Какая научная школа разрабатывала экспериментальное направление в отечественной клинической медицине

Обновлено: 05.07.2024

На следующий день Лаэннек применил этот метод в своей клинике в госпитале Necker. Тщательное обследование показало, что одна треть больных страдала активной фазой чахотки (т. е. туберкулеза, термин предложен Лаэннеком).

Первые стетоскопы (от греч. stethos – грудь, scopeo – смотрю, исследую). Лаэннек клеил из плотной бумаги, затем в поисках оптимальных акустических эффектов стал вытачивать их из различных пород дерева на специальном станке. Его собственный стетоскоп был деревянным (рис. 134) и состоял из двух цилиндров, которыми в зависимости от целей исследования можно было пользоваться в собранном или разобранном виде.

Изобретение первого в истории медицины прибора физической диагностики – стетоскопа прославило имя Лаэннека, но его вклад в медицину определяется прежде всего разработкой патологической анатомии, изучением клинической картины и диагностики заболеваний легких, чему изобретение стетоскопа способствовало в значительной степени. Р. Лаэннек описал аускультативные симптомы пороков сердца, изучил клинику и патоморфологию портального цирроза печени (цирроз Лаэннека), установил специфичность туберкулезного процесса задолго до открытия возбудителя этого заболевания. Лаэннек считал туберкулез заразной болезнью. В качестве мер профилактики он предлагал физический отдых, усиленное питание и морской воздух.

Шесть лет спустя Рене Лаэннек скончался от туберкулеза – болезни, для победы над которой он сделал более, чем кто-либо другой.

Большой вклад в развитие методов физического исследования внес венский профессор Йозеф Шкода (Skoda, Josef, 1805-1881), чех по национальности. Работая вместе с выдающимся патологом того времени К- Рокитанским, он тщательно проверял свои клинические наблюдения в секционном зале. Исходя из законов акустики, Шкода объяснил происхождение перкуторного звука и дал научное обоснование метода перкуссии.

В 1826 г. ученик Р. Лаэннека Пьер Адольф Пьорри (Piorry, Pierre Adolphe, 1794-1879) предложил метод посредственной перкуссии при помощи плессиметра из слоновой кости.

В России первое описание перкуссии было сделано профессором Медико-хирургической академии Ф. Уденом (1754-1823). Заслуга внедрения перкуссии и аускультации в клиническую практику принадлежит П. А. Чаруковскому (1790-1842) в Петербурге и Г. И. Сокольскому (1807-1886) в Москве.

В первой половине XIX в. вызревание капиталистических отношений в России шло на фоне дальнейшего разложения феодально-крепостнической системы. Сформировавшиеся в этих условиях революционная идеология и движение декабристов оказали существенное влияние на развитие российской культуры, науки, образования. К началу XIX в. в России было два высших медицинских учебных заведения: медицинский факультет Московского университета и Петербургская медико-хирургическая академия – два центра медицинской науки и формирования научных медицинских школ. В Московском университете разрабатывались, главным образом, вопросы общей патологии, терапии и физиологии: Медико-хирургическая академия занимала ведущее место в развитии отечественной анатомии, топографической анатомии и хирургии.

Развитие капиталистических отношений в стране в первой половине XIX в. обусловило значительное увеличение сети высших учебных заведений. К 60-м годам XIX в. в России было уже восемь университетов, в составе которых открывались и медицинские факультеты: в Дерпте (Юрьеве ныне — Тарту, 1802), Вильно (1803); Казани (1804), Харькове (1805), Киеве (1841). Согласно Университетскому уставу 1804 г., университеты пользовались правом автономии (выборность ректора, деканов, профессоров и т. п.). Некоторые университеты являлись проводниками передовых демократических идей, – и правительство вело активную борьбу против свободолюбивых настроений в высших учебных заведениях страны.

В 1820 г. была назначена правительственная ревизия университетов.

В Казанском учебном округе ее осуществлял попечитель округа М. Л. Магницкий, который устроил подлинный разгром Казанского университета. В результате было запрещено вскрытие трупов, закрыты анатомический театр и музей, все препараты которого были отпеты и похоронены по церковному обряду.

Вышедший при Николае I новый Университетский устав 1835 г. запретил автономию университетов и подчинил их власти попечителей, назначаемых царским правительством. После отмены крепостного права в России автономия университетов была восстановлена (1863). Однако в 1884 г. в условиях усиления политической реакции царское правительство вновь ее отменило. Несмотря на это, университеты России и впредь оставались центрами свободомыслия и передовой науки.

Большой вклад в развитие материалистического естествознания внес профессор, патологии и терапии Московского университета, философ-материалист Иустин Евдокимович Дядьковский (1784-1841). В то время, когда в некоторых странах Западной Европы процветали идеалистические натурфилософские концепции (F. W. J. Schelling), И. Е. Дьяковский исходил из реальности и познаваемости окружающего мира. Он был убежденным сторонником диалектических взглядов на природу. Развивая учение о болезни, он исходил из представлений о единстве и целостности организма и окружающей природы, признавал ведущую роль центральной нервной системы и таким образом явился представителем раннего нервизма в российской науке. Его ученик и последователь физиолог И. Т. Глебов был учителем И. М. Сеченова.

Вторая половина XIX в. стала временем расцвета российских медицинских школ. В области терапии особое место занимали две научные клинические школы: школа С. П. Боткина, положившая начало экспериментальному направлению в отечественной клинической медицине (в Военно-медицинской академии), и школа Г. А. Захарьина, олицетворявшая искусство клинической практики (в Московском университете).

СОДЕРЖАНИЕ:
1) Введение
2) Формирование научных направлений в
отечественной медицине конца 18 века
(внутренние болезни и акушерство)
3) Основные черты российской научной
терапевтической школы и ее основоположники.
4) Терапия в первой половине 19 века
5) Заключение

ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МЕДИЦИНЕ КОНЦА 18 ВЕКА
(ВНУТРЕННИЕ БОЛЕЗНИ И АКУШЕРСТВО)
Клиническая медицина, как
и все естествознание нового
времени, развивалась в
условиях сложного
взаимодействия различных
философских течений. С
одной стороны, утверждался
механистический,
метафизический
материализм. С другой
стороны, сам
механистический
материализм того времени
способствовал утверждению
идеалистических
представлений в ряде
областей естествознания, в
том числе и медицине.

Опираясь на законы
механики, механистический
материализм был не в
состоянии объяснить все
многообразие и целостность
живой природы и всего
окружающего мира.
Тщательное обследование
больного Г. Бурхааве
сочетал с физиологическим
обоснованием диагноза и
анатомическими
исследованиями. Бурхааве
был пионером
инструментальных методов
обследования: он первый
применил в клинической
практике
усовершенствованный
термометр Г. Д. Фаренгейта
и использовал лупу для
анатомических
исследований.

Вначале XVIII в. в
клиниках Европы не
применялось ни одного
диагностического
прибора, не было
инструментальных или
лабораторных методов
обследования больного.
При постановке диагноза
врач исходил из
результатов анамнеза
(опроса), прощупывания
пульса и осмотра
больного и его
выделений. Теплоту тела
определяли эмпирически
(приложением руки)
вплоть до второй
половины XIX в.

Развитии акушерства в
России, основанного на
базе работ Н.М.
Максимовича-Амбодина,
его взглядов на
взаимосвязь
медицинских дисциплин
и акушерства,
акушерства и
гинекологии, о
необходимости
подготовки
квалифицированных
акушерских кадров, что,
в конечном счете, ведет к
снижению показателей
детской смертности.

В 1790 г. кафедру
повивального
искусства в
Московском
университете
возглавил Вильгельм
Михайлович Рихтер.
В. М. Рихтер открыл
при Клиническом
институте Московского
университета
Повивальный
институт на 3 койки.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РОССИЙСКОЙ НАУЧНОЙ
ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ И ЕЕ
ОСНОВОПОЛОЖНИКИ.
Сергей Петрович Боткин (1832—
1889) создал крупнейшую в России
научную терапевтическую школу и
положил начало функциональному
клини-ко-экспериментальному
направлению в I отечественной
медицине. Он разработал
разработка подробного плана
клинического обследования
больного; требование к
тщательному ведению истории
болезни как первичному источнику
медицинских сведений и
объективному научному документу;
рассмотрение деонтологических
проблем медицины; подчеркивание
значения предупреждения болезни;
назначение при лечении в первую
очередь соответствующей диеты и
общего режима, а затем уже тех или
иных лекарств; проведение
клинико-анатомических
сопоставлений в ходе вскрытий.

И.Е. Дядьковский: признавал
материальность мира, единым началом
считал материю, которая вечна. Отвергал
господствовавшее тогда в медицине
представление о "жизненной силе",
"жизненном духе", считал, что мозг
является средоточием всех жизненных
функций организма. С материалистических
позиций рассматривал вопросы
наследственности, подчёркивая влияние
внешней среды. Болезнь Д. рассматривал
как процесс, охватывающий весь организм,
её сущность — качественное и
количественное изменения материального
субстрата организма. Предложил
классификацию болезней, в основу которой
положил состояние нервной системы,
придавая ей большое значение в развитии
патологических процессов. Его идеи о
ведущей роли нервной системы в жизни
организма повлияли на формирования
научных взглядов И. М. Сеченова и С.
П.Боткина. Разрабатывал методы распроса
и обследования больного, способы
рациональной диагностики и терапии;
различал лечение "предохранительное" (т.
е. профилактическое) и
"восстановительное", указывал на целебную
силу климатической и курортной терапии.

П.А. Чаруковского и Г.И. Сокольского
(Основные работы посвящены патологии
сердца, туберкулёзу и др. заболеваниям
лёгких)во внедрении в отечественную
клиническую практику физическихметодов
обследования больных.

ТЕРАПИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХIХ
ВЕКЕ
В первой половине XIX в. медицина в России
развивалась в условиях разложения феодальнокрепостнического строя, формирования и нарастания
капиталистических отношений. Усиливалась
эксплуатация фабрично-заводского и крестьянского
труда, увеличивалось закрепощение крестьян и
бесправное положение рабочих. Развивалась
промышленность, число рабочих на фабриках и заводах
возросло в несколько раз. Большая часть населения
отходила от земледелия и переселялась в города, что
привело к росту числа городов и количества горожан.
Тяжелые условия жизни и труда, бесправие народа
привели к массовым волнениям и крестьянским войнам.
После Великой французской революции (1793) и
Отечественной войны 1812 года, для передовой части
дворянства стала очевидной несостоятельность
самодержавной власти и необходимость раскрепощения
крестьян.

Передовые врачи России продолжали успешно
развивать материалистическое направление
основных проблем медицины: взаимоотношения
между организмом и средой, целостности
организма, единства физического и психического.
Большие успехи к тому времени были достигнуты в
области фундаментальных медицинских наук
(анатомия, физиология, патология) и клинических
дисциплин (терапия, хирургия).
Разработка вопросов охраны здоровья - гигиены,
предупреждения болезней, борьбы с заразными
заболеваниями, совершенствование методов
обучения студентов - характеризуют достижения
научной и практической медицины в первой
половине XIX века.

В этот период в России начали формироваться научные
медицинские школы, которые возглавили крупные
исследователи - преподаватели университетов и академий,
развивавшие различные научные направления,
совершенствовавшие методы преподавания, написавшие
учебники и воспитавшие учеников, которые
пропагандировали и развивали идеи учителей. Такие
школы образовались в Москве вокруг М.Я Мудрова,
Е.О.Мухина, Е.И.Дядьковского и в Петербурге школы
И.Ф.Буша, И.В.Буяльского, П.А.Загорского.

Основные черты терапевтической школы
1. Понимание организма как целостной системы во
взаимосвязи с окружающей средой;
2. Роль нервной системы в патологическом
процессе;
3. Внедрение объективных методов обследования
больных;
4. Индивидуальный подход к больному;

МОСКОВСКАЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ
ШКОЛА.
· Разработка подробного плана клинического обследования больного.
Требование к тщательному введению истории болезни как первичному
источнику медицинский сведений и объективному научному документу.
· Основанием истинной медицины служат опыт и рассуждения. Виднейшие
представители этой школы отвергали все надуманное, метафизическое.
· Они считали, что нельзя создавать сложнейшую науку о больном
человеке, опираясь на какую-либо одну отрасль естествознания. Ни химия,
ни физика, ни механика, отдельно взятые, не приведут врача к цели.
· Врачебная деятельность этих клиницистов была основана на изучении
индивидуальных особенностей больного организма. Для этого, прежде
всего, были нужны знания нормальной и патологической анатомии,
физиологии и гигиены.
· Болезнь, по их мнению, никогда не развивается без нарушения функций и
материальных изменений в тех или других органах. То и другое, в
конечном счете, ведет к нарушениям жизненных функций организма.
· Объектом врачебной науки является человек - здоровый, больной и
мертвый. Если человек здоров, утверждали терапевты, то забота врача
заключается в том, чтобы предупредить возникновение болезни. Если
человек заболел, то цель врача - остановить и уничтожить болезнь. Если
человек умер, то необходимо понять посмертные изменения в организме.
· Для решения всех этих задач мало изучать только больной организм, для
этого надо знать и то, что его окружает.
· Особенно подробно был разработан объективный осмотр. Они проводили
обследование больного, придерживаясь анатомического порядка, и начиная
с головы.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РОССИЙСКОЙ
НАУЧНОЙ АНАТОМО-ХИРУРГИЧЕСКОЙ
ШКОЛЫ И ЕЁ ОСНОВОПОЛОЖНИКИ.
Основные черты, изначально присущие
отечественной анатомо-хирургической школе:
неразрывная связь хирургии с анатомией, другими
общемедицинскими дисциплинами; применение
экспериментального метода в хирургии; широка
общемедицинская подготовка хирургов ,
практическая и клиническая направленность и
подготовке отечественных хирургов.
Первая русская научная хирургическая школа,
основоположником которой был выдающийся
хирург Иван Федорович Буш, возникла в начале 19
столетия (Калинкинское медико-хирургическое
училище).

ЗАСЛУГИ ПИРОГОВА В МЕДИЦИНЕ
Николай Иванович Пирогов –
выдающийся деятель Российской
и мировой медицины, хирург,
педагог и общественный деятель,
создатель топографической
анатомии и экспериментального
направления в хирургии, один из
основателей военно-полевой
хирургии.
Годы его учебы в Московском
университете совпали с периодом
революционного движения
декабристов, когда в Казанском
университете по приказу
попечителя Магницкого были
захоронены по церковному обряду
все препараты анатомического
театра, и в Московском
университете преобладало
книжное преподавание.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Формирование терапевтических школ в Российской империи - это
огромный шаг в развитии медицины. Открытие школ способствовало
разработке системы опроса и осмотра больного, введению истории
болезни. Особое значение придавалось профилактике и гигиене, из-за
несоблюдение которых возникали различные заболевания. Считали ,
что физический труд сохраняет и укрепляет здоровье. Так же было
описано большое количество различных заболеваний и способы их
лечения. Например, Григорий Антонович Захарьин – основатель
школьной гигиены. Ввел лабораторные методы исследования,
составил классификацию туберкулеза легких, описал способ лечения
цирроза печени.
Все эти открытия способствовали развитию медицины в будущем.

После реформ 1802-1803 гг. в России активизировалось строительство крупных больниц, стали создаваться специализированные лечебные учреждения. Создавались они, главным образом, на благотворительные средства. Так, в 1802 г. на средства князя Д. М. Голицина в Москве была открыта Голицинская больница, а в 1810 г. на средства графа н. П. Шереметева был построен Странноприимный дом, который ежегодно госпитализировал до 900 человек. (На его территории ныне располагался НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифософского.) Позднее Голицинская больница была объединена с Первой Градской больницей – первой, построенной в Москве на городские средства (ныне Первая городская клиническая больница им. Н. И. Пирогова).

Среди специализированных больниц особое место принадлежало детским лечебным учреждениям, что было обусловлено высокой детской смертностью в России. В целом, в середине XІX в. Москва располагала лечебными учреждениями на 4 тыс. коек, что позволяло оказывать медицинскую помощь почти 50 тыс. больных в год.

К началу XІX в. в России было два центра медицинской науки и формирования научных медицинских школ – медицинский факультет Московского университета и Петербургская Медико-хирургическая академия. В Московском университете активно разрабатывались вопросы общей патологии, терапии и физиологии. Медико-хирургическая академия занимала ведущее место в развитии анатомии, топографической анатомии и хирургии.

Развитие российской экономики в первой половине XІXв. Обусловило значительный рост числа высших учебных заведений. К 1860-м гг. в России было уже восемь университетов, в составе которых открывались и медицинские факультеты: в Дерпте, Вильно, Казани, Харькове, Киеве.

Согласно Университетскому уставу 1804 г., университеты пользовались правом автономии (выборность ректора, деканов, профессоров и т. п.). Некоторые университеты были проводниками передовых демократических идей, и правительство вело активную борьбу против свободолюбивых настроений в высших учебных заведениях страны.

Вторая половина XІX в. стала временем расцвета российских научных медицинских школ. В области терапии особое место занимали две научные клинические школы: школа С. П. Боткина, положившая начало экспериментальному направлению в отечественной клинической медицине, школа Г. А. Захарьина, олицетворявшая искусство клинической практики.

Сергей Петрович Боткин (1832-1889 гг.) создал крупнейшую в России научную терапевтическую школу и положил начало функциональному клинико-экспериментальному направлению в отечественной медицине. Соединив экспериментальную физиологию с клинической медициной, С. П. Боткин развивал клинико-экспериментальное направление. Он создал первую в России лабораторию экспериментальной медицины, которую в течение 10 лет (с 1878г.) возглавлял И. П. Павлов.

Он впервые выявил инфекционную природу так называемой катаральной желтухи (болезнь Боткина, 1866г.). Ему принадлежат приоритетные идеи в области физиологии и патологии сердца и сосудов, кроветворения (активная роль периферических сосудов в кровообращении; два выявленных им симптома митрального стеноза).

Его старший сын – Сергей Сергеевич Боткин (1859-1910 гг.) – профессор ВМА и почетный лейб-медик, стал одним из основоположников отечественной клиники инфекционных болезней.

Младший сын – Евгений Сергеевич Боткин(1865-1918 гг.0 – последний лейб-медик российского императорского двора. Верный своему врачебному долгу, он был расстрелян большевиками вместе с императорской семьей в Екатеринбурге в 1918 г.

Василий Парменович Образцов1851-1920 гг.) – выпускник МХА (1875), профессор (с 1902 г.) Киевского университета св. Владимира, основатель киевской научной терапевтической школы, один из основоположников гематологии и кардиологии в России. В 1886 г. он разработал метод глубокой скользящей топографической пальпации органов брюшной полости, получивший мировое признание. Ее высокая точность была подтверждена после введения метода рентгенодиагностики с применением контрастных веществ (1905 г.). В. П. Образцов предложил также оригинальный метод непосредственной перкуссии органов грудной и брюшной полостей одним пальцем (19120 г.), что позволило более точно определять границы органов. В 1909 г. В. П. Образцов предложил критерии прижизненной диагностики тромбоза коронарных артерий (1909 г.), что открыло перспективы для клинический, а затем и клинико-электрокордиологической разработки учения об инфаркте миокарда.




Женское медицинское образование в Российской империи начало развиваться в 1860-х гг. Под влиянием революционной ситуации 1859-1861 гг. и отмены крепостного права в России (1861 г.) борьба за высшее женское медицинское образование стала составной частью борьбы за социальное равноправие женщин. Горячие сторонники женского образования профессора В. Л. Груббер, И. М. Сеченов, С. П. Боткин и другие не только допускали женщин к слушанию своих лекций, но и привлекали их к практическим занятиям и научной работе, хотя в дальнейшем это не давало им юридического права лечить больных.

Первой женщиной, которая, несмотря на все препятствия, окончила высшее медицинское заведение в России (1868г.) и защитила у себя на родине диссертацию на степень доктора медицины (1876г.), была Варвара Александровна Кашеварова-Руднева (1842-1899 гг.).

К началу XX столетия подготовка медицинских кадров в России велась на медицинских факультетах девяти университетов, в Военно-медицинской академии и Психоневрологическом институте в Петербурге, на Высших женских курсах в Москве, Киеве и Одессе и в Женских медицинских институтах в Петербурге и Харькове.

Крымская война.

Дочь матрос черноморского флота, которая известна в истории под именем Даша Севастопольская; она была одной из первых русских женщин, помогавших ухаживать за ранеными на поле боя. К началу войны ей исполнилось 15 лет; она осталась круглой сиротой, и когда союзные войска высадились в Евпатории, Дарья отправилась вслед за русскими войсками.

Помимо местных женщин, в Крыму была еще одна группа женщин – сердобольные вдовы – обитательницы Петербургского и Московского Вдовьих домов, находившихся под покровительством Императрицы Александры Федоровны.

В Севастополе Н. И. Пирогов сразу же разделили сестер милосердия на несколько групп. Первая занималась сортировкой раненых по роду и степени болезни, принимала от них деньги и вещи. Сестры второй группы принимали раненых от первой группы, переносили их в смежную залу перевязочного пункта для немедленной операции и не только перевязывали больных, но и помогали врачам во время операций и при обработке ран. Третья группа сестер занималась уходом за ранеными, которых должны были оперировать на следующий день. Четвертая группа состояла из сестер и одного священника, занимавшихся безнадежно больными и умирающими, доставляя им последний уход и предсмертные утешения. Были сестры-аптекарши, которые готовили, хранили, распределяли и раздавали лекарства, и сестры-хозяйки, которые следили за чистотой и сменой белья, содержанием больных и хозяйственными службами, раздавали провизию. Позднее появился особый, транспортный отряд сестер, которые сопровождали раненых при дальних перевозках.

Всего на театре военных действий под руководством Н. И. Пирогова было более 160 сестер милосердия, 17 из них умерли при исполнении своих обязанностей, верные своему долгу. Они страдали от тифозной горячки, некоторые из них были ранены или контужены. Но все они, «перенося безропотно все труды и опасности и бескорыстно жертвуя собою для достижения предпринятой цели, … служили на пользу раненых и больных.

От сестер милосердия Крестовоздвиженской общины ведет свою историю Российское общество Красного Креста, которое было создано в Петербурге в 1867г. В наши дни Российский Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца играет важную роль в развитии отечественного здравоохранения и деятельности Международного Красного Креста.

Земская медицина.

До 1864г. медицинская помощь сельскому населению России практически не оказывалось. Больницы были в основном в Губернских и уездных городах. Уровень медицинской помощи в этих больницах был чрезвычайно низким.

Так возникла земская медицина– особая форма медико-санитарного обеспечения сельского населения России в 1864-1917 гг.

организации всего врачебно-санитарного дела в земстве стала участковая медицина. Уезды были разделены на врачебные участки. Радиус земского составлял от 10 до 40 и более верст. В каждом из них устраивалась небольшая лечебница (в среднем на 10-20 коек). В 1905г. наиболее типичным для земской России был участок с радиусом 16-17 верст; на одного врача тогда приходилось около 25 тыс. человек.

Вначале система медицинской помощи в земствах была разъездной. С середины 1870-х гг. земства стали постепенно переходить на более эффективную – стационарную систему организации врачебной помощи населению.

С 1879г. Московское земство стало строить образцовые участковые больницы, служившие примером для всей земской медицины России.

Медицина в России.

В 1964г. первый в мааре врач-космонавт Борис Борисович Егоров (1937-1994гг.) проводил медицинские и биологические исследования на космической орбите.

Одним из основоположников кардиологии в СССР был академик АМН Александр Леонидович Мясников (1899-1965гг.)

Интенсивное развитие специализированной медицинской помощи в нашей стране в середине 1960-х гг. потребовало серьезной перестройки высшего медицинского образования – от подготовки врачей общего профиля к подготовке специалистов по отдельным отраслям медицины.

В 1975г. был открыт Всесоюзный кардиологический научный центр (ВКНЦ) АМН СССР, созданный по инициативе и под руководством академика Евгения Ивановича Чазова. В 1980-е гг. основу Центра составили три института: Клинической кардиологии им. А. Л. Мясникова, Экспериментальной кардиологии и Профилактической медицины. Такая структура определялась основной задачей Центра – разработка эффективных методов и средств борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями на основе комплексного развития фундаментальных и прикладных исследований. ВКНЦ стал примером союза врачей, физиологов и молекулярных биологов, физиков и химиков, инженеров и специалистов по вычислительной технике.

Успехи патологической анатомии к началу XIX века выявили недостатки клинической семиотики и необходимость новых способов исследования патологических изменений внутренних органов. Отражением этого во Франции и других странах была реформа медицинского образования. Приближение преподавания медицины к постели больного заставило врача-преподавателя действовать и думать по-иному. Под влиянием развития естественных наук — физики, химии — в XIX веке, особенно во второй его половине, клиническая медицина стала приобретать характер естественнонаучной дисциплины. На клинические дисциплины оказало большое влияние развитие анатомии, а в середине и во второй половине XIX века развитие экспериментальной .физиологии и микробиологии.

Круг знаний клинических дисциплин увеличился. Частная патология расширилась, так как в XIX веке одно за другим следовали исследования и описания новых форм болезней. Существенно изменились в XIX веке диагностика и терапия. В начале XIX века были введены два новых метода клинического исследования — перкуссия и аускультация. Клиническая медицина в XIX веке обогатилась множеством более точных и совершенных методов диагностики. В середине XIX века широко было введено в практику измерение температуры тела больного, лабораторные клинические анализы и получили широкое применение в медицине исследования с помощью зеркал: были предложены маточное зеркало (Эгинет), глазное зеркало, офтальмоскоп (Гельмгольц, 1852). Гортанное зеркало (ларингоскоп) было 'первоначально применено для физиологического исследования гортани и для наблюдения над движениями ее при образовании звуков-и голоса. С 1838—1840 гг. оно было предложено для целей диагностики, но затем оставлено и только в 1857—1858 гг. введено в клиническую практику Тюрком и Чермским. Изобретение кимографа (Людвиг, 1847) не только способствовало разработке методов экспериментального физиологического и патологического исследования, но, сделав возможным регистрацию изменяющихся явлений, содействовало разработке ряда методов функционального исследования, получивших приложение как в эксперименте, так и в клинической практик-- 11зучение электричества позволило применить его в клинике. Были созданы методы электродиагностики.

В середине и второй половине XIX века диагностическая методика быстро совершенствовалась. Клиника использовала созданные физикой осветительные и оптические приборы, благодаря чему глаз врача проник во внутренние полостные органы живого человека. Цистоскоп (Нитце), гастроскоп (Куссмауль), бронхоскоп, тождественные по своей идее приборы, не только открыли новые диагностические возможности, но и получили применение при внутриполостных терапевтических вмешательствах. Созданные физиками измерительные приборы и методы позволили врачам по-новому ставить вопросы функциональной диагностики (измерение кровяного давления, сфигмоманометрия, электрокардиография и т. д.). Благодаря развитию органической химии клиническая медицина значительно усовершенствовала диагностику путем применения ряда лабораторных методов химического анализа (для исследования мочи, желудочного содержимого, крови и т. д.). Наряду с качественным и количественным анализом в клинической лаборатории все больше внимания стали уделять физико-химическим методам (криоскопия мочи и крови и т. п.). Крупное место в клинике завоевала морфологическая диагностика, т. е. изучение гистологических структур и форменных элементов жидких и плотных частей и выделений организма (лейкоцитарная формула крови, морфологические элементы мочи, эксудатов, спинномозговой жидкости, тканей опухолей и т. д.). В середине XIX в. для отыскания паразитов был применен микроскоп.

К началу XX века диагностические возможности врача расширились в результате успехов, достигнутых микробиологией и иммунологией (методы микробиологии по выделению болезнетворных возбудителей, иммунобиологические пробы различного характера, реакции связывания комплекта, аллергические и антитоксические реакции при туберкулезе, скарлатине, дифтерии и других инфекционных заболеваниях). Усовершенствование диагностических методов способствовало уточнению клинической симптоматологии и облегчало распознавание болезней. Постепенно клиническая медицина все больше отходила от врачебной интуиции и становилась научно обоснованной дисциплиной.

Методы лечения во второй половине XIX века также претерпели существенные изменения. В первую очередь это сказалось на лекарственной терапии. Развитие ее шло параллельно с развитием аналитической и синтетической химии. Одним из наиболее выдающихся открытий было синтетическое получение в 1842 г. отечественным химиком, профессором Казанского университета Н. Н. Зининым анилина из нитробензола. Синтез анилина, этого важнейшего полупродукта анилокрасочной промышленности, положил начало бурному развитию этой отрасли химической промышленности, имеющей близкое отношение к медицине. В середине XIX века развитие химии как науки в значительной степени было обусловлено тем., что зародившаяся уже на почве технического переворота крупная химическая промышленность требовала научно обоснованной технологии. Разработка этого нового направления в химии была завершена не в странах Западной Европы, где она была начата, а в России А. М. Бутлеровым, создавшим в 1861 г. новую теорию химического строения органических веществ. Исключительную роль в развитии химии сыграло открытие Д. И. Менделеевым периодического закона.

В фармакологии были применены физиологические методы и таким путем создалась экспериментальная, опытная фармакология. В первую очередь были исследованы фармакологически и химически многие природные лекарственные вещества (главным образом растительного происхождения), установлены их важнейшие действующие начала; многие из этих веществ были получены в химически чистом виде, благодаря чему появилась возможность более обоснованного научного их применения и точной дозировки. Развитие синтетической химии и химической промышленности обеспечило получение синтетическим путем ряда лекарственных веществ, как подобных получаемым из природных естественных материалов, так и совершенно новых. В связи с успехом физики, химии и промышленности вторая половина XIX века характеризовалась быстрым ростом фармацевтической промышленности и медикаментозной терапии.

Локалистический подход фиксировал внимание врача на статике патологического процесса в ущерб биологическому пониманию болезни как явления динамического. Локалистический подход вирховской школы господствовал в клинике второй половины XIX века и даже был расширен многими последователями Вирхова значительно дальше границ, поставленных самим основателем этой теории. В терапии локалистический подход привел к стремлению повлиять на местоположение болезни, на больной орган, к исканию лечебных средств, действующих не на самую сущность болезни или на весь организм, а только на клетки больного органа. Локалистический метод не мог найти достаточно научного морфологического обоснования для терапевтических приемов, влияющих на весь организм, а не на больной орган, на местный болезненный процесс, и потому отвергал их.

Основные ошибочные положения клеточной патологии Вирхова оказали задерживающее влияние на развитие теоретических обобщений в области клинической медицины. За Вирховым последовали некритически воспринявшие его учение многие даже крупные представители клинической медицины в разных странах. Среди наиболее ортодоксальных последователей Вирхова в Западной Европе надо назвать Траубе. Людвиг Траубе (1818—1878), ученик Пуркинье, Мюллера и Шкоды, профессор терапии в Берлине, был в Германии представителем экспериментального метода в патологии. При экспериментальной перерезке блуждающего нерва Траубе отметил изменения в легких. Он изучал явления кризиса, лихорадку, связь между заболеванием сердца и почек, действие наперстянки и других лекарственных веществ. Траубе опубликовал исследования, касающиеся происхождения сердечных тонов, тромбоза, эмболии и др. После исследований Траубе систематическое измерение температуры у лихорадящих больных стало общепризнанным методом клинического наблюдения. В своих теоретических обобщениях Траубе был в плену клеточной патологии Вирхова, его локалистических воззрений и анатомического направления. Траубе полностью разделял локалистические концепции и удовлетворялся морфологической трактовкой патологических процессов.

Конец XIX века характеризуется широким развитием полостной хирургии. С 80-х годов XIX века производились большие операции в брюшной полости: пилоротомия (Пеан), гастростомия (Нуссбаум, Н. В. Склнфосовский), иссечение привратника (Бильрот), гастроэнтеро-стомия (Бильрот, Матвеев), иссечение слепой кишки (Бильрот), частичное иссечение тонкой и толстой кишок и т. п. Хирурги начали оперировать на печени и почках. В 1882 и 1884 гг. были произведены первые операции холецистотомии. Участились случаи нефрэктомии. Были разработаны операции парацентеза околосердечной сумки, резекции ребер при эмпиеме плевры, удаление частей легкого. Проводились первые операции на периферических нервах (вытяжение нерва, нервный шов), головном мозге (удаление опухолей). Введены были новые перевязочные средства: кисея, марля, вата, марлевый бинт.

Большой след в различных областях современной хирургии оставил ученик Бильрота швейцарский хирург Теодор Кохер (1841—1917). Он долго изучал эндемический зоб в Швейцарии, разработал операции зоба, исследовал общепатологическую сторону проблемы (кретинизм, кахексия при зобе) и способствовал введению в практику применения йода при эндемическом зобе. Им же разработаны новые методики и инструменты. Идеи и методы Кохера продолжали развивать его многочисленные ученики (Ру, де Кервен, Ролье и др.).

Хирургия резко расширила возможности воздействия на болезненный процесс, выйдя за пределы прежних границ своей специальности, и завоевала видное место в клинике внутренних болезней. В конце XIX века в ряде клинических специальностей (гинекология, урология, офтальмология) хирургический метод занял видное место наряду с терапевтическими приемами. С расширением сферы хирургического вмешательства менялся и характер его: параллельно с методами удаления или выключения больного органа развивалась восстановительная хирургия (пластические операции, протезирование).

В хирургии конца XIX и начала XX века усложнение и обогащение оперативных методов, применение сложных инструментов и приборов повысили эффективность хирургического вмешательства, но это же в связи с влиянием учения Вирхова явилось причиной сужения клинического и теоретического кругозора многих представителей западноевропейской и американской хирургии.

Читайте также: