Как записывается команда присваивания кратко

Обновлено: 05.07.2024

В данном уроке рассмотрены понятия: оператор (команда) присваивания; стандартные функции (div, mod, trunc(x), frac (x), round(x). Команда присваивания. Арифметические операции и выражения. Стандартные функции. Решены задачи по теме.

Над переменными целого и вещественного типов можно выполнять арифметические операции: сложение, вычитание, умножение, деление.

Многие действия с числовыми данными выполняются путём вызова встроенных в язык программирования функций. Такие функции называются стандартными. Например:

Sqr(x) — вычисляет квадрат числа х;

Abs(x) — модуль числа х.

Оператор присваивания — один из самых простых и наиболее часто используемых операторов в любом языке программирования. Он предназначен для вычисления нового значения некоторой переменной, а также для определения значения, возвращаемого функцией. В общем виде оператор присваивания можно записать так:

переменная := выражение.

При записи алгебраических выражений используют арифметические операции (сложение, умножение, вычитание, деление), функции, круглые скобки.

Порядок действий (приоритет) при вычислении значения выражения:

1) вычисляются значения в скобках;

2) вычисляются значения функций;

3) выполняются операции умножения и деления;

4) выполняются операции сложения и вычитания.

Для переменных целого типа дополнительно введены операции:

div (целочисленное деление)

mod (остаток от деления )

Для переменных вещественного типа используют следующие стандартные функции:

Присва́ивание (иногда присвое́ние) — механизм в программировании, позволяющий динамически изменять связи объектов данных (как правило, переменных) с их значениями. Строго говоря, изменение значений является побочным эффектом операции присвоения, и во многих современных языках программирования сама операция также возвращает некоторый результат (как правило, копию присвоенного значения). На физическом уровне результат операции присвоения состоит в проведении записи и перезаписи ячеек памяти или регистров процессора.

Присваивание является одной из центральных конструкций в императивных языках программирования, эффективно и просто реализуется на фон-неймановской архитектуре, которая является основой современных компьютеров.

В чистом функциональном программировании не используются переменные, и явный оператор присваивания не нужен.

Определение присваивания

Общий синтаксис простого присваивания выглядит следующим образом:

В роли оператора присваивания в языках программирования чаще всего выступают = , := или ← . Но специальный синтаксис может и не вводится — например, в

Данная запись эквивалентна вызову функции. Аналогично, в КОБОЛе старого стиля:

Алгоритм работы оператора присваивания

Символ присваивания

Выбор символа присваивания является поводом для споров разработчиков языков. Существует мнение, что использование символа = для присвоения запутывает программистов, а также ставит сложный для хорошего решения вопрос о выборе символа для оператора равенства.

Выбор символа оператора равенства в языке при использовании = как присваивания решается:

  • Введением нового символа языка для оператора проверки равенства.

Запись равенства в Си == является источником частых ошибок из-за возможности использования присваивания в управляющих конструкциях, но в других языках проблема решается введением дополнительных ограничений.

  • Использованием этого же символа, значение определяется в зависимости от контекста.

Например, в выражении языка ПЛ/1:

переменной А присваивается булевское значение выражения отношения В = С . Такая запись приводит к снижению читабельности и редко используется.

Семантические особенности

Бывает, по используемому синтаксису, в императивных языках невозможно понять как реализуется семантика присваивания, если это, явно, не определено в языке.

Например в Forth языке, используется присваивание значения, когда данные между операциями, проходят через стек данных, при этом сама операции не является указателем на связываемые данные, а только выполняет действия предписанные операции.

Следствием чего можно провести присваивание данных, сформированных(расположенных) далеко от операции присваивания.

Рассмотрим простой пример для вышесказанного:

или так то же самое(семантически):

Неоднозначность присваивания

Первая последовательность будет признана верной, вторая — ложной.

Семантика ссылок

После этого b будет иметь значение [1, 1000, 3] — просто потому, что фактически его значение — это и есть значение a . Число ссылок на один и тот же объект данных называется его мощностью, а сам объект погибает (уничтожается или отдаётся сборщику мусора), когда его мощность достигает нуля. Языки программирования более низкого уровня (например, Си) позволяют программисту явно управлять тем, используется ли семантика указателей или семантика копирования.

Подмена операции

Такие механизмы позволяют обеспечить удобство при работе, так для программиста нет различия между использованием встроенного оператора и перегруженного. По этой же причине возможны проблемы, так как действия перегруженного оператора могут быть абсолютно отличны от действий оператора по умолчанию, а вызов функции не очевиден и легко может быть принят за встроенную операцию.

Расширения конструкции присваивания


Множественные целевые объекты

Одной из альтернатив простого оператора является возможность присвоения значения выражения нескольким объектам. Например, в языке ПЛ/1 оператор

одновременно присваивает нулевое значение переменным SUM и TOTAL . В языке Ада присвоение также является оператором, а не выражением, поэтому запись множественного присвоения имеет вид:

Аналогичное присвоение в языке

В отличие от ПЛ/1, Ады и Питона, где множественное присвоение считается только сокращённой формой записи, в языках Си, Лисп и других данный синтаксис имеет строгую основу: просто оператор присвоения возвращает присвоенное им значение (см. выше). Таким образом, последний пример — это на самом деле:

Строчка такого вида сработает в Си (если добавить точку с запятой в конце), но вызовет ошибку в Питоне.

Параллельное присваивание

Некоторые языки, например Руби и

Считается, что такое присвоение выполняется одновременно и параллельно, что позволяет коротко реализовать с помощью такой конструкции операцию обмена значений двух переменных.

Некоторые языки (например,

Условные целевые объекты

Некоторые языки программирования, например, C++ и

присвоит 0 переменной count1 если flag истинно и count2 , если flag ложно.

Другой вариант условного присваивания (Руби):

Данная конструкция присваивает переменной a значение только в том случае, если значение ещё не присвоено или равно false .

Составные операторы присваивания

Составной оператор присваивания позволяет сокращённо задавать часто используемую форму присвоения. С помощью этого способа можно сократить запись присвоения, при котором целевая переменная используется в качестве первого операнда в правой части выражения, например:

Синтаксис составного оператора присваивания языка Си представляет собой объединение нужного бинарного оператора и оператора = . Например, следующие записи эквивалентны

Унарные операторы присваивания

В языке программирования Си и большинстве производных от него есть два специальных унарных (то есть имеющих один аргумент) арифметических оператора, представляющих собой в действительности сокращённые присваивания . Эти операторы сочетают операции увеличения и уменьшения на единицу с присваиванием. Операторы ++ для увеличения и -- для уменьшения могут использоваться как префиксные операторы (то есть перед операндами) или как постфиксные (то есть после операндов), означая различный порядок вычислений. Оператор префиксной инкрементации возвращает уже увеличенное значение операнда, а постфиксной — исходное.

Ниже приведён пример использования оператора инкрементации для формирования завершённого оператора присвоения

увеличение значения переменной на единицу эквивалентная расширенная запись

Хоть это и не выглядит присваивания, но таковым является. Результат выполнения приведённого выше оператора равнозначен результату выполнения присваивания .

Операторы инкрементации и декрементации в языке Си часто являются сокращённой записью для формирования выражений, содержащих индексы массивов.


Команда присваивания является одной из основных команд в алгоритмах работы с величинами. То есть величина получает своё значение путём выполнения команды присваивания. На этом уроке учащиеся узнают, для чего применяется команда присваивания при записи алгоритмов, а также разберутся со свойствами присваивания.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Объекты алгоритмов. Команда присваивания"

· Применение команды присваивания при записи алгоритмов;

Команда присваивания является одной из основных команд в алгоритмах работы с величинами. То есть величина получает своё значение путём выполнения команды присваивания.


Операция присваивания обозначается знаком двоеточие равно, произносится – присвоить и записывается следующим образом: имя переменной присвоить выражение.


Здесь понятие выражение задаёт порядок выполнения действий над данными и может включать в себя переменные, константы всех типов, знаки операций, стандартные функции, круглые скобки.


Давайте разберёмся, что означает запись


Данную запись можно пояснить так:

В ящик с надписью h надо положить двенадцать, например, мячей. После выполнения этой команды h=12.


То есть команда m:=n означает, что мы должны присвоить переменной m такое же значение, какое имеет величина n, при этом значение второй величины n не изменится.

Нельзя путать знак присваивания со знаком равенства, так, например, при выполнении следующей команды присваивания z:=z+1, величина z станет равной предыдущему значению z, увеличенному на 1. Ясно, что использование в этой записи знака равенства недопустимо, так как никакое z не равно z+1.

Выбор символа присваивания является поводом для споров программистов. Так как использование знака равно для присвоения их запутывает. В результате чего возникает сложный вопрос о выборе символа для оператора сравнения.

Так, Никлаус Вирт утверждал:

Реализацией этой позиции Вирта можно считать то, что в языке Паскаль, автором которого он является, и который вы будете изучать, оператором присваивания является двоеточие равно, в то время как для сравнения используется просто равно.

Теперь разберёмся с основными свойствами команды присваивания.

Рассмотрим пример. Нам необходимо заполнить таблицу и выяснить чему равны начальные и конечные значения переменных а и b.

Итак, первая команда а :=1. Значит значение переменной а=1 стало равным единице. Переменной b пока не присвоено значения, поэтому она остаётся неопределённой.

Эта особенность является первым свойством присваивания.

То есть, пока переменной не присвоено значение, она остаётся неопределённой;

Заполним следующую строку. Здесь присваивается значение переменной b. Значение, присвоенное переменной а, сохраняется пока не выполнится следующее присваивание, поэтому записываем 1;

Эта особенность является вторым свойством присваивания.

То есть, значение, присвоенное переменной, сохраняется вплоть до выполнения следующего присваивания этой переменной нового значения;

Переменной b:=2*1. То есть значение переменной b=2.

Заполним следующую строку. Переменной а присваиваем значение переменной b. Значение b=2, следовательно, а =2.

Эта особенность является третьим свойством присваивания.

То есть, новое значение, присвоенное переменной, заменяет её предыдущее значение.

Значение переменной b по второму свойству сохраняется. При заполнении последней строки сохраняется значение переменной а.

Переменной b:=a+b. a=2 и b=2. Получаем значение b=4.

В задании необходимо было выяснить, чему равны начальные и конечные значения переменных а и b. Начальное значение переменной а =1, а переменной b=2. Конечные значения, которые получают переменные а и b, соответственно равны 2 и 4.

Таким образом основные особенности команды присваивания таковы:

1. Пока переменной не присвоено значение, она остаётся неопределённой;

2. Значение, присвоенное переменной, сохраняется вплоть до выполнения следующего присваивания этой переменной нового значения;

3. Новое значение, присвоенное переменной, заменяет её предыдущее значение.

Рассмотрим последовательность выполнения команды присваивания:

в первую очередь вычисляется значение выражения, затем результат вычисления присваивается переменной, стоящей слева от знака присваивания.

Например, пусть начальное значение переменной k=1.

После вычисления значения выражения мы присваиваем переменной k:=24,5.

Также важно отметить что, необходимо чтобы тип выражения был совместим с типом соответствующей переменной.

Перейдём к практической части урока.

Первое задание. Необходимо определить, чему станет равна величина k, после выполнения следующего ряда присвоений:


Итак, после выполнения первой команды присваивания k=4. После выполнения второй команды k=20, после третьей k=30, четвёртой – k=10 и пятой – k=0.

То есть, обратите внимание, после присваивания величине нового значения старое забывается.

Следующее задание. Необходимо ответить на вопрос: какое минимальное количество промежуточных переменных потребуется для того, чтобы переменной k было присвоено значение переменной m, переменной m — значение переменной n, а переменной n — значение переменной k? И записать соответствующий алгоритм на алгоритмическом языке.

Для того чтобы правильно решить данную задачу воспользуемся аналогией. Пусть имеются три коробки оранжевого, голубого и зелёного цвета. В этих коробках лежат шарики. В оранжевой коробке лежат шарики зелёного цвета, в голубой коробке лежат шарики оранжевого цвета, а в зелёной коробке – шарики голубого цвета. Необходимо переложить шарики так, чтобы цвета совпали.


Для того чтобы переложить шарики правильно, необходима дополнительная коробка. Тогда можно поступить следующим образом.


Пересыпаем голубые шарики из зелёной коробки в дополнительную. Теперь мы можем пересыпать зелёные шарики из оранжевой коробки в зелёную коробку.


Следующий шаг. Пересыпаем оранжевые шарики из голубой коробки в оранжевую коробку. И последний шаг. Пересыпаем голубые шарики из дополнительной коробки в голубую коробку.


Обратите внимание, для решения данной задачи достаточно было взять одну дополнительную коробку и больше не нужно.

То есть для того чтобы поменять значения трёх величин достаточно ввести одну дополнительную величину.

Для решения нашей задачи введём промежуточную переменную z. Тогда запишем алгоритм обмена значениями k, m и n.


В результате переменной k присвоено значение переменной m, переменной m — значение переменной n, а переменной n — значение переменной k и для этого достаточно ввести одну промежуточную переменную.

Пришло время подвести итоги урока.

Сегодня на уроке мы с вами выяснили, что

Команда присваивания является одной из основных команд в алгоритмах работы с величинами. То есть величина получает своё значение путём выполнения команды присваивания.

Рассмотрели последовательность выполнения команды присваивания

На примере разобрались с основными свойствами команды присваивания.

А также составили алгоритм, в результате которого переменные a, b и c литерного типа обменялись своими значениями.

Итак, мы выяснили, каким образом нужно объявить переменную. Пора записать в нее какие-нибудь данные. Запись данных производится с помощью команды присваивания.
Команда присваивания стирает все данные, которые были ранее записаны в переменную и заменяет ее на новые.
Команда присваивания в общем виде выглядит следующим образом:
Определение: Присвоить переменной значение - значит стереть из области памяти переменной все данные и записать туда новые данные
Команда присваивания в общем виде выглядит следующим образом:
ИмяПеременной=ПрисваиваемоеЗначение
Пример: Чтобы присвоить переменной А значение 230, необходимо написать команду: A=230

Задание 1

  1. Присвоить переменной А значение 17
  2. Присвоить переменной B значение 128
  3. Присвоить переменной C значение 117
  4. Объявить переменную K как принимающую текстовые значения и присвоить ей значение "Vasya"
  5. Объявить переменную К и присвоить ей значение True
  1. Присвоить переменной А значение 17 A=17
  2. Присвоить переменной B значение 128 B=128
  3. Присвоить переменной C значение 117 C=117
  4. Объявить переменную K как принимающую текстовые значения и присвоить ей значение "Vasya"
    Dim K as String
    K="Vasya"
    Примечание: Весь текст всегда берется в кавычки. Слова True и False к тексту не относятся
  5. Объявить переменную К и присвоить ей значение True
    Dim K as Boolean
    K=True

Переприсваивание

Иногда требуется не заменить значение переменной, удалив предыдущее, а добавить к нему новое. Для этого существует команда переприсваивания.
Команда переприсваивания в общем виде выглядит следующим образом:
ИмяПеременной=ИмяПеременной+НовоеЗначение
Пример: Чтобы увеличить переменную А на 14, нужно написать команду: A=А+14

Задание 2

  1. Увеличить значение переменной А на 30
  2. Уменьшить значение переменной А на 128
  3. Увеличить значение переменной А в 300 раз
  4. Объявить переменную K как принимающую целочисленные значения, присвоить ей значение 5, возвести значение этой переменной в степень 3
  1. Увеличить значение переменной А на 30 А=А+30
  2. Уменьшить значение переменной А на 128 А=А-128
  3. Увеличить значение переменной А в 300 раз А=А*300
  4. Объявить переменную K как принимающую целочисленные значения, присвоить ей значение 5, возвести значение этой переменной в степень 3
    Dim K as byte
    K=5
    K=K*K*K

Ввод и вывод данных

Зачастую в переменную нужно записать не четко известное значение, а некоторое значение, которое будет определяться пользователем. Например, при решении квадратного уравнения у нас нет фиксированных значений а, б и с. Эти значения варьируются в зависимости от уравнения. Для того, чтобы пользователь мог записывать в переменные информацию с клавиатуры, существует специальная команда: Input a
При использовании этой команды пользователь увидит окно с мигающим курсором, в которое он сможет ввести нужное ему значение.

Пример: Объявим переменную a как принимающую целочисленные значения, введем ее с клавиатуры и удвоим:
Dim a as long Объявляем
Input a Вводим с клавиатуры
a=a*2 Удваиваем

Читайте также: