Что такое дозировка в физкультуре кратко

Обновлено: 05.07.2024

Всех обучающихся в общеобразовательных учреждениях в целях дифференцированного подхода к организации их занятий физической культурой в зависимости от состояния здоровья делят на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую. Занятия в этих группах отличаются учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала.

Распределение учащихся на группы в зависимости от состояния здоровья согласно Методическим рекомендациям № 01-19/31-17, утвержденным Госкомсанэпиднадзором РФ 17 марта 1996 г.:

  • I группа - здоровые, с нормальным развитием и уровнем функций;
  • II группа - здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям;
  • III группа - больные с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации с сохраненными функциональными возможностями организма;
  • IV группа - больные с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации со сниженными функциональными возможностями;
  • V группа - больные с хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации со значительно сниженными функциональными возможностями организма.

Как правило, дети V группы не посещают детские учреждения общего профиля и массовыми осмотрами не охвачены.

Распределение учащихся на медицинские группы для занятий физической культурой в зависимости от группы здоровья носит следующий характер.

  • Здоровые, с нормальными развитием и уровнем функций (I группа здоровья) - основная медицинская группа для занятий физической культурой.
  • Здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым заболеваниям и рецидивам хронических патологий (II группа здоровья) - основная или подготовительная медицинская группа для занятий физической культурой.
  • Больные с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации с сохраненными функциональными возможностями организма (III группа здоровья) - подготовительная или специальная медицинская группа для занятий физической культурой.
  • Больные с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации со сниженными функциональными возможностями (IV группа здоровья) - специальная медицинская группа для занятий физической культурой.
  • Больные с хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации со значительно сниженными функциональными возможностями организма (V группа здоровья) - группа ЛФК для занятий физической культурой.

Нагрузку дозируют объемом (количество повторений, длина дистанции, суммарная масса, вес, количество упражнений) и интенсивностью (скорость, частота, мощность, количество высокоинтенсивных упражнений). Действием нагрузки служит реакция организма на нее. Интегральный показатель нагрузки - ЧСС.

Показателем работы низкой интенсивности считают ЧСС, равную 110- 130 уд./мин, средней интенсивности - 130-160 уд./мин, большой интенсивности - 160-180 уд./мин (для хорошо подготовленных - до 200 уд./мин). В процессе урока преподаватель обеспечивает оптимальную физическую нагрузку. Для этого он контролирует ЧСС и индивидуальную реакцию учащихся по внешним признакам.

В оздоровительных целях оптимальный диапазон нагрузок на занятиях должен находиться в пределах ЧСС от 130 до 170 уд./мин. Следовательно, наибольшего общеукрепляющего оздоровительного эффекта на занятиях с учащимися подросткового и юношеского возраста достигают с помощью упражнений аэробной направленности средней и большой интенсивности (с помощью подвижных и спортивных игр, эстафет, плавания, бега, ходьбы на лыжах и др.).

Процентное отношение времени, которое тратят на выполнение основных и других упражнений, к суммарным затратам времени в течение урока называют моторной плотностью.

МПУ = СВ (ученика) : ВУ ? 100%,

где МПУ - моторная плотность урока; СВ - сумма времени двигательных действий (с); ВУ - время урока (с).

Моторная плотность характеризует общую интенсивность и служит одним из основных показателей урока и деятельности учителя физической культуры. Величина МПУ должна гарантировать его эффективность. Моторная плотность тренировочных уроков составляет 70-80%, а учебных - 50% и ниже. Основные факторы, определяющие моторную плотность:

  • тип урока (постановка специфических задач);
  • тематика урока (раздел учебной программы);
  • наличие материальной базы и инвентаря;
  • рациональное использование способов организации деятельности учащихся и управления классом;
  • использование дополнительных заданий и интенсификация вспомогательных действий;
  • краткость объяснений, замечаний, совмещение их с выполнением упражнений.


Для определения плотности и нагрузки урока составляют протокол хронометража и пульсометрии. С началом урока включают секундомер. В протокол заносят все действия по ходу урока и время окончания каждого действия. Измеряют пульс среднеподготовленного ученика в начале урока, через каждые 4 мин и в конце занятия. Результаты также заносят в протокол (можно измерить пульс после выполнения двигательных действий). После урока подсчитывают длительность каждого действия. Затем данные разносят в протокол по группам: двигательные и вспомогательные действия, умственная деятельность, отдых, нецелесообразная деятельность (простои). Полученные результаты суммируют, определяют общую и моторную плотность урока и отдельных его частей. На основании измерения ЧСС составляют протокол пульсометрии, отражающий характер функциональных воздействий на уроке (рис.).

Учащиеся, направляемые для занятий физической культурой в специальную медицинскую группу, представляют, как правило, весьма сложный и разнообразный коллектив. Они отличаются как по нозологии, так и по степени компенсации имеющихся отклонений, остаточным признакам после перенесенного заболевания, функциональному состоянию, физической подготовленности и развитию.

  • повышение уровня обшей физической работоспособности (выносливости);
  • гармоничное развитие мышечного корсета с акцентом на устранение постуральных мышечных дисбалансов;

повышение координационных возможностей;

  • устранение функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата (которые, как правило, присутствуют у данного контингента);
  • двигательная реабилитация заболеваний, послуживших основанием для зачисления в специальную медицинскую группу;
  • освоение жизненно важных двигательных умений, навыков и качеств;
  • закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма;
  • формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;
  • воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здоровому образу жизни;
  • обучение правилам подбора, выполнения и самостоятельного формирования комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики с учетом рекомендаций врача и педагога;
  • обучение способам самоконтроля при выполнении физических нагрузок различного характера;
  • соблюдение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания.

При комплектовании специальной медицинской группы врач и преподаватель физической культуры, кроме диагноза заболевания и данных о функциональном состоянии обучающихся, должны также иметь сведения об уровне их физической подготовленности, который определяют при помощи двигательных тестов. В качестве тестов допустимо использование только тех упражнений, которые с учетом формы и степени тяжести заболевания не противопоказаны обучающимся. Экзамен проводят в присутствии медицинского работника.

2. Регулирование физической нагрузкой, используя разные способы ее дозирования.

Глоссарий по теме:

Физическая нагрузка – это определенная величина воздействия физических упражнений на организм занимающихся.

Объем нагрузки – это количество физической нагрузки за одну тренировку, неделю, месяц, выраженное в мерах времени, веса, длины, в количестве выполненных упражнений.

Интенсивность физической нагрузки – это время, затраченное на выполнение конкретного объема работы.

Доза нагрузки - это определенная ее величина, измеряемая параметрами объема и интенсивности.

Дозирование нагрузки – это изменение ее объема и интенсивности.

ЧСС – частота сердечных сокращений.

ЧД – частота дыхания.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Основная литература:

1. Физическая культура. 5 кл. Учебник для общеобразовательных организаций. / А. П. Матвеев. — М.: Просвещение, 2019.

Дополнительная литература:

1. Физическая культура.5-7 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / (М.Я. Виленский, И.М. Туревский, Т.Ю. Торочкова); под ред. М.Я. Виленского. - 2-е изд.- М.: Просвещение, 2018.

2. Физическая культура.5-7 классы: учеб. для общеобразоват. Учреждений / (Т.В. Петрова, Ю.А. Копылов); - М.: Просвещение, 2019.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Физическая нагрузка - это определенная величина воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Следует понимать, что растущий организм школьника будет нормально развиваться только благодаря достаточной двигательной активности, благодаря физической нагрузке.

Результаты занятий физическими упражнениями напрямую зависят от правильно подобранной нагрузки, от ее объема и интенсивности.

Внутренняя сторона физической нагрузки характеризуется реакцией основных систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой, кровеносной) на проделанную работу. Одним из основных показателей реакции организма на нагрузку является пульс, или частота сердечных сокращений (ЧСС).

В определении интенсивности физических нагрузок по пульсу используют три показателя: пороговая, пиковая и средняя ЧСС.

Величина нагрузки зависит от скорости и продолжительности физической работы. Чем больше нагрузка, тем больше частота дыхания и сердцебиения, потребление кислорода и расходование энергии. На основе этой зависимости на занятиях физической культурой можно регулировать физическую нагрузку, изменяя ее воздействие на организм. Регулирование нагрузки называется дозированием. Оно происходит за счет изменения количественных и качественных показателей в выполнении физических упражнений.

При занятиях физическими упражнениями рекомендуют к использованию несколько вариантов дозирования физической нагрузки:

- изменение количества упражнений на занятии.

- изменение количества повторений одного и того же упражнения.

- изменение скорости выполнения упражнения.

- изменение продолжительности выполнения упражнений.

- изменение величины дополнительных отягощений на мышцы.

- изменение продолжительности интервалов отдыха между упражнениями.

ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ

Выберите тип интерактивного теста:

I группа – не более 20%:

1. Единичный / множественный выбор;

II группа – не более 30%:

2. Выбор элемента из выпадающего списка;

3.Установление соответствий между элементами двух множеств;

5. Добавление подписей к изображениям;

6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;

7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;

III группа – не менее 50%

4. Ребус – соответствие;

8. Сортировка элементов по категориям;

9. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;

10. Подчеркивания / зачеркивания элементов;

11. Выделение цветом;

12. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте;

13. Смежный граф (автоматически заполняемый);

14. Лента времени

Информация о тестовом вопросе:

Текст задания: Назовите виды физических упражнений. Выберите все правильные ответы.

а) общеразвивающие упражнения

б) занятия на брусьях

в) игра на компьютере

г) игра в хоккей

Информация об ответах

Правильный вариант: А, Б, Г, Д

Неправильный вариант/варианты (или комбинации):

Выберите тип интерактивного теста:

I группа – не более 20%:

1. Единичный / множественный выбор;

II группа – не более 30%:

2. Выбор элемента из выпадающего списка;

3. Установление соответствий между элементами двух множеств;

5. Добавление подписей к изображениям;

6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;

7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;

III группа – не менее 50%

4. Ребус – соответствие;

8. Сортировка элементов по категориям;

9. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;

10. Подчеркивания / зачеркивания элементов;

11. Выделение цветом;

12. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте;

13. Смежный граф (автоматически заполняемый);

14. Лента времени

Информация о тестовом вопросе:

Физическая нагрузка — это определенная величина воздействия физических _________ на организм занимающихся.

Выберите правильный элемент.

Информация об ответах

Физическая нагрузка — это определенная величина воздействия физических упражнений на организм занимающихся.

Неправильный вариант/варианты (или комбинации):

Физическая нагрузка — это определенная величина воздействия физических усилий на организм занимающихся.

Физическая нагрузка — это определенная величина воздействия физических сил на организм занимающихся.

Физическая нагрузка — это определенная величина воздействия физических возможностей на организм занимающихся.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Дозирование физической нагрузки на уроках физической культуры

Физическая нагрузка— это определенная мера влияния физических упражнений на организм занимающихся. Доза нагрузки — это определенная ее величина, измеряемая параметрами объема и интенсивности. Дозировать нагрузку — значит строго регламентировать ее объем и интенсивность.

Объем нагрузки определяется количеством выполненных упражнений, затратами времени на занятия, километражем преодоленного расстояния (дистанции) и другими показателями.

Интенсивность характеризуется показателями темпа и скорости движений, ускорения, частоты сердечных сокращений и др.

Соотношение между ними при выполнении физических упражнений представляет собой обратно пропорциональную зависимость: чем больше объем нагрузки, тем меньше ее интенсивность, и наоборот. По характеру мышечной работы нагрузки могут быть стандартными и переменными.

Действием нагрузки является реакция организма на выполненную работу. Ее показатели — частота сердечных сокращений и внешние признаки утомления учащихся.

Теоретико-методическую основу оптимального дозирования нагрузок составляют закономерности адаптации организма к воздействию физических упражнений, развития тренированности. Исходя из этого сформулированы и научно обоснованы следующие методические положения: адекватность нагрузок (соответствие индивидуальным функциональным возможностям организма), постепенность повышения нагрузок (обеспечивающая развитие функциональных возможностей), систематичность нагрузок (их последовательность и регулярность).

Физические нагрузки в каждом конкретном случае должны быть оптимальными по своим параметрам (объему, интенсивности, интервалам отдыха), что обеспечивает тренирующий эффект. Недостаточные нагрузки неэффективны, так как ведут к потере учебного времени, а чрезмерные — наносят вред организму.

Если нагрузка остается прежней и не меняется, то ее воздействие становится привычным и перестает быть развивающим стимулом. По указанной причине постепенное увеличение физической нагрузки является необходимым требованием.

Наиболее информативным, объективным и широко используемым в практике показателем реакции организма на физическую нагрузку является величина частоты сердечных сокращений (ЧСС).

При дозировании нагрузок в целях повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы их величина по показателю ЧСС должна быть не ниже 130 уд./мин (при этом наблюдается максимальный ударный объем сердца). Поэтому величина нагрузок при ЧСС, равной 130 уд./мин, соответствует порогу тренирующей нагрузки.

В оздоровительных целях оптимальный диапазон нагрузок на занятиях находится в пределах ЧСС от 130 до 170 уд./мин (А. А. Виру, 1988, и др.).

Следовательно, наибольший общеукрепляющий оздоровительный эффект на занятиях с учащимися подросткового и юношеского возраста достигается упражнениями аэробной направленности средней и большой интенсивности (с помощью подвижных игр, эстафет, спортивных игр, плавания, бега, ходьбы на лыжах и др.).

Диапазон нагрузок средней интенсивности составляет 130— 160 уд./мин и большой интенсивности — 161 — 175 уд./мин.

Строгое регулирование физических нагрузок и их чередование с отдыхом обеспечивают направленное воздействие физических упражнений на функциональную активность органов и структур организма детей школьного возраста.

Регулирование параметров нагрузки на уроке физической культуры достигается многими разнообразными способами и методиками

Для расчета моторной плотности (МП) необходимо время выполнения физических упражнений / фу умножить на 100% и разделить на общее время занятия, урока Г о6ш :

Например, установлено, что суммарное время, затраченное учащимися на выполнение физических упражнений, равно 25 мин (оставшиеся 15 мин были затрачены на объяснения преподавателя, подготовку мест занятий, интервалы отдыха между смежными заданиями и т.п.). В этом случае моторная плотность урока будет равна:

Моторная плотность в процессе урока постоянно меняется. Неизбежность таких изменений можно объяснить прежде всего различием содержания применяемых упражнений, местом их использования и методами применения. Показатели моторной плотности меняются также и в зависимости от типа урока. Так, на уроках совершенствования техники движений и развития физических качеств она может достигать 70—80%, а на уроках разучивания двигательных действий и формирования знаний, требующих значительных затрат времени на умственную деятельность занимающихся, моторная плотность может находиться на уровне 50%.

При всей важности моторной плотности урока она не может достигать 100%, так как в противном случае не оставалось бы времени для объяснения материала, его осмысления учащимися, анализа ошибок, что неизбежно привело бы к снижению качества и эффективности учебной работы в целом.

Формирование навыков самостоятельности при занятиях физическими упражнениями

Самостоятельная работа учащихся выступает и как форма организации занятия, и как способ деятельности учащихся по решению определенных задач. Основная, специфическая цель самостоятельной работы заключается в формировании самостоятельности.

Исходным признаком самостоятельной работы является деятельность учащихся без посторонней помощи или при сравнительно небольшой помощи.

Степень самостоятельности зависит от возрастных и познавательных возможностей учащихся, содержания учебного материала.

У детей младшего школьного возраста самостоятельность в первую очередь проявляется в подражательной, воспроизводящей де-

ятельности. В среднем и старшем школьном возрасте самостоятельная работа проводится: 1) с различными источниками знаний — учебником, учебными и наглядными пособиями по физической культуре; 2) с практическим учебным материалом, представленным в учебных карточках-заданиях, упражнениях-заявках, контрольно-обучающих заданиях, обучающих программах, составленных по принципу алгоритмических предписаний и др.

В учебных карточках-заданиях перечисляются упражнения (на закрепление ранее изученных двигательных действий, для общефизической подготовки), которые каждый занимающийся выполняет за урок (или за несколько уроков). Успешная работа по карточкам возможна в случае полного взаимопонимания преподавателя с учащимися и наличия хорошей материально-технической базы. Это позволяет учащимся заниматься, не мешая друг другу и не ожидая своей очереди к тому или иному снаряд у

Суть упражнений-заявок заключается в том, что занимающимся предлагается упражнение, для успешного выполнения которого необходимо проявить смекалку, определенную сноровку, с целью реализации своих двигательных возможностей.

Контрольно-обучающие задания (установки-задания) направлены на самостоятельную творческую деятельность учащихся с учетом задач урока. Они разрабатываются для каждого класса, урока, этапа обучения. На уроках физической культуры применяются следующие контрольно-обучающие задания: а) по формированию двигательных умений и навыков; б) по общей и специальной физической подготовке; в) по осмыслению рациональных форм организации двигательных действий, целесообразности тактических приемов в индивидуальных и групповых упражнениях, в играх и состязаниях.

Первая часть заданий носит обучающую направленность (например, из разрозненных упражнений, предложенных для разминки, составить комплекс с соблюдением их последовательности), вторая часть — контрольную направленность (например, по составленному комплексу провести разминку с классом).

Обучающие программы алгоритмического типа содержат в себе комплекс взаимосвязанных учебных заданий последовательно нарастающей сложности и направленных на постепенное подведение учащихся к успешному освоению двигательного действия. Комплекс состоит из 5—6 серий учебных заданий. Первая серия содержит упражнения, направленные на повышение уровня физической подготовленности учащихся, необходимого для овладения изучаемого двигательного действия. Вторая — упражнения на

освоение исходного положения (или основного элемента) изучаемого двигательного действия. Третья — упражнения, с помощью которых изучаются действия, обеспечивающие выполнение изучаемого движения. Четвертая и пятая серии — упражнения, связанные с обучением отдельным частям (элементам) техники двигательного действия. Шестая серия — упражнения, направленные на совершенствование техники.

При подготовке учащихся к самостоятельной работе следует дать им четкие указания об объеме и содержании предстоящей самостоятельной деятельности, о ее целях, а также о технике выполнения (если эта техника им еще неизвестна), т.е. проинструктировать учеников о том, что делать и как выполнять задание.

Основным средством контроля за самостоятельным выполнением физических упражнений являются ответы и двигательные действия учащихся, а также аналитическая деятельность преподавателя по определению степени их правильности, числа и характера ошибок. Логическим завершением педагогических усилий по формированию у учащихся навыков самостоятельной деятельности на уроке становятся разбор при подведении итогов всей или части проделанной работы, выявление их достижений, определение правильности и характера их дальнейших учебных действий.

Для повышения эффективности самостоятельной работы учащихся весьма важно, чтобы в учебном процессе наряду с внешней существовала внутренняя обратная связь. Под ней подразумевается та информация, которую учащийся сам получает о ходе и результатах своей работы. Одной из возможностей создания внутренней обратной связи при самостоятельной работе является использование элементов самоконтроля и самопроверки.

Показателями уровня развития навыков самоконтроля являются способности учащихся самостоятельно соотносить свои действия при выполнении физических упражнений и их результаты с поставленными педагогом задачами. Весьма важно, чтобы учащиеся определяли недостатки и положительные стороны своей деятельности, представляли мысленно возможные результаты тех или иных изменений в своих действиях, самостоятельно оценивали выполнение заданий.

Самостоятельная работа дает большой эффект, если она связана с образовательно-воспитательными задачами конкретного урока, организуется планомерно и в определенной системе, обеспечивается взаимосвязью одних видов работы с другими (при этом соблюдается преемственность между ними), обусловлена уровнем развития школьников.

Необходимо также учитывать следующие общедидактические и методические требования. Работа проводится под опосредованным руководством преподавателя и занимает не весь урок, а часть его. Материал для самостоятельной деятельности школьников следует подбирать посильным для его выполнения.

Физическая нагрузка это определенная мера влияния физических упражнений на организм занимающихся. Доза нагрузки – это определенная её величина, измеряемая параметра-ми объёма и интенсивности. Дозировать нагрузку – значит строго регламентировать её объём и интенсивность.
Объём нагрузки определяется количеством выполненных упражнений, затратами времени на занятие, километражем преодолённого расстояния и другими показателями. Интенсивность нагрузки характеризуется показателями темпа и скорости движений, ускорения, частоты сердечных сокращений и др. Соотношение между ними при выполнении физических упражнений представляет собой обратно пропорциональную зависимость: чем больше объём нагрузки, тем меньше её интенсивность, и наоборот.
Показателями реакции организма на нагрузку являются ЧСС и внешние признаки утомле-ния занимающихся (изменение цвета кожи, выделение пота, нарушение ритма дыхания и др.).
Наиболее информативным показателям реакции организма на физическую нагрузку является частота сердечных сокращений. При дозировании нагрузок в целях повышение функциональных возможностей сердечно- сосудистой системы и их величина по показателю ЧСС должна быть не ниже 130 уд./ мин. Оптимальный диапазон нагрузок находится в пределах ЧСС от 130 до 170 уд./мин.
● Регулирование физической нагрузки достигается следующими способами:

● Изменением количества повторений одного и того же упражнения;

● Изменением суммарного количества физических упражнений;

● Изменением скорости выполнения одного и того же упражнения;

● Увеличением или уменьшением амплитуды движении;

● Варьированием величин внешних отягощений ( вес собственного тела, штанга и т. п.) ;

● Выполнение упражнений в усложненных или облегчённых условиях ( бег в горку и бег под горку, бег по ветру и бег против ветра и т. д.);

● Изменением исходных положений (выпрыгивания в верх из полуприседа и приседа, сгибание и разгибание рук в упоре лежа с положением ног на полу и на гимнастической скамейке и т. д.);

● Изменением длины дистанций в беге, плавании, в беге на лыжах;

● Проведением занятием на обычной , увеличенной или уменьшенной площадке;

● Увеличением или уменьшением времени и характера отдыха между выполнением упражне-ний .

Величину нагрузки и продолжительность выполнения упражнений определяют: возраст, пол занимающихся , уровень их физической подготовленности , состояние здоровья, атак же це-ли, поставленные перед уроком физической культуры или тренировочным занятием .
Физическую нагрузку контролируют по внешним и внутренним признакам утомления, а также по частоте сердечных сокращений.

Читайте также: