Шифрование информации 5 класс план урока

Обновлено: 04.07.2024

Учащимся на уроке предоставляется возможность:

индивидуального темпа обучения;

приобретение навыка оптимального использования персонального компьютера как обучающего средства.

Учитель получает возможность:

провести быструю индивидуальную диагностику результативности процесса обучения, используя электронное приложение, так как автоматически проходит процесс проверки правильности ответа обучающегося.

Ключевые слова:

- закрепить знания обучающихся об информационных процессах;

- обратить внимание обучающихся на многообразии кодов в нашей жизни;

- сформировать общие представления о роли кодирования информации;

- закрепить полученные знания о кодировании и декодировании информации на практике. [ 1]

Тип урока : комбинированный

Сформировать у обучающихся понимание процесса кодирования информации.

Показать существующие виды кодирования.

Продолжить развивать умение обучающихся высказываться на заданную тему, сопоставлять, анализировать, логически мыслить.

Активизировать у обучающихся интереса к предмету, формирование познавательной потребности. [ 2]

Планируемые результаты:

общие представления о кодах и кодировании;

умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования.

умение декодировать информацию из одной формы в другую;

понимание необходимости выбора той или иной формы представления информации в зависимости от задачи.

понимание значения кодов в жизни человека;

интерес к изучению информатики. [1]

Основные понятия: код, кодирование информации, декодирование информации.

Средства обучения:

компьютеры Windows 7 с доступом в Интернет.

Структура и основное содержание урока. Методы и методические приёмы

Актуализация знаний, контроль знаний, подготовка к изучению нового материала.

Изучение нового материала.

Закрепление изученного материала. Организация проверки прочности усвоения знаний.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Дети рассаживаются по местам.

Актуализация знаний, контроль знаний, подготовка к изучению нового материала.

Прежде чем приступить к изучению новой темы, необходимо повторить материал, изученный на прошлом уроке.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:

Что такое информация? (Информация - это сведения об окружающем нас мире .

Какие действия человек совершает с информацией? (Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации.)

Как человек хранит информацию? ( Хранение информации в уме - собственная (внутренняя информация) - оперативная память; внешняя память (долговременная). Также существует память отдельного человека и память человечества).

Какие современные носители информации вам известны? (Магнитные - винчестер, дискета; лазерные диски - CD и DVD , флеш-карты).

Давайте посмотрим на следующий слайд. Этот человек пытается нам сказать что-то, но мы не можем его понять. Давайте подумаем, что он хочет сообщить нам этим жестом? (показывает число 5, показывает, что всё хорошо, передает привет)

Мы не можем точно утверждать, что именно нам хотят сказать, потому что в разных странах одни и те же жесты означают разное. И что же следует сделать, чтобы правильно понять людей этих стран? (знать жесты, знать, что они означают, какое действие, предмет, явление этими жестами закодировано ) . Давайте попробуем выяснить, что же объединяет Ваши ответы и определим тему урока (главное – жест может означать разные понятия, то – что под этим жестом закодировано, тема урока – кодирование информации ).

Изучение нового материала.

Информация, которую мы получаем из окружающего мира поступает к нам в виде условных знаков или сигналов самой разной физической природы. При разговоре информация кодируется с помощью звуков, комбинации из которых образуют слова, а также с помощью жестов, мимики. При записи слова могут быть закодированы с помощью букв, числа с помощью цифр и т.д.

Для того чтобы произошла передача информации, мы должны не только принять сигнал, но и расшифровать его.

Для правильного понятия разных сигналов требуется разработка кода или кодирование.

Давайте запишем определения, что такое код, кодирование.

Код - это система условных знаков для представления информации.

Кодирование - формирование представления информации с помощью некоторого кода (или можно сказать, что кодирование, это переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки).

Обратное преобразование называется декодированием .

Ребята, запишите себе в тетрадь, что:

Декодирование - это процесс восстановления содержания закодированной информации. [3]

Необходимость кодирования информации возникла задолго до появления компьютеров. Речь, азбука и цифры – есть не что иное, как система моделирования мыслей, речевых звуков и числовой информации. В технике потребность кодирования возникла сразу после создания телеграфа, но особенно важной она стала с изобретением компьютеров. [4]

Одна и та же информация может быть закодирована в различных видах. Количество учеников в классе может быть закодировано в виде рисунка, диаграммы, буквенной или числовой записи. При этом сама информация остается неизменной, меняются лишь способы кодирования. Выбор способа кодирования информации зависит от целей кодирования.

Человечество в ходе своего развития придумало различные способы кодирования информации. Следы древних систем счета и кодирования чисел встречаются и сегодня в культуре и обычаях многих народов.

Существует три основных способа кодирования информации:

Графический способ - с помощью рисунков или значков;

Числовой способ - с помощью чисел;

Символьный способ - с помощью символов того же алфавита, что и текст.

Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Так:

числовая информация кодируется арабскими, римскими цифрами ;

для общения мы используем код – язык: в России – русский, в Китае – китайский ;

с помощью нотных знаков кодируется любое музыкальное произведение, а на экране проигрывателя вы можете увидеть громкий или тихий звук, закодированный с помощью графика;

часто бывает так, что информацию надо сжать и представить в краткой, но понятной форме. Тогда применяют пиктограммы, например, на двери магазина, на столбах в парке, на дороге.

Для передачи информации, людьми были придуманы специальные коды, к ним относятся: азбука Брайля, азбука Морзе, флажковая азбука. [ 3]

ФИЗМИНУТКА (для глаз и шеи)

Закрепление изученного материала. Организация проверки прочности усвоения знаний.

Отдохнули, а теперь мы с вами выполним практические задания для закрепления. Возьмите карточки № 1. На них представлена таблица с азбукой Морзе и задание. Каждой букве алфавита соответствует определенная последовательность символов азбуки Морзе. Попробуйте расшифровать закодированную информацию.

Хорошо, замечательно справились с первым заданием. Теперь продолжим обсуждать тему Кодирование. Как вы думаете, а можно закодировать текст, не используя ни точек, ни тире? (да, используя цифры) . Верно, это называется цифровым кодом, давайте попробуем декодировать информацию с карточек № 2. В карточке у вас представлена таблица шифрования букв русского алфавита с помощью цифр. Какую закономерность Вы заметили? (каждой букве алфавита соответствует ее порядковый номер). Правильно. Приступаем теперь к декодированию.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Перед Вами представлены вопросы по декодированию информации. Из 4 вариантов ответа Вам необходимо выбрать лишь один правильный ответ.

Молодцы ребята! Все справились с поставленными вопросами.

Наш урок подходит к концу. Давайте подумаем, что мы с вами сегодня успели сделать, над какой проблемой поработали

повторили и закрепили материал, пройденный на прошлом уроке;

изучили новый материал - кодирование информации;

закрепили новый материал на практике, решая задачи на кодирование и декодирование.

Ребята, скажите, пожалуйста, понравился ли вам урок?

Что вы узнали на уроке? Чему научились?

Какие трудности возникли и как вы их преодолели?

Поднимите руки, кто считает, что понял тему и кому понравился урок! Молодцы, сегодня Вы получаете золотую олимпийскую медаль!

Поднимите руки, кто считает, что урок был интересный, но кто тему совсем не понял. Хорошо, в следующий раз мы с Вами будем работать усерднее, а сегодня Вы получаете серебряную медаль.

Поднимите руки те, кто ничего не понял и кому урок показался скучным? Увы, сегодня у Вас лишь бронзовая медаль.

Параграф 1.6 учебника, Рабочая тетрадь стр. 59 № 83, 84,85.

Дополнительное задание: Рабочая тетрадь стр. 65 № 89, 90.

Ребята, Вы все сегодня молодцы! Спасибо за работу. До свидания.

Библиографический список.

Босова Л.Л. "Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие, Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013 г., стр. 57-60.

Босова Л.Л. "Информатика: Учебник для 5 класса", Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2014 г., п. 7, стр.46-49.

Бекман Игорь Н. Информатика. Курс лекций Лекция 12. Кодирование информации.

Здесь будет файл: /data/edu/files/z1449552610.pptx (Презентация к уроку Кодирование информации)

Прежде чем приступить к изучению новой темы, мы с Вами повторим материал, изученный на прошлом уроке.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ: (см. Презентация, слайд 2)

  1. Что такое информация? /Информация - это сведения об окружающем нас мире (всё что нас окружает)/.
  2. Какие действия человек совершает с информацией? /Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации./

(см. Презентация, слайд 3)

  1. Как человек хранит информацию? /Хранение информации в уме - собственная (внутренняя информация) - оперативная память; внешняя память (долговременная). Также существует память отдельного человека и память человечества./
  2. Человек передает информацию. Какова схема передачи информации? /источник — информационный канал - приёмник/

(см. Презентация, слайд 4)

Ребята, посмотрите на слайд. Это наскальный рисунок древних людей. Как вы думаете, что они хотели сообщить этим рисунком? (Охоту, направление где находятся животные, запретный знак)

Но мы не можем точно утверждать, что именно нам хотели передать эти люди. Информация осталась засекреченной, так как древние люди не дожили до наших времен.

А на следующих слайдах находится на первый взгляд не понятная для нас информация, но мы можем её прочитать, потому, что мы знаем определённые правила и можем её преобразовать.

(см. Презентация, слайды 5-8)

3. Изучение новой темы.

История кодирования информации начинается в доисторической эпохе, когда первобытный человек выбивал в скале незамысловатые образы известных ему объектов окружающего мира и развивается в настоящее время.

Информация может поступать от передатчика к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим, в виде жеста, слова, движения, другого условного знака (мои жесты на уроке).

(см. Презентация, слайд 9)

Для того чтобы произошла передача информации, приёмник должен не только принять сигнал но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника - человек понимает, что пришло время просыпаться; телефонный звонок - кому-то нужно с вами поговорить; школьный звонок - сообщает учащимся о долгожданной перемене.

Для правильного понятия разных сигналов требуется разработка кода или кодирование.

Ребята, откроем учебники на стр. 47 и в блокнотах запишем определения, что такое код, кодирование.

Код - это система условных знаков для представления информации.

Кодирование - формирование представления информации с помощью некоторого кода. (или можно сказать, что кодирование, это переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки).

(см. Презентация, слайд 10)

Множество кодов очень прочно вошли в нашу жизнь. И сейчас мы рассмотрим некоторые из них.

Кодирование текста происходит с помощью букв, Кодирование чисел — с помощью цифр.

(см. Презентация, слайд 11)

Кодирование музыки — нотами, регулирование дорожного движения с помощью дорожных знаков. Найдите в учебниках знаки, что они обозначают?

(см. Презентация, слайд 12)

В школе используется кодирование для оценки ваших знаний, вы пишите что-то в тетради - на самом деле вы кодируете информации с помощью специальных символов, эти символы - буквы. При отправлении писем почтой используют почтовые индексы (код населённого пункта)

(см. Презентация, слайд 13)

Это коды, которые всем известны и понятны. Но людьми были придуманы специальные коды, которые знают не все. К таким кодам относятся: Азбука Брайля, азбука Морзе, флажковая азбука.

В середине 19 века французский педагог Луи Брайль придумал специальный шрифт для слепых. Буквы этого шрифта выдавливались на листках плотной бумаги. Проводя пальцами по образовавшимся от уколов выступам, люди учатся различать буквы и могут читать специальные книги. Специальными жестами разговаривают глухонемые люди.

(см. Презентация, слайд 14)

(см. Презентация, слайд 15)

(см. Презентация, слайд 16)

Существуют различные способы кодирования. Одна и та же информация может быть представлена разными кодами. Способы кодирования зависят от цели, ради которой осуществляется кодирование. Три основных способа кодирования информации:

  1. Графический - с помощью рисунков или значков;
  2. Числовой - с помощью чисел;
  3. Символьный - с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст.

(см. Презентация, слайд 17)

Теперь мы точнее можем сказать, что такое кодирование на стр. 49 учебника /переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи и обработки информации/

(см. Презентация, слайд 18)

А что такое декодирование? Обратное преобразование называется декодированием.

Ребята, найдите в учебнике и запишите в блокноты что такое декодирование.

/Декодирование — это действия по восстановлению первоначальной формы представления информации/.

(см. Презентация, слайд 19, 20)

Закрепление новой темы.

(см. Презентация, слайд 21)

Ребята, сейчас мы с вами выполним практические задания для закрепления. Послушайте условия выполнения работы:

Вы разделитесь на две команды.

Придумайте и скажите название команды. А наши гости будут фиксировать ваши результаты.

Выберите капитана команды.

(см. Презентация, слайд 22)

У вас на столах лежат карточки, которые помогут вам выполнить предложенные задания.

На выполнение задания дается определённое время, если выполняется раньше - команда получает 1 балл. Напоминаю: соблюдать тишину и ТБ в компьютерном классе!

(см. Презентация, слайд 22,23)

(см. Презентация, слайд 24)

Задание №1 "Расшифровать следующие записи, используя таблицу азбуки Морзе"

(закодированное слово в столбик)

(см. Презентация, слайд 25)

(см. Презентация, слайд 26)

задание №2 индивидуальное: "Декодирование слов по номерам букв" по два представителя из команд (индивидуальное задание) — раздать отдельные карточки

(см. Презентация, слайд 27)

Пока представители команд работают, все остальные коллективно выполняем следующее задание №3. (см. Презентация, слайд 28)

Декодируйте информацию, зная что каждой букве соответствует пара чисел, где первое

число – номер столбца, а второе число – номер строки в кодовой таблице:

(5, 3) (2, 2) (5, 2) (8, 3) (2, 3) (1, 3)

Задание №4 "Заменить буквы её порядковым номером в алфавите: Аa 1, Б 2, В 3, :, Я 33"( все вместе)

(см. Презентация, слайд 29)

Задание №5 "Закодировать текст используя код Цезаря (на 1 букву вперёд)"

(см. Презентация, слайд 30)

Следующим заданием будет практическая работа по декодированию информации.

(см. Презентация, слайд 31)

Подведение итогов. На столах у каждого лежат смайлики. С их помощью можно закодировать например свое настроение. Дорисуйте ротик смайлику и покажите мне, какое настроение у вас.

Наш урок подходит к концу. На уроке мы узнали что такое кодирование, способы кодирование, и поработали с кодированной информацией.

За активную работу на уроке получают оценки : ___________

(см. Презентация, слайд 32)

6. Домашнее задание

Параграф 7; Р/т № 83,86,89, стр. 56-62

  1. Босова Л.Л. "Информатика: Учебник для 5 класса", Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2007г., §1.6, стр.25-28.
  2. Босова Л.Л. "Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие, Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2007г., стр. 106-110.
  3. Босова Л.Л. "Рабочая тетрадь по информатике 5 класс", Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2006г.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Вопросы для повторения: Что такое информация? Информация – это сведения об окружающем нас мире (всё что нас окружает). Какие действия человек совершает с информацией? Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации.

Как человек хранит информацию? Хранение информации в уме – оперативная память (внутренняя информация); внешняя память (долговременная). Также существует память отдельного человека и память человечества. Человек передает информацию. Какова схема передачи информации? Информационный канал Источник информации Приёмник информации

В мире кодов Информация может поступать от источника к приёмнику с помощью различных сигналов. Чтобы произошла передача информации, приёмник информации должен не только получить сигнал, но и расшифровать его. Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода.

Кодирование информации Код – это система условных знаков для представления информации. Кодирование – это перевод информации в удобную для передачи, обработки или хранения форму с помощью некоторого кода. Декодирование – это процесс восстановления содержания закодированной информации.

В мире кодов КНИГА – русский язык BOOK – английский язык BUCH – немецкий язык LIVRE – французский язык 12 – число, записанное вавилонской клинописью Текстовая информация Числовая информация – число, записанное арабскими цифрами – число, записанное римскими цифрами

Кодирование на дорогах Кодирование музыки

Азбука Брайля Язык глухонемых - где символами языка служат определенные знаки.

Сигнальные коды Азбука Морзе Флажковая азбука

Двоичное кодирование 00001110 00010110 00100110 00100110 01000110 01111110 01000110 01000110 1100 0000 1100 0010 1101 0001 00111111 А В С 63

Способы кодирования информации Одна и та же информация может быть представлена разными кодами (в разных формах). Способ кодирования информации зависит от цели, ради которой осуществляется кодирование. Основные способы кодирования: графический (рисунки, значки) числовой символьный.

Действия по восстановлению первоначальной формы представления принято называть декодированием . Декодирование информации Звуковой сигнал Электрический сигнал Звуковой сигнал !

Отметим на координатной плоскости точки А(4,1), В(4, 2), С(1, 2), D(4 , 5), E(2 , 5), F(4 , 7),G(3 , 7), H(5 , 9), I(7 , 7), J(6 , 7), K(8 , 5), L(6 , 5), M(9 , 2), N(6 , 2), O(6 , 1). Вывод : произошло изменение формы представления информации с числовой на графическое. 1 1 0 5 10 5 10 Y X A B C D E F G H I J K L M N O Соединим полученные точки отрезками: A-B-C-D-E-F-G-H-I-J-K-L-M-N-O -А . Пример

Подготовительный этап - Разделение класса на 2 команды. - Придумать и записать название своей команды. - Записать всех участников команды в карточке. - Выбрать капитана команды.

Работая в группе, будьте взаимовежливы! Соблюдайте тишину и правила техники безопасности в компьютерном классе.

Задание № 1 Расшифровать следующие записи, используя таблицу азбуки Морзе:

Команды 1 2 М О Н И Т О Р П Р И Н Т Е Р цифра текст

Задание №2 Декодирование слов по номерам букв (конкурс представителей команд)

Декодируйте информацию, зная что каждой букве соответствует пара чисел, где первое число – номер столбца , а второе число – номер строки в кодовой таблице: (5, 3) (2, 2) (5, 2) (8, 3) (2, 3) (1, 3) ДРУЖБА Задание 3 Проверка

Задание № 4 Заменить буквы её порядковым номером в алфавите: А  1, Б  2, В  3, …, Я  33

Команды 1 2 Алфавит Тетрадь Блокнот Циркуль 1 13 22 1 3 10 20 20 6 20 18 1 5 30 2 13 16 12 15 16 20 24 10 18 12 21 13 30

Задание № 5 Закодировать текст используя код Цезаря (на 1 букву вперёд)

Команды 1 2 Компьютер Клавиатура Таблица График лпнрэяуёс лмбгйбуфсб убвмйчб дсбхйл

Прежде чем приступить к изучению новой темы, мы с Вами повторим материал, изученный на прошлом уроке.

  1. Что такое информация? /Информация - это сведения об окружающем нас мире (всё что нас окружает)/.
  2. Какие действия человек совершает с информацией? /Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации./
  3. Как человек хранит информацию? /Хранение информации в уме - собственная (внутренняя информация) - оперативная память; внешняя память (долговременная). Также существует память отдельного человека и память человечества./
  4. Какие современные носители информации вам известны? /Магнитные и лазерные диски, флеш-карты - обладают большой ёмкостью, надёжны и компактны. Винчестер (жёсткий диск)/

(см. Презентация, слайд 2-3)

3. Изучение новой темы.

История кодирования информации начинается в доисторической эпохе, когда первобытный человек выбивал в скале незамысловатые образы известных ему объектов окружающего мира.

Информация может поступать от передатчика к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим, в виде жеста, слова, движения, другого условного знака.

Для того чтобы произошла передача информации, приёмник должен не только принять сигнал но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника - человек понимает, что пришло время просыпаться; телефонный звонок - кому-то нужно с вами поговорить; школьный звонок - сообщает учащимся о долгожданной перемене.

Для правильного понятия разных сигналов требуется разработка кода или кодирование.

Ребята, давайте запишем определения, что такое код, кодирование.

Код - это система условных знаков для представления информации.

Кодирование - формирование представления информации с помощью некоторого кода. (или можно сказать, что кодирование, это переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки).

Обратное преобразование называется декодированием.

Ребята, запишите себе в тетрадь, что:

Декодирование - это процесс восстановления содержания закодированной информации.

(см. Презентация, слайд 4)

Способ кодирования зависит от цели, ради которой осуществляется.

  1. Графический - с помощью рисунков или значков;
  2. Числовой - с помощью чисел;
  3. Символьный - с помощью символов того же алфавита, что и текст.

(см. Презентация, слайд 5)

  • числовая информация кодируется арабскими, римскими цифрами. (часы в классе)
  • для общения мы используем код - русский язык, в Англии - английский и т.д. (см. Презентация, слайд 6)
  • с помощью нотных знаков записуется (кодируется) любое музыкальное произведение правила дорожного движения закодированы с помощью дорожных знаков (см. Презентация, слайд 7)
  • код используется для оценки ваших знаний в школе ("5" отлично и т.д.), вы пишите что-то в тетради - на самом деле вы кодируете информации с помощью специальных символов, эти символы - буквы.
  • свой код (почтовый индекс) имеет каждый населённый пункт.

(см. Презентация, слайд 8)

Людьми были придуманы специальные коды, к ним относятся: Азбука Брайля, азбука Морзе, флажковая азбука. В середине 19 века французский педагог Луи Брайль придумал специальный шрифт для слепых. Буквы этого шрифта выдавливались на листках плотной бумаги. Проводя пальцами по образовавшимся от уколов выступам, люди учатся различать буквы и могут читать специальные книги. Шифрование - это тоже кодирование, но с засекреченным методом, известным только источнику и адресату.

Характерной особенностью азбуки Морзе является переменная длина кода разных букв, поэтому код Морзе называют неравномерным кодом.

(см. Презентация, слайд 9-10)

Двоичное кодирование - это перевод десятичных чисел в двоичную систему счисления. Вся информация, поступающая в компьютер (винчестер) кодируется числами 1 и 0, это может быть картинка, буквы, числа, так поступающую информацию видит компьютер.

(см. Презентация, слайд 11)

Закрепление новой темы.

Ребята, сейчас мы с вами выполним практические задания для закрепления. Послушайте условия выполнения работы:

Вы разделитесь на две команды.

Придумайте и запишите название команды.

Выберите капитана команды.

(см. Презентация, слайд 12)

У вас на столах лежат карточки, которые помогут вам выполнить предложенные задания.

На выполнение задания дается определённое время, если выполняется раньше - команда получает 1 балл. Напоминаю: соблюдать тишину и ТБ в компьютерном классе!

(см. Презентация, слайд 13, 14)

Задание №1 "Расшифровать следующие записи, используя таблицу азбуки Морзе"

(закодированное слово в столбик)

(см. Презентация, слайд 15-16)

  • Сердце
  • Круг
  • Букву М
  • Квадрат
  • Треугольник
  • Шпалы

(см. Презентация, слайд 17)

Задание №2 "Декодирование слов по номерам букв (конкурс капитанов)"

Задание №3 "Заменить буквы её порядковым номером в алфавите: Аa 1, Бa 2, Вa 3, :, Яa 33"

(см. Презентация, слайд 20-21)

Задание №4 "Закодировать текст используя код Цезаря (на 1 букву вперёд)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Сформировать понятие кодирования информации, дать представление о кодах и способах кодирования, декодирования текстовой информации.

9. Задачи:

-развивающие развивать умение высказываться на заданную тему, сопоставлять, анализировать и логически мыслить;

-воспитательные - активизация потребности, интереса к предмету, воспитание усидчивости, чувства самоуважения, привитие аккуратности, навыков самостоятельной работы.

Тип урока изучение нового материала.

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Необходимое техническое оборудование: Проектор, экран, компьютер, презентация.

Структура и ход урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Организационный этап

- Проверка подготовленности учащихся к учебному занятию;

- Настрой учащихся на работу.

Здравствуйте, садитесь.

Посмотрите, все ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка.

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Прозвенел сейчас звонок,

Начинаем наш урок.

- Настраиваются на работу.

Повторение пройденного материала, постановка проблемы (определение темы урока учащимися)

Прежде чем приступить к изучению новой темы, мы с вами повторим материал, изученный на прошлом уроке.

Вопросы для повторения:

Что такое информация?

Какие действия человек совершает с информацией?

Как человек хранит информацию?

Какие современные носители информации вам известны?

Давайте обратим внимание на следующий слайд. Этот человек пытается нам сказать что-то, однако мы не можем его понять. Как вы думаете, что он хочет сообщить нам этим жестом?

Но мы не можем точно утверждать, что именно он нам хочет сказать, поскольку в разных странах одни и те же жесты означают совершенно разное. И что же следует предпринять, чтобы правильно понять людей этих стран?

Давайте подумаем и попробуем выяснить, что же самое главное в ваших ответах и определим тему урока.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Информация - это сведения об окружающем нас мире (все, что нас окружает).

Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации.

Хранение информации в уме - собственная (внутренняя информация) - оперативная память; внешняя память (долговременная). Также существует память отдельного человека и память человечества

Магнитные - винчестер, дискета; лазерные диски - CD и DVD , флеш-карты.

1) показывает число 5,

2) показывает, что всё хорошо,

3) передает привет

1)знать жесты,

2)знать, что они означают, какое действие, предмет, явление этими жестами закодировано

главное – жест, он может означать разные понятия, то – что под этим жестом закодировано,

тема урока – кодирование информации

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с понятиями кода, кодирования и декодирования информации и постараемся научиться кодировать и декодировать информацию различными способами

Записывают число и тему урока

Этап изучения новых знаний

Информация и информационные процессы. Обмен информацией.

Определение понятия "кодирование информации" (N 135044)

Кодирование информации голосовыми связками при устном общении (N 135036)

Кодирование информации при почтовой переписке (N 134922)

Представление текста в различных кодировках

Примеры кодов (N 135115)

Информация, которую мы получаем из окружающего мира поступает к нам в виде условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Что это?

Для того чтобы произошла передача информации, мы (приемник) должны не только принять сигнал но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника - человек понимает, что пришло время просыпаться; телефонный звонок - кому-то нужно с вами поговорить; школьный звонок - сообщает учащимся о долгожданной перемене.

Как вы думаете, достаточно ли наличия источника информации, приемника и информационного канала для осуществления передачи информации? Обсудите этот вопрос с соседом по парте.

В конце урока мы попытаемся ещё раз ответить на этот вопрос.

Для правильного понятия разных сигналов требуется разработка кода или кодирование.

Ребята, давайте теперь запишем определения в тетрадь.

Код - это система условных знаков для представления информации.

Кодирование - формирование представления информации с помощью некоторого кода (или можно сказать, что кодирование, это переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки).

Ребята, а как будет называться обратное преобразование?

Ребята, запишите себе в тетрадь, что:

Декодирование - это процесс восстановления содержания закодированной информации.

Способ кодирования зависит от цели, ради которой осуществляется.

Для передачи информации, людьми были придуманы специальные коды, к ним относятся: азбука Брайля, азбука Морзе, флажковая азбука и другое.

Это свет, звук, запах, касания, это слова, значки, символы, жесты и движения.

Читайте также: