаются сомнению и перерабатываются с учетом потребностей христианства. Многие идеи позднего стоицизма были восприняты потом христианскими мыслителями и даже писателями эпохи Возрождения.

Вопросы длясамопроверки

(первый уровень понимания материала)

1. Какой вопрос был центральным в учении досократиков?

2. В чем главная особенность классической философии?

3. Назовите основные философские школы периода эллинизма.

Основные понятия и термины

Апейрон — первоначало (Анаксимандр) — это нечто материальное, беспредельное, безграничное, неопределенное,

Атом— материальная неделимая частица, первооснова мира, причина и сущность всего существующего (Демокрит, Левкипп, Эпикур).

Брахман — в древнеиндийской религиозно-философской литературе целостная духовная субстанция, безличное духовное начало, из которого все произошло.

Будда (с санскр. — пробуждать, познавать) — человек, обладающий Пробужденным, просветленным сознанием.

Веды (с санскр. — знание) — древнеиндийский сакральный текст, являющийся священным для ведической религии, брахманизма и индуизма.

Гилозоизм (греч. hule — вещество, zol — жизнь) — философское учение, приписывающее способность ощущения и мышления всем фор­мам материи.

Даосизм — религиозно-философское учение Китая, основоположник — Лао-Цзы.

Дхаммапада — древнеиндийская книга, в которой отражены основные положения буддизма.

Индуизм — политеистическая религиозная система в современной Западной Индии, продолжившая и развившая традиции ведической религии и брахманизма (получила распространение в раннем средневековье).

Конфуцианство — религиозно-философское учение Китая, основоположником которого был Конфуций.

Натурфилософия — философское учение о природе.

Упанишады (с санскр. — сидеть рядом с учителем) — религиозно-философские комментарии к Ведам.

Упражнения и задачи

(второй уровень понимания материала)

1. В зависимости от чего подразделяют индийские философские учения на ортодоксальные и неортодоксальные?

2. Объясните соотношение категорий буддийской философии: состояние нирваны и активности (направленной на свою жизнь)

3. В чем сущность учения Будды и в чем разница между махаяной и хинаяной?

4. Какие космогонические идеи явились основой религиозно-философского мировоззрения древних китайцев?

7. Против чего были направлены апории Зенона?

8. Кто такие софисты и в чем значение их учения?

9. На что были направлены философские рассуждения Сократа?

В чем суть объективно-идеалистической теории Платона?

В чем видел Аристотель сущность вещей?

12 В чем состоит концептуальное различие классического и эллинистического этапов философии?

13 Какие философские проблемы объединяют школы раннеэллинистического периода и в чем различие их философских взглядов?

14. Прокомментируйте слова философов.

Тестовые задания

(третий уровень понимания материала)

1. Из перечисленных философских школ Индии указать ортодок-
сальную:

2. Сиддхарта Гаутама Шакьямуни — создатель:

3. Укажите древнекитайский философский текст:

5. В V в. до н. э. существовало сто философских школ:

6. Первоначальный атеизм представлен в учении:

7.Высказывание «В ту же реку дважды не войдешь принадлежит античному философу:

8. Утверждал, что всякое понятие о движении противоречив, а следовательно, не истинно:

2) Сократ;
3)Зенон;

9. Впервые в центр философии ставит проблему человека как морального существа:

10. Полагал, что есть вечные и идеальные ценности бытия:

11. По своему мировоззрению Платон был:

1) объективным идеалистом;

2) субъективным идеалистом;

12. Логику сделал орудием познающего разума

13. Свобода и управление своими чувствами — главные принципы философской школы античности:

После классической эпохи в развитии античной философии наступил период, получивший название эллинистического от наименования греческого государства — Эллады. Особенность этого этапа в раз­витии философии заключалась в отказе от создания всеобъемлющих философских концепций и переключении внимания на проблемы цен­ностей и смысла человеческой жизни. Эта проблематика особенно ярко проявилась в деятельности ведущих школ и направлений раннеэллинистического периода (IV-I вв. до н. э ) — киников, эпикурейцев, стоиков, скептиков.

Школа киников, или циников (от названия холма в Афинах, где занимался с учениками основатель школы Антисфен), проповедовала отказ от достижений материальной цивилизации. Наиболее известный представитель — Диоген (ок. 400 — ок. 325 гг. до н. э.). Характерными чертами кинизма (цинизма) были пренебрежение общественны­ми нормами. Основой счастья и добродетели они считали отказ от богатства, славы, всех чувственных удовольствий, достижение независимости и внутренней свободы.

Основные положения эпикурейской философии:

1) реальность поддается осмыслению человеческим разумом;

2) в реальности есть место для счастья; счастье — это вытеснение страдания и беспокойства;

3) для достижения счастья и покоя человек не нуждается ни в чем, кроме самого себя;

4) для этого также излишни государство, богатство и даже боги.

Стоицизм (III в. до н. э. — III в. н. э.) во многом существенно отличается от эпикуреизма. Например, в школе Эпикура как в его время, так и после него царил культ учителя, авторитет которого считался непререкаемым, ученики не только изучали его теорию, но и непре­клонно ей следовали. В школе стоиков, напротив, отвергалась всякая догматика, критика была движущей силой их учения. Стоики не принимали механистического атомизма эпикурейцев, согласно которому человек являлся сцеплением атомов. Атомизм принципиально не мог объяснить нравственную и интеллектуальную сущность человека. Не принимали стоики также и эпикурейской этики наслаждения ради наслаждения.

Этика стоиков основана на признании счастья главной целью жизни человека, и в этом она сходна с этикой эпикурейцев. Но на этом сходство заканчивается. Счастье, согласно стоикам, есть следование природе, внутренне разумное спокойствие, рациональное приспособление к окружающим условиям ради самосохранения. Благо — то, что направлено на сохранение человеческого существа, зло - то, что направлено на его уничтожение. Но не всякое благо в одинаковой степени ценно. Благо, направленное на сохранение физической жизни, по своей сути является нейтральным, а благо, направленное на сохранение и развитие логоса, разума, является подлинной добродетелью и может быть оценено как моральное качество — добро. Все то, что способствует самосохранению двуединой сущности человека, является ценным. В соответствии с этим у стоиков возникает важнейшее понятие — долг, под которым они понимают морально совершенное поведение, опирающееся на рациональное следование природе, понимание ее устройства, знание ее законов. Мы все равны перед природой, по­этому требование самосохранения распространяется на всех. Стремление же к собственному сохранению каждым есть условие ненанесения вреда другому. Поздний стоицизм связан с именами Сенеки, Эпиктета и Марка Аврелия.

Многочисленные направления философии первых веков нашей эры подвергаются сомнению и перерабатываются с учетом потребностей христианства. Многие идеи позднего стоицизма были восприняты потом христианскими мыслителями и даже писателями эпохи Возрождения.

Вопросы длясамопроверки

(первый уровень понимания материала)

1. Какой вопрос был центральным в учении досократиков?

2. В чем главная особенность классической философии?

3. Назовите основные философские школы периода эллинизма.

Основные понятия и термины

Апейрон — первоначало (Анаксимандр) — это нечто материальное, беспредельное, безграничное, неопределенное,

Атом— материальная неделимая частица, первооснова мира, причина и сущность всего существующего (Демокрит, Левкипп, Эпикур).

Брахман — в древнеиндийской религиозно-философской литературе целостная духовная субстанция, безличное духовное начало, из которого все произошло.

Будда (с санскр. — пробуждать, познавать) — человек, обладающий Пробужденным, просветленным сознанием.

Веды (с санскр. — знание) — древнеиндийский сакральный текст, являющийся священным для ведической религии, брахманизма и индуизма.

Гилозоизм (греч. hule — вещество, zol — жизнь) — философское учение, приписывающее способность ощущения и мышления всем фор­мам материи.

Даосизм — религиозно-философское учение Китая, основоположник — Лао-Цзы.

Дхаммапада — древнеиндийская книга, в которой отражены основные положения буддизма.

Индуизм — политеистическая религиозная система в современной Западной Индии, продолжившая и развившая традиции ведической религии и брахманизма (получила распространение в раннем средневековье).

Конфуцианство — религиозно-философское учение Китая, основоположником которого был Конфуций.

Натурфилософия — философское учение о природе.

Упанишады (с санскр. — сидеть рядом с учителем) — религиозно-философские комментарии к Ведам.

Упражнения и задачи

(второй уровень понимания материала)

1. В зависимости от чего подразделяют индийские философские учения на ортодоксальные и неортодоксальные?

2. Объясните соотношение категорий буддийской философии: состояние нирваны и активности (направленной на свою жизнь)

3. В чем сущность учения Будды и в чем разница между махаяной и хинаяной?

4. Какие космогонические идеи явились основой религиозно-философского мировоззрения древних китайцев?

7. Против чего были направлены апории Зенона?

8. Кто такие софисты и в чем значение их учения?

9. На что были направлены философские рассуждения Сократа?

В чем суть объективно-идеалистической теории Платона?

В чем видел Аристотель сущность вещей?

12 В чем состоит концептуальное различие классического и эллинистического этапов философии?

13 Какие философские проблемы объединяют школы раннеэллинистического периода и в чем различие их философских взглядов?

14. Прокомментируйте слова философов.

Тестовые задания

(третий уровень понимания материала)

1. Из перечисленных философских школ Индии указать ортодок-
сальную:

2. Сиддхарта Гаутама Шакьямуни — создатель:

3. Укажите древнекитайский философский текст:

5. В V в. до н. э. существовало сто философских школ:

6. Первоначальный атеизм представлен в учении:

7.Высказывание «В ту же реку дважды не войдешь принадлежит античному философу:

8. Утверждал, что всякое понятие о движении противоречив, а следовательно, не истинно:

2) Сократ;
3)Зенон;

9. Впервые в центр философии ставит проблему человека как морального существа:

10. Полагал, что есть вечные и идеальные ценности бытия:

11. По своему мировоззрению Платон был:

1) объективным идеалистом;

2) субъективным идеалистом;

12. Логику сделал орудием познающего разума

13. Свобода и управление своими чувствами — главные принципы философской школы античности:


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

После Аристотеля наступает эпоха Эллинизма . Обычно её описывают как упадок греческих полисов в связи с потерей ими независимости и вхождением Греции в середине 2 века до н.э. в состав Римской Империи . Тем не менее, философия и культура Греции продолжали развиваться. Это выразилось не только в появлении школ, основанных последователями Сократа, Платона и Аристотеля, но и появлением новых школ и направлений.

Основная борьба шла между стоиками и эпикурейцами . Философия всё больше становилась религиозной, а философские школы – закрытыми сообществами, равнодушными к происходящим событиям. На первое место выходят вопросы этики и воспитания .

Сначала мы разберём школы и направления, основанные учениками трёх великих философов, а затем рассмотрим новые направления.

Сократические школы

Киники

В центре внимания киников стояла этика .

Смысл жизни – в личной добродетели , которую можно достичь, освободившись от условностей. Жизнь человека сводится к животному состоянию, поэтому науки не нужны.

Школа не получила широкого распространения.

(ок. 444- ок. 370 до н.э.)

Ученик Горгия, затем - Сократа. Преподавал в гимназии Киносарг

В отличие от элеатов, не разделял мир на умопостигаемый и чувственный.

Первым назвал себя космополитом – гражданином мира .

  • простоты жизни, следования своей природе, презрения к условностям;
  • умения отстаивать свой образ жизни;
  • верности, храбрости, благодарности.

Основная задача философии – изучение внутреннего мира человека, понимание, того, что является для человека истинным благом. Это благо – быть добродетельным .

Диоген Синопский

(ок. 400-325 до н.э.)

Считал, что у человека есть всё, что нужно для жизни , поэтому следует откинуть предубеждения, предрассудки и т.д. По-настоящему свободен лишь тот, кто свободен от большинства потребностей.

Кратет Фиванский

(ок. 365 –ок. 285 до н.э.)

Ученик Диогена. Родился в богатой семье. Решив заняться философией, продал имущество и раздал деньги.

Человек должен быть вне политики .

Киренаики

Противопоставляли себя киникам. На их учение, кроме Сократа, существенно повлияли Протагор и Демокрит . А со школой эпикурейцев у киренаиков сложилось взаимовлияние. К сер. 3 в. до н.э. школа киренаиков окончательно растворилась в эпикуреизме . Счастье сводили к чувственным наслаждениям (гедонизм). К середине 3 в. до н.э. школа прекратила существование.

Аристипп из Кирены

(ок 435- ок. 355 до н.э.)

Основатель школы киренаиков. Ученик Сократа.

Первым из учеников стал брать плату за обучение . Хотя он жил в роскоши, не был скупым. Жил по своим убеждениям, о чём говорили даже его критики.

Познание основано лишь на восприятиях , причины которых непознаваемы.

Философия – искусство жить свободно, чтобы жизнь была в радость . Сравнивал удовольствие с покоем.

В поведении следует руководствоваться настоящим.

(ок. 320-ок 280 до н.э.)

Наслаждение, по Гегесию, связано с разумом , а не с чувствами. Счастье – положительный баланс между удовольствием и страданиями .

Аристипп Младший

Внук Аристиппа. Обучался философии у своей матери – дочери Аристиппа.

Выделил три состояния, влияющие на настроение:

  • первое (в котором человек чувствует боль) подобно шторму;
  • второе ( когда чувствует удовольствие) подобно лёгким волнам или приятному бризу;
  • третье (в котором нет ни боли, ни удовольствия) подобно штилю.

Удовольствие считал видом движения.

Феодор-Атеист

(ок. 340-ок 250 до н.э.)

Ученик Аристиппа Младшего.

Высшее благо и высшее зло - не удовольствие и боль, а радость и горе .

Высшее благо зависит от справедливости и разумения .

В отличие от других киренаиков, не исключал философа из общества .

Считал, что наслаждение распространяется также на этику и отношения между людьми .

Этические наслаждения выше телесных .

Наслаждение – цель любого действия .

Мудрец счастлив даже кратковременным удовольствием.

Элидо-Эретрийская школа

Была близка по взглядам к мегарской школе. Основной предмет обсуждения – нравственность (этические вопросы). Школа существовала до первой половины 3 века до н.э.

Федон из Элиды

Основатель школы. Ученик Сократа.

Философию видел мощным инструментом воспитания и преобразования общества .

Добро и истина –одно и то же . Истину нельзя вывести из категорически отрицательных суждений – только из положительных.

Менедем из Эретрии

(ок. 345 –ок. 261 до н.э.)

Благо является полезностью .

Все разнообразные добродетели едины в основе своей и сводятся к одному благу – постигаемой разумом истине .

Общие свойства вещей проявляются лишь в конкретных вещах , не являясь самостоятельно существующими.

Мегарская школа

По взглядам близка элидо –эретрийской школе. Исследовали вопросы логики. Мегарики сочетали этику Сократа с учением элеатов о бытии и учением Парменида. Поздние мегарики были близки к киникам .

Евклид из Мегары (не путать с математиком Евклидом)

(ок 435- 365 до н.э.)

Существует лишь одно высшее благо , называемое по-разному : разум, жизненная энергия, бог и т.д. Противоположности высшего блага не существует.

Единственная добродетель, разновидностями которой являются другие добродетели –это познание добра . Единому добру противостоят множество и разнообразие вещей.

Диодор Крон

(ок 350 –ок 284 до н.э.)

Выдвинул свою версию атомизма: вместо атомов существуют мельчайшие частицы – амеры . Они одинаковы, просты и неделимы .

Последователи Платона

Скептики

Выступали за относительность познания , его зависимость от условий и формальную недоказуемость . Целью философии видели счастье , достигаемое с помощью атараксии – спокойствия души, покоя. Такой подход скептиков был ответом на трудное время, в котором они жили.

Пиррон (ок. 360- ок. 270)

Основатель скептицизма. Сочинений не писал.

Чтобы обрести счастье следует ответить на три вопроса:

  1. Что есть мир?
  2. Как мы должны к нему относиться?
  3. Что мы можем получить для себя от сформированного отношения?

Ответы на эти вопрос следующие:

Атараксия и апатия и являются счастьем.

Секст Эмпирик

Главный представитель римских скептиков.

Развивал идеи Пиррона.

Скептик следует тому пути, которому следует весь мир, не имея на этом пути мнений о мире.

Неоплатонисты

Последнее крупное философское течение античности, возникшее в 3-м веке н.э. Дополнили учение Платона некоторыми идеями Аристотеля. Неоплатоники довели до предела противопоставление чувственного, сверхчувственного и телесного миров. Именно неоплатонизм сильнее остальных школ эллинизма повлиял на средневековую философию.

Плотин (ок. 205- 270)

Начало мира единое , божественное , невыразимое и непостижимое . Оно проявляется через истечение (эманацию) сначала, как:

  1. мировой ум, затем
  2. мировая душа, после –как
  3. единичные души,
  4. единичные тела, далее:
  5. вплоть до материи (небытия).

Цель жизни – восхождение к единому с помощью обуздания влечений и развития духовных сил .

Порфирий (232 – ок. 301)

Считал философию учением о добродетелях .

Ямвлих (ок. 280 -330)

Ученик Порфирия. Систематизировал древнюю мифологию.

Прокл (ок.410-485)

Говорил, что высшее знание возможно благодаря божественному озарению .

Последователи Аристотеля

Перипатетики – школа последователей Аристотеля.

(Ок. 370 – ок .285 до н.э.)

Ученик Платона и Аристотеля. В 323 г. до н.э. возглавил Ликей. Написал более 200 работ на различные темы.

Основал ботанику и географию растений как отдельные науки. Классифицировал и описал более 500 видов растений.

Был первым историком философии благодаря исторической части своего исследования о природе.

Эвдем Родосский

(ок. 370 –ок. 300 до н.э.)

Ученик Аристотеля. Считал этику ближе к философии, чем в учении Аристотеля.

Первым составил работы по истории геометрии и истории астрономии (не сохранились).

Ученик Теофраста. Большинство работ посвятил физике .

Природа – сила, не отделимая от материи . Она самопроизвольна, самодостаточна, лишена сознания и личности .

Главная сила в природе – сила тяжести . Она упорядочивает космос и является источником движения. Стратон пришёл к выводу, что скорость падающих тел растёт вместе с расстоянием .

Другими силами считал тепло и холод .

Следуя Демокриту, признавал пустоту, разделяющую частицы. Отсюда – обоснование сжимаемости тел. Однако считал атомы делимыми.

Считал что душа находится в передней части головы ,между бровями. Восприятия сохраняются в душе некоторое время. Мышление – движение восприятий . Человек не может мыслить ничего, что ранее не было воспринято.

(ок. 370 –ок. 300)

Философ и теоретик музыки.

(ок 365- ок 300 до н.э.)

Душа –гармония четырёх основных качеств тела : холодного ,горячего, влажного и сухого . Она умирает вместе с телом.

От войн погибает больше людей, чем от других причин.

Наилучший строй – сочетание монархии, аристократии и демократии (по образцу Спарты).

Доказывал шарообразность Земли, вычислял высоту гор.

(ок. 200 -118 до н.э.)

Близок по взглядам Аристотелю.

Космос вечен, он – причина себя самого. Наслаждение является злом. Душа имеет природу эфира.

Новые школы

Близки по взглядам киренаикам , чьё учение растворилось в учении Эпикура. С киниками, в свою очередь, шла жёсткая борьба: эпикурейцы обвиняли киников в лени и нежелании жить в обществе, киники обвиняли эпикурейцев в стремлении к наслаждениям и отказу от довольствования малым. При этом обе школы сходились в том, что науки, религия и суеверия излишни, а устои общества следует изменить в пользу личной свободы.

Эпикур (341-270 до н.э.)

К чувственным наслаждением киренаиков добавил наслаждение от отсутствия страданий.

Удовольствия Эпикура в основном должны быть связаны с благородством и созерцанием.

Разделил знания на три части :

- Физику (учение о природе и космосе);

- Канонику ( учение о познании мира);

- Этику (учение о человеке, его целях и поведении).

  • Вселенная состоит из атомов и пустоты. Они вечны и неизменны. При движении атомы могут сталкиваться между собой, порождая случайности.
  • Нет ничего ,кроме Вселенной (закон сохранения материи);
  • Во вселенной множество материальных миров, один из которых похож на наш, остальные –нет.
  • Человек – результат биологической эволюции.
  • Боги (при их существовании) не вмешиваются в жизнь людей. Судьба человека зависит от него самого.
  • Душа – особый вид материи. Она смертна, как и тело. Поэтому к счастью нужно стремиться в земной жизни. Счастье – это удовольствие, т.е. отсутствие страданий,здоровый образ жизниизанятие любимым делом.

Тит Лукреций Кар

Главный представитель римского эпикуреизма.

Атомы – не предел делимости, а творческие начала, из которых создаются вещи со своими структурами.

Восхвалял человеческий разум, которому покоряются знания о мире, а также искусства.

Боги состоят из тончайших атомов и находятся в покое между миров.

Стоики

Ранний стоицизм

Зенон Китийский

Основатель стоицизма. Ученик Кратета Фиванского.

  • логику;
  • физику (натурфилософию);
  • этику;

Сравнивал знания с фруктовым садом или с яйцом :

Логика – ограда сада или скорлупа яйца;

Физика – деревья или белок яйца;

Этика – фрукты или желток яйца.

  • Цель логики – отработка критериев истины.
  • Источник человеческого познания – ощущения, на основании которых возникают представления. Накапливаясь в памяти , представления дают основу для построения понятий, черт сходства и различия.
  • Понятия не имеют самостоятельного существования. Существуют лишь единичные вещи.
  • Бытие – лишь то, что способно к активности и страданию. Поскольку страдает лишь тело, бытие и тело – одно и то же.
  • Космос – материальное,разумное и живое целое , в котором два начала: пассивное материальное и активное материальное (Логос).
  • Поскольку нет материи без формы, Логос есть всё.
  • Мир развивается циклически, каждый круг развития заканчивается мировым пожаром. После пожара всё сгорит, затем возродится и повторится.
  • Цель жизни – достижение счастья . Суть счастья – следование природе, т.е развитие присущих человеку качеств . Поэтому необходимо постоянное саморазвитие и стремление к мудрости .
  • Счастье не зависит от внешних событий , поэтому следует быть безразличным к ним.
  • Страсти - следствие ошибочных суждений .

(281/278 – 208/205 до н.э.)

Считал мудрецами лишь Сократа и Зенона.

Как и Зенон, видел идеалом добродетели жизнь в согласии с природой .

В отличие от Зенона, считал страсти не следствием ошибочных суждений, а самими ошибочными суждениями .

Создал учение о периодическом сожжении и возрождении мира.

Диоген Вавилонский (Диоген из Селевкии)

(ок. 240-150 до н.э.)

Ученик Хрисиппа. В 155 г. до н.э. познакомил римлян со стоицизмом .

Кратет Малльский

(2 в. до н.э –ок 145 г до н.э.)

Около 150 г. до н.э. создал первый глобус . Делил Землю на пять климатических зон:

  • в двух полярных областях слишком холодно;
  • на экваторе –слишком жарко для людей;
  • две умеренные области: населены людьми.

Времена года в южном и северном полушариях противоположны друг другу.

Сушу делил на четыре континента:

Средний стоицизм

(ок. 185 – 110/109 до н.э.)

Родоначальник среднего стоицизма.

Ученик Кратета Малльского и Диогена Вавилонского. Испытал влияние Платона и Аристотеля.

Основное внимание перенёс на этику .

Всё, что требуется от человека природой, разумно , а значит, прекрасно.

  • познанию мира,
  • общению с людьми,
  • возвышению своей души
  • упорядочению жизни.

Подверг сомнению многое из раннего стоицизма, в т.ч. идею мирового пожара.

(139/135 – 51/50 до н.э.)

Этика зависит от правильного понимания души . Главная задача этики – нравственное воспитание .

  • Низшая способность – стремление к наслаждению.
  • Вторая – к господству и обладанию.
  • Высшая, разумная способность – к нравственной красоте.

Источник зла – в душе человека , а не вовне. Поэтому лишь на человеке лежит ответственность.

Конечная цель — жить, созерцая истину, стремиться к тому, чтобы ничего не делать по велению неразумного начала души .

Поздний стоицизм

Учитель императора Нерона. Учил добродетели, отказу от участия в общественной жизни и сосредоточении на собственном духовном развитии.

Как саморазвитие, так и развитие всего общества безграничны.

Гай Музоний Руф

Уделял основное внимание этике. Разработал правила поведения в тех или иных жизненных ситуациях.

Основа его этики: все люди имеют задатки для добродетели .

Ученик Гая Музония Руфа.

  • разумном (логосе);
  • созидающем (природе).

Человек – единственное существо, обладающее логосом . Цель жизни – обретение согласной с разумом добродетели .

Считал всех людей братьями . Люди поступают дурно, поскольку не ведают добра и зла . Каждый должен считать себя гражданином мира . Призывал к человечному отношению к рабам.

Марк Аврелий

Философией увлёкся в 25 лет. Испытал большое влияние Эпиктета.

Считал себя в первую очередь философом, лишь затем –императором.

Выделял два мира:

  • внешний, который неподвластен человеку;
  • внутренний, подвластный лишь человеку.

Источник счастья – жизнь в согласии с общим разумом (с Единым), т.е приведения внутреннего мира в соответствие с внешним.

Вопросы

Силу тяжести главной природной силой считал:

В) Тит Лукреций Кар;

Г)Гай Музоний Руф;

В каком веке римляне познакомились с учением стоиков?

Основателем скептицизма был:

Первый мыслитель, назвавший себя гражданином мира (космополитом):

В) Аристипп из Кирены;

Г) Евклид из Мегары;

Кратет Фиванский принадлежал школе:

Император Римской Империи в 161-180 гг. был:

Данной статьёй мы заканчиваем обзор античной философии. Следующая статья будет посвящена философии Индии, Китая и Японии.

Основные черты

Этическая направленность

Одна из особенностей эллинистической философии — обращение к вопросам этики. Главной задачей философии стал поиск способов улучшения жизни человека, достижение им крупных благ.

Адаптация восточных религиозных моментов

Благодаря походам Александра Македонского греческая культура распространялась в регионах Востока. Это приводило к смешению греческой и восточной культур. Поэтому сам период называется не эллинский, а эллинистический, так как вбирал в себя элементы философии других народов. Среди них и восточные религиозные учения.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Например, привычный пантеон греческих богов пополнился восточными божествами — богини Атагарта и Исида получили имя Деметры. Именно в этот период получает распространение практика прижизненного обожествления правителей, свойственная восточным культурам.

Направления и представители

Киники

В основе направления лежало упрощение. Человек, по мнению, кинийцев, должен отказаться от роскоши и богатства, стать ближе природе. Любая власть над человеком также отвергалась. Высшее благо — свобода.

Самые известные философы этого направления — Антисфен и его ученик Диоген, прославившийся своими суждениями и образом жизни. По легенде философ жил в бочке, не признавал правителей и государство, а также отрицал государственные границы.

Скептики

Главный принцип скептицизма — мир изменчив, у каждого понятия и предмета есть две стороны. Поэтому ни одно утверждение нельзя считать истинным. В связи с этим настоящее счастье человека в безмятежности и невозмутимости. Ярким представителем этого направления был Пиррон. Помимо прочего, призывал к аскетичному образу жизни.

Эпикуры

Свое название направление получило по имени основателя — философа Эпикура. Основное положение эпикуреизма — истинно ощущение. Через ощущения человек приходит к удовольствию духовному. Настоящее понимание духовного удовольствия может получить только тот человек, который осознанно избегает отрицательных эмоций, вырабатывает стойкость духа и стремится к наслаждению. Только отринув все тревоги, человек сможет достичь гармонии.

Стоики

В стоицизм были включены три течения — логика, этика и физика. В основе учения лежали этические принципы. Человек должен быть стойким перед искушениями и контролировать свои чувства с помощью разума. Главное благо — добродетель.

Последователями учения были такие философы, как Зенон Элейский, Сенека, Цицерон, Марк Аврелий.

Неоплатоники

Одна из особенностей течения — создание иерархии человеческого общества, на вершине которого находится сверхразумное божественное начало. Среди людей последователи неоплатонизма различали простых и мудрецов. Они различались по отношению к материальному и духовному мирам. Для простых характерно телесное начало, а для мудрецов моральное, метафизическое.

Одна их характеристик неоплатонизма — стремление к синтезу различных учений: от зарождавшегося христианства до восточной мифологии.

Основателем школы был ученик Платона Плотин. Примечательно, что неоплатонизм стал переходным звеном между античностью и теизмом.

Общая характеристика периода

Во время расцвета эллинистической философии получают развитие и другие науки: математика, механика, астрономия, медицина, география, филология. Среди ученых этого периода: Евклид, Архимед, Аристарх Самосский. Эллинизм влиял на культурную, политическую, социальную и даже экономическую сферы жизни общества.

Основные вопросы, на которые стремились ответить философы всех направлений этой эпохи:

Читайте также: