Какие факторы внешней среды оказывают влияние на кровообращение кратко 8

Обновлено: 02.07.2024

нормальное существование организма как целого в меняющихся условиях среды.

Гуморальная регуляция функций осуществляется посредством биологических жидкостей (кровь, лимфа, слюна, тканевая жидкость).

Системы органов — кровеносная, лимфатическая — играют большую роль в гуморальной регуляции.

Вопрос 1. Как происходит нервная регуляция кровообращения?

Работа сердца, поддержание кровяного давления в пределах нормы, тонус стенок кровеносных сосудов регулируется вегетативной нервной системой. Она не контролируется сознанием человека. Симпатические нервы увеличивают частоту сердцебиений и сужают сосуды, т.е. повышают кровяное давление. Парасимпатические нервы снижают частоту сокращений сердца и кровяное давление.

В стенках аорты, артерий и крупных вен имеются чувствительные нервные окончания, воспринимающие изменения давления крови. Нервные импульсы о состоянии сосудов поступают в сосудодвигательные центры, расположенные в продолговатом и спинном мозге. При повышенном давлении крови импульсы из сосудодвигательных центров уменьшают частоту сердечных сокращений и тонус сосудов. Сосуды расширяются, и давление нормализуется. При понижении давления импульсы усиливают сокращения сердца, повышают тонус стенок сосудов, сосуды суживаются, и давление выравнивается.

Таким образом, благодаря рефлекторным механизмам осуществляется саморегуляция сосудистого тонуса и уровня давления крови в сосудах.

Для сосудистой системы, кроме общей, характерна местная нервная регуляция. Так, если к какому-либо участку кожи приложить нагретый или охлажденный предмет, произойдёт местное расширение или сужение сосудов. Интенсивное расширение сосудов приводит к покраснению кожи, а сильное сужение — к её побледнению. За счёт местной регуляции происходит увеличение кровоснабжения в любом работающем органе.

Вопрос 2. Какое влияние оказывает физическая активность на сердечно-сосудистую систему?

Тренированное сердце — основа здоровья человека. У людей физического труда и спортсменов сердце увеличивается в размерах и может достигать веса 500 г. При этом возрастает количество капилляров в сердечной мышце, лёгких и скелетных мышцах. Такие изменения обеспечивают возможность длительной активности и интенсивной работы.

Вопрос 3. Какие факторы внешней среды оказывают влияние на кровообращение?

Работа сердца зависит от содержания кислорода в окружающей человека среде и её температуры.

У людей, привыкших к курению, происходит непроизвольное сужение сосудов. Особенно сильно при этом страдают сосуды ног.

Их сужение бывает настолько значительным, что наступают спазмы: сосуды сжимаются, кровь по ним пройти не может. Появляется болезнь — перемежающаяся хромота. От табака страдает и сердце, так как нарушается нормальная работа его сосудов. Алкогольные напитки, включая пиво, также нарушают кровообращение внутри сердечной мышцы, что нередко приводит к постепенному замещению мышечной ткани на соединительную. В ней откладывается большое количество жира, в результате масса сердца становится очень большой, но работоспособность его низка. Ведь соединительная ткань не может участвовать в сокращении.

Известно, что вклад окружающей среды в формирование здоровья человека составляет до 25%, оказывая влияние на уровень заболеваемости населения. По данным специалистов ВОЗ 23% от общего числа случаев смерти в мире связаны с загрязнением окружающей среды (около 12,6 млн. случаев). Основными причинами смерти, связанными с загрязнением окружающей среды, являются:

  • Инсульт (2,5 млн.)
  • Ишемическая болезнь сердца (2,3 млн.)
  • Непреднамеренные травмы (1,7 млн.)
  • Рак (1,7 млн.)
  • Хронические респираторные болезни (1,4 млн.)
  • Диарейные болезни (846 тыс.)
  • Инфекция дыхательных путей (567 тыс.)
  • Неонатальные состояния (270 тыс.)
  • Малярия (259 тыс.)

Загрязнение атмосферного воздуха.

Основные загрязнители атмосферного воздуха – это диоксид серы, оксиды азота, оксид углерода и твердые частицы. На их долю приходится около 98% от общего объема выбросов вредных веществ. Помимо основных загрязнителей существует ещё более 70 наименований вредных веществ среди которых фтористый водород, аммиак, фенол, бензол, сероушлерод, свинец, ртуть, кадмий и другие тяжелые металлы, а также углеводороды, токсичные летучие растворители (бензины, спирты, эфиры) и др.

Научно доказанный факт влияния загрязненного атмосферного воздуха на формирование патологии со стороны органов дыхания (пневмония, бронхит), сердечно-сосудистой системы (ишемическая болезнь сердца), системы крови (анемия, гипоксия), раковых заболеваний, иммунной системы (аллергия, астма), повышается вероятность рождения детей с малым весом и с пороками развития (заячья губа, волчья пасть, дефекты сердечного клапана).


Антропогенные загрязнители вод включают в себя в основном пестициды, поверхностно-активные вещества, нефтяные углеводороды (бензол, фенол), производные бифенила, хлорорганические вещества, тяжелые металлы: свинец, медь, хром, кадмий, ртуть, цинк и т.д. Большинство загрязняющих веществ попадают в воду вместе со сточными водами

Загрязнение воды в большей степени оказывает неблагоприятное влияние на пищеварительную систему, кожные покровы. Вода является распространителем возбудителей различных инфекционных болезней (брюшного тифа, дизентерии, холеры и др.)

Самыми распространенными загрязнителями почвы являются металлы (железо, медь, алюминий, свинец, цинк), радиоактивные вещества, пестициды, канцерогены. Наиболее опасным является радиоактивное загрязнение, что обусловлено долгоживущими радиоактивными изотопами

По данным ВОЗ среди всех вышеперечисленных факторов, загрязнение атмосферного воздуха является ведущим фактором риска смертности и заболеваемости населения

Сегодня проблема профилактики неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды на здоровье человека стоит на одном из первых мест среди других общемировых проблем

Общая цель заключается в сведении вредного воздействия к минимуму и поддержании качества окружающей среды на таком уровне, чтобы не создавалась угроза здоровью и безопасности людей, но в то же время можно было бы продолжать процесс технического развития


Людям свойственно списывать свои болезни на радиацию и вредное воздействие других загрязнителей окружающей среды. Однако, влияние экологии на здоровье человека в России сегодня составляет всего 25–50% от совокупности всех воздействующих факторов. И только через 30–40 лет, по прогнозам экспертов, зависимость физического состояния и самочувствия граждан РФ от экологии возрастёт до 50–70%.

Наибольшее влияние на здоровье россиян оказывает образ жизни, который они ведут (50%). Среди составляющих данного фактора:

полезные и вредные привычки,

нервно-психическое состояние (стрессы, депрессии и т.п.).

На втором месте по степени влияния на здоровье человека находится такой фактор, как экология (25%), на третьем — наследственность, которая составляет целых 20%. Остальные 5% приходятся на медицину. Однако известны случаи, когда действие сразу нескольких из этих 4-х факторов влияния на здоровье человека накладываются друг на друга.

Первый пример: медицина практически бессильна, когда речь заходит об экозависимых болезнях. В России всего несколько сотен врачей, специализирующихся на заболеваниях химической этиологии — помочь всем пострадавшим от загрязнения окружающей среды они не смогут. Что касается экологии, как фактора воздействия на здоровье человека, то при оценке степени его влияния важно учитывать масштабы экологического загрязнения:

глобальное экологическое загрязнение — беда для всего человеческого общества, однако для одного отдельного человека не представляет особой опасности;

региональное экологическое загрязнение — беда для жителей региона, но в большинстве случаев не очень опасно для здоровья одного конкретного человека;

локальное экологическое загрязнение — представляет серьёзную опасность как для здоровья населения отдельного города/района в целом, так и для каждого конкретного жителя этой местности. Следуя данной логике, легко определить, что зависимость здоровья человека от загазованности воздуха конкретной улицы, на которой он живёт, ещё выше, чем от загрязнения района в целом. Однако самое сильное влияние на здоровье человека оказывает экология его жилища и рабочего помещения. Ведь примерно 80% своего времени мы проводим именно в зданиях. А в помещениях воздух, как правило, сухой, в нем значительна концентрация химических загрязнителей: по содержанию радиоактивного радона — в 10 раз (на первых этажах и в подвалах — возможно, и в сотни раз); по аэроионному составу — в 5–10 раз.

Таким образом, для здоровья человека в высшей степени важно:

на каком этаже он живёт (на первом выше вероятность облучения радиоактивным радоном),

из какого материала построен его дом (натурального или искусственного),

какой кухонной плитой он пользуется (газовой или электрической),

чем покрыт пол в его квартире/доме (линолеумом, коврами или менее вредным материалом);

из чего изготовлена мебель(СП-содержит фенолы);

присутствуют ли в жилище комнатные растения, и в каком количестве.

Атмосферный воздух является одним из основных жизненно важных элементов окружающей нас среды. За сутки человек вдыхает около 12-15 м3 кислорода, а выделяет приблизительно 580 л углекислого газа.

эк02.jpg

У детей, проживающих вблизи мощных электростанций, не оборудованных пылеуловителями, обнаруживают изменения в легких, сходные с формами силикоза. Пыль, содержащая окислы кремния, вызывает тяжелое легочное заболевание - силикоз. Большая загрязненность воздуха дымом и копотью, продолжающаяся в течение нескольких дней, может вызвать отравление людей со смертельным исходом. Особенно губительно действует на человека загрязнение атмосферы в тех случаях, когда метеорологические условия способствуют застою воздуха над городом.

Содержащиеся в атмосфере вредные вещества воздействуют на человеческий организм при контакте с поверхностью кожи или слизистой оболочкой. Происходит это тогда, когда вспотевший человек (с открытыми порами) летом идёт по загазованной и запылённой улице. Если, добравшись до дома, он тут же не примет тёплый (не горячий!) душ, вредные вещества имеют шанс проникнуть глубоко в его организм.

Наряду с органами дыхания, загрязнители поражают органы зрения и обоняния, а воздействуя на слизистую оболочку гортани, могут вызвать спазмы голосовых связок. Вдыхаемые твердые и жидкие частицы размерами 0,6-1,0 мкм достигают альвеол и абсорбируются в крови, некоторые накапливаются в лимфатических узлах.

Загрязненный воздух раздражает большей частью дыхательные пути, вызывая бронхит, эмфизему, астму. К раздражителям, вызывающими эти болезни, относятся SO2 и SO3, азотистые пары, HCl, HNO3, H2SO4, H2S, фосфор и его соединения. Исследования, проведенные в Великобритании, показали очень тесную связь между атмосферным загрязнением и смертностью от бронхитов.

Признаки и последствия действий загрязнителей воздуха на организм человека проявляются большей частью в ухудшении общего состояния здоровья: появляются головные боли, тошнота, чувство слабости, снижается или теряется трудоспособность.

Можно сделать вывод о том, что наибольшее количество загрязнителей попадает в организм человека через лёгкие. И действительно, большинство исследователей подтверждает, что ежедневно с 15 кг вдыхаемого воздуха в организм человека проникает больше вредных веществ, чем с водой, с пищей, с грязных рук, через кожу. При этом ингаляционный путь поступления загрязнителей в организм является ещё и наиболее опасным. В силу того, что:

воздух загрязнён широчайшим ассортиментом вредных веществ, некоторые из которых способны усиливать пагубное воздействие друг друга;

загрязнения, попадая в организм через дыхательные пути, минуют такой защитный биохимический барьер как печень — в результате их токсическое воздействие оказывается в 100 раз сильнее влияния загрязнителей, проникающих через желудочно-кишечный тракт;

усвояемость вредных веществ, поступающих в организм через лёгкие, намного выше, чем загрязнителей, проникающих с пищей и водой;

от атмосферных загрязнителей тяжело укрыться: они оказывают влияние на здоровье человека 24 часа в сутки 365 дней в году.

Основные причины смертей, вызванных загрязнением атмосферного воздуха – это рак, врождённые патологии, нарушение работы иммунной системы организма человека.

Вдыхание воздуха, в котором присутствуют продукты горения (разреженный выхлоп дизельного двигателя), даже в течение непродолжительного времени, например, увеличивают риск получить ишемическую болезнь сердца.

Промышленные предприятия и автотранспорт выбрасывают чёрный дым и зеленовато-жёлтый диоксид, которые повышают риск ранней смерти. Даже сравнительно низкая концентрация этих веществ в атмосфере вызывают от 4 до 22 процентов смертей до сорока лет.

эк3.jpg

Выхлопы автомобильного транспорта, а также выбросы предприятий, сжигающих уголь, насыщают воздух крошечными частицами загрязнений, способных вызывать повышение свёртываемости крови и образование тромбов в кровеносной системе человека. Загрязнённый воздух приводит также к повышению давления. Это вызвано тем, что загрязнение атмосферы вызывает изменение той части нервной системы, которая контролирует уровень кровяного давления. Из-за загрязнения воздуха в крупных городах происходит примерно пять процентов случаев госпитализации.

Нередко крупные промышленные города накрывает густой туман – смог. Это очень сильное загрязнение воздуха, представляющее собой густой туман с примесями дыма и газовых отходов или пелену едких газов и аэрозолей повышенной концентрации. Такое явление обычно наблюдается в безветренную погоду. Это очень большая проблема крупных городов, которая отрицательно влияет на здоровье человека. Особенно опасен смог для детей и пожилых людей с ослабленным организмом, страдающих сердечно -сосудистыми заболеваниями и заболеваниями дыхательной системы. Наибольшая концентрация вредных веществ в приземном воздухе наблюдается утром, в течение дня смог поднимается вверх под воздействием восходящих потоков воздуха.

эк4.jpg

Очень опасным симптомом для человечества является то, что загрязнение воздуха повышает вероятность рождения детей с пороками развития. Запредельная концентрация вредных веществ в атмосфере вызывает преждевременные роды, новорождённые имеют малый вес, иногда рождаются мёртвые дети. Если беременная женщина дышит воздухом, содержащим повышенные концентрации озона и окиси углерода, особенно во второй месяц беременности, у неё в три раза повышается возможность родить ребёнка с таким пороком развития, как заячья губа, волчья пасть, дефектами сердечного генеза. Будущее человечества зависит от чистого воздуха, воды, лесных массивов. Только правильное отношение к природе позволит будущим поколениям быть здоровыми и счастливыми.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Дополнительная информация для группы 2.doc

Дополнительная информация для группы №2

Гуморальная регуляция (лат. humor — жидкость) — один из механизмов координации процессов жизнедеятельности в организме, осуществляемый через жидкие среды организма (кровь, лимфу, тканевую жидкость) с помощью биологически активных веществ, выделяемых клетками, тканями и органами при их функционировании. Важную роль в гуморальной регуляции играют гормоны.

Гуморальную регуляцию просвета сосудов осуществляют сосудосуживающие (адреналин, вазопрессин, серотонин) и сосудорасширяющие (ацетилхолин, гистамин) гормоны. Недостаток кислорода и избыток углекислого газа также расширяют сосуды, а повреждения стенок сосудов – сужают.

Дополнительная информация для группы №2

Гуморальная регуляция (лат. humor — жидкость) — один из механизмов координации процессов жизнедеятельности в организме, осуществляемый через жидкие среды организма (кровь, лимфу, тканевую жидкость) с помощью биологически активных веществ, выделяемых клетками, тканями и органами при их функционировании. Важную роль в гуморальной регуляции играют гормоны.

Гуморальную регуляцию просвета сосудов осуществляют сосудосуживающие (адреналин, вазопрессин, серотонин) и сосудорасширяющие (ацетилхолин, гистамин) гормоны. Недостаток кислорода и избыток углекислого газа также расширяют сосуды, а повреждения стенок сосудов – сужают.

Дополнительная информация для группы №2

Гуморальная регуляция (лат. humor — жидкость) — один из механизмов координации процессов жизнедеятельности в организме, осуществляемый через жидкие среды организма (кровь, лимфу, тканевую жидкость) с помощью биологически активных веществ, выделяемых клетками, тканями и органами при их функционировании. Важную роль в гуморальной регуляции играют гормоны.

Гуморальную регуляцию просвета сосудов осуществляют сосудосуживающие (адреналин, вазопрессин, серотонин) и сосудорасширяющие (ацетилхолин, гистамин) гормоны. Недостаток кислорода и избыток углекислого газа также расширяют сосуды, а повреждения стенок сосудов – сужают.

Выбранный для просмотра документ Задания для работы в группах.doc

Распределите обязанности в группе.

Используя материалы §25, дайте ответы на вопросы:

а) Где находятся центры, осуществляющие нервную регуляцию кровообращения?

б) Как происходит нервная регуляция кровообращения?

в) Что такое местная нервная регуляция?

г) Что такое условные сердечнососудистые рефлексы? Где находятся их центры?

3. Оформите результаты своей работы в виде схемы.

_______________________________________________________________

Распределите обязанности в группе.

Используя материалы §25 и дополнительный материал, дайте ответы на вопросы:

а) Какие биологически активные вещества усиливают работу сердечнососудистой системы?

б) Какие биологически активные вещества тормозят работу сердечнососудистой системы?

в) Какие ионы и как влияют на работу сердечнососудистой системы?

3. Оформите результаты своей работы в виде схемы.

_____________________________________________________________

Распределите обязанности в группе.

Используя материалы §25, дайте ответы на вопросы:

а) Какое влияние оказывает физическая активность на сердечно-сосудистую систему?

б) Какие факторы внешней среды и образа жизни оказывают негативное влияние на сердечно-сосудистую систему?

в) Какие факторы внешней среды и образа жизни способствуют нормальной работе сердечно-сосудистой системы?

3. Оформите результаты своей работы в виде схемы.

Выбранный для просмотра документ Открытый урок биологии, 8 класс, Регуляция кровообращения.doc

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Сакского района республики крым

hello_html_m524d1fdd.jpg

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

ОТКРЫТЫЙ УРОК БИОЛОГИИ

Подготовила и провела

учитель биологии и химии

Стародубцева Антонина Михайловна

Каменоломня, 2016

Содержание данной темы обеспечивает естественно-научную основу понимания школьниками необходимости охраны здоровья, поскольку особое внимание здесь уделяется формированию конкретных знаний о функционировании сердечно-сосудистой системы. В ходе изучения темы рассматриваются основы нейрогуморальной регуляции кровообращения, влияние факторов окружающей среды, здорового образа жизни на механизмы регуляции кровообращения.

Образовательные: сформировать у обучающихся представление о нервной и гуморальной регуляции кровоснабжения органов, о влиянии парасимпатической и симпатической нервной системы на кровообращение, о влиянии физической нагрузки и факторов окружающей среды на сердечнососудистую систему.

Развивающие: развивать интерес к предмету, умение обучающихся работать в группе, содействовать формированию информационной компетентности в процессе работы с учебной литературой и другими источниками информации.

Воспитательная: воспитание потребности в здоровом образе жизни, бережного отношения к своему здоровью.

Планируемые результаты

Предметные: учащиеся имеют представление о регуляции кровообращения, влиянии факторов окружающей среды на работу сердечно-сосудистой системы.

Метапредметные:

Личностные УУД: определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей; научиться общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения в процессе беседы; формируется бережное отношение к собственному здоровью .

Регулятивные УУД: определять цель и составлять план выполнения задания; оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с эталонами и ответами одноклассников.

Познавательные УУД : научиться выполнять задания для самостоятельного получения и применения знаний; устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезы и обосновывать их; формулировать проблемы.

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли; допускать возможность различных точек зрения; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; уметь работать в группах .

Психологическая цель : создание комфортного микроклимата для каждого обучающегося.

Методы обучения

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности : словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Формы организации учебной деятельности : фронтальная, групповая, индивидуальная.

Тип урока: урок открытия нового знания

Применяемые технологии:

- элементы проблемного обучения

- личностно-ориентированные: технология сотрудничества

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: – Доброе утро!

Доброе утро! Улыбчивым лицам.

Прошу за работу тихонько садиться.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок биологии у вас проведу я. Меня зовут Антонина Михайловна. Давайте друг другу улыбнёмся и пожелаем хорошего настроения и успехов в открытии новых тайн.

II . Мотивация.

- Хотите ли вы, чтобы у вас было крепкое здоровье?

- На уроках биологии вы не только раскрываете тайны строения и функционирования своего организма, но и учитесь заботиться о своём здоровье, сохранять его. Думаю, что сегодня вы пополните свои знания и будете их применять на практике.

Актуализация опорных знаний.

- Какую систему организма человека вы изучаете на протяжении нескольких уроков?

- Чем образована сердечно-сосудистая система?

- Всегда ли кровь движется по сосудам с одинаковой скоростью и с одинаковым давлением?

- Знаете ли вы, от чего это зависит?

- Какие виды регуляции функций организма вы знаете?

- Как вы думаете, а работа кровеносной системы регулируется?

IV . Определение темы и целей урока.

1) Постановка проблемного вопроса.

Проблемный вопрос: Что происходит с сердцем? Почему оно ведет себя по-разному?

2) Определение темы и целей урока.

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

- Что мы должны сделать, чтобы найти ответы на эти вопросы?

V. Открытие нового знания.

1) Вступительное слово учителя:

Французский физиолог, ака­демик и профессор Парижского университета Клод Бернар, проводя свои многочисленные эксперименты, обнаружил, что если перере­зать правый шейный симпатический нерв, то правая сторона морды собаки становится теплее левой. Очевидно, происходит расширение кро­веносных сосудов, усиливается приток крови.

Но как увидеть эти изменения? Сквозь нежную кожу уха кролика хорошо видны мелкие кро­веносные сосуды, и в микроскоп можно заме­тить, как они сжимаются или расширяются.

Опытом Клод Бернар доказывает сосудодвигательную роль симпатических нервов. Раз­дражение электрическим током шейного симпа­тического нерва вызывает сужение кровеносных сосудов в ухе кролика, и оно заметно блед­неет. Перерезка того же нерва влечет за собой расширение сосудов, и ухо розовеет.

2) Самостоятельная работа учащихся в группах. (Приложение №1)

- У вас на партах лежат задания и материалы (приложение №2) для работы, используя их, вы должны будете через 5-6 минут рассказать о результатах своей работы над заданием.

Физкультминутка

3) Выступление спикеров групп с представлением результатов работы.

VI . Закрепление знаний.

Выполнение заданий тренажёрного теста электронного приложения к учебнику. Совместная проверка выполненных заданий.

Выполнение тестовых заданий учащимися самостоятельно с последующей самопроверкой по эталону.

VII . Подведение итогов урока.

VIII . Рефлексия. Закончите предложения:

- Чтобы иметь здоровое сердце и сосуды, необходимо

- Сегодня я узнал …

- Мне было интересно …

- Я хотел бы ещё узнать…

Читайте также: