Какая идеология нужна современной россии кратко

Обновлено: 03.07.2024

В наше время некоторые люди наивно думают, что сильное и независимое государство может жить и развиваться без государственной идеологии. Это результат информационной войны, ведущейся против нашей страны с давних пор и резко усилившейся последние десятилетия.

В российской конституции существует запрет на государственную идеологию. Казалось бы, это очевидный минус, ведь государственная идеология выражает высшие цели и потребности общества, проектирует образ будущего страны и народа. Как известно, дух творит себе формы; без идеи, проекта не осуществляется ни одно дело. Однако не так давно столкнулась с проблемой: верующие люди считают, что России не нужна государственная идеология. Таких людей немало, среди них есть и обычные люди, и священники, и даже политики.

Как известно, конституция является основой государственного устройства, базой законодательной системы государства. Российская конституция была принята в 1993 году всенародным голосованием, а разработана и написана с участием иностранных консультантов. Одним из важнейших её пунктовявляется запрет на государственную идеологию (ст. 13 п.2).

С тех пор прошло уже больше 25 лет, но я чётко помню, как нам втолковывали о преимуществе новой конституции – наличии запрета на государственную идеологию. Это преподносилось несомненным благом, подавалось исключительно в положительном ключе, ведь мы избавлялись от ненавистной коммунистической идеологии (что такое коммунистическая идеология, каковы её корни, а также последствия – об этом нужен отдельный разговор). Народу внушалось, что все наши беды происходили именно по причине господствовавшей до этого коммунистической идеологии. Вот уберём её и заживём! Логика, конечно, была весьма странная: мотор не исправен, надо его выкинуть. А ехать как?

И, конечно, умалчивалось о главном.

О том, что этот пункт (ст.13 п.2) и другие – в частности, пункт о том, что международные принципы и нормы являются составной частью нашей правовой системы (ст. 15 п.4), – закрепляют за Россией внешнее управление и, по сути, делают её колонией США, нам, конечно, не рассказывали. И не искушённый в политике и юридически не подкованный советский народ поверил идеологам перестройки и апологетам Запада… Как молоды мы были, как искренно любили, как верили… Кому? Поверили врагам. Конституцию приняли, государственную идеологию отменили и теперь пожинаем плоды.

Запрет на государственную идеологию привёл к запрету воспитания в государственных образовательных учреждениях – школах, вузах, детских садах – теперь они лишь предоставляют образовательные услуги. При том, что воспитание – это неотъемлемая часть образования, так или иначе, оно всё равно присутствует, вот только какое?

Отсутствие государственной идеологии отрицательно влияет и на состояние экономики, страна превратилась в сырьевой придаток Запада и лишь личной волей нашего национального лидера В.В. Путина удерживается от полного разрушения.

Ведь что такое государственная идеология? Вдумаемся в это понятие.

Она определяет цели и смыслы государственного строительства, направления развития государства. То есть государственная идеология задаёт прежде всего стратегию развития государства. Наличие государственной идеологии обеспечивает долгосрочное планирование, чиновники работают под задачи государства, государство развивается по намеченному плану. Если нет государственной идеологии – нет целей, нет планов, нет развития, чиновники служат чему (или кому) угодно, но не интересам государства, у них просто нет такой задачи.

Другой вопрос, какая государственная идеология необходима сейчас России.

Наш президент В.В. Путин предложил в качестве государственной идеологии патриотизм. Казалось бы, звучит вполне обыденно. Тем не менее, это очень мудрое решение проблемы государственной идеологии. Мудрое и одновременно простое. Ведь любить свою Родину, своё Отечество – это просто и естественно, как любить своих родителей. Это свойственно каждому человеку, и это то, что может и должно объединить людей, очень разных людей, проживающих на территории нашего Отечества.

Мудрое, потому что патриотизм – очень ёмкое понятие и включает в себя много важных аспектов. Патриотизм, то есть любовь к своему Отечеству, означает любовь и бережное отношение и к самому народу, и к своей истории и культуре, к родному языку, а также к природе и всем природным богатствам, ко всему, что способствует развитию и процветанию народа. Тот, кто любит свою страну и уважает её историю и культуру, не будет клеветать на Церковь, порочить православную веру, не будет насмехаться над героями и святыми, не будет искажать историю, не будет разбазаривать её ресурсы, не будет предавать интересы народа и государства.

Патриотизм – это сейчас то, что, с одной стороны, востребовано и жизненно необходимо России, а с другой стороны, то, чего катастрофически не хватает нашему обществу.

олег правильно все видповив. добавлю . патриотизм воспитывают начиная с детского сада. школы. . восстановить экономически сельское хозяйствов составе коллективов тип кооперативов. по типу ранее колхохов и совхозов. чтобы все были цыти а не только отдельные аллегархи. от которых и есть множество идущих потом проблем в разные направления житья и бытья. явно сократить. Читать далее

Если рассмотреть различные идеологии - коммунизма, социализма, капитализма, монархии в поисках ценных идей для формирования новой российской идеологии организации общества. То все они имеют нечто общее, что может объединить людей в новой идеологии, и тем более в новой над национальной идеи для народов России. Это наличие в них доли рационализма (разного рода стимулов -. Читать далее

Какая идеология нужна России

Каждому народу и государству нужен стержень, вокруг которого цементируется нация и строится держава. В качестве такого стержня, как правило, выступает национальная государственная идеология, сплачивающая народ во имя реализации заложенной в идеологии цели.

В России после развала Советского Союза, этот стержень был потерян. У общества нет четкого понимания, во имя чего строится государство и какие цели оно преследует.

В связи с этим возникает много вопросов, почему русский народ существует тысячу лет и, несмотря на все попытки стереть его с мировой карты, неизбежно возрождается и набирает силу? Что заставляет его подниматься и почему Запад препятствуют этому? Какая роль России в будущем миропорядке? Что надо сделать для возвращения былого величия?

Сила духа народа в значительной степени определяется его национальным самосознанием и национальной идентификацией. Он должен осознавать себя приобщенным к данной национальной группе и стремиться реализовывать стоящие перед ней цели.

Идейной и духовной основой национальной идентификации является национальная идеология — система взглядов, указывающая пути и средства ее достижения.

Так сложилось, что русский народ в процессе становления своей государственности начал строить православную русскую цивилизацию, ядром которой он является.

В основу русского общества и будущей государственности из двух ветвей христианства было положено православие. Выбрали не католицизм, а православие, поскольку в них были заложены разные основополагающие принципы.

Уклад жизни русского народа имел общинный характер и носил отпечаток коллективизма, способствующего единению индивидов и выработке общих взглядов на свое жизнеустройство.

Принятие решений в православии также было коллективным, Вселенским Собором, и наиболее отвечало образу жизни и обычаям русского народа.

Обычаи и традиции народов западной цивилизации базировались на индивидуализме и приоритете личных целей. В основу западной цивилизации был положен католицизм, во главе с единоличным правителем Папой Римским, наместником Бога на земле.

К тому же принципиально отличался менталитет этих народов; если народам западной цивилизации был свойственен культ личного богатства, то человеку русской цивилизации — культ достатка.

Так с течением времени на европейских просторах сложились две христианские цивилизации с разными устремлениями — западная католическая и русская православная.

Империи западной цивилизации строились на присоединении колоний в разных частях мира, ассимиляции их народов и эксплуатировались жесточайшим образом.

Российская империя формировалась совершенно на других принципах, она прирастала не заморскими территориями, а инкорпорацией территорий и народов на своих окраинах, привлекая их своим могуществом и более достойными условиями существования для этих народов и их элит.

Народы, включаемые в империю, сохраняли свою этническую принадлежность, свою религию и свой уклад жизни.

Между этими соперничающими цивилизации всегда было противостояние и борьба за первенство, нередко выливающееся в войны. Это жесткое противостояние сохранилось до сих пор.

Отсюда и нелюбовь Запада к России и постоянное соперничество.

Мы слишком разные, у нас принципиально отличающиеся цивилизационные основы и разные цивилизационные ценности.

Согласно теории Хантингтона, цивилизации не могут мирно существовать и объединяться. Они могут только поглотить одна другую и ведут войну на уничтожение, в которой не может быть примирения.

Западная цивилизация всегда вела борьбу за первенство с православной цивилизацией. Так в XIII веке во время четвертого крестового похода крестоносцев, Папа Римский Иннокентий III благословил их на разграбление Константинополя, и они вместо захвата Иерусалима ликвидировали Византийскую империю.

Византия потом восстановилась, но так и не смогла достичь былого величия, пав в XV веке под ударами турок.

Наследницей Византийской империи стала Москва — Третий Рим, как самая мощная православная держава того времени. Так Москва стала соперницей западной цивилизации.

Отсюда неприятие России в составе западной цивилизации и противостояние с ней. Мы там чужие и соперники в мировом устройстве.

Это соперничество ужесточилось в XX веке, когда Россия положила в основу своей государственной идеологии коммунизм. Идеи коммунизма на Западе не прижились, поскольку они строились на основе коллективизма и интересов общества, а основа западной цивилизации — индивидуализм.

Православие стало благодатной почвой для коммунизма, и его попытались реализовывать именно здесь.

Российская империя не исчезла, она трансформировалась в советскую империю с идеологией коммунизма, близкой к православию, она предложила народам другой путь развития и стала лидером в создании нового мироустройства.

Но эта национальная идея оказалась нереализуемой. Советский Союз развалился не потому, что на него напал Запад или кто-то его предал, а потому, что общество потеряло веру в коммунизм.

Исчезла та сила, которая сплачивала общество в достижении им коммунистической формации.

Государственная идеология не оправдала себя. Поэтому советское государство оказалось никому не нужным, прекратив свое существование.

Окраинные народы советской империи, почувствовав ее слабость, начали разбегаться по своим национальным углам, по своему недомыслию считая, что они могут стать маленькими Франциями.

Во всем винили и проклинали русский народ, одаривший их богатейшей культурой и экономическим благополучием.

Вместо идеологии коммунизма ни советская, ни младороссийская элита ничего нового не предложила. Поэтому на окраинах империи оказалась востребована идеология местного убогого национализма.

В России идеология национализма не победила и не могла победить, так как русский народ по своему духу имперский, ему мало национального государства, а объединяющая всех идея не была выдвинута, и имперский центр оказался не у дел.

Новая российская элита в стремлении обогатиться вбросили порочную идею построения архаичного капитализма и интеграции во враждебную западную цивилизацию, которая не собиралась помогать своим конкурентам и делала все возможное для уничтожения основ русской цивилизации.

В итоге этого русский народ и российское государство оказались в историческом вакууме. Империю цементирует национальная имперская идея, с ее исчезновением исчезает и сама империя. Россия как великое государство может существовать только как империя, какой она и была в предыдущие исторические периоды.

Такой статус предполагает наличие сильной государственной власти и воли элит и народа, способных оказывать влияние на международной арене. Россия уже не раз доказывала это.

Достаточно вспомнить, что в XX веке Россия дважды изменяла мировой порядок, в 1917, начав строить социалистическое общество, и в 1991, прекратив это строительство.

У России глубокие исторические корни и великое имперское прошлое, позволившие достичь вершин русского духа и могущественной государственности. Россия объединяет Русский мир — геополитическое, культурно-историческое и межгосударственное сообщество, объединенное причастностью к России и приверженностью к русской культуре, православной вере, общей исторической памяти.

Это мир, в котором своя система ценностей и общих взглядов на общественное мироустройство, и он никогда не устраивал Запад.

Русский человек не может успокоиться на малом. Ему всегда надо что-то великое, и он готов ради этого терпеть, страдать и переносить трудности. Почему Запад так боится русских? Потому, что знает русский дух, русское устремление, способное сделать мощный рывок, если выдвигается захватывающая идея развития, ради которой стоит жить и бороться.

Я помню, как полетел в космос Гагарин. Я тогда был школьником. Такого, как в то время, эмоционального народного подъема, трудно сейчас себе представить. Все от мала до велика чувствовали себя героями! Мы этого достигли!

В школе прекратили занятия, улицы были забиты ликующими людьми. Радость и торжество победы! Русский народ действительно может объединить великая идея и он способен на такие свершения. А в сегодняшней России нет ничего для подобного массового эмоционального подъема.

Что сейчас может объединить русский народ и народы Русского мира? Стремление к Победе! К победе в развязанной Западом войне против России.

И по мнению Запад, во всем виновата Россия!

Возрождение величия России. Чем не национальная идея для русского народа?! Стремление к победе в противостоянии с Западом на всех фронтах — экономическом, военном, политическом, социальном, научном.

Нужна национальная идея русского возрождения, русская реконкиста.

Против нас развязали войну на уничтожение, а мы прячем голову в песок. В мире всегда уважали силу, не обязательно военную, это может быть сила духа и стремление к победе. России необходимо четко заявить о своих национальных интересах. США почему-то могут говорить о своих национальных интересах где-то в Ираке или Ливии.

А Россия молчит о своих интересах даже на постсоветском пространстве. В национальных интересах России доказывать, что мы не являемся частью западной цивилизации.

У нас собственная цивилизация со своими цивилизационными ценностями и мы не должны допускать ущемления наших интересов. Мы должны защищать русский народ и своих союзников, в том числе и силой оружия. Только в этом случае Россия может стать центром притяжения для других стран и народов.

До тех пор, пока мы не докажем, что не являемся частью их системы и частью западной цивилизации, мы ничего не добьемся. Для успешного отстаивания своих интересов необходимо создавать новые институты и механизмы, в которых мы вместе с нашими союзниками будем устанавливать привила.

Пока что российское руководство делает только робкие шаги в отстаивании интересов русской цивилизации. Они делаются, и это нельзя не видеть. Да, они слишком робкие и неуверенные. Хотелось бы большего. Но мы не знаем всех условий, в которых они совершаются.

Любая деятельность оценивается по результату, а результаты пока что не впечатляющие. Либеральное крыло российских элит явно этому препятствует, и придет время, когда оно неизбежно должно будет покинуть властный Олимп, так как не вписывается в русскую цивилизацию и является чужой за русским столом.

Здравомыслящие и патриотические силы в среде элит должны способствовать этому и начинать эпоху русского возрождения. Россия пока не стала лидером нового мироустройства, а только отвечает на вызовы Запада.

России давно пора просыпаться и отстаивать свои интересы. Для этого все есть: грамотный и волевой народ, развитая наука и промышленность, практически все мировые запасы ресурсов, мощная армия с грозным вооружением. Есть и привлекательная идея построения общества социальной справедливости, позволяющая сплотить русский народ и вернуть доверие родственных народов, дав им возможность строить у себя такое же общество в рамках общей русской цивилизации.

Не силой заставлять объединяться или покупать их, а создавать условия, при которых они сами будут стремиться к взаимовыгодному объединению и способствовать этому.

Национальные интересы России заключаются в построении сильного российского государства, обеспечивающего в первую очередь благосостояние и безопасность своего народа, как у Солженицына — сбережение русского народа. И начинать надо с внутреннего обустройства России, с построения общества социальной справедливости.

Идеологию можно победить только другой идеологией. Русскую цивилизацию стремится поглотить западная цивилизация, идеология которой построена на либерализме, с принципом индивидуального накопления капитала в ущерб интересам общества.

Принципы социальной справедливости предполагают равенство всех граждан перед законом, распределение общественных благ по заслугам, гарантии каждому трудоспособному работы в соответствии с его уровнем знаний и квалификации при достойном вознаграждении, социальную защищенность нетрудоспособных, равный доступ всех граждан к образованию, здравоохранению, культуре.

Эти принципы способствуют вовлечению граждан в решение проблем общества и страны.

Принципы социальной справедливости кардинально отличаются как от принципов либеральной экономики, где все построено на накоплении капитала и естественно сосредоточении власти в руках группы лиц в ущерб интересам общества, так и социалистического принципа уравнивания всех — забрать у сильного и предприимчивого и отдать слабому.

Первое и второе порождает несправедливость.

Люди по своей природе разные, и у них разные возможности по своему вкладу в общество. Предприимчивость должна быть сохранена и должна работать, в том числе, в интересах общества. Когда предприимчивость начинает вступать в противоречие с общественными интересами, она может быть ограничена определенными рамками, для этого существуют экономические и социальные механизмы и государство должно ими грамотно пользоваться.

Система должна работать таким образом, чтобы капитал способствовал развитию общества, а не паразитировал на нем, он не должен уходить за рубеж.

Да, это противоречит либеральным ценностям. А кто сказал, что мы должны их соблюдать? Мы строим свою цивилизацию, и у нас должна быть своя система цивилизационных ценностей. Гражданам, которые захотят жить в таком государстве, придется принять эти ценности и соблюдать их.

Для введения этих принципов не нужны революции, нужна только воля государственных мужей. Каждому гражданину должна быть предоставлена возможность проявить себя и по заслугам оценить его.

Справедливое и равное отношение государства ко всем гражданам цементирует общество и государство и способствует выполнению стоящих перед ними целей.

Реализация такой национальной идеи позволит России, как это уже было не раз, подняться из руин, восстановить имперский дух и стать единым домом для всех народов Русского мира. По-другому она не сможет существовать.

Фундаментом этого дома является русский народ с его многовековой историей, культурой, православной верой и стремлением построить общество социальной справедливости.


Но национальная идея, то есть представление нации о смысле своего существования, о целях и методах развития (национальное самосознание) спокойно может совмещать в себе совершенно несовместимое с идеологической точки зрения. Например, коммунистический Китай строит по краснозвездным флагом вовсе не коммунизм, а вполне себе капиталистическое общество, где частному капиталу предоставлены очень большие возможности, права и свободы, а в эксплуатации человека человеком общество не видит ничего предосудительного. Но капитал в Китае начисто лишен каких-либо политических прав. Власть (бюрократия) совершенно отделена от собственности. Модель государственности Китая с полным основанием можно назвать фашистским, либерального в ней нет ничего, в отличие от экономики. Свобода слова жесточайше подавляется, демократия и политическая конкуренция отсутствуют, у власти находится тоталитарный однопартийный режим. Да, формально в Китае несколько партий, и они даже представлены в парламенте, но, во-первых, они не являются оппозиционными по отношению к правящей КПК, во-вторых, их значение чисто номинальное. При Гитлере в Германии тоже продолжала существовать многопартийность, под запретом оказались только коммунисты и социал-демократы. А то, что правые партии добровольно решили слиться с НСДАП или самораспуститься – так на то их демократическая воля.

Как видим, китайская национальная идея есть симбиоз не просто различных, а антагонистических иделогических концептов. Даже в экономике принципы инвестиционной открытости, рыночной конкуренции и частной инициативы совмещается с приматом государственного централизованного управления и планирования. Ни о каком рыночном регулировании курса национальной валюты и речи не идет. Курс доллара определяется ЦК КПК. Однако успехи китайского пути развития всем очевидны. Поэтому следование взаимоисключающим идеологическим установкам в рассматриваемом случае следует признать целесообразным. По крайней мере на данном историческом этапе.

В чем еще существенная разница между идеологией и национальной идеей помимо того, что последняя всегда носит синтетический характер? Идеология, даже бурно развиваясь, сохраняет преемственность по отношению к своему идейному базису. Современный гламурный социальный либерализм и неолиберализм (рыночный фундаментализм) при всех противоречиях между собой наследуют классическому либерализму XIX столетия. А вот национальная идея не может быть неизменной и даже не всегда сохраняет преемственность, являя собой реакцию социума на изменившиеся условия существования. Часто эта реакция носит революционный характер, знаменуя собой кардинальные сдвиги в массовом сознании.

Кстати, сегодня совершенно точно РФ не является империей. Просто не существует той культуры, эстетики, ценностей, которые бы Россия могла нести вовне на острие штыков или вентилях газпромовских труб. Но инерция общественного сознания такова, что мировозрение у ширнармасс осталось преимущественно имперским. Население бывшей сверхдержавы мучительно переживает коллапс империи и жаждет увидеть возврат былого величия. С некоторой натяжкой можно усмотреть экспансионизм в войнах, которые ведет нынешний кремлевский режим (Ливия, Сирия, Грузия, Украина, Молдавия). Но это всего лишь имитация. Экспансия как бы есть, но содержания в ней абсолютно отсутствует. Это больше похоже на экспансию криминальных группировок, которые пытаются застолбить за собой какие-то территории или рыночные ниши. К империализму, как парадигме развития, субкультура АУЕ не имеет ни малейшего отношения. Однако раз в массах есть запрос на имперство, то он удовлетворяется. Чисто бандитским отжимам придается романтический ареол ренесанса сверхдержавы. Но это лишь видимость, которую создает пропаганда.

Спор, в котором мечте об идеальном обществе противопоставляются реальные ужасы диктаторских режимов прошлого столетия, представляется мне совершенно бессмысленным. Вот, например, христианская религия сформировала гораздо более масштабный социальный миф о царстве божием на земле. Но кому из вас придет в голову предъявлять претензии, скажем, католической церкви или лично папе римскому, что за две тысячи лет церковь так и не смогла реализовать этот мегапроект? Социальный миф – он на то и миф, что реализован быть не может, но является важным механизмом модернизации общества. Надеюсь, никто не будет оспаривать важность роли христианства в превращении диких европейских варваров в носителей высокой культуры и прогресса?

Давайте рассмотрим для примера современный Иран. В связи с последними бурными событиями на Ближнем Востоке интерес к этой стране весьма высок. Но понять ее сущность людям, привыкшим оперировать примитивными шаблонами, будет трудно. Нужно рассмотреть Иран в нескольких измерениях:

Идеология – консерватизм (религиозный фундаментализм).
Социальный миф – панисламизм. Знатоки, наверное, лучше определят, как называется мечта о слиянии всех мусульман мира в единую умму.
Национальная идея – противостояние западному империализму, экспорт исламской революции.
Господствующий класс (сословие) – духовенство.
Общественный строй – идеократический (примат контроля сознания над контролем собственности).
Социально-экономическая формация – индустриализм. При этом в хозяйстве велико значение рентной составляющей.
Модель политической организации – тоталитарная.
Форма государственного устройства – фашизм.
Парадигма развития – имперская. Ярко выражена внешняя экспансия, направленная на построение так называемого шиитского полумесяца – блока стран-сателлитов, опираясь на которые Иран намерен доминировать в ближневосточном регионе, а в идеале - всем исламском мире.

Так что же такое идеология? Является ли она наукой, на что намекает вторая часть этого слова? Нет, к науке идеология прямого отношения не имеет, хотя идеологи охотно прибегают к научной терминологии. Маркс даже имел претензию на создание научного инструмента конструирования социума, противопоставляя свое учение идеологиии, которая есть в его понимании ложь, схоластика и популизм. Парадокс, однако, в том, что его последователи старательно и не без успеха пытались превратить марксизм именно в идеологию.

На самом деле идеология – знание о социальной реальности, за которым стоят чьи-то интересы. Из этого со всей определенностью вытекает, что идеология – инструмент групповой идентичности. Таким образом вопрос, вынесенный в заглавие, полностью теряет свой смысл. Общество никогда не будет однородным, имеющим общие идентичность и интересы, как бы того не желали тоталитаристы-утописты. Поэтому различные социальные группы (страты, классы, этнические общности, религиозные общины и т.д.) будут продвигать различные идеологические концепты. Между ними будет происходить борьба, какая-то идеология станет доминировать на определенном этапе и, будучи выраженной в политической доктрине, окажет существенное влияние на стратегию развития (от этого будет выигрывать определенная часть общества). Так же на вектор генезиса социума будет оказывать влияние доминирующий социальный миф, парадигма развития и, главным образом, текущие условия существования. Идеология выражает логику намерений, но в реальной жизни мы вынуждены руководствоваться в первую очередь логикой необходимости.


Читайте также: