Анализ эстетического воспитания в школе

Обновлено: 03.07.2024

Актуальность проблемы эстетического воспитания обусловлена тем, что происходит сближение содержания обучения и воспитания в школах с требованиями жизни. В современных школах возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, целеустремлённости, усидчивости, чувства взаимопомощи, даёт возможность творческой самореализации личности. Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Полученные знания, умения и навыки дети демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служит для достижения формирования высокого интеллекта духовности через мастерство.

Встреча с искусством - это обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве. Обучать учащихся умениям сопереживать, отличать доброе от злого, прекрасное от безобразного, образно выражать свои мысли и чувства через изобразительную деятельность - вот главные отличительные признаки изоискусства в школе.

Начиная с младшего возраста, ребенок не имея достаточный набор слов для выражения своих мыслей, прежде начинает выражать свои мысли через изображение с помощью линий и цвета. В изобразительной деятельности проявляется духовный мир ребенка, его настроение, отношение к окружающей действительности.

Основная цель эстетического воспитания средствами изобразительного искусства: приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование нравственной, творческой и созидающей личности.

  • развивать умения передавать через изобразительную деятельность свое состояние души, отношение к окружающей действительности.
  • развивать чувственные ассоциативные познания, эмоционально-эстетическое и нравственно-оценочное отношение к действительности, на красоту природы.
  • расширять эмоциональный опыт обретения возможности свободного вхождения в пространство произведения искусства.

Чтобы добиться желаемых результатов, учителю приходится пробовать, экспериментировать, искать что-то новое инновационное.

Основная задача - формирование не профессионала, а человека, а изоискусство в школе - это есть орудие боя за убеждения, задача - научить, этим орудием пользоваться.

Сквозная идея обучения искусству в школе, это связь искусства и жизни, что пронизывает все занятия с первого до последнего.

Важен воспитательный эффект внеурочной деятельности. Происходит непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности

  • дети учатся отличать зло от добра, радость от грусти, прекрасное от безобразного, учатся сопереживать (использование сказочного материала), именно, в сказочно-игровой форме преподнесения учебного материала, ребенок учится различать справедливость и коварство, любовь и ненависть. Необычные превращения (смешения красок) в русле сказочного воспринимается детьми более эмоционально, живо, глубже переживается;
  • развивается чувство коллективизма, (коллективные работы), уважение к национальным традициям, культуре, изобразительному искусству, уважения к старшему поколению, любви к родной природе, желания охранять ее;
  • формируется нравственно-эстетическая культура, осуществляется межпредметная связь (использование русских, татарских сказок, сказок зарубежных писателей, музыкальных, литературных произведений, произведений изобразительного искусства и т.д.).

Воспитательный эффект внеурочной деятельности достигается, если учитель и учащиеся обеспечены материально-технической базой, посещают профессиональные театры, экскурсии, организуются встречи с художниками, артистами, и т.д.

Посмотрите на посетителей в музее!? В лучшем случае блуждающий взор перед произведениями искусства. Нет энергетического обмена между зрителем и картиной. Такой человек скорее запомнит, какие люстры или дверные ручки в музее. Возможно, и это важно, но духовного обогащения он не получит.

Большую часть окружающего мира ребенок познает с помощью зрения. Так почему же изобразительное искусство, которое совершенствует умение видеть мир, находится в таком унизительном положении. Сколько бы администрация не говорила, что предмет этот один из самых важных, что к учителю изобразительного искусства они относятся как очень нужному. Все это позерство чистой воды. На самом деле уроки изобразительного искусства носят подсобно - прикладной характер. Им выделен один час в неделю. Боже упаси, если не будет хотя бы одного урока математики! Если же нет изоискусства, ну и ладно, и слава Богу! Этот предмет для отдыха, и стараются в расписании не ставить первыми часами. Разве только нужда заставит. Мало кому приходит в голову, что уроки изобразительного искусства развивают и обучают и воспитывают, прежде всего, ученику на уроке также нужны и напряженное внимание, и умственные усилия, не уставшего от работы над другими предметами.

Учебная дисциплина важна, если развивает мысль и фантазию, трудолюбие и аккуратность, терпение и доброту, если воспитывает духовность, приучает сопереживать, учит любить окружающую действительность во всем ее многообразии! Сколько достоинств у уроков изобразительного искусства! Их невозможно все перечислить!

Владение основами изобразительной грамотности не менее важно, чем знание основ математики. Но ведь в школе пытаются дать учащимся не только основы математики, а почти что высшую, а зачем? Забивать им головы, ведь так же можно утверждать, пусть математику глубоко изучают в других учебных заведениях, а не в школе, а в школе получают только основы.

На мой взгляд, основная цель школы – это воспитание, формирование человека, чтобы в дальнейшем он осознанно выбрал то направление, где бы он продолжил учебу, получил профессию. Уроки изобразительного искусства – это уроки жизни! А современная компьютерная инновационная технология обучения дает огромные возможности для эффективной работы учителю, и я с удовольствием этими возможностями пользуюсь.

Каждый год, приходя в школу первого сентября, думаю, как начну урок, о чем буду рассказывать детям? Самый первый урок начинаю с рассказа о тайнах уроков изобразительного искусства; о чем эти уроки, что мы узнаем, чем будем заниматься, в какое путешествие в мир прекрасного мы отправимся. Когда вижу любопытные глаза детей, обо всем забываю. Мы становимся одной семьей, мы будем вместе преодолевать трудности, будем учиться жить, будем учиться быть уверенными в себе, быть добрыми, помогать старшим, учиться смотреть и видеть, представлять, воображать, фантазировать и т.д. Мы не пропускаем ни одной выставки, которые, проходят в нашем городском музее, мои дети учатся там смотреть, видеть и понимать, продолжают постигать язык искусства, в музее громко не говорят, искусство воспитывает.

Замечательно, что изобразительное искусство ввели в школьную программу до 9 кл., и то, неуверенно как-то, вроде бы и жалко отдавать под такой не очень нужный предмет целый час и… разделили с музыкой. Мировая художественная культура в 10-11кл вводится тоже с опаской, и то только в профильных классах, тем самым лишая подростков возможности научиться понимать современное искусство, адекватно его воспринимать, свободно и грамотно ориентироваться в разнообразных стилях и течениях, знать историю искусства с древнейших времен до современности, с трепетом относиться к творчеству великих мастеров Возрождения и т.д. Современные школьники плохо ориентируются в современном изобразительном искусстве. Очень важно понимать и знать ученику язык изобразительного искусства, знание которых он получает в школе на уроке, так как он является международным, понятным для всех поколений и народностей.

Однако следует признать непреходящую роль общеобразовательных школ с углубленным изучением предметов художественно- эстетического цикла. Отрадно, в настоящее время продолжается интенсивный научный поиск наиболее оптимальных путей художественно- педагогического образования. Но на это идут годы, такое ощущение как будто идет испытание какого-то препарата от страшной болезни. Проводят пока эксперименты, потом будут внедрять десятилетиями, пока половина населения не вымрет, но ведь можно же ускорить пути решения оптимального художественного образования, замедление тоже чревато непредвиденными последствиями для молодежи, а это не менее важно, чем вакцина от болезни, невоспитанность, к сожалению, тоже становится болезнью.

Правильно развивать эстетические вкусы. Формировать их в нужном обществу направлении – это главная, очень ответственная и совсем нелегкая, непростая цель эстетического воспитания. Важно найти путь к тому, чтобы сделать встречу каждого школьника с искусством на уроке интересной, увлекательной, ненавязчивой. Современные уроки позволяют организовать встречи с искусством при грамотной организации с использованием информационных технологий.

Когда это удается, эстетическое воспитание способно давать великолепные результаты, независимо от того, в каких рамках оно проводится. Через познание сути, содержания искусства, в душе ребенка должна формироваться нравственно- эстетическая позиция, необходимая нашему обществу. И именно школа должна на всю жизнь пробудить в школьнике интерес к искусству и потребность в нем как в кладезе красоты.

Пока не поздно, пока не произошло искажение нравственных норм, надо использовать живое слово учителя, воздействовать на школьника непреходящей силой искусства!

Автор: Стёпина Т.А.

Художественно-эстетическое воспитание и образование в школе.

Детство - это время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек.

Процесс гуманизации и гуманитаризации образования, возрастание роли духовного фактора в развитии личности выдвигает художественно-эстетическое воспитание на новые позиции в современном обществе.

Художественно - эстетическое развитие обучающихся не ограничивает свои задачи только формированием эстетических чувств, художественных вкусов, идеалов, потребностей, взглядов и убеждений личности. Художественно - эстетическое развитие дает способность воспринимать и оценивать мир с точки зрения гармонии, совершенства и красоты, оно является неотъемлемым составным элементом эстетической культуры личности. Процесс воспитания человека состоит в выработке в нем способностей творчески преобразовывать мир в соответствии со своими целями и желаниями.

Художественно-эстетическое воспитание играет важную роль в формировании характера и нравственных качеств, а также в развитии хорошего вкуса и в поведении. Под выражением "художественно-эстетическое воспитание" подразумевается воспитание чувства красоты, развитие способности воспринимать, чувствовать и понимать красоту в общественной жизни, природе и искусстве.

Задача художественно-эстетического воспитания в школе - сохранять, обогащать и развивать духовный потенциал каждого ребенка.

Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл.

Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит её к полноценной познавательной и общественно трудовой деятельности.

Сложившаяся в настоящее время система обучения и воспитания детей обеспечивает преемственность в развитии художественно-эстетических основ личности.

Основная цель художественно-эстетического воспитания и образования в школе – обогащение чувственного, эмоционально-ценностного, эстетического опыта детей; развитие художественно-образного мышления, способностей к художественному творчеству. В соответствии с этим выделяются 3 ведущие содержательные линии:

  • развитие эстетического отношения к явлениям окружающей жизни и искусству;
  • обогащение эмоционального мира ребёнка;
  • развитие творческого восприятия произведений искусства.

В школе обучающиеся знакомятся с разными видами искусства, разнообразием жанров, своеобразием и богатством художественных традиций народов мира и родной художественной культурой.

Творческий опыт детей расширяется в разных видах искусства. Художественно-эстетическая деятельность в школе осуществляется по следующим направлениям:

  • изобразительная
  • художественно-речевая
  • музыкальная
  • хореографическая
  • культурно-массовая

Широкое использование различных видов эстетической деятельности способствует пробуждению художественных интересов, развитию художественно-творческих способностей школьников. Успех же всей разнообразной эстетической деятельности зависит от того, насколько обучающиеся овладевают различными видами искусства и испытывают потребности и удовольствия от художественно-творческой деятельности.

Учебно-воспитательный план школы скорректирован для основательного изучения предметов художественно-эстетического цикла, при этом образовательные области выдержаны, а максимальный объём учебной нагрузки не превышает нормы.
Опыт показывает, что воспитание, обучение и развитие школьников осуществляется наиболее успешно, если оно охватывает все виды общения детей с искусством. Путём разнообразных методических форм: рассказа, диалога, игры, эксперимента, анализа и обыгрывания жизненных ситуаций осуществляется процесс познания этических норм воспитанного человека. Уроки проводятся в увлекательной форме, эмоциональны, насыщены примерами и конкретными фактами. В игре поведение детей социологизируется, формируется фундамент нравственности, создаются условия эстетического и духовного развития личности.

Поэтому в план внеурочной деятельности художественно-эстетического цикла включены следующие кружки и секции.

№ п/п

Название

Ф.И.О.

руководителя

Работодатель

1

Академический хор младших и средних классов

Ваструхина О.С.

2

Кружок вокального мастерства

3

Зорина Н.С.

4

Вокально-эстрадная студия

Федоровская Е. В.

Областное бюджетное образовательное учреждение доп. Образования детей областного центра творческого развития и гуманитарного образования детей и учащейся молодёжи

5

ИЗО – студия

Бартеньева Е. А.

Областное бюджетное образовательное учреждение доп. образования детей областного центра творческого развития и гуманитарного образования детей и учащейся молодёжи

6

Сороколетова С. А.

Дом детского творчества

7

Горячкина Д. В.

Дом детского творчества

8

Игина И. Ю.

Областное бюджетное образовательное учреждение доп. Образования детей областного центра творческого развития и гуманитарного образования детей и учащейся молодёжи

9

Вокально-эстрадная студия

Овчинников Н.С.

Дом детского творчества

10

Каргалова М.А.

11

Вулих В.Х.

Областное бюджетное образовательное учреждение доп. Образования детей областного центра творческого развития и гуманитарного образования детей и учащейся молодёжи

12

Панова Н. М.

13

Танцы

Щулёва И.Е.

Дом детского творчества

Сделать искусство доступным абсолютно каждому ребёнку – вот главный тезис, который лежит в основе всей учебно-воспитательной деятельности.

Материально-техническое обеспечение используемых программ в полном объёме соответствует нормативной базе (комплектование кабинета музыки, кабинетов технического мастерства, мастерская). Подготовлен значительный дидактический материал (в т.ч. слайды, аудио и видео информация, интернет-ссылки)

В области музыкального образования и развития школьники приобретают опыт эмоционально-целостного отношения к музыкальным произведениям, знакомятся с жанрами и формами музыки, её интонационной основой, выразительными средствами, с основными чертами музыки родной страны и других народов мира. Формами приобщения обучающихся к музыке выступают хоровое и вокальное пение, прослушивание музыкальных произведений композиторов, выражение своих впечатлений в слове, рисунке, в художественном движении, сочинение собственных мелодий, внеклассных мероприятиях о земляках - композиторах и земляках – художниках, посещение выставочных залов, музеев, картинных галерей с последующим обсуждением увиденного и услышанного.

Навыки певческой деятельности обучающихся более основательно формируются на уроках хорового пения. В ходе обучения хоровому искусству у школьников развиваются музыкальный слух, память, голос, воспитывается эмоциональная отзывчивость к искусству, формируются художественные взгляды и представления, вырабатывается эстетический вкус.

Не менее важным в системе художественно-эстетического образования является развитие детского изобразительного творчества. Изобразительная деятельность в силу её специфики даёт большие возможности для эстетического развития личности. Изобразительное искусство развивает зрительную память, наблюдательность, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев, глазомер, усидчивость, чувство ритма и гармонии, учит детей видеть красоту окружающего мира и добиваться совершенствования в своей работе.

Детская фантазия не знает границ: дети рисуют акварелью, гуашью, восковыми мелками, угольками, карандашом, занимаются лепкой, конструированием, аппликацией, вышивкой, используют природный материал. С каким интересом ученики работают на этих уроках. Они действуют как добрые волшебники, умело разными средствами художественной выразительности раскрывают богатства и глубину художественного образа. В условиях коллективного труда каждый ребёнок может убедиться в реальности результатов своей творческой работы и соотнести их с результатами творческих усилий всего коллектива. При анализе детских композиций можно убедиться, как тематическое рисование при помощи наблюдений, путешествий, экскурсий детей пополняет их запас знаний о жизни, обогащает память, воспитывает любовь к родной природе, рождает чувство гордости за родной край.

Основным принципом выполнения детьми поделок или рисунков является развитие творческой индивидуальности. Развивая творческое мышление, учителя стремится избежать любых шаблонов и схем в цвете, в форме и в умении, как художник, по-своему воспринимать окружающий мир. Работы детей всегда привлекают внимание своей непосредственностью, самобытностью, сочностью, яркостью цвета. Роль педагога заключается в том, чтобы не нарушить самобытности детского видения, подвести детей к правдивому изображению жизни.

Стимулом к дальнейшему развитию детского творчества служат выставки рисунков, поделок, социально-значимые проекты, традиционные творческие конкурсы, благотворительные ярмарки. Лучшие работы юных художников отмечаются дипломами, грамотами.

В школе создано такое разнообразие деятельностей, которое позволяет каждому ученику заниматься своим любимым делом.
Выполняя эстетико-просветительские функции, проводятся культурно-массовые мероприятия: традиционные праздники, тематические концерты, конкурсы, смотры, викторины, спектакли, выставки детского творчества. Конечно, степень художественных успехов участников подобных мероприятий различна, но их объединяет массовость, возможность приобщения к миру прекрасного, а также возможность раскрыть индивидуальный творческий потенциал ученика.

Единство урочной и внеурочной работы способствует расширению и углублению знаний и умений обучающихся, развитию их познавательных интересов, формирует самостоятельность и творческую активность, придаёт всей учебно-воспитательной деятельности целенаправленный, комплексный характер.

Высокое качество подготовки наших детей в музыкальном, изобразительном и художественно-прикладном творчестве неоднократно отмечалось на уровне округа, города, области.

Учителя технологии постоянно принимают участие в конкурсах декоративно-прикладного творчества :

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.


ШЕЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

МУНИЦИПАЛЬНИ БЮДЖЕТАН ЮКЪАРАДЕШАРАН УЧРЕЖДЕНИ

ШЕЛКОВСКИ МУНИЦИПАЛЬНИ К I ОШТАН НОХЧИЙН РЕСПУБЛИКАН

366118, ЧР, Шелковской муниципальный район, с. Воскресеновское, ул. Школьная, 15,

работы по художественно-эстетическому

воспитанию обучающихся

за 2020 – 2021 учебный год





2020-2021 учебный год

Художественно-эстетическое воспитание играет важную роль в формировании характера и нравственных качеств, а также в развитии хорошего вкуса и в поведении. Под выражением "художественно-эстетическое воспитание" подразумевается воспитание чувства красоты, развитие способности воспринимать, чувствовать и понимать красоту в общественной жизни, природе и искусстве.

Цели:

Ø г армоничное развитие личности ребёнка через обучение и воспитание средствами искусства;

Ø развитие духовного мира школьников на основе познания искусства, литературы, фольклора;

Ø умения видеть культуру в себе и себя в культуре;

Ø формирование художественно-эстетического вкуса;

Ø воспитание ценностного отношения к искусству.

Задачи:

Ø ф ормировать образный мир ребёнка;

Ø п риобщать школьников лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

Ø р азвивать способность понимать и ценить прекрасное;

Ø и спользовать возможности искусства, художественно-творческой деятельности в целях саморазвития, самосовершенствования ребенка, самореализации его творческих способностей;

Ø п ривлекать учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями;

Ø Выявлять и развивать творческие способности и наклонности детей;

Ø Раскрывать потенциала каждого ребенка, предоставлять возможности реализовать себя.

В соответствии с этим выделяются 3 ведущие содержательные линии:

· развитие эстетического отношения к явлениям окружающей жизни и искусству;

· обогащение эмоционального мира ребёнка;

· развитие творческого восприятия произведений искусства.

В школе обучающиеся знакомятся с разными видами искусства, разнообразием жанров, своеобразием и богатством художественных традиций народов мира и родной художественной культурой.

Творческий опыт детей расширяется в разных видах искусства. Художественно-эстетическая деятельность в школе осуществляется по следующим направлениям:

Широкое использование различных видов эстетической деятельности способствует пробуждению художественных интересов, развитию художественно-творческих способностей школьников. Успех же всей разнообразной эстетической деятельности зависит от того, насколько обучающиеся овладевают различными видами искусства и испытывают потребности и удовольствия от художественно-творческой деятельности.

Учебно-воспитательный план школы скорректирован для основательного изучения предметов художественно-эстетического цикла, при этом образовательные области выдержаны, а максимальный объём учебной нагрузки не превышает нормы.
Опыт показывает, что воспитание, обучение и развитие школьников осуществляется наиболее успешно, если оно охватывает все виды общения детей с искусством. Путём разнообразных методических форм: рассказа, диалога, игры, эксперимента, анализа и обыгрывания жизненных ситуаций осуществляется процесс познания этических норм воспитанного человека. Уроки проводятся в увлекательной форме, эмоциональны, насыщены примерами и конкретными фактами. В игре поведение детей социологизируется, формируется фундамент нравственности, создаются условия эстетического и духовного развития личности .

Сделать искусство доступным абсолютно каждому ребёнку – вот главный тезис, который лежит в основе всей учебно-воспитательной деятельности.

Не менее важным в системе художественно-эстетического образования является развитие детского изобразительного творчества. Изобразительная деятельность в силу её специфики даёт большие возможности для эстетического развития личности. Изобразительное искусство развивает зрительную память, наблюдательность, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев, глазомер, усидчивость, чувство ритма и гармонии, учит детей видеть красоту окружающего мира и добиваться совершенствования в своей работе.

Детская фантазия не знает границ: дети рисуют акварелью, гуашью, восковыми мелками, карандашом, занимаются лепкой, конструированием, аппликацией, вышивкой, используют природный материал. С каким интересом ученики работают на этих уроках. Они действуют как добрые волшебники, умело разными средствами художественной выразительности раскрывают богатства и глубину художественного образа. В условиях коллективного труда каждый ребёнок может убедиться в реальности результатов своей творческой работы и соотнести их с результатами творческих усилий всего коллектива. При анализе детских композиций можно убедиться, как тематическое рисование при помощи наблюдений, путешествий, экскурсий детей пополняет их запас знаний о жизни, обогащает память, воспитывает любовь к родной природе, рождает чувство гордости за родной край.

Основным принципом выполнения детьми поделок или рисунков является развитие творческой индивидуальности. Развивая творческое мышление, учителя стремится избежать любых шаблонов и схем в цвете, в форме и в умении, как художник, по-своему воспринимать окружающий мир. Работы детей всегда привлекают внимание своей непосредственностью, самобытностью, сочностью, яркостью цвета. Роль педагога заключается в том, чтобы не нарушить самобытности детского видения, подвести детей к правдивому изображению жизни.

Стимулом к дальнейшему развитию детского творчества служат выставки рисунков, поделок, социально-значимые проекты, традиционные творческие конкурсы. Лучшие работы юных художников отмечаются дипломами, грамотами.

В школе создано такое разнообразие деятельностей, которое позволяет каждому ученику заниматься своим любимым делом.
Выполняя эстетико-просветительские функции, проводятся культурно-массовые мероприятия: традиционные праздники, тематические концерты, конкурсы, смотры, викторины, выставки детского творчества. Конечно, степень художественных успехов участников подобных мероприятий различна, но их объединяет массовость, возможность приобщения к миру прекрасного, а также возможность раскрыть индивидуальный творческий потенциал ученика.

Единство урочной и внеурочной работы способствует расширению и углублению знаний и умений обучающихся, развитию их познавательных интересов, формирует самостоятельность и творческую активность, придаёт всей учебно-воспитательной деятельности целенаправленный, комплексный характер.

Высокое качество подготовки детей в изобразительном и художественно-прикладном творчестве неоднократно отмечалось на уровне района.

Учителя начальных классов, технологи, музыки и ИЗО и их воспитанники постоянно принимают участие в конкурсах декоративно-прикладного творчества районного уровня.

А также они принимают активное участие в мероприятиях, проводимых в школе в течение всего учебного года:

-День народного единства (фестиваль народов мира);

Художественное начало есть в каждом ребёнке. И педагогу необходимо видеть в этом творческом начале – две стороны – социальную и нравственную – и стимулировать их развитие одновременно. Развивая творческое начало, педагог открывает ребятам путь к познанию прекрасного, эмоционально обогащает детей, подводит к более глубокому пониманию мира.

Таким образом, система учебно-воспитательной работы, построенная на основе комплексного воздействия искусства, способствует развитию многогранных творческих способностей ребёнка, в полной мере формирует потребность общения с искусством и в силу своей результативности является одним из ведущих звеньев непрерывного образовательного процесса.

Определены цели и задачи на 2021-2022 учебный год:

Цели:

Ø г армоничное развитие личности ребёнка через обучение и воспитание средствами искусства;

Ø развитие духовного мира школьников на основе познания искусства, литературы, фольклора;

Ø умения видеть культуру в себе и себя в культуре;

Ø формирование художественно-эстетического вкуса;

Ø воспитание ценностного отношения к искусству.

Задачи:

Ø ф ормировать образный мир ребёнка;

Ø п риобщать школьников лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

Ø р азвивать способность понимать и ценить прекрасное;

Ø и спользовать возможности искусства, художественно-творческой деятельности в целях саморазвития, самосовершенствования ребенка, самореализации его творческих способностей;

Ø п ривлекать учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями;

Ø Выявлять и развивать творческие способности и наклонности детей;

Ø Раскрывать потенциала каждого ребенка, предоставлять возможности реализовать себя.


Проблема эстетического воспитания в школе это проблема современного мира вообще и молодежи в частности. Наше современное общество пресыщено различного рода источниками древнего и современного искусства, причем особой разницы между ними оно не замечает. Единственный критерий, которым сейчас определяется ценность какого-либо художественного произведения, является его цена на аукционах. Современной молодежи очень трудно оценить эстетическую красоту того или иного произведения, поскольку само понятие эстетики в современном мире утратило свое значение, уступив место практичности и доступности. Но, говоря это, ни в коем случае нельзя обобщать, нельзя говорить о том, что все общество больно. Есть и среди молодежи настоящие ценители прекрасного.

Поэтому главная задача, стоящая перед современной образовательной школой — воспитание гармонически развитой личности. В формировании гармонически развитой личности эстетическому воспитанию принадлежит значительная роль. В настоящее время важнейшая задача, значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки изобразительного искусства, трудового обучения, эстетики, имеющих большую познавательную и воспитательную силу.

Эстетическое воспитание — это воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве, воспитание эстетических чувств, суждений, вкусов, а также способности и потребности участвовать в создании прекрасного в искусстве и в жизни. Прекрасное в действительности — источник прекрасного в искусстве. Гармонически развитый человек не может не стремиться жить и работать красиво.

Эстетическое воспитание, будучи частью идейно-нравственного, трудового и физического воспитания, направлено на всестороннеe развитие нового человека, у которого интеллектуальное и физическое совершенство сочетается с высокой культурой чувств. Эстетическое отношение к миру — это, конечно, не только созерцание красоты, а, прежде всего, стремление к творчеству по законам красоты.

Эстетическое воспитание предполагает формирование восприимчивости человека к искусству и прекрасному, существующему в творениях человека. К. Д. Ушинский писал, что в каждом предмете учебного цикла содержится эстетический элемент, и задача наставника состоит в том, чтобы довести его до ребенка. Задача школы — сформировать у ребенка эстетическое отношение к действительности, потребность в деятельности по законам прекрасного.

Эстетическое воспитание ребенка начинается в семье. Если родители с малых лет не привили ребенку тягу к прекрасному, то из него вырастет равнодушная и циничная личность. Однако прививание любви к искусству на самом деле не такое уж сложное занятие, как может показаться на первый взгляд. Просто этот порыв должен исходить от самих учеников. Как этого добиться? Без самосознания, без самовоспитания процесс эстетического воспитания малоэффективен. Необходимо, чтобы человек сам ощутил в себе потребность в эстетике.

Недостаток культуры, недостаточное эстетическое воспитание это большое упущение педагогов, которые скрывают от своих учеников настоящую красоту. Если, например, кабинет литературы украсить цитатами великих поэтов-классиков, кабинет географии фотографиями красивых пейзажей, кабинет истории фотографиями картин старины, то школьники рано или поздно начнут вчитываться и вглядываться в то, что их окружает. Соответственно и научатся ценить искусство со временем.

Наши дети — это наше будущее. Эта простая аксиома известна практически всем, поскольку от наших детей и внуков будет во многом зависеть наше обеспечение в зрелом возрасте. Более того, от правильного воспитания зависит еще и общий уровень культурного развития нашей страны, который, к сожалению, в последнее время неумолимо сказывается вниз. По этой причине эстетическое воспитание школьников еще с начальных классов приобретает важнейшее значение не только для общества, но и для государства в целом.

Само понятие “воспитание” представляет собой планомерное привитие ребенку определенных ценностей, взглядов и культурных аспектов, благодаря которым маленький человек сможет правильно воспринимать окружающий мир, а также реализовать весь свой потенциал. Именно на это направлены усилия всего министерства образования, которое курирует основные аспекты развития молодого поколения, начиная с ясельных групп детского сада и заканчивая молодыми аспирантами научных и технологических ВУЗов.

Нужно также понимать, что эстетическое воспитание школьников подразумевает под собой следующие составляющие:

- чувственно-эмоциональную отзывчивость на различные аспекты человеческого бытия: комическое и трагическое, героическое и пошлое, возвышенное и низменное и так далее;

- знание и правильное понимание сущности эстетики, как в искусстве, так и в окружающем нас мире;

- умение и потребность строить жизнь по законам нравственной чистоты и порядочности.

Важнейшим мотивом приобщения современного ребенка к прекрасному является наблюдение за красивыми пейзажами, переживание эстетически значимых ландшафтов, а также объектов живой и неживой природы. Благодаря этому ребенок начинает понимать значение самой жизни и важные гуманистические аспекты. Эстетическое воспитание младших школьников в обязательном порядке предусматривает посещение краеведческих и художественных музеев, выставок скульптур и различных миниатюр. Вследствие всего этого дети учатся не только ценить прекрасное, но и творить что-либо своими руками. По этой причине во всех детских садиках и кружках существуют выставки художественной самодеятельности, на которых представлено то, что дети сделали собственными руками.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что эстетическое воспитание детей является первостепенной задачей не только для государственной системы образования, но в первую очередь для родителей, которые хотят вырастить из своего ребенка полноценную личность.

Эстетическое воспитание школьников включает множество моментов и в него входит и развитие эстетического вкуса. Такое воспитание включает не только развитие любви к прекрасному, но и формирование навыков образцового поведения и доброжелательного отношения ко всем окружающим.

Заданием любого педагога и воспитателя является развитие творческих и эстетических навыков, а также художественного вкуса ребенка школьного возраста. Эстетическое воспитание влияет не только на ум и способности ученика, но и формирует полное восприятие мира маленького человека.

Эстетическое воспитание способствует обогащению эмоциональной сферы личности и обогащению чувственного опыта. Оно повышает познавательную активность, влияет на познание нравственной стороны окружающего мира и даже оказывает действие на физическое развитие ребенка.

Задачи эстетического воспитания школьников можно разделить на 2 группы: К первой группе относятся задачи, направленные на формирование эстетического вкуса детей и отношения к окружающему миру. Развивается умение чувствовать и видеть красоту в окружающем мире: в природе, искусстве, поступках и людях. Воспитывается художественный вкус и потребность в прекрасном.

Вторая группа задач формирует художественные умения в различных искусствах: дети учатся рисовать и лепить, конструировать и создавать различные поделки, петь и танцевать, развивают свое словесное творчество.

Обе группы задач дают положительный результат лишь при условии тесного взаимодействия в процессе реализации.

Формы эстетического воспитания могут быть самыми различными и делятся на те, которые используются во время уроков и те, что применяются во внеурочное время:

- эстетическое воспитание путем общения с природой. Это могут быть экскурсии в парк или лес, походы, экологические игры и различные развлечения. Затем дети могут описывать увиденное в сочинениях или выражать приобретенный опыт в виде рисунков.

- эстетика в физической культуре. К примеру, организация спортивных мероприятий, праздников и конкурсов.

- эстетическое воспитание через искусство. Походы школьников в музеи и театры, литературные встречи и музыкальные вечера, детские конкурсы и викторины. Можно организовать встречу детей с писателями, актерами или певцами, а также проводить литературные обсуждения.

- эстетика работы заключается в оформлении рабочего места, сооружении рабочего инвентаря и т. д.

Задача современного педагога состоит в том, чтобы донести до молодого поколения, какими именно критериями следует руководствоваться для определения культурной и эстетической ценности того или иного произведения искусства. И задача эта не только педагогов, но и всего педагогического коллектива в целом.

1. Касумзаде Ф. Ф. Воспитание Эстетического вкуса. Баку, 1991

2. Мустафаев М. Эстетическое воспитание в школе. Баку, 1992

3. Мамедов З. И. Эстетика и воспитание нового человека. Баку, 1988

4. Подласый И. П. Педагогика. Москва, 1999

5. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. Москва, 2000

Основные термины (генерируются автоматически): эстетическое воспитание, ребенок, окружающий мир, эстетический вкус, эстетическое воспитание школьников, искусство, маленький человек, молодое поколение, правильное понимание, современный мир.

Похожие статьи

Актуальность художественно-эстетического воспитания детей.

Художественно-эстетическое воспитание, приобщая детей к миру искусства, выполняет очень важную образовательную функцию формирования личности подрастающего поколения.

Эстетическое воспитание подростка средствами.

Художественное творчество, эстетическое воспитание, подросток, базовая культура, творческая деятельность, эстетический вкус, эстетическое воспитание школьников, формирование, Эстетическое отношение.

К вопросу о развитии эстетического отношения к миру у младших.

Формирование эстетического отношения к миру у младших школьников — одна из главных задач современного общего начального образования, решение которой играет важную роль для воспитания и разностороннего развития ребенка.

Художественно-эстетическое воспитание студентов в вузе

Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, но приоритетным является искусство как самое мощное средство. Современному обществу нужна творческая, талантливая, активная личность.

Эстетическое воспитание детей в семье с позиций истории.

эстетическое воспитание, ребенок, семья, родитель, художественное творчество, эстетическое воспитание ребенка, искусство, вид искусства, изобразительное искусство, домашняя обстановка.

Эстетическое воспитание учащихся на уроках изобразительного.

Осуществляя эстетическое воспитание учащихся, школа воспитывает у них не только умение понимать произведения изобразительного искусства, но и пробуждает у школьников любовь к творениям живописи, скульптуры, архитектуры, прикладного искусства и др.

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного.

эстетическое воспитание, искусство, эстетический вкус, эстетическое восприятие, ребенок, средство искусства, художественное воспитание, художественно-эстетическое воспитание, дошкольный возраст, красота.

Развитие эстетических чувств у младших школьников

Некоторые основы эстетического воспитания школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность исследования. "Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим".

Курсовая работа

Глава 1. Теоретический анализ эстетического воспитания учащихся…………………………………………………………………………. 7

Проблема эстетического воспитания учащихся………………………….7

Роль искусства в эстетическом воспитании младших школьников…………. ……………………………………………. ……12

Педагогические условия эстетического воспитания младших школьников средствами искусства…………………………………. ….17

Глава 2. Опытно-теоретическая работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства……………………………..…. 23

2.1 Методика изучения уровня эстетического воспитания младших школьников……………………………………………………….……….…..23

2.2 Содержание работы по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства…………………………………………..29

Актуальность исследования. "Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим".

Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. "Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов".

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

А формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: "Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника".

Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания могут считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Повод для этого давали еще Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности.

Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.

Проблема исследования: каковы педагогические условия эстетического воспитаня детей младшего школьного возраста?

Цель исследования: изучение педагогических условий эстетического воспитания младших школьников средствами искусства.

Объект исследования: процесс эстетического воспитания младших школьников.

Предмет исследования: педагогические условия эстетического воспитания младших школьников средствами искусства.

Гипотеза исследования: процесс эстетического воспитания младших школьников будет эффективен, если:

выявляется актуальный уровень эстетического воспитания младших школьников;

работа по эстетическому воспитанию будет систематичной и целенаправленной;

используется комплексный подход в применении средств искусства в воспитательно-образовательном процессе.

Задачи исследования:

1. Проанализировать проблему эстетического воспитания учащихся.

2. Изучить роль искусства в эстетическом воспитании младших школьников.

3. Выявить педагогические условия эстетического воспитания средствами искусства.

4. Описать методики изучающие уровни эстетического воспитания младших школьников.

5. Проанализировать содержание работы по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства.

Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент, наблюдение, статистическая обработка результатов исследования с помощью математических методов.

Структура работы: две главы, введение, заключение, список используемой литературы и приложения.

Глава 1. Теоретический анализ эстетического воспитания учащихся

1.1. Проблема эстетического воспитания учащихся

Эстетическое воспитание - это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.

Задачи эстетического воспитания младших школьников, исходя из его цели, можно представить двумя группами [34; 21].

Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества [8; 101].

В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде. Успех этой работы во многом определяется тем, в какой мере учитываются индивидуальные особенности, потребности и интересы воспитуемого, уровень его общего развития [3; 155].

Эстетическую информацию ребенок получает по многим каналам (социальная среда, предметный мир, природные явления, художественные произведения). Поэтому так важен метод целостного восприятия сюжета картины, сказки, музыкально-образного построения фортепьянной пьесы. В дальнейшем, чтобы помочь ребенку вслушиваться в звуки, вглядываться в краски и формы предмета, педагог направляет его внимание на более детальное восприятие, целенаправленное наблюдение.

По тому, как дети получают эстетическую информацию (знакомятся непосредственно с произведением искусства, слушая музыкальную пьесу, песню, сказку, рассматривая картины, или через воспитателя, который рассказывает, объясняет, задает вопросы), методы и приемы эстетического воспитания можно разделить на наглядные и словесные. К ним предъявляются определенные требования. Исполнение литературных и музыкальных произведений должно быть художественно-выразительным, эмоциональным, иначе встреча с искусством не окажет своего влияния. В словесном методе также необходимо добиваться яркой образности, чтобы дети поняли не только содержание картины, стихотворения, песни или смысл задания, но и пережили настроение, соответствующее настроению персонажей [27; 15].

Меняются методы и в зависимости от форм организации деятельности. На художественных занятиях педагог дает точные указания, показывает или предлагает детям самим найти приемы исполнения и т. д. Например, разучивание стихов или песен потребует предварительного исполнения их взрослым, беседы о художественных качествах, выражающих содержание и настроение произведения, применения наглядных пособий (по мере необходимости), повторного неоднократного исполнения детьми текста и т. д. На занятиях художественной лепкой детей обучают приемам, позволяющим им самим составить предмет из отдельных частей или из целого материала (глина, пластилин) вылепить отдельные детали. Следовательно, обучение носит достаточно прямой характер. В самостоятельной деятельности ребенка руководство взрослого сводится к косвенному воздействию, он лишь напоминает, побуждая к действиям, или исправляет ошибки [42; 111].

Итак, становится видно, что существует много слагаемых, определяющих характер методов эстетического воспитания. Точно классифицировать их трудно, поскольку они существуют всегда в тесной взаимосвязи с другими. Например, наблюдая с детьми за красивыми движениями плавающих в аквариуме рыбок, педагог использует наглядный метод. Если при этом он задает вопросы, поясняет что-либо, то применяет также словесный метод. Привлекая детей к оборудованию аквариума, его украшению, педагог пользуется и методом практических действий.

Чтобы усилить воспитывающий и развивающий характер обучения, следует применять методы воспитания (убеждения, приучения), а также методы обучения, развивающие самостоятельность, инициативу, творчество. Это сущность проблемно-поискового метода, широко применяемого в советской дидактике. Проблемно-поисковым он называется потому, что воспитатель предлагает детям самим найти способы решения намеченного замысла. Например, детям предлагается изобразить какой-либо персонаж из сказки после ее прослушивания. Эту задачу они решают самостоятельно. Можно сделать удачный или неудачный выбор персонажа и тем усложнить или облегчить выполнение задания. Нужно подумать, как лучше изобразить его (вылепить из глины или нарисовать), какими способами лучше воплотить свой замысел. Таким образом, ребенок учится думать, искать, находить решение, т. е. вести поисковую деятельность [40; 24].

Чтобы обучение носило развивающий характер, педагог должен применять обобщенные способы действий, которые являются основой конкретных методических приемов.

К числу таких способов относятся:

- способы ориентировки в звуковых, зрительных ощущениях, восприятие выразительно-изобразительных средств каждого вида искусства (приобщение детей к художественным произведениям должно базироваться на сенсорной основе);

- способы приобщения детей к идейно-эмоциональному содержанию произведений путем соучастия и сопереживания; (если ребенок научится сопереживать - будет достигнут необходимый нравственно-эстетический эффект);

- способы целостного и аналитического подхода к художественным явлениям (дети, как правило, воспринимают произведение непосредственно и целостно; однако приобретение навыка различать выразительные средства по контрасту или сходству позволит им при последующих встречах с произведением воспринять его полнее и глубже);

- способы ориентировки в самостоятельных действиях при восприятии, исполнительстве и продуктивном творчестве [44; 201].

Таким образом, при разучивании произведений или решении художественных задач следует активно применять способы, позволяющие целенаправленно руководить сенсорной ориентировкой детей, их эмоциональным восприятием, целостным и дифференцированным, самостоятельными, творческими действиями.

1.2. Роль искусства в эстетическом воспитании младших школьников

Важность искусства в эстетическом воспитании не вызывает сомнения, так как оно является собственно его сутью. Особенность искусства как средства воспитания заключается в том, что в искусстве "сгущен, сконцентрирован творческий опыт человека, духовное богатство". Его содержание должно охватывать изучение и приобщение детей к различным видам и жанрам искусства - музыке, изобразительному искусству. Существенной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека [6; 110].

Не менее важной стороной содержания эстетического воспитания средствами искусства является его направленность на личностное развитие дошкольников. Оно должно охватывать следующие стороны этого развития:

1. Прежде всего необходимо формировать у школьников эстетические потребности в области искусства, в постижении художественных ценностей общества. Основное направление этой работы состоит в практическом ознакомлении с различными видами искусства, приучение их к эстетическому восприятию и простейшим эстетическим суждениям.

2. Важнейшим элементом содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий. Эти восприятия должны охватывать широкую сферу эстетических явлений.

Искусство может и не выполнить своей воспитательной роли, если ребенок не получит собственно художественного развития и образования, не научится видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве и жизни. Жизненный опыт ребенка на различных стадиях его развития настолько ограничен, что дети не скоро научаются выделять из общей массы собственно эстетические явления. Задача педагога воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала.

Существует несколько видов искусства: литература, музыка, изобразительное искусство, театр, кино, хореография, архитектура, декоративное искусство и другие. Специфика каждого вида искусства в том, что оно особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами. Музыка, например, непосредственно обращена к музыкальному чувству человека. Скульптура затрагивает другие струны человеческой души. Она передает нам наглядно объемную, пластическую выразительность тела. Она воздействует на способность нашего глаза воспринимать прекрасную форму. О воздействии живописи на человека можно судить по конкретному примеру. Каждый вид искусства и искусство вообще обращено к любой человеческой личности. А это предполагает, что любой человек может понимать все виды искусства. Педагогический смысл этого мы понимаем в том, что нельзя ограничивать воспитание и развитие ребенка лишь одним видом искусства. Только совокупность их может обеспечить нормальное эстетическое воспитание.

К окончанию пятого класса дети должны достигнуть определённого уровня культуры личности.

В области эстетического восприятия искусства и действительности:

· видеть и отмечать красоту произведений искусства (музыкального, изобразительного, литературы, архитектуры, разных видов народного искусства), окружающих предметов, природы, проявлять эмоционально положительное отношение к ним (выражать чувство удовольствия, радости, выражать желание любоваться ими);

· знать имена и некоторые произведения 2 - 3 композиторов, художников; знать фамилии нескольких детских писателей и некоторые их произведения;

· знать и использовать в своей творческой деятельности основные выразительные средства искусства: в музыке - ритм, темп, динамика; в изобразительном искусстве - линия, форма, цвет, композиция; в игре-драматизации - мимика, жесты, движения, поза, голос;

· знать и называть произведения народного искусства: 2 - 3 народные песни, заклички; загадки, пословицы, поговорки, потешки, сказки; 2 - 4 вида изделий народного декоративно-прикладного искусства

Читайте также: