План урока по химии 11 класс периодический закон и строение атома

Обновлено: 05.07.2024

Оборудование: таблицы: “Периодическая система химических элементов”, “Расположение электронов по орбиталям в атомах первых двадцати элементов”, “Форма электронных облаков и последовательность заполнения подуровней электронами”, опорные схемы, тесты, карточки для опроса, листочки с планами изучения новой темы.

Тип урока: комбинированный.

Форма: самостоятельная работа.

I. Проверка домашнего задания. 3 мин.

II. Актуализация знаний. 3 мин.

  1. Формулировка периодического закона, данная Д.И.Менделеевым. Отклонения от порядка возрастания атомных масс, причина. Современная формулировка.
  2. Характеристика частиц, входящих в состав атома.
  3. Сходства и различия иона натрия и атома неона, иона хлора и атома аргона.
  4. Связь между строением атома и положением элемента в периодической системе.
  5. Электронное облако, орбиталь.
  6. Формы электронных облаков.
  7. Главное квантовое число.
  8. Расположение электронов в атомах первых двадцати элементов;
  9. размещение электронов в атомах Ве, В, С в возбужденном состоянии.
  10. Расположение электронов в атомах элементов побочных подгрупп.
  11. Эффект “проскока”.
  12. Общее число орбиталей на каждом энергетическом уровне.

IV. Закрепление. 5 мин.

V. Тестирование. 10 мин.

VI. Домашнее задание. 1 мин.

I. Проверка домашнего задания. Опрос по карточкам (приложение 1). Отвечают на вопрос №1.

II. Актуализация знаний.

Перечислите, какие свойства химического элемента можно предсказать по его положению в периодической системе. Правило – “Не повторяться” (если ребята забыли – дополняю сама).

(По положению элемента в периодической системе можно предсказать его металлические и неметаллические свойства: металлы расположены в левой преимущественно нижней части системы, а неметаллы – в ее правой преимущественно верхней части. Можно определить значения максимальной валентности элемента и степени окисления и определить его тип: кислотный, основный или амфотерный. Можно установить формулу основания, если это металл, и определить, к какому типу оно относится: типичное (если оксид обладает только основными свойствами) или амфотерное (если оксид амфотерный). Для неметаллов по формуле кислотного оксида можно написать формулы кислоты и ее солей.

В процессе изучения химии знания о закономерностях периодической системы расширяются и углубляются. Благодаря этому появляются новые возможности предсказания свойств химических элементов и их соединений.

Потрясающий пример возможностей периодической системы продемонстрировал ее создатель Д.И.Менделеев. Он предсказал существование девяти химических элементов, которые вскоре были открыты. Для трех элементов – галлия, германия и скандия - Д.И.Менделеев указал атомную массу, плотность, удельный объем, температуру плавления, отношение к воде и кислороду, формулы важнейших соединений и наиболее надежный метод открытия. Эти предсказания полностью подтвердились).

III. Формирование новых понятий.

На дом вы получили листочки с планами изучения новой темы, и теперь вместе мы должны разобрать вопросы.

1. Когда был открыт периодический закон? Как сформулировал открытый им закон Д.И.Менделеев? (Периодический закон был открыт 1 марта, по некоторым данным 2 марта,

1869 г. Читается так: “Свойства простых тел, а также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от величины атомных весов элементов”).

Есть ли в периодической системе отклонения от порядка возрастания атомных масс? (Есть, например, аргон – калий, кобальт – никель, теллур – йод).

В чем же причина отклонения? (У элементов с большим зарядом ядра преобладают легкие изотопы, а у элементов с меньшим зарядом ядра преобладают тяжелые изотопы).

Дайте современную формулировку. (Свойства химических элементов и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от заряда ядер их атомов).

Почему формулировка немного изменена? (В то время неизвестно было строение атома).

Как определить заряд ядра атома? (По порядковому номеру элемента).

2. Характеристика частиц, входящих в состав атома.

Из каких частиц состоит атом? (Атом состоит из ядра и электронов, вращающихся вокруг ядра. Ядро состоит из протонов и нейтронов. Число протонов равно числу электронов, поэтому атом электрически нейтрален).

Назвать число протонов, электронов, нейтронов атома натрия, иона натрия, атома хлора, иона хлора.

(Атома натрия: 11 протонов, 11 электронов, 23-11= 12 нейтронов;

иона натрия: 11 протонов, 10 электронов, 12 нейтронов;

атома хлора: 17 протонов, 17 электронов, 18 нейтронов;

иона хлора: 17 протонов, 18 электронов, 18 нейтронов).

Почему, чтобы найти число нейтронов, мы из массы вычитаем число протонов? (Масса атома слагается из массы протонов и нейтронов. Масса электрона в 2000 раз меньше массы протона и поэтому массу электрона принимаем за 0).

Демонстрация опорного конспекта (приложение 2).

Строение какого химического элемента соответствует формуле иона хлора? (Аргона).

3. Еще какую информацию о химическом элементе мы можем получить по положению в периодической системе? (По номеру периода узнать число энергетических уровней, по номеру группы – число валентных электронов).

4. Что такое электронное облако? (Электроны движутся с громадной скоростью и, если фотографировать положение электронов через малый промежуток времени и наложить их друг на друга, то получилась бы картина электронного облака. Где электрон пребывает больше – облако плотное).

Что такое орбиталь? (Пространство вокруг ядра, в котором наиболее вероятно пребывание электрона.).

Обозначаем клеткой или по-другому ячейкой Хунда.

Правило Хунда: электроны располагаются на одинаковых орбиталях таким образом, чтобы суммарный спин был максимален.

5. Работа по опорным схемам (приложение 3) и по таблице “Форма электронных облаков и последовательность заполнения подуровней электронами”.

1) Какие формы электронных облаков вы знаете? От чего зависят формы? (Шарообразные – s-электроны, гантелеобразные – p-электроны, лепесткообразные – d-электроны и f-электроны. Формы электронных облаков зависят от энергии электрона).

2) Какие расположения в пространстве имеют s, p, d, f - орбитали? (S - орбитали – 1 расположение (1 орбиталь), p – орбитали – 3 расположения (3 орбитали), d орбитали – 5 расположений (5 орбиталей), f – орбитали – 7 расположений (7 орбиталей).

3) Какая зависимость между энергией электрона и удаленностью от ядра? (Чем дальше электрон от ядра, тем слабее связан с ядром, тем большей энергией обладает).

4) Сколько электронов может находиться в каждом направлении? (Не больше двух).

5) Как на одной орбитали могут находиться 2 электрона, ведь они имеют оба отрицательный заряд и должны отталкиваться друг от друга? (Электроны с противоположными спинами, т.е. вращаются вокруг своей оси по разные стороны).

6. Электроны в атомах обладают различным запасом энергии, которую они поглощают или излучают определенными порциями – так называемыми квантами. Значение энергии электрона в атомах задается главным квантовым числом n. Переход электрона из одного квантового состояния в другое связан со скачкообразным изменением энергии. При этом электроны могут переходить на второй и более удаленные энергетические уровни. Максимальное число электронов на энергетическом уровне определяется по формуле N = 2n 2 , n – главное квантовое число (номер энергетического уровня).

Работа по опорным схемам (приложение 3)

  • на первом уровне – s–электроны,
  • на второмs, р - электроны,
  • на третьемs, p, d– электроны,
  • на четвертомs, p, d, f- электроны.
  • на s-подуровне – не больше 2-х,
  • на р-подуровне – не больше 6-и,
  • на d-подуровне – не больше 10-и,
  • на f-подуровне – не больше 14-ти.

7. Размещение электронов в атомах Н, Не, Li, Be, B, C, O, F, Ne. Выходят по трое и записывают на доске ученики.

Какой подуровень заполняется последним? (S,р-подуровни).

Какой слой? (Последний).

Это s- и р-элементы, элементы главных подгрупп. S-элементы расположены в главных подгруппах I, II групп (кроме гелия), р-элементы - в главных подгруппах III-VIII групп.

Запишем размещение электронов в атомах Ве, В, С в возбужденном состоянии.(Происходит распаривание электронов). (Показывая сама).

8. Работа с учебником, стр. 60-62.

Разберем размещение электронов по орбиталям К, Са, Sc, Ti, V, Cr.

Вопросы:

На каком слое помещаются очередные электроны? (У элементов главных подгрупп - на последнем, у элементов побочных подгрупп – на предпоследнем).

Какими элементами являются? (S, d).

Почему заполняются электронами 4s, а затем 3р орбитали? (Сначала электронами заполняются орбитали с меньшей энергией).

Для ясности запишем ряд возрастания энергии электронов –

1s 5 , d 10 наиболее устойчивы).

Самостоятельная работа по периодической системе Д.И.Менделеева.

Запишите размещение электронов

Двое пишут на обратной стороне доски, а остальные - в тетрадях.

Какой подуровень заполняется последним? (f-подуровень).

Это f-элементы. Сравните последние и предпоследние слои. (Одинаковые).

Элементы какой подгруппы? (Побочной).

Элементы главных подгрупп – это s, р, побочных – d, f-элементы.

10. Чему равно общее число орбиталей на каждом энергетическом уровне? (n 2 ).

Доказать.(Pабота по таблице “Расположение электронов по орбиталям в атомах первых двадцати элементов”).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тип урока: урок-представление результатов исследований

Задачи:

Обучающие: закрепить знания о взаимосвязи между положением элемента в Периодической системе и строением атома

Развивающие: развивать интерес к учёбе и познавательной деятельности, умение быстро и чётко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать; применять свои знания на практике; использовать информационные технологии для оформления результатов исследований.

Воспитательные: воспитывать у учащихся навыки коллективного сотрудничества.

Технологическая карта организации самостоятельной деятельности учащихся вне урока на примере ЭОР

(с указанием ЭОР)

Вопросы к учащимся

Приветствие учеников, настрой на работу на уроке.

Проведение входной диагностики.

Знаешь ли ты, что существует три формулировки Периодического закона?

Чем эти формулировки отличаются друг от друга?

Какое настроение вначале урока – конференции?

Постановка цели: Раскрыть сущность первых попыток классификации химических элементов.

Гипотеза: Мы предполагаем, что трудности классификации химических элементов вызваны недостаточностью экспериментальных данных.

Выводы учащихся: Ответы на вопросы.

Работы, каких учёных по классификации химических элементов предшествовали классификации Д. И. Менделеева?

Какие недостатки у классификаций, которые были сделаны учёными до Д. И. Менделеева?

Выступление II группы учащихся по теме:

Постановка цели: Выяснить, как Д. И. Менделеев систематизировал химические элементы.

Гипотеза: Мы предполагаем, что расположение элементов в порядке возрастания их относительных атомных масс не позволяет объяснить сущность периодичности.

Выводы учащихся : Ответы на вопросы.

В чём сущность классификации химических элементов Д. И. Менделеева?

Какие закономерности изменения свойств элементов и их соединений наблюдаются в зависимости от положения элемента в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева?

Постановка цели: Раскрыть смысл Периодического закона с точки зрения строения атома.

Гипотеза: Мы утверждаем, что сведения о строении атома уточняют суть Периодического закона.

Выводы учащихся: Ответы на вопросы.

Какие новые научные открытия в области строения атома позволили уточнить формулировку Периодического закона?

В чём заключается гениальность открытия Д. И. Менделеева?

Постановка цели: Выяснить, какую особенность или закономерность в строении атомов элементов отражает каждое обозначение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.

Гипотеза: Периодическая система является графическим изображением Периодического закона?

Выводы учащихся: Ответы на вопросы.

Каков физический смысл порядкового номера элемента, периода, группы?

Каковы причины изменения свойств элементов и образованных ими веществ в больших и малых периодах и группах?

Постановка цели: раскрыть значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для современной науки.

Гипотеза: Мы предполагаем, что с открытием Периодического закона химия стала экспериментальной наукой.

Выводы учащихся: Ответы на вопросы.

Какие факты удалось объяснить с появлением Периодического закона?

У каких элементов были исправлены и уточнены относительные атомные массы и степени окисления?

Какие химические элементы были предсказаны Д. И. Менделеевым?

Рефлексия, самооценка, взаимооценка.

Проведение выходной диагностики.

Что нового вы узнали, изучая курс?

Чему вы научились?

Что бы вы хотели узнать ещё по этой теме?

Насколько успешной была ваша работа?

Какое настроение было в конце проекта?

1. Работы, каких учёных по классификации химических элементов предшествовали классификации Д. И. Менделеева?

2. Какие недостатки у классификаций элементов, которые были сделаны учёными до Д. И. Менделеева?

3. В чём сущность классификации химических элементов Д. И. Менделеева?

4. Какие закономерности изменения свойств элементов и их соединений наблюдаются в зависимости от положения элемента в Периодической системе Д. И. Менделеева?

5. Какие новые научные открытия в области строения атома позволили уточнить формули-ровку Периодического закона?

6. В чём заключается гениальность открытия Д. И. Менделеева?

7. Каков физический смысл порядкового номера элемента, периода, группы?

8. Каковы причины изменения свойств элементов и образованных ими веществ в больших и малых периодах и группах?

9. Какие факты удалось объяснить с появлением Периодического закона?

10. У каких элементов были исправлены и уточнены относительные атомные массы и сте-пени окисления?

11. Какие химические элементы были предсказаны Д. И. Менделеевым?

12. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: сформировать у учащихся целостное представление о взаимосвязи периодического закона и периодической системы химических элементов с тео-рией строения атомов.

- структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников.

- показать трудный путь учёных к периодическому закону.

- патриотическое воспитание, воспитание гражданской ответственности на

примере жизни и деятельности великого русского учёного Д.И. Менделеева.

- вырабатывать умения и навыки выполнения тестовых заданий.

- обобщение, систематизация, закрепление знаний по теме: «Периодический за-

кон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете

- формирование умения применять теоретические знания в новой ситуации;

- развивать способности учащегося самостоятельно и успешно осваивать но-

вые знания, умения и компетентности через формирование универсальных

учебных действий (УУД).

Формируемые УУД.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; выбор наи-более эффективных способов решения поставленных задач; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поис-кового характера.

Регулятивные: целеполагание, составление плана и последовательности дей-ствий; контроль в форме сличения способа действия и его результата с задан-ным эталоном; обнаружение отклонений и отличий от эталона; коррекция, вне- сение необходимых дополнений в случае расхождения с эталоном.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества учащихся с учи-телем, одноклассниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в по-иске и сборе информации.

Личностные результаты:

- чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, целеустрем-

- умение управлять своей познавательной деятельностью.

Межпредметные результаты:

- использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, срав-

нение, обобщение, систематизация, выявление причинно- следственных свя-

зей, поиск аналогов;

- умение определять цели и задачи деятельности: выбрать средства реализации

цели и применять их на практике;

- использование различных источников для получения информации.

Предметные результаты:

- понимать смысл заданий;

- уметь объяснять теоретические понятия;

- выполнять тестовые задания разных типов по определённой теме.

делеева,опорные конспекты по строению атомов, периодической системе хими-

I.Организация класса. Введение в урок.

Работа начинается и идёт в соответствии с планом. Учитель сообщает тему и

цель урока, раскрывает план работы.

III. Обобщающая беседа по вопросам:

Когда был открыт периодический закон Д.И.Менделеева?

Что является графическим отображением периодического закона?

Какое строение имеет таблица ПСХЭ?

Что такое период? Группа, подгруппа?

Каково строение атома химических элементов?

Какой физический смысл порядкового номера, номера группы, подгруппы,

периода, относительной атомной массы элемента?

Как изменяются свойства элементов в периодах?

Как изменяются свойства элементов в группах?

Как изменяются свойства оксидов, гидроксидов химических элементов в

периоде в зависимости от заряда ядра и радиуса атома?

Как изменяются свойства оксидов, гидроксидов химических элементов в

группе в зависимости от заряда ядра и радиуса атома?

Какова первоначальная формулировка Периодического закона?

Какова вторая формулировка Периодического закона?

Какова современная формулировка Периодического закона?

Почему были изменены формулировки Периодического закона?

15. Какое значение имело открытие Периодического закона для развития нау-

IV. Выполнение тестовых заданий по вариантам.

V. Подведение итогов.

На экране появляется слайд с ответами вариантов. Учащиеся по количеству баллов, набранных ими, выставляют оценки. Проверка осуществляется через медиапроектор.

VI. Подведение итогов урока: Оценивается работа учащихся.

- Было ли вам интересно на уроке?

- Сумели ли вы закрепить свои знания?

- Сумели ли вы показать свои знания.

VII. Домашнее задание: Выполнить вариант теста подобного содержания.

Конспект урока

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Конспект урока предназначен для систематизации знаний по теме "Периодический закон и строение атома" в 11 классе, УМК О.С. Габриелян, базовый уровень. Изучение данной темы планирую в течение двух часов. В ходе урока запланирована самостоятельная работа по ПСХЭ, учащиеся самостоятельно выполняют задания и делают основные выводы по теме.

Читайте также: