Какие философские проблемы объединяют школы раннеэллинистического периода
Обновлено: 05.07.2024
Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе. После распада этой империи на её территории возникло значительное число государств, самыми крупными из которых были царство Птолемеев (Египет), царство Селевкидов (Сирия) и Пергамское царство. Эти государства уже строились не на основе полисной системы, а напоминали монархические деспотии Востока. К культурным особенностям эпохи эллинизма относится распространение античной культуры на Восток, где она соединялась с местными традициями. Происходило взаимопроникновение культурных начал античного мира и восточных цивилизаций. В свою очередь античная культура утрачивает, принимая культурные влияния с Востока, некоторые черты, придававшие ей чёткую специфику в классический период.
Философию эпохи эллинизма (3 в. до н.э. – 6 в. н.э.) можно подразделить на два периода:
1. Ранний эллинизм (3 – 1 вв. до н.э.). В период раннего эллинизма определяющим является греческое влияние. В это время зарождаются существовавшие до крушения античности философские школы: стоицизм, скептицизм, эпикуреизм; продолжают привлекать к себе последователей школы киников.
2. Поздний эллинизм (римский период) (1 в. до н.э. – 6 в. н.э.). В целом философия в этот период продолжает тенденции, заложенные в эпоху раннего эллинизма. Существуют те же философские школы, значительных изменений не претерпевает и проблематика, над которой размышляли философы. Однако значительную роль в философствовании начинают играть пишущие на латинском языке философы-римляне. Из философских направлений наиболее влиятельным к концу существования античной философии становится неоплатонизм.
Философия эпохи эллинизма характеризуется рядом особенностей, отличающих её от философии античной классики. Античная философия началась с преобладания физической проблематики, в классический период физика и этика были в системах Платона и Аристотеля уравновешены между собой. В эллинистический период изучение природы окончательно отодвигается на второй план и подчиняется этике как способу достижения благой жизни. Даже занятия естествознанием были предназначены для того, чтобы дать душе покой, избавить её от страхов.
В эллинистический период происходит размежевание философии и частных наук: появляются учёные, занимающиеся частнонаучными вопросами и не интересующиеся философией (Архимед, Эвклид и др.). Центром развития наук становится Александрия с её Мусейоном и знаменитой библиотекой. Одновременно всё чаще встречались философы, занимающиеся лишь сугубо философскими (как правило, этическими) вопросами и не принадлежащие собственно сфере науки (Эпиктет, Цицерон, Марк Аврелий). Для раннего и классического этапа античной философии такое разделение философии и наук нехарактерно.
В поздней античной философии большее место, чем в классический период её развития, занимает тяга к внутреннему самоуглублению, рефлексии, к внутренней, нравственной свободе отдельного индивида в авторитарном, монархическом государстве, которое пришло на смену демократическим полисам классического периода греческой истории. Одним из философских достижений эллинистической философии был повышенный интерес к индивиду с его проблемами, подчас носящими частный, личный характер. Главной целью эллинистические мудрецы объявили достижение автаркии (самостоятельности) и атараксии (бесстрастия, душевного покоя). К этой цели, хотя и разными путями, двигались различные школы эллинистической философии.
Чёткое деление философии на три части – физику, логику и этику – появляется именно в философии периода раннего эллинизма. Античная философия классического периода интересовалась индивидом не самим по себе, а лишь в той мере, в какой он являлся частью всеобъемлющего целого – космоса или полиса.
Эллинистическая философия - греко-римская философия. Одним из философских достижений эллинистической философии был повышенный интерес к индивиду с его проблемами, подчас носящими частный, личный характер. Главной целью эллинистические мудрецы объявили достижение автаркии (самостоятельности) и атараксии (бесстрастия, душевного покоя). К этой цели, хотя и разными путями, двигались различные школы эллинистической философии.
Кинизм – стремились к отработке и экспериментальной проверке на себе определенным образа жизни. Мыслить по-киничиски – только средство, цель- жить. именовали себя “гражданами мира” и обязывались жить в любом обществе не по его законам, а по своим собственным, с готовностью приемля статус нищих, юродивых. Положение не только крайне бедственное, но и унизительное избирается ими как наилучшее. Все виды духовной и физической бедности предпочтительнее богатства. Они так же занимались теорией познания, критикуя общие понятия, как вредную выдумку, усложняющую отношению к предмету.
Эпикуризм - учение и образ жизни, исходящие из идей Эпикура и его последователей, отдающих не задумываясь предпочтение материальным радостям жизни.. У человека есть свобода выбора, а не все предопределено. В учении о душе Эпикур отстаивает материалистические взгляды. душа - это не нечто бестелесное, а структура атомов, тончайшая материя, рассеянная по всему организму. Отсюда вытекает и отрицание бессмертия души. В области теории познания Эпикур - сенсуалист. В основе всякого познания лежат ощущения, которые возникают при отделении отражений от объективно существующих предметов и проникают в наши органы чувств. Таким образом, основной предпосылкой всякого познания является существование объективной реальности и ее познаваемость с помощью чувств. Большое внимание уделял понятиям. Ясность и точность употребляемых понятий он считал основой любых рассуждений. Этические и вообще философские воззрения Эпикура теснейшим образом связаны с его открытым и воинствующим атеизмом. Основным источником возникновения и существования религии он считал страх смерти и незнание естественных законов.
Стоицизм . Его основателем был Зенон. Трактат "О человеческой природе". Стоики часто сравнивали философию с человеческим организмом. Логику они считали скелетом, этику - мышцами, а физику - душой. В онтологии стоики признают два основных принципа: материальный принцип (материал), который считается основой, и духовный принцип - логос (бог), который проникает через всю материю и образует конкретные единичные вещи. Стоики, сущностью считали материальный принцип.. Стоики упрощают аристотелевскую систему категорий - четыре основными категориями: субстанция (сущность), количество, определенное качество и отношение, согласно определенному качеству. С помощью данных категорий постигается действительность. Центром и носителем познания, согласно стоической философии, является душа. Она понимается как нечто телесное, материальное. этика выдвигает на вершину человеческих усилий добродетель. Добродетель, по их представлениям единственное благо. Добродетель означает жить в согласии с разумом. Стоики признают четыре основные добродетели, прибавляются четыре противоположности: разумности противостоит неразумность, умеренности - распущенность, справедливости - несправедливость и доблести - трусость, малодушие. Между добром и злом, между добродетелью и грехом четкое, категорическое различие.
9. Теория познания в средневековой философии.
Схоластика представитель Фома Аквинский. Он основатель направления – тонизм, вершина схоластики. Начинается со школ, которые образованы церквями и монастырями. Богословие стимулировала образовательные процессы. В школах преподавали Риторику, грамматику, богословие, естественные науки. Вопросы к-е рассматривались в школах, они не касались жизни. Самое главное было умение доказать свою точку зрения. Ф. Аквинский дал классификацию мира, о душе, наук. основой мира явл бог. Неотонизм- знание и вера не противоречат друг другу. Он писал, что человеческое познание дает познание вещей только так, как вещи нам являются. Мы знаем только явление вещей . богословие помогает процессу познания .
Собстенно философ направлениями средневековья считаются 2 направления- реализм и номинализм. Реализм- мир создан богом и бог изначально создает определенные понятия(реалии) и в соответствии с этим творит мир; человек познает мир с помощью этих реалий .Номинализм –мир создан богом сразу. Человек изучает вещи , проводит обобщения и из этих обобщений делает вывод.
Эллинистическая философия - греко-римская философия. Одним из философских достижений эллинистической философии был повышенный интерес к индивиду с его проблемами, подчас носящими частный, личный характер. Главной целью эллинистические мудрецы объявили достижение автаркии (самостоятельности) и атараксии (бесстрастия, душевного покоя). К этой цели, хотя и разными путями, двигались различные школы эллинистической философии.
Кинизм – стремились к отработке и экспериментальной проверке на себе определенным образа жизни. Мыслить по-киничиски – только средство, цель- жить. именовали себя “гражданами мира” и обязывались жить в любом обществе не по его законам, а по своим собственным, с готовностью приемля статус нищих, юродивых. Положение не только крайне бедственное, но и унизительное избирается ими как наилучшее. Все виды духовной и физической бедности предпочтительнее богатства. Они так же занимались теорией познания, критикуя общие понятия, как вредную выдумку, усложняющую отношению к предмету.
Эпикуризм - учение и образ жизни, исходящие из идей Эпикура и его последователей, отдающих не задумываясь предпочтение материальным радостям жизни.. У человека есть свобода выбора, а не все предопределено. В учении о душе Эпикур отстаивает материалистические взгляды. душа - это не нечто бестелесное, а структура атомов, тончайшая материя, рассеянная по всему организму. Отсюда вытекает и отрицание бессмертия души. В области теории познания Эпикур - сенсуалист. В основе всякого познания лежат ощущения, которые возникают при отделении отражений от объективно существующих предметов и проникают в наши органы чувств. Таким образом, основной предпосылкой всякого познания является существование объективной реальности и ее познаваемость с помощью чувств. Большое внимание уделял понятиям. Ясность и точность употребляемых понятий он считал основой любых рассуждений. Этические и вообще философские воззрения Эпикура теснейшим образом связаны с его открытым и воинствующим атеизмом. Основным источником возникновения и существования религии он считал страх смерти и незнание естественных законов.
Стоицизм . Его основателем был Зенон. Трактат "О человеческой природе". Стоики часто сравнивали философию с человеческим организмом. Логику они считали скелетом, этику - мышцами, а физику - душой. В онтологии стоики признают два основных принципа: материальный принцип (материал), который считается основой, и духовный принцип - логос (бог), который проникает через всю материю и образует конкретные единичные вещи. Стоики, сущностью считали материальный принцип.. Стоики упрощают аристотелевскую систему категорий - четыре основными категориями: субстанция (сущность), количество, определенное качество и отношение, согласно определенному качеству. С помощью данных категорий постигается действительность. Центром и носителем познания, согласно стоической философии, является душа. Она понимается как нечто телесное, материальное. этика выдвигает на вершину человеческих усилий добродетель. Добродетель, по их представлениям единственное благо. Добродетель означает жить в согласии с разумом. Стоики признают четыре основные добродетели, прибавляются четыре противоположности: разумности противостоит неразумность, умеренности - распущенность, справедливости - несправедливость и доблести - трусость, малодушие. Между добром и злом, между добродетелью и грехом четкое, категорическое различие.
9. Теория познания в средневековой философии.
Схоластика представитель Фома Аквинский. Он основатель направления – тонизм, вершина схоластики. Начинается со школ, которые образованы церквями и монастырями. Богословие стимулировала образовательные процессы. В школах преподавали Риторику, грамматику, богословие, естественные науки. Вопросы к-е рассматривались в школах, они не касались жизни. Самое главное было умение доказать свою точку зрения. Ф. Аквинский дал классификацию мира, о душе, наук. основой мира явл бог. Неотонизм- знание и вера не противоречат друг другу. Он писал, что человеческое познание дает познание вещей только так, как вещи нам являются. Мы знаем только явление вещей . богословие помогает процессу познания .
Собстенно философ направлениями средневековья считаются 2 направления- реализм и номинализм. Реализм- мир создан богом и бог изначально создает определенные понятия(реалии) и в соответствии с этим творит мир; человек познает мир с помощью этих реалий .Номинализм –мир создан богом сразу. Человек изучает вещи , проводит обобщения и из этих обобщений делает вывод.
После классической эпохи в развитии античной философии наступил период, получивший название эллинистического от наименования греческого государства — Эллады. Особенность этого этапа в развитии философии заключалась в отказе от создания всеобъемлющих философских концепций и переключении внимания на проблемы ценностей и смысла человеческой жизни. Эта проблематика особенно ярко проявилась в деятельности ведущих школ и направлений раннеэллинистического периода (IV-I вв. до н. э ) — киников, эпикурейцев, стоиков, скептиков.
Школа киников, или циников (от названия холма в Афинах, где занимался с учениками основатель школы Антисфен), проповедовала отказ от достижений материальной цивилизации. Наиболее известный представитель — Диоген (ок. 400 — ок. 325 гг. до н. э.). Характерными чертами кинизма (цинизма) были пренебрежение общественными нормами. Основой счастья и добродетели они считали отказ от богатства, славы, всех чувственных удовольствий, достижение независимости и внутренней свободы.
Основные положения эпикурейской философии:
1) реальность поддается осмыслению человеческим разумом;
2) в реальности есть место для счастья; счастье — это вытеснение страдания и беспокойства;
3) для достижения счастья и покоя человек не нуждается ни в чем, кроме самого себя;
4) для этого также излишни государство, богатство и даже боги.
Стоицизм (III в. до н. э. — III в. н. э.) во многом существенно отличается от эпикуреизма. Например, в школе Эпикура как в его время, так и после него царил культ учителя, авторитет которого считался непререкаемым, ученики не только изучали его теорию, но и непреклонно ей следовали. В школе стоиков, напротив, отвергалась всякая догматика, критика была движущей силой их учения. Стоики не принимали механистического атомизма эпикурейцев, согласно которому человек являлся сцеплением атомов. Атомизм принципиально не мог объяснить нравственную и интеллектуальную сущность человека. Не принимали стоики также и эпикурейской этики наслаждения ради наслаждения.
Этика стоиков основана на признании счастья главной целью жизни человека, и в этом она сходна с этикой эпикурейцев. Но на этом сходство заканчивается. Счастье, согласно стоикам, есть следование природе, внутренне разумное спокойствие, рациональное приспособление к окружающим условиям ради самосохранения. Благо — то, что направлено на сохранение человеческого существа, зло - то, что направлено на его уничтожение. Но не всякое благо в одинаковой степени ценно. Благо, направленное на сохранение физической жизни, по своей сути является нейтральным, а благо, направленное на сохранение и развитие логоса, разума, является подлинной добродетелью и может быть оценено как моральное качество — добро. Все то, что способствует самосохранению двуединой сущности человека, является ценным. В соответствии с этим у стоиков возникает важнейшее понятие — долг, под которым они понимают морально совершенное поведение, опирающееся на рациональное следование природе, понимание ее устройства, знание ее законов. Мы все равны перед природой, поэтому требование самосохранения распространяется на всех. Стремление же к собственному сохранению каждым есть условие ненанесения вреда другому. Поздний стоицизм связан с именами Сенеки, Эпиктета и Марка Аврелия.
Многочисленные направления философии первых веков нашей эры подвергаются сомнению и перерабатываются с учетом потребностей христианства. Многие идеи позднего стоицизма были восприняты потом христианскими мыслителями и даже писателями эпохи Возрождения.
Вопросы длясамопроверки
(первый уровень понимания материала)
1. Какой вопрос был центральным в учении досократиков?
2. В чем главная особенность классической философии?
3. Назовите основные философские школы периода эллинизма.
Основные понятия и термины
Апейрон — первоначало (Анаксимандр) — это нечто материальное, беспредельное, безграничное, неопределенное,
Атом— материальная неделимая частица, первооснова мира, причина и сущность всего существующего (Демокрит, Левкипп, Эпикур).
Брахман — в древнеиндийской религиозно-философской литературе целостная духовная субстанция, безличное духовное начало, из которого все произошло.
Будда (с санскр. — пробуждать, познавать) — человек, обладающий Пробужденным, просветленным сознанием.
Веды (с санскр. — знание) — древнеиндийский сакральный текст, являющийся священным для ведической религии, брахманизма и индуизма.
Гилозоизм (греч. hule — вещество, zol — жизнь) — философское учение, приписывающее способность ощущения и мышления всем формам материи.
Даосизм — религиозно-философское учение Китая, основоположник — Лао-Цзы.
Дхаммапада — древнеиндийская книга, в которой отражены основные положения буддизма.
Индуизм — политеистическая религиозная система в современной Западной Индии, продолжившая и развившая традиции ведической религии и брахманизма (получила распространение в раннем средневековье).
Конфуцианство — религиозно-философское учение Китая, основоположником которого был Конфуций.
Натурфилософия — философское учение о природе.
Упанишады (с санскр. — сидеть рядом с учителем) — религиозно-философские комментарии к Ведам.
Упражнения и задачи
(второй уровень понимания материала)
1. В зависимости от чего подразделяют индийские философские учения на ортодоксальные и неортодоксальные?
2. Объясните соотношение категорий буддийской философии: состояние нирваны и активности (направленной на свою жизнь)
3. В чем сущность учения Будды и в чем разница между махаяной и хинаяной?
4. Какие космогонические идеи явились основой религиозно-философского мировоззрения древних китайцев?
7. Против чего были направлены апории Зенона?
8. Кто такие софисты и в чем значение их учения?
9. На что были направлены философские рассуждения Сократа?
В чем суть объективно-идеалистической теории Платона?
В чем видел Аристотель сущность вещей?
12 В чем состоит концептуальное различие классического и эллинистического этапов философии?
13 Какие философские проблемы объединяют школы раннеэллинистического периода и в чем различие их философских взглядов?
14. Прокомментируйте слова философов.
Тестовые задания
(третий уровень понимания материала)
1. Из перечисленных философских школ Индии указать ортодок-
сальную:
2. Сиддхарта Гаутама Шакьямуни — создатель:
3. Укажите древнекитайский философский текст:
5. В V в. до н. э. существовало сто философских школ:
6. Первоначальный атеизм представлен в учении:
7.Высказывание «В ту же реку дважды не войдешь принадлежит античному философу:
8. Утверждал, что всякое понятие о движении противоречив, а следовательно, не истинно:
2) Сократ;
3)Зенон;
9. Впервые в центр философии ставит проблему человека как морального существа:
10. Полагал, что есть вечные и идеальные ценности бытия:
11. По своему мировоззрению Платон был:
1) объективным идеалистом;
2) субъективным идеалистом;
12. Логику сделал орудием познающего разума
13. Свобода и управление своими чувствами — главные принципы философской школы античности:
После классической эпохи в развитии античной философии наступил период, получивший название эллинистического от наименования греческого государства — Эллады. Особенность этого этапа в развитии философии заключалась в отказе от создания всеобъемлющих философских концепций и переключении внимания на проблемы ценностей и смысла человеческой жизни. Эта проблематика особенно ярко проявилась в деятельности ведущих школ и направлений раннеэллинистического периода (IV-I вв. до н. э ) — киников, эпикурейцев, стоиков, скептиков.
Школа киников, или циников (от названия холма в Афинах, где занимался с учениками основатель школы Антисфен), проповедовала отказ от достижений материальной цивилизации. Наиболее известный представитель — Диоген (ок. 400 — ок. 325 гг. до н. э.). Характерными чертами кинизма (цинизма) были пренебрежение общественными нормами. Основой счастья и добродетели они считали отказ от богатства, славы, всех чувственных удовольствий, достижение независимости и внутренней свободы.
Основные положения эпикурейской философии:
1) реальность поддается осмыслению человеческим разумом;
2) в реальности есть место для счастья; счастье — это вытеснение страдания и беспокойства;
3) для достижения счастья и покоя человек не нуждается ни в чем, кроме самого себя;
4) для этого также излишни государство, богатство и даже боги.
Стоицизм (III в. до н. э. — III в. н. э.) во многом существенно отличается от эпикуреизма. Например, в школе Эпикура как в его время, так и после него царил культ учителя, авторитет которого считался непререкаемым, ученики не только изучали его теорию, но и непреклонно ей следовали. В школе стоиков, напротив, отвергалась всякая догматика, критика была движущей силой их учения. Стоики не принимали механистического атомизма эпикурейцев, согласно которому человек являлся сцеплением атомов. Атомизм принципиально не мог объяснить нравственную и интеллектуальную сущность человека. Не принимали стоики также и эпикурейской этики наслаждения ради наслаждения.
Этика стоиков основана на признании счастья главной целью жизни человека, и в этом она сходна с этикой эпикурейцев. Но на этом сходство заканчивается. Счастье, согласно стоикам, есть следование природе, внутренне разумное спокойствие, рациональное приспособление к окружающим условиям ради самосохранения. Благо — то, что направлено на сохранение человеческого существа, зло - то, что направлено на его уничтожение. Но не всякое благо в одинаковой степени ценно. Благо, направленное на сохранение физической жизни, по своей сути является нейтральным, а благо, направленное на сохранение и развитие логоса, разума, является подлинной добродетелью и может быть оценено как моральное качество — добро. Все то, что способствует самосохранению двуединой сущности человека, является ценным. В соответствии с этим у стоиков возникает важнейшее понятие — долг, под которым они понимают морально совершенное поведение, опирающееся на рациональное следование природе, понимание ее устройства, знание ее законов. Мы все равны перед природой, поэтому требование самосохранения распространяется на всех. Стремление же к собственному сохранению каждым есть условие ненанесения вреда другому. Поздний стоицизм связан с именами Сенеки, Эпиктета и Марка Аврелия.
Многочисленные направления философии первых веков нашей эры подвергаются сомнению и перерабатываются с учетом потребностей христианства. Многие идеи позднего стоицизма были восприняты потом христианскими мыслителями и даже писателями эпохи Возрождения.
Вопросы длясамопроверки
(первый уровень понимания материала)
1. Какой вопрос был центральным в учении досократиков?
2. В чем главная особенность классической философии?
3. Назовите основные философские школы периода эллинизма.
Основные понятия и термины
Апейрон — первоначало (Анаксимандр) — это нечто материальное, беспредельное, безграничное, неопределенное,
Атом— материальная неделимая частица, первооснова мира, причина и сущность всего существующего (Демокрит, Левкипп, Эпикур).
Брахман — в древнеиндийской религиозно-философской литературе целостная духовная субстанция, безличное духовное начало, из которого все произошло.
Будда (с санскр. — пробуждать, познавать) — человек, обладающий Пробужденным, просветленным сознанием.
Веды (с санскр. — знание) — древнеиндийский сакральный текст, являющийся священным для ведической религии, брахманизма и индуизма.
Гилозоизм (греч. hule — вещество, zol — жизнь) — философское учение, приписывающее способность ощущения и мышления всем формам материи.
Даосизм — религиозно-философское учение Китая, основоположник — Лао-Цзы.
Дхаммапада — древнеиндийская книга, в которой отражены основные положения буддизма.
Индуизм — политеистическая религиозная система в современной Западной Индии, продолжившая и развившая традиции ведической религии и брахманизма (получила распространение в раннем средневековье).
Конфуцианство — религиозно-философское учение Китая, основоположником которого был Конфуций.
Натурфилософия — философское учение о природе.
Упанишады (с санскр. — сидеть рядом с учителем) — религиозно-философские комментарии к Ведам.
Упражнения и задачи
(второй уровень понимания материала)
1. В зависимости от чего подразделяют индийские философские учения на ортодоксальные и неортодоксальные?
2. Объясните соотношение категорий буддийской философии: состояние нирваны и активности (направленной на свою жизнь)
3. В чем сущность учения Будды и в чем разница между махаяной и хинаяной?
4. Какие космогонические идеи явились основой религиозно-философского мировоззрения древних китайцев?
7. Против чего были направлены апории Зенона?
8. Кто такие софисты и в чем значение их учения?
9. На что были направлены философские рассуждения Сократа?
В чем суть объективно-идеалистической теории Платона?
В чем видел Аристотель сущность вещей?
12 В чем состоит концептуальное различие классического и эллинистического этапов философии?
13 Какие философские проблемы объединяют школы раннеэллинистического периода и в чем различие их философских взглядов?
14. Прокомментируйте слова философов.
Тестовые задания
(третий уровень понимания материала)
1. Из перечисленных философских школ Индии указать ортодок-
сальную:
2. Сиддхарта Гаутама Шакьямуни — создатель:
3. Укажите древнекитайский философский текст:
5. В V в. до н. э. существовало сто философских школ:
6. Первоначальный атеизм представлен в учении:
7.Высказывание «В ту же реку дважды не войдешь принадлежит античному философу:
8. Утверждал, что всякое понятие о движении противоречив, а следовательно, не истинно:
2) Сократ;
3)Зенон;
9. Впервые в центр философии ставит проблему человека как морального существа:
10. Полагал, что есть вечные и идеальные ценности бытия:
11. По своему мировоззрению Платон был:
1) объективным идеалистом;
2) субъективным идеалистом;
12. Логику сделал орудием познающего разума
13. Свобода и управление своими чувствами — главные принципы философской школы античности:
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
После Аристотеля наступает эпоха Эллинизма . Обычно её описывают как упадок греческих полисов в связи с потерей ими независимости и вхождением Греции в середине 2 века до н.э. в состав Римской Империи . Тем не менее, философия и культура Греции продолжали развиваться. Это выразилось не только в появлении школ, основанных последователями Сократа, Платона и Аристотеля, но и появлением новых школ и направлений.
Основная борьба шла между стоиками и эпикурейцами . Философия всё больше становилась религиозной, а философские школы – закрытыми сообществами, равнодушными к происходящим событиям. На первое место выходят вопросы этики и воспитания .
Сначала мы разберём школы и направления, основанные учениками трёх великих философов, а затем рассмотрим новые направления.
Сократические школы
Киники
В центре внимания киников стояла этика .
Смысл жизни – в личной добродетели , которую можно достичь, освободившись от условностей. Жизнь человека сводится к животному состоянию, поэтому науки не нужны.
Школа не получила широкого распространения.
(ок. 444- ок. 370 до н.э.)
Ученик Горгия, затем - Сократа. Преподавал в гимназии Киносарг
В отличие от элеатов, не разделял мир на умопостигаемый и чувственный.
Первым назвал себя космополитом – гражданином мира .
- простоты жизни, следования своей природе, презрения к условностям;
- умения отстаивать свой образ жизни;
- верности, храбрости, благодарности.
Основная задача философии – изучение внутреннего мира человека, понимание, того, что является для человека истинным благом. Это благо – быть добродетельным .
Диоген Синопский
(ок. 400-325 до н.э.)
Считал, что у человека есть всё, что нужно для жизни , поэтому следует откинуть предубеждения, предрассудки и т.д. По-настоящему свободен лишь тот, кто свободен от большинства потребностей.
Кратет Фиванский
(ок. 365 –ок. 285 до н.э.)
Ученик Диогена. Родился в богатой семье. Решив заняться философией, продал имущество и раздал деньги.
Человек должен быть вне политики .
Киренаики
Противопоставляли себя киникам. На их учение, кроме Сократа, существенно повлияли Протагор и Демокрит . А со школой эпикурейцев у киренаиков сложилось взаимовлияние. К сер. 3 в. до н.э. школа киренаиков окончательно растворилась в эпикуреизме . Счастье сводили к чувственным наслаждениям (гедонизм). К середине 3 в. до н.э. школа прекратила существование.
Аристипп из Кирены
(ок 435- ок. 355 до н.э.)
Основатель школы киренаиков. Ученик Сократа.
Первым из учеников стал брать плату за обучение . Хотя он жил в роскоши, не был скупым. Жил по своим убеждениям, о чём говорили даже его критики.
Познание основано лишь на восприятиях , причины которых непознаваемы.
Философия – искусство жить свободно, чтобы жизнь была в радость . Сравнивал удовольствие с покоем.
В поведении следует руководствоваться настоящим.
(ок. 320-ок 280 до н.э.)
Наслаждение, по Гегесию, связано с разумом , а не с чувствами. Счастье – положительный баланс между удовольствием и страданиями .
Аристипп Младший
Внук Аристиппа. Обучался философии у своей матери – дочери Аристиппа.
Выделил три состояния, влияющие на настроение:
- первое (в котором человек чувствует боль) подобно шторму;
- второе ( когда чувствует удовольствие) подобно лёгким волнам или приятному бризу;
- третье (в котором нет ни боли, ни удовольствия) подобно штилю.
Удовольствие считал видом движения.
Феодор-Атеист
(ок. 340-ок 250 до н.э.)
Ученик Аристиппа Младшего.
Высшее благо и высшее зло - не удовольствие и боль, а радость и горе .
Высшее благо зависит от справедливости и разумения .
В отличие от других киренаиков, не исключал философа из общества .
Считал, что наслаждение распространяется также на этику и отношения между людьми .
Этические наслаждения выше телесных .
Наслаждение – цель любого действия .
Мудрец счастлив даже кратковременным удовольствием.
Элидо-Эретрийская школа
Была близка по взглядам к мегарской школе. Основной предмет обсуждения – нравственность (этические вопросы). Школа существовала до первой половины 3 века до н.э.
Федон из Элиды
Основатель школы. Ученик Сократа.
Философию видел мощным инструментом воспитания и преобразования общества .
Добро и истина –одно и то же . Истину нельзя вывести из категорически отрицательных суждений – только из положительных.
Менедем из Эретрии
(ок. 345 –ок. 261 до н.э.)
Благо является полезностью .
Все разнообразные добродетели едины в основе своей и сводятся к одному благу – постигаемой разумом истине .
Общие свойства вещей проявляются лишь в конкретных вещах , не являясь самостоятельно существующими.
Мегарская школа
По взглядам близка элидо –эретрийской школе. Исследовали вопросы логики. Мегарики сочетали этику Сократа с учением элеатов о бытии и учением Парменида. Поздние мегарики были близки к киникам .
Евклид из Мегары (не путать с математиком Евклидом)
(ок 435- 365 до н.э.)
Существует лишь одно высшее благо , называемое по-разному : разум, жизненная энергия, бог и т.д. Противоположности высшего блага не существует.
Единственная добродетель, разновидностями которой являются другие добродетели –это познание добра . Единому добру противостоят множество и разнообразие вещей.
Диодор Крон
(ок 350 –ок 284 до н.э.)
Выдвинул свою версию атомизма: вместо атомов существуют мельчайшие частицы – амеры . Они одинаковы, просты и неделимы .
Последователи Платона
Скептики
Выступали за относительность познания , его зависимость от условий и формальную недоказуемость . Целью философии видели счастье , достигаемое с помощью атараксии – спокойствия души, покоя. Такой подход скептиков был ответом на трудное время, в котором они жили.
Пиррон (ок. 360- ок. 270)
Основатель скептицизма. Сочинений не писал.
Чтобы обрести счастье следует ответить на три вопроса:
- Что есть мир?
- Как мы должны к нему относиться?
- Что мы можем получить для себя от сформированного отношения?
Ответы на эти вопрос следующие:
Атараксия и апатия и являются счастьем.
Секст Эмпирик
Главный представитель римских скептиков.
Развивал идеи Пиррона.
Скептик следует тому пути, которому следует весь мир, не имея на этом пути мнений о мире.
Неоплатонисты
Последнее крупное философское течение античности, возникшее в 3-м веке н.э. Дополнили учение Платона некоторыми идеями Аристотеля. Неоплатоники довели до предела противопоставление чувственного, сверхчувственного и телесного миров. Именно неоплатонизм сильнее остальных школ эллинизма повлиял на средневековую философию.
Плотин (ок. 205- 270)
Начало мира единое , божественное , невыразимое и непостижимое . Оно проявляется через истечение (эманацию) сначала, как:
- мировой ум, затем
- мировая душа, после –как
- единичные души,
- единичные тела, далее:
- вплоть до материи (небытия).
Цель жизни – восхождение к единому с помощью обуздания влечений и развития духовных сил .
Порфирий (232 – ок. 301)
Считал философию учением о добродетелях .
Ямвлих (ок. 280 -330)
Ученик Порфирия. Систематизировал древнюю мифологию.
Прокл (ок.410-485)
Говорил, что высшее знание возможно благодаря божественному озарению .
Последователи Аристотеля
Перипатетики – школа последователей Аристотеля.
(Ок. 370 – ок .285 до н.э.)
Ученик Платона и Аристотеля. В 323 г. до н.э. возглавил Ликей. Написал более 200 работ на различные темы.
Основал ботанику и географию растений как отдельные науки. Классифицировал и описал более 500 видов растений.
Был первым историком философии благодаря исторической части своего исследования о природе.
Эвдем Родосский
(ок. 370 –ок. 300 до н.э.)
Ученик Аристотеля. Считал этику ближе к философии, чем в учении Аристотеля.
Первым составил работы по истории геометрии и истории астрономии (не сохранились).
Ученик Теофраста. Большинство работ посвятил физике .
Природа – сила, не отделимая от материи . Она самопроизвольна, самодостаточна, лишена сознания и личности .
Главная сила в природе – сила тяжести . Она упорядочивает космос и является источником движения. Стратон пришёл к выводу, что скорость падающих тел растёт вместе с расстоянием .
Другими силами считал тепло и холод .
Следуя Демокриту, признавал пустоту, разделяющую частицы. Отсюда – обоснование сжимаемости тел. Однако считал атомы делимыми.
Считал что душа находится в передней части головы ,между бровями. Восприятия сохраняются в душе некоторое время. Мышление – движение восприятий . Человек не может мыслить ничего, что ранее не было воспринято.
(ок. 370 –ок. 300)
Философ и теоретик музыки.
(ок 365- ок 300 до н.э.)
Душа –гармония четырёх основных качеств тела : холодного ,горячего, влажного и сухого . Она умирает вместе с телом.
От войн погибает больше людей, чем от других причин.
Наилучший строй – сочетание монархии, аристократии и демократии (по образцу Спарты).
Доказывал шарообразность Земли, вычислял высоту гор.
(ок. 200 -118 до н.э.)
Близок по взглядам Аристотелю.
Космос вечен, он – причина себя самого. Наслаждение является злом. Душа имеет природу эфира.
Новые школы
Близки по взглядам киренаикам , чьё учение растворилось в учении Эпикура. С киниками, в свою очередь, шла жёсткая борьба: эпикурейцы обвиняли киников в лени и нежелании жить в обществе, киники обвиняли эпикурейцев в стремлении к наслаждениям и отказу от довольствования малым. При этом обе школы сходились в том, что науки, религия и суеверия излишни, а устои общества следует изменить в пользу личной свободы.
Эпикур (341-270 до н.э.)
К чувственным наслаждением киренаиков добавил наслаждение от отсутствия страданий.
Удовольствия Эпикура в основном должны быть связаны с благородством и созерцанием.
Разделил знания на три части :
- Физику (учение о природе и космосе);
- Канонику ( учение о познании мира);
- Этику (учение о человеке, его целях и поведении).
- Вселенная состоит из атомов и пустоты. Они вечны и неизменны. При движении атомы могут сталкиваться между собой, порождая случайности.
- Нет ничего ,кроме Вселенной (закон сохранения материи);
- Во вселенной множество материальных миров, один из которых похож на наш, остальные –нет.
- Человек – результат биологической эволюции.
- Боги (при их существовании) не вмешиваются в жизнь людей. Судьба человека зависит от него самого.
- Душа – особый вид материи. Она смертна, как и тело. Поэтому к счастью нужно стремиться в земной жизни. Счастье – это удовольствие, т.е. отсутствие страданий,здоровый образ жизниизанятие любимым делом.
Тит Лукреций Кар
Главный представитель римского эпикуреизма.
Атомы – не предел делимости, а творческие начала, из которых создаются вещи со своими структурами.
Восхвалял человеческий разум, которому покоряются знания о мире, а также искусства.
Боги состоят из тончайших атомов и находятся в покое между миров.
Стоики
Ранний стоицизм
Зенон Китийский
Основатель стоицизма. Ученик Кратета Фиванского.
- логику;
- физику (натурфилософию);
- этику;
Сравнивал знания с фруктовым садом или с яйцом :
Логика – ограда сада или скорлупа яйца;
Физика – деревья или белок яйца;
Этика – фрукты или желток яйца.
- Цель логики – отработка критериев истины.
- Источник человеческого познания – ощущения, на основании которых возникают представления. Накапливаясь в памяти , представления дают основу для построения понятий, черт сходства и различия.
- Понятия не имеют самостоятельного существования. Существуют лишь единичные вещи.
- Бытие – лишь то, что способно к активности и страданию. Поскольку страдает лишь тело, бытие и тело – одно и то же.
- Космос – материальное,разумное и живое целое , в котором два начала: пассивное материальное и активное материальное (Логос).
- Поскольку нет материи без формы, Логос есть всё.
- Мир развивается циклически, каждый круг развития заканчивается мировым пожаром. После пожара всё сгорит, затем возродится и повторится.
- Цель жизни – достижение счастья . Суть счастья – следование природе, т.е развитие присущих человеку качеств . Поэтому необходимо постоянное саморазвитие и стремление к мудрости .
- Счастье не зависит от внешних событий , поэтому следует быть безразличным к ним.
- Страсти - следствие ошибочных суждений .
(281/278 – 208/205 до н.э.)
Считал мудрецами лишь Сократа и Зенона.
Как и Зенон, видел идеалом добродетели жизнь в согласии с природой .
В отличие от Зенона, считал страсти не следствием ошибочных суждений, а самими ошибочными суждениями .
Создал учение о периодическом сожжении и возрождении мира.
Диоген Вавилонский (Диоген из Селевкии)
(ок. 240-150 до н.э.)
Ученик Хрисиппа. В 155 г. до н.э. познакомил римлян со стоицизмом .
Кратет Малльский
(2 в. до н.э –ок 145 г до н.э.)
Около 150 г. до н.э. создал первый глобус . Делил Землю на пять климатических зон:
- в двух полярных областях слишком холодно;
- на экваторе –слишком жарко для людей;
- две умеренные области: населены людьми.
Времена года в южном и северном полушариях противоположны друг другу.
Сушу делил на четыре континента:
Средний стоицизм
(ок. 185 – 110/109 до н.э.)
Родоначальник среднего стоицизма.
Ученик Кратета Малльского и Диогена Вавилонского. Испытал влияние Платона и Аристотеля.
Основное внимание перенёс на этику .
Всё, что требуется от человека природой, разумно , а значит, прекрасно.
- познанию мира,
- общению с людьми,
- возвышению своей души
- упорядочению жизни.
Подверг сомнению многое из раннего стоицизма, в т.ч. идею мирового пожара.
(139/135 – 51/50 до н.э.)
Этика зависит от правильного понимания души . Главная задача этики – нравственное воспитание .
- Низшая способность – стремление к наслаждению.
- Вторая – к господству и обладанию.
- Высшая, разумная способность – к нравственной красоте.
Источник зла – в душе человека , а не вовне. Поэтому лишь на человеке лежит ответственность.
Конечная цель — жить, созерцая истину, стремиться к тому, чтобы ничего не делать по велению неразумного начала души .
Поздний стоицизм
Учитель императора Нерона. Учил добродетели, отказу от участия в общественной жизни и сосредоточении на собственном духовном развитии.
Как саморазвитие, так и развитие всего общества безграничны.
Гай Музоний Руф
Уделял основное внимание этике. Разработал правила поведения в тех или иных жизненных ситуациях.
Основа его этики: все люди имеют задатки для добродетели .
Ученик Гая Музония Руфа.
- разумном (логосе);
- созидающем (природе).
Человек – единственное существо, обладающее логосом . Цель жизни – обретение согласной с разумом добродетели .
Считал всех людей братьями . Люди поступают дурно, поскольку не ведают добра и зла . Каждый должен считать себя гражданином мира . Призывал к человечному отношению к рабам.
Марк Аврелий
Философией увлёкся в 25 лет. Испытал большое влияние Эпиктета.
Считал себя в первую очередь философом, лишь затем –императором.
Выделял два мира:
- внешний, который неподвластен человеку;
- внутренний, подвластный лишь человеку.
Источник счастья – жизнь в согласии с общим разумом (с Единым), т.е приведения внутреннего мира в соответствие с внешним.
Вопросы
Силу тяжести главной природной силой считал:
В) Тит Лукреций Кар;
Г)Гай Музоний Руф;
В каком веке римляне познакомились с учением стоиков?
Основателем скептицизма был:
Первый мыслитель, назвавший себя гражданином мира (космополитом):
В) Аристипп из Кирены;
Г) Евклид из Мегары;
Кратет Фиванский принадлежал школе:
Император Римской Империи в 161-180 гг. был:
Данной статьёй мы заканчиваем обзор античной философии. Следующая статья будет посвящена философии Индии, Китая и Японии.
Основные черты
Этическая направленность
Одна из особенностей эллинистической философии — обращение к вопросам этики. Главной задачей философии стал поиск способов улучшения жизни человека, достижение им крупных благ.
Адаптация восточных религиозных моментов
Благодаря походам Александра Македонского греческая культура распространялась в регионах Востока. Это приводило к смешению греческой и восточной культур. Поэтому сам период называется не эллинский, а эллинистический, так как вбирал в себя элементы философии других народов. Среди них и восточные религиозные учения.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Например, привычный пантеон греческих богов пополнился восточными божествами — богини Атагарта и Исида получили имя Деметры. Именно в этот период получает распространение практика прижизненного обожествления правителей, свойственная восточным культурам.
Направления и представители
Киники
В основе направления лежало упрощение. Человек, по мнению, кинийцев, должен отказаться от роскоши и богатства, стать ближе природе. Любая власть над человеком также отвергалась. Высшее благо — свобода.
Самые известные философы этого направления — Антисфен и его ученик Диоген, прославившийся своими суждениями и образом жизни. По легенде философ жил в бочке, не признавал правителей и государство, а также отрицал государственные границы.
Скептики
Главный принцип скептицизма — мир изменчив, у каждого понятия и предмета есть две стороны. Поэтому ни одно утверждение нельзя считать истинным. В связи с этим настоящее счастье человека в безмятежности и невозмутимости. Ярким представителем этого направления был Пиррон. Помимо прочего, призывал к аскетичному образу жизни.
Эпикуры
Свое название направление получило по имени основателя — философа Эпикура. Основное положение эпикуреизма — истинно ощущение. Через ощущения человек приходит к удовольствию духовному. Настоящее понимание духовного удовольствия может получить только тот человек, который осознанно избегает отрицательных эмоций, вырабатывает стойкость духа и стремится к наслаждению. Только отринув все тревоги, человек сможет достичь гармонии.
Стоики
В стоицизм были включены три течения — логика, этика и физика. В основе учения лежали этические принципы. Человек должен быть стойким перед искушениями и контролировать свои чувства с помощью разума. Главное благо — добродетель.
Последователями учения были такие философы, как Зенон Элейский, Сенека, Цицерон, Марк Аврелий.
Неоплатоники
Одна из особенностей течения — создание иерархии человеческого общества, на вершине которого находится сверхразумное божественное начало. Среди людей последователи неоплатонизма различали простых и мудрецов. Они различались по отношению к материальному и духовному мирам. Для простых характерно телесное начало, а для мудрецов моральное, метафизическое.
Одна их характеристик неоплатонизма — стремление к синтезу различных учений: от зарождавшегося христианства до восточной мифологии.
Основателем школы был ученик Платона Плотин. Примечательно, что неоплатонизм стал переходным звеном между античностью и теизмом.
Общая характеристика периода
Во время расцвета эллинистической философии получают развитие и другие науки: математика, механика, астрономия, медицина, география, филология. Среди ученых этого периода: Евклид, Архимед, Аристарх Самосский. Эллинизм влиял на культурную, политическую, социальную и даже экономическую сферы жизни общества.
Основные вопросы, на которые стремились ответить философы всех направлений этой эпохи:
Читайте также: