Отрасль научно педагогического знания о закономерностях процесса обучения в высшей школе называется

Обновлено: 02.07.2024

- обучение – целенаправленный процесс
организации деятельности обучающихся по
овладению знаниями, умениями, навыками и
компетенциями, приобретению опыта
деятельности и применения знаний,
развитию способностей и формированию у
обучающихся мотивации получения
образования в течение всей жизни;

- преподавание - упорядоченная деятельность
педагога, направленная на реализацию цели
обучения, обеспечение информирования,
осознания и практического применения
знаний, формирование компетенций;

- учение - процесс деятельности
обучающегося по освоению знаний, умений,
навыков, компетенций; опыта творческой
деятельности и эмоционально-ценностных
отношений, в ходе которых возникают новые
формы поведения и деятельности,
применяются ранее приобретенные знания и
навыки. Процесс учения в значительной мере
порождается мотивацией;

- образование - процесс становления
культурного человека и результат обучения,
система приобретенных знаний, умений,
навыков, компетенций, способов мышления,
мировоззрения, нравственности и общей
культуры;

- знания - информация, которая может
преобразовываться и использоваться,
совокупность информационных идей
человека;
- умения - овладение способами применения
знаний на практике;
- навыки - умения, доведенные до
автоматизма;
- компетенция - (от лат. competere —
соответствовать, подходить) — способность
применять знания, умения, успешно
действовать на основе практического опыта
при решении задач общего рода, также, в
определенной области;

- содержание обучения - это специально
отобранная и признанная обществом
(государством) система элементов объективного
опыта человечества, усвоение которой необходимо
для успешной деятельности в определенной сфере.
Иными словами – это тот конечный результат, к
которому стремится образовательная организация,
тот уровень и те результаты обучения, которые
выражаются в категориях знания, умения и
навыки (способы деятельности и мышления),
ценностные отношения, компетенции, личностные
качества, которыми обучающиеся овладевают в
процессе обучения;

познавательная активность характеристика деятельности
обучающихся, заключающаяся в
мобилизации интеллектуальных,
нравственных и волевых сил для решения
учебно-познавательной задачи. Без
активности обучающегося процесс
обучения не может состоятся. Необходимо
отметить, что и педагог должен активно
воздействовать на обучающихся,
мотивировать их.

11. Процесс обучения как целостная дидактическая система

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ КАК ЦЕЛОСТНАЯ
ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
- организованный процесс взаимодействия
педагога с обучающимися, направленный на
достижение образовательных целей.

12. Функции процесса обучения

ФУНКЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
а) образовательная - вооружение студентов системой
фундаментальных, общепрофессиональных и специальных
знаний, а также профессиональных и общеинтеллектуальных
умений, развитие общекультурных, профессиональных и
специальных компетенций;
б) воспитательная - развитие и формирование
профессионально значимых личностных качеств,
профессиональной направленности, профессиональной
культуры, навыков социального взаимодействия обучающихся;
в) развивающая - развитие интеллектуальных способностей,
профессионального мышления и творческих способностей;
г) профессиональная - формирование компетенций и их
составляющих (знаний, умений, навыков), готовящих к
выполнению видов деятельности и решению
профессиональных задач по изучаемой специальности или
направлению подготовки.

13. Основные черты целостного процесса обучения

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЦЕЛОСТНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
системность;
целенаправленность;
динамичность;
неопределенность результата.
двусторонний характер;
совместная деятельность педагогов и обучающихся;
руководство со стороны педагога, заключающееся в организации
деятельности обучающихся, их стимулировании и мотивации;
планомерная организация и управление;
развитие творческих способностей;
соответствие закономерностям возраста;
обучение, развитие и воспитание обучающихся.

14. Основные элементы процесса обучения как дидактической системы

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ КАК
ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
цели, содержание, методы, средства,
формы, результаты образования.

Цели обучения – это центральная
педагогическая категория,
системообразующий элемент дидактической
системы. Цели связывают воедино все
компоненты учебно-воспитательного
процесса (содержание, методы,
организационные формы, контроль) и в
значительной степени определяют общий
результат и эффективность педагогических
действий.
Цели - это сознательно определенные,
ожидаемые результаты

Цели обучения формулирует общество,
государство, образовательная организация,
педагог.
Результаты обучения показывает
(демонстрирует) обучающийся.

17. компетенции

КОМПЕТЕНЦИИ
в качестве целей-результатов образовательного
процесса выступают принципиально новые
образовательные конструкты – компетенции.
отличия компетенций от других продуктоврезультатов образовательного процесса состоят
в том, что они: являются интегрированным
результатом, существуют в форме деятельности,
а не просто в виде знаний о способах
деятельности.

18. Содержание высшего образования

СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
обусловлено целями и потребностями
общества и представляет собой специально
отобранную систему элементов социального
опыта;

С точки зрения компетентностного подхода,
содержание образования - совокупность
общекультурных, профессиональных и
специальных компетенций и их
составляющих: знаний, умений и навыков,
опыта учебно-производственной и научноисследовательской деятельности, способов
решения профессиональных задач,
профессиональных ценностей и норм,
которыми будущий специалист должен
овладеть в процессе освоения
образовательной программы определенного
уровня и объема.

20. Общедидактические принципы формирования содержания образования

ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
ФОРМИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
научности,
развивающего характера обучения,
связи теории с практикой,
систематичности и последовательности,
доступности и др.

21. Принципы, связанные с профессиональным образованием:

ПРИНЦИПЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ
ОБРАЗОВАНИЕМ:
соответствие содержания обучения целям
подготовки специалиста;
фундаментальности и практикоориентированности обучения;
ориентированности высшего образования на
развитие личности будущего специалиста;
соответствия содержания вузовского
образования современным и
прогнозируемым тенденциям развития
общества, науки, техники, технологий,
культуры и искусств

22. Принципы, связанные с профессиональным образованием:

ПРИНЦИПЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ
оптимального сочетания общих, групповых и
индивидуальных форм организации учебного
процесса;
связи обучения с самообразованием;
развития навыков самостоятельной работы
обучающихся;
соответствия результатов подготовки
специалистов требованиям, предъявляемым
конкретной сферой профессиональной
деятельности для обеспечения их
конкурентоспособности.
:

23. Методы обучения

24. Классификация методов обучения по дидактическим целям (Р.С. Пионова)

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИДАКТИЧЕСКИМ
ЦЕЛЯМ (Р.С. ПИОНОВА)
1.Теоретико-информационные методы
обучения:
-устное логически целостное изложение
учебного материала;
-диалогически построенное устное изложение
(беседа, рассказ, объяснение, дискуссия,
бригадный метод, консультирование,
аудиовидеодемонстра-ция, демонстрация).

Методы самостоятельной работы обучаемых
– чтение (работа с учебником и другими
учебно-методическими пособиями),
видеолента, экспертиза, слушание,
конспектирование, упражнения, решение
задач и проблемных ситуаций, опыт,
эксперимент.

Контрольно-оценочные методы –
предварительный экзамен, устное
выступление, ответ с места (во время
лекции), контрольная работа, опыт,
упражнения, устный опрос, тестирование,
программированный контроль и др.

29. Средства обучения

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Дидактические средства – это все элементы учебной
среды, которые педагог сознательно использует для
целенаправленного учебно-воспитательного процесса и
продуктивного взаимодействия со студентами.
К средствам обучения можно отнести:
учебники, учебно-методические пособия, программы,
рабочие тетради, наглядные пособия, справочники,
словари, карты, чертежи и т.д.,
оборудование в различных кабинетах,
технические средства обучения – компьютеры,
телевизоры, видеопроекторы, электронные доски и т.д.

30. Формы обучения

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
1) формы теоретической учебной деятельности:
лекция, семинарское занятие, курсовая работа,
дипломная работа, консультация, учебная экскурсия;
2) формы практической учебной деятельности:
лабораторно-практические работы, практикумы,
учебная, производственная, преддипломная
практики;
3) комбинированные формы учебной деятельности:
педагогическая и производственная практика;
4) контрольные формы учебной деятельности:
коллоквиум, зачет, экзамен.

31. Учебная деятельность студентов

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ
Чтение, восприятие, переработка, усвоение
письменной информации;
Выполнение упражнений, решение задач.
учебные исследования – УИРС

32. Контрольные вопросы и задания по теме.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ.
Раскройте специфику дидактики высшей школы как отрасли
педагогического знания и содержание ее основного понятийного
аппарата.
Проанализируйте основные элементы целостного педагогического
процесса и их взаимосвязи.
Охарактеризуйте процесс обучения как двусторонний процесс.
Как закономерности и принципы обучения определяют процесс
обучения. Приведите пример (ы).
В каких документах находит отражение содержание высшего
образования?
Дайте определение понятия метода обучения. Представьте
графически метод обучения как систему.
Какие условия определяют выбор методов обучения? Перечислите
их, приведите примеры.
Раскройте исходные позиции классификации методов обучения.
Раскройте принципиальные различия между традиционными и
активными (интерактивными) методами обучения, их место, роль и
удельный вес в высшем образовании.

Творческие задания
1. Разработайте план-конспект учебного занятия.
Выберите тему и форму проведения занятия;
определите цель своей педагогической
деятельности; выберите методы обучения,
которые являются наиболее приемлемыми и
соответствуют
цели; опишите деятельность
преподавателя при использовании метода;
опишите деятельность студента в рамках
реализации метода.

Дидактика (от греч. didakitos - поучающий, didasko - изучающий) - отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические основы образования и обучения в их наиболее общем виде. Дидактика выявляет закономерности, принципы обучения, задачи, содержание образования, формы и методы преподавания и учения, стимулирования и контроля в учебном процессе, характерные для всех учебных предметов, на всех возрастных этапах обучения. Дидактика изучает закономерности и специфику образования и обучения в общеобразовательной, профессиональной, средней специальной, высшей школе и других системах обучения. Объект дидактики - процесс обучения. Предмет - вскрытие закономерностей процесса обучения, изучение системы отношений: ученик - учебный материал, учитель-ученик, ученик-другие ученики.

Взаимосвязи между основными дидактическими категориями как структурными компонентами целостного дидактического процесса изображены на рисунке:

Обучение - целенаправленный процесс взаимодействия педагога с учащимися, их совместной деятельности, в ходе которой осуществляется образование, воспитание и развитие. Общение, в ходе которого происходит накопление знаний, умений, навыков, развитие, образование. Обучение делится на преподавание и учение.

Преподавание - упорядоченная деятельность педагога, направленная на реализацию цели обучения, обеспечение информирования, осознания и практического применения знаний.

Учение - процесс деятельности учащегося по освоению знаний, умений и навыков, опыта, творчества и эмоционально-ценностных отношений, в ходе которого возникают новые формы поведения и деятельности, применяются ранее приобретенные знания и навыки.

Образование - процесс становления культурного человека и результат обучения, система приобретенных знаний, умений, навыков, способов мышления, мировоззрения, нравственности и общей культуры.

Знания - информация, которая может преобразовываться и использоваться, совокупность информационных идей человека, в которых выражается теоретическое овладение этим предметом. И.Н. Лернер говорит о трех уровнях знаний: усвоение и воспроизведение, использование на практике, перенос на нестандартные ситуации.

Умения - овладение способами применения знаний на практике. Разделяются на четыре группы: общечеловеческие, общие учебные (письмо), поисково-информационные (библиотеки), организационные.

Навыки - умения, доведенные до автоматизма.

Целью в дидактике является образ конечного результата, то, к чему стремится процесс обучения.

Под содержанием обучения понимается система знаний, умений, навыков, способов деятельности и мышления, ценностных отношений, которыми учащиеся овладевают в процессе обучения.

Познавательная активность - характеристика деятельности учащихся, заключающаяся в мобилизации интеллектуальных, нравственных и волевых сил для решения учебно-познавательной задачи. Без активности учащегося процесс обучения не состоится. Однако и учитель должен активно воздействовать на учащихся, мотивировать их.

  1. Научное описание и объяснение процесса обучения и условий его реализации.
  2. Усовершенствование процесса обучения и создание новых технологий обучения.

Как теория обучения и образования дидактика разрабатывает следующие проблемы:

  • она определяет педагогические основы содержания образования;
  • исследует сущность, закономерности и принципы обучения, а также пути повышения его развивающего влияния на учащихся;
  • изучает закономерности учебно-познавательной деятельности учащихся и пути ее активизации в процессе обучения;
  • разрабатывает систему общепедагогических методов обучения и условия их наиболее эффективного применения;
  • определяет и совершенствует организационные формы учебной работы в образовательно-воспитательных учреждениях.

Дидактика как наука изучает закономерности, действующие в сфере ее предмета, анализирует зависимости, обуславливающие ход и результаты процесса обучение, определяет методы, организационные средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач. Благодаря этому она выполняет две главные функции:

  1. Теоретическую (главным образом, диагностическую и прогностическую).
  2. Практическую (нормативную, инструментальную).

Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности. По ширине охвата изучаемой действительности выделяют общую и частную дидактику.

Предмет исследования общей дидактики - процесс преподавания и учения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит.

Частные дидактики называют методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Каждый учебный предмет имеет свою методику.

Основополагающие требования к практической организации учебного процесса педагогике принято называть дидактическими принципами. К наиболее важным дидактическим принципам относятся:

  • Обучение должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность.
  • Обучение должно характеризоваться связью теории с практикой.
  • Обучение должно быть наглядным.
  • Обучение должно быть активным и сознательным.
  • Обучение должно быть доступным.
  • Обучение должно быть систематическим и последовательным.
  • Обучение должно быть прочным.

Эти принципы составляют систему, определяются целями воспитания и имеют исторический характер. Некоторые принципы утрачивают свое значение в новых условиях, и появляются новые, в которых отражаются новые требования общества к обучению.

Принципы реализуются через правила обучения, которые есть средства реализации принципов. Правила - конкретные указания учителю в том, как нужно действовать в типичной педагогической ситуации. Это руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения. Правила вытекают из принципов обучения.

Обучение как целостная система. Охарактеризовать процесс обучения как систему можно только в динамике, проследив за ее составом (элементами), структурой (связями) в соответствии с функциями:

Характерные черты учебного процесса как системы:

  • целостность в единстве учения и преподавании, объединении знаний, умений, навыков в систему мировоззрения;
  • системность, комплексность;
  • целенаправленность и упорядоченность;
  • динамичность;
  • неопределенность результата.

Учебный (дидактический) процесс содержит следующие главные звенья взаимодействия:

Деятельность педагогаДеятельность обучаемых
Разъяснение учащимися целей и задач обученияСобственная деятельность по созданию положительной мотивации учения
Ознакомление обучаемых с новыми знаниями (явлениями, событиями, предметами, законами)Восприятие новых знаний, умений
Управление процессом осознания и приобретения знаний и уменийАнализ, синтез, сравнение, сопоставление, систематизация
Управление процессом перехода от теории к практикеПриобретение умений и навыков, их систематизация
Организация эвристической и исследовательской деятельностиПрактическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем
Проверка, оценка измерений в обученности и развитии учащихсяСамоконтроль, самодиагностика достижений

Для обучения характерны следующие признаки:

  1. Двусторонний характер.
  2. Совместная деятельность учителей и учащихся.
  3. Руководство со стороны учителя, заключающееся в организация деятельности учащихся, их стимулировании и мотивации
  4. Развитие творческих способностей.
  5. Планомерная организация и управление.
  6. Целостность и единство целей, средств и результат.
  7. Соответствие закономерностям возраста.
  8. Наряду с обучением, развитие и воспитание учащихся.

Функции - отображение свойств какого-либо объекта. Функции характеризуют сущность процесса обучения. Выделяют три функции: образовательную, воспитательную, развивающую.

Образовательная. Состоит в том, что процесс обучения направлен на формирование знаний, умений, навыков, мировоззрения и опыта творческой деятельности. Имеет значение то, что усвоенные знания должны характеризоваться полнотой, системностью, осознанностью и действенностью.

Развивающая. Обозначает то, что в процессе обучения происходит развитие обучаемого обо всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной, двигательной, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сфер личности.

Воспитательная. Состоит в формировании нравственных и эстетических представлений, системы взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять принятые в нем законы.

Для понимания роли обучения как средства развития и формирования личности большое значение имеет то, что этот процесс не сводится только к овладению обучающимися знаниями, выработке практических знаний и умений. Обучение оказывает более широкое развивающее и формирующее влияние на личность. Знания как предмет усвоения имеют 3 взаимосвязанных стороны:

  1. Теоретическую.
  2. Практическую.
  3. Мировоззренческо-нравственную.

При правильно поставленном обучении учащиеся овладевают всеми этими тремя сторонами материала.

Развивающее и воспитательно-формирующее влияние обучения на личность повлекло за собой возникновение в педагогике особого понятия, обозначающего этот процесс. Этот процесс называется образование. Под образованием следует понимать овладение личностью определенной системой научных знаний, практических умений и навыков и связанный с ними тот или иной уровень развития ее умственно-познавательной и творческой деятельности, а также нравственно-эстетической культуры, которые в своей совокупности определяют ее социальный облик и индивидуальное своеобразие. Образование как понятие включает в себя с одной стороны, процесс овладения изучаемым материалом, т.е. обучение, а с другой - воспитательно-формирующее влияние этого процесса на личность, олицетворяя их единство и органическую взаимосвязь. И когда дидактику иной раз определяют как теорию обучения и образования, то тем самым хотят подчеркнуть, что она исследует как теоретические основы процесса обучения, так и его воспитательно-формирующее влияние на умственное, мировоззренческое и нравственно-эстетическое развитие личности.

Общая дидактикапризвана дать ответы на вопросы: с какими целями, чему и как обучать учащихся по всем предметам на всех уровнях системы образования.

Частные дидактики(предметные или частные методики) разрабатывают теорию обучения конкретным учебным предметам и (или) на определенном образовательном уровне (например, методика обучения истории, иностранным языкам, методика начального профессионального образования, дидактика высшей школы).

Общая дидактика составляет теоретическую базу частных дидактик, основываясь в то же время на результатах их исследований.

Как заметил еще К.Д. Ушинский, дидактика университетского образования может быть выражена в двух словах: знай хорошо свой предмет и излагай его ясно.

Более молодая дидактика высшей школы и дидактика среднего образования совпадают в содержательном аспекте – это совместная деятельность преподавателей и обучающихся, направленная на усвоение учащимися определенного объективизированного опыта человечества. Однако между ними существуют и значимые различия, которые заключаются в следующем.

Дидактика высшей школы содержит огромное количество нерешенных методических проблем. Если в дидактике среднего образования уже давно сложились солидные научно-методические направления по обучению отдельным учебным предметам, то в дидактике высшей школы, в частности юридической, с трудом можно найти что-либо подобное.

Весьма существенное различие между дидактикой высшей и дидактикой средней школы связано с субъектами образовательного процесса. В вузе это, как правило, гораздо более мотивированный к обучению студент и гораздо более квалифицированный в научной области, соответствующей преподаваемому предмету, педагог. Вместе с тем здесь существует уже отмечавшаяся выше острая проблема педагогической квалификации вузовского преподавателя в отличие от учителя средней школы, имеющего, как правило, профессиональное педагогическое образование.

Сегодня преподаватель вуза должен быть не просто лектором, как это у нас традиционно принято, а организатором и стимулятором учебной деятельности, самообразования и самовоспитания студентов. Поскольку эффективное и качественное обучение невозможно без профессиональных занятий наукой, то вузовскому преподавателю просто необходимо стремиться к гармоничному сочетанию научной и педагогической деятельности. Достичь такого сочетания довольно сложно, поскольку это два различных вида деятельности.

ОБУЧЕНИЕ– специально организованный, управляемый процесс педагогического взаимодействия преподавателя и обучающихся, направленный на усвоение студентами определенного объективизированного опыта человечества с целью развития профессиональной личности специалиста.

Обучение как совместная деятельность преподавателя и обучающихся включает в себя преподавание и учение.

Элементы содержания обучения – это знания, установленные и выведенные в опыте способы профессиональной деятельности, опыт творчества, эмоционально-ценностное отношение к изучаемым объектам и реальности.

УСВОЕНИЕ – это овладение индивидом исторически сформированными, выработанными обществом способами поведения знаниями, умениями и навыками; процесс их превращения в форму индивидуальной субъективной деятельности.

Усвоение проходит поэтапно:

Существуют четыре вида усвоения объективизированного опыта человечества:

Одной из главныхзадачдидактики как науки является познание процесса обучения, в результате чего устанавливаются закономерности этого процесса.

Для понимания сущности дидактики как науки следует выстроить в логическую цепочку следующие понятия: дидактическая закономерность – теория (концепция) обучения – дидактический принцип – форма – метод – прием – средство – результат обучения.

Закономерность отвечает на вопрос о том, что установлено, принцип дает ответ на вопрос о том, как та или иная закономерность может быть реализована на практике.

Дидактическая закономерность– это объективная, устойчивая, существенная, повторяющаяся связь между компонентами процесса обучения, а также между обучением и внешними условиями. Поскольку дидактические закономерности имеют преимущественно вероятностно-статистический характер, то по большей части они проявляются как тенденции, т.е. во множестве случаев, что характерно для всех общественных процессов.

Концепция (частная теория)– это система взглядов, определяющих понимание явлений и процессов, объединенных ведущим замыслом.

Дидактическая концепция– это основополагающий замысел, идея теории обучения, указывающая способ построения системы методов и средств обучения и воспитания на основе целостного понимания сущности этих процессов. В этом смысле можно говорить о концепциях личностно-ориентированного обучения, проблемного обучения, компетентностного подхода в образовании, диалога культур и т.д.

Дидактический принцип– основное положение, первооснова, руководящее начало в процессе и системе обучения.

Дидактические принципы:

– определяют содержание, формы, методы и средства обучения в соответствии с его целями и закономерностями;

– отражают зависимость между закономерностями учебного процесса и образовательными целями;

– выступают в качестве регулятивных норм педагогической деятельности.

Различают общедидактические и частнометодические принципы (например, принцип научности в общей дидактике, принцип коммуникативности в методике обучения иностранным языкам).

Форма обучения– это способ организации учебного процесса, его специальная конструкция (коллективная, групповая, индивидуальная работа под руководством преподавателя, заочная, экстернат). В вузе на протяжении столетий функционирует лекционно-практическая форма обучения.

Метод обучения(от греч. methodos – путь, исследование) – способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся, направленной на решение задач обучения и достижение образовательных целей. Метод представляет собой совокупность относительно однородных приемов теоретического и практического усвоения определенного содержания обучения.

Прием обучения– элемент метода, его составная часть, определенный шаг в реализации метода обучения.

Средства обучения– специально разработанные материальные или материализованные объекты, предназначенные для осуществления и повышения эффективности учебного процесса (например, аудио- и видеокурсы, учебные пособия, учебные фильмы, таблицы, схемы, компьютерные программы).

Результат обучения – представляет собой четкие формулировки того, что, как ожидается, будет знать, понимать и (или) будет в состоянии продемонстрировать обучающийся по окончании процесса обучения и как он будет демонстрировать свое достижение.

Эффективность обучения в вузе определяется рядом внутренних и внешних критериев.

Успешность обучения – следствие эффективного руководства учебным процессом, обеспечивающим высокие результаты при минимальных затратах.

Академическая успеваемость обучающихся определяется как степень совпадения реальных и запланированных результатов учебной деятельности и находит отражение в балльной оценке.

Качество обученияоценивают по таким показателям, какполнота, системность, глубина, действенность, прочность усвоенного обучающимся содержания обучения, т.е. степень его соответствия образовательному стандарту. Одним из основных показателей высокого качества обучения является способность обучающихся и выпускников вуза самостоятельно решать учебные и профессиональные задачи.

Качество образованиятрактуется как определенный уровень знаний, умений, навыков, интеллектуального, нравственного и физического развития, которого достигают выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания.

Обученность– наличный запас усвоенных знаний, понятий и способов деятельности, т.е. система знаний, умений и навыков, соответствующая заданному в образовательном стандарте ожидаемому результату.

Обучаемость– приобретенные субъектом обучения под влиянием обучения и воспитания готовность и способность к различным психологическим перестройкам и преобразованиям личности в соответствии с программами и целями дальнейшего обучения, т.е. общая способность к усвоению новых знаний, образцов и способов поведения, умений и навыков. Важнейшим показателем обучаемости является то количество дозированной помощи, которое необходимо студенту для достижения заданного результата. Индивидуальными показателями обучаемости являются скорость и качество усвоения обучающимся определенного содержания обучения.

ДРУГИЕ ПОНЯТИЯ ДИДАКТИКИ:

Знания – конкретные взаимосвязанные факты, системы понятий, законы, правила, отражающие определенные закономерности;

Умения – практические действия, совершаемые на основе полученных знаний и которые, в свою очередь, могут в дальнейшем способствовать получению новых знаний;

— отрасль педагогической науки, изучающая теоретические и практические проблемы высшего профессионального образования.

Важнейший раздел П.в.ш. - дидактика, предметом исследования которой являются сущность уровня высшего профессионального образования в многообразии его проявления (многоуровневость высшего образования, формирование направлений и специальностей), отличие от других уровней профессионального образования и проблемы преемственности с ними, роль и место высшего образования в системе подготовки кадров и в системе непрерывного образования. Дидактика высшей школы изучает цели и задачи высшего образования, проблемы их формирования с учётом содержания высшего профессионального образования, тенденции его развития, процесс разработки содержания профессиональной подготовки на основе государственного образовательного стандарта (см. Стандарты образовательные). В дидактике исследуются проблемы реализации содержания образования в учебном процессе с учётом возрастных особенностей и закономерностей учебно-познавательной деятельности; дидактические принципы; образовательные технологии; вопросы самообразования студентов как средства повышения эффективности учебной деятельности; организация контроля знаний и умений, уровня готовности студентов к профессиональной деятельности.

Другой важный раздел П.в.ш. - теория воспитания и развития личности студента. Актуальной проблемой П.в.ш. является формирование личности студента вуза в условиях его самостоятельной учебно-познавательной деятельности, осуществляемой в процессе его взаимодействия с преподавателями. Целостный педагогический процесс взаимодействия преподавателей и студентов направлен на формирование у студенчества взглядов и убеждений, ценностно-мотивационных установок на избранную профессию, развитие творческого отношения к труду и творческих способностей; он обеспечивается через привлечение студентов к учебно-исследовательской и научно-исследовательской работе, повышение уровня самостоятельности в овладении знаниями и умениями, проектирование собственной образовательной траектории. П.в.ш. исследует возможности и пути воспитательного воздействия на развитие студенческой молодёжи как в учебно-познавательной, так и внеучебной деятельности, в частности, путём создания гуманитарной среды в высшей школе.

П.в.ш. исследует также проблемы управления системой высшего образования в той его части, которая непосредственно связана с вопросами образования и обучения, как, например, прогнозирование развития содержания образования в высшей школе; качество подготовленности специалистов с высшим образованием, его соответствия современным требованиям потребителей; научно-методическое обеспечение учебного процесса; разработка и создание системы дидактических средств.

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека . 2006 .

Читайте также: