Как возникли пролеткульт и кузница краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Ох­ва­тыва­ли про­ле­тар­скую са­мо­дея­тель­ность в раз­ных об­лас­тях искусства, в осо­бен­но­сти в литературе и те­ат­ре. На пер­вом съез­де [16 (29) – 19 октября (1 ноября) 1917 года] бы­ли объ­е­ди­не­ны во Все­рос­сий­ский пролеткульт.

Наи­боль­шей из­вест­но­стью поль­зо­ва­лись по­эты А.К. Гас­тев, В.В. Ка­зин, В.Т. Ки­рил­лов, М.П. Ге­ра­си­мов, В.Д. Алек­сан­д­ров­ский, Н.Г. По­ле­та­ев, основными те­ма­ми по­эзии ко­то­рых ста­ли про­слав­ле­ние про­ле­та­рия-твор­ца, кол­лек­тив­но­го тру­да, ми­ро­вой ре­во­лю­ции.

Периоды: переломные этапы развития л-ры. Рабочие периодизации – для удобства преподов и учащихся. Периоды маркируются не временем, а общественно-политич. событиями.

1) 1917-1921 – л-ра периода революции и гражд. войны

[2 и 3 иногда объединяют, называя эпохой соц. строительства]

4) 1941-1945 – л-ра периода ВОВ.

5) 1945-1953 – л-ра позднего сталинизма

8) 1986-1991 – л-ра периода перестройки

9) 1991-наст. время – постсоветский этап развития л-ры.

Л-ра считается важнейшим идеалогическим оружием.

В кон. 20-х годов модернистская лит-ра искусственно прекращается и уходит в подполье. Официальной провозглашается л-ра социалистич. реализма, но в ней продолжает по-своему перерабатываться модернистские тенденции. 40-50-е годы – соц.реализм оказывается главным (единственным) существующим лит. направлением. В кон. 50-х во всем мире – постмодернизм, а в сов. л-ре – распад соцреализма. В нач. 60-х приходит на 1-й план неореализм, постепенно нарастают посмодернистские тенденции в л-ре. Постмодернистов запрещают, они узодят в подполье. В 86 году постмодернисты стали печататься – тенденция держалась, поэтому л-ры постмодернистов оказалось много.

Насильственная смена идеалогич. понятий – в рез-тате гражд. войны. Официально гражд. война закончилась в 1920-21-м году, реально – до сер. 20-х годов (в Ср. Азии) [24-25 года]. Необходимость выработки нового самосознания.

1. 1917-1940 гг. – л-ры эпохи становления соц-реализма.

1940-е – переходный этап

2. 1950-е – л-ра эпохи соцреализма.

Периодизация Кузьменко-основана на гегелевской концепции:

1. 1900-30е - героический этап - уст-е новых законов

2. 40-50-е гг переходный период

3. 1960-90е гг - аналитический - общество после крупных потрясений останавливается в развитии и рефлексирует.

Классическая - принята в 70-80 гг:

1. Литра революции и гр.войны

5. Текущая лит-ра

Классификация Глеба Струве:

1. 199-1920-е гг – экспериментальные годы

2. 1930-80 Истинная лит-ра уходит в зарубежье. Сов. лит-ра утрачивает статус художественности и условно названа лит-рой.

Пролеткульт.

Концепция пролетарской культуры с ее утверждением классового, пролетарского начала в идеологии, эстетике, этике оказалось чрезвычайно распространенной в идейно-художественной жизни первых лет революции. Теоретики Пролеткульта трактовали художественное творчество как "организацию" коллективного опыта людей в виде "живых образов". В их выступлениях преобладали догматические идеи об ущербности всего личного, о превосходстве практической деятельности над духовной. Это была механистическая, абстрактная теория пролетарской культуры, в которой индивидуальность, личность - "я" - подменялась безликим, коллективным "мы". Противопоставляя коллектив личности, всячески умаляя последнюю, А.Гастев предлагал квалифицировать "отдельную пролетарскую единицу" литерами или цифрами. "В дальнейшем эта тенденция,- писал он,- незаметно создает невозможность индивидуального мышления, претворяясь в объективную психологию целого класса с системами психологических включений, выключений, замыканий". Общеизвестно, что именно эти странные "прожекты" дали материал Е.Замятину: в антиутопии "Мы" нет имен, а лишь номера - Д-503, О-90, 1-330. Пролеткультовцы считали необходимым отказаться от культурного наследства, резко противопоставляли пролетарскую культуру всей предшествующей ("буржуазный язык", "буржуазная литература", по их мнению, должны исчезнуть). Эстетическими принципами, соответствующими психологии рабочего класса, были объявлены "коллективно-трудовая" точка зрения на мир, идея "одухотворенного единства" с машиной ("машинизм"). Привлекая и воспитывая писателей из рабочей среды, пролеткультовцы изолировали их от всех других слоев общества, в том числе от крестьянства и интеллигенции. Так, теоретик Пролеткульта Федор Калинин полагал, что только писатель-рабочий может услышать "шорохи души" пролетариата.

Деятельность Пролеткульта была подвергнута резкой критике В.И.Лениным в письме ЦК РКП(б) "О пролеткультах", и в начале 20-х годов эта организация была ликвидирована в административном порядке.

"Кузница" и ВАПП

В 1920 г. из Пролеткульта вышла группа поэтов - В.Александровский, Г.Санников, М.Герасимов, В.Казин, С.Обрадович, С.Родов и др. и образовала свою группу "Кузница" (выпускала по 1922 г. журнал "Кузница"). Он фактически стал органом независимого от Пролеткульта Всероссийского Союза пролетарских писателей. Этот Союз был учрежден на I Всероссийском съезде пролетарских писателей в Москве в октябре 1920г. Его ядром стала "Кузница". Начиная со второй половины 1921г., Союз получил название Всероссийская Ассоциация пролетарских писателей (ВАПП). Именно с творчеством входивших в пролетарские организации писателей связана та тенденция в литературе, которая получила потом определение литература социалистического реализма. Многие из них - Ф.Гладков, А.Серафимович и др. - поддерживали связь с М.Горьким или ориентировались на него (Ю.Либединский, Д.Фурманов).

С "Кузницей" - и группой, и журналом - связана деятельность поэтов В.Кириллова, А.Гастева, И.Филиппченко. Сохраняя верность общим теоретическим установкам Пролеткульта, "Кузница" гораздо больше внимания уделяла поэтике; с нею связан определенный этап советской романтической поэзии, в общем-то подкупающей искренностью и силой чувств. С наступлением НЭПа некоторые поэты испытали творческий кризис и на первый план (в 1925-1926г.г.) вышли прозаики-реалисты этой группы, авторы известных произведений - Ф.В.Гладков ("Цемент"), Н.Ляшко ("Доменная печь"), А.Новиков-Прибой ("Цусима"). В 1931 г. "Кузница" "растворилась" в Российской ассоциации пролетарских писателей.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Бесценный опыт пролеткульта

Пролеткульт - масштабное начинание Богданова и Луначарского, воплотившееся в беспрецедентную систему культурного просвещения общества. Этот бесценный опыт необходимо учитывать в процессе возрождения отечественной культуры.

Вкратце о структуре Пролеткульта. Высшим органом Пролеткульта считался Всероссийский съезд, на котором избирался Центральный комитет (ЦКП), собиравшийся на пленумы. Из состава ЦКП избирался Всероссийский Совет Пролеткульта (ВСП). При Пролеткульте существовали отделы: литературно-издательский, театральный, школьный, библиотечный, клубный, музыкальный, научный, организационный, хозяйственный.

Организационно строение Пролеткульта напоминало партийную организацию.

Если же учесть широту распространения Пролеткультов, а к началу 1920-х годов в стране существовало около 300 Пролеткультов, вокруг которых объединялось около 400 тысяч (!) человек, то можно понять, сколь мощную силу представляли собой эти культурные пролетарские организации.

В состав Пролеткульта входили не только рабочие, но и служащие, и представители интеллигенции, реже сельские жители. По данным на 1922 год, 67,5 % студийцев, работавших в московском Пролеткульте, были рабочими, 26,5 % — детьми рабочих, 6 % — нерабочим элементом. При этом только 10 % студийцев состояло в партии.

Можно проследить, как формировались пролеткультовские отделы, начиная от первичных ячеек и до Центрального Пролеткульта на примере театральных и литературных групп.

Из театральных кружков, которые существовали при рабочих клубах, отбирались способные участники и направлялись в районные театральные студии. Там спецкомиссия формировала группы, в которых занимались по общеобразовательным дисциплинам и продолжали обучение театральному делу: актерскому мастерству, сценречи, сцендвижению. Им читались лекции по истории театра, искусствоведению, искусству грима и др. Далее наиболее одаренные продолжали учебу в центральных Пролеткультах. Здесь уже шла работа на уровне театральных институтов, студенты обучались режиссуре, оформлению и музыкальному сопровождению спектакля, истории костюма.

Такая же педагогически-организационная деятельность шла и в литературных кружках: в ячейках отбирались наиболее талантливые и отправлялись в районные студии, где продолжали обучение, а лучшие из них направлялись в губернские и центральные Пролеткульты.

Литературные студии имели два уровня: общеобразовательный и специальный — собственно профессиональный, на котором требовалось еще заняться написанием и выпуском своих газет.

Программа студийной учебы была весьма разнообразной — от методов научного мышления до истории русской критики и устройства библиотек.


  1. Основы естествознания — 16 ч.;
  2. Методы научного мышления — 4 ч.;
  3. Основы политической грамоты — 20 ч.;
  4. История материального быта — 20 ч.;
  5. История формирования искусства — 30 ч.;
  6. Русский язык — 20 ч.;
  7. История русской и зарубежной литературы — 150 ч.;
  8. Теория литературы — 36 ч.;
  9. Психология художественного творчества — 4 ч.;
  10. История и теория русской критики — 36 ч.;
  11. Разбор произведений пролетарских писателей — 11 ч.;
  12. Основы газетного, журнального, книгоиздательского дела — 20 ч.;
  13. Устройство библиотек — 8 ч.

Итого — 385 часов.

Образовательная программа университета включала три уровня: подготовительный, основной и специализированный.

Подготовительный уровень должен был дать начальное образование и закрепить полученные ранее знания, основной — научить методологии и закрепить социалистическое мировоззрение, специализированный позволял освоить профессию в технической, экономической или культурной области.

Предметы второго уровня предполагали углубленное освоение методологии естественных наук, политэкономии, истории государственного права, социальных движений и исторического материализма.

И, тем не менее, Пролеткульту было предоставлено широкое финансирование — прежде всего, за счет Наркомпроса, возглавлявшегося всё тем же Луначарским.

Так, на первое полугодие 1918 года Пролеткульту было выделено более 9(!) миллионов рублей; при этом на все высшие учебные заведения Наркомпросу выделялось около 17 млн руб. Только Московскому Пролеткульту на второе полугодие 1918 г. было выделено почти 2 миллиона рублей.

Напоминаем: молодая Республика Советов — в кольце врагов, ситуация крайне неустойчивая, но государственная власть думает о будущем, выращивает, формирует нового человека с его устремлениями к светлому будущему. Может быть, именно поэтому большевики выиграли гражданскую войну? Может быть, именно поэтому смогли в чудовищных условиях удержать власть и не дать погибнуть стране?

Однако, когда после гражданской войны потребовались средства на восстановление промышленности, ассигнования на народное просвещение сократились, это, конечно, задело и финансирование Пролеткульта.

Как следствие — резкое сокращение пролеткультов по всей стране. Свертывание Пролеткульта началось уже при Ленине и далее приобрело весьма напряженный характер. Финансирование Пролеткульта стало сокращаться с 1920 года, и в 1923 году (Ленин уже тяжело болен) в РСФСР оставалось лишь 22 пролеткульта. Число студийцев по сравнению с 1919 годом сократилось примерно в пять раз.

Что-то в деятельности Пролеткульта тревожило партию, всё более приобретавшую, по мнению Пролеткульта, бюрократический, а значит и отчасти антипролетарский характер. Доходило до того, что только в октябре 1920 года Политбюро трижды разбирает вопрос о Пролеткульте.

Пролетку́льт (сокр. от Пролетарские культур­но-просветительные организации) — массовая культурно-просветительская и литературно-художественная организация пролетарской самодеятельности при Наркомате просвещения, существовавшая с 1917 по 1932 год.

Содержание

История Пролеткульта

Культур­но-просветительные организации пролета­риата появились сразу после Февральской революции. Первая их конференция, положившая начало Всероссийскому Пролеткульту, была созвана по инициативе А. В. Луначарского и по решению конференции профсоюзов в сентябре 1917 года.

Наиболее заметное явление — Первый Рабочий театр Пролеткульта, где работали С. М. Эйзенштейн, В. С. Смышляев, И. А. Пырьев, М. М. Штраух, Э. П. Гарин, Ю. С. Глизер и др.

Идеология Пролеткульта

Идеология Пролеткульта нанесла серьёзный ущерб художественному развитию страны, отрицая культурное наследие [1] . Пролеткульт решал две задачи — разрушить старую дворянскую культуру и создать новую пролетарскую. Если задача разрушения была решена, то вторая задача так и не вышла за рамки неудачного экспериментаторства.

Печатные издания Пролеткульта

Международное бюро Пролеткульта


Пролеткульт (Русский: Пролетку́льт , IPA: [prəlʲɪtˈkulʲt] ), а чемодан русских слов "пролетарская культура" (пролетарская культура), был экспериментальным советским художественным учреждением, возникшим вместе с Русская революция 1917 года. Эта организация, федерация местных культурных обществ и авангард художников, был наиболее заметным в визуальном, литературном и драматический поля. Пролеткульт стремился радикально изменить существующие художественные формы, создав новый революционный рабочий класс эстетика, которая черпала вдохновение в построении современного индустриального общества в отсталой аграрной России.

Хотя финансируется Народный комиссариат просвещения из Советская Россия, организация Пролеткульта стремилась к автономии от государственного контроля, что привело ее к конфликту с Коммунистическая партия иерархия и советская государственная бюрократия. Некоторые высшие партийные лидеры, такие как Ленин, стремились сконцентрировать государственное финансирование и удержать его от подобных художественных начинаний. Он и другие также видели в Пролеткульте концентрацию буржуазный интеллектуалы и потенциальные политические оппозиционеры. [ нужна цитата ]

На пике своего развития в 1920 году у Пролеткульта было 84 000 членов, активно участвовавших в примерно 300 местных студиях, клубах и заводских группах, а еще 500 000 членов участвовали в его деятельности на более случайной основе.

Содержание

История

Фракционный фон


Самые ранние корни движения пролетарской культуры, более известного как Пролеткульт, уходят корнями в последствия неудач. 1905-1907 Революция против Николай II России. [1] В цензура Аппарат царского режима ненадолго споткнулся во время потрясений, расширив горизонты, но революция в конечном итоге потерпела неудачу, что привело к недовольству и сомнению, даже внутри Партия большевиков ряды.

После восстановления власти царя возникла радикальная политическая тенденция, известная как "Левые большевики"выступили, заявив о своей правоте против лидера партии Ленин. [2] Эта группа, в которую входили такие светила, как философы Александр Богданов и Анатолий Луначарский и писатель Максим Горький, утверждал, что интеллигенция- доминирующие большевики должны начать применять более инклюзивную тактику и работать над дальнейшим развитием рабочий класс политическим активистам взять на себя руководящие роли в следующем раунде антицарской революции. [2]

В этом же направлении одновременно работал зять Луначарского Богданов, который еще в 1904 году опубликовал увесистый философский фолиант под названием Эмпириомонизм который пытался объединить идеи немарксистских мыслителей Эрнст Мах и Ричард Авенариус в социалистическое здание. [4] (Луначарский учился у Авенариуса в Цюрихе и отвечал за ознакомление Богданова с его идеями.) Богданов считал, что социалистическое общество будущего потребует создания принципиально нового взгляда на роль науки, этики и искусства в отношении личности. и государство. [4]

Эти идеи не существовали в вакууме; была и политическая составляющая. В период между провалом революции 1905 года и началом Первая Мировая ВойнаАлександр Богданов был главным соперником Ленина за лидерство в партии большевиков. [5]

Пара разошлась: Богданов бросил радикальную политику в конце 1913 года, вернувшись домой с женой в Москва. [9] Позже он был воодушевлен ходом событий и стал ведущей фигурой в организации Московского Пролеткульта - факт, который подчеркивает напряженность между этой организацией и государственными властями. [10]

Рождение Пролеткульта

Предварительная конференция


В Февральская революция 1917 г. которая свергнула царский режим, пришла сравнительно легко. То же самое сделали и Октябрьская революция последовавшие за этим события, свергнувшие Временное правительство России из Александр Керенский и привел к власти Ленина и большевиков. В Гражданская война в России совсем другое дело - долгая и жестокая борьба, которая напрягала все мышцы.

Эти события мобилизовали радикальную интеллигенцию России. Анатолий Луначарский, который ненадолго порвал с Лениным и партией большевиков, чтобы стать корреспондент газеты в Франция и Италия, вернулся в Россию в мае 1917 г. и вернулся в партию в августе. [11] После Октябрьской революции Луначарский был назначен комиссаром просвещения нового правительства. [11]

После большевистского захвата государственной власти


Президиум национальной организации Пролеткульта, избранный на I Всероссийской конференции в сентябре 1918 года. Сидят слева направо: Федор Калинин, Владимир Файдыш, Павел Лебедев-Полянский, Алексей Самобытник-Маширов, И. И. Никитин и Василий Игнатов. Стоя слева направо: Стефан Кривцов, Карл Озол-Преднек, Анна Додонова, Н. М. Василевский и Владимир Кириллов

Октябрьская революция привела к заметному увеличению числа новых культурных организаций и неформальных групп. [17] Возникли клубы и культурные общества, связанные с недавно получившими полномочиями фабрики, союзы, кооперативы и рабочие и солдатские советы, в дополнение к аналогичным группам, прикрепленным к более формальным учреждениям, таким как Красная армия, Коммунистическая партия и его молодежная секция. [17] Новое правительство Советской России быстро осознало, что эти быстро разрастающиеся клубы и общества представляют собой потенциально мощный инструмент для распространения радикальных политических, экономических и социальных теорий, которые оно поддерживает. [17]

Главным культурным органом Советского государства был Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос), бюрократический аппарат, который быстро стал включать не менее 17 различных отделов. [18] Возглавляемая Анатолием Луначарским, эта организация стремилась повысить уровень грамотности взрослого населения и разработать широкую и сбалансированную программу общеобразовательных школ, противодействуя давлению профсоюзов и общества. Высший совет народного хозяйства, которые стремились отдать предпочтение профессионально-техническое образование. [19] Пока еще слабо организованное движение Пролеткульта стало еще одним потенциальным конкурентом главенства Наркомпроса.

Как отметила историк Линн Малли, эта сбивающая с толку мешанина конкурирующих институтов и организаций отнюдь не была уникальной особенностью области культуры:

Более того, в ранний революционный период контроль над местными учреждениями со стороны центрального правительства Советского государства был слабым: фабричные рабочие часто игнорировали свои профсоюзы и преподавали учебные программы центральных властей. [21] В этой политической среде любая централизованно разработанная схема разделения власти между Наркомпросом и федеративными художественными обществами Пролеткульта оставалась в основном теоретическим упражнением. В первые дни большевистского режима местный аппарат Пролеткульта сохранил самую сильную руку. [22]

Пролетарская культура

Разработка


В то время как движение Пролеткульта начиналось как независимые группы в Петрограде (октябрь 1917 г.) и Москве (февраль 1918 г.), вскоре покровители группы в Советском государстве вмешались и помогли создать национальную организацию. [28] Само Советское правительство переехало из Петрограда в Москву в марте 1918 года, и одновременно с этим сместился центр собственной организационной силы Пролеткульта. [29]

Границы между организацией Пролеткульта и Отделом пролетарской культуры Наркомата просвещения во главе с активистом Пролеткульта Федором Калининым размылись. [29] В то время как организация сохранила своих стойких сторонников в аппарате Наркомпроса, стремящихся координировать деятельность, в ней также было немалое количество активистов, таких как Александр Богданов, которые пытались продвигать организацию как независимое культурное учреждение с однородным электоратом из рабочего класса. [29]

В сентябре 1918 года в Москве была созвана первая всероссийская конференция Пролеткульта, в которой приняли участие 330 делегатов и 234 гостей из местных организаций со всей Советской России. [30] Хотя ни один список делегатов не сохранился, стенограмма конференции показывает, что основная часть участников была из профсоюзов, заводских организаций, кооперативов и рабочих клубов. [31] Делегаты разделились на тех, кто выступал за автономную и ведущую роль организации в общем образовании в советском обществе, и на тех, кто выступал за более узкую направленность группы как подчиненной части бюрократии Наркомпроса. [32]

Хотя сторонники автономии были в большинстве на первой национальной конференции, текущая проблема организационного финансирования оставалась реальной, как отмечает историк Линн Малли:

Хотя Пролеткульт был автономен, он все же ожидал, что Наркомпрос будет оплачивать счета. Правительство предоставит центральному Пролеткульту субсидию, которая будет распределена между провинциальными филиалами. Но поскольку финансовая зависимость от государства явно противоречила претензиям организации на независимость, центральные лидеры надеялись, что их филиалы скоро обнаружат собственные средства поддержки. [33]

На пике мощи организации в 1920 году Пролеткульт объединил в общей сложности 84 000 членов в 300 местных групп, а также еще 500 000 случайных последователей. [41]

Идеология

Природу и функции Пролеткульта описал Платон Керженцев, один из лидеров движения в 1919 году:

По мнению Александра Богданова и других теоретиков Пролеткульта, искусство не было прерогативой особо одаренной элиты, а являлось результатом физического труда людей с набором приобретенных навыков. [42] Предполагалось, что все, что требовалось, - это изучить основы художественной техники за несколько уроков, после чего любой мог стать пролетарским художником. [42] Движение Пролеткульта по созданию сети студий, в которые могли бы записываться рабочие, рассматривалось как важная часть обучения этой новой когорты пролетарских художников. [42]

Однако, несмотря на риторику организации о ее пролетарской исключительности, движение возглавлялось интеллектуалами на протяжении всей его краткой истории, и его усилия по продвижению рабочих со скамейки запасных на руководящие должности в значительной степени не увенчались успехом. [49]

Влияние на различные искусства

Литература

Пролеткульт потратил много энергии, пытаясь вызвать волну рабочих-поэтов, но с ограниченным художественным успехом. Настойчивость в развитии новых поэтов сомнительного таланта привела к расколу Пролеткульта в 1919 году, когда большая группа молодых писателей, большинство из которых были поэтами, вышла из организации из-за того, что они считали подавлением индивидуального творческого таланта. . [50]

Эти перебежчики из Пролеткульта сначала сформировали небольшую элитную организацию под названием Кузница (Кузница), а затем снова запустили новую массовая организация известный как Всероссийская ассоциация пролетарских писателей (ВАПП) год спустя. [50]

Театр

Организации Пролеткульта в Петрограде и Москве контролировали свою собственную драматическую театральную сеть, включая под своей эгидой ряд небольших городских клубов, имеющих собственные театральные студии. [51] В начале 1918 года в Петроградском Пролеткульте была открыта большая центральная студия, в которой был поставлен ряд новых и экспериментальных работ с целью вдохновить аналогичные постановки в других любительских театрах города. [51] Через несколько месяцев Московский Пролеткульт открыл собственный центральный театр. [51]

Современная критика

Растворение


Этика Пролеткульта заложена в ранних кинематографических произведениях Сергея Эйзенштейна. Этот рекламный плакат к его фильму 1926 года Броненосец Потемкин, в котором используются нечеткие массы людей и диагональные линии, является образцом конструктивизм.

К осени 1920 года становилось все более очевидным, что советский режим выйдет из Гражданской войны в России победителем. С падением Белые, общий враг, объединивший разрозненные фракции вокруг советского знамени, большая часть единства была ослаблена. Диссидентские группы, такие как так называемая рабочая оппозиция и Демократические централисты появилось в Коммунистической партии, массовое недовольство среди крестьянство принудительная реквизиция зерна привела к изолированным восстаниям. Все эти факторы вызвали волну споров об институтах, которые возникли в советском обществе во время войны, включая Пролеткульт. [57]

На протяжении своей короткой истории Пролеткульт стремился как к автономии от государственного контроля, так и к гегемонии в культурной сфере. Это создало значительное количество критиков и соперников. Среди них были лидеры советского профсоюзного движения, которые рассматривали управление культурными возможностями рабочих как часть своей компетенции; местные комитеты коммунистической партии, которые стремились к централизации под своим собственным руководством, а не к мешанине автономных гражданских институтов; и Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос), который считал, что его собственная миссия включает культурное воспитание рабочего класса. [58] Из них самым откровенным и непреклонным в своей критике оказался Наркомпрос. [59]

С 1918 года Надежда Крупская - жена Владимира Ленина - пыталась обуздать Пролеткульт и интегрировать его в ведомство, в котором она сама играла ведущую роль, - Отдел образования взрослых Наркомпроса. [59] Конференция работников образования взрослых в мае 1919 года, подстрекаемая Крупской, определила, что Пролеткульт является агентством образования взрослых благодаря своей студийной системе и, следовательно, по праву является частью Наркомпроса. [59]

Бюрократические препирательства между высшими руководителями Пролеткульта и Отделом Образования Взрослых Наркомпроса летом 1919 года привели к рабочему соглашению, в результате которого Пролеткульт формально попал под покровительство последнего, хотя и с его собственным отдельным бюджетом. [60] Однако это оказалось временным препятствием, и институциональный конфликт остался. [60]

Лидеры Пролеткульта впоследствии предприняли попытку расширить свое движение на интернациональной основе на 2-й Всемирный конгресс Коммунистического Интернационала в августе 1920 г., основав Культинтерн, международная организация, возглавляемая Анатолием Луначарским. [61] Грандиозное видение группы и практические усилия по распространению движения Пролеткульта в глобальном масштабе особенно волновали Ленина, самого человека солидного и традиционного культурного вкуса, который уже пришел к мнению, что Пролеткульт утопичен и расточителен. [62]

Подстрекаемый Лениным к действиям, осенью 1920 года руководящий ЦК Российской коммунистической партии (большевики) впервые начал проявлять активный интерес к отношениям Пролеткульта с другими советскими учреждениями. [60] Ленин искал и получал информацию от Покровский М. Н., заместитель командира Наркомпроса и высшее руководство Пролеткульта о бюджете организации и полунезависимом статусе и протолкнули решение включить Пролеткульт в Наркомпрос, чтобы раз и навсегда положить конец ситуации параллелизма. [63]

Поводом для объявления должен был стать уже запланированный Всероссийский съезд Пролеткульта, который состоится в Москве с 5 по 12 октября 1920 года. [63] В то время как Луначарский, глава Наркомпроса, но покровитель Пролеткульта и его интересов, медлил с слиянием, съезд в конце концов - после долгих дебатов и строгого призыва к партийной дисциплине - официально одобрил решение ЦК напрямую интегрировать Пролеткульт в Наркомпрос. [64]

Однако интеграция не была гладкой, и активисты Пролеткульта до последнего боролись за сохранение организационной автономии даже внутри Наркомпроса. [65] ЦК отреагировал резким декретом, осуждающим Пролеткульт, который был опубликован в Правда 1 декабря 1920 г.

Наследие

Несмотря на свое формальное прекращение как организации, движение Пролеткульта продолжало влиять и информировать раннюю советскую культуру. Историк Питер Кенез отметил сильное влияние этики Пролеткульта на творчество пионера советского кинорежиссера. Сергей Эйзенштейн, режиссер классических фильмов Забастовка (1925), Броненосец Потемкин (1926), и Октябрь: десять дней, потрясших мир (1927):

На интеллектуальное содержание ранних фильмов [Эйзенштейна] глубоко повлияла его более ранняя связь с Пролеткультом, сложным политико-культурным движением, которое достигло пика своего влияния в революционный период. [. ] [Его лидеры] утверждали, что новая социалистическая культура будет коренным образом отличаться от того, что она заменила. По их мнению, со старым миром не может быть компромисса; пролетариат на основе своего опыта создаст новую культуру, отражающую дух коллектива. Из этого следовало, что новое искусство должно было подчеркивать достижения не отдельных людей, а рабочих и крестьян. Эйзенштейна привлекало это движение, потому что оно оправдывало необходимость полного разрыва с искусством «буржуазный' Мир. Все его ранние фильмы выражали, хотя и на его собственном языке, идеологию Пролеткульта. [66]

В 2018 году авангардный писательский коллектив У Мин опубликовал Новый итальянский эпос Роман Пролеткульт. [67]

Читайте также: