Что такое развитие образа кратко

Обновлено: 05.07.2024

1. Когнитивный – образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д. Т.е., осознавая все эти составляющие себя, происходит самопознание человека. Механизмы самопознания: рефлексия, самоанализ, самовосприятие – все то, с помощью чего человек добывает знания о себе.

2. Эмоциональный – самоуважение, себялюбие, самоуничижение, самокритичность, гордость и т.д.

3. Поведенческий (волевой) – стремление повысить самооценку, завоевать уважение, добиться успеха или же желание остаться незамеченным, уклониться от оценки и критики, скрыть свои недостатки и т.д.

Рефлексивная способность самосознания – это готовность к познанию психических явлений и самого себя.

Между Я-реальным и Я-идеальным должен быть оптимальный разрыв, как стимул к самосовершенствованию.

Я-реальное имеет три компонента: 1) когнитивный (кто я на самом деле); 2) оценочный (что я в себе ценю?); 3) поведенческий (определяет стиль поведения в зависимости от 1 и 2.

Человек привык как в зеркало всматриваться в социальную группу и затем переместил этот навык внутрь своей личности.




1. Когнитивный – образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д. Т.е., осознавая все эти составляющие себя, происходит самопознание человека. Механизмы самопознания: рефлексия, самоанализ, самовосприятие – все то, с помощью чего человек добывает знания о себе.

2. Эмоциональный – самоуважение, себялюбие, самоуничижение, самокритичность, гордость и т.д.

3. Поведенческий (волевой) – стремление повысить самооценку, завоевать уважение, добиться успеха или же желание остаться незамеченным, уклониться от оценки и критики, скрыть свои недостатки и т.д.

Рефлексивная способность самосознания – это готовность к познанию психических явлений и самого себя.

Между Я-реальным и Я-идеальным должен быть оптимальный разрыв, как стимул к самосовершенствованию.

Я-реальное имеет три компонента: 1) когнитивный (кто я на самом деле); 2) оценочный (что я в себе ценю?); 3) поведенческий (определяет стиль поведения в зависимости от 1 и 2.

Человек привык как в зеркало всматриваться в социальную группу и затем переместил этот навык внутрь своей личности.

Прежде чем рассматривать категорию "образ Родины" нам следует обратиться к понятию "образа" как психического явления в целом.

Вопрос соответствия знания о мире самому миру является центральной темой теории познания поднимаемой еще со времён Платона. Поскольку в содержание знания входят и чувственные составляющие, то в работах по гносеологии немалое место занимают публикации, посвященные образным формам репрезентации знания. В последнее время интерес к ним повышается в связи с развитием PR-технологий и рекламы, а так же с появлением феномена виртуальной реальности. В научных кругах считается, что одной и главных причин возрастающего интереса к образным формам репрезентации является поиск эффективных способов трансляции научного знания во вненаучные сферы, прежде всего в область образования и просвещения.

Современная психологическая справочная литература дает следующие понятия термина "образ":

. Оксфордский психологический словарь под редакцией. А.Ребера, 2002г.

Образ - термин происходит от латинского слова, означающего имитацию, и большинство способов употребления его в психологии, и устаревших и современных, вращаются вокруг этого понятия. Следовательно, наиболее распространенными синонимами для него являются понятия: сходство, копия, воспроизведение, дубликат и т.д. Встречается несколько важных вариации этого понятия: Как отмечено в словаре образ - один из трех подклассов сознания, двое других - ощущения и чувства. В данной трактовке упор делался на то, что образ должен рассматриваться как психическое представление прежнего сенсорного опыта, как его копия. Считалось, что эта копия менее яркая, чем сам сенсорный опыт, все еще представленная в сознании как память об этом опыте. Это специфическое значение термина было привнесено и в современную когнитивную психологию, где образ рассматривается как "картинка в голове". Это понятие на уровне здравого смысла фактически довольно хорошо отражает суть термина в его наиболее современном использовании, но следует сделать некоторые предостережения:

"картинка" не в буквальном смысле - нет никакого устройства, типа слайдопроектор/экран. То есть воображение это когнитивный процесс, действующий так, "как будто" у человека возникает мысленная картинка, являющаяся аналогом сцены из реального мира;

образ не обязательно рассматривается как воспроизведение прежнего события, но скорее как конструкция, синтез. В этом смысле образ больше не рассматривается как копия, например, можно представит себе единорога, едущего на мотоцикле, что вряд ли будет копией какого-либо прежде виденного стимула;

картинка не обязательно ограничивается зрительным представлением, хотя, несомненно, чаще всего этот термин употребляется именно в этом смысле. Например, можно вызывать слуховой образ, осязательный образ и т.д. Некоторые люди утверждают, что у них бывают даже вкусовые и обонятельные образы. Из-за таких расширенных толкований к этому термину часто добавляются определения, чтобы указать форму обсуждаемого образа. В данном случае эта модель употребления термина "образ" посягает на значение этимологически связанного с этим термина "воображение".

А так же встречаются и некоторые другие толкования термина образ: общее отношение к некоторому учреждению, как, например, "образ Китая у жителей запада" или элементы сновидений [63].

. Психологический словарь под редакцией Немова Р.С.

. Комплекс ощущений, связанных друг с другом и представляющих в сознании человека предмет или явление в его свойствах, воспринимаемых с помощью органов чувств. Образ - это результат чувственного отражения человеком свойств соответствующего предмета или явления при его непосредственном воздействии на органы чувств или в результате извлечения информации о нем, хранящейся в памяти.

. В структурализме - одна из трех групп явлений, входящих в состав сознания наряду с ощущениями и эмоциональными переживаниями.

. Картина чего-либо, сложившаяся в данный момент времени в голове человека.

. Часть или элемент сновидения.

. Общая картина окружающего мира, представленная в сознании человека ("образ мира") [50].

К этим и другим таким же, похожим, определениям современная наука подошла не сразу. Однако в целом множество существующих определений образа, которые сформировались в учёном мире можно разделить на три группы:

образ - обладающий как субъективным, так и объективным существованием феномен. Он, как и многие предметы, может находиться и в не человеческой психике;

образ есть любой репрезентант, представляющий какой-либо объект;

образ есть чувственный аналог, копия предмета, возникающая в результате его отражения психикой.

Сторонником первой точки зрения был ещё Платон. В диалоге "Кратил" он замечает, что столяру, создающему новый челнок, вместо расколовшегося, потребуется образ, по которому он его (старый челнок) раньше делал. Платоном была заложена традиция понимания образа как образца - прообраза, который, может иметь как духовную, так и материальную природу [58]. В этом же направлении было расширено понимание термина образа в трудах В. С. Тюхтина - "теория опознания" [79], и Т. Н. Березина - труды посвящённые существованию части образов вне психики человека ("объектные образы") [11].

Сторонники второй группы определений категории образ стирают грань между образом, знаком, символом, моделью, чертежом и т.п. Заложено данное понимание было еще советским методологом науки Б.А.Штоффом, предлагавшим отнести к образам все языковые средства [83]. Здесь, философский словарь под редакцией С.А.Азаренко так поддерживает данную точку зрения: "В современной философии образ понимается не только как продукт сознания, но и как то, что формируется в социальности в виде знака или даже, выходя за "границы поля" сознания в форме симулякра, становится силой, порождающей изменения и различия" [1].

Третья группа - самая многочисленная - исследователи в ней ограничивают образные представления границами психики. При этом одни считают образом любые чувственные репрезентанты объектов, другие - только те, которые обладают структурным соответствием с ним. Здесь яркий пример образов в виде чувственных репрезентантов описан В.И.Лениным "ощущение есть субъективный образ объективного мира" [36]. Определения образа через признак структурного соответствия защищалось в трудах такого известного отечественного ученого как Л.О. Резников, предложившего рассматривать образ как объединенную в систему совокупность чувственных сигналов, структурно соответствующую объекту отражения [64]. Такое определение основывается на понимании образа как копии объекта, или, в более корректном виде, как возникающего в психике изображения объекта. В своих исследованиях такое же сходное понимание выражали З.Фрёйд, К.Г.Юнг, Ф.Гальтон. Среди отечественных психологов в данном направлении отстаивали свои позиции Л.М.Веккер и Б.Ф.Ломов, которые писали, что "анализ предметной структуры действия обнаруживает, что регулирующий его образ является именно изображением" [15,84].

Проблема понимания образа как изображения стала под сомнение с появлением неклассического рационализма. Дж. Локк и И.Кант в своей парадигме конструктивизма ставят вопрос об образе по другому: представлять объект не означает быть его изображением или копией. Возникшая на этой базе идеи философия позитивизма объявила проблему соответствия образа оригиналу лженаучной. Так же авторитетный психолог А.Н.Леонтьев еще в советское время осмелился сказать, что ни цветов, ни запахов, ни звуков вне психики не существует: оригинал - амодален [38,39]. Его поддержал известный современный психолог профессор В.Ф.Петренко, который пишет, что "мир наполнен красками, звуками, запахами, но все эти качества производны от органов восприятия субъекта. Физика не "знает" красного, но описывает электромагнитные волны определенной длины (частоты), которые при воздействии на сетчатку глаза человека вызывают соответствующее ощущение" [52,53].

Поэтому для проведения разделительной линии между образом, с одной стороны, и теорией, чертежом, моделью, рисунком - с другой, необходимо оговориться, что образ есть чувственный феномен психики, он отражается в сознании через барьер связанный с прошлым опытом и переживается человеком в качестве находящегося вне его психики предмета материального мира. Объясняя это свойство образа, А. Н. Леонтьев писал: "Капитальный психологический факт состоит в том, что в образе нам даны не наши субъективные состояния, а сами объекты. Так, например, световое воздействие вещи на глаз воспринимается как объективная форма вещи, находящейся вне глаза. Для субъекта образ как бы наложен на вещь" [38].

Итак "Образ - это целостное интегральное отражение действительности, в котором одновременно представлены основные перцептивные категории. Важнейшей функцией образа является регуляция деятельности" [30].

Предметный характер деятельности связан скорее с образом предмета, нежели с ним самим. Поскольку в ходе деятельности предмет может приобретать разные эмоциональные оттенки для нас, сам предмет деятельности не всегда может подвергаться сильным изменениям. Кроме того не всегда представления о мире могут соответствовать действительности [73] ввиду нашего опыта, мышления и эмоций. Восприятие неотделимо от нашего опыта, мышления и эмоций.

В онтогенезе на формирование наших образов влияют особенности анализаторов. Первичные сенсорно-перцептивные образы с течением времени обрастают новыми данными, формируя более сложные образования, суммируются, создавая субъективный опыт индивида [8,39]. Совокупность образов создают новую интегральную структуру, которую А.Н. Леонтьев назвал образ мира. [38]. Образ Родины можно рассматривать как элемент "образа мира". Образ мира в нашем сознании влияет на наше восприятие, фильтруя новый перцептивный опыт. Новая информация преломляется нами и накапливается у нас [77]. Поэтому образ мира скорее постоянен в нашем сознании, так как то, что мы не можем преломить, во избежание диссонанса, воспринимается критически и не откладывается в памяти. Если же новый опыт не противоречит уже имеющимся взглядам, то образ мира, лишь обогащается и становится шире [46]. Это не означает, что образ мира не может измениться кардинальным образом, однако для подобной смены нужно критическое воздействие на психику человека.

Например, военнослужащие принимающие участие в боевых действиях испытывают сильное деструктивное воздействие на устоявшийся в сознании образ мира. Погибшие люди, разрушенные здания, подбитая техника, инвалидность, другие отрицательные факторы-деструкты - не могут просто так отвергаться сознанием, поскольку представляют объективную действительность той работы, которую выполняют люди в погонах. Возникающий острый диссонанс в данном случае преодолевается за счет смены ценностей личности в малый промежуток времени, либо вообще не преодолевается. В обоих случаях новый образ мира формируется со значительными потерями привычных и устоявшихся элементов прежнего образа мира. В отдельных случаях формирование нового образ мира вообще не происходит, в таком случае военнослужащий приобретает серьёзные психические заболевания.

Здесь необходимо отметить, что многие исследователи идеализируют процесс осмысления всего нового, говоря о том, что некоторый опыт, воспринимаемый критически, во избежание диссонанса не откладывается в памяти (или просто не принимается личностью, отвергается). Большая часть такого опыта директивно и ультимативно вторгаются в личную жизнь человека. В связи с этим человек вынужден помимо своих желаний принимать новый образ мира такой, какой он есть, не имея реального выбора. Яркий пример такому опыту - власть закона, приказы начальника, процесс сокращения с работы и т.д. Исходя из этих реалий и пошла фраза среди современников - "Родину не выбирают".

Образ мира включает в себя пространственно-временные и смысловые квазиизмерения. [69,37].

Пространственно-временные квазиизмерения формируют так называемую "чувственную ткань образа", которая позволяет воспринимать объект в совокупности его свойств, которые свидетельствует о существовании и функционировании внешней реальности. Через неё мы вступаем в контакт с внешним миром. Здесь восприятие носит полимодальный характер, но зачастую одна модальность играет основную роль. Особую роль в формировании образов играет зрительная модальность. Другие анализаторы лишь создают оттенки схожих визуально предметов и явлений формируя перцептивный опыт [4].

Само же манипулирование предметами внешнего мира проходит через знаково-символьную деятельность [67]. Символ сохраняет образы, позволяет ими манипулировать, не вступая в контакт с самим предметом или явлением, а так же позволяет передавать этот образ, другим индивидам презентуя в сознании психическое содержание образов [2]. Символизация важнейшее звено познания. Принципы символизации закладываются с самого детства и не осознаются нами [84].

Смысловое квазиизмерение образа мира это смыслы. Смысловая составляющая образа мира подчеркивает связь нашей направленности с образом мира. Взаимозависимость этих понятий представлена в сознании в жизненных принципах, установках. Целеполагание зависит от наших взглядов [37,39].

Единый образ мира происходит через интериоризацию образов и выстраивание ассоциативных связей между ними [3], а так же в субъективном переживании отдельных компонентов [12,16,17]

А.Н. Леонтьев писал "Не выходя за границы одного и того же поля восприятия, одного и того же отображенного фрагмента действительности, я могу иметь с ним дело двояким образом; как с той реальностью, в которую я непосредственно включен, в которой я действую и которой отношусь, и как с встроенными в этот образ обобщениями и абстракциями доступными моей сознательной рефлексии" [37]. Здесь говорится о том, что образ мира не только внешне существующая реальность, которую индивид способен воспринимать, но и как часть самого индивида. Образ мира нечто большее, чем совокупность значимых представлений. Это не просто внешнее поле человеческой активности. Образ мира это находящийся в движении результат взаимодействия субъекта деятельности и объекта. Причем образ мира представлен в совокупности составляющих его предметах и явлениях действительности.

В. Келлер подчеркивал, что психический мир подчинен законам гештальта [33]. Само же понятие гештальт представляет собой единицу анализа сознания в гештальтпсихологии, но нас интересует особенности формирования целостного образа из различных фрагментов. В процессе восприятия часть объектов выражается как фон и другая часть как фигура. И в зависимости от различных условий соотношение фигура-фон меняется. Элементы уже имеющихся в нашем сознании гештальтов взаимодействуют между собой через следующие механизмы: близость, сходство, замкнутость, симметричность. [16]. Мы можем рассматривать образ мира как некий гештальт включающий в себя совокупность объектов окружающий действительности, который мы можем воспринимать как фигуру на фоне социальной и политической действительности, так и как фон при восприятии объектов как часть этого образа мира. В целом взаимосвязь элементов образа мира непостоянна и находится в движении, так как сам мир постоянно развивается и сам индивид находится в таком же движении в ходе онтогенеза.

Основываясь на теорию поля К. Левина [35] мы можем рассматривать образ мира как поле нашего восприятия. Образ мира, по мнению А. Н. Леонтьева и является этим самым полем [38]. То есть совокупность внешних и внутренних факторов влияющих на нашу активность. Понятие "активность" можно заменить более конкретным понятием "деятельность". Тем самым образ мира определяет нашу деятельность и формально регулирует её.

Следует отметить эмоциональную значимость образа мира. В отличие от простого перцептивного образа, образ мира имеет чувственную основу [14]. Принятие образа мира важнейший этап в социализации мира, когда просто накопление фактов рождает некий ценз развития и обогащения знаниями. Эмоциональная привязанность к конкретным объектам действительности формирует в нас постоянство личности и ценностную структуру [40]. Формирование образа мира связано с формированием смысловой сферы личности, её развитием.

Само развитие играет немаловажную роль в формировании и развитии образа мира. Зачастую вопрос о развитии личности для индивида вступает конфликт с представлениями о мире. Мир воспринимается не просто как объект взаимодействия, но и как субъект, который существует и развивается. Идея борьбы с внешними обстоятельствами и различного рода взаимодействие с ними представлено в трудах Э. Фромма [81].

Таким образом, подходы к пониманию образа в психологии различны. От способа хранения информации до основной категории нашего сознания. Большинство исследователей, занимаясь проблематикой образа, пытались изучить структуру данной категории. Однако, само изучение образа через его структуру и его взаимосвязь с мышлением не дает нам конкретного ответа о том какова функция этого психического образования. Все это говорит о том, что само понятие образ не достаточно исследовано в психологии и требует дальнейшей как теоретической, так и практической проработке, увязке исследований с конкретным инструментарием, позволяющим ответить на практические вопросы психологии.

Следует так же отметить, что образы играют важнейшую роль в нашей психической активности, которая строится именно на образах. Чувственные образы, переживаемые нами, трансформируются в сознании и приобретают новые свойства, образуя в результате Образ Мира. Это характеризует качественно новый этап в социализации, ведь с категорией образ мира во многом связано все проявление человеческой активности. Одним из важнейших элементов Образа Мира является Образ Родины.

Привлекательна логическая дерзость Г. Гачева, его желание взяться за явно непосильную работу, за неохватную тему. Сама величина задачи – рассмотреть развитие образа на фоне всей художественной культуры – побуждает исследователя выходить за рамки узколитературной специализации, заставляет его обращаться к философии, истории, социологии, к архитектуре, музыке, изобразительным искусствам, подсказывает аналогии из других эпох – античности, Ренессанса, Просвещения.

Именно в тех случаях, когда Г. Гачев исследует стык искусств, зону их взаимопроникновения и взаимовлияния или же когда он анализирует литературное произведение как бы одновременно с разных (и порой весьма неожиданных) точек зрения, – именно тогда он, по-моему, добивается наиболее впечатляющих результатов. Например, соединяя в одном анализе воззрения историка, литературоведа и градостроителя, он чрезвычайно оригинально трактует образ Петербурга, показывая, как адаптировалась западноевропейская архитектура русским художественным сознанием; как оказалась она – нет, не фоном, а средой, в которой протекает действие многих книг русской литературной классики; более того, на основе этого анализа Г. Гачев стремится вывести сам принцип переосмысляющего заимствования, перекидывая мостик к неологизмам Лескова и Салтыкова-Щедрина.

Умение сопрягать явления, умение находить их неочевидную общность – несомненное достоинство автора.

Как же, по мысли Г. Гачева, протекало становление категорий искусства и литературы в ходе исторического развития?

Такова в общих чертах концепция исследователя.

Книга Г. Гачева полемична, что, по-моему, является одним из ее явно положительных качеств, поскольку среди основных свойств современной науки (литературоведение не исключение) есть и такое – возмутитель спокойствия. Автор никого не опровергает, не ищет ошибок, погрешностей и просчетов у коллег и предшественников. Он вообще крайне редко ссылается на какие бы то ни было работы литературоведов и эстетиков, отчего жанр книги больше напоминает свободное эссе, нежели научный труд. И в то же время он постоянно как бы приглашает к спору, а точнее сказать, к спорам по весьма широкому кругу проблем.

Что позже – то и выше. И сколь бы искусны ни были оговорки и пояснения исследователя (а они действительно искусны), но все предшествующее по отношению к последующему становится автоматически чем-то низшим, недоразвившимся.

Воображение — это способность создавать образы. А у вас есть воображение? Наверняка, да. Вы легко воссоздаете в мыслях картины из прошлого или прогнозировать будущее. У вас получается мечтать или даже грезить. Вы легко представите того или иного человека, будь то друг или знакомый. И это не все полезные функции воображения. Оно пригодится во многих сферах жизни.

Что такое воображение

воображение в психологии

По определению воображение в психологии — это процесс, при котором в подсознании появляются образы, тесно связанные с жизненным опытом, фантазией и образом мышления. Оно помогает представить последствия тех или иных поступков, а также обрисовать план действий в непонятной ситуации.

По мнение ученых, воображение — это один из видов деятельности головного мозга, при котором образовываются новые дополнительные нейронные связи. Также можно сказать, что это процесс преобразования реальности, создание связанных с ней образов, переработка получаемого практического, интеллектуального и чувственного опыта. Эти образы яркие, оригинальные и при этом правдивые.

Воображение можно назвать способом познания окружающего мира. Оно оставляет в нашем сознании отпечаток. Благодаря этому вы можете не только воспроизводить то, что произошло недавно, но и представлять то, что произойдет в будущем. У вас есть возможность представить несуществующие или отсутствующие предметы, мысленно воспользоваться ими в сознании.

Интересно, что воображение есть даже уже самых прагматичных, скептически настроенных людей. Они могут жить, руководствуясь логикой, железными принципами и правилами, но все равно будут мечтать или думать творчески.

Функции воображения

понимание

Значение воображения переоценить сложно. Как и любой другой психический процесс, оно имеет ряд функций:

  1. Познавательная. Это функция и мышления, и воображения. Способствует расширению кругозора, получению новой информации и знаний, составлению плана действий в незнакомой ситуации. Учит человека руководствоваться догадками, рассуждениями соображениями.
  2. Функция прогнозирования. Человек может представить, что последует за его действиями. Этот вид воображения участвует в формировании мечтаний и грез.
  3. Понимание. Проявляется в возможности предположить, что чувствует и переживает другой человек в той или иной ситуации, какие у него сейчас эмоции и ощущения. Этот тип воображения чем-то похож на эмпатию. Он позволяет заглянуть во внутренний мир собеседника и понять, что его волнует в данный момент.
  4. Защита. Когда человек проигрывает в уме какую-то ситуацию, возможный исход событий или последствия своих действий, он может предупредить неприятности, защитить себя от проблем. . Эта функция воображения помогает фантазировать, придумывать что-то новое, творить.
  5. Воспоминания. В подсознании всплывают образы из прошлого.

Не у каждого человека есть все функции воображения. Их набор зависит от характера, поведения, личностных качеств.

Виды воображения

Самые основные типы воображения человека — пассивное и активное. Каждое из них делится на подгруппы. Среди них произвольное, непроизвольное, творческое, репродуктивное воображение и т.д. Рассмотрим подробнее.

Пассивное

галлюцинации

Такое воображение может иметь цель. Его можно регулировать и направлять, используя сознание и силу воли. Также оно бывает непроизвольным, то есть работающим на уровне подсознания.

Операции воображения имеют разную степень осознанности и неосознанности. Вы, наверное, тоже сталкивались с состоянием, когда мысли пролетают в голове одна за другой. Вместе с ними появляются какие-то образы и картинки. Они сменяют друг друга до тех пор, пока вас что-нибудь не заинтересует. В этот момент и включается осознанность. Вы начинаете контролировать процесс. Кроме того, вы осознаете грань между реальностью и вымышленным миром.

В случае с непроизвольной разновидностью воображения все происходит спонтанно, бесконтрольно. У вас не появляются образы и ассоциации.

К пассивному непроизвольному виду воображения в психологии относят сны и галлюцинации:

  1. Сны — результат работы здоровой психики. Это сочетание процессов торможения и возбуждения, протекающих в коре головного мозга. Во время торможения в игру вступает подсознание, в котором хранится огромное количество самой разной информации. Для примера вспомните детскую игрушку калейдоскоп. Так вот, образы и ассоциации из подсознания смешиваются, переплетаются между собой, вследствие чего и появляются красочные и порой необычные сны.
  2. Галлюцинации возникают в случае нарушения работы коры головного мозга. Часто они возникают при тяжелых заболеваниях, чрезмерном употреблении алкогольных напитков или наркотических веществ, при расстройствах психики. Бывает и так, что они являются следствием эмоционального перевозбуждения, состояния, когда человек не в силах себя контролировать.

Основное свойство обоих видов — невозможность их контролировать.

Пассивные произвольные виды воображения поддаются контролю. В большинстве своем они связаны с прогнозами на будущее. Человек прогнозирует вероятный, маловероятный и совсем невероятный исход событий. В этом случае фантазию можно не ограничивать.

Пассивное произвольное воображение имеет 2 формы:

  1. Мечтания — это не просто способ пофантазировать. Это возможность воссоздать образы будущего. И, что самое интересное, они вполне осуществимы. Главное свойство такого воображения в психологии — побуждение человека к активным действиям, к координации своих действий в направлении мечты.
  2. Грезы ничего общего с реальностью не имеют. Это иллюзия, плод воображения, то, что осуществить не получится.

Иногда сложно увидеть границу между мечтами и грезами. Для наглядности приведем пример. Представьте девушку, которая читает увлекательный роман. По сюжету в главную героиню влюбляется сразу три молодых человека. Если девушка хочет тоже оказаться в такой ситуации — это грезы. А если она хочет написать и издать такую же захватывающую историю — это осуществимая мечта.

Активное

Творческое воображение

Активное произвольное воображение является самым значимым в жизни человека. Оно применяется практически во всех сферах жизни. Помогает воссоздавать в реальности образы из подсознания.

Согласно классификации видов воображения, активное делится на 2 подвида: репродуктивное и творческое.

Воображение и творчество тесно связаны между собой. Творческое воображение считается высшей формой всех познавательных процессов. Оно помогает в создании как фантастических, так и вполне реальных образов. Взять хотя бы написание реалистичных пейзажей или литературных произведений. Такой тип воображения играет особую роль в науке, работе конструкторов и т. д. Можно даже сказать, что оно задействовано практически во всех сферах жизни.

Есть у творческого воображения и другая интересная особенность. Оно помогает вам видеть ситуацию с разных сторон, генерировать необычные идеи и принимать нестандартные решения.

В психологии воображение такого типа связывают с вдохновением, подсознанием, интуицией. Также разработана масса приемов творческого воображения, использование которых помогает повысить продуктивность, сделать свою деятельность более интересной, увлекательной.

Репродуктивное воображение по-другому называется воссоздающим. Оно используется, когда нужно воссоздать образы по уже готовому описанию, схеме или чертежу. Что же можно представить? Есть ряд примеров:

  • дом по составленному проекту;
  • рисунок, связанный по схеме;
  • героя, описание которого дано в книге;
  • торт или другое блюдо, которое будет приготовлено по рецепту.

Воссоздающее воображение имеет интересную характеристику. Все образы основаны на том, что человек уже знает. Взять, к примеру, вышеописанный проект дома. Понять его может только тот человек, который имеет специальные знания и умения.

Создание образов

избушка на курьих ножках

Человек создает образы в воображении несколькими способами:

  1. Агглютинация. Качества и части отдельных объектов объединяются в единое целое. Примеры: кентавр, сказочная избушка на курьих ножках, гидросамолет, аэросани.
  2. Акцентирование. Часть объекта делится на отдельные детали. Наглядный пример — карикатуры, в которых художник выделяет определенную черту.
  3. Гиперболизация. Предполагает уменьшение, увеличение или смещение отдельных частей выбранного объекта. Здесь тоже можно вспомнить сказки, например, о драконах с несколькими головами.

Еще один способ создания образов в воображении — типизация. Он считается самым сложным. Представьте любую картину. Созерцая ее, вы рисуете в подсознании образ, который передавал художник. Или возьмем, например, книгу. Автор описывает в ней черты главного героя. Благодаря этому вы можете представить, как он выглядит, мыслит, ведет себя. Вы будто переноситесь в окружающий его мир.

Что дает воображение человеку

визуализация цели

Итак, мы выяснили, что такое воображение и какие функции оно играет. Но зачем оно нужно лично вам? Есть несколько пунктов:

  • помогает в общении с другими людьми;
  • дает возможность визуализировать цель;
  • способствует развитию творческих талантов;
  • участвует в принятии решений и создании новых идей;
  • помогает мысленно воссоздать образ предмета или явления, который вы никогда не видели.

Плюс ко всему, воображение используется при составлении прогнозов и плана действий на будущее. Оно нужно во всех сферах деятельности, в особенности в тех, которые нельзя полностью автоматизировать. Речь идет о дизайне, исследовательской работе.

А нужно ли воображение ребенку? Ответ однозначный: да. Без него невозможно полноценное развитие. Первые несколько лет жизни ребенок изучает мир вокруг него. И если по каким-либо причинам у него не работает в полную силу воображение, тормозится формирование важных способностей.

Развитое в детстве воображение в будущем поможет уже взрослому человеку стать креативным, развить в себе творческие навыки, научиться находить необычный выход из сложной ситуации. А это пригодится в жизни.

Как развить воображение

Психологи выделили ряд приемов для развития воображения.

У взрослых

Главное — быть готовыми к экспериментам, не стесняться и не бояться ошибок. Способов множество:

Еще один способ — ролевые игры. Вы управляете героем, соблюдая при этом определенные требования и условия. Игры бывают настольными и реальными. К последним относятся квесты.

У детей

чтение сказок детям

С детьми немного легче. Они и так любят фантазировать, часто придумывают необычные истории и даже представляют рядом с собой воображаемых друзей.

Как же развить детское воображение?

  1. Читайте сказки, фантастические истории. Попробуйте дочитать, например, до середины. А после предложите малышу продолжить рассказ.
  2. Наблюдайте за окружающими людьми. Пусть ребенок подумает, как живет кто-то из тех, кто встретился на вашем пути. Если выйти на улицу не получается, воспользуйтесь фотографиями или обычными картинками. Так можно помочь развить воображение и дошкольника, и детей старшего возраста.
  3. Ходите вместе на выставки, посещайте музеи, кинотеатры.
  4. Занимайтесь совместным творчеством. Лепите из глины и пластилина, делайте аппликации, рисуйте, собирайте модели автомобилей и т.д.

Как и в случае со взрослыми, развитию воображения у детей способствуют ролевые игры с родителями или сверстниками.

Пример из жизни

Я люблю читать. Воображение помогает с головой погрузиться в сюжет. Даже, казалось бы, нудные описания местности становятся на порядок интереснее. Я стараюсь увидеть пейзаж глазами автора, услышать звуки, почувствовать ветер или аромат цветов.

То же самое касается и героев. Стараюсь представлять не только их внешность, а следить за тем, как меняется их поведение и мышление в разных ситуациях. Благодаря этому после прочтения книги создается впечатление, что я побывала в этом книжном мире.

Заключение

Итак, что такое воображение простыми словами? Это полезный навык. Это не только мечты и фантазии. Наравне с памятью и мышлением воображение помогает нестандартно мыслить, находить выход из самых сложных жизненных ситуаций. А еще понимать другого человека, чувствовать его переживания и боль. Именно поэтому этот навык важно развивать и взрослым, и детям. Для этого не обязательно проходить курсы или изучать сложные книги. Можно просто играть.

Развитие

В первом случае речь идет о развитии – совершенствовании какого-либо явления или состояния. В чем суть развития, каковы его признаки и роль в природе, читайте ниже.

Определение — что это такое

Ростки

Развитие – это необратимый, закономерный процесс изменения системы или ее элементов. Источник изменения всегда лежит внутри объекта, а его результатом является качественно новое состояние меняющегося объекта: возникновение новых внутренних связей или трансформация старых.

В любом случае то, что изменилось, никогда не будет соответствовать прежней форме.

Развитие – это всегда переход от одного состояния к другому, от простого к более сложному, от старого к новизне.

В философской концепции развитие представляет собой явление в виде бесконечного движения по спирали, каждый виток которой есть более совершенный уровень существования материи и сознания.

Развитие это.

Также говоря о скорости развития, философы выделяли эволюцию (что это?) и революцию (что это?). Первое понятие предполагает медленное, количественное изменение. Второе, наоборот – резкое, кардинальное, качественное. Пример для первого случая – превращение обезьяны в человека или младенца в старика, для второго – ураган или шторм.

Коротко о том, что такое развитие и каковы его этапы покажем на простых примерах:

  1. усложнение системы (например, развивается навык рисования у ребенка как новое умение);
  2. рост адаптации к внешней среде (как пример, занятия спортом делают организм выносливей и здоровей);
  3. рост масштаба самого явления (например, моросящий дождь превратился в бурю).

Характеристика процесса развития

Процесс имеет свои характеристики. Рассмотрим их на примере взрослеющего индивида (кто это такой?):

Характеристика процесса

  1. качественное изменение – предполагает преобразование, переход от одного состояния в другое. Например, когда-то вы были мальчиком, а стали мужчиной;
  2. количественное изменение в процессе развития – увеличение того, что было прежде: размер вашей ноги до определенного возраста растет вместе с организмом;
  3. необратимость – вы уже никогда не станете ребенком;
  4. направленность процесса – в процессе взросления гормональный фон становится более сложным, наступает половое созревание, в организме запускается все больше физиологических процессов;
  5. время – любое развитие длится определенный срок. Каждый индивид затрачивает индивидуальный временной период на формирование тех или иных способностей (кто-то начинает говорить в 12 месяцев, другие – после 2 лет);
  6. экзогенное развитие – это то, что заметно внешне, но является ложным. Например, поведение, которое копируется в силу определенных обстоятельств (так правильно, а не потому, что я так хочу), не является отражением вашего истинного внутреннего состояния;
  7. эндогенное – внутреннее, истинное развитие. Ребенок выучил буквы и поэтому умеет читать;
  8. специфика объекта – индивидуальные качества человека, помогающие или, наоборот, тормозящие изменения. Например, умственно отсталый индивид явно не сможет преуспеть в обществе, занять высокое положение, совершить открытие и т.д.

Как развивается человек

Человеческое развитие в широком смысле происходит (или не происходит) с трех сторон:

  1. Материальный или физический аспект включает в себя:
    1. телесность – развитие нашего тела, его выносливости, силы, гибкости;
    2. технический элемент – развитие промышленности, информационные накопления;
    3. финансовая сторона включает личное материальное состояние и корпоративное.
    1. бытовом;
    2. интуитивном;
    3. интеллектуальном;
    4. моральном.

    Качество процесса развития зависит от особенностей самого индивида (его физиологических и психических характеристик), а также от среды, в которой он развивается.

    Развитие ребенка

    А как будет развиваться среднестатистический малыш, которого воспитывают асоциальные родители (нарушающие закон, пьющие и т.д.)? Будь он хоть трижды прирожденным гением, не суть, что он им станет по причине отсутствия условий, которые способствовали бы его полноценному развитию.

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (3)

    К сожалению, развитие это как раз обратимый процесс. Жизнь циклична и за подъемом всегда следует падение, то есть регресс.

    Очень важно в каком именно направлении идет развитие, так как создание более совершенного оружия тоже можно отнести к этому процессу. Однако, в глобальных масштабах такие разработки могут спровоцировать деградацию.

    Анна: для многих стран отсутствие совершенного оружие старо причиной деградации, из-за агрессии других стран (Запада), им обладающих (Югославия, Ирак, Ливия, Сирия, Йемен, Вьетнам, Корея, Япония).

    Так что вы не правы. Создание оружия — это тоже этап развития, зачастую определяющий гораздо больше, чем что-либо другое.

    Почитайте про ядерное сдерживание (например, у Караганова) и поймете, что без этого оружия мир погряз бы в войнах масштабом превосходящих все предыдущие многократно.

    Читайте также: