Какая взаимосвязь существует между экологией и охраной природы кратко

Обновлено: 05.07.2024

Экология — наука, которая изучает взаимодействия и влияния живых организмов друг на друга, на окружающую среду. Экология природы и человека неразрывно связаны между собой. В стремлении улучшить жизнь на Земле человек потребляет больше, чем возвращает, и этим наносит ущерб окружающей среде.

Экология и природа

  • животный, растительный миры;
  • геологические структуры;
  • водные ресурсы;
  • людей.

К составляющим окружающей среды относят и погоду, климат, которые отличаются от региона к региону.

Много наук изучает аспекты, которые относятся к природе: биология, физика, химия, география. В последнее время особое место среди дисциплин, исследующих эти вопросы, занимает экология. Причина этому — усиленное влияние на природу со стороны человека. Оно наносит непоправимый ущерб окружающей среде.

Много лет в научной мысли доминировала идея, что человек — хозяин природы и может брать все, что ему нужно. Но именно уверенность в том, что все дозволено, привела к тому, что экологическая ситуация в природе ухудшается. Строительство заводов, газо-, нефтепроводов, электростанций — это прогресс человечества, но регресс экологического состояния природы. Леса гибнут, водоемы, воздух загрязняются, популяция растений, животных сокращается.

Гибель лесов

Экология и природа — два понятия, идущие рука об руку в мировом сообществе, где развернулось глобальное движение в защиту окружающей среды. Главная цель его последователей — сократить пагубное влияние людей, сохранить природные ландшафты, флору, фауну.

Значение экологии

Экология как предмет — часть учебного плана в школах, колледжах и университетах. Независимо от направления он изучается практически на всех факультетах. Каждый человек обязан быть экологически грамотным, понимать, как действия или бездействия влияют на состояние природ

Практически при всех промышленных предприятиях функционируют экологические отделы, ответственные за сокращение вредоносных выбросов. В каждом городе есть экологическая служба, которая решает местные проблемы. В государственных и мировых масштабах работают ученые, исследователи, которые стараются достичь одной цели — экологической безопасности природы.

Современные экологические проблемы

Экологическая ситуация в мире ухудшается с каждым днем. Многие ученые полагают, что деятельность общества привела к экологической катастрофе.

Крупнейшая проблема — стремительное сокращение представителей флоры, фауны. За последние две сотни лет планета потеряла около 900 тысяч видов. Оскудение происходит из-за вмешательства людей в естественную среду обитания:

  • использование земель для сельского хозяйства;
  • вырубка лесов;
  • осушение болот;
  • кислотные дожди из-за вредных выбросов от заводов и машин и др.

Уменьшение количества полезных ископаемых — волнующий многих факт. Нефть, газ, уголь, торф, черные, цветные металлы, горные породы сформировались тысячи, миллионы лет назад. Однако только за последнее десятилетие человек наполовину истощил запасы природных ресурсов, многие из которых относятся к классу невозобновляемых. Сам процесс добычи ископаемых губителен для экологической ситуации, но эта сфера прибыльна, поэтому мало кто заботится о сохранности природы.

В последнее время ученых стал волновать вопрос загрязнения мирового океана, который занимает 66 % земного шара. Океан — главный источник кислорода, продуктов питания для животных и человека. Ускоренные темпы развития промышленности в XX веке стали причиной сильного загрязнения мирового океана. Впоследствии ухудшилось состояние окружающей среды, увеличилось количество кислотных дождей, сократился объем кислорода в атмосфере.

Загрязнение Мирового океана

Уничтожение озонового слоя — экологическая проблема, из-за которой возрастает количество онкологических заболеваний у людей и проблем со зрением. Озоновый слой защищает живые организмы от губительного воздействия УФ-лучей. Дыры, которые в последнее время образовались в этом барьере, пропускают больше опасного излучения на планету. Разрушение озонового слоя связано с работой двигателей космических кораблей, самолетов, спутников.

Даже в век высоких технологий сельское хозяйство продолжает быть ключевой, хоть не такой крупной отраслью, поскольку именно оно — источник сырья, продуктов питания. Однако деятельность общества приводит к загрязнению, разрушению плодородных почв, они становятся непригодными для возделывания. Микроорганизмы, населяющие верхние слои почвы, вымирают, что также нарушает баланс в природе.

Пути решения экологических проблем

Проблемы экологии и природы решаются на международном, а также государственном уровнях. Вводятся законодательные акты, санитарно-гигиенические нормы, проводятся организационные, технические и иные мероприятия с целью воздействовать на общество, производителей, сделать их экологически ответственными.

К конкретным действиям, предпринимаемым отдельными предприятиями, организациями, относят:

  • правильную переработку;
  • утилизацию мусора;
  • установку очистительных сооружений на заводах;
  • экологическое использование природного сырья.

Плачевность ситуации в природе на предприятиях вводят отдельную экологическую политику, которая регулирует вопросы, относящиеся к охране окружающей среды.

Для защиты природных ландшафтов, уникальных животных, растений открывают заповедники, национальные парки. Люди высаживают лесопарки, кустарники, чтобы предотвратить дальнейшую эрозию почв. Разрабатываются экологически безопасные методы ведения сельского хозяйства, используют натуральные удобрения. Проблема возобновляемости природных ресурсов решается путем использования альтернативных источников энергии: солнца, ветра, воды.

Альтернативные источники энергии

Но корень проблемы лежит в сознании у людей, а изменить его труднее, чем внедрить очистительные технологии на заводах или переработать мусор. Воспитание человека как части природы — сложной системы, где все компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы, — комплексная задача, которая сегодня стоит перед миром. Родители обязаны учить своих детей основам повседневной экологии. Детский сад, школа, университет играют в этом процессе большую роль. Именно на занятиях дети и подростки получают знания о том, какими путями уничтожается природа и как этого можно избежать.

Всегда нужно помнить, что природа — дом человека, и нужно всеми способами стараться его уберечь от разрушения.

В принципе, экология - это то к чему мы пришли (в широком смысле) , а охрана природы - это защита от тех, кто нас к этому привел (можно сказать и от самих себя).

Охрана природы - это деятельность по сохранению окружающей среды, а экология - наука, изучающая состояние окружающей среды. Для того, чтобы знать, что охранять, нужно сначала узнать, как устроено то, что охраняется (изучить экологию) а потом, когда это стало известно, нужно переходить к разработке мер по охране природы (экологии) . Так и делается в экологических ВУЗах. ВСего Вам доброго.

Охрана окружающей среды, или прикладная экология — комплекс мер, предназначенных для ограничения отрицательного влияния человеческой деятельности на природу.

Такими мерами могут являться:

§ Ограничение выбросов в атмосферу и гидросферу с целью улучшения общейэкологической обстановки.

§ Создание заповедников, заказников и национальных парков с целью сохранения природных комплексов.

§ Ограничение лова рыбы, охоты с целью сохранения определённых видов.

§ Ограничение несанкционированного выброса мусора. Использование методов экологической логистики для тотальной очистки от несанкционированного мусора территории региона.

На сегодняшний день эта проблема обостряется с каждым днем все сильнее.

Прикладная экология включает: промышленную экологию, сельскохозяйственную экологию, экологию города (населенных пунктов), медицинскую экологию, экологию административных районов, экологическое право, экологию катастроф и многие другие разделы. Прикладная экология тесно связана с охраной природы и окружающей среды.
Экологические знания должны служить основой рационального природопользования. На их основе базируется создание и развитие сети охраняемых территорий: заказников,заповедников и национальных парков, а также охрана отдельных памятников природы. Рациональное использование природных ресурсов является основойустойчивого развития человечества.
Во второй половине ХХ века в связи с интенсивным воздействием человеческого общества на биосферу начинается экологический кризис, особенно обострившийся в последние десятилетия. Современная экология включает множество разделов и охватывает самые разнообразные стороны человеческой деятельности; происходит экологизациявсего общества.

Пример: Охрана земель и меры по защите почв

Охрана земель — комплекс мер организационно-хозяйственных, агрономических, технических, мелиоративных, экономических и правовых мероприятий по предотвращению и устранению процессов, ухудшающих состояние земель, а также случаев нарушения порядка пользования. [1] Охрана земель тесно связана с охраной почв. Для восстановления почв, загрязнённых токсичными промышленными отходами (в том числе свинцом, мышьяком, цинком и медью) могут быть использованы новые подвиды земляных червей Lumbricus rubellus. Каждый подвид обладает своим белковым комплексом, нейтрализующим опасные соединения, то есть поглощает определённый элемент и возвращает его в почву уже в виде, пригодном для усвоения растениями. Таким образом, возможно двухэтапное восстановление почв [2] :

1. разведение червей данных подвидов;

2. высадка зелёных насаждений.

Поскольку эти черви не способны жить в чистых почвах, их также можно использовать для оценки токсичности почв [2] .

3. Экологическая система. Биосфера. Биогеоценоз.

Экологическая система - совокупность совместно обитающих разных видов организмов и условий их существования, находящихся в закономерной связи друг с другом.

К термину экологическая система очень близко примыкает термин биогеоценоз

Биогеоценоз - это совокупность на известном протяжении земной поверхности однородных природных объектов (атмосферы, почвы-грунта, растительности, животного мира, микроорганизмов), имеющих свою особую специфику взаимодействия всех слагающих её компонентов.


Биогеоценоз может быть естественным и антропогенным.

Гомеостаз – состояние состояние подвижно стабильного равновесия экосистем (биогеоценоза)

· Если биогеоценоз естественный, то в нём процессы изменения состояния происходят в космическое пространство, то это называется открытая система

· В антропогенной эко системе все поддерживается благодаря человеку.

Биогеоценоз-источник жизни всех живых организмов. Благодаря нему происходит круговорот всего живого в биосфере.

Биосфера- явл. Экосистемой высшего глобального уровня и представляет собой часть твердой, водной и газовой оболочки Земли, в кот. Обитают живые организмы (термин ввел Эдуард Зюсс)

Рус. Академик В.И.Вернадский понимал биосферу, как сферу единства живых организмов и неживой природы. Живое вещество(его объём на планете = 0,01%) охватывают всю биосферу, её создает и изменяет

Биосфера охватывает сферу жизни живых существ и включает: верхние слои литосферы, всю гидросферу до глубины 12 км.,нижний слой атмосферы- тропосферы до 15 км.

Одной из причин преждевременного изменения состояния биосферы явл. Изменение климата.

В биосфере постоянно происходит круговорот веществ и энергии, кот. включает одни и теже элементы: водород,углерод,азот,кислород,сера.Из неживой природы эти элементы переходят в состав растений,а из растений в животных и чел-ка образуя круговорот жизни.Перечисленные 5 элементов наз. жизнелюбивые


Экологические факторы среды

Среда-это природные тела и явления, с которыми связаны живые организмы.

Различают 4 качественно-различные среды жизни , обладающие специфическим набором экологических факторов:

- наземно-воздушная среда (суша);

- водная среда (эволюционно-первичная среда жизни);

Экологические факторы – свойства среды обитания, оказывающие какое-либо воздействие на организм. Они отличаются значительной изменчивостью во времени и пространстве.

Один и тот же фактор имеет разное значение для разных организмов. Факторы среды воздействуют на организм не по отдельности, а в комплексе т.к между ними происходит взаимодействие. Различают 4 взаимодействия экологических факторов среды:

1) Монодоминантность (когда один из факторов подавляет действия других факторов);

2) Синергизм (когда все вместе усиливают действия другого);

3) Антагонизм (взаимное неприятие разных факторов);

4) Провокационность (сочетание положит. и отрицат. воздействий);

Классификация экологических факторов:

Неживой природы: абиотические

-климатические (свет, температура и т.п). Лучистая энергия солнца распространяется в виде электромагнитных волн, 48%-видимая часть спектра, 45%- инфракрасная, 7%- ультрафиолетовая.

Антропогенные- деятельность человека (прямые и косвенные);фитогенные (растения); зоогенные (животные); микробиогенные (вирусы, бактерии)

Биотические факторы - это совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на жизнедеятельность других, а также на неживую природу.

Экология (греч. Oikos –дом, жилище и logos – учение) – наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и со средой обитания.

Предмет экологии – объекты организменного, популяционно-видового, биоценотического и биосферного уровней организации в их взаимодействии с окружающей средой.

1.Экология особей – аутэкология.

2.Экология популяций – демэкология.

3.Экология сообществ – синэкология.

Задачи экологии – изучение двусторонних связей в системах: организм – среда, популяция – среда, сообщество – среда, а также связей между особями в популяции и популяциями в сообществе.

Глобальная экология – комплексная (междисциплинарная) наука, синтезирующая данные естественных и общественных наук о природе и взаимодействие природы и общества.

Методы исследования экологии:

1.Метод наблюдения и описания – заключается в сборе и описании фактов.

2.Сравнительный метод – анализ сходства и различий исследуемого объекта.

3.Исторический метод – изучение хода развития исследуемого объекта.

4.Метод эксперимента – изучение явлений природы в заданных условиях.

5.Метод моделирования – описание сложных природных явлений относительно простыми моделями.

Предмет и задачи природопользования и охраны природы.

Основоположником науки природопользования является Ю.Н. Куражковский (1958).

В основе всех направлений природопользования лежит взаимодействие общества и природы.

Природопользование (как практическая деятельность человека) – использование природных ресурсов в целях удовлетворения материальных и культурных потребностей общества.

Природопользование (как наука) – область знаний, разрабатывающая принципы рационального (разумного) природопользования.

Рациональное природопользование – хозяйственная деятельность человека, обеспечивающая экономное использование природных ресурсов, их охрану и воспроизводство с учётом не только настоящих, но и будущих интересов общества.

Нерациональное природопользование – хозяйственная деятельность человека, приводящая к истощению природных ресурсов, загрязнению окружающей среды, нарушению экологического равновесия природных систем

Охрана природы – система мероприятий по оптимизации взаимоотношений человеческого общества и природы.

Цели природопользования (по Ю.Н. Куражковскому).

1.Рациональное размещение отраслей производства на Земле.

2.Определение целесообразных направлений пользования природными ресурсами в зависимости от их свойств.

3.Рациональная организация взаимоотношений между отраслями производства при совместном пользовании угодьями:

А) исключение вредных влияний на природные ресурсы;

Б) обеспечение воспроизводства используемых ресурсов;

В) комплексность пользования природными ресурсами.

4. Создание здоровой среды обитания для людей и полезных им организмов:

а) предупреждение её загрязнения и заражения в результате человеческой деятельности;

б) ликвидация естественно существующих в ней вредных компонентов и недостаточностей.

5. Рациональное преобразование природы.

Мотивы рационального природопользования.

Экономический - вся хозяйственная деятельность человека и само его существование основаны на использовании природных ресурсов.

Здравоохранительный - загрязнение окружающей среды приводит к многочисленным заболеваниям и снижению продолжительности жизни. Эстетический – поддержание природных комплексов в состоянии, способном удовлетворять эстетические потребности человека.

Научно-познавательный – сохранение биологического разнообразия организмов, с целью их научного познания.

Воспитательный – необходимость охраны природы для формирования духовных потребностей человека.

Принципы рационального природопользования.

Принцип прогнозирования – использование и охрана природных ресурсов должны осуществляться на основе предвидения и максимально возможного предотвращения негативных последствий природопользования.

Принцип повышения интенсивности освоения природных ресурсов – использование природных ресурсов должно производится на основе повышения интенсивности освоения природных ресурсов.

Принцип множественного значения объектов и явлений природы – использование природных ресурсов должно реализовываться комплексно, разными отраслями народного хозяйства.

Принцип комплексности – использование природных ресурсов должно реализовываться разными отраслями народного хозяйчтва.

Принцип региональности – использование природных ресурсов должно осуществляться с учётом местных условий.

Принцип косвенного использования и охраны – использование или охрана одного объекта природы может приводить к косвенной охране другого, а может приносить ему вред.

Принцип единства использования и охраны – охрана природы должна осуществляться в процессе её использования.

Принцип приоритета охраны природы над её использованием – при использовании природных ресурсов должен соблюдаться приоритет экологической безопасности над экономической выгодой.

Виды природопользования.

Отраслевое – использование природных ресурсов в пределах одной отрасли хозяйства.

Ресурсное – использование какого-либо отдельно взятого ресурса. Территориальное – использование природных ресурсов в пределах какой-либо территории.

Виды отношений отраслевых интересов.

Альтернативное – использование одного ресурса исключает возможность использования другого. (закладка карьера уничтожает почвенный покров). Конкурентное – увеличение или уменьшение использования одного ресурса увеличивает или уменьшает возможность использования другого. (рубка леса ухудшает рекреационные свойства территории).

Нейтральное - использование одного ресурса не влияет на использование другого (использование лесов для водоохраны не мешает охотничьему хозяйству).

Взаимовыгодное – использование одного ресурса увеличивает возможность использования другого (садоводство в рекреационной зоне).

Читайте также: