Тяжелый крест достался ей на долю анализ кратко

Обновлено: 18.05.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

1.1. Образы лирических героев………………………………………

2.1. Строфика и ритмика стихов………………………………………

2.2. Тропы и фигуры речи в цикле……………………………………

Питая ненавистью грудь,
Уста вооружив сатирой,
Проходит он тернистый путь
Своей карающею лирой.

Со всех сторон его клянут,
И, только труп его увидя,
Как много сделал он, поймут,
И как любил он - ненавидя!

Возрождение духовности в современном обществе связано с установлением общечеловеческих нравственных, эстетических, гуманистических и гражданственных ценностей. В этой связи особую значимость приобретают вопросы современного прочтения произведений русской классики и поиск новых эффективных путей их рассмотрения, учитывающих художественную специфику произведений и способствующих духовно-нравственному, интеллектуальному, эмоциональному, литературному развитию социума, повышению эстетической восприимчивости и интереса к русской классике. Поэтому тема данной курсовой работы актуальна на сегодня в науке и социуме.

Тема любви вечная в мировой литературе, философская, эстетическая, нравственная и социальная одновременно, любовь – тема многогранная, как и само это светлое чувство.

1. Выявить особенности образов лирических героев.

2. Определить ключевые аспекты повести.

3. Проанализировать выразительные средства в контексте проблемы и тематики любви.

База исследования включает таких исследователей, как Межевич В.С., Менцов Ф.Н., Шимкевич, Осьмаков Н.В. и многих других.

Нами были использованы описательный, сравнительный анализ, были проведены полные филологический анализы отдельных стихотворений.

Данная исследовательская работа может быть полезна для студентов и школьников, учителей и любителей филологии.

Структура работы включает: введение, основную часть, заключение и список литературы.

1.1. Образы лирических героев

Врагом видимым и невидимым запрети,

руководствуя мя спасенным путем,

доведи к Тебе, пристанищу моему

Всякая благородная личность глубоко
осознает свое кровное родство,
свои кровные связи с Отечеством
В.Г. Белинский

Лирическая героиня Некрасова выписана более, чем обладательница определенного характера: она – личность, знающая волнения, тревоги, испытывающая необходимость утвердить то, что ей кажется справедливым, умеющая сама найти выход из горестных обстоятельств. Героиня поэзии наделена красотой, обаянием, а главное, незаурядным умом и характером.

Авдотья Яковлевна была интереснейшей женщиной своего времени. Чувства к ней давали Некрасову мысли и образы для написания великих творений.

-бытовые детали, - все это было новаторским и необычным для восприятия.

Некрасов впервые открывает сложный, внутренне надломленный женский характер, с добрым от природы, но ожесточившимся от жизненных невзгод. Это внутренний надлом становится причиной постоянного душевного надрыва и эксцентричных поступков.

Все, чем мы в жизни дорожили,

Что было лучшего у нас, -

Мы на один алтарь сложили -

И этот пламень не угас!

Таким образом, лирика этого Некрасова глубоко лирична, психологична, оригинальна. Раскрывая эту поистине вечную тему, поэт привнес в нее свой взгляд на отношения мужчины и женщины, постарался максимально полно и достоверно раскрыть специфику этих отношений, показать значимость любви в жизни человека.

Два величайших лирических героя эпохи второй половины 19 века передали в своих диалогах настроения двух любящих сердец. Темы любви и понимания были раскрыты с помощью культурных архетипов и деталей. Некрасовым были раскрыты образы времени и чувства лирического героя. Детали стихотворения помогли постичь тайны в описании любви, способной одновременно и страдать, и кокетливо улыбаться своим страданиям, любви безграничной, сильной, но драматической.

После почти десятилетнего упадка интереса к поэзии наступил резкий перелом. Некрасов, Тютчев, Полонский, Огарев – вот те имена, которые возродили поэзии из пепла Золотого века.

Но вспышки гнева и тревоги любви не воспринимаются поэтом как случайные эпизоды, омрачающие счастье двух людей. Это – неизбежная сторона любви, знак полноты и силы чувства, немыслимого без ревности и мучений [15, 62]:

Если, мучимый страстью мятежной,
Позабылся ревнивый твой друг
И в душе твоей, кроткой и нежной,
Злое чувство проснулося вдруг –

Все, что вызвано словом ревнивым,
Все, что подняло бурю в груди,
Переполнена гневом правдивым,
Беспощадно ему возврати.

Отвечай негодующим взором,
Оправданья и слезы осмей,
Порази его жгучим укором –
Всю до капли досаду излей!

Лирический герой не жаждет прощения, он ищет – понимания и веры, понимания его ревности, вызванной только сильной любовью, и веры, что ревность сильнее всего терзает того, в чье сердце она проникает.

Любовь несет муки и тревоги, обиды и ссоры, но только она дает жизни высокий смысл. Даже не близость любимой, а только ее письма способны внести в душу героя веру в жизнь:

Не секрет, что его жестокость определила последующие мировоззрения поэта, который до конца своей жизни помогал обездоленным и униженным людям. Именно они стали главными героями его произведений, в которых автор вскрывал самые тяжелые пороки общества. Однако образ матери, который присутствует не только во многих стихах Некрасова, но и в его прозаических произведениях, окутан не только ореолом мученичества, но и наполнен внутренним светом смирения перед своею участью, что характерно для всего русского народа.

Стихотворение ˝Тяжелый крест достался ей на долю. ˝ имеет автобиагрофический характер: в1855 году болезнь Некрасова так обострилась, что он не сомневался в близости смерти. Редактор посмертного издания "Стихотворений" Некрасова высказал предположение, что здесь изображается мать поэта. Чернышевский отметил ошибочность этого мнения: ". Дело идет о совершенно иной женщине, о той, любовь к которой была темой стольких лирических пьесс Некрасова" (то есть о А. Я. Панаевой) . М. П. Краснов, литературный секретарь Чернышевского, сообщает, что незадолго до смерти Чернышевский в разговоре с ним назвал это стихотворение "лучшим лирическим произведением на русском языке".
"Тяжелый крест достался ей на долю. " – начало стихотворения. Здесь, в первой строке, это еще только отвлеченное обозначение тягот, едва обновленный житейский оборот ("нести крест"). Но он в этом качестве не остается, находит продолжение, на наших глазах материализуется, прямо вызывает уже образ надмогильного креста, получает, так сказать, поддержку в наглядности, развиваясь в мрачном, повторенном в четырех подряд строфах рефрене: "Близка моя могила.. . Близка моя могила.. . Холодный мрак могилы.. . Близка моя могила. ". Слова последней строфы: "Как статуя прекрасна и бледна, Она молчит. " – располагаются в ряду тех же ассоциаций. То, что началось почти бытовым разговорным оборотом, завершилось скульптурным образом, памятником ей и ее страданию. Как глубоки в своей неразрешимости конфликт героев и признание правоты каждого из них!
Еще Чернышевский называл это некрасовское стихотворение лучшим лирическим произведением на русском языке. Стихотворение – одно из самых трагичных у Некрасова, - стихотворение высокого строя, который определен прежде всего удивительным единством основного образа, осеняющего все стихотворение, - образа креста. Он соответствует высоте страдания и окончательного перед ликом близящейся смерти разговора.

Николай_Некрасов (331x486, 59Kb)

Детство и юность Николая Некрасова трудно назвать счастливыми, так как будущий поэт рос в семье, которой заправлял жестокий и своевольный отец. Он не только измывался над крепостными крестьянами, но и терроризировал домочадцев. Особенно сильно доставалось матери поэта, Елене Андреевне, которая довольно рано ушла из жизни.

38_2 (452x600, 185Kb)

Алексей Некрасов, отец поэта

Не секрет, что его жестокость определила последующие мировоззрения поэта, который до конца своей жизни помогал обездоленным и униженным людям. Именно они стали главными героями его произведений, в которых автор вскрывал самые тяжелые пороки общества. Однако образ матери, который присутствует не только во многих стихах Некрасова, но и в его прозаических произведениях, окутан не только ореолом мученичества, но и наполнен внутренним светом смирения перед своею участью, что характерно для всего русского народа.

Детство и молодость Николая Некрасова тяжело назвать счастливыми, так как будущий поэт рос в семье, которой заправлял ожесточенный и нравный отец. Он не только насмехался над крепостными крестьянами, но и терроризировал домочадцев. Необыкновенно очень доставалось матери стихотворца, Лене Андреевне, которая достаточно рано ушла из жизни. Спустя 14 лет после ее погибели, в 1855 году, Николай Некрасов опубликовал стихотоврение-посвящение Тяжкий крест достался ей на долю. В нем создатель не только сочувствует мамы, но и осуждает собственного отца, который фактически лишил отпрыска наследия. Некрасов отмечает, что он стал ее палач, желая эта интеллигентная и знатная дама дала ему и страсть, и юность, и волю.

Отец поэта был ветше мамы на 13 лет и постоянно попрекал свою супругу в том, что она его не любит. Ревность достигла своего апогея к тому моменту, когда молодой Некрасов теснее разумел, что же на самом деле происходит. Однако он лицезрел, что не вправе вмешиваться во отношения родителей, желая всекрете и не разумел, почему мама терпит изымательства и не дает отпора человеку, который балансирует на грани помешательства. Мама запомнилась ему великолепной и белой, будто скульптура, которая молчит, свои разбивая руки. Все упреки эта дама сносила с удивительным достоинством, желая не трудно было додуматься, что происходит у нее в душе. В итоге глава семейства, коривший супругу в том, что она сводит его в могилу, пережил Елену Андреевну на 21 год. И в этом Некрасов лицезреет не промысел Всевышнего, а жестокость и бессердечие собственного отца, который слыл тираном и самодуром.

Не секрет, что его жестокость обусловила последующие мировоззрения стихотворца, который до конца собственной жизни подсоблял обездоленным и униженным людям. Конкретно они стали основными героями его творений, в которых создатель вскрывал самые томные пороки сообщества. Но образ мамы, который присутствует не только во многих стихах Некрасова, но и в его житейских творениях, окружён не только нимбом мученичества, но и заполнен внутренним светом смирения перед своею участью, что характерно для всего российского народа.

Читайте также: