Как выявить одаренных детей в школе психологу

Обновлено: 04.07.2024

На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика одаренности Психологическая диагностика интеллектуальной одаренности

Психологическая диагностика интеллектуальной одаренности
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика одаренности
Индекс материала
Психологическая диагностика интеллектуальной одаренности
Методические подходы к диагностике интеллектуальной одаренности школьников
Диагностический инструментарий при работе с интеллектуально одаренными школьниками
Все страницы

1.1 Теоретические основы психодиагностического исследования интеллектуальной одаренности школьников

1. Особенности диагностической работы психолога в образовательном учреждении для одаренных детей.
Выявление одаренных детей продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам в системе дополнительного образования (Н.А. Бабиева[29],У.Б.Жексенбаева[20], Н.М. Мякишева[31] и др.)или в процессе индивидуализированного образования в условиях общеобразовательной школы (В.В.Заворин [30], А.К.Сатова[26], Н.Б. Шумакова[64]и др.).

Поиск построения диагностики для прогнозирования

Источники информации и измерявшиеся переменные в Мюнхенском лонгитюдном исследовании одаренности

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна.

Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования) либо в процессе индивидуализированного образования (в условиях общеобразовательной школы).

ВложениеРазмер
Эффективная идентификация одаренности 79 КБ

Предварительный просмотр:

Методист ГБУ ДО ЦППМСП

Методические рекомендации для психологов по выявлению одаренных детей.

Этапы психологической диагностики.

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна.

Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования) либо в процессе индивидуализированного образования (в условиях общеобразовательной школы).

Необходимо предельно снизить вероятность ошибки, которую можно допустить в оценке одаренности ребенка как по положительному критерию, так и по отрицательному критерию: высокие значения того или иного показателя не всегда являются свидетельством одаренности, низкие значения того или иного показателя еще не являются доказательством ее отсутствия. Данное обстоятельство особенно важно при интерпретации результатов тестирования. Так, высокие показатели психометрических тестов интеллекта могут свидетельствовать всего лишь о мере обученности и социализации ребенка, но не о его интеллектуальной одаренности. В свою очередь, низкие показатели по тесту креативности могут быть связаны со специфической познавательной позицией ребенка, но никак не с отсутствием у него творческих способностей.

С учетом вышесказанного могут быть сформулированы следующие принципы выявления одаренных детей:

  1. комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
  2. длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
  3. оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения);
  4. преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей. Следует подчеркнуть, что имеющиеся валидные психодиагностические методы идентификации одаренности весьма сложны, требуют высокой квалификации и специального обучения.

С учетом вышесказанного можно сделать следующие выводы. Процесс установления одаренности нельзя основывать на единой оценке (например, на количественных показателях, характеризующих индивидуальный уровень интеллектуального развития). К сожалению, в школьной практике достаточно часто ограничиваются оценкой коэффициента интеллекта (IQ), который определяется с помощью психометрических тестов интеллекта. Именно эти тесты (часто вместе с тестами креативности, применяемыми для измерения творческих способностей) чаще всего используются при отборе детей в классы и школы для одаренных.

По существу, любая форма отбора (селектирования) детей на основе показателей тестов интеллекта оказывается несостоятельной с научной точки зрения, поскольку тесты интеллекта по определению не являются инструментом диагностики одаренности вообще и интеллектуальной одаренности, в частности. Следует принять во внимание и то обстоятельство, что так называемые “проходные баллы”, используемые в тестах на интеллект (в виде показателей конвергентной и дивергентной продуктивности) не имеют под собой четких теоретических или эмпирических обоснований.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы относительно сферы корректного применения тестов интеллекта в работе с одаренными детьми.

Данная программа поэтапного выявления одаренных детей использует комплексный подход.

Итак, проблема выявления одаренных детей сложна и требует особого внимания. При этом следует иметь в виду, что критерии одаренности не могут быть раз и навсегда зафиксированными.

Одаренные дети обладают преимуществами почти по всем параметрам развития. Более приспособленные в эмоциональном и социальном плане, более высокие и здоровые, чем средний ребенок. Период концентрации внимания у них больше, словарный запас шире, они легче решают задачи и более способны к абстрактному мышлению. Они сопротивляются конформизму и зубрежке (или строгой дисциплине), более склонны к соревновательности и независимости, отличаются высокими социальными идеалами, более цельны, любознательны, изобретательны, упорны, более расположены к творчеству и чутки к настроениям окружающих, обладают повышенным чувством юмора и острее реагируют на несправедливость. В сферах, отвечающих их одаренности, такие дети не только достигают уровня, характерного для более старшего возраста, но и сам процесс их развития, и результаты их деятельности имеют уникальный характер.

Одаренные дети обладают преимуществами почти по всем параметрам развития Более приспособленные в эмоциональном и социальном плане, более высокие и здоровые, чем средний ребенок. Период концентрации внимания у них больше, словарный запас шире, они легче решают задачи и более способны к абстрактному мышлению. Они сопротивляются конформизму и зубрежке (или строгой дисциплине), более склонны к соревновательности и независимости, отличаются высокими социальными идеалами, более цельны, любознательны, изобретательны, упорны, более расположены к творчеству и чутки к настроениям окружающих, обладают повышенным чувством юмора и острее реагируют на несправедливость. В сферах, отвечающих их одаренности, такие дети не только достигают уровня, характерного для более старшего возраста, но и сам процесс их развития, и результаты их деятельности имеют уникальный характер.

Диагностика проводится в 2 этапа:

1этап: сбор данных от учителей и родителей (Анкетирование)

2этап: диагностика в помещении класса с учащимися, отобранными после 1 этапа диагностики и рассчитана на 35 минут.

  1. Подготовка раздаточного материала.
  2. Проведение 1 этапа диагностики.
  3. Обработка и интерпретация результатов.
  4. Проведение 2 этапа диагностики
  5. Оработка и интерпретация результатов
  6. Разработка рекомендаций для осуществления индивидуального подхода в обучении или уточнение образовательного маршрута

Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки. Последнее обстоятельство позволяет существенно расширить сферу используемых психодиагностических методик и учесть целый ряд дополнительных моментов:

  • особенности взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми;
  • наличие (или отсутствие) различных форм диссинхронии (неравномерности) в развитии одаренного ребенка;
  • особенности развития эмоциональной сферы ребенка и т.д.

Признание роли социальных условий, в которых развивается ребенок, требует создания специализированных методов выявления одаренности с учетом целого ряда факторов (экономических, культурных, национально-этнических, семейных, в том числе физического здоровья ребенка и особенностей его социализации).

Трудно предположить, что можно сразу найти учителей, обладающих такими личными и профессиональными качествами, которые бы полностью отвечали требованиям новых программ обучения и запросов, администрации образовательных учреждений для одаренных школьников.
Педагогическая администрация не только должна отбирать специалистов, максимально отвечающих поставленным требованиям, но и, по возможности, постоянно заниматься специальной подготовкой кадров (повышение квалификации) в оперативном порядке, т.е. по месту работы (лекции, семинары, консультации, конференции).
Основные принципы отбора учителей.
1.Учитель является определяющим фактором в системе обучения одаренных детей.
2. К учителям, работающим с одаренными детьми, предъявляются повышенные требования.
3. Не все учителя способны работать с одаренными детьми младшего возраста. Именно школьная администрация должна своевременно выявлять учителей, которые не могут или не хотят работать с малолетними одаренными детьми, и стараться сделать так, чтобы последние не попадали к таким учителям.
4. Учитель, отличающийся низкой самооценкой, как правило, испытывает чувство опасения перед своими талантливыми воспитанниками, а значит, не может вызывать у них уважения. Среди других важных качеств учителя можно выделить зрелость, успешный опыт педагогической работы, эмоциональную стабильность, целеустремленность и творческое начало.
5. Профессиональная компетенция педагога, обучающего одаренных детей.

  1. Теоретическая подготовка и практическая деятельность учителя должны включать работу с разными категориями детей; В силу того, что обычно одаренные и талантливые дети обучаются в одной группе вместе со всеми остальными детьми, обладающими разными способностями и особенностями.
    7. Учителя одаренных детей должны разбираться в специальных программах для дошкольников и младших школьников.
    8. Правильный выбор учебного материала так же характеризует уровень учителя, работающего с одаренными детьми.
    9. В концепцию учителя обязательно входит умение правильно оценивать успехи детей. Желательно при подборе учителей для одаренных детей следует учитывать необходимость их принадлежности к одной культуре.

Одарённость: благословение или препятствие? В. Фрадков
Пед. техника. - 2011.

Развитие системы поддержки талантливых детей Л. Ю. Ляшко, Т. В. Ляшко, Е. О. Федоровская Одар. ребенок. - 2011.

Персонификация обучения и воспитания интеллектуально одаренных учащихся А. В. Литвинова Одар. ребенок. - 2011.

Одаренные дети и особенности педагогической работы с ними И. Г. Антонова Одар. ребенок. - 2011.

Проблема выявления одаренных детей в школе М. А. Лемешевская
Одар. ребенок. - 2011.
Роль преемственности в формировании и развитии детской одаренности О. В. Лузганова
Одар. ребенок. - 2012.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Вот почему для этой категории детей предпочтительны такие методы работы как:

- классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;

- консультирование по возникшей проблеме;

-различные конкурсы и викторины;

-словесные игры и забавы;

-проекты по различной тематике;

-индивидуальные творческие задания.

Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Выявление одаренных детей проводится уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Учитель уделяет внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере.

В образовательной практике встречаются преимущественно четыре категории одаренных детей:

- дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность);

- дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одаренность);

- дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.), эту категорию детей, чаще всего, называют талантливыми.

- дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).

Академическая одаренность - "умение блестяще усваивать, то есть учиться". При этом типе одаренности имеет место достаточно высокий интеллект, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Учащиеся этого типа одаренности, прежде всего, умеют учиться. Особенности их познавательной сферы (мышления, памяти, внимания), некоторые особенности их мотивации таковы, что делают учение для них достаточно легким, а в ряде случаев даже приятным. Медалисты, те ученики, которых принято называть гордостью школы, чаще всего принадлежат именно к этому типу одаренности, который нельзя недооценивать. Именно из этих учащихся впоследствии получаются замечательные профессионалы, настоящие мастера своего дела.

Академический вид одаренности имеет свои подвиды: есть учащиеся с широкой способностью к обучению - они легко осваивают любую деятельность, проявляют заметные успехи во всех школьных науках, а есть учащиеся, у которых повышенные способности к усвоению проявляются лишь в одной или нескольких близких областях деятельности (к точным или, например, гуманитарным наукам).

Разница между интеллектуально и академически одаренными детьми заключается в том, что интеллектуалы обязательно самостоятельны в мышлении - критичны, обладают потребностью в понимании и осмыслении мира, способностью самостоятельно выходить на глобальное, философское осмысление сложных интеллектуальных проблем. А академически одаренные школьники — это всегда гении именно учения, это своего рода блестящие профессионалы школьного (а потом и студенческого) труда, великолепные мастера быстрого, прочного и качественного усвоения. Академическая одаренность более адаптивна, их интеллект служит им для приспособления и соответствия требованиям среды. Для академической одаренности значимы интеллектуальные способности, мотивация, креативность.

Как правило, у одаренных детей проявляются:

-высокая продуктивность мышления;

-способность к прогнозированию;

-высокая концентрация внимания.

Используя дифференцированный подход, каждый учитель должен работать над развитием этих качеств. На мой взгляд, для успешного развития способностей одаренных детей условием является подготовка педагогических кадров. Учитель должен быть:

-непременно талантливым, способным к экспериментальной и творческой деятельности;

-интеллигентным, нравственным и эрудированным;

-владеть современными педагогическими технологиями;

-психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

-иметь позитивную Я – концепцию, быть целеустремленным, настойчивым, эмоционально стабильным.

При работе с одаренными детьми необходимо уметь:

-обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;

-стимулировать познавательные способности учащихся;

-работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;

-принимать взвешенные психолого-педагогические решения;

-анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;

-отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.

Ошибочно мнение, что ребенок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, не будет встречать трудностей в учебе и в жизни — напротив, таких детей ожидают немалые сложности и дома, и в школе. У одаренного ребенка много социально - психологических проблем: в сфере общения и поведения, а также во внутриличностном состоянии. Одаренность может вписываться органично в жизнедеятельность, а может породить множество социально-психологических и внутриличностных противоречий. Поэтому на современном этапе очень остро стоит вопрос о выявлении и психологическом сопровождении одаренных детей.

Работа школьного психолога с одаренными детьми осуществляется по таким направлениям, как:

- психологическое сопровождение одаренных детей.

Одна из задач психолога - осуществлять психологическую диагностику одаренных детей. Многие одаренные дети не готовы встретиться лицом к лицу с неожиданными проблемами. Это порождает страх, психологическую зажатость и подавление инициативы. Психологическая диагностика - это углублённое изучение особенностей развития детей на протяжении всего периода обучения. Главная цель психодиагностики – оказать помощь ребенку в трудной ситуации, снять психологическое напряжение, принять правильное решение с наименьшими потерями для своей нервной системы и здоровья в целом. Психологическая диагностика решает следующие задачи:

- составление психологического портрета одаренного ребенка;

- выбор методов и приемов для осуществления работы с одаренными детьми;

- разработка средств и форм психологического сопровождения детей в соответствии с их особенностями.

Психодиагностическая работа психолога предусматривает проведение и изучение практического запроса на диагностику от педагогов, родителей и других лиц образовательного процесса. Психолог формулирует психологические проблемы, выбирает метод диагностики и исследования Диагностика проходит в два этапа: первый - диагностика по выявлению одаренных учащихся, второй - изучение учащихся и их профнаправленности по психологическим диагностикам. На первом этапе диагностики я использую в работе следующие методики:

- тесты интеллекта Равенна (невербального),

На втором этапе диагностики определяю, в какой области ребенок одарен, каковы его интересы, так как с возрастом одаренность все более приобретает специфические черты и определенную предметную направленность. С этой целью использую следующие методики: - тесты интеллекта ТУР (вербального);

- предпочтительные виды профессиональной деятельности. Е.А Климова;

- опросник типа мышления.

Заключительным этапом работы психолога можно считать разработку практических рекомендаций для педагогов и родителей по работе с одаренными детьми.

Следующее направление – работа по психологической профилактике, которая направлена на формирование у педагогов, детей и родителей общей психологической культуры. Этот вид деятельности позволяет использовать психологические знания в обучении и воспитании одаренных детей. Кроме того, создаются условия для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе и обеспечивается своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта.

Важная задача психолога – это профилактика стрессовых ситуаций у детей. У одаренных детей стрессы могут вызывать ситуации нехватки времени, перегруз учебной деятельностью, чрезмерный объем информации, которую нужно воспринять, запомнить. Это могут быть и эмоциональные нагрузки, превышающие комфортный для ребенка уровень эмоций, противоречия между несовместимыми мыслями.

Психологическая профилактика строится психологом на основе своих знаний и опыта, он проводит работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей, по созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития.

Психопрофилактическая работа может проводиться как с одаренными отдельными детьми, так и с их учителями, родителями, другими взрослыми, которые оказывают влияние на мироощущение и развитие ребенка. Психологу необходимо начинать психопрофилактическую деятельность тогда, когда еще нет сложностей в работе с ребенком, т.е. предупреждать сложности как возможные.

Третье направление – это психологическое консультирование. Одаренный ребенок нуждается в особом подходе со стороны родителей, педагогов и сверстников. С этим запросом обычно учителя, родители и другие участники образовательного процесса и обращаются к психологам. Кроме того, и сам ребенок нуждается в консультации по своим еще детским, но уже сложным проблемам. Консультации для детей направлены на формирование адекватной самооценки. Основными направлениями консультативной работы являются:

- проблемы одаренного ребенка в семье;

- проблемы и взаимоотношения с учителями;

- отношения со сверстниками и с самим собой.

Особое место в работе с одаренными детьми занимают консультации с их родителями. Поскольку одаренный ребенок всегда требует к себе неординарного подхода, на консультациях с родителями, как правило, вначале выясняются причины конфликта, затем путь к взаимопониманию и выработке конструктивных способов взаимодействия родителей со своими детьми.

Психологическое просвещение направлено на приобщение одаренных детей и взрослых к психологическим знаниям. Просветительская деятельность осуществляю в разной форме: лекции, беседы, семинары, подбор литературы, стендовая информация и другие формы. Основной смысл просветительской работы - знакомство с современным состоянием психологической науки, основными закономерностями и условиями психического развития. Просветительская деятельность психолога направлена на формирование представления о практической значимости психологического знания и психологической помощи одаренному ребенку, а также на построение педагогического процесса с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся. Психологические знания особенно необходимы педагогам, которые в своей повседневной профессиональной деятельности постоянно общаются с одаренными детьми и их родителями.

-формирование позитивного самоощущения, позитивного эмоционального настроения, позитивного восприятия окружающего мира;

- развитие высокого уровня рефлексии;

- желание улучшать качество основных видов деятельности;

- успешное прохождение возрастных кризисов.

Психологическое сопровождение одаренных детей представляет собой хорошо структурированный, последовательный вид деятельности психолога и образовательного учреждения по выявлению, сопровождению и развитию одаренных детей.

Психолого-педагогическое сопровождение обучения и развития одаренных детей в образовательном учреждении эффективно если:

- детская одаренность рассматривается с позиции комплексного подхода во взаимосвязи трех составляющих: выявление, обучение и развитие, опирается на научные критерии одаренности;

- создана и широко применяется объективная диагностика детской одаренности на разных этапах жизнедеятельности ребенка;

- педагогическим коллективом определены основные принципы организации обучения одаренных школьников;

- в образовательном учреждении обеспечиваются необходимые условия непрерывного развития одаренного ребенка.

Психологическое сопровождение одаренных детей может осуществляться психологом в ходе индивидуальной работы с талантливым или одарённым учеником, в ходе групповой работы с талантливыми и одаренными школьниками (групповые тренинги, групповые консультации), в работе со всем классом (классные часы, уроки психологии), где можно отследить межличностные отношения одаренных учеников с другими детьми.

В заключении следует отметить, что сегодня психологическая служба является необходимым компонентом системы образования. Забота психолога о психологическом здоровье одаренных детей предполагает внимание к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым, к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой. Перспективы развития психологической службы в образовании связаны с более глубоким использованием психологических знаний в процессе обучения и воспитания одарённых детей.

Одно из приоритетных направлений работы современной школы – создать условия для оптимального развития одаренных детей.

Цель данного направления: необходимость выявлять, поддерживать и развивать талантливых детей.

  • содействовать самореализации одаренных детей,
  • сохранять психологическое и физическое здоровье,
  • содействовать формированию позитивной Я-концепции (самоуважения, самопринятия, самоотношения),
  • развивать эмоциональную устойчивость, формировать навыки саморегуляции, преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (участие в конкурсах, олимпиадах, публичных выступлениях),
  • содействовать социализации, формировать коммуникативные навыки.

Эти дети отличаются от своих сверстников. Чем же?

Одарённость - это явление не только педагогическое и психологическое, но и социальное, поскольку речь идёт об успехах в социально значимой сфере деятельности человека. Чем шире круг знаний учащихся, чем богаче их предшествующий практический опыт, тем более высокий уровень самостоятельности они могут проявить в решении сложных творческих заданий, достигая тем самым более высокого уровня самоутверждения в образовательной деятельности.

Как выявить одаренного ребенка среди его многочисленных сверстников? Выявление одаренных детей связано также с проблемой выделения различных видов одаренности, которые характеризуются определенными признаками. К методам выявления одаренных детей относятся:
наблюдение; общение с родителями; работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа; олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.

Выделяют следующие виды одаренности:

  • Художественная одаренность.
  • Общая интеллектуальная одаренность.
  • Творческая одаренность.
  • Лидерская одаренность.

Для работы с одаренными и мотивированными на достижения детьми педагогу необходимо иметь определенные знания, умения, навыки, способствующие развитию детской одаренности. Педагог должен обладать такими личностными качествами, как чуткость, теплота, расположенность к детям, чувство юмора, высокий интеллект, уверенность в себе и др.

Также нельзя забывать, что одаренные дети нуждаются в обратной связи, как и все остальные. Им важно, чтобы педагог проявил к ним доброжелательность при оценке их деятельности, но при этом нельзя перехваливать таких детей за их прекрасные индивидуальные успехи, очень полезно поощрять совместные занятия с другими детьми. Педагогу не стоит возводить ребенка на пьедестал перед другими детьми, успехи его будут должным образом оценены, а неуместное выпячивание исключительности может вызвать раздражение, ревность и отторжение других детей.

Вывод: одаренные дети приходят в школу, как и любые другие школьники, чтобы учиться. И результат зависит от учителя, который, сможет разглядеть в каждом ребенке его высшие потенциальные возможности. Ранее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.

В моем классе есть несколько одаренных детей. Это и творческие личности, и интеллектуальные. Принимают участие во всех конкурсах разного уровня (от гимназического до всероссийского). Это активные участники дистанционных интеллектуальных, турниров, игр, олимпиад. С ними и легко работать, и одновременно сложно, но очень интересно наблюдать, как они меняются, как познают что-то новое и готовы поделиться этим с одноклассниками.

Одарённые дети обладают высоким потенциалом в какой-либо сфере деятельности. Американский психолог Джозеф Рензулли (Joseph Renzulli) считает, что одарённость лежит на стыке способностей к какому-либо делу, креативности и мотивации.


Одарённые дети отличаются высокой нормой развития, то есть потенциалом, который может развиться в талант или заглохнуть. Одарённым в той или иной сфере считается каждый пятидесятый ребёнок.

Вундеркинды же с ранних лет опережают нормы развития и демонстрируют культурно значимые достижения. Например, Вольфганг Амадей Моцарт создал свои первые фортепианные произведения в пять лет, а математик Блез Паскаль в девять написал научный трактат. Вундеркинд рождается один на миллион человек.

Одарённость — это совокупность способностей, которые можно приложить к интересам ребёнка. Развивая лишь один навык, нельзя полагать, что вы совершенствуете одарённость.

Типы одарённости

Единой классификации не существует, но чаще всего психологи выделяют пять типов одарённости:

  • Интеллектуальная одарённость характеризуется повышенной наблюдательностью, концентрацией внимания и способностью анализировать информацию. Такие дети отличаются высоким IQ, обладают сильным критическим мышлением и, как правило, преуспевают в каком-то одном предмете.
  • Академическая одарённость подразумевает отличную память. Такие дети легко усваивают школьный материал, могут обучаться самостоятельно, потому что процесс учёбы приносит им удовольствие. Как правило, они способны пройти программу нескольких классов за один учебный год.
  • ‍Креативная одарённость может проявляться в богатой фантазии и нестандартном мышлении. Частный случай — творческая одарённость, то есть склонность детей к рисованию, танцам, музыке, стихосложению, актёрскому мастерству и другим искусствам.
  • Социальная одарённость заключается в наличии лидерских качеств, высоком уровне эмпатии, интуиции, яркой харизме. Такие дети могут непринуждённо общаться с людьми разных возрастов и часто обладают врождённым эмоциональным интеллектом — восприимчивостью к чувствам других.
  • Психомоторная одарённость предполагает опережающее возраст физическое развитие. Такие дети с ранних лет проявляют интерес к подвижным играм и спорту.

Как выявить одарённого ребёнка

Одарённость — это результат сложного взаимодействия наследственности, воспитания и саморазвития. В 50% случаев особые способности ребёнка проявляются к 5–6 годам и к 8 раскрываются в полной мере.

На сегодняшний день не существует единого метода, который позволил бы точно определить, одарён ребёнок или нет. Как правило, используется комплекс разных тестов. Например, для оценки уровня интеллектуального развития применяют Стэнфордский тест достижений, а для выявления творческих наклонностей — тест Торренса.

В домашних условиях выявить одарённость ребёнка можно только наблюдая, как он проводит время и какие темы вызывают у него огонь в глазах, а также помогая ему искать себя в различных видах деятельности.

Вот некоторые факторы, которые могут указывать на одарённость ребёнка. Эти критерии не являются обязательными, но время от времени могут проявляться:

  • Раннее развитие. Часто одарённые дети учатся говорить, читать и писать раньше других.
  • Хорошая концентрация и память. Если ребёнок легко запоминает стихи, слова песен и интересующие его факты — возможно, он обладает одарённостью.
  • Развитая речь. Словарный запас одарённых детей, как правило, шире, чем у сверстников. Они легко вводят в лексикон новые слова и умело ими пользуются.
  • Подвижное мышление. Одарённые дети рано учатся гипотетическому и абстрактному мышлению. Им свойственно совершенствовать игры и находить хитрые способы решения задач.
  • Богатая фантазия. По тому, как и во что ребёнок играет, тоже можно судить о его одарённости. Талантливые дети склонны придумывать целые миры, сюжеты с небанальными поворотами и самозабвенно перевоплощаться в персонажей своих фантазий.
  • Познавательный интерес. Одарённых детей могут интересовать более глубокие темы, чем сверстников. Если ребёнок долго и настойчиво проявляет интерес к определённой теме или деятельности, не удовлетворяется простыми ответами и жаждет докопаться до сути, это может быть признаком таланта.

Выявление у ребёнка одарённости не должно быть самоцелью, но можно помочь раскрыть потенциал ребёнка. Для этого нужно поощрять его увлечения, даже если они не кажутся чем-то стоящим. Ребёнок, любящий выдумывать несуществующие слова, возможно, станет в будущем выдающимся лингвистом, а юный любитель рисовать в школьных тетрадях узоры имеет шансы вырасти популярным дизайнером.

Мир всегда предъявляет повышенные требования к тем, кто выбивается из стандартов. Социум реагирует активно: конкурсы, олимпиады, ожидания родственников и педагогов, зависть сверстников. Неудачи и конкуренция создают напряжение, которое не даёт сосредоточиться. Поэтому одарённым детям важно обращаться за психологическими консультациями — предвосхищать проблемы, чтобы не решать их потом.

Школы для одарённых детей


Одарённые дети нуждаются в особом подходе, построенном на нескольких принципах:

Школ, отвечающих данным условиям, в России немного. Большинство расположено в крупных городах. Вот наиболее известные из них:

Один из вариантов обучения юных талантов — семейное образование. Родители могут подобрать для ребёнка подходящую программу и создать комфортные условия для занятий. Семейное обучение позволяет уделять больше времени дополнительным занятиям, совмещать учёбу с гастролями, спортивными соревнованиями или проходить программу быстрее сверстников.

Советы родителям одарённых детей

Совместно с психологом Еленой Петрусенко мы подготовили несколько советов по воспитанию одарённых детей.

Совет 1. Обращайтесь к специалистам

Если вы заметили, что ребёнок демонстрирует нетривиальные способности, обратитесь к специалистам. Психолог поможет определить тип одарённости, а тьютор — подобрать подходящую программу развития.

Психолог может помочь выявить способности, оценить степень тревоги и напряжения, помочь родителю найти ресурс и расставить приоритеты в создании условий для развития сильных сторон ребёнка.

Совет 2. Пробуйте разное

Развивайте таланты своего ребёнка, посещая кружки и секции. Там он не только сможет узнать больше о любимом деле, но и познакомиться с единомышленниками.

Совет 3. Не давите

Бывает, что ребёнок не хочет заниматься тем, к чему имеет предрасположенность. Например, обладая абсолютным слухом, ненавидит петь и обожает хоккей. Он имеет на это право.

Не стоит требовать от ребёнка безоговорочного успеха во всём, чем он занимается. Это ведёт к развитию синдрома отличника, который может иметь печальные последствия.

Совет 4. Хвалите, но не перехваливайте

Как бы ни впечатляли способности, не стоит постоянно подчёркивать исключительность ребёнка. Вера в собственное превосходство едва ли поможет ему влиться в какой-либо коллектив. А если с возрастом ребёнок перестанет опережать других в развитии, его может постичь тяжёлое разочарование.

Совет 5. Уравновешивайте развитие

Если ребёнок — интеллектуал, он всё равно должен много двигаться и регулярно бывать на свежем воздухе. Юному спортсмену, в свою очередь, важно не забывать про математику, правописание и другие дисциплины.

Совет 6. Ищите близких по духу

У развитых не по годам детей нередко возникают сложности с общением. Сверстники сторонятся их, либо они сами избегают контактов с другими детьми. Важно помочь ребёнку найти компанию, в которой он станет своим. Это необязательно должны быть ровесники, возможно, ему будет интереснее с ребятами постарше. Главное, чтобы они понимали его образ мыслей и разделяли его интересы.

Совет 7. Проявляйте чуткость

Не дайте одарённости ребёнка стать барьером между вами. Если его увлечения вам не близки и вы даже не понимаете, о чём он говорит, ищите другие точки соприкосновения и поддерживайте связь. Каким бы развитым ни был ребёнок — он всё ещё остаётся ребёнком, и ему необходимы ваша любовь, поддержка и одобрение.

Совет 8. Любите ребёнка таким, какой он есть

Если с возрастом способности ребёнка усреднятся — не расстраивайтесь. Половина одарённых детей к 15 годам перестают выделяться среди ровесников, и лишь немногие вырастают в настоящих гениев.

Одарённость в детстве не гарантирует успех во взрослом возрасте. В свою очередь, не все талантливые взрослые в детстве проявляли одарённость.

Наличие или отсутствие у ребёнка каких-либо талантов ни в коем случае не должно влиять на ваше отношение к нему. Любите его таким, какой он есть, позволяйте ему быть собой. Ведь главное — вырастить не гения, а психически здорового и счастливого человека.

Изображение на обложке: Siege Media / Dribbble

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также: