Как сложилась творческая и личная жизнь бетховена в вене в первые два десятилетия кратко

Обновлено: 02.07.2024

Связи Бетховена с Веной начались в 1787 году, после первого посещения этой блестящей музыкальной столицы и знакомства с Моцартом. Пламенные, вдохновенные импровизации Бетховена за фортепиано произвели на Моцарта большое впечатление. В разговоре с друзьями он предсказывал молодому музыканту великое будущее.

Несколькими годами позднее Гайдн на пути из Лондона остановился в Бонне. Он одобрительно высказался о кантате Бетховена и согласился руководить его занятиями. В 1792 году, заручившись рекомендательными письмами к венским меценатам, Бетховен покинул Бонн. С этого момента и до конца жизни деятельность Бетховена была неразрывно связана с Веной.

Приезд в Вену был ознаменован для Бетховена, во-первых, новым уровнем собственных занятий композицией, во-вторых – началом блестящей карьеры пианиста-виртуоза.

Уроки контрапункта у Альбрехтсбергера, продолжавшиеся один год, оказались чрезвычайно полезными. Они сделали возможной ту высокую контрапунктическую технику, то развитое полифоническое мышление, которое (как указывалось выше) образует важнейшую сторону бетховенского стиля.

В эти же годы Бетховен учился технике квартетного письма у чешского композитора Алоиза Фёрстера. У Сальери, прославленного композитора итальянской оперной школы, Бетховен обучался вокальному письму на итальянские тексты.

По приезде в Вену Бетховен начал выступать в качестве виртуоза-пианиста в аристократических салонах, где сразу достиг выдающегося успеха. Его импровизационный дар и виртуозное мастерство не имели равных себе среди пианистов того времени. Вместе с тем в его исполнении, драматичном, темпераментном, лишенном изысканной филигранности, проявился стиль, чуждый аристократической культуре. То обстоятельство, что композитор сам был пропагандистом своих новых, необычных, высоко оригинальных произведений, оказалось чрезвычайно благоприятным для судьбы его творчества в целом. Можно с уверенностью сказать, что исполненные другим артистом, мыслящим в традициях клавирной литературы XVIII века, новаторские замыслы Бетховена предстали бы искаженными и с большим трудом внедрялись бы в жизнь.

Заметим попутно, что всю жизнь Бетховену приходилось общаться с венской знатью1. Но он держал себя в аристократических салонах как равный с равными. Его поведение (как игра) было смелым вызовом устоявшимся сословным воззрениям.

В 1795 году Бетховен впервые выступил перед широкой аудиторией, исполнив свой фортепианный концерт B-dur2. В том же году он опубликовал своп первый opus – три фортепианных трио. Эти выступления в Вене принесли Бетховену большой успех. В следующем, 1796 году состоялись его концерты в Праге и Берлине и вышли из печати первые фортепианные сонаты ор. 2, посвященные Гайдну. С этих лет Бетховен – виртуоз и композитор – неуклонно завоевывает любовь и признание широкой аудитории. Ему неизменно удавалось не только исполнять свои произведения, но (что было в те годы совсем необычным) сразу же и публиковать их. В этом отношении его жизнь, особенно в первые годы, сложилась исключительно благоприятно.

Бетховенское творчество раннего стиля воспринимается как продолжение и, в известном смысле, завершение венской классицистской школы XVIII века. Мы узнаем в нем ряд важнейших, типичных черт раннеклассицистского строя мысли.


Продолжаем изучать биографию Бетховена, и сегодня мы будем говорить о его второй поездке в Вену и первых нескольких лет жизни в музыкальной столице.

Первые годы Бетховена в Вене

Прощание с родным Бонном и переезд в Вену

По одним данным 2-го , а по другим данным 3-го ноября 1792 года молодой Бетховен покинул Бонн и где-то 10-12 числа прибыл в Вену, но на этот раз уже надолго задержался в музыкальной столице.

Он уже мог себе позволить оставить младших братьев одних, ибо они в то время уже сами зарабатывали себе на жизнь: Каспар стал музыкантом, а Иоганн учился и работал у одного фармацевта.

Вот только по поводу того, откуда у Людвига были деньги на поездку, у музыковедов опять начинается путаница. Одни (в основном, в англоязычных источниках) говорят, что расходы на вторую поездку Людвига в Вену возместил сам курфюрст, который, кстати говоря, не уволил Бетховена из штата придворной капеллы и сохранил ему жалованье.

Другие, не менее авторитетные источники утверждают, что никаких денег курфюрст Бетховену не давал, и молодой человек пользовался лишь своими личными сбережениями, собранными в процессе преподавательской деятельности, работы в оркестре и половины жалованья отца.

Кстати, по поводу жалованья отца :

Иоганн Бетховен к тому времени уже давно не пел в капелле (c 1789), ибо совсем спился и потерял былой голос.

Но в то время сотрудники капеллы получали что-то вроде пенсии — то есть, даже после того, как прекращали фактическую работу в капелле, музыканты все равно числились там официально и пожизненно получали определенное жалованье.

По инициативе Людвига курфюрст обязал окончательно спившегося после смерти жены Иоганна выплачивать детям половину своего дохода.

Учитывая то, что Людвиг в этой семье был старшим сыном, именно он получал эти средства лично из рук несчастного алкоголика, Иоганна, который, кстати говоря, без всяких возражений соблюдал это решение курфюрста.

В любом случае, прибыв в Вену, Людвиг уже не мог рассчитывать на часть жалованья своего отца, ибо через некоторое время после его прибытия в музыкальную столицу несчастный Иоганн ван Бетховен скончался.

Иоганн ван Бетховен - отец Людвига ван Бетховена

Более того, по свидетельствам тех же биографических источников, по прибытию в Вену во второй раз Людвиг уже мог позволить себе достаточно приличную одежду. А деньги из Бонна он, по их мнению, не только не получал, но и сам посылал материальные средства в Бонн для своих братьев.

В то же время некоторые западные биографы говорят радикально противоположные вещи — вплоть до того, что Бетховен будто бы в первое время по прибытию в Вену жил в грязном подвале. Кому же верить? — К сожалению, мы это никак не проверим.

Вообще, 1792 год был судьбоносным для Европы. Французы, как раз, начали судебное следствие над своим королем, а также захватывали близлежащие земли.

Маленькие незащищенные земли курфюрста на Рейне были особенно уязвимы. После уезда Бетховена из Бонна цивилизованная жизнь, которую он связывал с этим замечательным городом, осталась в прошлом.

Максимилиан Франц, отпустивший молодого композитора в Вену, ожидал, что Людвиг вернется в ближайшее время (максимум, через пару лет). Но для него это уже было не так важно, ибо вскоре знаменитый кёльнский курфюрст сам навсегда сбежит из родных земель, которые захватят французы, казнившие своего короля и его супругу, Марию-Антуанетту (которая, кстати говоря, была родной сестрой курфюрста).

Следовательно, ни о каком возвращении Бетховена в Боннскую капеллу и, тем более, получении жалованья в качестве ее бывшего работника, уже не было и речи. Бетховен на этот раз окончательно перебрался в музыкальную столицу. Весной 1794 года в Вену переехал его младший брат, Каспар Карл, а в декабре 1795 года и другой его брат - Иоганн.

Учителя Бетховена в Вене

Посетив Вену во второй раз, молодой Людвиг с большим удовольствием взял бы у Моцарта еще пару уроков (если предыдущие, действительно, были: подробнее), но к тому времени великий Моцарт уже скончался.

Гайдн

Теперь уроки Людвигу давал шестидесятилетний Гайдн, который за пару лет до этого был в Бонне, остановившись по пути в Лондон. Судя по всему, еще тогда он пообещал молодому Людвигу взять его к себе на обучение.

В связи с тем, что Людвиг не получал от Гайдна того, чего хотел (у них это было взаимно), ему приходилось параллельно заниматься с другими учителями.

Иоганн Георг Альбрехтсбергер

В любом случае, через некоторое время после переезда Людвига в Вену маэстро Гайдн снова на год уехал в Англию (в 1794). Поэтому, Бетховен теперь уже по рекомендации самого Гайдна стал брать уроки у другого музыканта — тогда уже пожилого Иоганна Георга Альбрехтсбергера, который был не так известен, как Гайдн.

Безусловно, этот педагог сыграл огромную роль в становлении Бетховена, как великого композитора! Хотя, также как и Гайдн, Альбрехтсбергер часто отмечал упрямую натуру Бетховена.

Антонио Сальери

В это же время Людвиг обучается оперному сочинению у того самого Антонио Сальери, по одной из легенд, якобы, отравившего Моцарта. Взаимоотношения Бетховена и Сальери были достаточно хорошими и эффективными.

Сальери считал Бетховена очень талантливым учеником, а тот, в свою очередь, очень положительно относился к своему преподавателю, принимая во внимание все его указания.

Но в конце концов, овладев искусством написания оперных партий под руководством самого Сальери, который был мастером в этом деле, Людвиг все равно добавит "новаторства" при сочинении своей оперы.

Алоис Фёрстер - учитель Бетховена

Также в намного меньших подробностях известны детали о занятиях Бетховена с Алоисом Фёрстером (1748 – 1823), который, вероятно, обучал Людвига сочинять квартеты.

Бетховен завоевывает популярность в Вене

В 1795 году Гайдн вернулся из Лондона, став еще более знаменитым. Второй визит композитора в Лондон вдохновил его на множество сочинений: современники даже утверждали о незначительном проявлении ревности Бетховена к успеху последних симфоний Гайдна, написанных в Лондоне.

Но стоит отметить, что Гайдн осуществил значительный вклад в знакомство юного Людвига с музыкальной жизнью Вены, и впоследствии молодой композитор был полностью очарован ею.

Однако стоит признать, что важнейшим катализатором, помогавшим Бетховену обретать полезные знакомства и славу, был тот факт, что он учился у самого Йозефа Гайдна.

Бетховен просто стремился окунуться в музыкальную жизнь самой волнующей из столиц. Хотя Вена тогда была не такой большой, как сегодня, в этом городе сосредоточилась все культурное влияние великой империи Габсбургов (правда, до позорного примирения с французами в 1809 году). Во многом, благодаря этому, в Вене роскошь и искусство расцвели необычайно ярко!

Однако молодой и упрямый Людвиг, новатор по своей природе, не послушал авторитетного советчика и все-таки издал это трио, о чем ни капли не пожалел. Тем более, что публика оценила работу молодого Бетховена!

И действительно, Вена оказалась беззаботной и открытой для всего нового как в театрах, так и в концертных залах. Жившие в этом городе князья и графы, обладавшие огромными состояниями, часто помогали многим музыкантам, а также нередко имели во владении небольшие, а иногда и большие частные оркестры.

В периоды финансовых проблем Бетховен, благодаря подработкам в этих оркестрах, мог заработать, хотя бы, на жизнь (конечно, поначалу о каких-то серьезных заработках речи не было). Людвигу нередко приходилось выступать в частных домах, восхищая домовладельцев своей безупречной манерой импровизации.

Более-менее серьезные публичные выступления у Бетховена начались с 1795 года. В этом году (29 марта) на благотворительном концерте, посвященном вдовам и сиротам великих музыкантов, он представляет публике свой фортепианный концерт (судя по всему, Второй).

Свой второй опус , состоявший из трех сонат для ф-но, Людвиг также сыграл при дворе Лихновского. Сами сонаты были посвящены Гайдну.

Стремительно набирая известность, в 1796 году Бетховен начал путешествовать с выступлениями по разным музыкальным городам Восточной Европы, среди которых были Прага, Дрезден, Берлин (тогда еще столица Пруссии), а также венгерские Пешт и Пресбург. Длилась эта поездка несколько месяцев, до конца осени. Там его способности к импровизации произвели серьезное впечатление на слушателей.

Амалия Зебальд - одна из возлюбленных Бетховена

Как обычно, во время поездки он нашел себе новых друзей, ставших его поклонниками. Одной из них стала Амалия Зебальд — талантливая певица, которой Бетховен очень симпатизировал.

Пианист, не имеющий конкурентов

Вернувшись в Вену осенью 1796 года, Бетховен продолжает свою концертную деятельность. В то время музыкальная жизнь Вены стала гораздо тише в связи с невыгодной для Вены политической обстановкой.

Пианист Йозеф Вёльфль

Одним из немногих пианистов, кто мог хоть как-то конкурировать с Людвигом, был маэстро Иосиф Вёльфль.

Однако игра Бетховена, обладавшего не менее выдающейся техникой, отличалась просто сумасшедшей экспрессией и взрывным характером, сочетавшимся с элементами тогда еще непривычного романтизма. Безусловно, подобная манера игры была "козырем" Бетховена.

В общем, несмотря на политическую обстановку, Людвиг продолжает выступать с концертами в Вене, постепенно набирая популярность как пианист и композитор.

Академия Бетховена - приглашение

Бетховен набирает авторитет, как композитор

К этому времени некоторые книжные издатели уже сами уговаривали Бетховена сообщать им о появлении на свет новых произведений. Бетховен уже, безусловно, становится известным в Вене, как композитор.

В это время Бетховеном уже были написаны и другие произведения:

  • Струнные квартеты из 18 опуса
  • 2 концерта для фортепиано
  • 10 сонат для ф-но

Через год в Вену приезжают старые добрые друзья из Бонна — Антонин Рейха, ставший впоследствии известным композитором, а также тот самый Стефан Брёйнинг, которого Людвиг любил, как брата (эта любовь была взаимной). Ну а профессор Вегелер уже давно был в Вене — еще в 1794 он бежал из Бонна, охваченного пламенем Французской революции.

Другие периоды биографии Бетховена :

  • Предыдущий период: Возвращение Бетховена в Бонн после первой поездки в Вену
  • Следующий период: Глухой композитор

Биография Бетховена — вся информация о Биографии Бетховена

Иллюстрированный музыкальный словарь A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W .

Исполнители A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А Б В Г Д.

Композиторы A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V .

31 мая родились. 1850 Евгений Павлович Тверитинов офицер Российского императорского .

Инесса Арманд. История любви "Она была необыкновенно хороша&qu.

-Музыка

-Поиск по дневнику

-Статистика

Прогулки по Вене - 4.



Бетховен впервые приехал в Вену в 1787году в возрасте 17 лет. Вена покорила его. А в 1792 году он приехал в Вену во второй раз по приглашению Гайдна и оставался здесь до конца своих дней. Умер он 26 марта 1827 года в возрасте 57 лет.

Приехав в Вену, Бетховен начал занятия с Гайдном, но они быстро разочаровали и ученика, и учителя. Бетховен думал, что Гайдн был недостаточно внимателен к его стараниям; Гайдна пугали не только смелые по тем временам взгляды Людвига, но и довольно мрачные мелодии, что в те годы было малораспространённым. Однажды Гайдн написал Бетховену : :

Ваши вещи прекрасные, это даже чудесные вещи, но то тут, то там в них встречается нечто странное, мрачное, так как Вы сами немного угрюмы и странны; а стиль музыканта — это всегда он сам.

Вскоре Гайдн уехал в Англию и передал своего ученика известному педагогу и теоретику Альбехтсбергеру. Умению свободно писать для голоса Бетховен учился у Сальери. Кстати, почитайте интересную статью, название которой говорит само за себя "Бетховен и Сальери"

Уже в первые годы жизни в Вене Бетховен завоевал славу пианиста-виртуоза . Его игра поразила слушателей. Прослушав импровизацию Бетховена, Моцарт воскликнул: Он всех заставит говорить о себе!

Бетховен также сильно выделялся своим внешним видом среди дам и кавалеров того времени. Почти всегда его находили небрежно одетым и непричёсанным.

Однако, несмотря на столь суровый характер, друзья Бетховена считали его довольно добрым человеком. Так, например, композитор никогда не отказывал близким друзьям в помощи. Одна из его цитат:

Ни один из моих друзей не должен нуждаться, пока у меня есть на кусок хлеба, если кошелёк мой пуст я не в силах помочь тотчас же, ну что ж, мне стоит только сесть за стол и взяться за работу, и довольно скоро я помогу ему выбраться из беды.

Сочинения Бетховена начали широко издаваться и пользоваться успехом. За первые десять лет, проведённых в Вене, было написано двадцать сонат для фортепиано и три фортепианных концерта, восемь сонат для скрипки, квартеты и другие камерные сочинения, оратория "Христос на Масличной горе", балет "Творения Прометея", Первая и Вторая симфонии.

В 1796 году Бетховен начинает терять слух. У него развивается тинит — воспаление внутреннего уха, приводящее к звону в ушах. По совету врачей он надолго уединяется в маленьком в пригороде Вены, городке Хайлигенштадт. Однако покой и тишина не улучшают его самочувствия. Бетховен начинает понимать, что глухота неизлечима. В эти трагические дни он пишет письмо, которое впоследствии будет названо хайлигенштадтским завещанием. Композитор рассказывает о своих переживаниях, признаётся, что был близок к самоубийству:

Мне казалось немыслимым покинуть свет, раньше, чем я исполню всё, к чему я чувствовал себя призванным.

В Хайлигенштадте композитор приступает к работе над новой Третьей симфонией, которую назовёт Героической.

Первая часть – музыка необычайной силы, вторая – потрясающее излияние скорби, третья – остроумное, прихотливое скерцо, а финал – вариации на ликующую, праздничную тему

Заиграли Третью симфонию Бетховена. Героическую симфонию героического композитора. Симфонию великого музыканта, чья жизнь и чьё творчество были насыщены неустанной, напряжённой борьбой против жестоких ударов судьбы, обрушивавшихся на него с первых до последних дней его жизни, борьбой с горем, унижениями и несправедливостью, борьбой за жизнь, за счастье, за радость.

Музыка Бетховена звучала мужественно и величаво, заглушая шум воды, заполнявшей тело корабля, заглушая страдания гибнущих людей. Она звучала до той минуты, пока волны не накрыли палубу вместе с музыкантами, вместе с последними звуками бетховенской симфонии.

Какой могучей силой должна обладать музыка, способная оказать людям поддержку в такую трагическую минуту жизни, помочь им сохранить душевное равновесие, человеческое достоинство.

Какая невероятная тема звучит в финале этой симфонии, что даже Вагнер и Чайковский должны были повториться и следовать. Послушайте это, и невозможно не чувствовать прочность Французской революции и Наполеона, кому хотел посвятить эту симфонию Бетховен. И никто никогда не понимал Бетховена лучше чем это сделал Караян.


Женщины в жизни Бетховена т оже играли большую роль.

Послушайте Лунную сонату, и подумайте, что с нами делают женщины!

Осенью 1826 года Бетховен заболел. Изнурительное лечение, три сложнейшие операции не смогли поставить композитора на ноги. Всю зиму он, не вставая с постели, абсолютно глухой, мучился оттого, что… не мог продолжать работать. 26 марта 1827 года великий гений музыки Людвиг ван Бетховен скончался.

Многие потом будут спорить о том, кому именно адресовано послание. Но маленький факт указывает именно на Джульетту Гвиччарди: рядом с письмом хранился крохотный портрет возлюбленной Бетховена, выполненный неизвестным мастером.

Закончить я бы хотел Одой радости из 9 симфонии Бетховена. Вот как о ней рассказывает Великий Леонард Бернстайн.


Ода радости написана на слова Шелли:


Oh friends, not these sounds!
Rather let us sing more
pleasant ones, and more full of joy.

В Вене Бетховен сменил 30 квартир. Но в одной, что напротив Нового университета он прожил около9 лет. Здесь он написал 4 симфонию,оперу "Фиделио" и фортепьянный концерт. В этом доме мне удалось побывать.


Здесь, на 4 этаже находится квартира Бетховена


Вид из окна дома Бетховена


А это его посмертная маска



/data/news/15511/1.jpg

Венский дом музыки удивил своих посетителей. Теперь в нем работает интерактивный музей, который позволяет посетителям дирижировать знаменитым Венским филармоническим оркестром и даже самим сочинить симфонию.
На первых двух этажах представленны великолепные экспозиции, которые рассказывают туристам о том, какие звуки воспринимает младенец в утробе матери, как устроено человеческое ухо, а так же объясняют как правильно читать и писать музыку. Так же здесь можно послушать множество звуков со всего и мира, и более того – из космоса.
Третий этаж музея полностью посвящен великим композиторам, которые в разные времена жили в Вене или трудились здесь над своими произведениями: Йозеф Гайдн, Людвиг ван Бетховен, Вольвганг Амадей Моцарт и многие другие. Экспозиция этого этажа начинается в комнате Иогана Штрауса и заканчивается в комнате Густава Малера.
Дирижирование оркестром – одно из самых любимых развлечений для посетителей музея. Музыканты поднимаются на сцену, один из посетителей берет лазерную дирижерскую палочку и оркестр тут же нечинает следовать ее взмахам. К сожалению, многие из туристов являются на столько плохими дирижерами, что музыканты тут же начинают ворчать и посмеиваться над мастерством своего “временного руководителя”. Но это ни чуть не умаляе восторга туристов. Ведь управлять оркестром в знаменитом музыкальном городе мира, для них большая честь.

К сожалению, только украинское телевидение откликнулось на открытие Дома музыки в Вене в 2009 году. Его обязательно стоит посетить. Мы, к сожалению, не успели!

Периодизация творческой биографии Бетховена

  • I – 1782-1792 – Боннский период. Начало творческого пути.
  • II – 1792-1802 – Ранний венский период.
  • III – 1802-1812 – Центральный период. Время творческого расцвета.
  • IV – 1812-1815 – Переходные годы.
  • V – 1816-1827 – Поздний период.

Детство и юные годы Бетховена

Детство и юные годы Бетховена (до осени 1792 года) связаны с Бонном, где он родился в декабре 1770 года. Его отец и дед были музыкантами. Близкий к французской границе, Бонн в XVIII веке был одним из центров немецкого просветительства. В 1789 году здесь открыли университет, среди учебных документов которого позднее была найдена зачетная книжка Бетховена.

Вундеркиндом Людвиг ван Бетховен не стал, однако довольно рано обнаружил композиторское дарование. Большое воздействие на него оказал Христиан Готлиб Нефе, с 11-летнего возраста обучавший его композиции и игре на органе, – человек передовых эстетических и политических убеждений. Будучи одним из самых образованных музыкантов своей эпохи, Нефе познакомил Бетховена с творениями Баха и Генделя, просвещал в вопросах истории, философии, а главное – воспитывал в духе глубокого уважения к родной немецкой культуре. Кроме того, Нефе стал первым издателем 12-летнего композитора, опубликовав одно из ранних его произведений – фортепианные вариации на тему марша Дресслера (1782г.). Эти вариации стали первым сохранившимся произведением Бетховена. В следующем году были закончены три фортепианные сонаты.

К этому времени Бетховен уже стал работать в оркестре театра и занимал должность помощника органиста в придворной капелле, а чуть позже еще и подрабатывал уроками музыки в аристократических семействах (из-за бедности семьи он был вынужден очень рано поступить на службу). Поэтому он не получил систематического образования: школу посещал лишь до 11 лет, всю жизнь писал с ошибками и так и не постиг тайны умножения. Тем не менее, благодаря собственному упорству Бетховен сумел стать образованным человеком: самостоятельно овладел латынью, французским и итальянским языком, постоянно много читал.

Идеи Французской революции были с энтузиазмом встречены боннскими друзьями Бетховена и оказали сильное влияние на формирование его демократических убеждений.

Ранний венский период (1792-1802)

Несмотря на свежесть и яркость юношеских сочинений, Бетховен понимал, что ему необходимо серьезно учиться. В ноябре 1792 года он окончательно покинул Бонн и переехал в Вену – крупнейший музыкальный центр Европы. Здесь он занимался контрапунктом и композицией у И. Гайдна, И. Шенка, И. Альбрехтсбергера и А. Сальери. Одновременно Бетховен начал выступать как пианист и вскоре завоевал славу непревзойденного импровизатора и ярчайшего виртуоза.

Центральный период творчества (1802-1812)

Всего композитором в эти годы было создано:

Переходные годы (1812-1815)

Поздний период (1816-1827)

О традициях

О Бетховене обычно говорят как о композиторе, который, с одной стороны, завершает классицистскую эпоху в музыке, с другой – открывает дорогу романтизму. В целом это верно, однако его музыка не совпадает полностью с требованиями ни того, ни другого стиля. Композитор настолько универсален, что никакие стилистические признаки не охватывают всю полноту его творческого облика. Иногда в один и тот же год он создавал произведения, столь контрастные между собой, что распознать черты общности между ними чрезвычайно сложно (например, 5 и 6 симфонии, которые впервые прозвучали в одном концерте 1808 года). Если же сопоставить произведения, созданные в разные периоды, например, в ранний и зрелый, или зрелый и поздний, то они порой воспринимаются как творения разных художественных эпох.



Говорят, что чувство истинного вдохновения ведомо лишь тем, кто постиг цену истинному страданию. А страданий в жизни Людвига ван Бетховена было предостаточно. Не оттого ли его музыка так божественна и пронизана таким испепеляющим накалом страсти и мощью, что, слушая ее, внутри происходит, что-то невероятное. Увы, композитору за всю его жизнь не удалось испытать взаимную настоящую любовь, но живя надеждой и мечтами о таковой, он создавал потрясающие произведения, буквально пронизанные глубоким чувством одинокого сердца.

Невзирая на то, что Бетховен постоянно жил в состоянии влюбленности, к сожалению, он с тем же постоянством выбирал не тех женщин. Это были то знатная аристократка, жениться на которой Бетховену не позволял статус, то замужняя женщина, а то привередливая самолюбивая певица. Но чаще всего Бетховен влюблялся в своих юных учениц, которые мимолетом увлекались маэстро и упорхали от него как бабочки к другим.

Через страдания к признанию

Людвиг ван Бетховен.

В декабре 1770 года в Бонне родился Людвиг ван Бетховен в семье пьющего придворного певца-тенора. Годы детства будущего гения были самыми тяжелыми в его жизни. Его отец, деспотичный и грубый человек, обнаружив у своего 4-летнего сына уникальные способности к музыке, решил сделать из него музыкального вундеркинда. В то время в Европе уже гремело имя 17-летнего Моцарта, и это подогревало желание отца также зaработать на таланте своего отпрыска.

С того момента и началась горькая наука Людвига. Родитель заставлял малыша упражняться до изнеможения и избивал за малейшее непослушание. Изо дня в день, с утра до ночи он сидел за клавесином, разучивая различные упражнения, переписывая партитуры, упражняясь в игре на скрипке, изучая теорию музыки. А когда у мальчика чего либо не получалось, отец в воспитательных целях запирал его в холодный чулан.

13-летний Бетховен.

Плоды отцовского просвещения не заставили себя долго ждать. В восемь лет мальчик стал зaрабатывать на жизнь концертами. К десяти годам он уже виртуозно играл на фортепиано и был принят органистом в один из центральных городских соборов. Оставив в одиннадцать лет занятия в школе, он самостоятельно выучил итальянский, французский и латынь, а по ночам зачитывался древнегреческими философами и Шексипром. В тринадцать Людвиг играл на скрипке, альте и виолончели в капелле при монаршем дворе.

При этом, будучи лишенным тепла и родительской ласки, подросток оставался вечно угрюмым, нелюдимым и замкнутым. Лучиком света в его жизнь вошел органист придворной капеллы, мудрый и добрый наставник Кристиан Готлиб Нефе. Именно он научил будущего композитора древним языкам, философии, литературе, истории, этике, а еще научил разбираться в человеческой жизни.

Юный Бетховен.

17-летнему Бетховену-младшему распоряжением архиепископа, была передана зарплата отца, который окончательно спился, и его обязанности в городском оркестре. И юноша стал фактически главой семьи, вернее тем, что от нее осталось. К тому времени мать и несколько старших ее детей умерли от туберкулеза, и на попечении Людвига осталось младшие братья и пьяница отец. Поэтому, когда молодому музыканту представилась возможность поехать учиться в Вену, он с радостью покинет Бонн, город своего детства, тяжелые воспоминания которого всю жизнь будут бередить ему душу.

Бетховен в юности казался очень странным, впрочем, таким он оставался и до конца своих дней: одеваясь во что придется, иногда даже в лохмотья, ходил по улицам, размахивая руками, будто дирижируя, и бормоча под нос музыку. В его доме всегда царил чудовищный беспорядок: во всех углах разбросанные пачки нотной бумаги, чернильницы, хаотически расставленная мебель. Однако наиболее всего поражал рояль, из которого, во все стороны торчали лопнувшие струны. Инструменту сложно было выдерживать манеру игры композитора, преисполненной неистовой мощи и страсти. А Бетховену совершенно было плевать на внешнюю сторону жизни, его интересовало только творчество.

Людвиг ван Бетховен в молодые годы.

Страшный недуг

Наверное, нет ничего страшнее для музыканта, нежели потерять слух. Именно такой недуг настиг гениального композитора. С 26 лет он начал стремительно терять слух. У него начал развиваться тинит — воспаление внутреннего уха, приводящего к звону в ушах. По совету докторов он уединился в пригороде Вены. Однако покой и тишина никак не улучшили его самочувствия. Бетховен начинает понимать, что его глухота неизлечима. До 40 лет он еще улавливал высокие ноты, а к 48 - наступила полная потеря слуха. Маэстро был в жутком отчаянии и близок к самоубийству. Но взял себя в руки: "Это же глупость - оставить мир раньше, чем я выполню все, к чему ощущаю призвание" .

Людвиг ван Бетховен.

Его музыка с каждым годом становится все меланхоличнее и тревожнее. Писал он свои шедевры, зажав в зубах карандаш, другой конец которого упирался в корпус рояля. Благодаря такому прикосновению Бетховен чувствовал вибрации инструмента. Он не мог больше выступать с концертами — но продолжал сочинять гениальную музыку. Искусствоведы утверждают, что свои самые прекрасные произведения он написал, когда слышал звуки только в своей голове…

И без того суровый и вспыльчивый характер композитора стал еще невыносимей. В своих дневниках он писал, что чувствует, как мир ускользает от него. Он перестал встречаться с друзьями и появляться в свете, скрывая от всех идущую за ним по пятам болезнь.

Джульетта Гвиччарди: любовь гения и кокетки

 Портрет в миниатюре Джульетты Гвиччарди.

Однако всё неожиданно поменялось в его жизни, когда в нее вошла она, 17-летняя аристократка итальянского происхождения Джульетта Гвиччарди, приехавшая в Вену из провинции. Девушка, мечтая стать пианисткой, искала себе достойного учителя, а лучше, нежели Бетховен, было не найти. И нужно сказать, что при всей своей строгости Бетховен был неравнодушен к женской красоте и, поэтому, не отказался дать несколько уроков молодой очаровательной девушке, причем бесплатно. В качестве символической платы Джульетта преподнесла учителю несколько собственноручно вышитых мужских рубашек. Бетховен был тронут до глубины души. Он уже чувствовал, как в его сердце воспламеняется искра любви к своей ученице.

Джульетта Гвиччарди

 Джульетта Гвиччарди. / Людвиг ван Бетховен.

Дальнейшая история была весьма предсказуемой: она вышла замуж за Галленберга и уехала в Италию, и там продолжала жить весело и беззаботно, пока не встретилась с князем Пюклер-Мускау. Между ними завязался долгий и мучительный роман. Этот циничный альфонс тянул из Джульетты деньги, а когда финансовые дела ее мужа пошли на спад, бросил ее… Спустя 20 лет жизнь забросила Джульетту снова в Вену, и она, случайно встретившись с маэстро, бросилась к нему с просьбой: "Людвиг, во имя нашей великой любви, одолжите бедной женщине денег!"

Бетховен, хотя и не был скупым и готов был отдать нуждающемуся последнюю монету, категорически ей отказал. Когда-то Джульетта ранила его слишком сильно, и обида по-прежнему жгла его душу.

Старинная почтовая открытка.

Чего греха таить, Бетховен действительно разительно отличался своим внешним видом среди кавалеров того времени. Его почти всегда видели небрежно одетым, неопрятным и с копной непричёсанных волос на голове.

Доротея Эртман, немецкая пианистка, одна из лучших исполнительниц произведений Бетховена.

 Тереза Брунсвик.

Однако истинная личность женщины, которой адресовано это письмо, остается неизвестной и по сей день. Это осталось величайшей загадкой, которую гений унес с собой в могилу.

Осенью 1826 года Бетховен слег. Длительное лечение и три сложнейшие операции прошли безрезультатно. А через полгода великий гений музыки Людвиг ван Бетховен скончался. Перед погребением было произведено вскрытие тела гения и черепа, в том числе, дабы выяснить истинную причину глухоты композитора. На удивление специалистов, никаких патологий в ушной области выявлено не было. Парадоксально, но факт. А что касается болезни, приведшей Бетховена к смерти, анализ показал переизбыток в его организме свинца. Лечащий доктор, сам не ведая того, часто назначал своему пациенту примочки, в которых содержался злополучный элемент.

Вот такой печальный конец гениального музыканта.

Похороны Людвига ван Бетховена.

В продолжение темы о любовных перипетиях известных композиторов прошлого читайте: Портрет, разрезанный пополам, или Что разделило Шопена и Жорж Санд.

Читайте также: