Определите размер стихотворения приходил как то раз в школу саня

Обновлено: 06.07.2024

ценность в том,как принимают и понимают его произведения народ. он хотел бы,что бы народ вникал в суть его творчества,разделял с ним и радостные дни,и самые тяжелые переживания. ни один писатель не пишет для себя,все пишут для народа. и державин не ушел далека. у него даже фамилия говорит за себя! державин! от слова державапатриот,истинный патриот своей родины! настоящий ценитель

автор испытывает явную неопределенность по отношению к его сердца. словно метается от одной крайности в другую. как черное и белое, как ночь и день. он то холоден то горяч по отношению к возлюбленной. будто бы в нем живет контрастная любовь. страсть и безразличие. прекрасный стих

прослышав об афере чичикова с мертвыми душами, чиновники губернского города n строят различные предположения о том, кто же такой павел иванович. “вдруг почтмейстер, остававшийся несколько минут погруженным в какое-то размышление, вследствие ли внезапного вдохновения, осенившего его, или чего иного, вскрикнул неожиданно: "это, господа, сударь мой, не кто иной, как капитан копейкин! "”. свой рассказ почтмейстер предваряет репликой о том, что “это, впрочем, если рассказать, выйдет презанимательная для какого-нибудь писателя в некотором роде целая поэма”.

там всего 6 страниц написано о нем, если хочешь, аудиозапись на почту скину) если что, пиши в личку)

В работе над любым сочинением, связанным с анализом поэтического текста, требуется проанализировать стихотворный размер. Почему это так важно? Потому, что в поэтическом произведении важно не только содержание, но и форма - то есть ритм, звучание, музыка стихотворения, которая, собственно, само стихотворение и образует.
Самое-самое главное - это не просто определить размер, а сказать в своем сочинении о том, что этот размер вносит в стихотворение.
Ямб - это энергичное, часто торжественное звучание стиха, хорей напевен и нежен (хореем написаны все колыбельные и, кстати, вслед за Лермонтовым - все стихотворения, в которых есть ночной пейзаж). Трехсложные размеры интонационно более гибки, близки к разговорной речи (наверно, поэтому их и предпочитал Некрасов).

Ну, к делу. Чтобы легко определять размер, нужно прежде всего помнить, что такое стопа. Стопа - это группа слогов, на один из которых падает ударение. Только и всего.
Все знают, конечно, что стихотворных размеров в русском стихосложении пять: два двусложных и три трехсложных. Двусложные - это когда в стопе два слога, трехсложные - когда, соответственно, три:
Хорей - двусложный размер с ударением на первом слоге.
Ямб - двусложный размер с ударением на втором слоге.
Введем следующие обозначения: ` - ударный слог, _ - безударный слог.
Тогда хорей будет выглядеть так: | ` _ |, а ямб - вот так: | _ ` |.
Дактиль - вот так: | ` _ _ |. Запомнить легко: дактиль - в переводе с греческого - "палец". Правда ведь, похоже: три фаланги, на первой ноготь, - как три слога, первый отмечен ударением.
Анапест ("перевернутый, отраженный" - даже и звучит по-русски, как "палочка (пестик) наоборот") выглядит так: | _ _ ` |.
Амфибрахий ("окруженный") - | _ ` _ |.

Теперь, когда мы все знаем, предстоит самое простое и, как ни странно, самое для ребят трудное - каждый слог стихотворной строки обозначить черточкой. Удобнее, когда все черточки одинаковые, независимо от длины слога. (На всякий случай: количество слогов равно количеству гласных звуков). Служебные слова, как правило, не отмечаются ударением, если на них не падает логическое ударение при чтении стихотворения.
Ну, например, возьмем первые две строки стихотворения Ахматовой "Родная земля".

В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем…

_ ` _ ` _ _ _ ` _ _ _ `

_ ` _ ` _ ` _ _ _ ` _

Теперь вот это надо разделить на группы слогов (стопы) так, чтобы внутри каждой был ударный слог… "Что-то тут не так", - скажете вы. Действительно, для двусложного русского стиха характерен пиррихий - пропуск ударения. И это очень естественно: у нас же не все слова состоят из двух слогов! Если бы таких пропусков не было, стихи были бы похожи на однообразный барабанный бой.
Кстати, предложу изыск для вашего сочинения: если вы отметите, что звучание какого-то слова в стихе (стих - это стихотворная строка) подчеркивается, выделяется за счет пиррихия, это будет здорово. При условии, конечно, что ваш учитель знает, что такое пиррихий.
Вернемся к нашему (т. е. ахматовскому) стихотворению:

| _ ` | _ ` | _ _ | _ ` | _ _ | _ ` |

| _ ` | _ ` | _ ` | _ _ | _ ` | _

Отметим, что "хвостик" (то, что осталось за пределами стопы) при определении размера не учитывается.

Итак, для первой строфы своего стихотворения Ахматова обращается к торжественному звучанию пятистопного ямба, - такой или близкий к этому вывод вы должны были бы сделать при анализе размера этого стихотворения.
Но вот вторая строфа поднесет нам сюрпризы. Она настолько другая, что даже размер меняется:

Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах…

Как изменился размер - это вы определите сами. Важно еще и то, почему он так изменился, что отражает это изменение. Хотелось бы обратить ваше внимание вот на что: первое слово ("да") поэтесса подчеркивает внеметрическим ударением (т. е. лишним в стихе). Называется оно спондей и встречается довольно-таки редко. Например, в пушкинской "Полтаве" спондей передает громыханье, сумятицу боя:

Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон…

СТИХОТВОРНЫЙ РИТМ
ДВУСЛОЖНЫЕ И ТРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ СТИХА

IV. Опорная схема
Ключевые слова для каждого из пяти стихотворных размеров содержатся в такой таблице:

ОПОРНАЯ СХЕМА
ХОЛОД, крепкий, ХОРЕЙ

ЯНВАРЬ метет, ЯМБ

В АПТЕКЕ АМФИБРАХИЙ

АНАНАС берет АНАПЕСТ

По заданной ситуации с заданными рифмами сочинить четверостишия, использовав все стихотворные размеры (групповая работа).
Ситуация: Мальчик Саня принес в школу ужа, чтоб попугать девочек.
Девочки испугались, а потом, объединившись, надрали шутнику уши.
Рифмы: Саня – в кармане
Раздался – остался
Возможные варианты:
Хорей: Умудрился в школу Саня
Принести ужа в кармане.
Страшный вопль вдруг раздался –
Чуть живой герой остался.
Ямб (пропеть): Решил сегодня Саня
Таскать ужа в кармане,
Ужонка настоящего,
Красивого, блестящего,
Такой тут вопль раздался –
Едва живой остался!
Дактиль: Странный такой человек этот Саня:
Он умудрился ужонка в кармане
В класс принести. Крик истошный раздался.
Чуть наш герой без ушей не остался.
Амфибрахий: Вчера насмешил нас до слез этот Саня:
Ужа притащил он тихонько в кармане.
Неистовый вопль по всей школе раздался,
Чуть Санечка наш без волос не остался.
Анапест: Приходил как-то раз в школу Саня,
Приносил он ужонка в кармане.
Тут такой вопль истошный раздался –
Чуть заикой Санек не остался.
ВЫВОД: Одно и то же содержание можно передать в разных
стихотворных размерах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Определение стихотворного размера сводится в основном к трём шагам.

Размер стихотворения — это его ритм, который создаётся прежде всего чередованием ударных и безударных слогов. Отсюда:

1. Шаг первый. Подчеркнём все гласные, поскольку именно они образуют слоги:

Сквозь туман кремнистый путь блестит…

3. Третьим шагом станет разделение строчек на стопы и собственно определение размера. Для того чтобы правильно разделить стихи на стопы и определить размер, рекомендуют использовать приём, называемый скандированием, или скандовкой, то есть такое размеренное чтение, при котором мы ставим ударение даже на тех слогах, где его при обычном чтении нет. Попробуем прочитать наше стихотворение таким образом и выделим дополнительные ударения знаком ˆ :

Теперь выпишем получившуюся у нас метрическую схему строк:

Остаётся разделить наши строки на стопы — повторяющиеся ритмические фрагменты. Совершенно очевидно, что в нашем примере повторяющимся фрагментом будет такой: ˉ . Это и будет являться стопой стиха:

ˆ | ˉ | ˉ | ˆ | ˉ .

ˆ | ˉ | ˉ | ˉ | ˉ

* Хорей — двусложная (т. е. состоящая из двух слогов) стопа с ударением на первом слоге: ˉ .

Ямб — двусложная стопа с ударением на втором слоге: ˉ.

Дактиль — трёхсложная (т. е. состоящая из трёх слогов) стопа с ударением на первом слоге: ˉ .

Амфибрахий — трёхсложная стопа с ударением на втором слоге: ˉ .

Анапест — трёхсложная стопа с ударением на третьем слоге: ˉ.

ОПОРНАЯ СХЕМА
ХОЛОД, крепкий, ХОРЕЙ
ЯНВАРЬ метет, ЯМБ
ДАШЕНЬКА ДАКТИЛЬ
В АПТЕКЕ АМФИБРАХИЙ
АНАНАС берет АНАПЕСТ

Анна Ахматова - дактиль
Марина Цветаева - амфибрахий
Николай Гумилев – анапест

С заданными рифмами сочинить четверостишия, использовав все стихотворные размеры (групповая работа).
Ситуация: Мальчик Саня принес в школу ужа, чтоб попугать девочек.
Девочки испугались, а потом, объединившись, надрали шутнику уши.


Рифмы: Саня – в кармане Раздался – остался


Возможные варианты:
Хорей: Умудрился в школу Саня
Принести ужа в кармане.
Страшный вопль вдруг раздался –
Чуть живой герой остался.


Ямб (пропеть): Решил сегодня Саня
Таскать ужа в кармане,
Ужонка настоящего,
Красивого, блестящего,
Такой тут вопль раздался –
Едва живой остался!


Дактиль: Странный такой человек этот Саня:
Он умудрился ужонка в кармане
В класс принести. Крик истошный раздался.
Чуть наш герой без ушей не остался.


Амфибрахий: Вчера насмешил нас до слез этот Саня:
Ужа притащил он тихонько в кармане.
Неистовый вопль по всей школе раздался,
Чуть Санечка наш без волос не остался.


Анапест: Приходил как-то раз в школу Саня,
Приносил он ужонка в кармане.
Тут такой вопль истошный раздался –
Чуть заикой Санек не остался.


ВЫВОД: Одно и то же содержание можно передать в разных стихотворных размерах.

Определите размер стиха (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест)

В работе над любым сочинением, связанным с анализом поэтического текста, требуется проанализировать стихотворный размер. Почему это так важно? Потому, что в поэтическом произведении важно не только содержание, но и форма - то есть ритм, звучание, музыка стихотворения, которая, собственно, само стихотворение и образует.

Самое-самое главное - это не просто определить размер, а сказать в своем сочинении о том, что этот размер вносит в стихотворение.
Ямб - это энергичное, часто торжественное звучание стиха, хорей напевен и нежен (хореем написаны все колыбельные и, кстати, вслед за Лермонтовым - все стихотворения, в которых есть ночной пейзаж). Трехсложные размеры интонационно более гибки, близки к разговорной речи (наверно, поэтому их и предпочитал Некрасов).

Ну, к делу. Чтобы легко определять размер, нужно прежде всего помнить, что такое стопа. Стопа - это группа слогов, на один из которых падает ударение. Только и всего.

Все знают, конечно, что стихотворных размеров в русском стихосложении пять: два двусложных и три трехсложных. Двусложные - это когда в стопе два слога, трехсложные - когда, соответственно, три:
Хорей - двусложный размер с ударением на первом слоге.
Ямб - двусложный размер с ударением на втором слоге.
Введем следующие обозначения: ` - ударный слог, _ - безударный слог.
Тогда хорей будет выглядеть так: | ` _ |, а ямб - вот так: | _ ` |.
Дактиль - вот так: | ` _ _ |. Запомнить легко: дактиль - в переводе с греческого - "палец". Правда ведь, похоже: три фаланги, на первой ноготь, - как три слога, первый отмечен ударением.
Анапест ("перевернутый, отраженный" - даже и звучит по-русски, как "палочка (пестик) наоборот") выглядит так: | _ _ ` |.
Амфибрахий ("окруженный") - | _ ` _ |.

Теперь, когда мы все знаем, предстоит самое простое и, как ни странно, самое для ребят трудное - каждый слог стихотворной строки обозначить черточкой. Удобнее, когда все черточки одинаковые, независимо от длины слога. (На всякий случай: количество слогов равно количеству гласных звуков). Служебные слова, как правило, не отмечаются ударением, если на них не падает логическое ударение при чтении стихотворения.

Ну, например, возьмем первые две строки стихотворения Ахматовой "Родная земля".

В заветных ладанках не носим на груди,

О ней стихи навзрыд не сочиняем…

_ ` _ ` _ _ _ ` _ _ _ `

_ ` _ ` _ ` _ _ _ ` _

Теперь вот это надо разделить на группы слогов (стопы) так, чтобы внутри каждой был ударный слог… "Что-то тут не так", - скажете вы. Действительно, для двусложного русского стиха характерен пиррихий - пропуск ударения. И это очень естественно: у нас же не все слова состоят из двух слогов! Если бы таких пропусков не было, стихи были бы похожи на однообразный барабанный бой.
Кстати, предложу изыск для вашего сочинения: если вы отметите, что звучание какого-то слова в стихе (стих - это стихотворная строка) подчеркивается, выделяется за счет пиррихия, это будет здорово. При условии, конечно, что ваш учитель знает, что такое пиррихий.
Вернемся к нашему (т. е. ахматовскому) стихотворению:

| _ ` | _ ` | _ _ | _ ` | _ _ | _ ` |

| _ ` | _ ` | _ ` | _ _ | _ ` | _

Отметим, что "хвостик" (то, что осталось за пределами стопы) при определении размера не учитывается.

Итак, для первой строфы своего стихотворения Ахматова обращается к торжественному звучанию пятистопного ямба, - такой или близкий к этому вывод вы должны были бы сделать при анализе размера этого стихотворения.
Но вот вторая строфа поднесет нам сюрпризы. Она настолько другая, что даже размер меняется:

Да, для нас это грязь на калошах,

Да, для нас это хруст на зубах…

Как изменился размер - это вы определите сами. Важно еще и то, почему он так изменился, что отражает это изменение. Хотелось бы обратить ваше внимание вот на что: первое слово ("да") поэтесса подчеркивает внеметрическим ударением (т. е. лишним в стихе). Называется оно спондей и встречается довольно-таки редко. Например, в пушкинской "Полтаве" спондей передает громыханье, сумятицу боя:

Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон…

ДВУСЛОЖНЫЕ И ТРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ СТИХА

В задачу учителя не входит научить ребят писать стихи. Творчество – процесс интимный, требующий таланта и вдохновения. Но научить детей оценить стихотворение, увидеть его красоту, глубокий смысл, стройность формы или же, наоборот, помочь обнаружить убожество текста, примитивизм формы – в наших силах. Полагаю, что работа по анализу содержательной стороны текста (в том числе стихотворения) ведется учителем регулярно, поэтому в предлагаемом материале мы не рассматриваем средства художественной выразительности, а только -–формальную сторону стихотворения. Особенности рифмы, способы рифмовки, строфики не представляют для учащихся трудности. А вот почувствовать стихотворный ритм, определить метрический размер стиха им гораздо труднее. Я хочу поделиться с коллегами своими наработками в этом плане.

I. Лингвистический эксперимент.

II. Сопоставление ритмов окружающей жизни и стихотворного ритма

III. Алгоритм определения стихотворного размера.

IV. Опорная схема

Ключевые слова для каждого из пяти стихотворных размеров содержатся в такой таблице:

ХОЛОД, крепкий, ХОРЕЙ

ЯНВАРЬ метет, ЯМБ

В АПТЕКЕ АМФИБРАХИЙ

АНАНАС берет АНАПЕСТ

Сразу же оговоримся, что ананасы в аптеке не продаются, но для опорной схемы важно не жизнеподобие, а удобство запоминания.

По заданной ситуации с заданными рифмами сочинить четверостишия, использовав все стихотворные размеры (групповая работа).

Ситуация: Мальчик Саня принес в школу ужа, чтоб попугать девочек.
Девочки испугались, а потом, объединившись, надрали шутнику уши.
Рифмы: Саня – в кармане
Раздался – остался
Возможные варианты:
Хорей: Умудрился в школу Саня
Принести ужа в кармане.
Страшный вопль вдруг раздался –
Чуть живой герой остался.
Ямб (пропеть): Решил сегодня Саня
Таскать ужа в кармане,
Ужонка настоящего,
Красивого, блестящего,
Такой тут вопль раздался –
Едва живой остался!
Дактиль: Странный такой человек этот Саня:
Он умудрился ужонка в кармане
В класс принести. Крик истошный раздался.
Чуть наш герой без ушей не остался.
Амфибрахий: Вчера насмешил нас до слез этот Саня:
Ужа притащил он тихонько в кармане.
Неистовый вопль по всей школе раздался,
Чуть Санечка наш без волос не остался.
Анапест: Приходил как-то раз в школу Саня,
Приносил он ужонка в кармане.
Тут такой вопль истошный раздался –
Чуть заикой Санек не остался.
ВЫВОД: Одно и то же содержание можно передать в разных
стихотворных размерах.

Помни: твое участие в чьих-либо похоронах может быть предпоследним. Лешек Кумор
ещё >>

Читайте также: