Федор ртищев педагогические идеи кратко

Обновлено: 05.07.2024

1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV–XVII вв. / [сост. С. Д. Бабишин, Б. Н. Митюров]. М., 1985.

2. Бабишин, С. Д. Из истории зарождения школы высшего типа в Древней Руси / С. Д. Бабишин // Сов. педагогика. 1972. № 8.

3. Латышина, Д. И.История педагогики. Воспитание в России (X – начало XX вв.) / Д. И. Латышина. М., 1998.

4. Петров, В. М.История обучения в Древней Руси / В. М. Петров // Сов. педагогика. 1982. № 6.

5. Романов, Б. А.Люди и нравы Древней Руси / Б. А. Романов. M ; Л., 1966.

1. Воспитание и обучение в Киевской Руси (X–XIII вв.), Московском и Русском государстве (XIV–XVII вв.).

В истории педагогики принято выделять два этапа в развитии воспитания в России до эпохи Петра Великого:

· киевский (X – XIII вв.);

· московский (XIV – XVII вв.).

На рубеже VIII–IX вв. возникло раннефеодальное государство с центром в Киеве, которое просуществовало до монголо-татарского нашествия (XIII – XV вв.). В результате образования политического союза восточно-славянских племен под властью киевских князей сложилась древнерусская государственность, принявшая в качестве официальной религии православие (988). Это определило своеобразие и особенности развития воспитания и образования. Выбор христианской религии в пользу православия означал распространение византийского влияния на Русь. Сама педагогическая мысль и школа древней Руси сохранили самобытность, благодаря тому, что языком богослужения, литературы и обучения оказался славянский язык со славянским алфавитом (азбука-кириллица). В сфере воспитания данное влияние привело к расцвету школьного дела. Смешение славянской языческой культуры с восточным христианством явило собой становление собственной педагогической традиции, с оригинальной концепцией воспитания человека. А разделение христианской церкви на православную и католическую усилило рост враждебного, настороженного отношения к католицизму и западноевропейской культуре. В результате на Руси сложился особый замкнутый культурный феномен, отличный от латинской образованности и светского воспитания, которые сложились в западной Европе.




Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (XIV–XVII вв.).

В истории обучения и воспитания в Русском государстве средневековой эпохи прослеживаются два этапа: XIV‑XVI вв. и XVII столетие. Первый из них связан с многовековой борьбой русского народа за национальную независимость и свою государственность. Нападение монголо-татар стало началом иноземного ига, длившегося четверть тысячелетия ‑ периода, когда страна подвергалась опустошительным набегам. Иноземный гнет, несмотря на проявленную завоевателями религиозную терпимость, привел к культурной изоляции Руси. Главными средоточиями книжности и образованности стали монастыри. Они находились в лучших условиях, т.к. церковь была освобождена от выплаты дани в Орду. Центрами просвещения в монгольский период стали Новгородская и Псковская земли.

В XVI–XVII вв. образование в России выходит на новый уровень развития, основными предпосылками которого являются:

· совершенствование системы государственного управления;

· изменение социальной роли дворянства;

· повышение статуса образования;

· вовлечение страны в орбиту европейской дипломатии и расширение дипломатических и торгово-экономических связей с зарубежными странами.

Все это порождает потребность в грамотных людях, знающих иностранные языки и западноевропейскую культуру. Вопрос о хорошо организованной школе рано или поздно должен был возникнуть в умах церковных и политических деятелей. В русском обществе созревало понимание, что собственными педагогическими силами нельзя радикально улучшить состояние просвещения. Между тем со второй половины XVII в. западное влияние в школьном деле становится все глубже. Изменение отношение к греко-латинской образованности приводит к появлению учебных заведений повышенного типа. Усилившееся сближение с Западом и интерес к греко-латинской образованности своих славянских соседей – литвинов-белорусов и малороссов (украинцев) привели в конечном итоге к вызову в Москву просветителей.

Таковые и стали прибывать сюда из Литовской Руси и Малороссии – выходцы из белорусских и украинских земель. Отрицательное отношение к невежеству в обществе постепенно приводит к усилению западного влияния посредством белорусской и украинской образованности. Исследователи полагают, что для того времени характерны три подхода к воспитанию, обучению и образованию:

1) латинское направление (С.Полоцкий, С.Медведев);

2) грекофильское (Е.Славинецкий, Ф.Ртищев);

3) старообрядческое (протопоп Аввакум и его последователи).

Так, во второй половине XVII в. в Москве открываются греко-латинские школы, которые создавались при монастырях по инициативе просвещенных людей.

Среди выдающихся просветителей, прибывших в Москву, были: Симеон Полоцкий (1629-1690), Епифаний Славинецкий (1600-1675), Феофан Прокопович и др. В Московском государстве сторонниками изменений в образовании были также Сильвестр Медведев (1641-1691), Федор Ртищев (1625-1673), Карион Истомин (1650-1717) и протопоп Аввакум (1621-1682). Указанные деятели сыграли заметную роль в развитии педагогической мысли и школьного дела.

Таким образом, на рубеже XVII‑XVII вв. в русском обществе обозначилась программа создания системы регулярных учебных заведений – общеобразовательных церковных школ и технических государственных училищ по иноземным образцам и при помощи учителей-иноземцев. Но подавляющая часть населения пребывала в невежестве.

Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова.

Просвещение и школа в России XVIII в.

План

Тема 6. Просвещение и педагогическая мысль в России с Х по XVIII вв.

1. Воспитание и обучение в Киевской Руси (X–XIII вв.), Московском и Русском государстве (XIV–XVII вв.).

Основная литература

1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV–XVII вв. / [сост. С. Д. Бабишин, Б. Н. Митюров]. М., 1985.

2. Бабишин, С. Д. Из истории зарождения школы высшего типа в Древней Руси / С. Д. Бабишин // Сов. педагогика. 1972. № 8.

3. Латышина, Д. И.История педагогики. Воспитание в России (X – начало XX вв.) / Д. И. Латышина. М., 1998.

4. Петров, В. М.История обучения в Древней Руси / В. М. Петров // Сов. педагогика. 1982. № 6.

5. Романов, Б. А.Люди и нравы Древней Руси / Б. А. Романов. M ; Л., 1966.

1. Воспитание и обучение в Киевской Руси (X–XIII вв.), Московском и Русском государстве (XIV–XVII вв.).

В истории педагогики принято выделять два этапа в развитии воспитания в России до эпохи Петра Великого:

· киевский (X – XIII вв.);

· московский (XIV – XVII вв.).

На рубеже VIII–IX вв. возникло раннефеодальное государство с центром в Киеве, которое просуществовало до монголо-татарского нашествия (XIII – XV вв.). В результате образования политического союза восточно-славянских племен под властью киевских князей сложилась древнерусская государственность, принявшая в качестве официальной религии православие (988). Это определило своеобразие и особенности развития воспитания и образования. Выбор христианской религии в пользу православия означал распространение византийского влияния на Русь. Сама педагогическая мысль и школа древней Руси сохранили самобытность, благодаря тому, что языком богослужения, литературы и обучения оказался славянский язык со славянским алфавитом (азбука-кириллица). В сфере воспитания данное влияние привело к расцвету школьного дела. Смешение славянской языческой культуры с восточным христианством явило собой становление собственной педагогической традиции, с оригинальной концепцией воспитания человека. А разделение христианской церкви на православную и католическую усилило рост враждебного, настороженного отношения к католицизму и западноевропейской культуре. В результате на Руси сложился особый замкнутый культурный феномен, отличный от латинской образованности и светского воспитания, которые сложились в западной Европе.

Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (XIV–XVII вв.).

В истории обучения и воспитания в Русском государстве средневековой эпохи прослеживаются два этапа: XIV‑XVI вв. и XVII столетие. Первый из них связан с многовековой борьбой русского народа за национальную независимость и свою государственность. Нападение монголо-татар стало началом иноземного ига, длившегося четверть тысячелетия ‑ периода, когда страна подвергалась опустошительным набегам. Иноземный гнет, несмотря на проявленную завоевателями религиозную терпимость, привел к культурной изоляции Руси. Главными средоточиями книжности и образованности стали монастыри. Они находились в лучших условиях, т.к. церковь была освобождена от выплаты дани в Орду. Центрами просвещения в монгольский период стали Новгородская и Псковская земли.

В XVI–XVII вв. образование в России выходит на новый уровень развития, основными предпосылками которого являются:

· совершенствование системы государственного управления;

· изменение социальной роли дворянства;

· повышение статуса образования;

· вовлечение страны в орбиту европейской дипломатии и расширение дипломатических и торгово-экономических связей с зарубежными странами.

Все это порождает потребность в грамотных людях, знающих иностранные языки и западноевропейскую культуру. Вопрос о хорошо организованной школе рано или поздно должен был возникнуть в умах церковных и политических деятелей. В русском обществе созревало понимание, что собственными педагогическими силами нельзя радикально улучшить состояние просвещения. Между тем со второй половины XVII в. западное влияние в школьном деле становится все глубже. Изменение отношение к греко-латинской образованности приводит к появлению учебных заведений повышенного типа. Усилившееся сближение с Западом и интерес к греко-латинской образованности своих славянских соседей – литвинов-белорусов и малороссов (украинцев) привели в конечном итоге к вызову в Москву просветителей.

Таковые и стали прибывать сюда из Литовской Руси и Малороссии – выходцы из белорусских и украинских земель. Отрицательное отношение к невежеству в обществе постепенно приводит к усилению западного влияния посредством белорусской и украинской образованности. Исследователи полагают, что для того времени характерны три подхода к воспитанию, обучению и образованию:

1) латинское направление (С.Полоцкий, С.Медведев);

2) грекофильское (Е.Славинецкий, Ф.Ртищев);

3) старообрядческое (протопоп Аввакум и его последователи).

Так, во второй половине XVII в. в Москве открываются греко-латинские школы, которые создавались при монастырях по инициативе просвещенных людей.

Среди выдающихся просветителей, прибывших в Москву, были: Симеон Полоцкий (1629-1690), Епифаний Славинецкий (1600-1675), Феофан Прокопович и др. В Московском государстве сторонниками изменений в образовании были также Сильвестр Медведев (1641-1691), Федор Ртищев (1625-1673), Карион Истомин (1650-1717) и протопоп Аввакум (1621-1682). Указанные деятели сыграли заметную роль в развитии педагогической мысли и школьного дела.

Таким образом, на рубеже XVII‑XVII вв. в русском обществе обозначилась программа создания системы регулярных учебных заведений – общеобразовательных церковных школ и технических государственных училищ по иноземным образцам и при помощи учителей-иноземцев. Но подавляющая часть населения пребывала в невежестве.

Пожалуй, главным достижением Федора Михайловича Ртищева можно считать основанный им Андреевский монастырь, задуманный не только как духовный центр, но и как центр образовательный. В 1648 году у подножия Воробьевых гор, на месте древней деревянной церкви Андрея Стратилата, на собственные средства боярина была сооружена церковь Преображения Господня, которую впоследствии преобразовали в монастырь, названный в честь апостола Андрея Первозванного.

Основной образовательной направленностью Андреевского училищного монастыря стала подготовка ученых-богословов и переводчиков сакральных текстов. Ученики изучали грамматику, риторику, философию, греческий и латинский языки. Обязанный нести днем службу при царском дворе, Ртищев проводил вечера и ночи в Пленицах у Воробьевых гор, занимаясь вместе с другими слушателями изучением греческой грамматики под руководством киевских старцев, а затем участвуя в жарких спорах с учеными богословами о соотношении веры и знания. Отметим, что в ходе этих научных дебатов русская религиозная мысль пребывала в контексте общеевропейского реформационного движения за обновление церковных канонов и догматов.

Иллюстрация 1.jpg


Заседание Боярской думы

Иллюстрация 2.jpg


Русско-польская война 1654−1667 годов

Пожалуй, главным достижением Федора Михайловича Ртищева можно считать основанный им Андреевский монастырь, задуманный не только как духовный центр, но и как центр образовательный. В 1648 году у подножия Воробьевых гор, на месте древней деревянной церкви Андрея Стратилата, на собственные средства боярина была сооружена церковь Преображения Господня, которую впоследствии преобразовали в монастырь, названный в честь апостола Андрея Первозванного.

Иллюстрация 3.jpg


Андреевский монастырь

Основной образовательной направленностью Андреевского училищного монастыря стала подготовка ученых-богословов и переводчиков сакральных текстов. Ученики изучали грамматику, риторику, философию, греческий и латинский языки. Обязанный нести днем службу при царском дворе, Ртищев проводил вечера и ночи в Пленицах у Воробьевых гор, занимаясь вместе с другими слушателями изучением греческой грамматики под руководством киевских старцев, а затем участвуя в жарких спорах с учеными богословами о соотношении веры и знания. Отметим, что в ходе этих научных дебатов русская религиозная мысль пребывала в контексте общеевропейского реформационного движения за обновление церковных канонов и догматов.

Иллюстрация 4.jpg


Патриарх Никон в годы проведения церковной реформы

1-го сентября 1667 г. Царевич Алексей Алексеевич был торжественно провозглашен совершеннолетним и стал участвовать в приемах и отпусках своим отцом иностранных послов. Той же осенью Царевич принимал у себя в покоях великое Польское посольство и произнес речь, в которой говорил о важности единения между славянскими племенами. Речь эта была произнесена наполовину по-польски, наполовину по-латыни, и привела послов в такое восхищение, что они обещали поддержать кандидатуру Царевича на Польский престол. Не суждено было, однако, Царевичу стать во главе ни Польши, ни России: 17-го января 1670 г. он скончался совершенно неожиданно, и врачи не сумели объяснить причину его смерти иначе, как только недостаточно подвижным образом жизни. Из вещей Царевича Ртищеву был дан на память золотой крест, который он на себе постоянно носил. Смерть даровитого юноши, бывшего на попечении Р. в течение шести лет, так его поразила, что он удалился от двора и государственной деятельности и только однажды присутствовал на придворном торжестве: 22-го января 1671 г., на свадьбе царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной.

Во время Шведской войны он спас трех купцов греков, которых шведы ограбили и еле живых пустили на произвол судьбы. Греки с трудом добрались до московского войска и скитались, изнемогая от голода и холода. Слух о их бедственном положении дошел до Р.; он довез их на своих лошадях до Москвы и покоил до полного выздоровления.

На церковном соборе 1681 г. Царь Феодор Алексеевич предложил устроить больницы и богадельни не только в Москве, но и в провинциальных городах, следовательно почин, сделанный Ртищевым, показал, насколько необходимы такого рода убежища.

Щедрость Р. была безгранична. У него был возле города Арзамаса большой участок земли, за который ему давали 1000 рублей. Узнав, что земля эта нужна городу, он не захотел продать ее в частные руки и послал предложить арзамасцам. Денег у арзамасцев не было, и они должны были отказаться от покупки. Не долго думая, Р. подарил городу эту землю.

При составлении биографии Ф. М. Ртищева мы руководствовались главным образом трудами: 1. Проф. Козловского: Ф. М. Ртищев. Историко-биографическое исследование, Киев. 1906 г., и 2. Н. Н. Кашкина: Родословные разведки. Посмертное издание под редакцией Б. Л. Модзалевского, СПб. 1912 г., где на стр. 402–447 помещена подробная биография Ф. М. Ртищева, а вслед за ней, на стр. 448–449, – полная о нем библиография.

Читайте также: