Тени сизые смесились тютчев анализ кратко

Обновлено: 05.07.2024

История создания

Непростая история создания произведения. Жена Тютчева находилась в пограничном состоянии: она умирала. Фёдор Иванович понимал это, но ничего не мог изменить. В страшные дни своей жизни поэт написал стихотворение, которое в определенной степени облегчило душу поэта.

Читайте по теме:

Поэт описывает ночную природу. Однако делает это он через призму восприятия героя, который переживает не самые лучшие моменты своей жизни.

Композиция

В первой условной части Тютчев испытывает переживания, сращиваясь с ночным пейзажем. Во второй же ориентируется на то, что получает наслаждение от пейзажа.

Стихотворение относится к пейзажным произведением, однако в лирике Тютчева ощущается мотив грусти.

Средства выразительности

Тропы подобраны уместно, ведь стихотворение писал мэтр лирики. Тютчев всегда был искренен, поэтому его стихотворные произведения получались восхитительными, что признают многие критики.

Читайте по теме:

Эпитеты

Сумрак сонный, тоски незримой – вот примеры эпитетов, которые образуют литературный приём инверсию. От этого создаётся музыкальное сопровождение.

Олицетворения

Звук уснул – олицетворение. Поэту не нужно нагромождать стихотворение тропами, ведь он умел их составлять и подбирать так, чтобы стихотворение жило, точно одухотворённое существо.

Метафоры


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Тени сизые смесились.

История создания – Стихотворение написано в 1836 году, в тяжелый период жизни Тютчева, когда его любимая жена находилась при смерти.

Тема стихотворения – Ночная жизнь природы, описанная сквозь призму переживаний человеческой души.

Композиция – Композиция кольцевая, состоит из двух частей: в первой части автор описывает наступление ночи и свои душевные переживания, во второй – наслаждается умиротворяющей ночной тишиной.

Жанр – Лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – Четырёхстопный хорей с использованием перекрестной рифмовки.

История создания

Дело в том, что в 1835 году Тютчевы отправились в Турин, где по дороге их ожидало серьёзное испытание – кораблекрушение. Лишь чудом все члены семейства остались живы, однако это происшествие существенно подорвало и без того хрупкое здоровье супруги Федора Ивановича, Элеоноры. Женщина месяцами не вставала с постели, отказывалась разговаривать даже с самыми близкими людьми.

Центральная тема – ночная жизнь, объединяющая человека и мироздание. Лирический герой страдает от мучительных раздумий, душевных терзаний, которые может смягчить только гармония с природой. Тоска героя несколько ослабевает при созерцании ночной природы. Яркие цвета уже не режут глаз, утихают звуки, мир погружается в сон.

В попытке спастись от одиночества лирический герой стремится объединиться с окружающей его действительностью, раствориться в ней и, таким образом, избавиться от своих душевных мук.

Автор наделяет сумрак целительной силой, которая может растворить в себе все его страдания. Ночное забвение становится единственным выходом для героя, его утешением и отрадой.

Композиция

Сюжет стихотворения композиционно делится на две части, по одной строфе в каждой. В первой части автор рисует картину наступления ночи, созвучной его переживаниям, не дающим спокойно уснуть.

Во второй строфе лирический герой, страдающий от тоски, буквально упивается ночной тишиной, которая способна излечить его израненную душу.

Стихотворный размер – четырёхстопный хорей с использованием перекрестной рифмовки.

Произведение написано в жанре лирического стихотворения, поскольку произведение наполнено мыслями и переживаниями лирического героя.

Средства выразительности

Образ ночи в творчестве поэта

Лирические миниатюры Федора Ивановича проникают в потаенные уголки сердца и души. Его поэтические произведения направляют ум на глубокое восприятие всего, что происходит, и позволяют осмыслить свое внутреннее состояние. По Тютчеву, мир – это древний девственный хаос, не поддающаяся контролю стихия.

Возможно вам будет интересно

История создания стихотворения

Произведение написано в 1835 году. В это время Ф. И. Тютчев переживал любовную драму. Он уже девять лет был счастливо женат на бесконечно очаровательной Элеоноре Петерсон, имел от нее трех дочерей. Жена обожала Федора Ивановича.

На его скромное жалованье она в Мюнхене умудрялась прилично вести дом, в котором было уютно и гостеприимно.

Но в 1833 году на балу Федор Иванович встретил красавицу, которая покорила его блеском ума. Сначала он испытал тягу к ней как духовно близкому человеку. Но их отношения углубились. Милая и простодушная жена, узнав о связи мужа, пыталась, как могла, сохранить семью.

Можно предположить, что, когда детей уводили спать, а в доме стихали их веселые голоса и жена оставляла его в одиночестве, то, не зажигая свечей, Федор Иванович сидел в сгущающемся сумраке и тягостно размышлял. Его терзала невыразимая тоска, и он просил, чтобы полумрак влился вглубь его души и дал, наконец, ей покоя.

Особенности лирики Тютчева



Ф. И. Тютчев, родившийся в 1803 году и заставший расцвет романтизма, сам стал одним из ярчайших его представителей. Примечательно то, что поэт никогда не видел себя в качестве профессионального деятеля искусства, куда больше его занимала карьера дипломата. Именно по этой причине творчество лирика не было подвержено модным веяниям, он не следовал каким-либо канонам. Его стихотворения способны передать истинное внутреннее состояние, размышления в них глубоки, а чувства искренни.
Пейзажную лирику Тютчева можно считать самой выдающейся частью его творческого наследия. В своих стихотворениях поэт размышляет над смыслом человеческого существования как части природы. Произведениям свойственна краткость и поразительная емкость. Поэту удается точно описать самые противоречивые и самые тонкие чувства, заставить читателя полностью окунуться в них, безошибочно понять тот посыл, который оставил автор.

Федору Ивановичу за свою жизнь довелось узнать многих людей, жить в разных странах, что, несомненно, еще больше расширило кругозор поэта. Вернувшись на родину, он продолжил творить, но его лирика все чаще носила политический характер. В этом не было ничего удивительного, ведь Тютчева волновала судьба страны, ее имидж на международной арене, а также внутренние проблемы. Одновременно поэт занимался активной публицистической деятельностью.

Возможно, именно дипломатическая работа помогла Тютчеву развить удивительную лаконичность. Он не только мог одним четверостишием выразить ясную, глубокую и законченную мысль, но и использовал настолько емкие эпитеты и метафоры, что любое созданное автором стихотворение приобретало собственную эмоциональную окраску.

Тема, идея

20 сентября 2013

Чувствуется, что поэта волнуют не только промежуточное состояние в жизни природы, не мене важно для него понять состояние человека, когда на землю опускается сумрак. Мысли героя сливаются с дальним гулом, он словно уходит в другую реальность, и что-то непонятное пробуждает в человеке его скрытые, потаенные душевные силы.

Казалось бы, оказавшись один на один со всем миром, соединившись с ним духовно, человек должен радоваться и ликовать. Но вместо этого автор показывает, что в душе у него в этот час — невыразимая тоска.

Пытаясь анализировать переживаемые своим героем эмоции, Тютчев демонстрирует до чего может дойти человек в своем стремлении самозабвения, и скольких душевных трудов это может ему стоить. Спокойная атмосфера ночи и внутренняя тоска героя словно нашли друг друга, но так и не разрешив глубокое противоречие индивидуального я и всеобъемлющей жизни, автор оставляет читателя размышлять над глобальной проблемой.

Рекомендуется к прочтению:

Тени сизые смесились, Цвет поблекнул, звук уснул – Жизнь, движенье разрешились В сумрак зыбкий, в дальний гул… Мотылька полет незримый Слышен в воздухе ночном… Час тоски невыразимой. Всё во мне, и я во всем. Сумрак тихий, сумрак сонный, Лейся в глубь моей души, Тихий, томный, благовонный, Все залей и утиши. Чувства – мглой самозабвенья Переполни через край. Дай вкусить уничтоженья, С миром дремлющим смешай!

Тени сизые смесились, Цвет поблекнул…

Жизнь, движенье разрешились В сумрак зыбкий, в дальний гул…

Дай вкусить уничтоженья, С миром дремлющим смешай!

Образы

Материальное выявлено в цвете, который поблекнул или потонул в сумраке, в звуке – уснул, то есть почти затих, жизнь и движенье отошли на задний план, и слышен только далекий гул, а незримый полет мотылька отзывается в душе тихим эхом.

Духовное проявляет себя иначе. Бессмертная душа открывается через чувства, которые лирический герой просит наполнить самозабвеньем в дремлющем мире, дарующем упоительный покой.

Два этих противоположных начала объединяет образ сумрака. Инверсиями эпитетов поэт показывает значимость для него сумрака. Он, тихий, сонный, а также благовонный, как сладостный ладан, дарящий удовольствие, несет неподвижность.

Лирический герой

Сложен его внутренний мир, который не стоит полностью соотносить с личностью поэта.

Композиция

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Мы можем отнести это произведение к философской и пейзажной лирике, жанр его – лирический фрагмент. Стиль – романтический. Основная тема – вечерняя и ночная жизнь природы и человеческой души.

Тени сизые смесились, Цвет поблекнул, звук уснул — Жизнь, движенье разрешились В сумрак зыбкий, в дальний гул… Мотылька полет незримый Слышен в воздухе ночном… Час тоски невыразимой. Всё во мне, и я во всем.

Сумрак тихий, сумрак сонный, Лейся в глубь моей души, Тихий, томный, благовонный, Все залей и утиши.

Затем тон стихотворения резко меняются. Интонации лирического героя становятся энергичными и напористыми:

Чувства – мглой самозабвенья Переполни через край. Дай вкусить уничтоженья, С миром дремлющим смешай!

МегаШпора в соцсетях:

Поэтические средства

Вторая часть, обращение к сумраку, наполнена глаголами в повелительном наклонении, которые демонстрируют то, к чему стремится душа, – к покою и самозабвению.

Краткий анализ

История создания

– Стих написан в 1836 году, в тяжелый период жизни Тютчева, когда его любимая жена находилась при смерти.

Тема стихотворения

– Ночная жизнь природы, описанная сквозь призму переживаний человеческой души.

– Композиция кольцевая, состоит из двух частей: в первой части автор описывает наступление ночи и свои душевные переживания, во второй — наслаждается умиротворяющей ночной тишиной.

  • История создания
  • Основная идея
  • Жанр и размер
  • Особенности композиции
  • Средства выразительности
  • Краткий анализ

Тени сизые смесились

Перед тем как приступить к анализу стихотворения, нужно обратить внимание на некоторые моменты, предшествовавшие его созданию.

История создания

Анализ стиха тени сизые смесились

По воспоминаниям родственников поэта, Элеонора боготворила мужа и заботливо оберегала семейный очаг, однако в духовном плане они были абсолютно разными людьми. Уже в 1833 году Тютчев знакомится с Эрнестиной Дёрнберг и влюбляется в нее. Это первая мюнхенская красавица, в которой, помимо блестящего ума и образованности, поэт нашёл родственную душу. Элеонора всячески пыталась спасти отношения, однако Тютчев всё более увлекался новой пассией.

Отчаяние доводит жену поэта до попытки самоубийства в 1836 году, сильно подломившей её психическое состояние. А в мае 1838 года Элеонора с дочерьми отправилась в морское путешествие до Турина. Пароход вследствие вспыхнувшего пожара потерпел крушение. Произошедшее событие сильно подкосило здоровье супруги; несколько месяцев спустя Элеонора умерла. Потрясение от утраты было столь сильным, что голова поэта, проведшего всю ночь у гроба жены, поседела от горя.

Разрываясь между новой страстью и искренней любовью к своей жене, Тютчев часто проводил вечера в одиночестве, терзаемый совестью и мучительными мыслями.

Основная идея

Тени сизые смесились тютчев анализ

Таким образом, именно ночь и её проявления являются главной темой произведения, объединяют Природу и человека воедино; само созерцание ночного спокойствия жизни становится целительным средством для лирического героя, мучимого душевной тоской. Интересно, что идея этого стихотворения, столь любимого Л. Н. Толстым, очень близко стоит к общей идее просветления человека — избавление от ложной отождествлённости со своей индивидуальностью и, как следствие — осознание тождества человека и природы.

Жанр и размер

Стихотворное произведение написано в четырёхстопном хорее. Рифма перекрёстная, при этом мужская рифма (ударение на последний слог) чередуется с женской (ударение на предпоследний слог); шестнадцать строф разделены по смыслу на две части — в первой идёт условно описание материальной (человеческой) жизни, во второй — жизни духовной или трансцендентальной. Жанр — философская и пейзажная лирика, где душевный настрой героя угадывается по сопоставлению с явлениями природы.

Особенности композиции

Тени сизые смесились анализ

Цель композиционного кольца не только в том, чтобы подчеркнуть основную мысль стиха, но и в усилении впечатления первой строфы.

Средства выразительности

Анализ стихотворения тени сизые смесились

Главный эпитет стихотворения поэт использовал в самом начале как зерно, содержащее в себе весь смысл произведения.

Тютчев тени сизые смесились

Также это цвет смешения; вне зависимости от того, в каких красках виделся мир днём, вечером всё цветное смешивается в однообразный, тёмный оттенок серого (опять же аналогия конца дня как конца человеческой жизни).

Краткий анализ

Далее же Тютчев даёт понять, что ничто в жизни не исчезает, даже если возникает подобная иллюзия — необычайно обострённые чувства поэта напряжены до предела и способны зафиксировать тончайшие изменения в застывшем окружающем мире.

 анализ стихотворения тютчева тени сизые смесились

Отличительной чертой пейзажно-философской лирики Тютчева является место лирического героя в ней — в отличие от других поэтов, Тютчев видит человека не на фоне природы, а в самом её лоне. Таким образом, описание природы и её особенностей (в том числе и внешних) становится в буквальном смысле описанием внутреннего мира поэта, его настроений и чувств.

Конкретно в этом стихотворении Тютчев побуждает читателей самих дорисовывать у себя в уме едва намеченные поэтические образы, скрывающиеся в ночном сумраке.

Даты написания и публикации

Судьба одного из величайших мастеров русского поэтического слова Фёдора Ивановича Тютчева (1803—1873) сложилась самым удивительным образом, необычным для большинства его коллег. В ней полно противоречий и парадоксов, главным из которых является, пожалуй, тот факт, что Тютчев долгое время не считал поэзию основным призванием, хотя и учился в Московском университете именно на факультете словесности.

Странно и то, что, поступив после учёбы на службу в Коллегию иностранных дел и отправившись на постоянное место жительства в Германию, молодой человек не оставил занятий литературным творчеством, продолжил писать на родном языке, раскрывая в стихах редкостный талант тонкого лирика, прекрасно чувствовавшего все оттенки разнообразных душевных переживаний, умевшего слушать природу и передавать красоту и гармонию её настроений .

Тютчев и Эрнестина

Основная мысль и композиция стиха

Композиционно текст делится на две части:

Описание сгустившихся сумерек

Несмотря на преобладающую в произведении тёмную гамму цвета и настроения, стих не несёт в себе состояния безысходности, ведь ночь — это естественная часть жизни. За яркими короткими строчками несложно прочитать несгибаемый жизнелюбивый характер поэта, рассмотреть его решимость не отступать, пережить трудные времена, набраться сил для будущих перемен к лучшему.

Средства выразительности языка

Такие приёмы позволили Тютчеву написать прекрасным русским литературным языком картину темноты, перекликающейся с грустной, уставшей, страждущей покоя душой человека.

Плавный ритм первых строчек учащается во второй половине произведения, повторы создают эффект искренней мольбы о том, чтобы грозная темень отступила, призывного заклинания о помощи, о спасении. Вечерний голубой сумрак на протяжении стиха незримо сгущается, звуковой образ гулкой тишины меняется на осязаемый облик заливающей мир тьмы безлунной ночи.

Поэзия Фёдора Тютчева оказала серьёзное влияние на творчество русских поэтов и писателей.

Читайте также: