На педагогическом совете школы обсуждался вопрос о низких результатах
Обновлено: 05.07.2024
Вокруг проблемы качества образования сегодня ведётся много споров.
Качество образования — это степень удовлетворенности ожиданий
различных участников образовательного процесса: учащихся и их семей,
администрации школы, членов педагогического коллектива, внешних организаций, с которыми сотрудничает образовательное учреждение для достижения результата.
При этом развитие качества образования предполагает постоянное
совершенствование трех составляющих:
организации образовательного процесса;
квалификации педагогических работников.
Контроль за качеством знаний (контроль результатов обучения) – выполняет три функции присущие процессу обучения в целом, и имеет чётко выраженное образовательное, воспитательное и развивающее значение.
Обучающее значение его выражается в том, что позволяет ученику корректировать свои знания и умения. Постоянная проверка приучает обучающихся систематически работать. У обучающихся вырабатывается чувство ответственности, стремление добиваться лучших результатов.
Одним из способов повышения качества знаний учащихся является организация учебного процесса. К современному уроку предъявляются высокие требования. Но мы не сможем добиться их выполнения, если будем относиться к уроку, как к фрагменту жизни, и превратим его в стихийный процесс. Вовремя начатый урок, чёткая организация этапов урока, взаимодействие между учителем и учащимися, реакция учителя на те, или иные поступки учащихся, подбор учебного материала и способы его подачи, использование современных методик и технологий обучения, использование наглядности и ТСО – всё это влияет на образовательный результат деятельности учащихся. Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием повышения качества обучения, интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.
Современный учитель должен не только многое знать и уметь, но также постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство , открывать перед собой новые горизонты, осваивать новые направления и активно внедрять в свою работу новые технологии.
Чрезвычайно важная задача по обеспечению качества образования – освоение учителем различных образовательных технологий. От того, как и какими технологиями обучения школьников владеет педагог, насколько гибко он может изменить свои методы в зависимости от тех или иных особенностей учащихся, зависит качество обученности и обучаемости школьников.
Систематическое обучение учителей на курсах повышения квалификации, их участие в семинарах, научно-теоритических и методических конференциях, занятие самообразованием, позволяют значительно повысить профессиональное мастерство педагогов, что в конечном итоге сказывается на качестве обучения обучающихся.
В методической литературе принято считать, что оценка является так называемой “обратной связью” между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету.
Согласно этому выделяют следующие цели оценки знаний и умений учащихся:
-диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся;
-учет результативности отдельного этапа процесса обучения;
-определение итоговых результатов обучения на разном уровне.
Однако главным действующим лицом в процессе обучения какому-либо предмету является ученик, сам процесс обучения – это приобретение знаний и умений учащимися, следовательно, все происходящее на уроках, включая и контрольные мероприятия, должно соответствовать целям самого ученика, должно быть для него личностно важным
Основные причины снижения качества знаний:
- не интересно на уроке, т.к. преобладают пассивные формы (фронтальная, коллективная) обучения ребят над активными (групповая, проектная, системно-деятельностная, дискуссия, интерактивное и интегрированное обучение…)
- отсутствие единства требований к ответу обучающихся со стороны учительского состава ( всё равно поставят 3 , даже если ничего не знаю, а по ИЗО, физкультуре, технологии, музыке – 4 или 5)
- отсутствие мотивации к учению у ребят; не видение учениками перспективы для применения своих знаний, безразличие (будешь дворником – не срабатывает, когда дочь говорит дома, что не хочет читать, то мама или папа не могут ничего сделать, нет наказания)
- неумение организовать свою работу (даже элементарная работа с текстом, когда дается алгоритм действий: прочитай, найди, выбери, запиши; дистанционное обучение);
- не выполнение домашних заданий;
- возрастной период (мама кричит, ругает, но толку нет; папа пришёл с работы, устал, ему некогда заниматься сыном; пожалуюсь бабушке, она пожалеет, да и поживу у неё))
-личные проблемы или внутрисемейные конфликты (например, во многих семьях мамы или папы сами воспитывают детей );
- низкая занятость во внеклассных кружках, секциях;
- полное погружение в виртуальный мир интернета;
- ослабленный контроль со стороны родителей;
- слабая связь родителей с учителями-предметниками;
-пропуски занятий по болезни, так и по причинам , позволяющим 3 дня по записке (болели, но лечились дома, заболел живот, голова, отравились, температура 37, день рождения и т.д.)
Причины снижения качества знаний зависят ОТ УЧЕНИКА, УЧИТЕЛЯ и КОНТРОЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Пути повышения качества знаний
Одной из важнейших форм нравственных отношений в педагогической среде является дисциплина обучающихся на уроках .
Учителя по-разному поддерживают дисциплину на уроке: одни – строгостью и безжалостным выставлением двоек, другие – мастерским построением урока и т.д.
Как же правильнее воспитывать обучающихся в школе? На этот вопрос я отвечу притчей, в котором напрямую прослеживается наставительный характер.
Молодая женщина пришла к мудрецу за советом.
-Как мне следует воспитывать свое дитя: в строгости или же в ласке?
Мудрец взял женщину и подвел к виноградной лозе:
- Посмотри на эту лозу. Если ты не будешь ее обрезать , если, жалея лозу, ты не будешь отрывать у нее лишние побеги , то лоза одичает . Потеряв контроль над ростом лозы, ты не дождешься сладких вкусных ягод. Но если ты укроешь лозу от солнца и его ласки, если не будешь заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет , и ты не получишь сладких вкусных ягод…
Лишь при разумном сочетании того и другого удается вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость!
Важнейшим условием положительного воздействия педагога на воспитуемого является такое отношение к личности ребенка, в котором сочетаются разумная требовательность и доверие к нему
Один из способов повышения качества знаний обучающихся - организация учебного процесса .
К современному уроку предъявляются высокие требования. Урок не только обучает, но и глубоко воспитывает. Вот почему на уроке необходимо использовать лучшие методы и приёмы обучения не ради их самих и не просто потому, что они передовые, и не во имя стремления к внешней красоте урока, а потому, что они нужны для достижения наилучшей эффективности урока. Каждое зернышко знания, посеянное на уроке, даст росток, если будет подпитано желанием его развивать.
Индивидуализация обучения – это один из важнейших путей повышения качества образования.
Ее цель состоит в том, чтобы учебно-познавательная деятельность школьников обеспечивала их личностное самоопределение, развитие эмоционально-духовной сферы, формирование качеств, связанных с проектируемой профессией (или сферой деятельности), а также качеств, позволяющих учащимся жить в существующем обществе.
Всего этого можно добиться, если:
– давать возможность ученику побывать в роли педагога (самопроверка, взаимопроверка);
– демонстрировать ученику искреннюю заинтересованность в нем самом, а не только в его отметках;
– помогать ученику в подборе материала, составлении плана ответа, алгоритма работы.
Доверие к миру возникает у того ребенка, с которым много занимаются, а не только требуют с него. Доверие к учителю еще больше, если реальная оценка достижения справедлива.
Успех обучения во многом зависит от личностных взаимоотношений учителя и ученика: учатся с желанием у того, кого любят.
Обучение — это как лечение. Нет единого готового рецепта.
Таким образом, для повышения качества обучения необходимо создание правильных условий, таких как разумная организация умственного труда; отсутствие организационных недостатков учебного процесса; тесное сотрудничество педагогов, психолога, классного руководителя и родителей; развитие креативности, творческих способностей; оценивание превратить в ситуацию сотрудничества.
Качество образования “задает” качество жизни человека и общества. И наша с вами задача – и совместно, и каждому - искать пути повышения качества образования, ведь качество образования это – итог деятельности школы, то есть нашей с вами работы.
Рекомендации:
1. Администрации школы расширить и изменить формы внутришкольного контроля (отслеживать работу каждого учителя по выявлению и развитию личных качеств, возможностей и способностей каждого учащегося. Взять под контроль работу учителей с немотивированными и низко мотивированными на учение учащимися, организовать для них обязательные индивидуально-групповые занятия и консультации, за занятиями во второй половине дня).
2. Каждому учителю разработать систему дифференцированной и индивидуальной работы (работы с одарёнными и мотивированными на учение детьми по повышению качества знаний и со слабыми учащимися по достижению минимального образовательного стандарта, максимально используя урочную и внеурочную работу)
Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета ложится тяжелым бременем на учителя. Неуспевающие или слабоуспевающие учащиеся сдерживают темы изучаемого материала. Учитель должен специально для них готовить особые задания, неоднократно повторять пройденный материал.
В каждом классе есть ученики с трудностями в обучении, с низким уровнем памяти или отсутствием мотивов учения, а признаки отставания в знаниях это начало неуспеваемости. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная, совместная работа всего школьного коллектива и родителей.
В докладе говорится о проблемах на пути сдачи ОГЭ, ЕГЭ, написания ВПР, путях решения этих проблем.
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_pedsovete_2020_word_2.docx | 38.17 КБ |
Предварительный просмотр:
зам. директора по УВР
Важно не количество знаний,
Можно знать очень многое,
не зная самого нужного.
Последние десятилетия стали для школьного образования периодом интенсивного поиска новых концептуальных идей, путей развития. В теории и на практике активно разрабатывались вопросы дифференциации и профилизации обучения, интеграции содержания образования, внедрялась идея гуманизации школьной жизни. Однако время и практика показали, что одну из этих и других идей, концепций нельзя рассматривать как главную, всеохватывающую из-за их направленности на совершенствование отдельных компонентов сложной системы школьного образования.
И чтобы сейчас не менялось, какие бы концепции не возникали, можно уверенно утверждать, что все больше специалистов принимает и активно поддерживает идею качества образования как ведущую и доминирующую. Этот термин широко используется в современном образовании, однако можно с полной уверенностью сказать, что сущность и значение этого понятия до конца не раскрыты ни наукой, ни практикой, ни администраторами от образования, ни нашей педагогической общественностью.
Современный ученый педагог Марк Поташник определяет: “ Качество образования – это соотношение цели и результата, мера достижения целей (результата), притом, что цели заданы только оперативно, прогнозированы в зоне потенциального развития школьника. При этом результаты образования обязательно должны включать в себя оценку того, какой ценой (ценой потерь и затрат) эти результаты достигнуты”.
Таким образом, под качеством образования понимается качество образовательного процесса, отражающая степень соответствия образовательных результатов (достижений) обучающихся и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям и включающая в себя следующие составляющие:
- качества образовательной программы;
- качества организации образовательного процесса (образовательные технологии, формы, методы, приемы обучения, формы организации обучения);
- качества управления образовательными системами и процессами (управленческих технологий в образовании);
- качества потенциала педагогического состава, задействованного в образовательном процессе;
- качества ресурсного обеспечения (материально-технического, учебно-методического обеспечения);
- качества нравственного, духовного, морального воспитания в процессе социализации личности;
- качества медицинского обслуживания, питания, физкультурно- оздоровительной работы;
- качества партнерского взаимодействия с семьей и социумом;
- качества потенциала обучающихся;
- качества знаний.
Все перечисленные параметры взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Но на сегодняшний день показатель качества обученности учащихся был и остается первым и основным при оценке эффективности деятельности школы.
В течение каждого учебного года осуществляется педагогический мониторинг, одним из основных этапов которого является отслеживание и анализ качества обучения и образования по уровням образования, анализ качества промежуточной и итоговой аттестации по предметам с целью выявления недостатков в работе педколлектива по обучению учащихся и их причин
Ведущим показателем качества образования несомненно является государственная аттестация выпускников IX и XI классов.
Успеваемость по ОГЭ составила 100%, качество знаний – 40% по русскому языку; успеваемость – 100%, качество знаний – 30% по математике; успеваемость – 100%, качество знаний – 100% по обществознанию; успеваемость – 100%, качество знаний – 40% по биологии; успеваемость – 100%, качество знаний – 60% по географии; успеваемость – 100%, качество знаний – 100% по химии.
Были получены средние баллы: по русскому языку – 3,4 б. (по району – 3,8 б.), по математике – 3,3 б. (по району – 4,1 б.), по обществознанию – 4,0 б. (по району- 4,0 б.), по химии – 4,0 б. (по району – 4,8 б.), по биологии – 3,5 б. (по району – 4,0 б.), по географии – 3,7 б. (по району – 4,2 б.).
Аттестаты об основном общем образовании получили 10 выпускников 9 класса (91%).
ЕГЭ в 11 классе показал, что учащиеся 11 класса усвоили программу среднего общего образования.
Педагогические советы, полные разработки успешного педсовета.
Педагогический совет является органом самоуправления государственного учреждения образования, ГУО СШ РБ, в его состав входят все педагогические работники данного учреждения.
Педагогический совет осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, настоящим , иными актами законодательства, уставом учреждения образования.
Читайте также: