План индивидуального сопровождения ребенка в доу

Обновлено: 05.07.2024

Индивидуальный маршрут развития ребенка с ЗПР — это специально созданная комфортная обучающая среда для устранения недостатков его развития, профессиональная поддержка всех специалистов ДОУ и школы, помощь родителей в трудных шагах по овладению знаниями и принятыми нормами поведения. Маршрут сопровождения ребенка с ЗПР в ДОУ и школе намечает цели и задачи, наиболее доступные в данный момент для воспитанника, и определяет шаги по их выполнению.

Дефициты и ресурсы ребенка с ЗПР

Задержкой психического развития считается замедленный темп развития психики ребенка. Причины ЗПР кроются в нейродинамической недостаточности, особенностях конституции, хронических соматических заболеваниях, неблагополучии семьи. Следствием становятся следующие дефициты развития:

незрелость ЦНС: слабость процессов торможения и возбуждения, отставание в формировании систем межанализаторных связей;

истощаемость психических функций;

отставание в развитии психомоторных функций;

низкая интеллектуальная продуктивность;

недостаточный объем, обобщенность, предметность и целостность восприятия;

низкая прочность запоминания;

неумение применять дополнительные средства запоминания;

низкий уровень произвольности познавательных процессов и поведения;

недоразвите речи: задержка формирования, ограниченность словарного запаса, аграмматизмы, затруднения в построении связных высказываний, трудность понимания значения слов;

инертность мыслительной деятельности;

длительный период приема и переработки информации;

нарушения пространственной ориентировки;

стремление избегать трудности;

Наряду с перечисленными недостатками эти дети обладают хорошей базой внутренних ресурсов, которую способен реализовать индивидуальный маршрут развития ребенка с ЗПР:

способность осмысленно воспринимать сюжет услышанного литературного произведения;

способность понимать условие простой задачи;

способность группировать объекты и устанавливать причинно-следственные закономерности;

способность разбираться в учебном материале и выполнять задание, руководствуясь его образцом и целью;

активность в поисках средств, облегчающих выполнение заданий;

заинтересованность в чтении книг и умение логично и скрупулезно пересказывать прочитанное;

способность проявлять глубокие эмоции по поводу прочитанного;

интерес театральному и изобразительному искусству;

стремление к творческому самовыражению;

любовь к фантазиями и вытеснение ими неприятных жизненных ситуаций.

Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут ребенка с ЗПР

Диагностические карты индивидуального развития ребенка. Вторая младшая группа

Индивидуальный маршрут развития ребенка с ЗПР определяет:

1. Стратегическую цель развития: заложить основы знаний об окружающем мире, сформировать речь, дать самые простые базовые представления о математике, всесторонне развить психические процессы.

2. Принципы прохождения маршрута. Наиболее важные из них

● принцип комплексного подхода к диагностике и коррекции нарушений.

● принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования

Все действия педагогов предупреждают и корректируют нарушения с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма, используя современные специальные ТСО, ИКТ, особую организацию обучения.

Индивидуальный логопедический маршрут дошкольника с ЗПР

Предложить ребенку самостоятельно рассмотреть картинки с животными, самостоятельно придумать и задать познавательные вопросы; затем ответить на вопросы взрослого, чем бы он мог помочь животным

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ЗПР в ДОУ

●познание окружающего мира.

Различные виды массажа рук.

Самомассаж рук с использованием массажных мячиков.

Попросить ребенка выполнить 5 раз группу прыжков: прыжок назад — пальцы рук сжать, прыжок вперед — пальцы рук разжать.

Попросить ребенка выполнить 3 прыжка с одновременным продвижением вперед на одной ноге и хлопком рук.

Индивидуальный маршрут ребенка с ЗПР в школе

Индивидуальный образовательный маршрут школьника с ЗПР

Маршрут ребенка с ЗПР по программ 5-летнего обучения 7.2. требует к базовым учебникам добавить специальные электронные программные приложения

Пример. Индивидуальный образовательный маршрут 1 класс, ЗПР

I Организационный компонент

1. Пояснительная записка с информацией о ЗПР по ФОГС.

2. Перечень использованных нормативных документов.

● Обеспечить ребенку освоение адаптированной основной образовательной программы начального общего образования, корректируя недостатки его физического и психического развития

● Своевременно выявлять трудности прохождения образовательного маршрута и гибко его редактировать.

Самые важные из них:

● Создать темп учебной работы, соответствующий возможностям ученика и скорости формирование у него обобщенных знаний

● Создать охранительный педагогический режим

● Использовать здоровьесберегающие технологии

● Развить общеинтеллектуальные умения

● Сформировать основы социальных компетениций и умение ими целенаправленно и осознанно пользоваться

● Поощрять и стимулировать работу ребенка, используя только качественную оценку

6. Психолого-педагогическая характеристика на ученика 1 класса. Указывается диагноз, главные проблемы обучения и уровень знаний по основным учебным предметам.

II Недельный индивидуальный план с количеством часов на каждый предмет

Заполняется в соответствии с выбранным видом АООП НОО для ЗПР. 7.1 или 7.2

III Образовательный компонент индивидуального маршрута

1. Пояснительная записка с анализом соответствия выбранной программы индивидуальным особенностям ребенка

2. Планируемые результаты освоения учеником АООП НОО ЗПР, 1 класс.

● Описать по каждому учебному предмету (АООП НООО ЗПР 7.1) , например, по математике, результаты к концу учебного года:

— чему ребенок научится

— чему будет учиться:

Решать примеры, имеющие 1-2 действия. Решать простые задачи на сложение и вычитание в педелах 20-ти. Узнавать геометрические фигуры. Работать с математической таблицей из двух строк.

— механизм определения уровня знаний и умений:

Тесты, контрольные и проверочные работы.

IV Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов

Универсальные познавательные действия.

● Развитие навыка работы с информацией: умение с помощью учителя отличать новое от известного; умение ориентироваться в учебнике.

● Развитие исследовательских способностей: умение находить ответы на вопросы, используя учебник, полученные на уроке знания и свой жизненный опыт; умение осознанно взаимодействовать с информацией, делая собственные выводы о работе класса

● Развитие способностей классифицировать и обобщать: умение сравнивать и группировать числа, числовые выражения, равенства и неравенства, плоские геометрические фигуры.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Индивидуальный план сопровождения ребёнка

Ермаков Данил Сергеевич

Подготовительная 5 группа

2019-2020 учебный год

Причиной создания индивидуального сопровождения стало психологическое заключение по результатам обследования когнитивной и эмоционально-личностной сферы ребёнка, логопедическое заключение.

Были даны рекомендации педагогом-психологом: рекомендованы индивидуальные занятия, направленные на развитие умения различать характер музыки, двигательной координации

Индивидуальная программа по реализации образовательной области "художественно - эстетическое развитие" музыка

Музыкальное воспитание в детском саду М.Б.Зацепина 2016 год

Поем с улыбкой и радостью Р.В.Попцова 2018.

В соответствии с требованиями основных нормативных документов:

Закон № 237 - ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.

Приказ МОиН РФ от30.08.2013г. №1014 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам ДО"

Устава МБДОУ детского сада "Я САМ"

Актуальность сопровождения состоит в том, что она ориентирована на приобщение ребёнка к миру музыкального искусства с учётом специфики дошкольного возраста.

В процессе музыкального воспитания у детей развиваются музыкальные и творческие способности (с учётом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности; формируется начало музыкальной культуры, способствующее развитию общей духовной культуры.

Цель: создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, ритмопластики, театрализованной деятельности.

1.Развивать музыкальный слух, ритм, память.

2. Развивать двигательные качества и умения.

3. Развивать творческие способности.

- принцип развивающего обучения;

- принцип культур сообразности;

- принцип преемственности ступеней образования;

- принцип гуманно – личностного отношения к ребёнку.

Формы организации образовательного процесса

2. Праздники и развлечения.

3. Музыка в повседневной жизни.

4. Самостоятельная музыкальная деятельность детей:

- индивидуальные самостоятельные упражнения,

Формы работы с педагогами МДОБУ:

3. Практические занятия.

3.Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов

2. Чувство ритма.

3. Слушание музыки.

Перспективно – тематический план

Сегодняшняя действительность требует от человека активности и успешности. Хорошо понимая, что задатки будущего закладываются уже в детстве, взрослые стремятся приобщить своих детей к занятиям, которые развивают не только способности, но и активность, самостоятельность, коммуникабельность. Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах в жизни . Содержание Основной общеобразовательной программы , по которой работает наш детский сад, направлено на формирование общей культуры, развитие физических , интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Приоритетное направление нашей работы с детьми – познавательно-речевое развитие . Но также большое внимание уделяем художественно-эстетическому развитию детей , используем индивидуальный подход к каждому ребёнку, помогаем создать условия для развития личности , и основываемся на знании индивидуальных особенностей дошкольника. В ходе диагностики мы выделяем группы детей с недостаточным развитием и способные дети . На каждую группу детей ведется индивидуальная документация – диагностическая карта. Диагностическое обследование проводится два раза в год (согласно годового плана) : сентябрь-октябрь и апрель-май. Для детей, показавших низкие результаты, проводится дополнительная диагностика в январе. Используется 3-х уровневая оценка (высокий уровень-3, средний -2, низкий уровень-1, которая позволяет качественно определить уровень развития каждого ребенка , отследить динамику индивидуального развития . Подсчет ведется по 3-х бальной системе. Ребенок обследуется как со стороны родителей, так и со стороны музыкального руководителя : заполняются анкеты с целью выявления проблем в развитии музыкальных способностей . Для проведения диагностики по развитию музыкальных способностей детей используются методики обследования : наблюдение, беседа, экспертная оценка, задания и другие методы, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных. По материалам диагностики составляется индивидуальный план работы с ребенком .

Психолого-педагогический портрет ребенка

Анкетные данные

Имя : Ермаков Данил Сергеевич

Проблема в развитии

В ходе наблюдения за ребёнком на музыкальных занятиях, увидели, что мальчик мало интересуется музыкой , испытывает трудности при пении и выполнении музыкально -ритмических движений. Не может определить жанр прослушанного произведения и инструмент, на котором оно исполняется, характер музыкального произведения .

Ребенок не владеет игрой на детских музыкальных инструментах , не проявляет себя в творческой, танцевальной и музыкально -игровой импровизации. Дошкольник не проявляет творческой активности, нет интереса к музыкальным занятиям.

Рекомендации.

Для преодоления проблем к ребенку требуется индивидуальный подход . Ведущим направлением в работе является развитие музыкально -творческой активности в образовательной деятельности и в свободное время, потребности к восприятию музыки .

На основе выводов и рекомендаций, полученных при анализе ситуации развития ребенка , считаем, что целью является формирование у ребенка интереса к музыке , творческой активности в разных видах музыкальной деятельности .

Чтобы осуществить эту цель, поставили следующие задачи :

• Вызывать интерес к разным видам музыкальной деятельности .

• Развивать и совершенствовать музыкальные способности .

• Формировать культуру слушания музыки .

• Формировать певческие и музыкально -ритмические умения и навыки.

• Вовлекать родителей в образовательный процесс и установить с ними сотрудничество.

• Музыкальные дидактические игры ;

• Музыкальные подвижные игры ;

• Детские музыкальные инструменты .

• Проявляет интерес к музыке

• Владеет навыками слушания музыки

• Владеет певческими и музыкально -ритмическими умениями и навыками

• Проявляет творческую активность в разных видах музыкальной деятельности

Родители активно участвуют в образовательном процессе .

Для дальнейшей работы с мальчиком составлен план индивидуальной коррекционной работы совместно с воспитателями, подобраны доступные упражнения для развития музыкальных способностей , организована деятельность для закрепления навыков и умений в самостоятельной деятельности.

Тематическое планирование

Основные направления в работе, игры, упражнения с ребенком

Взаимодействие с семьей

Игра на детских музыкальных инструментах : ложки, бубен, колокольчик, металлофон.

Музыкальный руководитель , воспитатели, родители

Формирование навыков культуры слушания музыки .

Музыкальный руководитель , воспитатели, логопед, родители.

Обогащение музыкальных впечатлений путем восприятия разных жанров музыки .

Советы как научить ребенка слушать классическую музыку и высказывать своё мнение о ней.

Музыкальный руководитель , воспитатели, родители.

Работа над звуковысотным восприятием.

Подбор музыкальных игр по развитию звуковысотного восприятия

Музыкальный руководитель , воспитатели, родители

Развитие психических процессов (памяти, мышления, внимания) :

- «Составь предмет из фигур.

Игры на закрепление психических процессов :

Музыкальный руководитель , воспитатели, родители.

Совершенствование музыкально-ритмических движений:

- развивать умение двигаться в соответствии с характером музыки;

- передавать музыкальный образ в играх и танцах.

- выразительно выполнять движения танцев, игр.

Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.

Развитие и совершенствование ритмического слуха:

- Игра на одной пластине металлофона.

Игры с ребенком на развитие ритмического слуха:

Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.

Развитие певческих умений и навыков:

- чисто интонировать мелодию;

- четко проговаривать слова песни;

- правильно брать певческое дыхание

-петь коллективно и индивидуально.

Вместе с ребенком петь песни, импровизировать их.

Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.

Побуждение к элементарному музыкальному творчеству:

- Выполнение дыхательной гимнастики;

- Использование знакомых плясовых движений в импровизации;

-Выразительная передача музыкальных образов в игре;

- Придумывание мелодий на металлофоне.

Игры на развитие творческих способностей:

Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.

Умения и навыки:

Подготовительная группа

а) двигается ритмично, чувствует смену частей музыки;

б) проявляет творчество( придумывает свои движения);

в) выполняет движение эмоционально.

а) правильно и ритмично прохлопывает ритмические формулы;

б) умеет их составлять, проговаривать, играть на ДМИ.

а) эмоционально воспринимает музыку ( выражает своё отношение словами);

б) проявляет стремление передать в движении характер музыкального произведения;

в) различает двухчастную форму;

г) различает трёхчастную форму;

д) отображает своё отношении к музыке в изобразительной деятельности;

Категория семьи – благополучная/неблагоп., полная/неполная, СПК, многодетная, одинокая мама, опекаемый ребенок.

Степень участия в воспитании: большую роль в воспитании ребёнка играет участие мамы. Мама проявляет чрезмерную опеку.

3. Запрос родителей / воспитателя/ педагога (нужное подчеркнуть)

4. Самотическое здоровье: группа здоровья I/II/III, частоболеющий/редко болеет, страдает энурезом и т. д.

5. Особенности моторной сферы: общая моторика в норме, ручная моторика в номе, ведущая рука - правая.

6. Характеристика познавательной сферы ребенка:

- внимание – преобладает непроизвольное внимание, переключение нормальное, маленький объем внимания.

- восприятие – раннее различение цветов и оттенков (с 2 лет) и формы (2 года, нарушенное вкусовое восприятие (выраженная избирательность к еде). Выраженный интерес к форме и цвету.

- память – хорошо развитая, преобладает зрительная память. Непроизвольное запоминание. Сохранение информации длительное. Воспроизводит неполно, непоследовательно. Ассоциативная, опосредованная память неразвита.

- мышление – соотносит предметы с их функциональным значением. Обобщение по функциональным признакам отсутствует. Операцию сравнения не производит, сравнивает только по наводящим вопросам. Выстраивает сюжетный ряд из 3-х картинок с помощью взрослого. Понимание сюжетов со скрытым смыслом, метафор отсутствует. Самостоятельно не улавливает причинно-следственные связи, логического объяснения не дает. Наглядно-действенное мышление. Обращается за помощью, принимает помощь и совместные действия со взрослым. Слабость регуляции произвольной деятельности, недостаточная целенаправленность, несформированность функции самоконтроля.

7 Личностные особенности ребенка

Особенности поведения: игровая деятельность стереотипная, совместная игра со сверстниками отсутствует, нарушения коммуникативного поведения. Самоагрессия, агрессия как форма реагирования на требование. Не понимает эмоциональное состояние другого человека.

Уровень адаптивного поведения: Отсутствуют навыки социализации. Навыки коммуникации сформированы частично.

8. Долгосрочная цель сопровождения

Формирование устойчивого интереса ребенка к познавательной мыслительной деятельности, ориентированной на мотивацию к процессу обучения.

9. Задачи:

- Разработать совместно с семьёй план психолого-педагогического сопровождения для возможных перспектив в развитии способностей

Егора К. и его развития в соответствии с требованиями образовательной Программы ДОУ.

10. Группа сопровождения

11. Координатор (Ф. И. О)

Педагог-психолог Игошина Татьяна Сергеевна

12. План психолого – педагогического сопровождения:

Содержание работы Форма работы Сроки Ожидаемые результаты

Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика: Исследование психических процессов (память, восприятие, внимание) Наблюдения

Сентябрь - декабрь Выявили проблемы в развитии личности ребенка и их причины

Исследование эмоциональных процессов

Исследование качеств личности (самооценка, произвольность, уровень притязаний)

Исследование социальных отношений (с взрослыми, со сверстниками)

Диагностика познавательного и речевого развития, социально - коммуникативного

Взаимодействие с педагогами

Консультирование педагогов на темы:

1 раз в квартал

Информирование о результатах диагностических исследований

Повышаем уровень педагогической компетентности по решению данной проблемы

Создаем условия для психолого-педагогического сопровождения ребенка

Взаимодействие с семьёй

Консультации (по мере необходимости)

Совместные занятия с ребенком 1 раз в месяц Психолого-педагогическое просвещение родителей

Создание дома индивидуальных условий для интеллектуального развития

Поддержание интереса ребёнка, поощрение

Индивидуальная работа с воспитанником

Игры и упражнения

Способствовали социально-коммуникативному, познавательному и речевому развитию через цикл мероприятий, игр и упражнений

Развитие позитивной самоидентификации

Закрепление знаний, умений и навыков

Оценка промежуточных результатов Методики

Опросы Декабрь Постановка

Объективное отслеживание уровня интеллектуального развития ребенка

Исходящая диагностика Методики

Опросы Апрель Трудности преодолены, развитие ребенка соответствует возрастным и психологическим нормам

13. Рекомендации воспитателю___

14. Рекомендации инструктору по физ. культуре ___

15. Рекомендации родителям ___

16. Критерии оценки:

В начале цикла занятий ___

В середине цикла занятий ___

Критерии оценки эффективности проведенной работы ___

Прикреплённые файлы:

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения художественно одарённого ребенка Индивидуальный маршрут Психолого-педагогического сопровождения Художественно-одарённого ребенка ___ Старшая группа.

Индивидуальный маршрут сопровождения одаренного ребенка в ДОО В Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг. одним из направлений прописано «Развитие системы выявления, поддержки.

Индивидуальный маршрут воспитателя по художественно-эстетическому направлению способных воспитанников Специальная диагностика по запросу родителей выявила 3 (17%) способных детей, в изобразительной деятельности. Были составлены индивидуальные.

Индивидуальный психолого-педагогический маршрут развития ребенка Индивидуальный психолого-педагогический маршрут развития ребенка. [/b] Фамилия, имя ребенка.

"ПСИХОЛОГ и Я" "ДЕФЕКТОЛОГ и Я"

"ПСИХОЛОГ и Я" "ДЕФЕКТОЛОГ и Я"

"ПСИХОЛОГ и Я" "ДЕФЕКТОЛОГ и Я" запись закреплена
"СУНДУЧОК" для воспитателей и педагогов

📚

Подборка -
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ДОШКОЛЬНИКА

Читайте также: