Технология исследовательской деятельности кратко

Обновлено: 04.07.2024

В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования.

Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская деятельность. Именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.

С этой целью необходимо проводить исследовательскую работу в системе урочной и внеурочной деятельности, задачей которой является дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и способностей. Участие в исследовательской работе дает учащемуся возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.

Основные направления исследовательской работы:

  • Включение в исследовательскую деятельность всех учащихся в соответствии с их выявленными научными интересами.
  • Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.
  • Привлечение научных сил к руководству научными работами учащихся.
  • Рецензирование научных работ учащихся при подготовке их и участию в конференциях.
  • Подготовка, организация и проведение НПК, олимпиад.

При развитии исследовательской деятельности учащихся основными задачами педагога становятся:

  • актуализация исследовательской потребности ученика;
  • вовлечение в поисковую деятельность;
  • поиск средств, активизирующий процесс познания;
  • помощь в выработке индивидуальной стратегии познания;
  • содействие в осознании исследования как отражении познавательной потребности;
  • доведение ученика до результативности в деятельности;
  • создание условий, стимулирующих познавательную активность.

Желание исследовать появляется в ученике, когда он чувствует свою успешность в этом процессе. Это зависит от учителя, его умения организовать деятельность ученика и признание её ценности для окружающих, для сверстников.

Для того чтобы исследовательская деятельность ученика стала продуктивной для его собственного развития, принципиально важно опираться на следующие принципы:

  • принцип доступности;
  • принцип поуровневости;
  • принцип временного развития.

Принцип доступности предполагает организацию научно-исследовательской деятельности, которая учитывает определение тематики и возраста учащегося.

Принцип поуровневости включает в себя управление научно-исследовательской деятельностью на всех уровнях организации работы школы: администрации, педагогического коллектива, родителей, конечно, самих учеников. При этом "уровень " учитывает степень подготовленности каждого к исследовательской деятельности, интересы, научные склонности, способности и возможности.

Принцип временного развития связан с определением временного промежутка для каждого научного исследования, а также с этапами подготовки, организации и проведения, с мерами, предупреждающими неудачи и трудности. Принцип временного развития наиболее труден для учащихся, так как требует выработку таких качеств личности, как настойчивость в преодолении трудностей и достижение целей, выработку трудолюбия и т.д.

И конечно современный подход к реализации потенциалов исследовательской деятельности учеников должен строиться на принципах личностно-ориентированного образования – именно в этом случае в процессе её организации удастся достичь существенно иных результатов личностного развития школьников.

Поэтому нам кажется важным провести основные отличия организации исследовательской деятельности в знаниевой и личностно-ориентированной моделях образования. Их отражает данная таблица.

Сравнение особенностей организации исследовательской деятельности школьников в знаниевой и личностно-ориентированной моделях

Параметры сравнения

Исследовательская деятельность в знаниевой модели

Исследовательская деятельность в личностно-ориентированной модели

Цель исследовательской деятельности

Получение навыков исследовательской деятельности, развитие активности, конкретные результаты работы.

Способ приобщения

Побуждение взрослым. Лекции о пользе исследовательской деятельности. Эпизодическое участие во внешних мероприятиях исследовательской деятельности.

Основные средства

Обучение исследовательской деятельности по ходу исследования.

Стартовое эвристическое обучение основам исследовательской деятельности с постоянной коррекцией.

Выполнение исследования по внешне заданному образцу этапов организации научного исследования.

Совместный поиск педагога и ученика по развитию индивидуальной исследовательской стратегии.

По ходу исследования ученик периодически отчитывается учителю о собственной работе.

В ходе организации исследовательской деятельности постоянно поддерживается исследовательский диалог учителя и ученика. Периодически организуется полилог со сверстниками-исследователями.

Познавательные предпочтения ученика игнорируются в ходе исследования.

В ходе исследовательской деятельности проявляются, рефлексируются, учитываются и развиваются познавательные предпочтения ученика.

Особенности организации этапов учебного исследования

Чёткое и строгое следование принятым в научном мире этапам организации исследования.

Вариативность этапов исследовательской деятельности, в зависимости от личностных и индивидуальных особенностей ученика.

Тема исследования выбирается учеником из готового списка вариантов.

Тема исследования исходит из личностных интересов школьников и совместно формулируется с руководителем.

Гипотеза, задачи и методы исследования в большей степени определятся руководителем.

Ученик самостоятельно делает попытки определить гипотезу, задачи и методы исследования согласовывая их с научным руководителем. Множество формулировок и попыток.

План исследования разрабатывается, меняется и уточняется по ходу исследования, в зависимости от промежуточных результатов деятельности.

Особенности организации обратной связи

Обратная связь организуется в промежутках между этапами исследования и касается в основном содержания деятельности и результатов.

Обратная связь организуется как по результатам, так и по процессу исследования. Особенно важны личные открытия, озарения, размышления о последовательности действий и их эффективности. Обратная связь приводит к осознанию критериев личностной и исследовательской компетенции. Благодаря обратной связи исследование становится обучением учению.

Результаты исследовательской деятельности

Результатами деятельности считаются в основном внешние параметры: выступления на конференциях, грамоты, победы на конкурсах.

Результаты деятельности сначала фиксируются как внутренние и качественные достижения школьника, а потом как способы социального признания, начиная с ближайшего окружения (что особенно ценно!).

Использование приобретённого опыта в дальнейшем

Система организации исследовательской деятельности построена так, что у школьника обязательно есть возможность продолжить исследовательскую деятельность, для того чтобы закрепить успех, учесть результаты обратной связи, особенно по результатам реализации собственной исследовательской стратегии, для того чтобы обеспечить новый уровень личностного развития.

Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.

Этапы работы над проектом

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап инициирующий

Формулирую проблему, ситуацию, цель, задачи.

Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач.

2 этап основополагающий

Предлагаю: организовать группы, распределить в группах роли, спланировать деятельность.

Знакомлю с различными формами презентации результатов.

Анализируют проблему, разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов.

3 этап прагматический

Консультирую, ненавязчиво контролирую, репетирую презентацию результатов.

Работают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают информацию, “добывают” недостающие знания, готовят презентацию результатов.

4 тап заключительный

Обобщаю результаты, подвожу итоги, оцениваю умения обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат.

Защищают проект, проводят рефлексию деятельности, дают оценку её результативности.

5 этап итоговый

Представление готового продукта. Рефлексия выполненной работы.

Результаты

Результаты исследовательского обучения разделяются на две части.

Первая – формальная – соответствие результата (исследовательской работы) критериям и требованиям, принятым в исследовательском обучении (сюда входит структура работы, оформление, качество аналитической части и др.). Методика оценки качества результата в этом случае достаточно проста и ограничивается установлением соответствия представленного продукта установленным требованиям. Главная сложность состоит в том, что эксперту необходимо помнить, что он оценивает не объективную значимость представленной работы, а ее субъективное значение для учащегося, для его развития. Поэтому на каждом этапе оценки необходимо вникать в личностные мотивы учащегося и его самооценку.

Вторая показывает, какие способности и характеристики личности были развиты в процессе реализации исследовательского обучения. Такими характеристиками могут быть: способность видеть и выделять проблему, способность к рефлексивному мышлению, уровень познавательной мотивации, наличие и выраженность авторской позиции.

Наиболее адекватным для оценки результата исследовательского обучения является экспертный путь оценки.

Таким образом, исследовательская деятельность является важным средством развития личности ученика, готового к самостоятельной жизни в быстро изменяющемся мире, способного ориентироваться в социуме, а главное реализовать свой творческий потенциал, стать созидателем своей судьбы, нужным обществу и окружающим людям.

Применение технологии исследовательской деятельности, в качестве способа достижения целей и задач обучения

Технология исследовательской деятельности – это методика организации учебно-воспитательного процесса, дающая детям настоящие сведения об объектах, процессах и явлениях, которые они открывают самостоятельным образом.

Исследовательская деятельность положительно сказывается на изучении не только текущих событий, ситуаций и объектов, но и помогает познакомиться с прошлым, проанализировать историческое развитие конкретных событий.

Посредством исследовательской работы учащихся осуществляется развитие активности учащегося в экспериментальной области. Ребенок начинает увлекаться исследовательской деятельностью, проявляя интерес к разнообразным процессам и явлениям, развивая процессы поисковой активности в процессе познания.

Технология исследовательской деятельности позволяет отыскать ответы на вопросы, которые интересуют учащегося, заставляет почувствовать себя настоящим экспериментатором. Учащийся добывает знания самостоятельно, применяя свой опыт, имеющиеся знания, навыки их использования для противостояния трудностям и разрешения проблем. Таким образом он развивает свои навыки самостоятельности, способности к проведению исследований, формирует творческие пути своего развития.

Исследовательская деятельность организуется следующими основными методами:

Готовые работы на аналогичную тему

  1. Проведением эвристических бесед и разрешения проблемных моментов и вопросов.
  2. Проведение экспериментов и ведение наблюдений.
  3. Применение технологии моделирования – построение образцов процессов и объектов, происходящих в неживой природе.
  4. Запись и сохранение итогов проведенных исследований и экспериментов, последствий трудовой и иных видов деятельности для их последующего анализа и оценки.
  5. Игровая деятельность: дидактические, ролевые, деловые игры.
  6. Применение художественного слова.

Исследовательская деятельность является более широкой и многогранной, нежели экспериментальная. Она открывает возможности получения информации из большого количества источников, развивает навыки ее продуктивной обработки в сознании, сохранении и передачи другому лицу, позволяет обобщать, усвоенную информацию, систематизировать и классифицировать ее.

Осуществление исследовательской деятельности обусловлено проблемным подходом к обучению. Она начинается с постановки проблемы, которую необходимо разрешить, либо дать ответ на сложный и значимый вопрос, возникающий по ходу обучения. Она должна быть необычной и интересной, чтобы процесс исследования и его итоги были нестандартными и неожиданными. Действия исследователя будут наиболее эффективными, если они будут иметь креативный, творческий характер. Далее происходит постановка целей и задач проведения исследовательской работы. Учащийся должен понимать, зачем он проводит исследование и определить шаги его реализации.

Затем выдвигается гипотеза, которая представляет собой предположение научного характера. Она нацелена на объяснение и теоретическое обоснование, поставленной проблемы. Гипотезу необходимо подтвердить реальными фактами, которые подтвердят ее верность.

Эффективность прохождения исследования во многом зависит от составления планов его осуществления. Планы должны содержать информацию о том, каким образом можно доказать гипотезу, как можно узнать что-то новое, получить максимальное количество информации по теме исследования. Планирование продолжается непосредственным осуществлением исследования. Оно может проходить путем проведения опытов, лабораторных работ, наблюдения.

Исследование завершается проведением проверки результатов и подведением итогов своего исследования. Определяются приемы и методы, способы дальнейшего разрешения проблемы, ее изучения и познания.

Процесс исследования должен быть завершен познанием чего-то нового, важного и значимого для достижения целей и задач образования. Исследование не является конечным пунктом в познании. Оно лишь этап, ведущий к новому изучению и новому процессу исследования.

Этапы реализации технологии исследовательской деятельности

Применение технологии исследовательской деятельности носит пошаговый характер. Исследование проходит в течение следующих этапов:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Технология исследовательской деятельности «Усваивается все крепко и надолго.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Технология исследовательской деятельности «Усваивается все крепко и надолго.

А.И.Савенков «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать ново.

Технология исследовательской деятельности - это особый вид интеллектуально-тв.

Технология исследовательской деятельности - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения; это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Эксперимент - в строгом понимании - научно- исследовательская работа с заране.

Технология исследовательской деятельности Цель исследовательской деятельности.

Технология исследовательской деятельности Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Задачи технологии исследовательской деятельности: *Расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей. *Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов. *Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности. *Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами. *Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы. *Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. *Стимулировать желание детей экспериментировать.

Принципы технологии исследовательской деятельности. 1.Принцип учета возрастны.

Принципы технологии исследовательской деятельности. 1.Принцип учета возрастных особенностей детей 2.Принцип индивидуальности и вариативности ; 3.Принцип психологической комфортности - создание особой предметно – развивающей среды ; 4.Принцип доступности ; 5.Принцип систематичности и последовательности ; 6.Принцип сознательности и активности ; 7.Принцип непрерывности - обеспечивает преемственные связи между дошкольным учреждением и школой.

Алгоритм подготовки и проведения технологии исследовательской деятельности. ш.

Алгоритм подготовки и проведения технологии исследовательской деятельности. шаг 1 .Выявление проблемы ; шаг 2 .Выбор темы исследования . шаг 3. Определение цели исследования шаг 4. Определение задач исследования. шаг 5. Выделение гипотезы шаг 6. Составление предварительного плана исследования шаг 7. Провести эксперимент (опыт) ; шаг 8. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы

Работа с детьми - специально организованные занятия; -занятия по экологии с э.

Работа с детьми - специально организованные занятия; -занятия по экологии с элементами экспериментирования; -комплексные прогулки с элементами экологии и экспериментирования; -короткие опыты во время прогулок; -организованные по желанию ребенка занятия-опыты в долгие осенние и зимние вечера; -беседы, подтвержденные показами опытов; -самостоятельно организованные детьми эксперименты под непосредственным наблюдением воспитателя, для выработки навыков проведения опытов.

Основным методом технологии детской исследовательской деятельности является э.

Основным методом технологии детской исследовательской деятельности является экспериментирование. Главное достоинство этого метода – контакт ребенка с предметами или материалами, что дает детям реальное представление об объекте, его свойствах, качеств, возможностей. Структура технологии детского экспериментирования *постановка проблемы, которую необходимо разрешить; *целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы); *выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения); *проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях); *анализ полученного результата (подтвердилось или не подтвердилось); *формулирование выводов.

Содержание опытно- экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков.

Содержание опытно- экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков педагогического процесса. 1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты). 2. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество). 3. Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории). 4. Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).

Классификация детского экспериментирования -По характеру объектов, используем.

Классификация детского экспериментирования -По характеру объектов, используемых в эксперименте -По месту проведения опытов -По причине их проведения -По количеству наблюдений за одним и тем же объектом -По количеству детей -По характеру включения в педагогический процесс -По продолжительности -По характеру познавательной деятельности детей -По месту в цикле -По способу применения -По характеру мыслительных операций

Правила безопасности 1. Работа под наблюдением взрослого. 2. Сначала спроси –.

Правила безопасности 1. Работа под наблюдением взрослого. 2. Сначала спроси – потом экспериментируй. 3. Все вещества эксперимента брать только ложечкой. 4. Грязными руками не трогать глаза. 5. Не брать ничего в рот.

Приборы и оборудование, которые могут быть размещены в мини - лаборатории: Ми.

Центр природы и экспериментирования.

Центр природы и экспериментирования.

 Оборудование для исследовательской деятельности

Оборудование для исследовательской деятельности

 Материал, подлежащий исследованию

Материал, подлежащий исследованию

Опыты и эксперименты дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы:

Опыты и эксперименты дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы:

Литература в помощь

Литература в помощь

Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовер.

Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Чарльз Диккенс Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!

Технология исследовательской деятельности как средство достижения образовательного результата.

Володина Елена Васильевна

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на выполнение государственных стандартов дошкольного образования.

Важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе.

Среди педагогических технологий, которые используются в работе с детьми дошкольного возраста, можно выделить технологию исследовательской деятельности. Технология исследовательской дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Эта технология предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на все интересующие его вопросы, позволяет почувствовать себя исследователем.

В процессе познавательной деятельности дети расширяют свои представления не только о своей родине и родном крае, а также познают историю в определенных временных рамках прошлого и настоящего.

Методы и приемы организации исследовательской деятельности :

• эвристические беседы, постановка и решение вопросов проблемного характера;

• наблюдения и опыты;

• моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе) ;

• фиксация результатов : наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

• дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

• использование художественного слова.

Виды познавательно-исследовательской деятельности :

• Путешествие по карте – освоение пространственных схем и отношений (представление о пространстве мира) .

• Опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и отношений.

Исследование – процесс творческий, рождается на основе внутренней потребности, потребности в познании.

На собственных наблюдениях, опытах, установлении закономерностей у детей стимулируется познавательная активность и любознательность, возникает интерес к исследованию природы, развиваются мыслительные операции (анализ, синтез, классификация) .

Активизируется восприятие материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами знаний, с этическими правилами жизни в обществе.

Формируется целостная картина мира и основы культурного познания им окружающего мира.

Это одна из форм технологии исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста, направленная на применение временных отношений (историческое время) от прошлого к настоящему.

Данная форма исследования помогла создать наиболее благоприятные условия для реализации такой развивающей задачи, как освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, родной стране, родном крае) .

Содержание усваивается детьми тогда, когда оно применяется в самостоятельной деятельности. Дети могут легко подойти, рассмотреть карту полушарий, глобус с отмечаемыми маршрутами, которые имеют свое постоянное место в группе, Исследование по карте является продолжением сюжетной игры в путешествие.

Экспериментирование — эффективная форма обучения детей исследовательской деятельности во всех видах повышения самостоятельности ребенка. Она вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка во время прогулок, экскурсий.

У детей развивается творческое воображение, как направление интеллектуального и личностного развития; коммуникативность – способность общаться с взрослыми и сверстниками.

Важнейшей задачей становится подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение умениям и навыкам исследовательского поиска.

Развивающая среда.

В группе для экспериментирования созданы центры:

Игровой центр содержит развивающие игры и упражнения.

Сотрудничество с родителями.

Вовлечение родителей в педагогический процесс укрепляет их заинтересованность в сотрудничестве с педагогами, делает их не сторонними наблюдателями, а активными участниками образовательного процесса.

Для повышения педагогической грамотности в вопросе социально-коммуникативного развития ребё нка для родителей организую:

Тематические папки. Анкетирование. Индивидуальные беседы. Консультации. Папки-ширмы. Круглый стол.

Применение технологии исследовательской деятельности дает положительную динамику роста развития воспитанников, которое прослеживается при систематическом проведении мониторинга.

Это способствует развитию у детей поисково-исследовательской активности. Дети пытаются анализировать, делают выводы, объясняют закономерности в природе, с большим интересом проводят опыты, с помощью взрослого, а иногда и сами создают условия для проведения исследований, опытов и наблюдений. У детей возросла познавательная активность и интерес к миру.

Технология организации театрализованной деятельности в ДОУ "Технология организации театрализованной деятельности в ДОУ" Игра, как основной вид деятельности в дошкольном возрасте, интересна ребенку,.

Педагогическая технология игры как средство формирования качеств мужественности у мальчиков дошкольного возраста В настоящее время возрос интерес к проблеме социализации детей, приобщение их к общечеловеческим ценностям, значимым во все века и закрепленными.

Технология проектной деятельности старший воспитатель Булгакова Н. В. МБДОУ детского сада №423 г. о. Самара Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо.

Технология ТРИЗ как средство развития творческого мышления детей Использование ТРИЗ-технологии как средства развития творческого мышления детей Е. С Кононова, воспитатель ЧДОУ" Родничок" г. Пермь Современное.

Читайте также: