Модели педагогического взаимодействия в высшей военной школе

Обновлено: 08.07.2024


В представленной статье осуществлен мониторинг широкого круга педагогических противоречий, которые связаны с проблематикой развития, формирования и поддержания на должном высоком профессионально-педагогическом уровне организации творческого педагогического сотрудничества в совместной деятельности в образовательном процессе.

Ключевые слова: творчество, педагогическое сотрудничество, качество

Педагогическое сотрудничество как одно из направленности педагогической науки стало проявляться в 80-х годах ХХ века, как схожесть взглядов и опыта педагогов и психологов как отечественной, так и зарубежной школы. (В. А. Шацкий, А. С. Сухомлинский, К. Д. Макаренко Н. П. Ушинский, Л. Н. Пирогов,) Данная направленность определила нововведение в образовании, воспитании и развитии обучающихся, более гибкие процессы в образовании, вызвала мощный отголосок, тенденцию обновить школу, содержание, традиционные формы и методы обучения, предложило мотивировать идеи гуманизма, квалифицирует школу, и как одну из главных составляющих — сотрудничество. Инициаторами данного поиска в этом направлении явились педагоги-новаторы из разных регионов и городов бывшего Советского Союза (Ш. А. Амонашвили, И. П. Волков, Т. И. Гончарова, И. П. Иванов, Е. Н. Ильин, В. А. Караковский, С. Н. Лысенкова, Б. П. Никитин, Л. А. Никитина, В. Ф. Шаталов, МП. Щетинин и др.г

В этой ситуации педагогическое сотрудничество, а именно умение работать слажено, коллегиально, является важным фактором повышения эффективности образовательного процесса в вузе.

Таким образом, уровень педагогического сотрудничества преподавателей и курсантов на нынешнем этапе не позволяет в полной мере и качественно решать поставленные задачи. В этой связи возникает вопрос об оптимальности данного процесса посредством активизации взаимоотношений преподавателей и курсантов, их взаимопонимания, взаимодействия и взаимопомощи

Изучив (читая) проведенные исследования, видно, что основным недостатком в деятельности некоторого числа преподавателей выступают неумение общаться, сотрудничать и находить профессиональный интерес и мышление обучаемых. Курсанты, воспитание которых происходило в условиях демократизации, более открыто и свободно идут на контакт. Но в то же время они не обладают потребными навыками и умениями для сотрудничества, взаимопонимания и взаимодействия.

Оценивая общее состояние разработки проблемы педагогического сотрудничества, следует отметить, что различные ее моменты были раскрыты- в общей теории обучения и воспитания, дидактике высшей школы Ю. К. Бабанским, В. И. Дьяченко, В. И. Казаренковым, Т. Б. Казаренковой, П. И. Пидкасистым.

  1. Амонашвили Ш. А. Единство цели Пособие для учителя. (М.(Просвещение, 1987.
  2. Сластенин В. А. и др. Педагогика. М., 2000. — С. 156

Основные термины (генерируются автоматически): высшая школа, педагогическое сотрудничество, образовательный процесс, Педагогика сотрудничества, воспитание, педагог, педагогическая деятельность, педагогический процесс, респондент, совместная деятельность.


1. Быков А.К. Педагогическая техника преподавания учебных дисциплин в военно-учебном заведении. – М.: МО РФ, 2000. – С. 3-68.

3. Качалкин Ю.В., Маслобойщиков А.Н. К вопросу о построении модели для проведения самостоятельных и практических занятий по общим профессиональным дисциплинам // Ак-туальные проблемы вузов ВВС: межвузовский сборник № 8 МО, ВВС. – М., 2000. – С.101-104.

На основании анализа существующей системы обучения курсантов вводится в рассмотрение модель взаимодействия преподавателя и курсанта в военном вузе на примере кафедры обеспечения войск авиационно-техническим имуществом и авиационным вооружением.

В настоящее время уделяется большое внимание совершенствованию процесса организации обучения курсантов нашего вуза по дисциплинам, соответствующим Единому государственному стандарту, и обеспечения требуемой военно-профессиональной направленности образовательного процесса.

Многолетний опыт обучения курсантов профессорско-преподавательским составом кафедры привел к выводу, что с переходом на новые специальности возрос объем научной информации при ограниченных временных рамках учебных дисциплин. В связи с этим возникла необходимость применения самых современных методов обучения.

Обучение курсантов и слушателей по данным специальностям проводится по следующим дисциплинам:

Применение самых современных методов обучения способствует активизации учебного процесса, дает возможность более эффективно усваивать новые знания, развивать творческое мышление обучаемых.

Более того, в период реформирования Вооруженных Сил РФ повышаются требования к формированию у курсантов военно-профессиональных знаний на основе комплексного подхода к их воспитанию.

При этом содержанием воспитания являются следующие направления:

  • государственно-патриотическое;
  • воинское;
  • нравственное;
  • правовое;
  • эстетическое;
  • экономическое;
  • экологическое;
  • физическое и др.

Все эти направления успешно реализуются личным составом кафедры в педагогической модели. Педагогическая модель проведения занятий по дисциплинам кафедры создана на основе многолетнего опыта (рисунок 1).

Ее основу составляют:

  • деятельность преподавателя;
  • учебной группы;
  • инженера учебной лаборатории (для материального обеспечения проведения всех видов занятий);
  • человеческий фактор всех должностных лиц кафедры, участвующих в процессе проведения занятий [4].


Рисунок 1. Модель проведения учебных занятий

Главным элементом этой модели является система блочно-информационного подхода, достаточно хорошо разработанная на кафедре [1].

Его основу составляет система в виде ориентированного графа с упорядоченным расположением его вершин, следующего вида:


(1)

Элементы матрицы mk представляют содержание учебных дисциплин кафедры или главных (основных) понятий, лежащих в основе проведения занятий по рассматриваемой дисциплине, а матрица nkn раскрывает содержание структурных звеньев и физическую сущность явлений, входящих в главные понятия.

Необходимо отметить, что выделяется два вида функциональных связей и логических отношений между главными понятиями mk и их элементами nkn. Первый из них представляет микроструктурные процессы между дисциплинами кафедры или самой дисциплины, второй – микроструктурные связи и логические отношения между ними [2,3].

Рассматриваемый подход в системе проведения всех видов занятий по дисциплинам кафедры создаёт единую конструкцию обучения и воспитания курсантов по военно-профессиональной направленности образовательного процесса на кафедре. Более того, такой подход формирует познавательные функции и создает мысленные конструкции и образы в сознании обучаемых, совершенствуется их логическое мышление. Наглядность и целостность такого подхода проявляется в том, что существующая система связей и отношений между профессорско-преподавательским и инженерно-техническим составом кафедры воплощается в форме доступных курсантам физических процессов и явлений военно-профессиональной направленности образовательного процесса.

Весь подход к реализации конкретных видов занятий по всем дисциплинам кафедры, как единого образовательного процесса, сводится к последовательному раскрытию данной методики перед обучаемыми курсантами.

Модель деятельности преподавателя на занятиях носит конкретный характер, целиком и полностью соответствует плану его проведения и разработанным методическим рекомендациям, утвержденных на заседании кафедры.

Особое внимание здесь обращается на особенности преподнесения необходимой информации курсантам, а именно:

  • четкость обозначения цели и задачи занятия (учебной дисциплины);
  • перечень изучаемых вопросов, тем, разделов;
  • главные выводы по существу занятия;
  • доступность для курсанта основных понятий, определений, физических и аналитических законов, изучаемых по теме занятия.

Достаточно важным для каждого педагога в не зависимости от преподаваемой дисциплины является вопрос об активизации работы курсантов в период проведения занятия, знание их физиологических особенностей.

Поэтому на кафедре пропагандируется следующее понимание активных форм обучения:

  • личные знания;
  • педагогическое мастерство;
  • опыт преподавателя;
  • кругозор педагога;
  • высокая эрудиция,
  • интеллект;
  • умение не только смотреть на обучаемых, но и видеть в них субъекта познания, его состояние, своевременно принимать решение;
  • последовательно, от простого к сложному ставить вопрос, воспроизводить конкретную методику решения задачи, на уровне доступном для среднего курсанта вести речь о ее решении;
  • технично, на нормированном научно-техническом языке, со скоростью удобной для понимания курсантами, излагать учебный материал;
  • вести постоянный контроль за работой каждого курсанта, уметь видеть всю обстановку в классе.

Важную роль в процессе проведения занятия играют технические средства обучения, компьютеризация, наличие мультимедийных средств.

В то же время предъявляются требования и к такому виду информации:

  • на схемах, в таблицах и рисунках отражается научность, четкость, однозначность воспроизведения информации;
  • краткое доступное словесное описание, комментарии;
  • целостное оформление изображения, составляющее единство с излагаемыми вопросами;
  • умеренное использование персонального компьютера и его привлечение для анализа рассматриваемых вопросов.

Деятельность преподавателя в рамках модели должна соответствовать эмоциональному настрою курсантов, правильному руководству изучения рассматриваемого учебного материала, при этом:

  • осуществлять принцип субъектно-субъектного взаимодействия преподавателя и курсанта;
  • постоянно выделять положительные явления в аудитории;
  • излучать юмор, оптимизм;
  • проявлять исключительно доброжелательность к каждому курсанту в не зависимости от личных пристрастий;
  • высказывать замечания в исключительно редких случаях;
  • быть пунктуальным при проведении занятий.

Успех проведения занятий на кафедре находится в прямой зависимости от подготовки учебно-материальной базы инженерами и другими сотрудниками учебной лаборатории (техники, лаборанты и др.).

В рассматриваемой модели проведения занятий следует отметить и работу курсантов на занятиях, как субъекта, действующего лица, участвующего в роли обучаемого, в часы самоподготовки и в личное время.

Кафедра считает, что эта деятельность должна проводиться по следующим направлениям:

  • изучение каждым курсантом содержания, структуры, цели, задач и особенностей учебной дисциплины;
  • соблюдение бюджета времени;
  • самостоятельное планирование работы курсантами;
  • умение слушать и записывать учебный материал по изучаемой дисциплине, соблюдая правила его оформления в конспекте, использование цветных карандашей;
  • самостоятельная работа курсантов по изучению дисциплины;
  • постоянная работа, направленная на формирование знаний, навыков и умений, а также на запоминание учебного материала с дальнейшим его воспроизведением в словесной (мысленной) форме.

В его основе лежит наблюдение за:

  • действиями;
  • поведением;
  • поступками курсанта;
  • реальными результатами его деятельности.

Преподавателю нужно быть готовым к тому, что внешние проявления личности курсанта могут быть изменчивы, поскольку он находится в юношеском возрасте [4].

Сложность формирования специалиста материально-технического обеспечения Военно-воздушных сил Российской Федерации заключается в том, что возникающие в ходе учебной деятельности нагрузки могут вызывать разбалансированность личностных структур. В результате усугубляются имеющиеся или образуются новые отрицательные черты личности, затрудняющие освоение программы обучения, что приводит к потере интереса к будущей профессии.

Чтобы избежать этого, необходимо:

  • применять системные подходы, формирующие воздействия, позволяющие развивать у курсантов такие личностные свойства, как стабильность, устойчивость личностных структур и их адаптивность;
  • умение приспосабливаться к специфическим факторам социальной среды и военной службы.

Основой процесса обучения курсантов экономическим дисциплинам по принятой модели на кафедре является человеческий фактор всех лиц, участвующих в процессе обучения курсантов.

В это понятие входит:

  • глубокие знания;
  • физическая подготовка;
  • желание исполнителей достичь поставленной цели;
  • разнообразные внешние условия, определяющие целесообразность рассматриваемой деятельности [5].

Таким образом, предложенная модель повышает эффективность обучения курсантов профессорско-преподавательским составом на кафедре обеспечения войск авиационно-техническим имуществом и авиационным вооружением.

Рецензенты:

Умывакин В.М., д.г.н., к.т.н., профессор кафедры математических методов исследования операций Воронежского государственного университета, г. Воронеж.

Лагунов В., д.т.н., профессор кафедры безопасности жизнедеятельности и медицинских знаний Воронежского государственного педагогического университета, г. Воронеж.

Читайте также: