Анализ школьной библиотеки 2020 2021
Обновлено: 02.07.2024
Библиотека лицея небольшая, занимаемая площадь составляет 40 кв.м и представляет собой культурно-информационный и просветительский центр с новыми технологиями, где есть интернет, библиотечный фонд насчитывает 19 226 экземпляров учебной и художественной литературы в т.ч. учебники – 7002 экземпляров, учебные пособия – 1212, художественная литература – 10334, методическая литература – 678
Количество читателей библиотеки составляет 322 человека:
обучающиеся начального звена – 106 человек;
обучающиеся среднего звена – 116 человек;
обучающиеся старшего звена – 48 человек;
учителя – 45 человек;
технический персонал – 7 человек.
Обеспеченность лицеистов учебной литературой в 2020-2021 учебном году составила 100%.
В связи со сложившейся обстановкой в России и мире перед школьными библиотекарями впервые встала проблема дистанционной работы, работы со школьниками, родителями, педагогами в дистанционном формате образования.
Прежде всего, были проинформированы педагоги об образовательных онлайн-платформах, предоставляющих бесплатный доступ к образовательному контенту:
- Корпорация "Российский учебник"
- "Виртуальная школа" Тульской области
В библиотеке лицея была проведена "Неделя детской книги-онлайн", виртуальные экскурсии в Музей оружия и на Куликово поле.
В библиотеке работают постоянно действующие книжные выставки:
*Литературный венок России
Книжные выставки, посвященные писателям – юбилярам:
*30 ноября был подписан в печать первый номер научно-методического и культурно-просветительского журнала
*12 декабря - День Конституции Российской Федерации
В рамках Международного месячника школьных библиотек в библиотеке лицея проходит
* Есенинский день в библиотеке
*Литературная гостиная Сергея Есенина
* Выставка самодельных книг обучающихся, как результат творческого проекта обучающихся 5 –х классов
*Уже стало традицией для первоклассников создание фото-галереи новых читателей
А день памяти А.С.Пушкина отмечается циклом мероприятий в библиотеке:
- Книжная выставка, посвященная памяти А.С.Пушкина
Анализ посещаемости и читаемости показал, что по сравнению с предыдущим учебным годом произошло повышение количества читателей и посещений библиотеки. Несмотря на повышение интереса к чтению у обучающихся 1-4 классов нынешнего учебного года, и небольшое увеличение количества читателей 5 – 8 классов, обучающиеся 9-11 классов лицейскую библиотеку посещают мало и повышенного интереса к чтению не проявляют.
Это может зависеть от ряда причин:
1. В результате опроса при заполнении формуляров, выявлено так же, что обучающиеся пользуются в основном книгами и методическими пособиями домашних библиотек.
2. Наличие Интернета дома и в мобильных телефонах тоже ведёт к снижению посещаемости и читаемости в библиотеке.
И вот здесь на помощь приходит вышеупомянутый проект ЛитРес:Школа. Дети с удовольствием пользуются услугами электронной библиотеки и являются активными его участниками.
публикую, размещаю материалы в печати:
Журнал – сборник сценариев для школ и библиотек
Библиотека Овгортской средней школы-интерната в 2020-2021 учебном году работала над воспитанием гармонично развитой личности, которая была бы максимально социально адаптирована к жизни, а также приобщением к книге как источнику знаний, умению их добывать и реализовывать в практической деятельности. Поэтому основными задачами работы библиотеки являлись:
- Содействие учебно-воспитательному процессу: обучение самостоятельному поиску и выбору информации в различных источниках, в том числе и интернете.
- Обеспечение свободного доступа к всевозможной информации, культурным ценностям, мировым идеям, знаниям.
- Воспитание культурного и гражданского самосознания через литературу
- Организация досуга, связанного с чтением и межличностными отношениями в условиях библиотеки с учетом интересов, потребностей, возрастных, национальных особенностей обучающихся.
- Обучение обучающихся, навыкам бережного и ответственного отношения к книге, пропаганда работы библиотекаря.
- Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
I. РАБОТА С БИБЛИОТЕЧНЫМ ФОНДОМ
Показатели деятельности библиотеки в 2020-2021 году:
Число пользователей библиотеки 291
Количество обучающихся в школе 245
Читателей – обучающихся 245, или 100 %
Количество педагогов-пользователей 36 или 100% читателей
Количество читателей из техперсонала 10 или 63 %
Число прочих, в т. ч. из поселка 7
Книговыдача 2251 книга, журналов, энциклопедий, словарей, интернет ресурсы и т.д.
За год количество читателей составило 280 человека, а в 2019-2020 учебном году 282человек. Количество читателей-посетителей уменьшилось на 0,7%.
Одной из причин снижения читаемости, посещаемости является отсутствие поступлений новой детской, художественной литературы. Другой причиной является нет периодики для детей и учителей – из-за отсутствия финансирования. Третья причина – увеличение планшетного чтения, использование возможностей интернета, прослушивание аудиокниг.Четвертая причина в том, что количество обучающихся уменьшилось.
II.Материально-техническое оснащение библиотеки:
1. Библиотека МБОУОШИСОО существует с момента основания школы. Она расположена на первом этаже образовательного учреждения. Читальный зал совмещён с абонементом. Библиотека занимает изолированное помещение. Площадь читального зала и абонемента- 60кв.м. . Имеется дополнительное помещение 16 кв.м для хранения учебников. Помещение оборудовано деревянными стеллажами(4 шт.).
2. В штатном расписании библиотеки – 1 ставка педагога-библиотекаря
3.Техническое оснащение, его использование:
- рабочее место библиотекаря: 1 компьютер, принтер, сканер, медиапроектор.
К сожалению, нет цветного принтера, т.к. красочные выставки более привлекательны для обучающихся
- место для работы посетителей: 1 компьютер.
4. Используемые формы работы: проектная деятельность, общешкольные мероприятия - литературные гостиные, интеллектуальные игры; книжные выставки, марафоны, квесты, рекомендательные списки, буклеты.
На сегодняшний день функции современной школьной библиотеки изменились. И одной из основных является информационная функция, осуществление которой предполагает формирование, систематизацию информационных ресурсов и организацию доступа к ним. Обеспечить ее можно только при компетентном использовании информационно-коммуникационных технологий в обслуживании учащихся, учителей и родителей. Формы деятельности школьной библиотеки также обновились: начинали с традиционных библиотечных уроков, устных обзоров, читательских конференций, а сейчас - сайты, блоги, проектная деятельность.
III. В соответствии с планом воспитательной работы школы-интернат и школьной библиотеки, в целях привития детям любви к чтению книг были проведены следующие уроки информационной грамотности :
-IV. В школьной библиотеке оформлены выставки:
2020-ГОД ПАМЯТИ И СЛАВЫ В ЧЕСТЬ 75-ЛЕТИЯ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ.
В 2020-2021 учебном году перед библиотекой стояли следующие цель и задачи:
Цель - содействие развитию творческих способностей школьников, формирование духовно богатой, нравственно здоровой личности
Задачи библиотеки:
· обеспечение участникам образовательного процесса (учащимся и педагогическим
работникам) доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством
использования библиотечно-информационных ресурсов на различных носителях;
· удовлетворение образовательных и индивидуальных потребностей пользователей
· формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску,
отбору и критической оценке информации.
Школьная библиотека работает по плану, утвержденному директором школы, опираясь на разделы общешкольного плана.
Общие сведения
Основные показатели работы библиотеки:
· Всего читателей -690 чел. Из них:
· учащиеся начальной школы – 287 чел.
· учащиеся средней ступени - 322 чел.
· учащиеся 10-11 классов – 40 чел.
· учителя – 41 чел.
Число посещений за учебный год – 16 150;
Объем книговыдачи 16 090 экз.
· Основной фонд – 10820 экз.
· Фонд учебников – 14659 экз.
Оснащение и оборудование библиотеки.
Компьютер – 1 шт.
Стол компьютерный – 1 шт.
Столы письменные - 3 шт.
Стол библиотечный – 1 шт.
Шкаф книжный – 7 шт.
Стеллаж односторонний – 10 шт.
Стеллаж двусторонний – 6 шт.
Выставка переносная – 1 шт.
Библиотека школы находится на 2-ом этаже, имеет отдельное помещение для хранения и выдачи основного фонда, имеется место для работы в библиотеке (читальный зал), кроме того, имеется дополнительное помещение, для хранения учебников. Место хранения учебников оборудовано удобными стеллажами.
В библиотеке имеется ноутбук, подключенный к сети Интернет.
Организация библиотечных фондов
В анализируемом учебном году, книги находились в открытом доступе, в соответствии с читательскими интересами и потребностями, в целях решения задачи информирования учащихся и педагогов о составе фонда. Библиотека укомплектована научно-популярной, справочной, художественной литературой, также учебниками и учебными пособиями.
Расстановка фонда осуществлена по возрастным группам: младшего школьного возраста (1-4 классы), среднего возраста (5-9 классы), старшего школьного возраста (10-11 классы). Справочная, научно-популярная, методическая литература расставлена по разделам (Спорт, психология, биология, история, краеведение и т.д.)
Движение основного фонда
Состоит к концу
Движение учебного фонда
Учебный фонд библиотеки регулярно обновляется и пополняется новыми учебниками.
Ежегодно на приобретение учебной литературы школе выделяется 2 тыс. рублей на учащегося. Заказ начинаем формировать с февраля месяца, согласовывая каждую позицию с учебным планом школы, с учителями, завучами, директором школы. Предоставляем заказ для согласования в методический центр.
Заказ на учебную литературу на 2021-2022 учебный год
Сумма, выделенная на учебники на 2021-2022 уч. год - 1 376 000,00 руб.
Заказано 3 485 экземпляров на общую сумму 1 303 778 руб., 85 коп:
Остаток средств - 72 221 руб., 15 коп.
Список заказа согласован с учителями-предметниками, утвержден администрацией школы.
Список учебников прилагается.
ООО «Академкнига
Порядковый номер учебника
Класс
Автор/авторский коллектив
Наименование учебника
Цена
Кол-во
Сумма
Литературное чтение. 3 класс. Учебник. Часть 1
Литературное чтение. 3 класс. Учебник. Часть 2
ИТОГО
180
87 714,00
Порядковый номер учебника
Класс
Автор/авторский коллектив
Наименование учебника
Цена
Кол-во
Сумма
Безруких М.М., Кузнецова М.И.
Прописи. 1 класс В 3 ч. Часть 1
Безруких М.М., Кузнецова М.И.
Прописи. 1 класс В 3 ч. Часть 2
Безруких М.М., Кузнецова М.И.
Прописи. 1 класс В 3 ч. Часть 3
Русский язык. 3 класс. Учебник. В 2 ч. Часть 1
Русский язык. 3 класс. Учебник. В 2 ч. Часть 2
Афанасьева О.В.,Михеева И.В.
Афанасьева, Михеева. Rainbow English. Английский язык. 3 класс. Учебник. В 2 ч. Часть 1
Афанасьева О.В.,Михеева И.В.
Афанасьева, Михеева. Rainbow English. Английский язык. 3 класс. Учебник. В 2 ч. Часть 2
Афанасьева О.В.,Михеева И.В.
Афанасьева, Михеева. Rainbow English. Английский язык. 4 класс. Учебник. В 2 ч. Часть 1
Афанасьева О.В.,Михеева И.В.
Афанасьева, Михеева. Rainbow English. Английский язык. 4 класс. Учебник. В 2 ч. Часть 2
Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др.
Математика. 3 класс. В двух частях. Часть 1
Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др.
Математика. 3 класс. В двух частях. Часть 2
Математика. 3 класс. В 3 частях. Ч. 1
Математика. 3 класс. В 3 частях. Ч. 2
Математика. 3 класс. В 3 частях. Ч. 3
Математика. 4 класс. В 3 частях. Ч.1
Математика. 4 класс. В 3 частях. Ч.2
Математика. 4 класс. В 3 частях. Ч.3
Окружающий мир. 3 класс. В двух частях. Часть 1
Окружающий мир. 3 класс. В двух частях. Часть 2
Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. и др. / Под ред. Неменского Б.М.
Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
Лутцева Е.А., Зуева Т.П.
Технология. 3 класс
Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. и др.
Русский язык. 8 класс.
Бабайцева. Русский язык. 5-9 классы. Учебник (углубленный)
Бабайцева В.В., Беднарская Л.Д.
Афанасьева О.В.,Михеева И.В.,Баранова К.М.
Афанасьева, Михеева. Rainbow English. Английский язык. 6 класс. Учебник. В 2 ч. Часть 1
Афанасьева О.В.,Михеева И.В.,Баранова К.М.
Афанасьева, Михеева. Rainbow English. Английский язык. 6 класс. Учебник. В 2 ч. Часть 2
Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Городецкая Н.И. и др.
Обществознание. 8 класс.
Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др.
География. 5-6 класс.
География. Атлас. 5-6 классы
Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др.
География. 7 класс.
Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н. и др.
Математика. 5 класс
Перышкин И. М., Иванов А. И.
Перышкин И. М., Иванов А. И.
Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. / Под ред. Пасечника В.В.
Биология. 8 класс.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А.
Неменская Л.А. / Под ред. Неменского Б.М.
Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс
Глозман Е.С.,Кожина О.А.,Хотунцев Ю.Л. и др.
Глозман, Кожина. Технология. 6 класс. Учебник
Архангельский А.Н.,Бак Д.П.,Кучерская М.А. и др.; под ред. Архангельского А.Н.
Архангельский, Агеносов. Литература. 10 класс. Учебник. В 2 ч. Часть 1 (базовый, углубленный уровни)
Архангельский А.Н.,Бак Д.П.,Кучерская М.А. и др.; под ред. Архангельского А.Н.
Архангельский, Агеносов. Литература. 10 класс. Учебник. В 2 ч. Часть 2 (базовый, углубленный уровни)
Агеносов В.В. и др.; под ред. Агеносова В.В.
Архангельский, Агеносов. Литература. 11 класс. Учебник. В 2 ч. Часть 1 (базовый, углубленный уровни)
Агеносов В.В. и др.; под ред. Агеносова В.В.
Архангельский, Агеносов. Литература. 11 класс. Учебник. В 2 ч. Часть 2 (базовый, углубленный уровни)
Волобуев О.В.,Андреев И.Л.,Ляшенко Л.М. и др.
Андреев, Волобуев. История России. 11 класс. Учебник. В 2 ч. Часть 1 (углубленный)
Александрова О.М., Кузнецова М.И., Романова В.Ю., Рябинина Л.А., Соколова О.В.
Литературное чтение на родном русском языке. 1 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций
Александрова О.М., Беляева Н. В., Кузнецова М.И. и др.
Литературное чтение на русском родном языке. 2 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций
Александрова О.М., Беляева Н. В., Кузнецова М.И., Романова В.Ю., Рябинина Л.А., Соколова О.В.
Литературное чтение на русском родном языке. 3 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций
Александрова О.М., Кузнецова М.И., Романова В.Ю., Рябинина Л.А., Соколова О.В.
Литературное чтение на родном русском языке. 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций
Александрова О.М., Аристова М. А., Беляева Н. В., Добротина И.Н., Критарова Ж.Н., Мухаметшина Р.Ф.
Родная русская литература. 5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций
Александрова О.М., Аристова М. А., Беляева Н. В., Добротина И.Н., Критарова Ж.Н., Мухаметшина Р.Ф.
Родная русская литература. 6 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций
Александрова О.М., Аристова М. А., Беляева Н. В., Добротина И.Н., Критарова Ж.Н., Мухаметшина Р.Ф.
Родная русская литература. 7 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций
Александрова О.М., Аристова М. А., Беляева Н. В., Добротина И.Н., Критарова Ж.Н., Мухаметшина Р.Ф.
Родная русская литература. 8 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций
Александрова О.М., Аристова М. А., Беляева Н. В., Добротина И.Н., Критарова Ж.Н., Мухаметшина Р.Ф.
Родная русская литература. 9 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций
ИТОГО
3305
1 216 064,85
ИТОГО: 3 485 (Три тысячи четыреста восемьдесят пять) экземпляров на сумму
1 303 778 (Один миллион триста три тысячи семьсот семьдесят восемь) рублей 85 копеек
В заказ учебников на 2021-2022 учебный год вошли не только академические учебники, но и прописи (1 класс), атласы по географии, учебники по родному русскому языку (1-9 классы).
Учебный фонд библиотеки постоянно увеличивается, обновляемость учебного фонда в этом учебном году составила примерно 18%. Связано это с тем, что срок службы учебника сейчас составляет 5 лет. Учащиеся школы обеспечены бесплатными учебниками по всем предметам. Несмотря на проводимые рейды по проверке сохранности учебников, индивидуальную работу с обучающимися библиотекаря, работу классных руководителей с обучающимися и их родителями (законными представителями), вопрос о сохранности учебного фонда остаётся актуальным. Большой формат учебника, мягкая обложка не позволяют сохранить учебник в течение пяти лет, использование некачественного клея ведёт к отрыву книжного блока от обложки. Работа по сохранению учебного фонда должна вестись на протяжении всего года, особенно учителями-предметниками. В прошедшем учебном году обучающиеся были обеспечены бесплатными рабочими тетрадями по внеурочным занятиям: читательская грамотность, математическая грамотность, финансовая грамотность, проектная деятельность и др., а также атласами по истории и географии.
Учебная литература с 1 по 11 классы выдавалась классным руководителям с соответствующей записью в журнале выдачи учебников для 1-11 классов. В конце года возврат учебной литературы осуществлялся по ведомости, выданной классному руководителю. Выпускные классы (9 и 11) сдавали учебники в библиотеку индивидуально. Состояние учебников оставляет желать лучшего. С учащимися и их родителями велась индивидуальная работа по сохранности учебного фонда и разъяснению ответственности за выданную учебную литературу. Ответственность за сохранение учебного фонда лежит и на учителях – предметниках, которые должны осуществлять проверку состояния учебников в течение года и информировать библиотекаря о фактах порчи учебной литературы, классным руководителям - проводить работу с родителями по каждому случаю, что бывает не всегда.
Массовая работа
Образовательные и воспитательные задачи решались в процессе проведения массовых мероприятий. Количество массовых мероприятий несколько уменьшилось по сравнению с прошлым годом, связано это со сложившейся эпидемиологической ситуацией и запрете проведения массовых мероприятий. Работа проводилась по классам.
Обслуживание читателей проводилось в соответствии с графиком работы библиотеки, планом работы библиотеки.
Для решения задач, которые были поставлены в начале учебного года, проведены индивидуальные беседы по привлечению детей к чтению и воспитанию информационной культуры, в библиотеку были записаны учащиеся первых классов и поступившие ученики из других школ. Учащиеся вторых, третьих, четвертых классов активно посещали библиотеку, включая проводимые мероприятия. Проводились рекомендательные беседы и беседы о прочитанном в индивидуальном порядке, библиотечные уроки различной тематики.
2 апреля – в День детской книги состоялся праздник, посвященный любимым книгам (4 класс). Праздник прошел эмоционально, весело и очень познавательно (презентация о детских писателях, викторина и просмотр фильма).
На библиотечных уроках использовались красочные презентации и видеофильмы, информативные плакаты.
В прошедшем учебном году библиотека вышла за свои пределы. В начальной школе книги и журналы выставлялись прямо в классе. Ребята имели возможность во время перемены подойди к выставке, взять понравившуюся книгу домой, а также полистать познавательный журнал.
На школьной страничке регулярно выставлялись фотографии с прошедших мероприятий.
Работа с родителями
Проводилась информирование родителей через классных руководителей посредством составления списков необходимой учебной литературы и бесед с ними о проблемах сохранности фондов при получении учебников для детей. Родители некоторых учащихся начальной школы сами приходили с детьми в библиотеку для выбора книг, где с ними проводились рекомендательные беседы. При получении учащимися учебников для детей 5-х классов проводились беседы с родителями по сохранности учебного фонда. Считаю эту работу очень эффективной в деле сохранения учебного и основного фонда.
Взаимодействие с другими библиотеками, повышение квалификации
В течение года регулярно посещала ГМО библиотекарей, который проходил в Зуме, где был получен полезный опыт и повышение уровня знаний в области библиотечного дела. В своей работе использовала разработки мероприятий библиотекарей других ОУ.
Задачи, поставленные в начале года выполнены в основном в полном объеме. Работа проводилась не всегда в соответствии с планом, составленном в начале учебного года. Формы работы были разнообразны.
Основные направления дальнейшей работы: привлечение школьников к участию в массовых мероприятиях (всех классов); реклама библиотеки, ее услуг и документов; сохранность учебного и основного фондов; обновление основного фонда; списание морально устаревшей литературы.
В целом работу школьной библиотеки МОУ СОШ № 12 считаю удовлетворительной.
Подробно представлен результат работы школьной библиотеке за 2019-2020 учебный год.
ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
"КИЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
ул. Школьная, д.2, село Карабаш, Ялуторовский р-он, Тюменская область, 627039. Тел/факс (34535) 94130 [email protected]
работы школьной библиотеки за 2019-2020 учебный год
В течение 2019-2020 учебного года школьная библиотека работала по утверждённому плану. Всё содержание работы строилось согласно намеченным целям и задачам, проводилось обучение читателей пользоваться книгой и другими носителями информации. Оказывалась помощь в поиске, отбору и умению оценивать необходимую информацию, а также индивидуальная работа с учащимися.
Библиотека школы занимает отдельное помещение на втором этаже. Книгохранилище находится отдельно. В библиотеке организованы места для работы пользователей библиотеки, есть рабочее место для библиотекаря, а также автоматизированное рабочее место для обучающихся с выходом интернет. Имеется доступ к электронной Президентской библиотеке им. Б. Ельцина.
Организует работу библиотеки один работник – библиотекарь. Фонд библиотеки находится в открытом доступе для читателей, укомплектован художественной и справочной литературой (1751 экз.), периодическими изданиями для учащихся, учебниками и учебными пособиями (3039 экз.). Фонд медиатеки состоит из набора CD-дисков (174 экз.): образовательные программы, электронные тренажёры, электронные наглядные пособия.
Для обеспечения учёта библиотечного фонда ведётся следующая документация: нормативные правовые документы, книга суммарного учёта фонда библиотеки, инвентарные книги, журнал перерегистрации читателей, читательские формуляры, журнал регистрации периодических изданий и другие. Записи в документах производятся своевременно и аккуратно.
Сделан заказ на учебники на 2020-2021 учебный год согласно Федерального перечня учебников. В формировании заказа участвовали учителя, администрация школы. Обеспеченность учебников на 2019-2020 учебный год составила 100%.
В целях профилактики сохранности учебников, проводились беседы с читателями на абонементе, проводились рейды по классам.
Читайте также: