Как жили дети в 19 веке в россии кратко

Обновлено: 02.07.2024

И снова сложная тема. Речь пойдёт о стремительном взрослении маленьких детей в крестьянских семьях конца 19 - нач. 20 века. Естественно, о взрослении не в прямом, а в метафорическом смысле. То есть, о вынужденном взрослении, вызванным острой необходимостью принимать участие в хозяйственной жизни семьи, не смотря на совсем ещё нежный детский возраст.

В первой статье этого цикла я рассказал о том, что происходило в ту эпоху с новорождёнными малышами и привёл yжaсaющие нас, современников, данные о детской смepтнocти в первый год жизни того же исторического периода.

Эта статья вызвала большой читательский интерес, получила более 9 тысяч лайков и 2 тысяч комментариев, поэтому, если пропустили её, обязательно прочтите. Ссылка внизу страницы.

Вкратце напомню, что огромное количество крестьянских детей не доживало даже до своего первого дня рождения. О причинах этого подробно рассказано в первой статье, повторяться не буду. А пока для сомневающихся выписка из метрической книги Ярославской Епархии за 1860 год:

Умepлo:
муж. / жен.
Всего: 17976 / 18472
1-5 лет - 11566 / 10297
5-10 лет - 442/471
10-15 лет - 179/212
15-20 лет - 221/267
20-25 лет - 224/332
25-30 лет - 272/372
30-35 лет - 296/406
35-40 лет - 319/425
40-45 лет - 362/432
45-50 лет - 478/ 509
50-55 лет - 480/587
55-60 лет - 649/709
60-65 лет - 650/905
65-70 лет - 607/ 859
70-75 лет - 502/755
75-80 лет - 367/481
80-85 лет - 228/256
85-90 лет - 82/125
90-95 лет - 32/51
95-100 лет - 15/18

Впечатляет, не так ли? У меня так просто волосы шевелятся. Судите сами. В пересчете, без учета пола, смepтнocть детей возрастом от 1 до 5 лет составляет 60% от числа общей cмeртнocти населения за год (. ).

Ещё один пример. Буквально один разворот метрической книги церкви Петра Митрополита в С.-Петербурге, 1901 год.

Читаем написанное и видим, что за 4 декабря три отпевания и все усопшие - дети. Возраст: 3 года, 4 месяца, 1 год 9 месяцев.

И ещё заглянем на Тамбовщину, пожалуй.

Ну и совсем для тех, кто свято верит в теорию " хруста французской булки ", вот вам просто задачка из "Задачника" Г. Вишневского для начальных и реальных училищ:

Думаю, что возражений теперь ни у кого нет. Поэтому с чистой совестью переходим к основной теме статьи. Как жили и чем занималась та крестьянская детвора, что выжuлa, не смотря ни на что.

Надо понимать, что это бесспорно были настоящие счастливчики, прошедшие мощнейший естественный отбор.

Хотя и впереди им было уготовано ещё немало опасностей. Цитирую упомянутую в самом начале книгу про жизнь Ивана.

Ребята лет четырех—шести иногда объедаются беленой и пасленом. Бывают случаи, что маленькие дети, за которыми не усмотрят, подходят сзади к лошади и хватают ее за хвост или стегают хворостиной, за что платятся подчас совершенно изуродованным лицом — выбитыми зубами, испорченным глазом.

Первые поручения заключаются в присмотре за младшим братом или сестрою. Почти на моих глазах старшая сестра, девочка лет двенадцати, убежала к подругам и в избе в люльке бросила свою больную пoнoсом десятимесячную сестренку на попечение двух мальчишек, пяти и шести лет. Ребятишки так раскачали люльку, что ребенок вылетел из нее, ударился головою о камень в земляном полу избы и тотчас же умep."

Ещё одна цитата, подтверждающая то, что крестьянам, по сути, просто некогда было заниматься своими детьми:

Крестьянские дети в 19-м веке жили невесело, их эксплуатировали с детства. С самого раннего детства они должны были работать и помогать своим родителям-крестьянам в полях или в домах господина. Также детям давали несложную работу, например, выпас скота, лошадей.

Однако крестьянские дети все равно знали детство. Они умели радоваться жизни, веселиться, играть в свои игры.

Детей в 19-м веке не считали невинными душами, к которым нужно относиться с благоразумием и спокойствием. Иногда их могли и выпороть розгами за малейшую провинность.

Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России.
Дети недворянского происхождения получали начальное образование вприходских училищах. Для детей дворян и чиновников создавались гимназии,они давали право поступления в университет. В первой половине XIX века вРоссии было образовано семь университетов. Кроме действовавшего Московскогобыли учреждены Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургскийи Киевский университеты. Высших государственных чиновников готовили впривилегированных учебных заведениях - лицеях.

1)Куликовская битва
2)Василий Первый
3)Система распределения служебных мест
4)Знатных бояр
5)Монголо-Татарами
6)14-15 века
7)В конце 15 века
8)Поместье
9)Земельное владение
10)14 веке
11)Аристотель
12)Грановитая палата
13)Колокольня "Иван Великий"
14)В начале 15 века
15)В первую половину 15 века
16)Во сторой половине 15 века

Бога звали Дионис и это точно

Мне кажется, тут недосказанность. Среди каких событий? (1 вопрос), причин?(4 вопрос), последствий?(5 вопрос)

2)почему образ Клио важен,для тех,кто изучает историю? 3)слово муза в переводе с древнегреческого языка означает мыслящая.Ученик

В крестьянских семьях на Руси детей очень рано приучали к ответственности и систематическому труду: это было одновременно и главным вопросом воспитания, и залогом выживания. Причём, взгляды наших предков на этот процесс вряд ли порадовали бы современных подростков.

История: Дети в дореволюционной России

Самое главное – подход к своим наследникам в народной среде был не просто строгим, а очень строгим.

Во-первых, никто тогда не считал детей равными родителям. И именно на первых годах жизни ребёнка взрослые видели залог того, каким человеком он станет.

История: Дети в дореволюционной России

Третья семилетка – юность. Как правило, всеми необходимыми навыками для самостоятельной жизни подростки овладевали уже к окончанию отрочества. Мальчик становился правой рукой отца, заменой при его отлучках и болезнях, а девочка – полноценной помощницей матери.

История: Дети в дореволюционной России

В первую семилетку жизни мальчик постигал многие азы крестьянского труда: его учили ухаживать за скотиной, ездить верхом, помогать в поле, а также – основам мастерства. Например, совершенно необходимым навыком считалось умение мастерить игрушки из различных материалов, плести лукошки и короба, и, конечно же, лапти, которые должны были быть крепкими, тёплыми, непромокаемыми.

Во вторую семилетку жизни за мальчиком окончательно закреплялись устойчивые и разнообразные хозяйственные обязанности, причём они приобретали чёткое половое разделение. Например, ни один отрок не был обязан ухаживать за младшими братьями и сёстрами или заниматься огородом, зато он должен был научиться пахать и молотить – к такой физически тяжёлой работе девочек не привлекали.

Если земля была комковатой, то отец усаживал сына на борону, чтобы утяжелить ее, а сам вёл лошадь под уздцы. Подростки принимали самое активное участие и в сборе урожая. С 11-13 лет мальчика уже привлекали к самостоятельной пахоте. Сначала ему выделяли небольшой участок пашни, на котором можно было потренироваться, а к 14 годам подросток сам мог уверенно вспахать землю, то есть становился полноценным работником.

История: Дети в дореволюционной России

Уход за скотиной. Ещё одна важная составляющая крестьянского быта, которую женщинам не доверяли (они могли только доить коров или коз, выгонять их на пастбище). Кормить, убирать навоз, чистить животных должны были отроки под строгим руководством старших.

Промысловые занятия. Были особенно распространены на Русском Севере и в Сибири, где служили надёжным источником дохода. Глядя на отца и старших братьев, мальчик сначала в форме игры перенимал навыки рыболовства и охоты, а затем совершенствовал это искусство.

История: Дети в дореволюционной России

Было ещё два важных правила, которые любой отрок знал наизусть: первое – мужчина должен уметь защитить свою женщину и свою семью, причём не только физически, но и с материальной, и с психологической стороны. Согласно второму правилу, мужчина должен был уметь сдерживать свои эмоции и всегда контролировать себя.

Читайте также: