Какие черты княгини ольги как политика и человека проявились в принятии ею православия кратко

Обновлено: 04.07.2024

Великая княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшим христианскую веру. Однако после ее крещения княжеская дружина и весь народ оставались еще язычниками. Даже сын будущей святой, великий князь Киевский Святослав Игоревич, не был христианином.

На христианском Востоке было принято крестить в честь какого-либо святого, а имя Ольга было в то время еще языческим, поэтому ее крестили в честь матери императора Константина Великого Елены. Правда, теперь, имея святую с именем Ольга, христиане могут называть в честь нее своих детей.

Жизнь княгини

Мужем княгини Ольги был Киевский князь Игорь, с которым она случайно познакомилась на берегу реки в Псковской земле. На киевский престол княгиня Ольга вступила после того, как князя Игоря убили древляне. Правила она семнадцать лет - с 945 по 962 годы. У Ольги был сын - великий князь Святослав Игоревич.

В начале своего княжения Ольга прославилась как жесткая, даже жестокая правительница. Первым ее деянием была месть древлянам, убившим ее супруга. Войска Ольги безжалостно жгли, рубили древлян, и даже закапывали их живьем.

После этого никто уже не посмел поднять на Ольгу руку, и она по причине малолетства сына Святослава стала единоличной правительницей Новгородских, Псковских и Киевских земель. Впрочем, даже когда Святослав вырос, власть практически оставалась в ее руках, поскольку страстью сына была война, а государством управляла его мать.

Ольга провела мощную административную реформу, выработала схему налогообложения, начала активное каменное строительство, бывшее дотоле на Руси делом неслыханным. И все-таки в народной памяти княгиня осталась не жесткой правительницей, а именно христианкой – первой среди Рюриковичей.

После крещения Ольга прожила чуть больше десяти лет. Она умерла в 969 году и была похоронена по христианскому обряду. Внук великой княгини - святой равноапостольный Владимир, Креститель Руси, перенес ее мощи в знаменитую Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы, первый каменный храм Древнерусского государства.

Тогда же, в период правления святого равноапостольного князя Владимира, Ольгу стали почитать как святую. День памяти святой Ольги (в крещении Елены) отмечали 11 июля (24 июля по новому стилю). В 1547 году великую княгиню причислили к лику равноапостольных святых.

Первый раз, когда к Ольге прибыли послы древлян, просить о милости за убийство мужа, она приказала вырыть глубокую яму и закопать их там живьем, причем вместе с кораблем. Когда прибыли другие древлянские послы, она приказала затопить им баню, где они и были сожжены живьем.

В этой истории нужно понимать два момента. Во-первых, совершая эти поступки, Ольга была еще язычницей, а не христианкой. То есть, она еще не изменилась внутренне. Во-вторых, поведение княгини, по языческим меркам, было вполне закономерным.

В 1007 году, после постройки Десятинной церкви в Киеве, тело княгини Ольги было перенесено в этот храм. По легенде, в каменном склепе было проделано окошечко, и было видно, что останки этой великой женщины нетленны.

Значение в русской истории

Погосты - финансово-административные и судебные центры - стали крепкой опорой княжеской власти в удаленных от Киева землях.

Благодаря великой княгине значительно выросла оборонная мощь Руси. При ней вокруг городов вырастали крепкие стены. Ко времени ее правления историки относят установление первых государственных границ России - на западе, с Польшей.

Киев времен великой княгини был центром притяжения для иноземных купцов; рос за счет каменных строений, порой очень искусных, как, например, городской дворец Ольги. Его фундамент и остатки стен археологи нашли в 70-е годы XX века.

Приняв христианство, Ольга всеми средствами поддерживала немногочисленных христиан Киева: уничтожала языческих идолов, строила храмы, поощряла проповедь Евангелия.

Иконография святой княгини Ольги - традиционная для всех равноапостольных святых. Равноапостольные - те святые, которые служили Господу, просвещая людей светом Христовым. Святую Ольгу традиционно изображают на иконах стоящей. В правой руке у нее - крест, символ проповеди Христовой, которую вели все равноапостольные святые. В левой руке - символическое изображение храма. Еще один традиционный образ княгини - вместе с равноапостольным князем Владимиром.

Olga -g

В советские годы памятник святой Ольге постигла печальная участь. В 1919-ом статую сбросили с пьедестала и разломали на две части. Боковые скульптуры заколотили досками. Вместо княгини Ольги установили бюст писателя Тараса Шевченко. В 1920-х годах скульптурную композиция и вовсе демонтировали, а на ее месте разбили сквер.

В 1996 году в сквере провели раскопки - археологи нашли некоторые части разбитой фигуры великой княгини Ольги. Куски старого монумента скрепили и поставили в парке скульптур Ивана Кавалеридзе на Андреевском спуске. А композицию на Михайловской площади бережно воссоздали. Работали над воссозданием ученики первого автора памятника - Ивана Кавалеридзе.

В Русской Церкви есть женский орден святой равноапостольной княгини Ольги. В 1988 году его учредил патриарх Пимен и Священный Синод - в честь 1000-летия крещения Руси. По времени учреждения, этот орден - третий в Русской Церкви. Орденом святой равноапостольной княгини Ольги награждают игумений монастырей и светских женщин, которые, так или иначе, служат Церкви и делу христианского просвещения.

На заставке: Н. А. Бруни. Святая великая княгиня Ольга. 1901 г. Фрагмент картины. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

1. Почему образовался союз славянских и финно — угорских племён вокруг озера Ильмень?

Для взаимного усиления и возможности дать отпор кочевникам, образовался союз славянских и финно — угорских племён вокруг озера Ильмень.

2. Какую роль играли приглашённые иноземцы в восточнославянских землях?

Они были своеобразными арбитрами в спорах, так как были не заинтересованы принимать решению в пользу одних или других.

1. Какое событие называют началом русской государственности?

Переход власти к Олегу в 882 г. в Киеве. После этого события Киеву подчинялись северные и южные восточнославянские земли.

2. Почему власть над Новгородом и Киевом давала правителям преимущество в торговле?

1. Почему славянское племя древлян посчитало притязания Игоря несправедливыми?

Все дело в том, что Князь Игорь был слишком алчен и решил собрать дань повторно. Это привело к озлоблению древлян и они убили его.

2. Какие меры приняла княгиня Ольга, чтобы трагедия, произошедшая с князем Игорем, не повторилась?

Киевская княгиня Ольга сделала сбор дани более цивилизованным, если так можно это назвать. Она определила и размер дани (урок) и места сбора дани и назначила людей для ее сбора.

1. Почему княгиня Ольга и киевская знать укоряли Святослава за его постоянные военные походы?

Святослав был практически всегда в своих военных походах и практически не занимался делами государства.

2. Как византийский император смог победить князя Святослава?

В теплый период 971 года греки окружили Святослава в крепости Доростол. При этом кольцо осады не удавалось разорвать. Истощение и потери русов вынудили Святослава пойти на заключение мирного договора (971 года) с императором Иоанном Цимисхием.

Опираясь на рисунок и текст параграфа, определите, кто из соседей восточных славян представлял для них военную угрозу. Составьте небольшой рассказ из двух частей: жизнь славянского посёлка до и после нападения заморского противника.

Главная военная угроза для восточных славян исходила от варягов - кочевников, они жили походами и разорением. Что же на счет славянских племен, то они жили немногочисленными поселениями, которые находились далеко друг от друга и были слабо защищены.
При этом, после нападения им приходилось либо вовсе покидать свои места в поисках более безопасных мест, либо пытаться восстанавливать хозяйство с надеждой, что они будут платить дань и жить спокойно. Позже образовался союз славян и других племен вокруг озера Ильменя. В итоге, объединившиеся славянские племена — ильменские словене и кривичи, а также финно — угорские племена — чудь, меря и весь, отказались платить дань варягам. Но внутренние проблемы привели к постоянным стычкам и для их решения пришлось привлекать своеобразных посредников — варяжских князей.

1. Какие черты княгини Ольги как политика и человека проявились в принятии ею православия?

В принятии православия Ольга проявила некую государственную хозяйственность, так как определила принципы веры в государстве. Это необходимо было сделать по принципам образовавшихся альтернатив. У соседей Древней Руси уже были свои религии: так Волжская Болгария проповедовала ислам, в Хазарии основной религией был иудаизм, а вот Болгария, Венгрия, Польша стали христианскими странами.

2. Как отнеслись к языческой реформе Владимира славяне и соседние народы?

В целом не смотря на усилия князя Владимир сделать из Киева духовный центр языческой Руси не привели к успеху. Он пытался сделать некое место для поклонения, но эта попытка не была воспринята положительно и позитивно. В итоге она не имела успеха.

Вопросы и задания к параграфу 4-5

1. Прочитайте эпиграф к параграфу и ответьте на вопросы. 1) Определите – перед вами договор о наемной службе или признание поражения от иноземцев. 2) Свидетельствуют ли эти слова о том, что славяне и их союзники фино — угры находились на более низком уровне развития, чем призванные варяги.

1. То что мы видим является договором о наёмной службе. Ведь между племенами (чудь, словене, кривичи) и варягами не было военных действий. Варяги лишь совершали грабительские набеги на северную территорию Русской равнины. На это указывает и факт объединения и приглашения князей варяжских на свои земли. Информация о поиске князя.

2. Здесь надо говорить н столько о низком уровне развития, сколько о другом устройстве отношений. Они не имеют некой сплоченности и возможности дать отпор именно военным кочевым племенам. Что заставляет их задуматься о изменении подхода к управлению.

1. Приведенный на иллюстрации образ как нельзя лучше отображает содержание параграфа. Ольга изображена властной, представительной, уважаемой правительницей. Она представлена лидером - созидателем, целью которого является создание сильной и великой Руси. Это будет не только крепкое военное государство, но духовно развитое, со своей религией.

2. В отличии от многих правителей Ольгу отличает некая дальновидность в отношениях и возможность их вытраивать. Кроме военных действий она часто прибегает к дипломатическим инструментам, подписанию соглашений, урегулированию проблем без конфликтов.

3. Первая выдающаяся женщина отечественной истории знаменита тем, что весьма жестко отомстила врагам за смерть своего мужа и одержала вверх над древлянами. Княгиня Ольга изменила организацию сбор дани, установив ее размеры (уроки), также определив место сбора (погосты). Кроме того Ольга была инициатором принятия Русью христианства. Ее заслуги нельзя не оценить на дипломатической арене. Она стала одной из немногих, кто добивался налаживания связей путем переговоров, а не войн.(Кривичи, Византия).

3. Соотнесите даты, указанные на ленте времени со следующими событиями: 1) Языческая реформа князя Владимира. 2) Объединение Северной и Южной Руси под властью князя Олега. 3) Заключение договоров с Византией первыми русскими князьями. 4) Призвание варягов. 5) Гибель князя Святослава.

1) 983 г. (Языческая реформа князя Владимира)
2) 882 г. (Объединение Северной и Южной Руси под властью князя Олега)
3) 907 и 911 гг. (Заключение договоров с Византией первыми русскими князьями)
4) 862 г. (Призвание варягов)
5) 972 г. (Гибель князя Святослава)

4. Выберите ответ на главный вопрос урока и, опираясь на текст параграфа, обоснуйте свой выбор. Первые русские князья были завоевателями или хозяевами Русской земли?

Эта фраза совершенно точная, так как первоначально русские князья - варяги - занимались ни чем иным, как завоеванием новых земель и налаживанием выгодных торговых отношений. Их нельзя винить в ограниченности развития государства, так как по сути это были первые "кирпичи" в его фундаменте. Что относительно Ольги, то она по временным рамкам и имеющимся достижениям вышла на новый уровень становления государства, когда требовалось уже создание более четких и правильно работающих иерархических форм, а также заключение неких соглашений между соседними государствами. Позже, ее дело продолжали внук Владимир и т.д..

Опираясь на текст источника и рисунок, в малой группе составьте диалог между князем Игорем и князем Малом, а затем представьте его классу.

Диалог о том, как князь Игорь решил собрать двойную дань от лица князя Малом и князя Игоря:

- Зачем пришел князь Игорь, собрали и отдали мы тебе всю дань уже.
- Знаю что у вас есть еще оружие, одежда да утварь разная, которая в дань идти должна.
- Была отдана дань, которую должны были уже отдать.
- А теперь я вернулся собрать дань с каждой избы.

Тут и воспротивились древляне таким пожеланиям князя Игоря и пошли на крайние меры. Убили Игоря, так как был он неотступен в своем желании собрать двойную дань.

Работа с источниками, страница 50

1. Чем привлекли варяжских князей, утвердившихся на севере Русской равнины, восточно — славянские земли по реке Днепр? Какую роль играли ильменские словени и кривичи в походе на Киев?

Варяжских князей привлекли восточно — славянские земли на реке Днепр несколькими факторами. Во-первых, это перспективные и богатые земли. Они были богаты как природными ресурсами так и человеческими. На них жили довольно развитые племена. Во-вторых, у них была возможность самореализоваться, стать настоящими управленцами и лидерами.

Что относительно похода на Киев, то ильменские словени и кривичи играли одну из важных ролей. Поход объединил племена словен и кривичей под княжеской властью, сплотил. Произошло некое объединение не только племен, но и принятие князей под руководством которых проходил поход.

2. Какой урок преподнесли княжеской династии древляне, убив князя Игоря? Как обе стороны понимали справедливость в отношениях между народом и властью?

Глобально это можно назвать некой революцией, когда низы уже более не могли и не хотели терпеть, а верхи продолжали давить. В итоге, закономерный финал, в виде убийства князя. Само собой были сделаны выводы, что даже те, кто считается номинально классом подчиненным, могут дать отпор в конфликтных и критических ситуациях.
Все это послужило реформе сбора дани и возможного рассмотрения поиска решения проблемы дипломатическим путем.

Какие черты княгини Ольги как политика и человека проявились в принятии ею православия?


Княгиня Ольга была мудрой и сообразительной женщиной.


Основные черты политики Ольги , Ярослава , Игоря?

Основные черты политики Ольги , Ярослава , Игоря.


Что сделала княгиня Ольга для внутр?

Что сделала княгиня Ольга для внутр.

Политики , и для внеш.


В чем проявился государственный подход княгини Ольги к укреплению порядка на Руси?

В чем проявился государственный подход княгини Ольги к укреплению порядка на Руси?


В каком году крестилась княгиня Ольга ?

В каком году крестилась княгиня Ольга ?


В чем проявились новые черты во внешней политике александра 3?

В чем проявились новые черты во внешней политике александра 3.


Помогите))) Подсчитайте, сколько лет прошло от принятия христианства княгиней Ольгой до Крещения Руси?

Помогите))) Подсчитайте, сколько лет прошло от принятия христианства княгиней Ольгой до Крещения Руси.


Какой важной чертой отличалось мировозрение княгини Ольги?

Какой важной чертой отличалось мировозрение княгини Ольги.


Написать положительные и отрицательные черты характера княгини ольги?

Написать положительные и отрицательные черты характера княгини ольги.


Какие черты княгини ольги как политика и человека появились при принятия ей православия?

Какие черты княгини ольги как политика и человека появились при принятия ей православия.


В чем проявились новые черты во внешней политике александра lll?

В чем проявились новые черты во внешней политике александра lll.


Центральное место в средневековом монастыре занимала церковь, вокруг которой располагались хозяйственные и жилые постройки. Здесь была общая трапезная (столовая), спальня монахов, библиотека, хранилище книг и рукописей. В восточной части монастыря ..


Италия была частью свещенской римской империи.


Аменхоте́п IV Ехнато́н ( Аменофіс) (? - 1358 до Р. Х. ) - фараон - реформатор Єгипту з XVIII династії приблизно з 1377 до Р. Х. , син Аменхотепа ІІІ та нубійської царівни Тіі (Теї), був одружений (за звичаєм фараонів) на своїй зведеній сестрі Нефе..


1. Евреи это - монотеисты. И у них один бог. Яхве. А египтяне, и вавилоняне - язычники. Они верили в многих богов. 2. Яхве - в переводе с др. Еврейского "Иегова". В библии Иегова описан таким титулом как "Бог" "Творец" "Всевышний" Адам, он же ..


Приблизительно 100 лет. После во время феодальной раздробленности и во время ордынского ига Россия остановилась в культурном развитии. После появления печатных книг повысилась образованность населения, появилось больше литературы.


Книги даже в Новое Время были настоящим предметом роскоши и богатства. Она первоначально изготавливалась на паровой печатной машине, затем её обделывали, обшивали шелком или какой нибудь ещё дорогой тканью.

Княгиня Ольга была очень неординарной личностью. Для своего времени ее можно назвать прогрессивной правительницей: она первой провела налоговую реформу и первой приказала строить городские укрепления из камня. А еще она, оставшись вдовой с малолетним сыном на руках (Святославу было всего лишь три года, когда убили Игоря), сумела не только отомстить за мужа, но и укрепить государство, заручившись поддержкой самых разных слоев населения.

Княгиня Ольга

Почему эта языческая правительница в итоге обратилась в христианство и была возведена в сан святых? Существует несколько занимательных теорий. Давайте рассмотрим их подробнее в этой статье.

Положение христиан на языческой Руси

Упоминаются русские христиане и в договоре 944 года, заключенном между Византией и Киевской Русью. В составе княжеской дружины упоминаются не только славянские и варяжские язычники, но и христиане. А в правление Ольги существовал и соборный храм Святого Ильи, и несколько крупных христианских церквей.

Таким образом, христианство для Руси не было чем-то неизвестным и пугающим. Христиане и язычники мирно сосуществовали бок о бок. Рано или поздно, интерес к зарубежной религии должен был возникнуть и у правительницы.

Теория первая: покаяние и поиск истины

В мудрости и прозорливости Ольги сомневаться не приходится: до сих пор она считается одной из величайших правительниц в истории России. Но то, был ли ее поступок продиктован стремлением обрести истинного Бога, раскаяться в своих злодеяниях (а житие ее мести не оправдывает) и найти душевный покой, может вызывать сомнение.

Крещение Ольги

О происхождении Ольги нет достоверной информации. Житие упоминает, что она была простой крестьянкой, некоторые исследователи называют ее родной дочерью Вещего Олега, кто-то приписывает ей скандинавское происхождение. Известно, однако, что имя у нее действительно было варяжским – Хельга, но русы произносили его на свой манер – Ольга (или Вольга).

Стала бы языческая княгиня, известная своим жестким нравом, мудростью, хитростью и прозорливостью, искать в христианской религии именно спасения души? Вопрос спорный. Но большинство исследователей склоняются к тому, что этот шаг был продиктован совершенно другими причинами.

Теория вторая: политический шаг

Задолго до того, как Владимир Красно Солнышко крестил Русь, его бабушка, княгиня Ольга, первой стала задумываться об объединении разрозненных племен под знаменем единой веры. Причин было несколько:

  • Во-первых, многие страны Европы уже приняли христианство;
  • Во-вторых, принятие христианства должно было объединить страну;
  • В-третьих, христианство приблизило бы Русь к просвещенным византийцам.

Недолго думая, Ольга, собрав посольство, лично отправилась в Константинополь, чтобы встретиться с императором, своими глазами увидеть храмы и обряды, а затем принять крещение.

И эта теория о смелом и рассудительном политическом шаге, представляется более логичной.

Константин и Елена

Императора поразила красота и мудрость гостьи, к тому же княгине, по утверждениям некоторых историков, на тот момент было не больше тридцати лет. Константин намекнул Ольге на политический союз, закрепленный их браком, однако мудрая княгиня от прямого ответа уклонилась. Зато выказала желание креститься и попросила Константина стать ее крестным отцом. Император, конечно же, согласился.

В крещении Ольгу нарекли в честь святой Елены.

Источники и современники о путешествии и крещении

Давайте подробнее разберем, что пишут разные источники о пребывании Ольги в Константинополе.

Византийские источники

Главным историческим источником о крещении княгини Ольги можно считать записки основного участника событий – императора Константина.

Благодаря его запискам, мы знаем, что супруга императора, Елена, принимала Ольгу отдельно от супруга, на своей половине дворца. Причем первая аудиенция прошла именно между правительницами: с Константином Ольга общалась после того, как отдохнула.

Первосвященник Фотий

Впрочем, историки предполагают, что вопросы политического брака все-таки поднимались. Правда, не Константином, а самой Ольгой: она хотела устроить династический брак между своим сыном Святославом и одной из византийских царевен. Константин же ответил отказом: отдавать царевну за язычника в его планы не входило. А Святослав, в отличие от матери, к христианству был настроен весьма скептически.

Но, не смотря на отсутствие династического брака, Ольга сумела заключить с Константином мирный договор. Это было выгодно и самим византийцам: императору нужна была мощная военная поддержка для борьбы со своим политическим противником Никифором Фокой.

В честь пребывания русской княгини в Константинополе, Елена Лакапина дала роскошный обед, после которого посольству были вручены богатые дары. Правда, в отличие от русской летописи с перечислением несметных сокровищ, византийские источники указывают более скромное подношение: золотую чашу, изукрашенную драгоценными камнями, наполненную серебряными монетами. Дар по тем временам действительно очень щедрый.

На второй прием к византийскому императору Ольга прибыла уже христианкой. Причем русская летопись, записавшая императора в крестные Ольги, явно приукрашает события. Константин указал, что таинство совершил константинопольский патриарх, а сам басилевс никакого участия в этом не принимал.

Крещение Ольги

Так что мы можем сделать вывод, что, русские источники X и последующих веков сильно приукрашают действительность.

Немецкие источники

В отличие от русских источников, где визит Ольги в Константинополь представлен как легендарное действо, немецкие источники были более конкретны в описании.

Известно, что в Царьград княгиня отправилась летом 975 года, на корабле. Она привезла с собой богатые дары, а в дороге ее сопровождала свита, общим числом около тысячи человек. Путь в Византию занял около сорока дней и окончился в бухте Золотой Рог.

Причем императорский двор не сразу принял высокую гостью: приглашения ко двору Ольге пришлось до 9 сентября.

Император принял княгиню в Золотой палате, а церемония была очень пышной. Однако разговора тет-а-тет не состоялось. Более того, император вовсе не проронил ни слова, от его имени говорил специальный придворный.

Возвращение на Русь

Давно передав княжеские дела сыну, Ольга начала проповедовать христианскую веру по всей Руси. Некоторые летописи указывали, как княгиня, объезжая города и села, уничтожала языческих идолов, на их месте устанавливая христианские кресты. На самом деле, княгиня вряд ли устраивала показательные уничтожения идолов: все-таки ее сын христианство принимать отказался, а большая часть страны оставалась языческой. Ольга была слишком мудрой женщиной. Да, народ ее любил, но едва ли стал бы прощать осквернение своих святынь.

Святослав Игоревич

Правда, ничего не мешало ей возводить христианские монастыри вдали от языческих капищ. Например, она повелела воздвигнуть храм во имя Святой Троицы, который стал главным собором Пскова. А в 11 мая 960 года (дату летопись сохранила очень точно) в Киеве освятили храм Святой Софии.

Ольга и Святослав

В отличие от своей матери, Святослав восторгов в отношении христианства не разделял. Ольга неоднократно уговаривала его крестится, но Святослав неизменно отвечал, что дружина его засмеет. Впрочем, сам Святослав был равнодушен к христианам: если кто-то из его приближенных решал сменить веру, он этого никак не возбранял.

Итак, Святослав продолжал жить по языческим обычаям, и когда Ольга пригласила немецкую христианскую миссию в Киев, не стал воспрепятствовать случившемуся погрому. Подстрекаемый дружиной, Святослав приказал разрушить некоторые христианские церкви, построенные матерью. По его же приказу был убит племянник Ольги Глеб.

Святослав Игоревич

Ольге пришлось смириться с произошедшим. С ней все еще считались, ее все еще уважали, но она больше не была княгиней, а всего лишь матерью князя. Впрочем, сам Святослав предпочитал проводить время в военных походах, а его мать оставлялась управлять государством.

Святослав же разгромил Хазарский каганат, серьезный удар был нанесен Волжской Булгарии, а затем князь прошел через восемьдесят дунайских городов, взяв каждый.

Пока сын занимался военными делами, Ольга воспитывала его сыновей. Особой любви удостоился сын Святослава от ключницы Малуши, Владимир, будущий креститель Руси.

Читайте также: