План индивидуального сопровождения ребенка в доу
Обновлено: 05.07.2024
Индивидуальный маршрут развития ребенка с ЗПР — это специально созданная комфортная обучающая среда для устранения недостатков его развития, профессиональная поддержка всех специалистов ДОУ и школы, помощь родителей в трудных шагах по овладению знаниями и принятыми нормами поведения. Маршрут сопровождения ребенка с ЗПР в ДОУ и школе намечает цели и задачи, наиболее доступные в данный момент для воспитанника, и определяет шаги по их выполнению.
Дефициты и ресурсы ребенка с ЗПР
Задержкой психического развития считается замедленный темп развития психики ребенка. Причины ЗПР кроются в нейродинамической недостаточности, особенностях конституции, хронических соматических заболеваниях, неблагополучии семьи. Следствием становятся следующие дефициты развития:
незрелость ЦНС: слабость процессов торможения и возбуждения, отставание в формировании систем межанализаторных связей;
истощаемость психических функций;
отставание в развитии психомоторных функций;
низкая интеллектуальная продуктивность;
недостаточный объем, обобщенность, предметность и целостность восприятия;
низкая прочность запоминания;
неумение применять дополнительные средства запоминания;
низкий уровень произвольности познавательных процессов и поведения;
недоразвите речи: задержка формирования, ограниченность словарного запаса, аграмматизмы, затруднения в построении связных высказываний, трудность понимания значения слов;
инертность мыслительной деятельности;
длительный период приема и переработки информации;
нарушения пространственной ориентировки;
стремление избегать трудности;
Наряду с перечисленными недостатками эти дети обладают хорошей базой внутренних ресурсов, которую способен реализовать индивидуальный маршрут развития ребенка с ЗПР:
способность осмысленно воспринимать сюжет услышанного литературного произведения;
способность понимать условие простой задачи;
способность группировать объекты и устанавливать причинно-следственные закономерности;
способность разбираться в учебном материале и выполнять задание, руководствуясь его образцом и целью;
активность в поисках средств, облегчающих выполнение заданий;
заинтересованность в чтении книг и умение логично и скрупулезно пересказывать прочитанное;
способность проявлять глубокие эмоции по поводу прочитанного;
интерес театральному и изобразительному искусству;
стремление к творческому самовыражению;
любовь к фантазиями и вытеснение ими неприятных жизненных ситуаций.
Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут ребенка с ЗПР
Индивидуальный маршрут развития ребенка с ЗПР определяет:
1. Стратегическую цель развития: заложить основы знаний об окружающем мире, сформировать речь, дать самые простые базовые представления о математике, всесторонне развить психические процессы.
2. Принципы прохождения маршрута. Наиболее важные из них
● принцип комплексного подхода к диагностике и коррекции нарушений.
● принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования
Все действия педагогов предупреждают и корректируют нарушения с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма, используя современные специальные ТСО, ИКТ, особую организацию обучения.
Индивидуальный логопедический маршрут дошкольника с ЗПР
Предложить ребенку самостоятельно рассмотреть картинки с животными, самостоятельно придумать и задать познавательные вопросы; затем ответить на вопросы взрослого, чем бы он мог помочь животным
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ЗПР в ДОУ
●познание окружающего мира.
Различные виды массажа рук.
Самомассаж рук с использованием массажных мячиков.
Попросить ребенка выполнить 5 раз группу прыжков: прыжок назад — пальцы рук сжать, прыжок вперед — пальцы рук разжать.
Попросить ребенка выполнить 3 прыжка с одновременным продвижением вперед на одной ноге и хлопком рук.
Индивидуальный маршрут ребенка с ЗПР в школе
Индивидуальный образовательный маршрут школьника с ЗПР
Маршрут ребенка с ЗПР по программ 5-летнего обучения 7.2. требует к базовым учебникам добавить специальные электронные программные приложения
Пример. Индивидуальный образовательный маршрут 1 класс, ЗПР
I Организационный компонент
1. Пояснительная записка с информацией о ЗПР по ФОГС.
2. Перечень использованных нормативных документов.
● Обеспечить ребенку освоение адаптированной основной образовательной программы начального общего образования, корректируя недостатки его физического и психического развития
● Своевременно выявлять трудности прохождения образовательного маршрута и гибко его редактировать.
Самые важные из них:
● Создать темп учебной работы, соответствующий возможностям ученика и скорости формирование у него обобщенных знаний
● Создать охранительный педагогический режим
● Использовать здоровьесберегающие технологии
● Развить общеинтеллектуальные умения
● Сформировать основы социальных компетениций и умение ими целенаправленно и осознанно пользоваться
● Поощрять и стимулировать работу ребенка, используя только качественную оценку
6. Психолого-педагогическая характеристика на ученика 1 класса. Указывается диагноз, главные проблемы обучения и уровень знаний по основным учебным предметам.
II Недельный индивидуальный план с количеством часов на каждый предмет
Заполняется в соответствии с выбранным видом АООП НОО для ЗПР. 7.1 или 7.2
III Образовательный компонент индивидуального маршрута
1. Пояснительная записка с анализом соответствия выбранной программы индивидуальным особенностям ребенка
2. Планируемые результаты освоения учеником АООП НОО ЗПР, 1 класс.
● Описать по каждому учебному предмету (АООП НООО ЗПР 7.1) , например, по математике, результаты к концу учебного года:
— чему ребенок научится
— чему будет учиться:
Решать примеры, имеющие 1-2 действия. Решать простые задачи на сложение и вычитание в педелах 20-ти. Узнавать геометрические фигуры. Работать с математической таблицей из двух строк.
— механизм определения уровня знаний и умений:
Тесты, контрольные и проверочные работы.
IV Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов
Универсальные познавательные действия.
● Развитие навыка работы с информацией: умение с помощью учителя отличать новое от известного; умение ориентироваться в учебнике.
● Развитие исследовательских способностей: умение находить ответы на вопросы, используя учебник, полученные на уроке знания и свой жизненный опыт; умение осознанно взаимодействовать с информацией, делая собственные выводы о работе класса
● Развитие способностей классифицировать и обобщать: умение сравнивать и группировать числа, числовые выражения, равенства и неравенства, плоские геометрические фигуры.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Индивидуальный план сопровождения ребёнка
Ермаков Данил Сергеевич
Подготовительная 5 группа
2019-2020 учебный год
Причиной создания индивидуального сопровождения стало психологическое заключение по результатам обследования когнитивной и эмоционально-личностной сферы ребёнка, логопедическое заключение.
Были даны рекомендации педагогом-психологом: рекомендованы индивидуальные занятия, направленные на развитие умения различать характер музыки, двигательной координации
Индивидуальная программа по реализации образовательной области "художественно - эстетическое развитие" музыка
Музыкальное воспитание в детском саду М.Б.Зацепина 2016 год
Поем с улыбкой и радостью Р.В.Попцова 2018.
В соответствии с требованиями основных нормативных документов:
Закон № 237 - ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.
Приказ МОиН РФ от30.08.2013г. №1014 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам ДО"
Устава МБДОУ детского сада "Я САМ"
Актуальность сопровождения состоит в том, что она ориентирована на приобщение ребёнка к миру музыкального искусства с учётом специфики дошкольного возраста.
В процессе музыкального воспитания у детей развиваются музыкальные и творческие способности (с учётом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности; формируется начало музыкальной культуры, способствующее развитию общей духовной культуры.
Цель: создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, ритмопластики, театрализованной деятельности.
1.Развивать музыкальный слух, ритм, память.
2. Развивать двигательные качества и умения.
3. Развивать творческие способности.
- принцип развивающего обучения;
- принцип культур сообразности;
- принцип преемственности ступеней образования;
- принцип гуманно – личностного отношения к ребёнку.
Формы организации образовательного процесса
2. Праздники и развлечения.
3. Музыка в повседневной жизни.
4. Самостоятельная музыкальная деятельность детей:
- индивидуальные самостоятельные упражнения,
Формы работы с педагогами МДОБУ:
3. Практические занятия.
3.Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов
2. Чувство ритма.
3. Слушание музыки.
Перспективно – тематический план
Сегодняшняя действительность требует от человека активности и успешности. Хорошо понимая, что задатки будущего закладываются уже в детстве, взрослые стремятся приобщить своих детей к занятиям, которые развивают не только способности, но и активность, самостоятельность, коммуникабельность. Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах в жизни . Содержание Основной общеобразовательной программы , по которой работает наш детский сад, направлено на формирование общей культуры, развитие физических , интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Приоритетное направление нашей работы с детьми – познавательно-речевое развитие . Но также большое внимание уделяем художественно-эстетическому развитию детей , используем индивидуальный подход к каждому ребёнку, помогаем создать условия для развития личности , и основываемся на знании индивидуальных особенностей дошкольника. В ходе диагностики мы выделяем группы детей с недостаточным развитием и способные дети . На каждую группу детей ведется индивидуальная документация – диагностическая карта. Диагностическое обследование проводится два раза в год (согласно годового плана) : сентябрь-октябрь и апрель-май. Для детей, показавших низкие результаты, проводится дополнительная диагностика в январе. Используется 3-х уровневая оценка (высокий уровень-3, средний -2, низкий уровень-1, которая позволяет качественно определить уровень развития каждого ребенка , отследить динамику индивидуального развития . Подсчет ведется по 3-х бальной системе. Ребенок обследуется как со стороны родителей, так и со стороны музыкального руководителя : заполняются анкеты с целью выявления проблем в развитии музыкальных способностей . Для проведения диагностики по развитию музыкальных способностей детей используются методики обследования : наблюдение, беседа, экспертная оценка, задания и другие методы, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных. По материалам диагностики составляется индивидуальный план работы с ребенком .
Психолого-педагогический портрет ребенка
Анкетные данные
Имя : Ермаков Данил Сергеевич
Проблема в развитии
В ходе наблюдения за ребёнком на музыкальных занятиях, увидели, что мальчик мало интересуется музыкой , испытывает трудности при пении и выполнении музыкально -ритмических движений. Не может определить жанр прослушанного произведения и инструмент, на котором оно исполняется, характер музыкального произведения .
Ребенок не владеет игрой на детских музыкальных инструментах , не проявляет себя в творческой, танцевальной и музыкально -игровой импровизации. Дошкольник не проявляет творческой активности, нет интереса к музыкальным занятиям.
Рекомендации.
Для преодоления проблем к ребенку требуется индивидуальный подход . Ведущим направлением в работе является развитие музыкально -творческой активности в образовательной деятельности и в свободное время, потребности к восприятию музыки .
На основе выводов и рекомендаций, полученных при анализе ситуации развития ребенка , считаем, что целью является формирование у ребенка интереса к музыке , творческой активности в разных видах музыкальной деятельности .
Чтобы осуществить эту цель, поставили следующие задачи :
• Вызывать интерес к разным видам музыкальной деятельности .
• Развивать и совершенствовать музыкальные способности .
• Формировать культуру слушания музыки .
• Формировать певческие и музыкально -ритмические умения и навыки.
• Вовлекать родителей в образовательный процесс и установить с ними сотрудничество.
• Музыкальные дидактические игры ;
• Музыкальные подвижные игры ;
• Детские музыкальные инструменты .
• Проявляет интерес к музыке
• Владеет навыками слушания музыки
• Владеет певческими и музыкально -ритмическими умениями и навыками
• Проявляет творческую активность в разных видах музыкальной деятельности
Родители активно участвуют в образовательном процессе .
Для дальнейшей работы с мальчиком составлен план индивидуальной коррекционной работы совместно с воспитателями, подобраны доступные упражнения для развития музыкальных способностей , организована деятельность для закрепления навыков и умений в самостоятельной деятельности.
Тематическое планирование
Основные направления в работе, игры, упражнения с ребенком
Взаимодействие с семьей
Игра на детских музыкальных инструментах : ложки, бубен, колокольчик, металлофон.
Музыкальный руководитель , воспитатели, родители
Формирование навыков культуры слушания музыки .
Музыкальный руководитель , воспитатели, логопед, родители.
Обогащение музыкальных впечатлений путем восприятия разных жанров музыки .
Советы как научить ребенка слушать классическую музыку и высказывать своё мнение о ней.
Музыкальный руководитель , воспитатели, родители.
Работа над звуковысотным восприятием.
Подбор музыкальных игр по развитию звуковысотного восприятия
Музыкальный руководитель , воспитатели, родители
Развитие психических процессов (памяти, мышления, внимания) :
- «Составь предмет из фигур.
Игры на закрепление психических процессов :
Музыкальный руководитель , воспитатели, родители.
Совершенствование музыкально-ритмических движений:
- развивать умение двигаться в соответствии с характером музыки;
- передавать музыкальный образ в играх и танцах.
- выразительно выполнять движения танцев, игр.
Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Развитие и совершенствование ритмического слуха:
- Игра на одной пластине металлофона.
Игры с ребенком на развитие ритмического слуха:
Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Развитие певческих умений и навыков:
- чисто интонировать мелодию;
- четко проговаривать слова песни;
- правильно брать певческое дыхание
-петь коллективно и индивидуально.
Вместе с ребенком петь песни, импровизировать их.
Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Побуждение к элементарному музыкальному творчеству:
- Выполнение дыхательной гимнастики;
- Использование знакомых плясовых движений в импровизации;
-Выразительная передача музыкальных образов в игре;
- Придумывание мелодий на металлофоне.
Игры на развитие творческих способностей:
Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Умения и навыки:
Подготовительная группа
а) двигается ритмично, чувствует смену частей музыки;
б) проявляет творчество( придумывает свои движения);
в) выполняет движение эмоционально.
а) правильно и ритмично прохлопывает ритмические формулы;
б) умеет их составлять, проговаривать, играть на ДМИ.
а) эмоционально воспринимает музыку ( выражает своё отношение словами);
б) проявляет стремление передать в движении характер музыкального произведения;
в) различает двухчастную форму;
г) различает трёхчастную форму;
д) отображает своё отношении к музыке в изобразительной деятельности;
Категория семьи – благополучная/неблагоп., полная/неполная, СПК, многодетная, одинокая мама, опекаемый ребенок.
Степень участия в воспитании: большую роль в воспитании ребёнка играет участие мамы. Мама проявляет чрезмерную опеку.
3. Запрос родителей / воспитателя/ педагога (нужное подчеркнуть)
4. Самотическое здоровье: группа здоровья I/II/III, частоболеющий/редко болеет, страдает энурезом и т. д.
5. Особенности моторной сферы: общая моторика в норме, ручная моторика в номе, ведущая рука - правая.
6. Характеристика познавательной сферы ребенка:
- внимание – преобладает непроизвольное внимание, переключение нормальное, маленький объем внимания.
- восприятие – раннее различение цветов и оттенков (с 2 лет) и формы (2 года, нарушенное вкусовое восприятие (выраженная избирательность к еде). Выраженный интерес к форме и цвету.
- память – хорошо развитая, преобладает зрительная память. Непроизвольное запоминание. Сохранение информации длительное. Воспроизводит неполно, непоследовательно. Ассоциативная, опосредованная память неразвита.
- мышление – соотносит предметы с их функциональным значением. Обобщение по функциональным признакам отсутствует. Операцию сравнения не производит, сравнивает только по наводящим вопросам. Выстраивает сюжетный ряд из 3-х картинок с помощью взрослого. Понимание сюжетов со скрытым смыслом, метафор отсутствует. Самостоятельно не улавливает причинно-следственные связи, логического объяснения не дает. Наглядно-действенное мышление. Обращается за помощью, принимает помощь и совместные действия со взрослым. Слабость регуляции произвольной деятельности, недостаточная целенаправленность, несформированность функции самоконтроля.
7 Личностные особенности ребенка
Особенности поведения: игровая деятельность стереотипная, совместная игра со сверстниками отсутствует, нарушения коммуникативного поведения. Самоагрессия, агрессия как форма реагирования на требование. Не понимает эмоциональное состояние другого человека.
Уровень адаптивного поведения: Отсутствуют навыки социализации. Навыки коммуникации сформированы частично.
8. Долгосрочная цель сопровождения
Формирование устойчивого интереса ребенка к познавательной мыслительной деятельности, ориентированной на мотивацию к процессу обучения.
9. Задачи:
- Разработать совместно с семьёй план психолого-педагогического сопровождения для возможных перспектив в развитии способностей
Егора К. и его развития в соответствии с требованиями образовательной Программы ДОУ.
10. Группа сопровождения
11. Координатор (Ф. И. О)
Педагог-психолог Игошина Татьяна Сергеевна
12. План психолого – педагогического сопровождения:
Содержание работы Форма работы Сроки Ожидаемые результаты
Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика: Исследование психических процессов (память, восприятие, внимание) Наблюдения
Сентябрь - декабрь Выявили проблемы в развитии личности ребенка и их причины
Исследование эмоциональных процессов
Исследование качеств личности (самооценка, произвольность, уровень притязаний)
Исследование социальных отношений (с взрослыми, со сверстниками)
Диагностика познавательного и речевого развития, социально - коммуникативного
Взаимодействие с педагогами
Консультирование педагогов на темы:
1 раз в квартал
Информирование о результатах диагностических исследований
Повышаем уровень педагогической компетентности по решению данной проблемы
Создаем условия для психолого-педагогического сопровождения ребенка
Взаимодействие с семьёй
Консультации (по мере необходимости)
Совместные занятия с ребенком 1 раз в месяц Психолого-педагогическое просвещение родителей
Создание дома индивидуальных условий для интеллектуального развития
Поддержание интереса ребёнка, поощрение
Индивидуальная работа с воспитанником
Игры и упражнения
Способствовали социально-коммуникативному, познавательному и речевому развитию через цикл мероприятий, игр и упражнений
Развитие позитивной самоидентификации
Закрепление знаний, умений и навыков
Оценка промежуточных результатов Методики
Опросы Декабрь Постановка
Объективное отслеживание уровня интеллектуального развития ребенка
Исходящая диагностика Методики
Опросы Апрель Трудности преодолены, развитие ребенка соответствует возрастным и психологическим нормам
13. Рекомендации воспитателю___
14. Рекомендации инструктору по физ. культуре ___
15. Рекомендации родителям ___
16. Критерии оценки:
В начале цикла занятий ___
В середине цикла занятий ___
Критерии оценки эффективности проведенной работы ___
Прикреплённые файлы:
Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.
Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения художественно одарённого ребенка Индивидуальный маршрут Психолого-педагогического сопровождения Художественно-одарённого ребенка ___ Старшая группа.
Индивидуальный маршрут сопровождения одаренного ребенка в ДОО В Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг. одним из направлений прописано «Развитие системы выявления, поддержки.
Индивидуальный маршрут воспитателя по художественно-эстетическому направлению способных воспитанников Специальная диагностика по запросу родителей выявила 3 (17%) способных детей, в изобразительной деятельности. Были составлены индивидуальные.
Индивидуальный психолого-педагогический маршрут развития ребенка Индивидуальный психолого-педагогический маршрут развития ребенка. [/b] Фамилия, имя ребенка.
"ПСИХОЛОГ и Я" "ДЕФЕКТОЛОГ и Я" запись закреплена
"СУНДУЧОК" для воспитателей и педагогов
Подборка -
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ДОШКОЛЬНИКА
Читайте также:
- Могут ли доминантные мутации образовывать скрытый резерв наследственной изменчивости кратко
- Как при отсутствии изоляционной ленты изолировать оголенные участки сращиваемых проводов кратко
- Как строится доменная система имен кратко
- Что такое дозировка в физкультуре кратко
- Отличие правосудия от других форм государственной деятельности кратко