Как внешняя культура связана с внутренней культурой человека кратко

Обновлено: 30.06.2024

Цель: Формирование гражданской позиции, нравственной культуры у старшеклассников.

Задачи: 1. Сформировать понятия этика, нравственность, мораль

2. Способствовать развитию критического осмысления своих и чужих поступков.

3. Побудить воспитанников задуматься о самовоспитании.

Оборудование и материалы:

I. Организационный момент.

Эпиграфом нашего занятия я взяла слова А.П.Чехова.

II. Постановка целей занятия.

-Человек, имеющий высокий уровень образования и будучи хорошим специалистом, не умеет себя вести ни в семье, ни на производстве. Можно ли назвать его культурным человеком?

- Когда мы говорим о культуре человека, мы используем два понятия: внешняя и внутренняя культура. Давайте подробнее рассмотрим эти понятия.

Этикет (с фр.-«этикетка, надпись, Этика – учение о морали. Мораль,

Под этикетом в широком смысле Мораль или нравственность рассматри-

понимают совокупность правил вают как один из способов регулирования

поведения, касающихся внешнего отношений людей в человеческом

проявления отношения к людям, обществе, то есть поступки людей.

обхождение с окружающими,

формы обращений и приветствий,

нормы поведения в общественных

местах, манеры и одежда.

- Какой вид культуры отсутствовал в приведенном примере?

-Нравственная культура имеет два аспекта: 1)ценности и 2) регулятивы.

-Под ценностями подразумеваются общепринятые нормы поведения. Что бы вы отнесли к ценностям? (Честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм, мужество, доброжелательность, справедливость и т. д.)

-Приведите свои примеры.

-Многие аспекты нравственной культуры мы подробно разберем с вами на последующих занятиях.

2. Нормы жизни в обществе.

-Наступил 2012 год, год в котором большинство из вас станет совершеннолетним (дееспособным) человеком, обладающим всеми правами, прописанными Конституцией РФ. Знаете ли вы свои права? Можете ли назвать их?

-Вы, уже должны знать, по каким нормам живет человек в обществе. Есть две нормы жизни: мораль и право. Рассмотрим их отличия.

Мораль – совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека.

В широком смысле Право – это обоснованная свобода и возможность поведения, принятые в обществе. Юридическое Право – это система общеобязательных норм (правил), установленных или санкционированных государством, направленных на урегулирование общественных отношений и обеспечиваемых мерами государственного принуждения.

Эти нормы нигде не записаны.

Люди знают, что такое добро, что такое зло, что такое справедливость. Зная это, они определили для себя, что можно делать в обществе, а чего нельзя.

За их нарушение наступает моральная ответственность (моральное порицание, неодобрение) в виде осуждения со стороны тех, кто с ним не согласен.

Государство следит за тем, чтобы эти нормы обязательно соблюдает. Если же этого не происходит, государство принуждает их соблюдать. Тогда наступает его правовая (юридическая) ответственность.

3. Групповая работа.

Постарайтесь определить нормы морали, которые нарушил Анатолий:

Мама разбудила Толика в 9 часов утра и попросила сходить в магазин. Он пролежал в постели, уставившись в телевизор, до 11 часов. После завтрака, прихватив пару яблок, вышел погулять с собакой. Тут же пнул ее ногой (лаяла от радости). Мама просила быть дома в 13 часов – к обеду. Встретил одноклассника. Тот напомнил, что по математике задали трудную задачку. Во время разговора Толик начал грызть второе яблоко. Вернулся домой в 14 часов. После обеда мама сказала, что пора делать уроки. “А нам не задали”, – сказал Толик. В 16 часов он пошел в парк играть в футбол. Мяч застрял на дереве. Толик выломал из куста длинную ветку и сбил мяч. Возвращаясь домой, увидел на земле кошелек. Озабоченная женщина, глядя в землю, ходила рядом. Толик незаметно поднял кошелек и побежал покупать мороженое. У перехода через улицу стояла слабовидящая старушка. Толик рванулся через улицу прямо к магазину.

2) Какие поступки регулируются моралью, а какие – правом:

Распивать алкогольные напитки

Не дружить со слабыми

Не платить налоги

Брать чужие вещи

Какие из этих поступков регулируются одновременно и моралью и правом?

4. Самооценка нравственных качеств.

Перед вами лежат карточки с записанными на них качествами личности. Предлагаю:

Проранжировать эти качества по степени их наличия и проявления у себя.

-Назовите то качество и нравственную категорию, которую вы считаете самыми важными в жизни, с помощью которых вы можете состояться, будучи взрослыми.

III. Подведение итогов.

-Ответили ли мы на поставленные вопросы?

Вывод: Уважение вызывает тот человек, который, следуя установленным правилам и нормам поведения (т. е. этикету), не забывает о том, что главным является не только то, что он делает, но и как он это делает, в какой форме. Один и тот же поступок в одном случае может быть уместным и красивым, а в другом - грубым и бестактным. Все зависит от того, насколько мы учитываем обстоятельства, настроение, особенности характера людей, с которыми мы общаемся.

В понятие культура входит не только внешнее проявление отношения к людям, к природе, к животным, к миру вещей, но и внутренняя культура и красота человека. Эта красота выражается в характере личных потребностей и интересов, в образе жизни, в культуре речи, в красоте мимики и жестов, в постоянном совершенствовании таких качеств, как принципиальность, благородство, отзывчивость, тактичность, честность и бескорыстие. Вы живете среди людей, и каждый ваш поступок и желание отражаются в людях. Знайте, что существует граница между тем, что хочется, и тем, что можно: Проверяйте свои поступки сознанием: не причините ли вы зла, обиды, неприятности людям. Поступайте так, чтобы людям, окружающим вас, было хорошо. Будьте добрыми и чуткими к людям. Помогайте людям словом, делом и поступком. Ведь каждому приятно иметь дело с добрым, культурным, воспитанным, вежливым человеком.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья. Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека.

Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья.Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека. Совместн.


"Школа Душевных Наук. Внешний и Внутренний мир человека"


Внешний и внутренний мониторинг

Динамика качества знаний и уровня обученности по предметам. Мониторинги.


Процедуры и механизмы оценки. Внешняя и внутренняя оценка в начальной школе.

Материал содержит информацию о процедуре итоговой оценки младших школьников.


Строение тела человека: внешнее и внутреннее/ Окружающий мир. 3 класс

Окружающий мир. 2-й класс.Тема урока: Строение тела человека: внешнее и внутреннее.Тип урока: урок открытия новых знаний.Урок построен в ТРКМ.Цель: формировать первоначальные представления детей.


Формирование внешней и внутренней культуры ребенка

"Дети составляют самую красивую, самую звучную и радостную часть общества" А.С.Макаренко.

Урок окружающего мира превратился сегодня в увлекательное занятие, т.к проводился он с использованием высокотехнологичного оборудования. Современные устройства позволяют ребятам получать необход.

Внутренняя культура — это нравственные идеалы и установки, нормы и принципы поведения, являющиеся фундаментом духовного облика личности. Это те духовные основания, на которых человек строит свои отношения с другими людьми во всех сферах общественной жизни.
Внутренняя культура личности играет ведущую, определяющую роль в формировании внешней культуры общения, в которой она находит, свое проявление. Способы такого проявления могут быть многообразными — обмен с другими людьми приветствиями, важной информацией, установление различных форм сотрудничества, отношения дружбы, любви и др.

Внутренняя культура проявляется в манерах поведения, способах обращения к партнеру, в умении одеваться, не вызывая нареканий со стороны окружающих.

Внутренняя и внешняя культура нравственного общения всегда взаимосвязаны, дополняют друг друга и существуют в единстве. Однако такая их взаимосвязь не всегда очевидна. Есть немало людей, у которых за кажущейся необщительностью, некоторой скрытностью обнаруживается духовно богатая личность, готовая откликнуться на вашу просьбу, оказать, если нужно, помощь и т. д. В то же время существуют и такие индивиды, которые за внешним лоском скрывают свою убогую и непорядочную сущность.

Внешняя культура - это культура поведения в обществе или с другими людьми.

Внешняя культура — это, видимо, ощущаемая душой наружная часть жизни, которая способна тревожить, — искусство, непрактическая (фундаментальная) часть науки, просто мыслелюбие и мечтания. То бишь культура — это гигантская, необозримая система текстов, — текстов языковых, музыкальных, вообще аудиальных, визуальных (живопись, ваяние) , архитектурных, технических (эстетика формы и имени автомобиля “Бентли”, например) , ювелирных, камнерезных (мы — на Урале!) , антропологических, зоологических, фитологических, вообще природных текстов, снов и проч. , проч. , проч.

В жизни встречается немало примеров, когда для некоторых людей внешняя сторона общения становится самоцелью и фактически является прикрытием для достижения эгоистических и корыстных целей. Разновидностью такого поведения являются лицемерие, ханжество, сознательный обман.

совокупности результатов человеческого труда и мысли.

Центральной фигурой культуры является человек, ибо культура -

мир человека. Культура - это развитие духовно-практических способ-

ностей и потенций человека и их воплощение в индивидуальном раз-

витии людей. Через включение человека в мир культуры, содержанием

которой является сам человек во всем богатстве его способностей,

потребностей и форм существования, реализуется как самоопределение

личности, так и ее развитие. Каковы же основные пункты этого куль-

тивирования? Вопрос сложный, так как эти опорные пункты по своему

конкретному содержанию своеобразны в зависимости от исторических

Важнейший момент в этом процессе - формирование развитого са-

мосознания, т.е. способности к адекватной оценке не только своего

места в обществе, но и своих интересов и целей, способности к пла-

нированию своего жизненного пути, к реалистической оценке различ-

ных жизненных ситуаций, готовности к реализации рационального вы-

бора линии поведения и ответственности за этот выбор, наконец,

способности к трезвой оценке своего поведения и своих действий.

Задача формирования развитого самосознания чрезвычайно слож-

на, особенно если учесть, что надежным ядром самосознания может и

должно быть мировоззрение как своеобразное общее ориентирующее на-

чало, помогающее не только разбираться в различных конкретных си-

туациях, но и планировать, моделировать свое будущее.

Конструирование содержательной и гибкой перспективы, предс-

тавляющей собой набор важнейших ценностных ориентаций, занимает

особое место в самосознании личности, в ее самоопределении, а на-

ряду с этим характеризует и уровень культуры личности. Неумение

конструировать, вырабатывать такую перспективу чаще всего обуслов-

лено размытостью самосознания личности, отсутствием в нем надежно-

го мировоззренческого стержня.

Подобное неумение зачастую влечет за собой кризисные явления

в развитии человека, находящие свое выражение в преступном поведе-

нии, в настроениях крайней безысходности, в различных формах деза-

Разрешение собственно человеческих проблем бытия на путях

культурного развития и самосовершенствования требует выработки

четких мировоззренческих установок. Это тем более важно, если

учесть, что человек не только действующее, но и самоизменяющееся

существо, одновременно и субъект, и результат своей деятельности.

В становлении личности важное место занимает образование, од-

нако понятия образованности и культурности полностью не совпадают.

Образованность чаще всего означает владение значительным запасом

знаний, эрудицию человека. В то же время она не включает целый ряд

таких важнейших характеристик личности, как нравственная, эстети-

ческая, экологическая культура, культура общения и т.д. А без

нравственных основ сама по себе образованность может оказаться

просто опасной, а развитый образованием ум, не подкрепленный куль-

турой чувств и волевой сферой, либо бесплодным, либо односторонним

и даже ущербным в своих ориентациях.

Вот почему так важны слитность образования и воспитания, со-

четание в образовании развития интеллекта и нравственных начал,

усиление гуманитарной подготовки в системе всех учебных заведений

от школы до академии.

Следующие ориентиры в становлении культуры личности - духов-

ность и интеллигентность. Понятие духовности в нашей философии до

недавнего времени рассматривалось как нечто неуместное лишь в пре-

делах идеализма и религии. Сейчас становится ясной однобокость и

ущербность подобной трактовки понятия духовности и его роли в жиз-

ни каждого человека. Что же такое духовность? Основной смысл ду-

ховности - быть человеком, т.е. быть человечным по отношению к

остальным людям. Правда и совесть, справедливость и свобода,

нравственность и гуманизм - вот ядро духовности. Антиподом духов-

ности человека являются цинизм, характеризующийся презрительным

отношением к культуре общества, к его духовным, нравственным цен-

ностям. Поскольку человек явление довольно сложное, в рамках инте-

ресующей нас проблемы можно выделить внутреннюю и внешнюю культу-

ру. Опираясь на последнюю, человек обычно подает себя окружающим.

Однако именно это впечатление может оказаться обманчивым. Иногда

за внешне утонченными манерами может скрываться циничный, презира-

ющий нормы человеческой морали индивид. В то же время не кичащийся

своим культурным поведением человек может обладать богатым духов-

ным миром и глубокой внутренней культурой.

Экономические трудности, переживаемые нашим обществом не мог-

ли не наложить отпечаток и на духовный мир человека. Конформизм,

презрение к законам и нравственным ценностям, равнодушие и жесто-

кость - все это плоды безразличия к нравственному фундаменту об-

щества, приведшего к широкому распространению бездуховности.

Условия преодоления этих нравственных, духовных деформаций -

в здоровой экономике, в демократической политической системе. Не

меньшее значение в данном процессе имеет и широкое приобщение к

мировой культуре, осмысление новых пластов отечественной художест-

венной культуры, в том числе и русского зарубежья, понимание куль-

туры как единого многоаспектного процесса духовной жизни общества.

Обратимся теперь к понятию "интеллигентность", которое тесно

связано с понятием духовности, хотя и не совпадает с ним. Сразу же

оговоримся, что интеллигентность и интеллигенция - это разноплано-

вые понятия. Первое включает в себе определенные социокультурные

качества человека. Второе говорит о его социальном положении, по-

лученном специальном образовании. На наш взгляд, интеллигентность

предполагает высокий уровень общекультурного развития, нравствен-

ную надежность и культурность, честность и правдивость, бескорыс-

тие, развитое чувство долга и ответственности, верность своему сло-

ву, высокоразвитое чувство такта и, наконец, тот сложный сплав

свойств личности, который называют порядочностью. Этот набор харак-

теристик, конечно же неполон, но главные из них перечислены.

В становлении культуры личности большое место отводится куль-

туре общения. Общение - одна из важнейших сфер жизнедеятельности

человека. Это важнейший канал трансляции культуры новому поколе-

нию. Дефицит общения ребенка со взрослыми сказывается на его раз-

витии. Быстрый темп современной жизни, развитие средств свя-

зи, структура поселения жителей больших мегаполисов зачастую приво-

дит к вынужденной изоляции человека. Телефоны доверия, клубы по

интересам, спортивные секции - все эти организации и институты иг-

рают очень важную положительную роль в деле консолидации людей,

создания сферы неформального общения, которая так важна для твор-

ческой и репродуктивной деятельности человека, сохранения устойчи-

вой психической структуры личности.

Ценность и эффективность общения во всех его видах - служеб-

ного, неформального, досугового, общения в семье и т.д. - в решаю-

щей степени зависит от соблюдения элементарных требований культуры

общения. Прежде всего это уважительное отношение к тому, с кем об-

щаешься, отсутствие стремления возвысится над ним, а тем более да-

вить на него своим авторитетом, демонстрировать свое превосходс-

тво. Это умение слушать, не прерывая рассуждения своего оппонента.

Искусству ведения диалога надо учиться, особенно это важно сегодня

в условиях многопартийности и плюрализма мнений. В такой обстанов-

ке особую ценность приобретает умение доказывать и обосновывать

свою позицию в строгом соответствии с жесткими требованиями логики

и столь же логически обоснованно, без грубых выпадов опровергать

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Движение к гуманному демократическому общественному строю

просто немыслимо без решительных сдвигов во всем здании культуры,

ибо прогресс культуры - одна из сущностных характеристик общест-

венного прогресса вообще. Это тем более важно, если учесть, что

углубление НТР означает и возрастание требований к уровню культуры

каждого человека, и в то же время создание для этого необходимых

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Баллер Э.А. "Преемственность в развитии культуры"

2. Орнатская Л.А. "Происхождение и формирование понятия "культура"

3. Межуев В.М. "О понятии "Культура"

4. Артановский С.Н. "Историческое единство человечества

и взаимное влияние культур"

Историческое сочинение по периоду истории с 1019-1054 г.: Все эти процессы связаны с деятельностью таких личностей, как.

Социальное обеспечение и социальная защита в РФ: Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием .

Группы красителей для волос: В индустрии красоты колористами все красители для волос принято разделять на четыре группы.

Все, что я говорил о массовой культуре, относится к культуре внешней. Но есть и внутренняя культура — та культура, которая стала второй природой для человека. От нее нельзя отказаться, нельзя просто так отбросить, отбросив заодно и все завоевания человечества.

Внутренние, глубинные основы культуры нельзя перевести в стереотипы и штампы, на их основе нельзя создать какие-то технологии, позволяющие автоматически стать культурным человеком. Сколько ни изучай книг по теории стихосложения, никогда настоящим поэтом от этого не станешь. Нельзя стать ни Моцартом, ни Эйнштейном, ни мало-мальски серьезным специалистом в любой области, пока не овладеешь полностью той или иной частью культуры, нужной для работы в этой области, пока эта культура не станет твоим внутренним достоянном, а не внешним набором правил.

Культура каждой эпохи представляет собой единство стиля (или формы), объединяющего все материальные и духовные проявления этой эпохи: технологию и архитектуру, физические концепции и живописные школы, музыкальные произведения и математические исследования. Культурный человек не тот, кто много знает о живописи, физике или генетике, а тот, кто осознает и даже чувствует внутреннюю форму, внутренний нерв культуры.

Культурный человек никогда не является узким специалистом, не видящим и не понимающим ничего за рамками своей профессии. Культурная форма в любую эпоху одна, она только проявляется в каждой сфере по-разному. Чем больше я знаком с другими направлениями развития культуры, тем больше я смогу сделать в своем собственном деле. Помните, как Эйнштейн советовал математикам заниматься музыкой?

Русский поэт Осип Мандельштам писал, что появившиеся в XIX веке железные дороги изменили ритм и строй русской прозы. Казалось бы, какое отношение имеют железные дороги к литературе (правда, без них Анне Карениной пришлось бы найти другой способ уйти из жизни)? На самом же дело железные дороги изменили ритм жизни в целом, сблизили разные концы страны, сделали наглядным наступление новой технической ары, изменили психологию общества, и это не могло не отразиться на литературе, на мироощущении писателей.

А открытие мира элементарных частиц послужило еще более мощным толчком для создания новой культурной формы: она про-явилась и у художника В. Кандинского, первого, абстракциониста со взрывающейся на его картинах материей, и у писателя А. Ремизова в его ритмической прозе, и у поэта Андрея Белого с его фантастическим описанием (в двадцатых годах) взрыва атомной бомбы и т. д.

Интересно, что в развитой культуре даже не слишком даровитому художнику или ученому, поскольку он сумел к этой культуре прикоснуться, удается добиться серьезных результатов. В Китае в средние века была очень высокая поэтическая культура: стихи писали все — от императора до портного, и было большое количество крупных поэтов. Китайцы с детства росли в атмосфере поэзии.

Внешняя и внутренняя культура человека очень важны для совершенствования личности. Ведь уровень развития человека зависит не только от тех знаний, которые ему даются во время учебы в образовательных учреждениях. Давайте разберемся, что же такое внешняя и внутренняя культура и почему они так важны.

внутренняя культура это

Что такое культура

В понятие культуры входит определенный список базовых человеческих ценностей, в соответствии с которыми личность живет и которые передает во время общения с другими людьми. Под культурой подразумевают то, к какому образу жизни стремится человек, какие он ставит перед собой цели.

Известно, что культура зародилась вместе с процессом саморазвития человека. Она является своего рода мерой развития. Внутренняя культура - это материальные и духовные ценности, социокультурные нормы, способы поведения и общения. Внешняя - это самореализация человека, его творческая деятельность, важная для общества, которая может изменить существующий мир, поведение человека, пример его общения с другими людьми и с миром. Естественно, что внутренняя и внешняя культура тесно взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга.

внешняя и внутренняя культура

Культура и археология

Почему культура человека, поселений, цивилизаций на разных этапах эволюции так важна в археологии? С ее помощью ученые могут воспроизвести тот шаблон обыденных действий, ценностей, который окружал человечество на определенном этапе развития. Найденные разрушенные сооружения, посуда, примеры письменности многое могут рассказать. Уже отталкиваясь от этого, можно узнать особенности предков, понять взаимоотношения между ними и окружающим социумом (если в глобальном масштабе - с другими цивилизациями, живущими на соседних континентах).

Культура и история

Еще во время существования Древней Китайской цивилизации существовал термин "жень", который означал целенаправленное воздействие человека на природу. Например, существует мир, где он обыденно находится в агрегатном состоянии. И вдруг человек создал что-то (новую валюту, новую теорию, новое орудие труда), и агрегатное состояние мира от этого изменилось. Так человек воздействовал на мир, и так он его изменил. В древней индийской цивилизации это понятие означало слово "дхарма".

внутренняя культура организации

Важная роль отводилась воспитанию и обучению человека. Так, в античные времена культуру тесно связывали с человеческим развитием. В Древней Греции существовало слово "пайдейя", означавшее "воспитанность". По этому критерию древние греки разделяли человечество на культурных людей и варваров. Но уровень воспитанности в поведении и общении отражает лишь внешнее проявление культуры.

Древнеримская цивилизация взяла за основу греческие ценности и развила их. Так культура стала соотноситься с признаками личного совершенства. Особое внимание уделялось развитию души и тела, уровню нравственного и умственного "образования". Такое представление культуры находится ближе всего к современному понятию.

Но внутренняя культура - это и наличие материальных благ. Например, характерным отражением низкого темпа развития материального производства в феодальном обществе был и низкий уровень развития культуры. Существовали и положительные всплески: эпоха Возрождения.

что входит в понятие внутренней культуры

Культура в настоящем

Сейчас термин "культура" часто употребляют в контексте сферы производства. В такой интерпретации сюда входят образование, воспитание, средства массовой информации, культурно-просветительские учреждения. Сюда же относится и все то, что сотворено человеческими руками для развития общества и мира.

Внутренняя культура

Результатом культурной эволюции является становление человеческой личности. Ведь человек познает внешнее выражение материализованной культуры, и в процессе познания у него формируется свой собственный мир. Внутренняя культура - это отношение человека к самому себе и к окружающим, это тот единственный и неповторимый человеческий внутренний мир, в котором он живет. И согласно своему миру он отождествляет все происходящее в действительности.

Критерий оценивания человека зависит от его гуманности (человечности). Так, внутренняя культура - это человеческие силы и способности, личные качества, духовность и потенциал личности, которые постоянно находятся в процессе развития.

Уровень образования и воспитания является неотъемлемой частью становления человеческой внутренней культуры. Организации, которые способствуют достижению совершенства, - это школы, академии, семинарии и другие учреждения. Они помогают человеку не только стать более интеллигентным и духовным, но и учат его профессии, благодаря которой личность сможет внести свой вклад в развитие мира.

внутренняя и внешняя культура человека

А вот и ответ на вопрос о том, что входит в понятие внутренней культуры. Интеллигентность и духовность. Наличие этих человеческих качеств означает, что личность живет по правде и совести, является справедливой и свободной, нравственной и гуманной, бескорыстной и честной. К тому же обладает чувством ответственности, высоким уровнем общего культурного развития и тактичностью. И конечно, одним из лидирующих качеств является порядочность.

Противоположность внутренней культуры

Деградация внутренней культуры человека проявляется в беспорядочном образе жизни, появлении таких качеств, как эгоизм, цинизм, безответственность, жестокость, презрительное отношение к морали.

Стоит отметить, что все эти качества, плохие и хорошие, приобретаются в процессе человеческого общения с самого детства и до конца жизни. Так что для развития внутренней культуры человеку нужно окружать себя соответствующими людьми.

Читайте также: