Что такое анапест кратко в литературе
Обновлено: 04.07.2024
Анапест – стихотворный размер из трех слогов, последний из которых является ударным. Предпочитавшие двусложные ямб и хорей Пушкин и Лермонтов почти не использовали анапест в своем творчестве, однако, начиная с середины XIX века, он укрепляется в русской поэтический традиции, достигнув к XX достаточно широкого распространения. Анапест часто используется в современных песнях: как самостоятельно, так и в качестве составного элемента комбинированных стихотворных размеров.
Происхождение термина
Как устроен анапест
Порядок трех слогов в стопе анапеста таков: безударный – безударный – ударный. Схематически это выглядит как UUÚ| UUÚ| UUÚ| UUÚ, например:
О, весна́| без конца́| и без кра́ю —
Без конца́| и без кра́|ю мечта́!
(А. Блок)
Из-за того, что строка анапеста оканчивается сильным слогом, то есть является восходящей, рифма в нем обычно более сильная, звонкая. Стихи, написанные анапестом – это движение, порывистость, стремительность. Они вызывают ощущение окрыленности либо восторженности, поскольку интонация постоянно устремляется вверх.
Разновидности анапеста
Как и остальные виды стихотворных размеров, анапест можно разделить на несколько типов по количеству стоп (трехсложных элементов), использованных в одной строке.
Двухстопный анапест
Двухстопный анапест, как и другие двухстопные стихотворные размеры, редок. Встречается как в полномерном виде, так и наращенным:
Восхище́нь|ю не ве́ря,
С темното́|ю – оди́н –
У заду́м|чивой две́ри
Хохота́л| арлеки́н.
(А. Блок)
Вот пример двухстопного анапеста только с мужскими окончаниями:
Погляди́,| как спешу́
Я в поме́рк|нувший са́д
И повсю́|ду ношу́
Я цветка́| арома́т.
(А. Фет)
Трехстопный анапест
Размер гораздо более распространенный, встречается преимущественно с комбинацией женской и мужской рифм:
Я лома́|ю слои́с|тые ска́лы
В час отли́|ва на и́|листом дне́…
(А. Блок)
Четырехстопный анапест
Размер используется также довольно часто, с мужскими и женскими окончаниями:
На зака́|те мы вы́|шли к стене́| каранти́на,
Где ора́н|жевый хо́лм| обнажён| и высо́к…
(В. Рождественский)
Вот довольно редкий пример четырехстопного анапеста с наращениями во всех строках:
Сыпняка́|ми, трево́|гами, во́|шью изгло́данный,
По доро́|гам войны́,| от Читы́| до Донба́сса,
Он ходи́л| – мирово́й| револю́|ции по́дданный,
Безымё|нный гварде́|ец восста́в|шего кла́сса.
(А. Сурков)
Ты ко мне́| не вернёшься // в тихом пла́ть|е из си́тца,
В платье ра́|достно-жа́лком, // как грошо́|вый цвето́к.
А вот у Северянина же наращения в два слога:
В парке пла́|кала де́вочка: // Посмотри́|-ка ты, па́почка,
У хоро́|шенькой ла́сточки // перело́м|лена ла́почка.
Наличие таких наращений в каждой строке придает анапесту симметричность и некоторую монотонность, превращая его, по существу, в идущие друг за другом двухстопные строки.
Нередко четырехстопних вступает в сочетание с трехстопником, например:
До рассве́|та подня́в|шись, коня́| оседла́л
Знамени́|тый Смальго́льм|ский баро́н;
И без о́т|дыха гна́л,| меж утё|сов и ска́л,
Он коня́,| торопя́сь| в Бротерсто́н.
(В. Жуковский)
Пятистопный анапест
Пятистопный анапест менее популярен, хотя и достаточно выразителен. Чаще используется с чередованием рифм:
Канотье́| пробега́|ет, а ве́|чер весе́н|ний сире́нев,
А от Се́|ны так не́ж|но купа́ль|ней пахну́|ло просто́й,
И мальчи́ш|ка-апре́ль,| золоти́с|того мы́|ла напе́нив,
Над соло́|минкой Э́й|феля вы́|дул пузы́рь| золото́й.
(Г. Шенгели)
Шестистопный анапест
Иногда шестистопный анапест разбивают двумя цезурами, делая первые две части наращенными на один или два слога:
Он был ми́|лый и лёгкий, // самоде́ль|ный како́й-то, // из холсти́|ны
и дра́нок,
В перекре́с|тах шпага́та, // с поворо́т|ливой па́рой // многостру́н|ных
колёс…
(Г. Шенгели)
Семи- и восьмистопный анапест
О далё|кое у́т|ро на вспе́|ненном взмо́рье, // странно-а́|лые кра́|ски
стыдли́|вой зари́!
О весе́н|ние зву́|ки в сере́б|ряном се́рдце, // и твой ска́|зочно-ла́|сковый
о́б|раз, Мари́!
(В. Брюсов)
Анапест в русской поэтической традиции
В стихотворной практике в России анапест появился впервые в XVIII веке у Сумарокова. Для поэтов того времени более характерны были короткие двухстопные размеры, в том числе и анапесты:
На морских берегах я сижу,
Не в пространное море гляжу,
Но на небо глаза возвожу.
(1759)
В пушкинскую эпоху анапест использовался нечасто. Отдельные стихотворения можно встретить у Жуковского, Дельвига и самого Пушкина. Позже Лермонтов, а за ним Некрасов и Фет открыли анапесту свободный путь в русскую поэзию.
Фет прославился как поэт-лирик, и в его стихотворениях, написанных анапестом, лиричность этого размера чувствуется во всей красе. Мелодия этих стихов задушевна, нетороплива:
На заре ты её не буди,
На заре она сладко так спит…
Некрасовский анапест совсем другой – надрывный, трагический, негодующий:
Неужели за годы страдания
Тот, кто столько тобою был чтим,
Не пошлет тебе радость свидания
С погибающим сыном твоим?
Анапест также преобладает в астрофических, свободных стихотворениях Некрасова.
В дореволюционную эпоху одним из ведущих поэтов, использующих анапест, стал Блок. Он создал много стихов, написанных этим размером, которые напоминают лирику Фета – неторопливую, чарующую, берущую за душу. Из его современников анапест встречался также у Бальмонта, Брюсова, Северянина, А. Белого.
В стихах советских поэтов анапест встречается гораздо реже, как и вообще трехдольники. В качестве примера здесь можно привести Твардовского:
Я убит подо Ржевом
В безымянном болоте…
или же известные строки Вознесенского:
Ты меня на рассвете разбудишь,
проводить необутая выйдешь.
Ты меня никогда не забудешь.
Ты меня никогда не увидишь.
Анапест в современной русской поэзии
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939 .
Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .
Я. З. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925
Полезное
Смотреть что такое "Анапест" в других словарях:
АНАПЕСТ — (греч. anapaistos, от ana опять, и paiein бить). Трехсложный размер стиха, состоящий из двух кратких и последнего долгого слога, напр.: Не ропщи, | человек, Что не до|лог твой век. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка
анапест — и устарелое анапест … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
АНАПЕСТ — (от греч. anapaistos обратный дактилю букв. отраженный назад), стихотворный метр, образуемый 3 сложными стопами, с сильным местом на 3 м слоге (схема И И ); на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение ( ТАм, в ночнОй завывАющей стУже ,… … Большой Энциклопедический словарь
АНАПЕСТ — АНАПЕСТ, а, муж. (спец.). Трёхсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге. | прил. анапестический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
АНАПЕСТ — муж., греч. стихотворная стопа, из двух коротких и третьего долгого слогов: анапестанапест матерой, говорлив, одурел. Анапестовый, анапестический стих. Анапесто ямбический, составленный из смеси анапестов и ямбов. Толковый словарь Даля. В.И. Даль … Толковый словарь Даля
анапест — сущ., кол во синонимов: 4 • антидактиль (1) • метр (13) • размер (43) • … Словарь синонимов
Анапест — (от греч. сл. anapaiw, т. е. обращенный или поставленный вобратном порядке дактиль.) название трехсложного размера стиха,состоящего из двух кратких и одного долгого слога (), напр. мудреца,клевета … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Анапест — (греческое anapaistos обратный дактилю, буквально отраженный назад), стихотворный метр, образуемый 3 сложными стопами с сильным местом на 3 м слоге; на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение (“Там, в ночной завывающей стуже”, А.А.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Анапест — это трехсложный стихотворный размер, в котором ударение падает на последний слог, а два других остаются безударными. Интонация анапеста постоянно устремляется вверх, отчего рифма получается сильной и звонкой, а стихи — восторженными.
Известным поэтом, который писал анапестом, был хромой Тиртей. Он жил в VII веке до нашей эры. В своих стихах автор прославлял воинскую доблесть, описывал жалкую участь трусов, восхвалял строгую дисциплину. На сочинениях Тиртея воспитывались спартанские воины, с его песнями они шли в бой.
В первой половине XX века этот стихотворный размер стал особенно популярным, его использовали Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Игорь Северянин, Андрей Белый. Многие стихотворения Александра Блока написаны анапестом:
Хорей – ДВУсложный размер стиха, в котором
на первом месте стоит ударный слог , на втором безударный.
Ямб - ДВУсложный размер стиха, в котором
первый слог безударный , второй ударный.
Дактиль – ТРЁХсложный размер стиха, в котором
первый слог ударный , остальные – безударные.
Амфибрахий - ТРЁХсложный размер стиха, в котором
второй слог ударный , остальные – безударные.
Анапест - ТРЁХсложный размер стиха, в котором
третий слог ударный , остальные – безударные.
Д - Дактиль - ударение на первый слог,
АМ - АМфибрахий - ударение на второй слог,
А - Анапест - ударение ударение на третий слог.
- В а́ -ня - хорей (2 слога, первый-ударный)
- И-в а́ н - ямб (2 слога, второй-ударный)
- В а́ -не-чка - дактиль (3 слога, первый-ударный)
- Ва-н ю́ -ша - амфибрахий (3 слога, второй-ударный)
- И-о- а́ нн - анапест (3 слога, третий-ударный)
Примеры
Примеры стихотворений
(псевдоударные (со вторичным ударением в слове) слоги выделены ЗАГЛАВНЫМИ буквами)
Стихотворный размер
Б у́ ря мгл о́́ ю н е́ бо кр о́ ет
__/ __ __/ __ __/ __ __/ __
В и́ хри сн е́ жныЕ крут я́ ;
__/ __ __/ __ __ __ __/
(А.С. Пушкин)
- Здесь после ударного слога следует один безударный – всего получается два слога.
То есть это ДВУсложный размер. - После ударного слога могут следовать два безударных – тогда это трехсложный размер.
- В строке четыре группы ударно-безударных слогов. То есть в ней четыре стопы.
Я приш е́ л к теб е́́ с прив е́ том
__ __ __/ __ __/ __ __/ __
РАссказ а́ ть, что с о́ лнце вст а́ ло,
__ __ __/ __ __/ __ __/ __
ЧтО он о́ гор я́ чим св е́ том
__ __ __/ __ __/ __ __/ __
ПО лист а́ м затрЕпет а́ ло.
__ __ __/ __ __ __ __/__
(А. Фет)
ВЫхож у́ од и́ н я нА дор о́ гу;
__ __ __/__ __/__ __ __ __/__
СквОзь тум а́ н кремн и́ стый п у́ ть блест и́ т;
___ ___ __/ ____ __/ ___ __/ _____ __/
НОчь тих а́ . Пуст ы́ ня вн е́ млет Б о́ гу,
___ ___ __/ ___ __/ __ __/ ___ __/ __
И звезд а́ с звезд о́ ю гОвор и́ т.
__ __ __/ _____ __/__ __ __ _/
(М.Ю. Лермонтов)
Л а́ сточкИ проп а́ ли,
__/ __ __ __ __/ __ А вчер а́ зар е́ й
__/ __ __/ __ __/ Всё грач и́ лет а́ ли
__/ __ __/ __ __/ __ Да, как с е́ ть, мельк а́ ли
__/ __ __/ __ __/ __ В о́ н над т о́ й гор о́ й.
__/ __ __/ __ __/(А. Фет)
Мой д я́ дя с а́ мых ч е́ стных пр а́ вил,
__ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __ Когд а́ не в ш у́ тку зАнем о́ г,
__ __/ __ __/ __ __ __ __/ Он Уваж а́ ть себ я́ заст а́ вил
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ И л у́ чше в ы́ думАть не м о́ г.
__ __/ __ __/ __ __ __ __/(А.С. Пушкин)
Я п о́ мню ч у́ дноЕ мгнов е́ нье
__ __/ __ __/ __ __ __ __/ __ ПерЕдо мн о́ й яв и́ лась т ы́
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ Как мИмол е́ тноЕ вид е́ нье
__ __ __ __/ __ __ __ __/ __ Как г е́ ний ч и́ стой крАсот ы́
__ __/ __ __/ __ __ __ __/(А.С. Пушкин)
Нар я́ женЫ мы вм е́ сте г о́ род в е́ дать,
__ __/ __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ Но, к а́ жетсЯ, нам н е́ за кЕм смотр е́ ть…
__ __/ __ __ __ __/ __ __ __ __/(А.С. Пушкин)
Ты пОгруст и́ , когд а́ умрЁт по э́ т,
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ Пок у́ да зв о́ н ближ а́ йшей и́ з церкв е́ й
__ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ Не вОзвест и́ т, что э́ тот н и́ зкий св е́ т
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ Я прОмен я́ л на н и́ зший м и́ р черв е́ й.
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/(Шекспир; перевод С.Я. Маршак)
Кт о́ бы ни зв а́ л - не хоч у́
__/ __ __ __/ __ __ __/ Н а́ суетл и́ вую н е́ жность
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ Я́ промен я́ ть безнад е́ жность
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ И́ , замык а́ ясь, молч у́ .
__/ __ __ __/ __ __ __/(А. Блок)
Т у́ чки неб е́ сные, в е́ чные стр а́ нники!
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ Ст е́ пью лаз у́ рною, ц е́ пью жемч у́ жною…
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __(М.Ю. Лермонтов)
Сл а́ вная о́ сень! Здор о́ вый, ядр е́ ный
__/ __ __ __/ __ ___ __/ __ __ __/ __ В о́ здух уст а́ лые с и́ лы бодр и́ т…
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/(Н.А. Некрасов)
Не в е́ тер буш у́ ет над б о́ ром,
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Не с г о́ р побеж а́ ли ручь и́ -
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ Мор о́ з-воев о́ да доз о́ ром
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Обх о́ дит влад е́ нья сво и́ .
__ __/ __ __ __/ __ __ __/
Дор о́ же отч и́ зны — не зн а́ л ничег о́
__ __/ __ __ __/ __ ___ __/ ___ __ __/ Бо е́ ц, не люб и́ вший пок о́ я.
__ __/ __ __ __/ ___ __ __/ __
Есть ж е́ нщины в р у́ сских сел е́ ньях
__ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ ___ С спок о́ йною в а́ жностью л и́ ц,
___ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ С крас и́ вою с и́ лой в движ е́ ньях,
___ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ __ С пох о́ дкой, со взгл я́ дом цар и́ ц.
__ __/ __ ___ ___/ ___ __ __/
Средь ш у́ много б а́ ла случ а́ йно,
__ ___/ __ __ __/ __ __ __/ __ В трев о́ ге мирск о́ й сует ы́ ,
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ Теб я́ я ув и́ дел, но т а́ йна,
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Тво и́ покрыв а́ ла черт ы́ .
__ __/ __ __ __/ __ __ __/
О, весн а́ без конц а́ и без кр а́ ю —
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Без конц а́ и без кр а́ ю мечт а́ !
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ Узна ю́ тебя, ж и́ знь! Приним а́ ю!
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ И прив е́ тствую зв о́ ном щит а́ !
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
Есть в нап е́ вах тво и́ х сокров е́ нных
___ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Роков а́ я о г и́ бели в е́ сть.
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ Есть прокл я́ тье зав е́ тов свящ е́ нных,
___ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Поруг а́ ние сч а́ стия е́ сть.
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
Пропад у́ от тоск и́ я и л е́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Один о́ кая ж и́ знь не мил а́ ,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ Сердце н о́ ет, слаб е́ ют кол е́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ В каждый гв о́ здик душ и́ стой сир е́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Распев а́ я, вполз а́ ет пчел а́ .
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
АНА́ПЕСТ и (устар.) АНАПЕ́СТ, -а, м. Лит. Трехсложная стопа в силлабо-тоническом стихосложении, в которой ударный слог располагается вслед за двумя неударными слогами, например: Если па́|смурен де́нь, | если но́чь | не светла́, | Если ве́|тер осе́н|ний бушу́ет (Н. Некрасов, Рыцарь на час).
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
- Ана́пест (греч. ἀνάπαιστος — отражённый назад, обратный дактилю; менее распространено ударение анапе́ст, соответствующее нем. Anapä́st) — трёхсложный стихотворный размер.
В античной квантитативной метрике — метр, стопа которого состоит из двух кратких слогов и одного долгого.
В новоевропейской силлабо-тонической метрике анапестом именуется метр, стопа которого состоит из двух безударных и одного ударного слога.
Пример из Александра Блока (трёхстопный анапест):
Пример (также А. Блок):
АНА'ПЕСТ, а, м. [греч. anapaistos] (лит.). Трехсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге, напр.: Бедняки́ | ему пе́с|ню пою́т. Нкрсв.
ана́пест
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: абонентский — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Читайте также:
- 34 школа ростов на дону педагогический состав
- Проект по русскому языку 3 класс тайна имени егор краткое содержание
- Что такое абсолютная адресация ячеек как задать абсолютную адресацию ячеек кратко
- На педагогическом совете школы обсуждался вопрос о низких результатах
- Система монтессори что это такое кратко