Как вы думаете почему повесть посвященная народному восстанию называется капитанская дочка кратко

Обновлено: 05.07.2024

Автору приходилось считаться с цензурой. Название произведения - попытка (и очень удачная!) завуалировать политическое содержание, сочувственное отношение автора к восставшим и их предводителю, представить повесть как социально-психологическое произведение, историю любви, тем более, что в развитии действия образ Маши Мироновой, капитанской дочки, играет очень большую, в том числе и самостоятельную роль. А бдительность цензуры таким подчеркнуто мирным, бытовым, аполитичным названием должна была быть обманута. Так и случилось.

Для чего, по вашему мнению, автору понадобился второй рассказчик?

Частично по той же причине (чтобы избежать цензурных гонений). О Пугачеве с большим сочувствием рассказывает не автор, а некий П. А. Гринев, с которым можно и не согласиться, тем более, что перед нами - история его жизни, его (Гринева), а не автора, взгляд на восстание.

Однако писатель ставит героев в такие ситуации, которые позволяют читателю самостоятельно (конечно, с помощью автора!) оценивать их поведение, человеческие качества, причины и следствия показанного. Так, небольшой эпизод допроса пленного башкирца, раскрывающий бесчеловечность и жестокость царских служак при подавлении мятежей, помещенный перед рассказом о захвате Белогорской крепости пугачевцами, объясняет причину жестокости восставших и побуждает понять их.

Значит, необходимы оба рассказчика, позволяющие увидеть события и героев с разных сторон, помогающие правильно оценить рассказанное.

Швабрина о Маше. В этой главе открылась подлинная причи­на отношения к Маше Швабрина: он сватался к ней, но полу­чил отказ. В этой истории проявляются все его негативные ка­чества: коварство, мстительность, даже подлость, потому что он ранит Гринева в тот момент, когда Савельич отвлек его.

Гринев же проявил излишнюю горячность и вспыльчивость, которые можно объяснить его молодостью и тем, что он по-настоящему влюблен в Марью Ивановну. Кроме того, мы узна­ли, что Гринев — чувствительный человек, в так как пишет сти­хи, в которых выражает свои чувства.

Пушкин вновь показал ироничное отношение к событиям, поместив эпиграфом к этой главе строки из комедии Княж­нина.

Что нового вы узнали о Гриневе и Швабрине? Какие черты характера стали проявляться в Гриневе?

Мы узнали, что Швабрин — человек, добивающийся своего низкими, даже подлыми средствами. Отказ девушки он воспри­нял как оскорбление, которое не мог простить. Он коварен, даже жесток в своем поведении.

Гринев тоже раскрылся перед читателями с новой стороны: он бесстрашно отстаивает честь Марьи Ивановны. Это был единственный способ разрешить этот конфликт, потому что мирный путь исключался. В этой ситуации Петр Гринев посту­пил как настоящий мужчина.

Объясните причины, по которым повесть получила свое название.

Повесть получила название "Капитанская дочка" потому, что все самые яркие события жизни героя - рассказчика Петра Гринева - были связаны с его любовью к Маше Мироновой - дочке капитана, геройски погибшего во время пугачевского восстания.

Перескажите кратко события экспозиции повести.

Предлагаем один из вариантов пересказа, в который войдет содержание первых глав.

По дороге Петр сразу же сталкивается с реальными трудностями. Это и проигрыш большой суммы Зурину, и буран в степи, и разочарование при виде места своей службы - Белогорской крепости".

Так перед читателем выстроились все обстоятельства повести: и ее герои и все те условия, в которых уже начали развертываться события.

Охарактеризуйте наиболее напряженные моменты повести. В какой сюжетной линии больше таких моментов?

Сюжетная линия, которая рассказывает о взаимоотношениях Гринева и Пугачева, все же менее напряжена и драматична, чем линия, которая связывает Гринева и Машу Миронову. Именно в этой любовной истории мы видим самые напряженные и драматичные моменты.

Какие приметы исторической повести видите вы в композиции этого произведения?

Повесть Пушкина является исторической, поскольку несет в себе все признаки этого жанра: в ней участвуют подлинные исторические герои, в ней описаны конкретные и реально происходившие исторические события, в ней даже вымышленные герои и обстоятельства полностью подчинены условиям и требованиям эпохи. Элементы композиции отражают силу и яркость реальных событий.

Объясните смысл эпиграфа к любой из глав повести.

Можно выписать все эпиграфы повести, начиная с того, который предваряет всю повесть: "Береги честь смолоду". Выписывая (или читая вслух) эпиграфы, мы убеждаемся, что некоторые главы предваряют даже два эпиграфа. Таковы главы III и V. Если внимательно перечитать эти эпиграфы, то станет очевидным, что они взяты или из произведений устного народного творчества, или из произведений русских писателей XVIII века. Это произведения В. Я. Княжнина (три эпиграфа), М. М. Хераскова (два эпиграфа), Д. И. Фонвизина, А. П. Сумарокова.

См. ответ на вопрос 4 к главе I.

В какой из глав, как вам показалось при чтении, звучит более всего пословиц и поговорок? Проанализируйте их роль.

Практически в каждой из глав повести есть пословицы. Можно остановиться на пословице, которая является эпиграфом последней XIV главы. Афоризм "Мирская молва - морская волна" говорит и об обширности и о непостоянстве суждений окружающих людей по любому вопросу. При этом каждому, кто начинает размышлять на эту тему, очевидно обилие всевозможных и часто противоречивых суждений. Автор "Капитанской дочки" - оптимист. В том частном случае, который он описал, людская молва не уничтожила чести героя. Правда и справедливость восторжествовали, хотя об этом и не говорит, и это нам не подсказывает эпиграф.

Мы можем также проследить и за ролью пословиц в речи героев повести. Они, например, очень украшают речь Савельича, заметны в живой и яркой речи Василисы Егоровны.

Какое из портретных описаний героев повести вам запомнилось? Попробуйте создать словесный портрет.

Более всего запоминается словесный портрет Емельяна Пугачева. К нему автор обращается не раз и поэтому стоит воссоздать именно его портрет, тем более что таблица в учебнике-хрестоматии предлагает подбор цитат, которые рисуют портрет этого героя. Напомним начало (глава II): "Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока…" Обратим внимание на то, что Гринев пока видит в нем только вожатого-проводника, мужика, который помог ему выбраться из сумятицы бурана. В главе VII перед Гриневым грозный бунтарь. И на коне, и в кресле на крыльце комендантского дома это не вожатый, а вождь, руководитель восстания. И в этой главе, и в главах VIII, XI вновь и вновь отмечает Пушкин детали портрета Пугачева. И среди них главная - его сверкающие глаза, его напряженная и полная готовности к действию поза.

Стоит при этом рассказе использовать и исторические портреты Пугачева, особенно тот, который был нарисован на полусмытом портрете Екатерины II.

Попробуйте создать два портрета-миниатюры Пугачева: один - глазами Гринева, а другой - глазами Савельича.

Один портрет будет повторением того, который есть в ответе на вопрос 7. Второй портрет - описание злодея, которого боится, не любит и от которого ждет всяких неприятностей преданный слуга Савельич. Он не рассматривает деталей, не оценивает своих впечатлений, а безоговорочно осуждает этого человека. Однако заметим, что именно он, а не Петруша Гринев сразу же опознал спасшего их мужика в грозном вожаке восстания ("Ты и позабыл того пьяницу, который выманил у тебя тулуп на постоялом дворе?"). Пугачев для Савельича пьяница, злодей, атаман, бродяга.

Как вы понимаете слово "самозванец"? Почему предводитель народного восстания выдавал себя за царя Петра III? Есть ли на этот вопрос ответ в повести?

В XVIII веке на захват власти мог претендовать только тот человек, которого народ считал "помазанником Божиим", человеком, род которого имел освященное свыше право на власть. Поэтому все, кто поднимал руку на власть, выдавали себя за чудом спасшихся властителей. Не так давно погиб муж Екатерины II - Петр III. Вот на его место и претендовал Пугачев.

Об этом говорили сподвижники Пугачева. Разговор на эту тему произошел у Гринева с самозванцем по пути в Белогорскую крепость (глава XI).

Оцените исторический анекдот, который В. И. Даль рассказал Пушкину: "…Пугач, ворвавшись в Берды, где напуганный народ собрался в церкви и на паперти, вошел также в церковь. Народ расступился в страхе, кланялся, падал ниц. Приняв важный вид, Пугач прошел прямо в алтарь, сел на церковный престол и сказал вслух: "Как я давно не сидел на престоле!" В мужицком невежестве своем он воображал, что престол церковный есть царское седалище". Пушкин не включил этот эпизод в повесть. Есть ли в ней другие эпизоды, которые показывают, что перед нами простой и даже неграмотный казак?

В повести не раз говорится о том, что Пугачев простой казак. Особенно смешно, что этот властитель, получив список вещей, которые разграбили его разбойники, от крепостного старика Савельича, не мог его прочесть. Он вышел из положения, заставив читать этот список урядника, но сама ситуация достаточно забавна: царь, который не может прочесть то, что написал его холоп.

В повести "Капитанская дочка" перед читателем самозванец, который воспользовался создавшейся в тех краях ситуацией. Отношение автора к бунту как к явлению бессмысленному и беспощадному четко прослеживается. Однако Пушкин сумел разглядеть и те качества, которые сделали Пугачева народным вожаком: его ум, проницательность, смелость, решительность, находчивость, стремительность реакции и почти звериное чутье (вспомним, как он вывел кибитку сквозь кружение бурана), умение руководить людьми, используя их достоинства и недостатки, и даже отчетливое представление всего, что его ждет в результате подавления восстания. В результате все эти качества создают фигуру яркую и значительную.

Наверное, даже его невежество помогало ему быть признанным вождем, что создавало атмосферу взаимного доверия с определенной частью его сподвижников.

Создайте краткое описание внешности одного из героев повести.

Для этого можно использовать портрет Хлопуши. См. ответ на вопрос 2, вопросы и задания к главе XI.

Какую роль в повести играет пейзаж? Заметили ли вы такое описание картин природы, которое не связано с развитием сюжета? Почему таких описаний нет? Как вы это объясните?

В повести немного описаний природы и все они тесно связаны с судьбой героев, с событиями их жизни. Можно увидеть в них и определенную символику. Так, описание бурана в степи предшествует развитию сюжета повести, рассказывающей о буре народного восстания. Можно описать пейзаж, на фоне которого происходит встреча Маши Мироновой с Екатериной II. Считается, что и портрет императрицы, и его обрамление в повести сходны с сентиментальным изображением Екатерины на картине В. Л. Боровиковского.

В романе приводится текст народной разбойничьей песни "Не шуми, мати зеленая дубравушка…". Сравните это произведение с исторической песней "Правеж" и подумайте, что общего и в чем разница в описании "суда царя над разбойником".

Сравнение двух народных песен интересно именно противоположным отношением к государям. "Дар", который получает от царя разбойник в песне "Правеж", - справедливый, а в любимой песне Пугачева царь жалует разбойничка по-иному - "двумя столбами с перекладиной". Выбор этой песни самим Пугачевым говорит о понимании самозванцем своей будущей судьбы.

Попробуйте кратко охарактеризовать три времени, которые связаны с повестью "Капитанская дочка" А. С. Пушкина: время, которое изображено в произведении, время создания повести и сегодняшнее время.

Время восстания Пугачева четко определено историками и затем воспроизведено Пушкиным в двух его произведениях: повести и историческом труде. И "История Пугачева", и "Капитанская дочка" рисуют крестьянскую войну 1773-1775 годов. Причины народных восстаний всегда подобны друг другу: это усиление трудностей жизни народа, которые вызываются и войнами, и неурожаями, и иными бедствиями. Пушкин вводит читателя в события XVIII века.

Время создания повести и исторического труда можно охарактеризовать, обращаясь к страницам жизни Пушкина. Тема властителя и народа звучит и в его "Медном всаднике" (1833) и в лирике тех лет. В августе 1833 года Пушкин отправляется в места, где действовал Пугачев, записывает рассказы и песни о нем. В 1833 году создается исторический труд "История Пугачева", а в 1833-1836 годах идет работа над "Капитанской дочкой". Тема народного восстания параллельно звучала и в неоконченной повести "Дубровский" (1832-1833).

Но труднее всего создать рассказ о том времени, когда читается повесть. Нужно рассказать о том, что перекликается в ней с сегодняшним днем и поэтому вызывает именно сегодня стойкий интерес. Так что нужно подумать о том, какие события характерны для того года, когда вы отвечаете на вопрос.

С какой целью в повести рассказано о детстве и юности Гринева? Какую роль играет эпизод первой встречи Гринева с Пугачевым? Как описана "богоспасаемая" Белогорская крепость? Для чего нужно это описание? Оправдались ли ожидания Гринева? Какое впечатление производят при первой встрече члены семьи Мироновых? Верно ли это впечатление? Какую роль в повести играет рассказ об отношениях Швабрина и Маши до начала восстания? Почему не смогли подружиться Швабрин и Гринев? Только ли из-за Маши они стали врагами? Какую роль в повести играет эпизод с пленным башкирцем? Как проявили себя защитники Белогррской крепости во время захвата ее пугачевцами? Неожиданно ли для вас их поведение? Что спасло Гринева? Сравните два военных совета: у Пугачева и у генерала в Оренбурге. К каким выводам приводит это сравнение? Как вы думаете, почему Пугачев решил помочь Гриневу и даже простил его обман? Помогла ли вам понять Пугачева рассказанная им калмыцкая сказка об орле и вороне? В чем ее смысл? Почему Гринев отказался служить у Пугачева, своего спасителя? Как это его характеризует? Можно ли назвать героическим поведение Маши в плену у Швабрина? Швабрин на службе у Пугачева. Удивил ли он вас? Почему? Какие качества Гринева проявились во время суда? Что спасло Гринева? Считаете вы его спасение случайным или закономерным? Почему? Какую роль в этой исторической повести играет рассказ о судьбах вымышленных героев? Чем различается художественное изображение бунта в повестях "Дубровский" и "Капитанская дочка"?

В "Дубровском" руководит бунтующими крестьянами обедневший помещик Дубровский, личная обида которого на помещика Троекурова и явилась толчком к разбою. Участниками бунта стали крестьяне Дубровского, которые не хотят от "доброго" помещика переходить к "злому". Бунт носит локальный характер. В "Капитанской дочке" во главе бунта стоит Пугачев - выходец из народа. Причины крестьянской войны носят социальный характер - угнетение крестьян, заводских рабочих, инородцев. Борьба приобретает народный характер. Цель ее - поставить "хорошего" царя вместо царицы-угнетательницы.

Объясните смысл эпиграфа к повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка" и его функции.

Эпиграф "Береги честь смолоду", предпосланный всей повести "Капитанская дочка", раскрывает основной смысл истории жизни Гринева - в любых поворотах судьбы сохранять честь и достоинство русского дворянина.

В чем выражается связь повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка" с устным народным творчеством?

Связь с устным народным творчеством проявляется в эпиграфах, одни из которых являются пословицами или поговорками, другие - строками из солдатских, рекрутских народных песен. Народнопоэтическая основа видна в речи персонажей (разговор Пугачева с хозяином постоялого двора, весь пересыпанный поговорками и иносказаниями), в использовании А. С. Пушкиным народных песен, в стилизации под сказку притчи о вороне и орле и т. д.

А. С. Пушкин одновременно с повестью "Капитанская дочка" писал "Историю Пугачевского бунта", где показал зверства Пугачева. Почему в повести он смягчил образ?

Художественное творчество имеет иные принципы, чем историческое исследование. Отступая в чем-то от исторической конкретики, писатель создает полнокровный, неоднозначный характер Пугачева, отличавшийся от официального однолинейного образа злодея-душегуба.

Как Гринев и сам автор относятся к крестьянскому бунту?

Несмотря на сочувствие автора и его героя к Пугачеву, отношение к народному бунту трудно назвать положительным: "Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!"

1. Почему повесть посвященная народному восстанию называется капитанская дочка?
2. Что вы узнали о Гриневе и Швабрине?
3. Объясните смысл эпиграфа к любой главе из повести Капитанская дочка.
4. Портрет Пугачева: 1.Глазами Гринева,Глазами Савельича.

Капитанская дочка назвали потому,что отец у неё был капитан над людьми.Швабрин полюбил капитанскую дочку,писал ей стихи.Эпиграф такой:дорога в крепость,первый день в крепости,любовь Швабрина к Марии,война Пугачева.Извини,я плохо читала,не могу сказать все.Это то,что я знаю.

Александр Сергеевич Пушкин – русский поэт, реформатор русского литературного языка, историк, который очень интересовался русской историей и выдающимися личностями, влияющими на исторический ход развития страны, такие как Пётр I, Емельян Пугачёв и др.

Самыми важными и распространёнными проблемами, которые автор поднимает в повести, это проблемы долга и чести. Понятие долга и чести воспитываются с детства.

Пётр Андреевич Гринёв – главный герой повести, который с детства получил хорошее воспитание. Однако, как только его отпускают на волю, т. е. отправляют служить, Пётр Андреевич в первый же день совершает ошибку: он напивается и проигрывает 100 рублей, но как благородный дворянин, Гринёв поступает по чести и возвращает свой долг.

(Но так думал Гринёв). Также благородство показано и в случае, когда он отдаёт свой заячий тулупчик бродяге, как награда за услугу. Гринёв не знает, что этот поступок в дальнейшем спасёт ему жизнь.

В дальнейшем это можно понять, ведь на изменения взглядов на мир, характера, понятий о чести и долге влияют исторические события и … первая любовь, пробуждённая простой девушкой. Но кто же она? Кто эта девушка?

Когда Пётр Андреевич Гринёв приезжает в Белогорскую крепость, то видит Машу Миронову, капитанскую дочку, скромную, тихую, осьмнадцати лет, круглолицую девушку со светло-русыми волосами. Мы можем заметить, что героиня спокойна, скромна, поминутно краснеет и молчит. Но Маша вначале не нравится Петру Гринёву, ведь Швабрин представил её совершенною дурочкой. Но нельзя судить книгу по обложке, также и здесь. Тем более, что через некоторое время П. А. Гринёв понимает, что Маша благоразумная и чувствительная девушка, хорошо воспитанная своими родителями.

Миронов Иван Кузьмич – комендант, капитан, за своим заслуги в военной службе получил титул дворянина. Это простодушный и добрый человек. В его обязанности входит обучение солдат военному искусству. Василиса Егоровна Миронова – жена коменданта Миронова, домохозяйка, любит и уважает своего мужа, однако хитро и умно управляет им.

Иван Кузьмич и Василиса Егоровна очень любили и уважали друг друга. Маша это видела и хотела, чтобы у неё в будущем было также, поэтому когда Швабрин делает ей предложение, то она отказывается, потому что у неё не было чувств к нему, несмотря на то, что это знатный, богатый и даже завидный жених.

А почему? А потому что любовь для Маши – это самое главное чувство в отношениях, она видит это у родителей.

Вергёмся к Гринёву.

На дуэли со Швабриным Гринёв был тяжело ранен, и всё это время Маша не отходила от него. Здесь появляется забота Марии Мироновой. Во время болезни, Гринёв понимает, что любит Машу и делает ей предложение руки и сердца, но несмотря на взаимную любовь, она отказывается выйти замуж без благословения родителей, тверды нравственные устои у Маши. Девушка знает, что отец Петра – человек строгий, но правильный, и что он не разрешит сыну жениться против его воли. Маша искренне желает счастья Петру и потому хочет его отпустить. Здесь проявляются твёрдость её характера, верность, женственность, ведь она думает не о себе, а о любимом человеке.

И вот, мирным жителям Белогорской крепости грозит смертельная опасность. Именно в этом эпизоде мы видим, как перед нами раскрываются характеры семьи Мироновых.

Иван Кузьмич, простодушный и тихий человек ведёт себя, как настоящий герой, руководитель своего гарнизона. Он не произносит торжественных речей, но он старается поднять солдат в атаку. Миронов не признаёт в самозванце государя и с достоинством признаёт смерть. Василиса Егоровна прячет свою дочь, выбегает на улицу, но её ударяют саблею и она умирает, но и она не признаёт в бродяге императора.

Таким образом, честь и долг остаются для Мироновых самыми важными понятиями в их жизни. Маша остаётся сиротой … и Швабрин пользуется случаем и насильно хочет заставить её жениться на себе, раз уж добровольно она не хочет. Но Мария была верна и предана Петру. Офицер освобождает её с помощью Пугачёва и увозит к родителям Петра. Там она показывает себя, как хорошо воспитанная и благородная девушка, она очень быстро находит общий язык с родителями Гринёва. В это время Гринёва сажают под арест, в письме, отправленном родителям, Маша узнаёт об этом и считает своим нравственным долгом спасти его. И эта юная, скромная девушка, которая когда-то боялась выстрела пушки, едет к самой императрице.

А потому что именно в семье формируются нравственные качества, что и подчёркивает А. С. Пушкин, ведь его волнует прежде нравственная проблематика.

1. Почему повесть посвященная народному восстанию называется капитанская дочка?
2. Что вы узнали о Гриневе и Швабрине?
3. Объясните смысл эпиграфа к любой главе из повести Капитанская дочка.
4. Портрет Пугачева: 1.Глазами Гринева,Глазами Савельича.

Капитанская дочка назвали потому,что отец у неё был капитан над людьми.Швабрин полюбил капитанскую дочку,писал ей стихи.Эпиграф такой:дорога в крепость,первый день в крепости,любовь Швабрина к Марии,война Пугачева.Извини,я плохо читала,не могу сказать все.Это то,что я знаю.


Герасим - самый обычный пожилой дворник. Его хозяйка - нехорошая и злая барышня, не любила его. Ей постоянно что-нибудь да не нравилось в работе Герасима.
Однажды он нашел бедного бездомного щенка. Добрый дворник, полюбив его, отнес к себе домой. Накормил, напоил и полечил. Имя ему дал - Муму. Щенок тоже очень полюбил своего нового хозяина - Герасима.
Все было-бы хорошо, если не злая барышня. Увидев собачку, она очень разозлилась, начала кричать на дворника. Велела утопить.
Со скорбью и горем поплелся Герасим к морю. Простился, помолчал, и . утопил Муму.

_____________________________
Так печально заканчивается рассказ Тургенева "Муму".

-1-
Еще тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май, победный Май!

Еще тогда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой,
Судьбу решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой!

Еще тогда нас не было на свете,
Когда с Победой вы домой пришли.
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли!

Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство и весну,
За тишину, за мирный дом,
За мир, в котором мы живем!

-2-
Что такое День Победы?
Это утренний парад:
Едут танки и ракеты,
Марширует строй солдат.
Что такое День Победы?
Это праздничный салют:
Фейерверк взлетает в небо,
Рассыпаясь там и тут.
Что такое День Победы?
Это песни за столом,
Это речи и беседы,
Это дедушкин альбом.
Это фрукты и конфеты,
Это запахи весны…
Что такое День Победы –
Это значит – нет войны.

Срочно!еомогите сделать анализ стихотворения Бальмота "Пламя" Нет. Уходи скорей. К восторгам не зови. Любить? - Любя, убить - во

Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное из сказки Сказка о рыбаке и рыбке. Запишите с

Роман Пушкина “Капитанская дочка” называется так потому, что Маша Миронова была дочерью капитана Миронова, коменданта Белогорской крепости. На ее долю выпало много тяжелых испытаний, из которых она выходила с достоинством и честью. Ей посвящены многие страницы романа и отведена важная роль в судьбе Петра Гринева. Кроме того, роман рассказывал о восстании Пугачева. Царская цензура могла запретить его публикацию, если в названии что-то указывало бы на это событие, обвинив писателя в симпатиях к бунтовщику.

Читайте также: