Архивная деятельность в российской империи кратко

Обновлено: 08.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АРХИВНОГО ДЕЛА В РОССИИ

Зарождению архивного дела на Руси способствовало появление письменности, так как, в связи с накоплением, документам потребовалось специальное место для хранения [4, c. 4].

До принятия христианства, в Киевской Руси сосредоточением правительственной документации князя был княжий двор. Именно там, в Казне, собирались документы о различных сторонах княжеской деятельности [1, c. 9]. На местах документы хранили посадники [4, c. 5].

С ростом монастырского хозяйства и имущества, расширением земельных владений увеличиваются собрания книг и документов; им требуется индивидуальное место для хранения — отдельно от остальных сокровищ. Таким местом становятся особые лари, стоявшие в сенях соборов. Заведовал ларём — ларник [5, c. 17—18]. В этот период также зарождается учёт и описание документов. Первой архивной описью считается Ипатьевская летопись, которая датируется концом XIII века [4, с. 6].

С первой половины XIV века центром объединения русских земель становится Москва. Это способствовало концентрации удельных архивов в единый архив Московской Руси, получившего название Государевой казны. Он сочетал в себе сразу несколько функций: казны, архива и канцелярии [4, с. 7].

С конца 90-х годов XV века, после окончательного оформления централизованного государства, начинается отделение документов от казны и формирование Государева архива, положившего начало формированию первоначальной сети архивов Московской Руси [1, c. 12].

Постепенно, с увеличением и усложнением функций государственного аппарата, возникает потребность в создании новой системы исполнительных органов управления, которые ведали бы отдельными отраслями государственного регулирования или регионами России [4, c. 8]. Так появляются приказы. Это приводит к формированию сети центральных приказных архивов.

Характерной особенностью работы архивов этого периода было то, что потерявшие практическое значение документы, как правило, хранились в канцелярии вместе с текущим делопроизводством, т. е. хранилища документов ещё не стали самостоятельными структурными подразделениями учреждений [1, c. 14].

Также, в 1720 году правительством утверждаются инструкции по ведению архивов и режимах хранения документов. Согласно им, хранение осуществлялось в сухом, охраняемом противопожарном месте, документы должны были располагаться по происхождению, тематике, хронологии, с указанием номера дела, года, названия, места хранения, под присмотром архивариуса. Архивариус выполнял текущую работу: вёл записные книги, алфавиты, реестры дел [3, c. 53].

Не обошли преобразования и приказную систему, которая в этот период изрядно устарела, вследствие чего произошла замена приказов коллегиями [1, c. 15].

В начале XIX века в России снова начинается период административных реформ, которые приводят к реорганизации государственных структур, например, произошла замена коллегий министерствами. При каждом министерстве и департаменте создавался свой архив, что в итоге повлекло за собой образование дробной сети архивов и децентрализацию архивного дела в общем. Такая система показала свою непригодность, так как очень затрудняла обеспечение сохранности и использование архивных документов, и, уже во второй четверти XIX века, департаментские и министерские архивы начинают концентрироваться в общие.

Переломным периодом в развитии архивного дела стал 1812 год, когда Москва была захвачена Наполеоном. Правительство не приняло должных мер по спасению ценных исторических источников и, в итоге, много документов было сожжено, разорвано, истоптано и похищено французскими солдатами [3, c. 72—74].

В первой четверти XIX века начинаются теоретические разработки архивоведения, так как для нормальной работы государственного аппарата были необходимы архивные материалы. Также большой прогресс был достигнут архивистами в разработке справочного аппарата: появился новый вид архивных справочников — обзор и изменена структура основного — описи [3, c. 90—91].

Во второй половине XIX века в России вновь началась эпоха реформаторской деятельности, которая затронула все сферы развития русского общества [4, с. 30]. Главной проблемой архивного дела становится преодоление бумажного вала, необходимость реставрации многих древних документов и упорядочивания дел. Но, для воплощения планов в жизнь, архивам требовались образованные кадры, которых в этот период было очень мало, так как архивная служба, даже в столичных архивах, не считалась престижной [3, с. 124]. Чтобы заинтересовать молодых сотрудников с высшим образованием, руководство архивов разрешало им разрабатывать и публиковать в изданиях архива собственные исследования. Также в архиве умышленно не заполнялись полностью штаты, чтобы из сэкономленных средств (у управляющего архивом было такое право) выдавать дополнительное вознаграждение архивистам. Благодаря этому состав сотрудников в 60—80-е годы изменился в лучшую сторону [3, c. 118].

На развитие архивного дела начала ХX сильно повлияло вступление России в Первую мировую войну: многие архивисты были призваны на военную службу, вследствие чего происходит накопление огромного количества необработанных дел военного характера. Многие документы оставались без надзора или размещались в сырых подвалах, гибли лот артиллерийских обстрелов, пожаров, оставались без надзора и даже захватывались врагами [3, c. 171].

Огромное влияние на сохранность документов оказала Великая Отечественная война. Перед архивистами становится тяжёлая задача — эвакуировать архивы из зоны военных действий и собирать текущие военные документы в действующие архивы. Несмотря на все старания архивных работников, многие документы спасти не удалось, так как эвакуация на первом этапе велась хаотично и многие архивы оказались захвачены фашистами [4, c. 35].

С 1956 по 1964 годы в архивном деле происходят значительные усовершенствования: расширяется использование архивных документов, публикуются обзоры архивных фондов, путеводители по архивам, вводятся механографические документы, сотрудники архивов получают возможность на договорной основе участвовать в разработке и совершенствовании методов делопроизводства в различных организациях [4, c. 41].

Новый виток развития архивного дела произошёл после распада СССР: система архивов стала самостоятельной, произошло открытие доступа ко всем документам по истории советского общества, государство провело ряд архивных реформ по централизации и демократизации архивного дела. В результате указанных преобразований была сформирована система управления и сеть центральных архивов, архивное дело становится областью культуры и входит в культурное наследие РФ, разработана система хранения и использования архивных документов [4, c. 44].

На сегодняшний день архивы представляют собой сложную организованную систему хранения, комплектования, учёта и использования архивных документов, а сотрудники этих учреждений — люди с высшим образованием, в обязанности которых входит: организация хранения и обеспечение сохранности документов, поступивших в фонд архива; прием и регистрация новых документов; отбор, упорядочение, комплектование архивных документов; систематизация и формирование дел; подготовка сводной описи единиц постоянного и временного сроков хранения; участие в работе по экспертизе научной и практической ценности архивных документов.

Список литературы:

1. Алексеева Е.В. Архивоведение: учебник для начального профессионального образования 6-е издание. М.: Академия. 2007. — 272 с.

2. Голиков А.Г. Архивоведение отечественной истории: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия. 2008. — 176 с.

4. Тельчаров А.Д. Архивоведение (конспект лекций). М.: Приор-издат. 2004. — 160 с.

5. Хорхордина Т.И., Волкова Т.С. Российские архивы: история и современность: Учебник / Отв. ред. В.В. Минаев. М: РГГУ. 2012. — 416 с.

Много веков насчитывает история архивов нашей страны. Первый этап в истории архивов характеризуется тем, что документы хранились вместе с рукописными книгами и материальными ценностями. Это объясняется прежде всего важным значением письменных материалов, сравнительно незначительным их количеством

Появление письменности сыграло огромную роль в развитии человеческого общества.

Летописи сообщают, что в храме Софии в Киеве имелось большое собрание книг, которые передал туда Ярослав Мудрый. В Новгородском Софийском соборе так же хранилось много книг и различных документов. Хранились книги и документы вместе с церковной утварью в ризницах, которые позднее стали называться книгохранилищами.

Документы имели большое политическое значение, в них фиксировались феодальные отношения, взаимодействие с другими странами. Широко использовались документы в летописании. Летописцы в процессе работы привлекали народные предания, воспоминания очевидцев, документы великокняжеского архива, церквей, монастырей

В Древнерусском государстве шло накопление, хранение и использование многочисленных документов.

С XII века стали быстро развиваться производительные силы, что привело к возрастанию значения документов. Вновь образовавшиеся княжества стали наследниками письменных материалов Древнерусского государства. Осуществляя внутренние и внешние функции, они также порождали новые документы. Князья закрепляли жалованными грамотам

Архивы в Российской империи (XVIII в.-1917г.)

С первой четверти XYIIIв. начинается новый этап в развитии архивного деда. Это явилось следствием коренных реформ, проводимых правительством Петра I.

Преобразования в системе государственного аппарата привели к

существенным изменениям в области архивного дела, которые прослеживались по двум направлениям: создание архивов при новых ВЫСШИХ, центральных и местных учреждениях и устройство фондов упраздненных учреждений, а также документации действующих учреждений, потерявших справочное значение. В поисках лучших организационных форм архивные фонды смешиваются, разъединяются, перевозятся в другие города, старые фонды сливаются с новыми и т.д

результате этих преобразований архивы отделились от канцелярии и превратились в самостоятельные структурные части. учреждений, что было закреплено юридически в Генеральном регламенте 1720 г. Мероприятия, проводимые Петром I оказались сильное воздействие на дальнейшее развитие архивного дела

44-я глава "Генерального регламента" посвящена архивам.

Для дел, потерявших практическую ценность, он устанавливался в три года. Что касается материалов, необходимых для нормальной деятельности учреждения, то для них конкретных сроков не существовало. Видимо, их надо было передавать в архив после того, как документы теряли справочное значение.

Концентрация документов в двух архивах не была осуществлена. Однако укрупнение ведомственных архивов произошло.

По Генеральному регламенту должность архивариуса в штате была единственная. Оклады архивистов зависели от степени важности хранившихся документов. В превелигированных архивах они были выше. Но в целом жалование было невысоким, к тому же его порой не получали на протяжении нескольких лет. На служащих архива лежали обязанности "надзирать и охранять" документы и осуществлять справочную работу.

Продолжительность рабочего дня архивариусов составляла сначала 6 часов, позднее стала 14-16 часов. Но к концу 18 в. опять сохранилась до 8 часов, т.к. условия в архивах были очень тяжелые.

Средства на нужды архивов отпускались явно недостаточные.

Вместо приказов созданы 12 коллегий, что способствовало более компактному отложению дел.

Под влиянием развития книгопечатания в целях улучшения сохранности документов в делопроизводство стало внедряться ведение дел на листах книг и тетрадей. В 1700-1726 гг. столбцовое делопроизводство было отменено, что сильно сказалось на развитии архивного дела. В инструкции 1720 года архивариусу Коллегии иностранных дел, требовалось материалы разбирать по годам, месяцам и по числам, а затем переплетать в книги по годно.. Инструкция предписывала бережно относиться к делам, заботиться об их сохранности.

Важные источники отлагаются в архивах высших органов власти:

В 1704 году был образован Кабинет Петра 1 – канцелярия и архив при ней, куда вошли личные документы Петра1, проекты указов, известия о важнейших событиях в стране, военная и финансовая документации, челобитные, доносы, жалобы, материалы о постройке дворцов, записные книжки Петра I.

Сюда же по „указанию Петра I передали свои документа Б. Шереметьев, П. Апраксин, М. Голицын.

Большое научное значение имеют фонды сенатских архивов Москвы и Петербурга. Указом 16 июля 1712 г. предписывалось «собрать помесячно" дела И "приговоры" правительствующего Сената, « учинить тем приговорам реестры с объявлением каждого дела" и отдать на хранение их в архив. Так 16 был создан Московский сенатский архив – исторический, в Петербурге – текущий. Сейчас их документы находятся в РГАДА.




В 1718 году начали формироваться коллегии вместо приказов. При коллегиях создаются собственные архивы, важнейшими из которых были • Финансовый-при Ревизион-коллегии • Судебный – при Юстиц- коллегии • Хозяйственный – при вотчинной коллегии и Эконом-коллегии.__

1.1.3 Архивы в первые годы советской власти

(октябрь 1917 -1921гг.)

Октябрьская революция разрушила старый государственный аппарат, ликвидировала правительственные учреждения буржуазно-помещечьего государства и вместо него создала новые органы государственной власти и управления. Это повлекло за собой упразднение архивов старых правительственных учреждений. В связи с этим возникла необходимость сохранения дореволюционных архивов, которые стихийно уничтожались в массовом порядке.

В течение 1917-1920 гг. были заложены политические и организационные основы организации архивного дела в нашей стране.

I июня 1918 г. Совет народных комиссаров принял Декрет о реорганизации и централизации архивного дела. В нашей стране впервые публично были узаконены не только принципы и технологии организации архивного дела, но и фактически подтверждена необходимость существования центрального органа управления архивным строительством. До 1991 года да и сейчас он является основополагающим документом в организации архивного дела.

В первых пунктах декрета определяется сущность коренной перестройки в .управлении этой отраслью: -

1. Все архивы правительственных учреждений ликвидируются, как ведомственные учреждения и хранящиеся в них дела и документы отныне образуют единый Государственный архивный онд(ЕГАФ).

2. Заведывание государственным Архивным фондом возлагается на Главное управление архивным делом. И далее коротко (всего в декрете 12 пунктов) излагаются задачи, стоящие перед вновь созданным органом, его 28 права, .указываются те организационные меры, которые надо принять для проведения в жизнь главных идей декрета.

В состав единого государственного Архивного фонда были включены архивные фонды не только правительственных учреждений и общественных организаций, профсоюзов, кооперативных учреждений, умерших ученых, писателей, композиторов, а также церквей, монастырей, существовавших до издания декрета об отделении церкви от государства.

22 апреля 1919г. принят Декрет о хранении и уничтожении архивных дел, который решил ряд назревших вопросов, в первую очередь в области экспертизы ценности документов:

1) Установлен срок хранения документов в учреждениях.

2) учреждениям запрещалось уничтожать какие-либо документы без санкции Главархива.

3) Создана система государственных экспертных органов: разборочно - проверочные комиссии Главархива.

В губерниях начинается работа по организации архивного дела.

1 – законодательства, верховного управления и внешней политики,

6-внутреннего управления и самоуправления

В 1921 году была образована 9 – историко-культурная секция. 30.01.1919 г. был издан декрет СНК РСФСР о губернских архивных фондах, которым предусматривалось создание губернских архивов, разделение документов на до 1917 года и после.

29 июня 1919 года был подписан Декрет «Об отмене права частной собственности на архивы умерших русских писателей, композиторов, художников и ученых, хранившихся в музеях и библиотеках. Этим Декретом фактически вся эта категория документов признавалась общенародным достоянием и необходимость включения их в ЕГАФ. Декрет положил начало государственному вмешательству в дело охраны и использования частных архивов по истории литературы и искусства.

К концу 17 века система государственных учреждений уже изрядно устарела. Вместо них на центральном уровне были созданы коллегии, которые ведали определенными участками государственного управления и распространяли свою деятельность на всю территорию страны. Документы стали откладываться в хранилищах при коллегиях. В 1708 была проведена реформа местного управления, в результате которой государство было поделено на губернии (8 губерний). Так же была проведена городская реформа целью, которой было упорядочить управление городами. В хранилищах при вновь созданных местных учреждениях сконцентрировались документы предшествующих органов местного самоуправления, а так же стали откладываться документы учреждений пришедших им на смену. В губерниях при губернский канцеляриях, в провинциях при провинциальных канцеляриях и в уездах при земский комиссарах. Преобразования отразились на развитии архивного дела в стране. Начали создаваться архивохранилища при новых высших центральных и местных учреждениях. А так же предпринимались попытки организовать хранение документов упразднённых учреждений и документов, утративших свое оперативное значение в повседневной работе действующих учреждениях. В результате петровских реформ государственного аппарата архивы были отделены от канцелярий учреждений и стали самостоятельными структурными подразделениями. Юридически это было закреплено 28 февраля 1720 года генеральный регламент, по которому предусматривалась обязательная сдача учреждений документов в архивы по истечению определенного срока. Подобная ситуация существовала до 70-ых годов 18 века. Когда в результате реформы государственного аппарата с 1775-1785 проведенной в царствование Екатерины II. В годы правления был разработан проект нового управления губерниями в соответствии, с которым страна была разделена на 50 губернии, провинции упразднялись. Столичные губернии, а так же крупные регионы из 2-3 губерний образовывали наместничество, во главе с наместником. Были упразднены камер и ревизион-коллегии, созданы сословные судебные учреждения, а именно верхний земский суд для дворян, губернский магистрат для горожан и верхняя расправа для государственных крестьян. Создание новых губернских учреждений предусмотренных екатерининскими реформами растянулось на несколько лет. Ликвидированные в их результате учреждения должны были сдать окоченные дела в Санкт-Петербургский государственный архив старых дел. Имевший самостоятельное положение, архив находился в ведении сената, и просуществовала с 1781-1834 годы.



К концу 17 века система государственных учреждений уже изрядно устарела. Вместо них на центральном уровне были созданы коллегии, которые ведали определенными участками государственного управления и распространяли свою деятельность на всю территорию страны. Документы стали откладываться в хранилищах при коллегиях. В 1708 была проведена реформа местного управления, в результате которой государство было поделено на губернии (8 губерний). Так же была проведена городская реформа целью, которой было упорядочить управление городами. В хранилищах при вновь созданных местных учреждениях сконцентрировались документы предшествующих органов местного самоуправления, а так же стали откладываться документы учреждений пришедших им на смену. В губерниях при губернский канцеляриях, в провинциях при провинциальных канцеляриях и в уездах при земский комиссарах. Преобразования отразились на развитии архивного дела в стране. Начали создаваться архивохранилища при новых высших центральных и местных учреждениях. А так же предпринимались попытки организовать хранение документов упразднённых учреждений и документов, утративших свое оперативное значение в повседневной работе действующих учреждениях. В результате петровских реформ государственного аппарата архивы были отделены от канцелярий учреждений и стали самостоятельными структурными подразделениями. Юридически это было закреплено 28 февраля 1720 года генеральный регламент, по которому предусматривалась обязательная сдача учреждений документов в архивы по истечению определенного срока. Подобная ситуация существовала до 70-ых годов 18 века. Когда в результате реформы государственного аппарата с 1775-1785 проведенной в царствование Екатерины II. В годы правления был разработан проект нового управления губерниями в соответствии, с которым страна была разделена на 50 губернии, провинции упразднялись. Столичные губернии, а так же крупные регионы из 2-3 губерний образовывали наместничество, во главе с наместником. Были упразднены камер и ревизион-коллегии, созданы сословные судебные учреждения, а именно верхний земский суд для дворян, губернский магистрат для горожан и верхняя расправа для государственных крестьян. Создание новых губернских учреждений предусмотренных екатерининскими реформами растянулось на несколько лет. Ликвидированные в их результате учреждения должны были сдать окоченные дела в Санкт-Петербургский государственный архив старых дел. Имевший самостоятельное положение, архив находился в ведении сената, и просуществовала с 1781-1834 годы.

Госархив был создан для хранения дел особой политической и государственной важности. Он возник в 1801 в качестве особого хранилища в Архиве Коллегии иностранных дел в Петербурге, где началась концентрация материалов, специально выделявшихся из личных императорских канцелярий, государственных и личных архивов. В 1834 хранилище получило наименование Петербургского государственного архива Министерства иностранных дел. В 1864 оба архива Министерства иностранных дел – Главный (хранивший материалы текущего делопроизводства) и Государственный – были объединены под общим руководством.

В 1917 документы Госархива были перевезены частично в Москву, частично – в Кирилло-Белозерский монастырь, в 1920–1921 включены в состав Государственного исторического архива РСФСР. В 1925 Госархив вместе с МГАМИД присоединен к Древлехранилищу Московского отделения исторического архива РСФСР, в дальнейшем – ЦГАДА СССР.

Первые поступления на особое хранение документов, послуживших в дальнейшем основой Госархива, связаны с разборкой архивов Екатерины II и Павла I после дворцового переворота 1801. Тогда в Петербургский архив Коллегии иностранных дел был передан ряд документов личных императорских канцелярий. Затем сюда поступили: архив канцлера кн. А.А. Безбородко (содержавший, кроме его бумаг, документы канцелярий кн. Г.А. Потемкина, кн. П.А. Зубова, Тайной экспедиции Сената, сенатских следственных комиссий и др.); переписка Павла I и Александра I с Наполеоном, приобретенная в Париже русским послом К.О. Поццо-ди-Борго; некоторые документы, связанные со вступлением на престол Николая I; документы о Крестьянской войне под предводительством Е.И. Пугачева (из архива гр. П.И. Панина) и др.

В 1820–1830 из Петербургского государственного архива старых дел и Петербургского сенатского архива были переданы: относящиеся к 1762–1801 наиболее важные дела Тайной канцелярии (часть которых хранилась вместе с документами личной канцелярии Петра I), Преображенской канцелярии, Канцелярии тайных и розыскных дел, сенатских следственных комиссий, Приказа тайных дел, Ближней канцелярии, Тайной экспедиции Сената (в т. ч. следственные дела В.Я. Мировича, самозванцев кн. Е. Таракановой и А. Асламбекова, коллекция документов о Е.И. Пугачеве); архив Верховного тайного совета (включавший дела самого Сената и часть дел личной канцелярии Петра I); архив Конференции при высочайшем дворе (материалы которого были разрознены – часть при Екатерине II взята в архив Кабинета е.и.в., часть передана в Московский архив Коллегии иностранных дел), дела канцелярии кн. Г.А. Потемкина по Таврической и Екатеринославской губ. 1783–1796 и др. Наряду с ними поступил еще ряд фондов и коллекций: архив статс-секретаря Екатерины II и Павла I Д.П. Трощинского; собрание документов гр. М.М. Сперанского; коллекция писем и указов Петра I Г.Г. Скорнякову-Писареву, содержавшая документы об эпизодах Северной войны, о деле царицы Евдокии Федоровны.

В 1841 в МГАМИД и Разрядно-Сенатский архив с целью отбора документов был командирован главноуправляющий II отделением Собственной е.и.в. канцелярии Д.Н. Блудов. В МГАМИД им отобраны: коллекция документов о деле царевича Алексея, поденные записки кн. А.Д. Меншикова 1716–1727; очерк истории Посольского приказа, составленный М.Н. Соколовским; коллекция дел о Крестьянской войне 1773–1775, собранная Н.Н. Бантыш-Каменским. Из Разрядно-Сенатского архива взят только один столбец Преображенского приказа с документами по делу царевича Алексея и царицы Евдокии Федоровны.

В числе поступлений 2-й пол. XIX в, были грамоты Александра I об учреждении военных поселений, архив русских командорств Ордена св. Иоанна Иерусалимского, собрание документов по истории соляных промыслов (из Горного департамента), документы местных учреждений о самозванцах Г. Кремневе, И. Мосягине, И. Сергееве. От А.И. Тургенева поступили копии относящихся к русской истории документов, снятые им в архивах Берлина, Веймара и Парижа; от академика Н.Г. Устрялова – собранная им в Вене коллекция документов о царевиче Алексее. В этот же период были переданы представляющие большой интерес личные архивы В.С. Попова, гр. А.К. Разумовского, гр. Н.П. Румянцева, Л.В. Тенгоборского, кн. А.С. Меншикова, гр. И.И. Дибича, гр. Ф.П. Литке, Д.И. Северина и др.

Большинство поступлений включало материалы разных фондообразователей, объединенные или в процессе их деятельности или при хранении. Архивы учреждений и частных лиц, как правило, поступали не сразу полностью, а частями. Документальный состав самих фондов отличался большой сложностью, в особенности фондов учреждений высшего управления, функции которых охватывали все стороны государственной жизни. Указанные обстоятельства, по существу, исключали возможность создания пофондовой структуры Госархива.

В 1840 из архивов личных императорских канцелярий и учреждений политического розыска архивистами было образовано 20 предметно-тематических групп. В 1860-е в процессе описания Госархива академик П.П. Пекарский и Н.А. Гиббенет развили эту систему разделив документы на 27 разрядов, к которым в начале XX в. были присоединены еще 4. В настоящее время в ЦГАДА СССР хранится 30 фондов (разрядов) Госархива.

Имея достаточно данных об источниках комплектования Госархива, мы располагаем неполными сведениями о процессе классификации документов разных фондообразователей и распределении их по разрядам. Первоначальная структура большинства документальных комплексов (архивов, фондов), поступивших в Госархив, не только нарушена, но и практически не восстановима.

Справочный аппарат Госархива представлен описями разрядов, составленными во 2-й пол. XIX – н. XX вв. Некоторые из описей дополнены после 1917. К описям Госархива имеется алфавитный указатель, разработанный директором Госархива К.К. Злобиным и потому носящий название Злобинского. Указатель составлен еще до окончания комплектования и описания Госархива и охватывает не все материалы: отсутствуют сведения о разряде I – Секретные пакеты, очень неполно отражен разряд VII – Преображенский приказ; основное внимание в указателях уделено персоналиям, сведения географического и предметно-тематического характера недостаточны.

Читайте также: