Культура педагогического общения кратко

Обновлено: 05.07.2024

V слайд - Правила общения : - проявлять искренний интерес и внимание к коллегам; - как можно чаще в разговоре произносить имя собеседника; - уметь терпеливо слушать другого, проявляя сопереживание; - обращать внимание людей на их ошибки в косвенной форме; - прежде чем критиковать другого, сказать о своих ошибках; - делать так, чтобы людям было приятно исполнять то, что вы хотите.

VI слайд - Слова-паразиты мешают нормальному общению, затрудняя понимание и отвлекая от сути беседы. Некоторые социологические исследования показывают, что люди называют употребление слов-паразитов в речи одной из самых плохих привычек, наряду с непунктуальностью и курением.

VII слайд - Общение между людьми существует не ради общения как такового. В общении мы лучше узнаем друг друга, и самих себя, через общение мы получаем информацию об окружающих, об окружающем нас мире, усваиваем социальные, духовные и нравственные нормы.

Прикреплённые файлы:

Культура общения дошкольников. Формирование навыков речевого общения со сверстниками и взрослыми Используются следующие методы: беседа с воспитателями и детьми (на занятиях, во время прогулки и в повседневной жизни). Основные навыки.

Азбука педагогического общения Цель:Ознакомить воспитателей с основами педагогического общения. Задачи:1. Сформировать представление о педагогическом общении. 2. Помочь.

Консультация для педагогов. Психологические подходы к проблеме общения Понятие общения, как и любое понятие психологии, разрабатывалось многими исследователями и имеет разнообразные трактовки. Наиболее объемно.

Технологии педагогического общения с родителями Технологии педагогического общения с родителями В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду.

Все вышесказанное о педагогическом общении как сущностной характеристике обучения и воспитания позволяет утверждать, что готовность к профессионально-педагогическому общению является важнейшим условием эффективной педагогической деятельности. Начинающие педагоги отмечают, что для успешной работы им необходимы не только предметные и психолого-педагогические знания, но и коммуникативные умения.

Готовность к профессионально-педагогическому общению включает: знание основ педагогического общения, его закономерностей, функций, структуры, содержания; сформированность умений организовать общение, управлять им и собственным психическим состоянием, а также сформированность определенных личностных, в том числе нравственных качеств педагога. Эти знания, умения и личностные качества определяют культуру педагогического общения, позволяющую педагогу осуществлять педагогическое общение, а значит воспитание и обучение, на достаточно высоком профессиональном уровне.

Очевидно, что культура педагогического общения - составная часть профессионально-педагогической культуры и проявляется во всех ее компонентах. Например, гуманистическая направленность личности педагога выражается в создании благоприятного психологического климата на уроке или вне его. Более того, на уроке должно присутствовать не только деловое, но и личностное общение: соучастие в проблемах друг друга, сопереживание, сострадание, сопереживание, сорадование и т.п.

Культура педагогического общения невозможна также без знания личности каждого ребенка, его индивидуальных особенностей, а также без знания преподаваемых учебных предметов. Выделяют следующие показатели культуры педагогического общения.

Основу этой культуры составляет общительность. Это интегральное качество выражается в устойчивой потребности в систематическом общении с детьми, коллегами, родителями; в умении быстро устанавливать контакты; в чувстве удовлетворения и радости от общения, в эмоциональном благополучии на всех этапах общения. Общительность проявляется также в интересе к детям, в понимании душевного состояния ребенка, в сопереживании его чувствам.

Общительность связана с такими чертами педагога, как легкость, непринужденность, простота, искренность, приветливость, отзывчивость в общении с учащимися; чувство юмора, сдержанность и терпеливость в конфликтных ситуациях, проявление расположения, уважения и требовательности, педагогическая интуиция, а также тактичность в общении с детьми.

Общительность проявляется и в системе коммуникативных умений и навыков, основанных на способности руководить общением учащихся и воздействовать на них в процессе общения. В частности, педагогу необходимо умение ориентироваться в конкретной ситуации; умение моделировать стиль общения в зависимости от индивидуальных особенностей детей, других партнеров по общению; умение создавать комфортный психологический климат в процессе общения; умение анализировать свое общение с учащимися и т.п.

- правильность (соответствие литературно-языковым нормам);

- точность (употребление слов, выражение в свойственных им значениях);

- ясность, простота, логичность, доступность;

- богатство (разнообразие используемых языковых средств);

В коммуникации важно не только то, что сказано, но и то, как сказано. Искусству речи учит риторика. Речь выражает отношение педагога к содержанию информации и к тому, с кем он общается, поэтому важна эмоциональная выразительность речи: интонация, темп, дикция, громкость, тембр голоса, сила, паузы, ритмика и т.п.




Следующий показатель культуры педагогического общения – это наличие умений управлять своими эмоциями, настроением, то есть умения саморегуляции психической деятельности. К этим умениям относятся, например, умение управлять своим психическим состоянием, поддерживать у себя доброжелательный настрой, творческое настроение, а также умение снимать психическое напряжение, которое накапливается у учителя, как ни у кого другого.

Особо следует выделить такой показатель культуры педагогического общения, как педагогический такт. Быть тактичным – значит проявлять уважение к человеку в любой ситуации.

В педагогической литературе педагогический такт определяют как соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в разных сферах деятельности, избежание крайностей в общении с ними, сочетание уважения и требовательности к ним, умение выбрать правильный подход к ученику.

Из определения следует, что педагогический такт предполагает учет личностных особенностей субъектов общения, соблюдение нравственно-этических профессиональных установок педагога. Педагогический такт проявляется в отношениях и формах обращения, в умении разговаривать, не задевая самолюбия собеседника, в умении организовать деятельность детей и проверить ее исполнение, в умении сдерживать свои чувства и эмоции, в умении требовать, в умении заметить (или не заметить) воспитанника. Педагогический такт проявляется в замечаниях, в оценочных суждениях, в интонации, в умении быть терпеливым и внимательным, поощрять и наказывать. Педагогический такт подсказывает место и время общения с учеником.

Такт учителя на уроке проявляется в умении выслушать ответ ученика, не прерывая его репликами и комментариями, в умении оценить работу ученика. Такт выражается и в искренней радости успехам ученика, и в огорчении его неудачам. Педагогический такт – это и проявление доверия ученику.

Напротив, всякое отклонение от меры может выступать как бестактность. Бестактность педагога является причиной его конфликтов с учащимися. Она проявляется, например, в грубых замечаниях ученику относительно его внешнего вида, его способностей, личностных качеств и т.п. Важно, чтобы тактичность стала чертой характера педагога, была доведена им до уровня нравственной привычки.

Культура педагогического общения находит свое выражение в стиле общения педагога с учащимися и в стиле его руководства деятельностью учащихся.

Стили педагогического общения и педагогического руководства

Рассмотрим типичные стили педагогического общения, описанные в педагогической литературе. Наиболее эффективный из них – общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Этот стиль предполагает сотрудничество, совместную заинтересованность, сотворчество, а также высокий уровень компетентности педагога и его нравственных установок.

Достаточно распространенным стилем педагогического общения является стиль общение-дистанция. Дистанция в отношениях педагога и воспитанника должна существовать, она необходима, так они занимают различные социальные позиции. Важно, чтобы эта дистанция была для воспитанников естественной в силу естественности для них ведущей роли педагога. Педагогу же важно владеть искусством дистанции, чтобы избежать фамильярности в общении.

К негативным стилям общения относят: общение-устрашение, общение-заигрывание, общение-превосходство. Эти стили характеризуются субъект-объектными отношениями между педагогом и воспитанниками. Так, стиль общение-устрашение строится на жесткой регламентации деятельности учащихся, на их беспрекословном подчинении, страхе, на ориентации детей на то, чего делать нельзя. Данный стиль делает невозможным сотрудничество педагога и детей.

Общение-превосходство характеризуется желанием педагога возвыситься над воспитанниками; он поглощен собой, отстранен от детей; мало интересуется своими отношениями с ними, не чувствует учащихся.

Охарактеризованные стили педагогического общения находят свое выражение в стилях педагогического руководства, то есть в позициях педагога и воспитанников, в преобладающих способах взаимодействия педагога с отдельной личностью и группой и т.д.

Наиболее распространенной является следующая классификация стилей педагогического руководства. Их подразделяют на авторитарный, демократический, либеральный.

В чистом виде тот или иной стиль руководства практически не встречается. Предпочтителен демократический стиль. Обычно опытный учитель владеет элементами всех стилей. В этом случае идет речь о динамическом (вариативном) стиле педагогического руководства. Таким образом, стиль зависит от конкретных условий педагогического взаимодействия.

Все вышесказанное о педагогическом общении как сущностной характеристике обучения и воспитания позволяет утверждать, что готовность к профессионально-педагогическому общению является важнейшим условием эффективной педагогической деятельности. Начинающие педагоги отмечают, что для успешной работы им необходимы не только предметные и психолого-педагогические знания, но и коммуникативные умения.

Готовность к профессионально-педагогическому общению включает: знание основ педагогического общения, его закономерностей, функций, структуры, содержания; сформированность умений организовать общение, управлять им и собственным психическим состоянием, а также сформированность определенных личностных, в том числе нравственных качеств педагога. Эти знания, умения и личностные качества определяют культуру педагогического общения, позволяющую педагогу осуществлять педагогическое общение, а значит воспитание и обучение, на достаточно высоком профессиональном уровне.

Очевидно, что культура педагогического общения - составная часть профессионально-педагогической культуры и проявляется во всех ее компонентах. Например, гуманистическая направленность личности педагога выражается в создании благоприятного психологического климата на уроке или вне его. Более того, на уроке должно присутствовать не только деловое, но и личностное общение: соучастие в проблемах друг друга, сопереживание, сострадание, сопереживание, сорадование и т.п.

Культура педагогического общения невозможна также без знания личности каждого ребенка, его индивидуальных особенностей, а также без знания преподаваемых учебных предметов. Выделяют следующие показатели культуры педагогического общения.

Основу этой культуры составляет общительность. Это интегральное качество выражается в устойчивой потребности в систематическом общении с детьми, коллегами, родителями; в умении быстро устанавливать контакты; в чувстве удовлетворения и радости от общения, в эмоциональном благополучии на всех этапах общения. Общительность проявляется также в интересе к детям, в понимании душевного состояния ребенка, в сопереживании его чувствам.

Общительность связана с такими чертами педагога, как легкость, непринужденность, простота, искренность, приветливость, отзывчивость в общении с учащимися; чувство юмора, сдержанность и терпеливость в конфликтных ситуациях, проявление расположения, уважения и требовательности, педагогическая интуиция, а также тактичность в общении с детьми.

Общительность проявляется и в системе коммуникативных умений и навыков, основанных на способности руководить общением учащихся и воздействовать на них в процессе общения. В частности, педагогу необходимо умение ориентироваться в конкретной ситуации; умение моделировать стиль общения в зависимости от индивидуальных особенностей детей, других партнеров по общению; умение создавать комфортный психологический климат в процессе общения; умение анализировать свое общение с учащимися и т.п.

- правильность (соответствие литературно-языковым нормам);

- точность (употребление слов, выражение в свойственных им значениях);

- ясность, простота, логичность, доступность;

- богатство (разнообразие используемых языковых средств);

В коммуникации важно не только то, что сказано, но и то, как сказано. Искусству речи учит риторика. Речь выражает отношение педагога к содержанию информации и к тому, с кем он общается, поэтому важна эмоциональная выразительность речи: интонация, темп, дикция, громкость, тембр голоса, сила, паузы, ритмика и т.п.

Следующий показатель культуры педагогического общения – это наличие умений управлять своими эмоциями, настроением, то есть умения саморегуляции психической деятельности. К этим умениям относятся, например, умение управлять своим психическим состоянием, поддерживать у себя доброжелательный настрой, творческое настроение, а также умение снимать психическое напряжение, которое накапливается у учителя, как ни у кого другого.

Особо следует выделить такой показатель культуры педагогического общения, как педагогический такт. Быть тактичным – значит проявлять уважение к человеку в любой ситуации.

В педагогической литературе педагогический такт определяют как соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в разных сферах деятельности, избежание крайностей в общении с ними, сочетание уважения и требовательности к ним, умение выбрать правильный подход к ученику.

Из определения следует, что педагогический такт предполагает учет личностных особенностей субъектов общения, соблюдение нравственно-этических профессиональных установок педагога. Педагогический такт проявляется в отношениях и формах обращения, в умении разговаривать, не задевая самолюбия собеседника, в умении организовать деятельность детей и проверить ее исполнение, в умении сдерживать свои чувства и эмоции, в умении требовать, в умении заметить (или не заметить) воспитанника. Педагогический такт проявляется в замечаниях, в оценочных суждениях, в интонации, в умении быть терпеливым и внимательным, поощрять и наказывать. Педагогический такт подсказывает место и время общения с учеником.

Такт учителя на уроке проявляется в умении выслушать ответ ученика, не прерывая его репликами и комментариями, в умении оценить работу ученика. Такт выражается и в искренней радости успехам ученика, и в огорчении его неудачам. Педагогический такт – это и проявление доверия ученику.

Напротив, всякое отклонение от меры может выступать как бестактность. Бестактность педагога является причиной его конфликтов с учащимися. Она проявляется, например, в грубых замечаниях ученику относительно его внешнего вида, его способностей, личностных качеств и т.п. Важно, чтобы тактичность стала чертой характера педагога, была доведена им до уровня нравственной привычки.

Культура педагогического общения находит свое выражение в стиле общения педагога с учащимися и в стиле его руководства деятельностью учащихся.

Стили педагогического общения и педагогического руководства

Рассмотрим типичные стили педагогического общения, описанные в педагогической литературе. Наиболее эффективный из них – общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Этот стиль предполагает сотрудничество, совместную заинтересованность, сотворчество, а также высокий уровень компетентности педагога и его нравственных установок.

Достаточно распространенным стилем педагогического общения является стиль общение-дистанция. Дистанция в отношениях педагога и воспитанника должна существовать, она необходима, так они занимают различные социальные позиции. Важно, чтобы эта дистанция была для воспитанников естественной в силу естественности для них ведущей роли педагога. Педагогу же важно владеть искусством дистанции, чтобы избежать фамильярности в общении.

К негативным стилям общения относят: общение-устрашение, общение-заигрывание, общение-превосходство. Эти стили характеризуются субъект-объектными отношениями между педагогом и воспитанниками. Так, стиль общение-устрашение строится на жесткой регламентации деятельности учащихся, на их беспрекословном подчинении, страхе, на ориентации детей на то, чего делать нельзя. Данный стиль делает невозможным сотрудничество педагога и детей.

Общение-превосходство характеризуется желанием педагога возвыситься над воспитанниками; он поглощен собой, отстранен от детей; мало интересуется своими отношениями с ними, не чувствует учащихся.

Охарактеризованные стили педагогического общения находят свое выражение в стилях педагогического руководства, то есть в позициях педагога и воспитанников, в преобладающих способах взаимодействия педагога с отдельной личностью и группой и т.д.

Наиболее распространенной является следующая классификация стилей педагогического руководства. Их подразделяют на авторитарный, демократический, либеральный.

В чистом виде тот или иной стиль руководства практически не встречается. Предпочтителен демократический стиль. Обычно опытный учитель владеет элементами всех стилей. В этом случае идет речь о динамическом (вариативном) стиле педагогического руководства. Таким образом, стиль зависит от конкретных условий педагогического взаимодействия.

V слайд - Правила общения : - проявлять искренний интерес и внимание к коллегам; - как можно чаще в разговоре произносить имя собеседника; - уметь терпеливо слушать другого, проявляя сопереживание; - обращать внимание людей на их ошибки в косвенной форме; - прежде чем критиковать другого, сказать о своих ошибках; - делать так, чтобы людям было приятно исполнять то, что вы хотите.

VI слайд - Слова-паразиты мешают нормальному общению, затрудняя понимание и отвлекая от сути беседы. Некоторые социологические исследования показывают, что люди называют употребление слов-паразитов в речи одной из самых плохих привычек, наряду с непунктуальностью и курением.

VII слайд - Общение между людьми существует не ради общения как такового. В общении мы лучше узнаем друг друга, и самих себя, через общение мы получаем информацию об окружающих, об окружающем нас мире, усваиваем социальные, духовные и нравственные нормы.

Прикреплённые файлы:

Культура общения дошкольников. Формирование навыков речевого общения со сверстниками и взрослыми Используются следующие методы: беседа с воспитателями и детьми (на занятиях, во время прогулки и в повседневной жизни). Основные навыки.

Азбука педагогического общения Цель:Ознакомить воспитателей с основами педагогического общения. Задачи:1. Сформировать представление о педагогическом общении. 2. Помочь.

Консультация для педагогов. Психологические подходы к проблеме общения Понятие общения, как и любое понятие психологии, разрабатывалось многими исследователями и имеет разнообразные трактовки. Наиболее объемно.

Технологии педагогического общения с родителями Технологии педагогического общения с родителями В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду.

Педагог постоянно сталкивается с самыми разными проблемами межличностного общения. Отсутствие культуры педагогического общения или ее низкий уровень нередко приводят к возникновению конфликтных ситуаций, напряженности в отношениях между учителем и учеником или целым классом.

Успешное разрешение конфликтов зависит от общей психологической грамотности и уровня педагогической культуры учителя. Основными моральными нормами, на которых основываются взаимоотношения учителя с учениками, являются: уважение достоинства каждого из своих воспитанников, доверие и внимательное отношение к их внутреннему миру, душевная чуткость и доброжелательность.

Психологически грамотное восприятие учителем ученика поможет установить взаимопонимание и эффективное взаимодействие. Эту возможность во многом обеспечивают педагогу сформированные перцептивные умения, т.е. умение правильно оценивать по выражению лица, жестам, речи, действиям детей их эмоциональное состояние. Существуют два взаимосвязанных вида социальной перцепции: собственно перцептивный (восприятие и слушание ребенка или другого человека) и эмпатийный (особая чувствительность к ребенку, сопереживание и сочувствие другому).

Процесс социального восприятия предполагает прежде всего наличие культуры слушания. Многочисленные исследования показывают, что большинство работников образования не обладают в достаточной степени навыками слушания.

Слушание – это процесс, в ходе которого устанавливаются связи между людьми, возникает ощущение взаимопонимания, которое делает эффективным любое общение. Слушание требует определенных навыков, которым необходимо научиться учителю, так как процесс слушания занимает существенную часть его жизни.

Различают несколько видов слушания: активное, пассивное, эмпатическое.

Активное слушание – вид слушания, когда на первый план выступает отражение информации. К нему относятся постоянные уточнения той информации, которую хочет донести собеседник, путем задавания уточняющих вопросов.

Продуктивные способы активного слушания

Резюмирование помогает при обсуждении, рассмотрении претензий, когда необходимо решить какие-либо проблемы. Оно особенно эффективно, если обсуждение затянулось, идет по кругу или оказалось в тупике.

Резюмирование позволяет не тратить время на не относящиеся к делу разговоры и может быть действенным и необидным способом закончить разговор со слишком словоохотливым собеседником.

Эта техника отличается от предыдущих тем, что высказывание собеседника не просто перефразируется или резюмируется, а делается попытка вывести из него логическое следствие, выдвинуть предположение о причинах услышанного. Эта техника позволит уточнить смысл сказанного, быстро продвинуться в беседе вперед, дает возможность получить информацию без прямых вопросов. Но следует избегать поспешности в выводах и употреблять некатегоричные формулировки и мягкие тона.

Активное слушание незаменимо в конфликтных ситуациях, когда собеседник ведет себя агрессивно или демонстрирует свое превосходство. Это очень хорошее средство успокоиться, настроиться, если возникает желание надерзить партнеру, развить начавшийся конфликт.

Бывает, что приходится слушать человека, находящегося в состоянии сильного эмоционального возбуждения. В этом случае приемы активного слушания не срабатывают. В таком состоянии человек не контролирует свои эмоции, не способен улавливать содержание разговора. Ему надо только одно — успокоиться, прийти в состояние нормального самоконтроля, и только потом с ним можно общаться. В таких случаях эффективно работает прием пассивного слушания.

Эмпатическое слушание позволяет переживать те чувства, которые переживает собеседник, отражать их, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его. При эмпатическом слушании не дают советов, не стремятся оценить говорящего, не критикуют, не поучают. Именно в этом и состоит секрет хорошего слушания — такого, которое дает другому человеку облегчение и открывает ему новые пути для понимания самого себя.

Правила эмпатического слушания:

Культура спора обеспечивается соблюдением следующих педагогических правил (И. И. Рыданова):

  • Восприятие несогласия учащихся как естественной реакции, следствия критического отношения к информации.
  • Учет глубинных мотивов конфронтации учащихся (потребности в личностном самоутверждении, повышении статуса в среде сверстников, обиды, эмоционального возбуждения, состояния психологического дискомфорта и пр.).
  • Выражение неизменной доброжелательности по отношению к оппоненту, невзирая на репутацию и статус.
  • Заинтересованное и уважительное отношение к любой точке зрения, даже абсурдной, забота о сохранении и повышении престижа каждого учащегося.

Таким образом, ведение коммуникативного диалога с учащимися требует от учителя высокой культуры — лингвистической, нравственной, психологической, педагогической.

Высокая культура общения является одной из составляющих имиджа педагога как профессионала. Имидж – это образ, впечатление, которое оставляет человек в воспоминаниях и представлениях о нем. Одной из важнейших составляющих имиджа педагога является коммуникативная толерантность. Это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию. Педагог, обладающий высоким уровнем коммуникативной толерантности, достаточно уравновешен, терпим и совместим с очень разными людьми. Благодаря этим достоинствам создается психологически комфортная обстановка для совместной деятельности в педагогическом процессе. Учитель должен стремиться безусловно принимать ребенка со всеми его недостатками, промахами, бедами. Принимать ребенка – это значит:

  • проявлять к нему терпимость, стремиться понять его и помочь ему;
  • проявлять уважение к его личности, поддерживать в нем чувство собственного достоинства;
  • признавать за ним право быть непохожим на других; смотреть на проблему с его позиций, его глазами;
  • учитывать индивидуально-психологические и личностные особенности ребенка.

Читайте также: