Золотой теленок анализ произведения кратко
Обновлено: 06.07.2024
Новые приключения Остапа Бендера: великий комбинатор гоняется за миллионом, который не принесёт никому счастья. Роман, в котором сатира на советский быт сочетается с принятием новой советской морали.
комментарии: Лев Оборин
О чём эта книга?
Когда она написана?
Как она написана?
Ночь показывала чистое телескопическое небо, а день подкатывал к городу освежающую морскую волну. Дворники у своих ворот торговали полосатыми монастырскими арбузами, и граждане надсаживались, сжимая арбузы с полюсов и склоняя ухо, чтобы услышать желанный треск.
Как она была опубликована?
Американское издание романа (1932), вышедшее раньше отдельного советского издания. Издательство Farrar and Rinehart. Нью-Йорк, 1932 год
Что на неё повлияло?
— Где нет любви, — со вздохом комментировал Остап, — там о деньгах говорить не принято
Илья Ильф, Евгений Петров
Детективная классика: помимо подмечаемых комментаторами перекличек в деталях, вся погоня Бендера за Корейко, со множеством промежуточных звеньев — более мелких негодяев, напоминает охоту Шерлока Холмса за профессором Мориарти.
Что было дальше?
Не надо оваций! Графа Монте-Кристо из меня не вышло. Придётся переквалифицироваться в управдомы
Илья Ильф, Евгений Петров
Почему роман так называется?
К ничтожному Птибурдукову нынче ты, мерзкая, уходишь от меня. Так вот к кому ты от меня уходишь! Ты похоти предаться хочешь с ним
Илья Ильф, Евгений Петров
Почему подпольный миллионер Корейко тоже назван в романе комбинатором?
Понимаете, Бендер, случилось мне недавно сидеть в Одесском ДОПРе. Мне там об этом говорили несколько очень опытных шниферов. Они интересовались несгораемым шкафом и даже сделали в его квартире проверку. Но, оказывается, он дома ничего не держит. Вообще ничего не известно. Доказательств — никаких. Но все говорят, что этот человек делает сейчас миллионные обороты. Гений частного капитала.
Были ли в Советском Союзе подпольные миллионеры?
Почему Бендеру был нужен именно миллион?
Ещё 5 примеров советской авантюрной прозы
Лучше всего разработаны в романе отношения Шуры и Паниковского, которые исполняют чисто юмористические роли недалёких подручных (троп, популярный в культуре — от классических комедий до детских мультфильмов про злодеев и героев). Вершина этого дуэта — кража гирь из квартиры Корейко:
— Вам, Шура, я скажу как родному. Я раскрыл секрет этих гирь.
Паниковский поймал наконец живой хвостик своей манишки, пристегнул его к пуговице на брюках и торжественно взглянул на Балаганова.
— Какой же может быть секрет? — разочарованно молвил уполномоченный по копытам. — Обыкновенные гири для гимнастики.
— Вы знаете, Шура, как я вас уважаю, — загорячился Паниковский, — но вы осёл. Это золотые гири! Понимаете? Гири из чистого золота! Каждая гиря по полтора пуда. Три пуда чистого золота. Это я сразу понял, меня прямо как ударило. Я стал перед этими гирями и бешено хохотал. Какой подлец этот Корейко! Отлил себе золотые гири, покрасил их в чёрный цвет и думает, что никто не узнает.
Что в романе символизируют автомобили?
Черноморск — это Одесса?
Branson DeCou archive/University of California
Памятник Александру II в Одессе. Внизу — портрет Сталина из цветов. 1931 год. Фотография Бренсона Деку
Branson DeCou archive/University of California
Безосновательно утверждение, будто Лоханкин типизирует черты людей, воплощавших совесть эпохи… Через его карикатурный облик ни в какой, сколь угодно искажённой, форме не просвечивают ни интеллект, ни культура, ни способности, ни амбиции. Исключённый из пятого класса гимназии, Лоханкин по образованию стоит ниже Митрича, окончившего Пажеский корпус, и читает не Достоевского, а мещанский иллюстрированный журнал гимназических лет. Он не стоит в явной или скрытой оппозиции к советскому строю, ущемлённости не испытывает и вполне доволен своей жизнью под крылышком совслужащей жены.
— Волчица ты, — продолжал Лоханкин в том же тягучем тоне. — Тебя я презираю. К любовнику уходишь от меня. К Птибурдукову от меня уходишь. К ничтожному Птибурдукову нынче ты, мерзкая, уходишь от меня. Так вот к кому ты от меня уходишь! Ты похоти предаться хочешь с ним. Волчица старая и мерзкая притом!
Упиваясь своим горем, Лоханкин даже не замечал, что говорит пятистопным ямбом, хотя никогда стихов не писал и не любил их читать.
Последняя оговорка характерна.
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Анализ произведения Золотой теленок Ильф И. А., Петров Е. П..
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!
Бендер рассчитывает стать счастливым, путем вымогательства отняв миллион у другого проходимца, но этот другой — обладатель не одного, а целых десяти неправедно нажитых миллионов, подпольный миллионер Александр Иванович Корейко, — сам несчастен в условиях строящегося социализма. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Нелепость его положения состоит в том, что сохранить свои деньги он может, лишь скрывая свое богатство и, следовательно, не совершая сколько-нибудь заметных трат, любая из которых может привести его к разоблачению. Корейко живет в замкнутом круге, созданном условиями социализма. Он может хранить и продолжать хищнически наживать свои деньги лишь в личине скромного, в обрез живущего конторщика, понимая, что это положение не может для него перемениться, пока существует Советская власть.
В погоне за вожделенным миллионом Бендер не задумывается над тем, что, став обладателем миллиона, он разделит участь Корейко. Бендер с невероятным упорством стремится к обладанию миллионом, в то время как перед читателем уже полностью прошла судьба Корейко, человека с сорока рублями жалованья и с десятью миллионами в потрепанном чемодане, который он сдает в камеры хранения то одного, то другого вокзала.
Авторы не случайно избрали именно такое, а не иное начало этой карьеры. Они обнажили всю беспощадную сущность капиталистического стяжательства Корейко, злодея не только по своей биографии, но и по своим помыслам, ибо для того, чтобы получить все, что может ему дать обладание десятью хищнически нажитыми миллионами, ему требуется не более и не менее как реставрация капитализма. Это его мечта, и в этом единственная его надежда на счастье.
Источники:Илья Ильф. Евгений Петров. Двенадцать стульев. Золотой теленок. Издательство: Нижне-волжское книжное. Волгоград. 1981 год.
Литературно-исторические заметки юного техника
История создания
На самом же деле, ни исследователям творчества Ильфа и Петрова, ни современным литературоведам точно неизвестно, когда именно был начат и окончен этот роман. Есть архивные материалы, существуют многочисленные публикации, но их свидетельства крайне противоречивы.
Версия Е.Петрова
Не вызывает доверия и жалоба Петрова на отсутствие денег. Получается, что в 1927 году, когда два молодых невысокооплачиваемых газетчика работали над первым романом, денег им хватало, а в 1929 году, когда они уже стали популярными писателями, их потребности непомерно возросли.
Возможно, трудности начались, когда первая часть романа была завершена?
Вопрос о сроках написания романа
Современные исследователи полагают, что эту датировку рукописи ни в коем случае нельзя понимать буквально. Весь 1929 год Ильф и Петров постоянно публиковались в периодике, и вряд ли при такой нагрузке побили бы свой прежний рекорд – написали треть нового романа за три недели. 2 августа 1929 года – судя по рукописи – авторы принялись её редактировать и переписывать набело черновики первой части. Завершили же 23 августа, что вполне реально. Эти даты и поставили на титульном листе.
Истерия нарастала стремительно. В результате Пильняк публично покаялся, и его временно оставили в покое. А Замятин вынужден был уехать из страны (за него ходатайствовал перед Сталиным сам Горький).
Три года спустя Замятин вспоминал о ситуации лета-осени 1929 года:
Публикация романа
В назначенный срок соавторы опять не укладывались: отдельные главы переделывались ими уже в 1931 году, когда публикация шла полным ходом.
Анализ произведения
Герои и прототипы
Ничего удивительного в последнем обстоятельстве нет. Известно, что романный Остап свято чтил Уголовный кодекс (а в гимназии его прототип имел пятёрку по законоведению). Жизнь одесского опера 1920-х годов - весьма удачное приложение сил для такой натуры.
Начнём с того, что современникам Ильфа и Петрова никогда бы не пришло в голову назвать героев плутовского романа именами потомков Ленина, Троцкого, Дзержинского или других почитаемых лидеров революции. А лейтенанта Шмидта – пожалуйста!
Например, Ильфу и Петрову наверняка был известен подробно отражённый в прессе скандал лета 1925 года.
В Гомельский губисполком явился некий прилично одетый гражданин, в американских очках, с лицом восточного типа - и представился председателем ЦИК Узбекской ССР Файзулой Ходжаевым. Председателю губисполкома он сказал, что едет из Крыма в Москву, но в поезде у него украли деньги и документы. Попросил 60 рублей, а вместо паспорта предъявил справку, что он действительно Ходжаев, подписанную председателем ЦИК Крымской республики Ибрагимовым.
Высокопоставленному узбеку не только дали денег, но и принялись возить на пикники, в театры, на банкеты. Так бы Ходжаев и уехал после всех удовольствий, если б не бдительный милицейский начальник Хавнин, который отыскал старый журнал с портретами председателей всех ЦИК Союза. Сходства не наблюдалось. Псевдоходжаев оказался уроженцем Коканда и следовал из Тбилиси, где отбывал срок. Позже выяснилось, что подобным же образом он веселился в Ялте, Симферополе, Новороссийске, Харькове, Полтаве, Минске.
Судьба дилогии
Романы Ильфа и Петрова, книги ряда других писателей, в том числе и репрессированных, должны были свидетельствовать о наличии свободы слова в ту эпоху, доказательством правильности пути, на который страна – по уверениям идеологов– уже возвращалась.
Компиляция Елены Широковой по материалам:
М.П. Одесский, Д.М. Фельдман Легенда о великом комбинаторе (В трех частях, с прологом и эпилогом)
Отзывы о книге "Золотой теленок" свидетельствуют о том, что первая часть - наиболее светлая и смешная, в ней нет разочарования будущих событий.
Балаганов и Паниковский не доверяют Остапу. Они проникают ночью в квартиру Корейко и крадут гири, решив, что они золотые.
Адам Козлевич связывается с ксендзами, но вовремя подоспевший Остап Бендер прогоняет их.
Собрав достаточно информации, Остап Бендер шантажирует подпольного миллионера, в результате чего тот соглашается купить компромат на себя за миллион рублей. Они едут на вокзал, где Корейко прячет деньги. Но в городе проходит учебная противохимическая тревога. Надев противогаз, подпольный миллионер смешивается с толпой. Остап попадает в газоубежище, где неожиданно знакомится с Зосей Синицкой, в которую безнадежно влюблен Корейко.
Далее Остап едет на поезде. Он находит подпольного миллионера, и тот наконец-то отдает ему миллион. Компромат Корейко сжигает.
Публикация
Желающий богатства, предприимчивый и блистательный Бендер мог бы стать преуспевающим человеком в другое время, в другой стране. Безудержный темперамент наверняка подтолкнул бы его к невероятным вершинам, к примеру, в Соединенных Штатах Америки. Трудно найти более неподходящую для Остапа страну, чем молодая Страна Советов.
В конфликте героя и его времени Остап Бендер надеялся выйти победителем, но оказался побежденным. Хотя его финальная фраза говорит о том, что он не сломлен и готов идти дальше, несмотря на то что потерял все. Это свидетельствует о большой внутренней силе героя. Читатель может надеяться, что история будет продолжена. И правда, Ильф и Петров задумывали продолжение приключений Остапа Бендера. Но третий роман не был написан, так как авторы в то время усиленно трудились над другим произведением, которое отнимало у них много сил и времени. К тому же в скором времени умер Илья Ильф. Без своего соавтора Евгений Петров не стал продолжать роман.
Михаил Паниковский
Шура Балаганов
Шура Балаганов – обыкновенный жулик. Он простой и недалекий парень. Но Шура еще молод и наивен. На протяжении всего романа Остап Бендер поучает его и пытается перевоспитать. Но тщетно. Даже получив от Остапа крупную сумму денег, Балаганов совершает мелкую кражу, за что попадает в милицию.
Адам Козлевич
Александр Корейко
Васисуалий Лоханкин
Образ Васисуалия Лоханкина – пародия на русскую интеллигенцию. Он малодушен и меланхоличен. Васисуалий нигде не работает. После ухода жены Лоханкин начинает изъясняться пятистопным ямбом, что добавляет комичности его образу.
Лучшая экранизация
Читайте также: