Какая бывает роса на траве куда девается вода из моря 3 класс школа россии

Обновлено: 05.07.2024

2.Сопостовление научного и художественного стиля текста, текста рассуждения и описания.

Глоссарий по теме

Художественный стиль – это стиль художественной литературы. Он воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

Описание – это текст, который описывает признаки чего-либо.

Рассуждение - это текст, который объясняет причину какого-то явления или события.

Сравнение – сопоставление изображаемого предмета с другим предметом по их общим признакам

Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать

Метафора – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту

Эпитет – образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.

Ключевые слова

Типы текстов; описание; рассуждение; средства художественной выразительности; метафора; сравнение; эпитет; научно-познавательный текст; художественный текст.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

На уроке мы узнаем о научном и художественном стилях текста.

Научимся различать описание и рассуждение. Сможем сами сочинить тексты разных типов.

Основное содержание урока

У: Обратите внимание на заголовок.

У: Прочитайте подзаголовок.

В: Что такое описание?

У: Описание – это тип текста, в котором описываются какие-либо предметы, явления.

У: Все ли слова вам понятны.

У: Алмаз – это метафора. Что называет автор алмазами?

В: Капли росы. Лев Николаевич Толстой описывает росу, стараясь передать нам свои впечатления от этого необыкновенно красивого явления природы.

У: Какие средства выразительности он для этого использует.

Что такое бархат?

У: Бархат - плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.

Какие ещё средства выразительности вы нашли?

У: Давайте подведем итог. Почему этот текст является описанием?

А: В этом тексте описываются капельки росы Л.Н. Толстой передает восхищение, которое он испытывает при виде этой красоты.

В: Для этого он использует средства художественной выразительности: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения. Перед нами встает яркая картина, которую можно нарисовать в своём воображении или на бумаге.

А: Этот текст напоминает стихотворение – описание природы. Это художественный стиль текста.

У: Молодцы, вы всё правильно поняли.

В: Видимо в этом тексте автор даст ответ на вопрос, прозвучавший в заголовке.

У: Давайте прочитаем. (Выразительное чтение текста)

У: Что вы можете сказать об этом тексте?

В: Этот рассказ напоминает текст статьи из энциклопедии. Мне кажется, это научный стиль текста.

У: Какое явление природы в нём описывается?

А: Круговорот воды в природе. Только он написан более понятным языком, чем научная статья.

В: Я понял, почему этот текст называется рассуждением. Автор рассуждая, объясняет читателям как происходит это явление в природе.

У: Верно. Рассуждение – это тип текста, в котором содержится объяснение чего-либо.

У:В этом тексте обычно 3 части: мысль, требующая доказательства;

доказательство (оно может состоять из нескольких абзацев); вывод.

А: Я заметила, что этот текст содержит все эти части, но композиция текста необычна. У него похожи начало и концовка. Как будто сам текст можно читать по кругу, как круговорот.

У: Вы молодцы. Теперь вы можете попробовать создать свои тексты разных типов.

Что вы можете сказать о стиле этих текстов?

А: Стиль текста "Какая бывает роса на траве" — художественный. В тексте преобладают образные слова и выражения.

В: Стиль рассказа "Куда девается вода из моря – научный. Автор стремится сообщить информацию о том, куда девается вода из моря и что с ней происходит на разных этапах процесса круговорота воды в природе. Чувства и эмоции не передаются, приводятся только факты.

У: Верно, молодцы. Как вы поняли, чем описание отличается от рассуждения?

В: Задача рассуждения – что-то объяснить читателю или доказать свою точку зрения.

У: Есть ли различия в языковых средствах?

А: В описании автор использует множество средств художественной выразительности, эмоционально окрашенные слова.

В: В рассуждении минимум средств выразительности. Главное – четкость, ясность, точность подбора слов.

У: Что вы можете сказать о структуре текстов?

А: Мне кажется, в описании нет, и не может быть чёткой структуры. Иначе сложно передать эмоциональное состояние человека, его отношение к тому, что он описывает. В тексте "Какая бывает роса на траве" Толстой не рассказывает о том, что такое роса с научной точки зрения. Он рассказывает о своих впечатлениях, любуется красотой росы - это художественный текст. В нем представлена личная оценка автора и нет научных фактов.

В: В рассуждении присутствует четкая структура: в нём выделяются 3 части: мысль, требующая доказательства; доказательство; вывод. В рассказе "Куда девается вода из моря?" Толстой объясняет суть круговорота воды, он не дает своих личных оценок данному явлению, просто знакомит с ним читателя.

Разбор типового тренировочного задания

Выберите правильный ответ.

Текст вопроса: Как называется текст, который объясняет причину какого-то явления или события.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Литературное чтение 3 класс Школа России

Что объединяет все изображения?

Прозрачен, как стекло, А не вставишь в окно. (лёд)

Седой дедушка у ворот Всем глаза заволок. (туман)

Кто всю ночь по крыше бьёт Да постукивает, И бормочет, и поёт, Убаюкивает? (дождь)

СЛОВАРЬ Алмазы – прозрачные драгоценные камни. Бархат – плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.

С чем можно сравнить росу?

Подведём итоги Мне понравилось… Выразительно читали… Много работали… Домашнее задание Стр. 162 – 163 читать, на стр. 163 задание 2

Краткое описание документа:

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 270 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Какая бывает роса на траве

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 13.12.2020 242
  • PPTX 2.6 мбайт
  • 21 скачивание
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Узенбаева Василя Равильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Кутявина 3 кл

Ответы к заданиям. Кутявина С.В. Тетрадь по литературному чтению. 3 класс.

Ответы к стр. 37

16. Можно ли назвать эти рассказы научно-познавательными текстами. Объясни.

17. Придумай свой рассказ с описанием или рассуждением.

Я люблю зиму. Сегодня она неподвижная, скованная блестящим льдом, холодная и неприветливая. Но прекрасная в своей шикарной белой шали, пушистых снежных одеждах, сверкающих украшениях. Завтра оживлённая детским радостным смехом, весёлым катанием с горы, шумными играми.

Нажмите, чтобы узнать подробности

познакомить с новыми рассказами Л. Н. Толстого, учить различать типы текстов, дать представление о научном и художественном стиле текста.

развивать умение сравнивать, анализировать, выделять существенные признаки;

учить видеть красоту природы; воспитывать чувство эстетического восприятия окружающего мира;

1.Организационный момент.

Я предлагаю вам урок, но необычный!

Читать и думать – пусть войдёт у вас в привычку!

Сегодня тексты почитаем, порассуждаем, поиграем!

2. Проверка домашнего задания: чтение и пересказ рассказа Л. Н. Толстого " Лев и собачка"со своей концовкой рассказа

3. Введение в тему.

Ребята, вы были когда-нибудь летом в нашем лесу (в окрестностях Просянки) или на лугу рано утром? Что вы там видели? Ну и как, это было круто?.

Да, природа может нас удивлять, восхищать, завораживать своей красотой, необычностью

Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться:

Все подходят к экрану

- Посмотрите на последний слайд. Что на нём изображено?( Капля воды или роса)

4. Постановка проблемы.

– Как образуется роса?

Можете ли вы сейчас ответить на этот вопрос? Достаточно ли у нас знаний для ответа на этот вопрос? А куда же мы можем обратиться? (к словарю)

- Вот как об этом явлении написал C. И. Ожегов в " Словаре русского языка". (чтение текста)

"Роса - атмосферная влага, осаждающаяся при охлаждении мельчайшими водяными каплями."

-А откуда еще мы можем получить информацию? (книга, глаза, человек)

-Источником информации могут быть и наши наблюдения

Сформулируйте познавательную цель нашего урока, употребив слова: познакомиться, узнать, наблюдать.

Да, на уроке мы познакомимся с рассказами Л.Н.Толстого "Какая бывает роса на траве", "Куда девается вода из моря"

А теперь послушайте, как о росе написал Л. Н. Толстой ( чтение рассказа по слайдам учителем)

Присаживайтесь за парты

- К какому типу текстов относятся эти произведения, докажите.( Это тексты- описания, к ним можно поставить вопросы: какой, какая, какое)

Учитель на доске вывешивает таблицу: " Текст - описание-изображение предмета, явления, его признаков. Вопросы: какой, какая, какое, какие."

- Какой из этих текстов больше понравился и почему? ( Больше понравился текст Толстого. Когда читаешь рассказ, представляешь яркое солнечное утро.)

Словарная работа.

Прежде чем вы сами прочитаете этот текст, давайте, объясним слова

Алмазы - прозрачные драгоценные камни;

- А с чем сравнивается мохнатый пушистый листок? (С бархатом)

Бархат - плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.

Где мы можем найти объяснение? (в словаре)

Дети повторно читают текст по "цепочке".

-Подумайте, с какой целью Толстой написал этот текст? (Чтобы поделиться с нами радостью, восхищением от увиденного. А может быть, для того, чтобы привлечь наше внимание к окружающему нас миру).

Скорее всего он написал этот рассказ для того, чтобы мы с вами заинтересовались, а -ОТКУДА БЕРЁТСЯ РОСА ?

-Можно ли из текста понять, отношение автора к данному явлению? Подтвердите словами из текста.( Да. Автор любуется росой, он восхищается ей, хочет поделиться своими чувствами с читателями: ":росинка эта вкуснее всякого напитка кажется"

- Прочитайте, как автор называет капли росы? ( Алмазы, как шарик светлый)

- С чем сравнивает листок? ( Листок, как бархат, чашечка.)

- Какие изобразительные средства использует автор? ( Сравнения)

Перечитайте текст, постарайтесь передать своё отношение к увиденной картине.

- Можем ли перечитать текст из энциклопедии так же передавая чувства, попробуем это сделать.

(Дети приходят к выводу, что чувства передать трудно, так как нет отношения автора.)

Это два текста описания, но они различаются между собой. В тексте- описании в энциклопедии мы встретили слова и выражения свойственные научной и деловой речи, получили точные сведения об этом явлении, не увидели отношения автора. В рассказе Толстого используются изобразительные средства языка, мы видим отношение автора.

- Какие названия вы бы могли дать этим текстам- описаниям, к каким стилям они относятся?

- Вывод, что текст, написанный Л. Н. Толстым художественный, а статья в энциклопедии это научный текст.)

5. Физкультминутка.

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Стало видно далеко.

6. Продолжение изучения темы.

Послушайте, ребята, о чём однажды поспорили Море и Туча.

Говорило Море Туче,

Той, что ливень пролила:

-Эй, ты Туча! Что ж ты лучше

Места выбрать не могла?

Отвечала Морю Туча:

- Я у всех морей в долгу!

И сегодня выпал случай –

Расплатилась, чем могу!

- А вот чем расплатилась Туча с Морем , почему она у всех Морей в долгу, вы ответите мне, прочитав ещё один рассказ Л. Н. Толстого .

Чтение рассказа Л. Н. Толстого " Куда девается вода из моря" (Дети читают самостоятельно)

- О чём данный текст? (О круговороте воды в природе.)

- Скажите, автор рассказал нам, как выглядит вода, любуется ли он ею? (нет)

- Какая цель у автора? (Он объясняет, доказывает, куда девается вода.)

- К какому типу. текста относится это произведение? (Это текст-рассуждение)

- Вспомните признаки текста-рассуждения.

На доску вывешивается таблица: "Текст-рассуждение - размышление о том, почему предмет такой, почему к нему такое отношение. Вопросы: почему это так".

- К какому стилю вы отнесли бы этот текст? - это научный стиль)

7. Обобщение.

- С текстами, каких типов мы работали на уроке? (Текст-описание и текст-рассуждение)

- Что нового узнали на уроке? (Узнали, что тексты могут быть разных стилей, например, научными, художественными)

8. Самостоятельная работа в группах

В сегодняшних текстах мы читали о росе, о воде. Я предлагаю вам сейчас превратиться в авторов. Придумайте свой текст-повествование, в котором главным героем будет: 1 группа –вода; 2 группа –роса.

Дети устно составляют рассказы, обсуждают их, приводят доказательства, что у них получились тексты- повествования. ( 1 человек рассказывает)

Учитель приводит свои примеры текста

9. Домашнее задание.

1 уровень: вберите интересные для себя рассказы Л. Н. Толстого.

Читайте также: