В чем смысл заглавия рассказа бирюк кратко

Обновлено: 02.07.2024

Рассказчик — охотник, в грозу заблудившийся в лесу. Мужчина встречает лесника Фому Кузьмича, известного далеко в округе под прозвищем Бирюк. Смысл прозвища Бирюк важнее имени и отчества лесника.

На заметку! В Орловской губернии бирюком называли одинокого и угрюмого человека.

Лесник приводит мужчину к себе на ночлег. Увидев быт лесника рассказчик начинает размышлять о горькой доле русского человека. Изба выглядит настолько нищей, что щемит в груди. Все в ней убого, в противовес чему предстает могучий высокий лесник. Автор описывает внешность Бирюка:

  • высокий мускулистый мужчина;
  • густые брови и длинная черная борода;
  • небольшие карие глаза.

Рассказчик узнает подробности жизни Фомы:

  1. Жена Бирюка сбежала с проезжим мужчиной.
  2. Фома в одиночку воспитывает двух малолетних детей.
  3. Бедность семьи дошла до того, что для постояльца не находится даже чая.

Фома — ответственный работник леса, в любой ситуации соблюдающий закон и порядок. Его острый слух позволяет услышать треск дерева на дальнем расстоянии, из-за чего местные жители не могут взять себе дров.

Охотник становится свидетелем сцены захвата лесником мужичка, задумавшего срубить дерево под проливным дождем. Фома привел нарушителя в избу, намереваясь держать его до утра. Просьбы отпустить мужика терпят крах, ведь Фома — ярый сторонник закона, считающий, что нищета не допускает воровства.

Мужичок жалуется на свою нищету. Неумолимый Фома оказывается под потоком проклятий неудачного дровосека, которому нечего терять. Утром мужик лишится последней лошади, благодаря которой кормится семья. Помрачневший Бирюк отпускает нищего мужика с лошадью.

Бедность не лишает Бирюка порядочности. Фома мог бы брать деньги с браконьеров, однако нищий лесник продолжает следить за порядком в лесу. Соседи Фомы осуждают его за чрезмерно тяжелый характер, исключающий нормальное существование жителей округи.

Сцену разговора Бирюка с дровосеком Тургенев наделил смыслом, передающим внутреннее противостояние порядочности и человечности Бирюка. Становится ясно, что установленные законы идут вразрез с правдой нищей крестьянской жизни и христианскими законами. У крестьянина нет лесных угодий или собственного клочка земли. Выжить ущемленный простой народ может только благодаря воровству.

Смысл концовки

Показательным является отсутствие гневной реакции лесника на агрессию дровосека, в чем раскрывается главный смысл сцены столкновения Бирюка с крестьянином. Фома демонстрирует высокую нравственную позицию. От других нищих крестьян его отличает верность своим принципам, исключающим принятие взяток и воровство.

Смысл рассказа Тургенева - Бирюк

Смысл книги

Смысл названия Бирюк

Бирюком называли нелюдимого, хмурого человека, сторонящегося общества, жившего на отшибе, мрачного характером и вечно насупленного. Именно эту кличку дали герою рассказа, крестьянину-леснику, местные крестьяне. Рассказчик встречается с лесником Фомой Кузьмичом, случайно заплутав в лесу. Лесник, охраняющий барские угодья, приводит барина к себе в избу – ехать на ночь глядя не стоит. Именно здесь, в крестьянской избе начинает свои горькие размышления рассказчик.

Сюжет рассказа Бирюк

Далее охотник вникает и в прочие скорбные обстоятельства жизни Фомы-Бирюка… Жена сбежала из этой бедности с проезжим мещанином, бросив не только мужа, но и двоих малых детей – девочку лет 12-и и сына-младенца. Семья живет впроголодь, нет даже чая, чтобы барина угостить.

При этом Бирюк надзирает за огромными лесными богатствами и при желании мог бы брать мзду с браконьеров. Но перед нами глубоко порядочный человек, словно рожденный для того, чтобы блюсти закон, не позволяя нарушать его всем прочим. Недаром окрестные крестьяне хоть и с уважением, но злобно судачат о Фоме, его тяжелом характере, о том, что и сам не живет, и другим спуску не дает, ни одного деревца срубить не позволит. Чужая собственность, не полагается!

Что ж, разве плохо человеку блюсти закон? О том, каково это, рассказывает следующий эпизод. Натренированный слух Бирюка слышит дальний звук топора. Лесник мгновенно определяет, что где-то рубят дерево и немедленно туда отправляется – ловить браконьера. Охотник увязывается следом. Действительно, в чаще Бирюк повязывает деревенского мужичка, пришедшего в мрачную и ветреную ночь срубить дерево. Берет его вместе с лошадью и тащит к себе в избу, чтобы утром сдать куда следует – за нарушение законов и правил.

Смысл рассказа Бирюк

Охотник все это время просит лесника отпустить мужичка, обещая заплатить. Но принцип есть принцип, а закон для всех один. Лесник неумолим. Мужичок, понимая, сколь незавидна его участь, молит Бирюка о пощаде, жалуясь на тяжелую жизнь. И по жалкому виду крестьянина мы понимаем, что он не преувеличивает своих бедствий. Вот только лесник прощать его не намерен. И тогда несчастный мужичок, которому нечего терять, разражается проклятиями.

Он и смерти не боится – ведь теперь у него, браконьера, отнимут единственную лошадь, на которой он приехал в барский лес. А без лошади и без того нищему семейству – смерть. И баба, и детки – все по миру пойдут. Грозный Бирюк тоже понимает это. Нелегко ему приходится: врожденное чувство порядка вступает в жестокое противоречие с человечностью, которой полон этот суровый, неразговорчивый человек. Да и сам он, разве не так же нищ, как этот жалкий браконьер поневоле?

Смысл финала

Тут всякий – и рассказчик, и Бирюк, и браконьер, и читатель – понимает, что законы человеческие в этой ужасной, нищей и подневольной жизни вступают в противоречие с законами божескими, христианскими. Что как бы ни был виноват крестьянин, а другого выхода у него не было, кроме как украсть. Разве есть у него собственные лесные угодья или хоть копеечка денег, чтобы добыть дров семье? Ничего у него нет. И вот Бирюк так же мрачно, молча отпускает мужика вместе с его лошадью.

Вот о чем этот рассказ… Он о том, что истинное преступление – не воровство чужого леса, но сам порядок вещей, при котором люди обречены на столь жалкую судьбу, на нищету и голод. Главное преступление – это закон крепостного права, противный человеческой совести, уму и сердцу.

Бирюком, как пишет И. С. Тургенев, называется в Орловской губернии человек одинокий и угрюмый. . Именно таким представлялся лесник окрестным мужикам. От Бирюка нельзя было укрыться, его нельзя было подкупить. Попытки извести его успехом не увенчались. К тому же строгий, угрюмый лесник, ревностно исполняющий свои обязанности, был непонятен мужикам. Его не любили и боялись. Фомой называет себя сам герой, “Фома Кузьмич” - так обращался к леснику мужик, пойманный ночью в лесу. Бирюком прозвали героя крестьяне.

Из словаря Ожегова:

БИРЮ́К
1. Волк-одиночка (обл.) .
2. перен. Нелюдимый и угрюмый человек (разг.).

нет, речь и угрюмом человеке которого бросила жена и он воспитывает двоих детей один и тем самым обижен на жизнь

рассказ назван бирюк потому что главный герой угрюмый человек которого бросила жена, он не давал спуску никому и все его боялись и ненавидели

человек одинокий и угрюмый. . Именно таким представлялся лесник окрестным мужикам. От Бирюка нельзя было укрыться, его нельзя было подкупить. Попытки извести его успехом не увенчались. К тому же строгий, угрюмый лесник, ревностно исполняющий свои обязанности, был непонятен мужикам. Его не любили и боялись. Фомой называет себя сам герой, “Фома Кузьмич” - так обращался к леснику мужик, пойманный ночью в лесу. Бирюком прозвали героя крестьяне.

Бирюк — это волк-одиночка. В переносном смысле бирюком называют одинокого, нелюдимого человека. Именно такое прозвище носит лесник из рассказа Тургенева.

Содержание

Кратчайшее изложение

Помещик, от лица которого ведётся рассказ, возвращаясь с охоты, попадает под дождь. Он пережидает грозу в избушке лесника про прозвищу Бирюк. Заслышав, что кто-то рубит дерево в хозяйском лесу, Бирюк ловит вора и приводит к себе.

В итоге Бирюк отпускает вора, вытолкнув за дверь. Рассказчик приятно удивлён, что даже этому суровому человеку не чуждо сострадание.

Полный текст и аудиокнига

Аудиоверсия доступна на YouTube.

Помещик, от лица которого ведётся рассказ, возвращается домой с охоты и попадает в грозу. К счастью, его замечает местный лесник и приглашает барина переждать непогоду в своей избушке.

Им открывает дочь лесника Улита, девочка лет 12. Дом чрезвычайно бедный, посреди низкой и пустой комнаты висит люлька: девочка укачивает маленького ребёнка.

Сам лесник высок, плечист и силён. Его зовут Фома, прозвище — Бирюк. Рассказчик уже слышал о Бирюке. Местные мужики его боятся, ведь суровый лесник не даёт тащить из леса дрова. Он могуч и неподкупен.

Гость спрашивает, почему у Бирюка нет жены: умерла? Тот признаётся, что жена сбежала с проезжим мещанином, бросив их с детьми.

Дождь ослабевает, и лесник собирается проводить барина домой. Он захватывает ружьё: со двора услышал, что кто-то рубит лес, пользуясь непогодой. Охотник отправляется вместе с ним ловить вора. Оставив барина позади, Бирюк с ружьём исчезает в кустах. Слышны звуки борьбы.

Рассказчик бежит к месту битвы. Там лесник уже подмял под себя и связал вора — мокрого мужика в лохмотьях и с плохой лошадью. Крестьянин успел свалить дерево, но не успел скрыться. Охотник шёпотом просит Бирюка отпустить несчастного и обещает отдать деньги за срубленное дерево.

Охотник приятно удивлён: в глубине души Бирюк оказался хорошим человеком, которому не чуждо сострадание! Лесник Фома просит никому не говорить об увиденном и провожает барина до опушки леса.

В чём смысл рассказа?

В то же время автор затрагивает и общечеловеческую проблематику. В начале рассказа кажется, что лесник Фома — человек суровый и жёсткий. Однако к концу выясняется, что ни предательство жены, ни бедность, ни конфликты с местными мужиками не ожесточили его. В его сердце осталось место состраданию. Бирюк отпускает попавшегося на краже бедняка, и это делает финал рассказа оптимистичным. Дождь заканчивается, и есть надежда, что добро в людях в итоге возьмёт верх над злом.

Бирюк - угрюмый и одинокий человек.
Лесник Фома одиноко жил в закоптелой и низкой избушке с двумя малолетними детьми, жена его бросила, семейное горе и тяжёлая жизнь сделали его еще более угрюмым и необщительным.
Образ Бирюка сложный и противоречивый, и, чтобы разобраться в нём, Тургенев обращает внимание на художественные средства.
Описание обстановки, говорит о том, насколько беден герой. Печальное зрелище представляло собой это жилище: "Я посмотрел кругом - сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу".
Психологический портрет лесника свидетельствует об исключительной силе Бирюка, становится понятно, почему все окрестные мужики боялись его. "Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. ..Чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза". С виду этот человек грубый и грозный, а на самом деле - хороший и добрый. Тургенев явно любуется своим героем.
Ключ к пониманию характера Фомы - прозвище, которым его наделяют крестьяне. От них мы получаем косвенную характеристику лесника: "мастер своего дела"; "вязанки хворосту не даст утащить"; "силён.. . и ловок, как бес.. . И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идёт".

ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ, КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ

Дмитрий Иванович Донской (1350–1389), великий князь московский и владимирский.

Дмитрий Донской родился 12 октября 1350 года. Сын великого князя Ивана Ивановича Красного (1326–1359). Годы правления 1359 – 1389. Некоторые исследователи биографии Дмитрия Донского считают, что он был женат дважды. О первом брачном союзе великого князя известны лишь крохи: Дмитрий Иванович женился в 12 лет, и супруга князя, скорее всего, умерла во время чумы 1364 года. Второй женой Дмитрия Донского в 1867 году стала княжна Евдокия, младшая дочь великого князя нижегородского и суздальского Дмитрия Константиновича (?–1407). В этом браке у Дмитрия Ивановича родилось 13 детей. Девять сыновей: Даниил (конец 1369 г., умер в младенчестве), великий князь московский и владимирский Василий (1371–1425), князь звенигородский и галицкий Юрий (1374–1434), Андрей-Юрий Большой (1376 - ?), Семен (1379, умер во младенчестве), князь можайский и белозерский Андрей Меньшой (1382–?), Петр (1385–?), Иван (1375-1378 (?) – 1393, в монашестве) и Константин (1389–?). Четыре дочери: Софья (с 1387 года замужем за Федором Ольговичем Рязанским), Мария (с 1394 года замужем за князем Семеном (Лугвением) Ольгердовичем Литовским), Анастасия (с 1397 года замужем за князем Иваном Всеволодовичем Холмским) и Анна (1388–?).

Дмитрий Иванович стал великим князем московским в 1359 году в девятилетнем возрасте, после смерти своего отца. По его завещанию наставником и воспитателем Дмитрия стал митрополит Алексий. Большое влияние на великого князя Дмитрия Ивановича оказал и настоятель Троицкого монастыря Сергий Радонежский, с которым у него сложились близкие и доверительные отношения. Именно к Сергию Радонежскому за благословением перед Куликовской битвой пришел Дмитрий Иванович. Князь Дмитрий был глубоко верующим человеком и всегда поддерживал православные храмы и святые обители. Дмитрий Иванович основал Николо-Угрешский монастырь, сделал щедрые пожертвования в Троицкий и московский Симонов монастыри. В годы его княжения были открыты монастыри в Москве, Серпухове, Коломне и других местах Московского княжества.

За годы правления Дмитрия Ивановича были существенно расширены границы Московского княжества. Изменяется и облик великокняжеского престола. В 1366 году Дмитрий Иванович построил в Москве новый каменный кремль. В 1368 и 1370 годах под стенами Московского кремля потерпел поражение великий литовский князь Ольгерд.

Великий князь Дмитрий Иванович был дальновидным политиком и стратегом. Укрепление власти и объединение русских княжество под эгидой Москвы проходило на фоне нарастающей междоусобицы и вражды среди претендентов на ханский престол в Золотой Орде. В 1374 году Дмитрий Иванович отказался от уплаты дани правителю Орды Мамаю. Это был первый шаг к открытой борьбе против золотоордынского ига.

В 1389 году в возрасте 39 лет великий князь московский Дмитрий Иванович скончался и был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.

В 1988 году великий московский князь Дмитрий Иванович Донской был канонизирован Поместным собором Русской православной церкви. Память святого благоверного князя Дмитрия Ивановича Донского отмечается в день его кончины 19 мая (1 июня).

Это была попытка кратко рассказать о Дмитрии Донском. Подробнее о герое Куликовской битвы можно узнать из современных исследований российских ученых.

Читайте также: