Как возникло государство кратко

Обновлено: 04.07.2024


Зачем люди стали объединяться в общины, а затем в государства? Да потому что в союзе с соплеменниками легче обороняться от внешних врагов. Во-вторых, проще добывать пищу и обрабатывать её, обустраивать быт. Так в первобытных поселениях появилось разделение труда. Мужчины добывали пищу, женщины наводили порядок в пещерах.

Дальше — больше. Началась, образно говоря, узкая специализация. Способные к земледелию — трудились на земле. Мужчины, которые лучше справлялись с охотой, отправлялись за мамонтом и т. д. Со временем образовались семейные предприятия, мастерские. Менее удачливые работали на соседей. Община заменяла человеку больницу, школу, полицию, строительные, страховые компании и даже радио с телевидением.

Согласитесь, структура современного общества чем-то напоминает устройство первобытных племён. Только в качестве могущественных шаманов выступают руководи­тели и члены парламента. Правда, легенды уже другие — о законах, культурных нормах, стратегиях развития, экономики, которые определяют нашу жизнь и помогают выстраивать отношения с другими жителями страны.

Если человек заболевал, о нём заботились члены семьи. За пожилыми людьми ухаживали дети и внуки. Когда в одной семье умирали родители, другая брала на воспитание их детей. Когда молодым людям требовалось освоить навык, родители помогали в обучении. Если семья не справлялась с какой-то проблемой, то обращалась за помощью к соседям. Отношения между людьми строились по принципу взаимной поддержки.


Но не стоит романтизировать общинный строй. Жизнь осложнялась большими ограничениями. Член общины не принимал самостоятельные решения — было распространено принуждение к браку, выбору профессии и образу жизни. Часто это становилось причиной больших семейных разногласий.

Сложно установить, в какой момент и как первобытные общины превращаются в государства. Но учёные определили несколько вариантов перехода.


Первый — объединение вокруг военного лидера. Такие лидеры общин зачастую ставили цель — расширить границы владений. Настраивали соплеменников на завоевание других территорий, сосредотачивали ресурсы на своих землях, подчиняли захваченных людей и расширяли границы владений. Подобным образом в XIII веке была основана Монгольская империя, которая просуществовала до 1368 года. Результатом завоеваний Чингисхана и его преемников стала самая большая в мировой истории смежная территория размером в 38 млн квадратных километров — это как две современные России.


Второй вариант перехода связан с ростом влияния жрецов и других духовных служителей. Однажды их священный статус дал им политическую власть. Люди ждали от них правил поведения, чтобы избежать гнева богов. Примером такой империи была Западная Чалукья, просуществовавшая с 973 по 1189 год. Религия стала поводом для жёсткого разделения её жителей на касты, а также причиной начала судьбоносных для её существования войн.


Третий связан с экономическим ростом. Развитие технологий и увеличение населения привело к необходимости разделения обязанностей для производства пищи и предметов быта. К этому варианту подходит Бельгийская империя. В конце XIX века она стала колониальной державой, эксплуатировавшей другие территории для накопления капиталов и развития промышленности.

Однако, по мнению французского антрополога Пьера Кластра, эти явления — второстепенные причины перевоплощения общины в государства. Главные же заключались в том, что из-за разделения труда появлялись классы ремесленников, например, фермеры и кузнецы. Для решения возможных конфликтов между ними понадобилась независимая сторона — государственный аппарат.

Некоторые государства активно расширяли свои территории, завоёвывая слабых соседей. Так появляются первые империи с централизованным управлением — государства, объединяющие насильственно захваченные территории и народы. Для обслуживания империи (ведения захватнических войн, поддержания порядка на огромной территории, обогащения правителей) требовались огромные средства, а с ними — и система сбора налогов. Однако вмешиваться в дела отдалённых общин императорам мешала слабо развитая транспортная система. Так что заботы по сбору налогов и наказанию подданных часто передавались наместникам.

Первая достоверно известная империя — Аккадское царство Саргона Великого, которое начало существование около 2250 года до н. э. Поначалу ему принадлежал только город-государство Киш в Междуречье. Но со временем территория царства протянулась до современных Сирии с Ираком, захватив даже небольшие части Турции и Ирана.


В Китайской империи Минь (1368–1644) местные общины обладали налоговой самостоятельностью. В одних деревнях налоги полностью погашала местная знать, в других — расплачивались бедняки, а в третьих — выплаты поровну делились между всеми жителями. Делегирование забот по сбору налогов старейшинам деревень позволяло правительству империи отказаться от услуг налоговых инспекторов и сборщиков подати. Старейшины знали примерный достаток каждой семьи и потому могли собирать налоги без применения силы.

Два столетия назад началась промышленная революции, открывшая государствам новые возможности. С 1870 года экономика 16 передовых стран, в числе которых, кроме европейских, США и Япония, начала устойчиво развиваться. И этот прогресс продолжался долго — на протяжении XIX-XX веков. Так, за период 1947–1975 годов доходы жителей США выросли вдвое, а Японии — сразу в семь раз.


Благодаря инвестициям в науку и технологии, в мире появились новые средства связи и виды транспорта, например, телеграфы и железнодорожные машины. А увеличение налоговых сборов от богатеющего населения позволило государствам создать огромную команду чиновников, полицейских, социальных работников и учителей. Так граждане получили доступ к качественным услугам школ, больниц, полиции и судебной системы, а государство — рабочую силу. Это запустило процесс урбанизации: по всему миру сельское население в поисках работы и лучшей жизни стекалось в крупные города. Однако этот процесс не всегда протекал гладко. Многим сельским жителям было непросто сменить общинный уклад жизни на либеральные ценности горожан — самостоятельность и ответственность за собственную жизнь.

Начало промышленной революции дало государствам неведомые прежде возможности. Появились новые средства связи и виды транспорта.


Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.

Оглавление

  • 1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 2 МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 3 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ ГУМАНИТАРНЫМИ НАУКАМИ
  • 4 ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 5 СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И НОРМЫ ПЕРВОБЫТНО—ОБЩИННОГО СТРОЯ
  • 6 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 7 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА
  • 8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 9 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА. КЛАССОВОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Теории происхождения государства:

1) теологическая теория — теория Божественного происхождения государства, согласно которой государство было создано и существует по воле Бога, а право — это Божественная воля. Согласно этой теории церковная власть имела преимущественное положение над светской властью, а монарх при вступлении на престол освящался церковью и считался представителем Бога на земле. Представители — Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве;

2) патриархальная теория — теория происхождения государства в результате исторического развития семьи, когда разросшаяся семья становится государством. Согласно данной теории монарх — отец (патриарх) своих подданных, которые должны слушать его неукоснительно и относиться к нему с почтением. В ответ монарх должен был заботиться о своих подданных и управлять ими. Представители — Аристотель, Конфуций, Р. Фил—мер, Н. К. Михайловский;

3) договорная теория, согласно которой государство — продукт человеческого разума, а не проявление Божественной воли. Представители этой теории считали, что государство возникло в результате заключения между людьми общественного договора с целью обеспечения их общей пользы и интересов. В случае нарушения или невыполнения условий общественного договора люди были вправе расторгнуть его, причем даже с помощью революции. Представители — Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев;

4) психологическая теория, сторонники которой связывают возникновение государства с особыми свойствами человеческой психики: потребность во власти одних над другими и стремление одних подчиняться другим. Представители — Л. И. Петражицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд, Н. М. Коркунов;

5) теория насилия, согласно которой государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными, выносливыми и организованными племенами. Представители — Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский;

6) материалистическая теория, согласно которой образование государства является результатом изменения общества вследствие социально—экономических причин. Представители — К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов;

7) патримониальная. Государство произошло от права собственности на землю и связанного с ним права владения теми лицами, кто на этой земле проживает. Представитель — А. Галлер;

8) органическая. Государство возникло и развивалось как биологический организм. Представители — Г. Спенсер, А. Э. Вормс, П. И. Прейс;

9) ирригационная. Государство возникло в связи с широкомасштабной организацией строительства ирригационных сооружений. Представитель — К. А. Виттфогель.

Возникновение государства – это сложный длительный процесс, эволюция, начавшаяся много тысяч лет назад в различных регионах мира.

Первыми государствами являются Древний Египет, государства Месопотамии Шумер, Аккад, Ассирия, Вавилон, Древний Рим и другие.

Основные теории возникновения государства:

1. Патриархальная теория (Аристотель). Государство возникло из разросшегося семейства. Государственная власть является наследницею власти патриархальной, получившей свои права от естественного порядка, установленного природою или Богом. Правитель действует во благо подданных, его власть ничем не ограничена.

3. Теократическая (или теологическая) теория (Ф. Аквинский, Аврелий Августин). Она производит государство из непосредственного божественного откровения. Государство представляется установлением божественным. В результате божественного провидения кроме всего существующего на Земле созданы также право, государство, власть. Здесь нужно различать две школы:

1) первая выводит божественное установление из естественного закона. Согласно ей Бог первоначально вручает власть народу, который затем уже переносит ее на те или другие лица по своему изволению; народовластие признается единственным правомерным устройством по естественному закону;

2) другие видят волю Божию в покорении слабых индивидуумов сильными.

5. Психологическая (Л. Петражицкий). Возникновение государства связано и основано на свойствах человеческой психики. Причины содержатся в человеческой природе.

6. Материалистическая (классовая) теория (К.Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин). Государство возникло в результате экономического развития. Общественное разделение труда (земледелие, скотоводство, ремесло, торговля) повлекло появление прибавочного продукта. Следствием этого стало возникновение частной собственности и деление общества на классы. Для регулирования новых отношений в обществе было создано государство, отражающее интересы привилегированных лиц.

Читайте также: