Власть как центральная проблема исследования политической науки кратко

Обновлено: 01.07.2024

В современной общественно-политической системе как целостном образовании выделяют следующие взаимосвязанные подсистемы:

1) производственная (экономико-хозяйственная);

Каждая из них имеет свою структуру, функции, ценности, нормы и т. д. Производственная (экономико-хозяйственная) подсистема обеспечивает материальную основу деятельности общества. Социальная сфера обеспечивает воспроизводство человека как полноправного члена общества, способствует нормальному функционированию различных социальных институтов.Духовная сфера призвана формировать гармоничные взаимоотношения человеческого общества, создавать нравственные ценности. Политическая подсистема регулирует взаимодействие и эффективное функционирование всех подсистем с целью реализации совокупных интересов общества.

Предмет политологии

1. Социально-философские и идейно-теоретические основания политики, теория политики, политическое мировоззрение того или иного исторического периода, история политических учений и традиций.

2. Политические системы, политическая культура, политические режимы.

3. Политические институты, политический процесс, политические отношения, политическое поведение.

Объект политологии – политическая сфера жизни общества (совокупность свойств, связей и отношений общества). Основополагающие объекты политологии – государство, власть и властные отношения. Политология исследует их как институты политической организации общества, реализующие всеобщий интерес.

Проблемы политологии

1. Политическая власть, ее сущность, структура и субъекты.

2. Политические системы и режимы, их преимущества и недостатки, условия изменения и смены.

3. Правовое государство и гражданское общество.

4. Формы правления и территориального устройства.

5. Типы избирательных систем, выборный процесс.

6. Политические конфликты и способы их разрешения.

7. Современные политические технологии.

8. Международные политические отношения, формирование единого европейского пространства.

Политология как комплексная наука о различных сторонах политической деятельности включает в себя следующие дисциплины.

1. Политическая философия. Изучает политические идеалы, нормы, при помощи которых функционируют различные политические системы и институты – власть, государство, права и свободы человека.

2. Теория политики. Исследует происхождение, функции, принципы построения государства, взаимосвязь государства и права, сущность власти.

3. Политическая социология. Изучает политическое поведение, движущие интересы индивидов и отдельных групп общества.

4. Политическая психология. Определяет механизмы влияния сознания, воли, эмоций, убеждений, ценностей, мотивационной сферы на политическое взаимодействие, связи и отношения.

2.Предназначение политологии в обществе выражается в ее функциях. Выделяют следующие функции политологии.

1. Теоретико-познавательная – адекватное отражение политической реальности, исследование мира реальной политики, описание и выявление его закономерностей, анализ природы властных отношений, государства, формирование комплекса знаний о политических событиях и процессах, наиболее эффективных формах развития общества.

2. Методологическая – использование знаний, накопленных наукой в целях дальнейшего исследования политической жизни, применение знаний о политике в качестве теоретической основы прикладных политических наук.

3. Рационализаторская – усовершенствование политической жизни, политических институтов, отношений, политико-управленческих решений и т. д., необходимость создания или ликвидации тех или иных политических институтов, актуальность политических реформ и реорганизаций, разработка оптимальных моделей управления государством и эффективных технологий разрешения социально-политических конфликтов.

4. Диагностическая – определение соответствия политических программ, курсов тенденциям современного общества и его реальному развитию.




5. Социализирующая – приобретение навыков анализа политической жизни, оценки власти и властвующих, формирование современной политической культуры, выработка норм позитивных отношений в рамках политического плюрализма (множественности позиций и взглядов), умение понимать свои права, декларировать свою гражданскую позицию.

Метод – это способ получения нового знания. В политологии методы – это способы изучения политики.

Политология как научная дисциплина

В современной общественно-политической системе как целостном образовании выделяют следующие взаимосвязанные подсистемы:

1) производственная (экономико-хозяйственная);

Каждая из них имеет свою структуру, функции, ценности, нормы и т. д. Производственная (экономико-хозяйственная) подсистема обеспечивает материальную основу деятельности общества. Социальная сфера обеспечивает воспроизводство человека как полноправного члена общества, способствует нормальному функционированию различных социальных институтов.Духовная сфера призвана формировать гармоничные взаимоотношения человеческого общества, создавать нравственные ценности. Политическая подсистема регулирует взаимодействие и эффективное функционирование всех подсистем с целью реализации совокупных интересов общества.

Предмет политологии

1. Социально-философские и идейно-теоретические основания политики, теория политики, политическое мировоззрение того или иного исторического периода, история политических учений и традиций.

2. Политические системы, политическая культура, политические режимы.

3. Политические институты, политический процесс, политические отношения, политическое поведение.

Объект политологии – политическая сфера жизни общества (совокупность свойств, связей и отношений общества). Основополагающие объекты политологии – государство, власть и властные отношения. Политология исследует их как институты политической организации общества, реализующие всеобщий интерес.

Проблемы политологии

1. Политическая власть, ее сущность, структура и субъекты.

2. Политические системы и режимы, их преимущества и недостатки, условия изменения и смены.

3. Правовое государство и гражданское общество.

4. Формы правления и территориального устройства.

5. Типы избирательных систем, выборный процесс.

6. Политические конфликты и способы их разрешения.

7. Современные политические технологии.

8. Международные политические отношения, формирование единого европейского пространства.

Политология как комплексная наука о различных сторонах политической деятельности включает в себя следующие дисциплины.

1. Политическая философия. Изучает политические идеалы, нормы, при помощи которых функционируют различные политические системы и институты – власть, государство, права и свободы человека.

2. Теория политики. Исследует происхождение, функции, принципы построения государства, взаимосвязь государства и права, сущность власти.

3. Политическая социология. Изучает политическое поведение, движущие интересы индивидов и отдельных групп общества.

4. Политическая психология. Определяет механизмы влияния сознания, воли, эмоций, убеждений, ценностей, мотивационной сферы на политическое взаимодействие, связи и отношения.

2.Предназначение политологии в обществе выражается в ее функциях. Выделяют следующие функции политологии.

1. Теоретико-познавательная – адекватное отражение политической реальности, исследование мира реальной политики, описание и выявление его закономерностей, анализ природы властных отношений, государства, формирование комплекса знаний о политических событиях и процессах, наиболее эффективных формах развития общества.

2. Методологическая – использование знаний, накопленных наукой в целях дальнейшего исследования политической жизни, применение знаний о политике в качестве теоретической основы прикладных политических наук.

3. Рационализаторская – усовершенствование политической жизни, политических институтов, отношений, политико-управленческих решений и т. д., необходимость создания или ликвидации тех или иных политических институтов, актуальность политических реформ и реорганизаций, разработка оптимальных моделей управления государством и эффективных технологий разрешения социально-политических конфликтов.

4. Диагностическая – определение соответствия политических программ, курсов тенденциям современного общества и его реальному развитию.

5. Социализирующая – приобретение навыков анализа политической жизни, оценки власти и властвующих, формирование современной политической культуры, выработка норм позитивных отношений в рамках политического плюрализма (множественности позиций и взглядов), умение понимать свои права, декларировать свою гражданскую позицию.

Метод – это способ получения нового знания. В политологии методы – это способы изучения политики.

Феномен власти изучается многими науками: социологией, психологией и политологией. Нас интересует власть в рамках политологии, так как один из элементов, составляющих предмет политологии, является именно власть в обществе. Хотя не возможно не затронуть взгляды на это явление психологов и социологов. Для нас же является целью и задачей контрольной работы разобраться в самой сущности феномена власти, многообразия подходов к изучению власти, для того, чтобы судить о действиях политиков. Предметом контрольной работы будет являться понятие власти, как политического явления, связь явления власти с правовыми проблемами. Для этого необходимо определить, что такое власть и как она взаимодействует с другими социальными явлениями, в первую очередь с правом.

Содержание

Власть и право: понятие и способы взаимодействия…………4
Политическая власть и сферы ее влияния………………. 9

Список использованной литературы…………………………….14

Прикрепленные файлы: 1 файл

Политология (к.р.).doc

ТОМСКИЙ ГОСДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

НОВОСИБИРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Тема: Власть – центральная проблема политологии.

Контрольная работа по политологии

студентки V курса

Танаковой Веры Александровны

дом. адрес: г. Новосибирск, 2-ой Рабочий пер. д.3

доц. Угроватов А. П.

г. Новосибирск, 2005-2006 уч. год

    1. Политическая власть и сферы ее влияния………………. 9

Список использованной литературы…………………………….14

Феномен власти вызывал и продолжает вызывать интерес мыслителей и ученых разных времен. И это не удивительно, потому что это явление существует с древнейших времен и до наших дней. И что удивительно, на протяжении такого продолжительного времени власть не подверглась по своей сути никаким изменениям.

С одной стороны, это один из способов организации общества. Без властного начала организовать людей в общество невозможно. Власть присутствует в любой общности.

С другой стороны, сам феномен власти всегда связан непосредственно с ее носителем, то есть с индивидом или группой индивидов и имеет под собой социальную основу. Без ее носителя само явление власти не может существовать.

Феномен власти изучается многими науками: социологией, психологией и политологией. Нас интересует власть в рамках политологии, так как один из элементов, составляющих предмет политологии, является именно власть в обществе. Хотя не возможно не затронуть взгляды на это явление психологов и социологов. Для нас же является целью и задачей контрольной работы разобраться в самой сущности феномена власти, многообразия подходов к изучению власти, для того, чтобы судить о действиях политиков. Предметом контрольной работы будет являться понятие власти, как политического явления, связь явления власти с правовыми проблемами. Для этого необходимо определить, что такое власть и как она взаимодействует с другими социальными явлениями, в первую очередь с правом.

Итак, рассмотрим подробнее, как взаимодействуют власть и право: в чем различие этих явлений, а в чем сходство.

ВЛАСТЬ И ПРАВО: ПОНЯТИЕ И СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Оба понятия, как власть, так и право тесно связано между собой как общественные явления, которые существуют как регуляторы поведения индивидов в обществе, в государстве. Тем не менее, чтобы понять, как они взаимодействуют, необходимо рассмотреть каждое понятие в отдельности.

Итак, начнем с власти. В процессе развития человеческой мысли концепции власти рассматривались по – разному. Так, для Т. Гоббса, например власть - это средство достичь Блага в будущем и сама жизнь есть вечное и неустанное стремление к власти, прекращающееся смертью. Спустя два века А. Гамильтон утверждал, что власть – то способность или дар что – либо совершить. В начале нынешнего века М. Вебер определяет власть как возможность индивида осуществить свою волю вопреки сопротивлению других. В середине века Г. Лассуэлл и А. Каплан рассматривали применение власти как акты, воздействующие на кого – либо или предопределяющие другие действия. Р. Даль считал, что власть дает возможность одному человеку заставить другого делать то, что он по своей воле не сделал бы. 1

Современные политологи, исследующие проблему власти, также выдвигают различные концепции власти, причем отличающиеся друг от друга.

Одни считают, что власть не является собственностью одного индивида - она принадлежит группе до тех пор, пока эта группа действует согласованно. Другие - что власть не только способ воздействия на кого - либо, а действие как процесс, направленный на изменение порядка вещей. Третьи считают, что проявить свою власть по отношению к кому - либо значит затронуть его интересы, пойти против его воли и т. д.

Во всех подходах невозможно не заметить нечто общее: власть, во - первых, тесно связана с индивидом или группой индивидов, во - вторых, с таким свойством человеческого характера как воля, возможность воздействовать на кого - либо.

Власть необходима любому обществу, что бы его организовать. Организация людей в общество - это объективный, исторический процесс. Существуют различные точки зрения на то, как все это происходило. Например, теория общественного договора или божественного происхождения власти. Но известно одно, что в любом организованном обществе уже существовала власть.

Изначально феномен власти исследовался через призму господство и подчинения, и по сути своей господство - физическое или психическое подавление является одним из древнейших способов политического поведения. Как доказала история, не самый эффективный. Но психическое подавление является несомненным элементом политических отношений и на сегодняшний день. И на протяжении огромного периода времени власть в основном была сосредоточена в одних руках.

Если власть непосредственно связана с его носителем - индивидом, то следует рассматривать власть как явление психологическое. Власть, в данном случае, исследуется через восприятие и переживания человека в зависимости от своеобразности и сложности черт личности человека. Установлено, что все люди имеют индивидуальную, социальную, психическую предрасположенность к власти. Это находит отражение в том, что люди в разной степени хотят занимать положение в обществе, которое обеспечивало бы им власть или место в иерархии власти. Но реально все зависит от личных свойств и качеств личности, а также стремления к власти. Большое значение имеет воля человека, так как осуществление власти требует определенных психических усилий. Как указывает В. Амелин, что ключевыми моментами при осуществление политической власти являются - политический субъект и три условия: самостоятельность принятия решений, наличие средств и возможностей их реализации или контроля, ответственность. 2 Причем вопрос касается принятия не любых решений. Субъект власти должен четко представлять себе механизм их действия и последствия принятых решений, действовать в соответствии со стратегией и тактикой. Так как последствия принятия решений касаются не лично субъекта власти, а довольно больших групп людей, а чаще и всего государства в целом.

От характера человека зависит восприятие власти, ее сущности, содержания в соответствующих политических силах, собственных возможностей и интереса. Это восприятие может соответствовать реально существующим властным отношениям или быть в значительной степени иллюзорным. Все зависит от информированности личности и ее качеств.

Психологи выделяют определенные психологические типы людей по их стремлению к власти:

  1. Активисты, то есть люди весьма положительно относящиеся к личному участию в политической деятельности и стремящиеся к власти. Они интересуются политикой и информированы в этой сфере. К таким можно отнести 5 % населения.
  2. Компетентные наблюдатели. Представители данной категории понимают значение власти и политики, интересуются этой проблемой и имеют собственное мнение о сущности политических отношений. Если активисты выступают в роли лидеров разного уровня, то компетентные наблюдатели составляют их команду.
  3. Компетентны критики. Их интерес политике с психологической точки зрения тесно связан с остро ощутимым отвращением к политической деятельности. Эти люди резко отрицательно относятся к любой власти и политической деятельности. Компетентных наблюдателей и компетентных критиков примерно 20 %.
  4. Пассивные граждане. Они отрицательно или нейтрально относятся к личному участию в политических отношениях. Их особенность - хорошо политически осведомлены (ходят на выборы, мероприятия близким им политических партий, митинги). Но у них отсутствует устойчивый интерес к политической деятельности. Таких около 50 %.
  5. Аполитичные граждане. Это те, которые более или менее решительным образом отвергли политическую систему, стараясь жить как бы за ее рамками. Таких представителей порядка 25 %.

Для понимания психических отношений к политическим событиям большое значение имеют мотивы двух видов:

- социоцентрический, который предполагает участие во власти социальной группы, социального слоя и обладает только одной разновидностью - достижение благ только для определенного класса, нации, коллектива, клана.

- эгоцентрические, которые направлены на решение личных вопросов участия во власти и концентрируется на реализации собственных интересов личности.

Данный мотив имеет следующие разновидности:

1. Власть как господство над другими людьми. Характерен для людей, получающих удовлетворение от навязывания своей воли другим. Следует заметить, что сила власти и ее субъект вызывает восхищение. Чаще всего сильная личность устанавливает авторитарный режим. Данный мотив характеризуется эмоциональным отказом от рационализма, готовностью признать высшие силы над собой (Бог, вера), стереотипность мышления, непримиримое отношение к любым авторитетам в том числе и к авторитетам своей группы, наличие культа силы, решительный отказ от всякого равенства, агрессивность к инокомыслящим, цинизм, неприязнь к людям вообще и т.п. В истории России такими личностями были Сталин и Ельцин.

2. Власть как игра. Люди во власти ценят удовлетворение от соперничества во власти ради власти. Для данного мотива характерно наличие определенной группы с четко распределенными ролями (лидеры, воины, клоуны, челядь, шуты).

3. Инструментальный. Власть ценится исходя из того, что можно получить с ее помощью достать получить. Стремление к богатству, престижу, славе и личной выгоде. Данная характеристика и составляют основу этого мотива.

Таким образом, власть имеет своим содержанием определенный мотив, который определяет характер власти и положение властвующего субъекта.

Говоря об этом, автор имел в виду ограничение всякой государственной власти, независимо от формы государственного правления, как продукта неограниченного человековластия: власти одного в государстве самодержавном, власти многих - в либеральном, власти всех (народовластия) - в социалистическом. Сущность суверенной государственности в том, что в ней властвует субъективная человеческая воля, а не объективная сила правды, не абсолютные идеи. Потому что люди по своей природе равны и не может быть власти человека над человеком. В противном случае происходит, что судьба личности и судьба мира все еще зависит от человеческого произвола, от случайной и субъективной воли, только человеческой воли. А каждому человеку, как известно, свойственно ошибаться. Поэтому, по мнению Н. А. Бердяева, права личности, свобода человека и все высшие ценности жизни только в том случае будут незыблемы и неотъемлемы, если они установлены волей высшей, чем человеческая, и если не зависят все эти блага от случайной изменчивой воли людей, одного человека или всех. Только абсолютный, внегосударственный и внечеловеческий источник прав человека делает эти права безусловными и неотъемлемыми. Центр тяжести проблемы государства - это ограничение всякой государственной власти не человеческой волей, субъективной волей части народа или всего народа, а ограничение абсолютными идеями, подчинение государства объективному Разуму. 5 В качестве ограничителя государственной власти Н. А. Бердяев предлагает именно признаваемую совокупность прав и свобод человека, которая имеет религиозное происхождение. А, в свою очередь, при государственном абсолютизме нет места для самостоятельного источника прав личности, самой же власти - подателю права, опекуну человеческого благополучия, приписывается высшее происхождение.

Таким образом, власть по своей сути является продуктом человеческого развития в отличие от прав человека, которым автор придает божественное происхождение: право имеет своим источником не то или иное положительное государство, а трансцендентную природу личности, волю сверхчеловеческую. 6 И, соответственно, вопрос о соотношении права и власти однозначно решается в пользу права.

Таким образом, мы видим, что ядро политики составляет власть. И в истории политической мысли проблема власти всегда была одной из основных. Н.Макиавелли говорил, что власть – это реальная способность государства управлять подданными. Цель государства и политики – увеличение власти любыми способами. Орудие власти – право, основа власти – хорошие законы и хорошее войско. Социальную природу государственной власти Макиавелли выводил из борьбы знати с простонародьем. [62]

Так же традиционно понимал власть и немецкий политолог М. Вебер. По его определению, власть есть отношение господства над людьми, базирующееся на легитимном (законном)

В чем сущность власти? На этот вопрос существует несколько точек зрения:

  1. Директивная, исходит из того, что власть – господство, которое обеспечивает выполнение приказа, директивы. Данная концепция глубоко разработана американскими политологами из Чикагского университета.
  2. Функциональная, которая гласит, что власть – умение индивида реализовать функцию управления (ее предложил французский ученый М.Фуко). Следуя его утверждению, власть – отношения между субъектами, их связи, коммуникации, и, поскольку участники властных отношений неравноправны, то власть подвижна и концентрируется в точках, где пересекаются силовые линии.
  3. Созидательная говорит, что власть созидающее начало и ее задача поддерживать систему в оптимальном состоянии.
  4. Анархистская отрицает всякую власть как орудие угнетения и насилия.
  5. Социо-культурная (представитель Н.Бердяев) утверждает, что начало власти, связано со злом, она сеет зло, человек, достигший власти становится аморальным.

Немало и концепций определений власти:

А). Телеологические, то есть с точки зрения цели –власть – это реализация намеченных целей.

Б). Бихевиористские (зависят от типа поведения) – власть – это когда одни командуют, а другие подчиняются, то есть власть как самоцель.

В). Психологические – стремление к власти – это сублимация подавленного сексуального либидо (З.Фрейд) или психической энергии (К.Юнг). Высказывается мнение, что власть осуществляют при помощи гипноза, и власть основана на командовании и подчинении. Г). Системная – власть – способность системы обеспечивать исполнения ее элементами принятых обязательств (Т.Кларк, К.Дойч).

Д) Структурно-функционалистская (Т.Парсонс) – власть – это свойство социальных статусов и ролей, позволяющих контролировать ресурсы и средства влияния.

Е). Реляционистские – власть – это отношения между двумя партнерами (субъектом и объектом).

Субъект – это человек или организация, имеющие волю к власти, компетентные, авторитетные, действующие на основании приказа или распоряжения.

Объект –люди или организации, готовые к подчинению и повиновению под силой страха, привычки, убеждения, авторитета

Средства или ресурсы власти – все, что индивид использует для влияния на других. Типы ресурсов: утилитарные (материальные и социальные); принудительные ( административные наказания); нормативные ( экономические, культурные, информационные, силовые, демографические).

Процесс власти зависит от способа властвования – в первом случае объект побуждается к действию, во втором блокируется, то тесть обеспечивается его бездействие.

В чем состоит политический аспект власти? Для марксистской политологии главным всегда был классовый характер власти. В.И.Ленин самым важным считал участие во власти и устройство государственной власти. М.Вебером политический смысл власти трактовался гораздо шире. Политику он считал искусством объединения, а не разъединения людей, которая характеризуется отношениями партнерства между индивидуумами и группами людей, а не классового подчинения. По М.Веберу существует политика банков, профсоюзов, руководителей корпораций, наконец, есть политика умной жены по отношению к мужу. Таким образом, он трактует политику шире, чем марксисты, для него – это служение народу в целом. А классовая власть – лишь частный случай, который абсолютизируется марксизмом. Кроме того, согласно марксизму власть опирается лишь на насилие,. Однако власть может опираться и на закон, традицию, добровольное подчинение, религиозное почитание, единоначалие и т.п.

Особенностями политической власти являются следующие моменты:

  1. она связана со сферой политических отношений, основа которых политическое управление;
  2. она зависит от специфики политической системы, института государства;
  3. политическая власть имеет ограничения, объем которых диктуется политическим режимом;
  4. в классовом обществе политическая власть выражает интересы господствующего класса.

Понятие политического господства.

В мировой политической мысли данное понятие разрабатывали Платон, Аристотель, Цицерон, Аквинский, Августин, Макиавелли, Гоббс, Руссо, Кант, Маркс. Но признанным автором теории о политическом господстве является немецкий ученый Макс Вебер. Он не отождествляет власть с господством. Политическое господство – это когда одна из сторон требует повиновения, а другая добровольно повинуется. Добровольность повиновения, легитимность, законность власти для М.Вебера – норма. Но мотивы, по которым одни люди подчиняются другим, различны: это и интерес, и традиции, и склонности. М.Вебер предложил три чистых типа политического господства:

1.Легальный – царит в демократическом государстве, где правят законы и рациональность. Там люди лично свободны и независимы. В таких странах ценится профессионализм и компетентность.

11. Традиционный – он обуславливается моральными нормами, основанными на вере не только в законность, но и в священность ( это страны феодальной Европы и Востока). При этом типе граждане зависят от воли господина и не имеют личной свободы.

111. Харизматический – от слова – харизма ( обожествление). В государствах такого типа правителя обожествляют, приписывают ему сверхъестественные способности. Эти страны держаться на личной преданности, эмоциональной вере.[ 68 ] В таблице это можно выразить так:

Типы политического господства

ЛегальныеТрадиционныеХаризматические
Правила, нормыРациональныеПатриархальныеУстановлены лидером
Глава системыДолжностное лицоМонархПророк
Источник авторитетаДемократияТрадицияВера
Форма легитимностиВера в нормыВера в порядокВера в лидера
Тип администрацииБюрократияПодданныеСвита лидера
Тип поведенияЦелерациональныйТрадиционныйЭмоциональный

Каковы средства политического господства? Это популизм и коллективизм. Популизм – совокупность идей и движений, основанных на поверхностных, сиюминутных настроениях. Подобное происходит в основном в трудные и кризисные моменты истории, когда для многих лидеров власть становится самоцелью и они не брезгуют ничем для ее достижения. Иногда это влечет разгул охлократии, торможение социального процесса. Порой бывает и наоборот, когда умный и дальновидный политик, отказываясь от претензий на неограниченную власть, дает сильнейший толчок позитивным изменениям в обществе. Так было, например, в Америке периода борьбы за независимость, когда Д.Вашингтон отказался от президентства, несмотря на огромный авторитет в стране.

В античности лидерство носило ярко выраженный личностный характер, в средневековье превозносилось умение сплотить группу для лостижения поставленных целей, в соврменном мире ценится выдвижение программы и достижение власти. Лидерстов бывает формальным и неформальным. Природа лидерства достаточно хорошо изучена, выдвинуто много теорий, в том числе теория черт. Она утверждает, что лидерам присущи черты героя, они могут вести толпу за собой, нарвятся людям, оладают умом и алантами. Проверка данной теории не дала положительного результата. Как ни странно вссокие качества людей часто служат препятсвием к успеху, например, в бизнесе. Набор черт характера сильно варьируется в зависимост от эпохи и запросов времени. Это породило вторую волну теории черт- факторно-аналитическую концепцию. Она различает каечтсва лидера и харарктерные для него черты поведения. В.И.Ленин был добр к близким, но это не помешало ему стать тираном-деспотом, подписывающим смертные приговоры.

Ситуационная концепция объясняет лидерство слежствием определенной ситуации. Обстоятельства делают лидера. Например, лидер-пропрок не победит на прагматичном Западе, но будет вождем в исламском Иране.

Завышенной оценкой функций лидера является культ личности, это явление расцветает пышным цветом в тоталитарном обществе с подданической и патриархальной политической культурой. Так или иначе, но выдвигаясь из общей массы, лидеры сплачиваются в политическую элиту.

Избранные, мудрейшие, привилегированные слои населения, очень немногочисленные, призванные управлять другими, существовали с глубокой древности. Еще Платон говорил о мудрецах , столь нужных в его идеальном государстве. В Древней Индии это были правители-брахманы. Фундаментальные исследования элит провел Н.Макиавелли, высказавший ряд теоретических соображений по этому поводу: у элиты должны быть непременно особые качества ( образование, воспитание, происхождение); групповая сплоченность или самосознание; любое общество является элитарным; смена элит происходит в борьбе за власть; если элита стремится долго сохранить власть в своих руках, не обновляясь из народа , то наблюдается тенденция к ее вырождению.

Но только в ХХ веке политологи начали подробно исследовать данную проблему. Сорель, Парето, Моска активно занимались изучением этого вопроса. Теорию дихотомии, деления людей на управляющих и управляемых разработал итальянский политолог Г.Моска (1858 – 1941 г.г.). Первые должны иметь способность к управлению, материальное, моральное, организованное превосходство. Иногда имеет место аристократизация общества, иногда преобладает демократическая тенденция. В первом случае общество бывает закрытым и неспособно к обновлению, во втором – оно регулярно пополняется из низших слоев ( как было в СССР с классом управляющих – номенклатуры).

Соотечественник Г. Моски – В. Парето (1848 –1923 г.г.) разделил элиту по

  1. Особые свойства элиты.
  2. Взаимоотношения внутри элиты.
  3. Отношения элиты с неэлитой.
  4. Рекрутирование элиты.
  5. Роль элиты в обществе, ее влияние.

Направления современной элитарной теории.

Теории демократического элитизма говорят о существовании элитарной демократии ( представитель Й.Шумпетер), концепции плюралистических элит пишут о существовании множества элит, леволиберальные концепции ( Ч.Миллс) – о существовании одной элиты, которая занимает командные позиции и рекрутируется из своей среды, тем самым обеспечивая себе политическое господство.[72]

Каковы же причины существования элит? Их много. Это и неравные условия жизни, неодинаковое образование, разные способности и наклонности людей, различная значимость их труда. В элиту попадает наиболее привилегированная группа, политически активная, квалифицированная, стремящаяся управлять, экономически богатая, занимающая престижные позиции в обществе.

Типы элит могут быть разными: наследственная (аристократическая), ценностная (престижная), властная (обладающая властью), функциональная (управленцы). Элита делится так же на правящую, оппозиционную, открытую, закрытую (какой, например, было дворянство).

Элита бывает высшая (на 1 миллион человек 50 представителей, в З.Европе – 200 – 400 человек – ядро такой элиты), и средняя (составляет 5% населения страны, у них профессиональный статус, образование, они наиболее информированы и организованны). Есть в элите и группа маргиналов, когда они могут причислить себя к элите лишь по одному признаку.

Интересно сравнить систему отбора элиты времени административно-командной системы в СССР и элиты демократического общества:

Социализм – Отбор гильдийПредпринимательская – Демократия
1. Закрытость1. Открытость
2. Много институциональных фильтров2. Мало формальных требований
3. Закрытый круг селектората3. Широкий круг селектората
4. Воспроизводство элиты4. Конкурентность
5. Приемственность, бюрократизм, деградация5. Ценят личные качества

Институт бюрократии необходим для нормального функционирования государства. В обыденной жизни мы называем бюрократами административный персонал и часто употребление этого слова носит отрицательный смысл, так как означает волокиту, рутину.

Классическую теорию бюрократии создал немецкий политолог начала ХХ века Макс Вебер. Суть ее в нескольких моментах:

  1. В организации должно быть четкое разделение труда и высокая специализация, что повышает профессионализм работников.
  2. Должности в организации располагаются по иерархическому принципу ( каждый ответственен перед вышестоящими и обладает властью над нижестоящими).
  3. Организация имеет специальный административный штат из служащих разного уровня, которые должны обеспечить ее нормальное функционирование.
  4. Действия лиц строго подчинены инструкции и правилам, которые обеспечивают единоообразие процесса и делает неизменной работу в зависимости от изменения штиатов.
  5. Должностные лица должны действовать беспристрастно.
  6. Администартивный работник имеет право на продвижение по службе, карьеру, может рассчитыввать на высокий оклад, льготы и хорошую пенсию. [73]

В марксистской литературе понятию бюрократия придается негативный смысл, она оторваная от народа, чуждая ему и управляющая им система, которая заботится о собственном сохранении и воспроизводстве. Это государство в государстве. Для бюрократа вышестоящий чиновник – самый высокий авторитет. При этом бюрократия тесно связана с демократией, бюрократия является спутником становления демократических институтов.

Так было на Западе, так происходит сегодня в России. [74]


1. Что такое Власть и каковы её основные виды. Причины возникновения политической власти.

2. Субъекты и объекты политической власти. Основания власти (харизматическое, традиционное, рациональное).

3. Ресурсы власти и каково их назначение. Функции политической власти.

4. Легитимность власти и как она достигается в условиях тоталитаризма, авторитаризма и демократии.

5. Типы политической власти. Разделение и распределение власти в различных политических режимах в парламентских, президентских, авторитарных, ассамблеи, президенциализма.

1. Что такое власть, каковы её основные признаки. Причины возникновения политической власти.

Власть это способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких – либо средств – воли, авторитета, права, насилия.

Существуют разные виды власти: экономическая, политическая (государственная, общественная), семейная.

По субъектам различают классовую, групповую, личную власть. По формам проявления власти: господство, руководство, управление, организация, контроль.

Социальными предпосылками власти считаются индивидуальные и групповые, сословные и классовые различия, обусловленные разделением труда, размером собственности, распределением властных функций и т.д.

Наиболее важный вид власти – политическая власть, как реальная возможность какого - либо класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Центральным институтом политической власти является государство, которое в отличие от других институтов, опирается на специальный аппарат принуждения.

В зависимости от доминирующей роли убеждение или принуждения выделяют основные формы существования политической власти: демократическая, авторитарная и тоталитарная.

Политическая власть подразделяется на виды: политико-государственную и политико-негосударственную. Государственная власть делится на: законодательную, исполнительную и судебную власть.

Французский политолог М. Дюверже выделял три исторических формы власти: анонимная власть, распылённая среди членов примитивного сообщества; индивидуализированная власть, возникающая с усложнением процессов разделения труда и появления новых видов деятельности; институализированная власть, опирающаяся на деятельность специальных институтов, которые выполняют определённые функции.

Политическая власть – понятие, обозначающее реальную способность определённого класса либо иной большой социальной группы или большинства данного общества, а также представляющих их организаций и индивидов проводить свою волю по отношению к другим группам, отдельным индивидам, осуществлять общие интересы и цели насильственными и ненасильственными средствами.

На вопрос о первичных истоках существования власти политической мыслью накоплено несколько концептуальных подходов. Первый, наиболее древний, объясняет власть как явление космогоническое, теологическое. Так, согласно древнекитайской версии народ имеет отца, императора. Требование подчинения ему абсолютно, так как он Сын Неба. Вся власть сосредоточена в императоре. Все остальные являются только помощниками в осуществлении личной власти императора. У древних евреев верховный законодатель – Иегова. Чтение законов доступно пророкам. Платон также ищет объяснение власти через соотношение Космоса и человека. Одно из начал, пронизывающих человека, - это разумное начало. Оно воплощено в философах, их мудрости и рассматривается источником власти. Разумное начало умеряет другое начало в человеке – яростное, вожделеющее. Овладение властью людьми с другим началом извращает власть и губит общество.

С очеловечиванием истории, социальной теории источник и назначение власти видятся в человеческой натуре, агрессивности, и необходимости её обуздать, в воле к власти.

По Ницше, все формы человеческого поведения маскируют извечное антропологическое свойство человека – его волю к власти. Разница в характере и масштабах воли. У слабых это – воля к свободе, у более сильных – воля к большему, чем свобода – справедливости. У самых сильных – любовь к человечеству и подавление чужой воли.

Сторонники антропологического принципа и психоанализа также анализируют политическую власть на основе первичного понимания власти. Истоки власти видят в неосознанной двойственности человека, его потребности в автономии и невозможности жить вне социальной среды. Воля к власти рассматривается естественным свойством человека, выражением его агрессивности и стремления к большему и лучшему и воплощением необходимой человеку среды, его желания выжить.

В современной политологии подходы к решению вопроса следующие:

1. Классовая (Марксистская) концепция: признание классовой природы политической власти. Власть определяется как организованное господство одного экономически доминирующего класса над другими общественными классами.

2. Элитарная: исходит из разделения общества на элиту и массы, и представляет собой отношение между господствующей элитой (меньшинством) и подчинёнными массами (большинством).

3. Структурно – организационная: власть проистекает из универсальности иерархической структуры организации политической жизни, предполагающей отношения подчинения низших уровней структур высшим. Власть – это социальное сосредоточение командования; это то, что в обществе является организованным, структурным, безличным, представительным. В контексте структурно – организационной концепции политическое не рассматривается ни как первичное, ни как вторичное по отношению к социально – экономическим и прочим факторам. Политическая власть вторична лишь по отношению к обществу в целом. Общество является материей, которой политическая деятельность придаёт форму.

Раздел: Политология
Количество знаков с пробелами: 22479
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 1


Тульский государственный педагогический университет им Л.Н. Толстого
Кафедра политологии и социологии
П/р Колмаковой Н.Н.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ.

Феномену власти уделяли пристальное внимание все выдающиеся представители политической науки. Каждый из них внес свой вклад в разработку теории власти.

Современные концепции власти очень многообразны. В рамках учебной лекции целесообразно сформулировать обобщающие положения.

В самом широком смысле слова власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, насилия. В таком аспекте власть бывает экономическая, политическая, государственная, семейная и прочая. Такой подход также требует разграничения классовой, групповой и личной власти, которые переплетаются между собой, но не сводятся друг к другу.

Наиболее важным видом власти является политическая власть. Политическая власть – это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Политическая власть характеризуется или социальным господством, или ведущей ролью, или руководством тех или иных групп, а чаще всего различными сочетаниями этих качеств.

Надо еще заметить, что понятие политическая власть шире понятия государственная власть. Политическая власть реализуется не только органами государства, но и через деятельность партий, общественных организаций различного типа. Государственная власть – своеобразное ядро политической власти. Она опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население той или иной страны. Государство располагает монопольным правом разрабатывать законы и другие распоряжения, обязательные для всех граждан. Государственная власть означает определенную организацию и деятельность в осуществлении целей и задач этой организации.

В политологии используется понятие источник власти. Источники, или основания, власти разнообразны, поскольку многообразна структура общественных отношений. Под основаниями (источниками) власти понимаются средства, которые используются для воздействия на объекты власти с целью достижения поставленных задач. Ресурсы власти – это потенциальные основания власти, то есть средства, которые могут быть использованы, но еще не используются или используются недостаточно. Вся совокупность используемых и возможных оснований власти составляет ее потенциал.

Общепризнанным источником власти является сила. Однако сама сила также имеет определенные источники. Источниками силы могут быть богатство, занимаемое положение, владение информацией, знания, опыт, особые навыки, организация. Поэтому обобщенно можно сказать, что источник власти – это совокупность социальных факторов, создающих преобладающую, доминирующую, господствующую волю. Иными словами, это экономические, социальные, психологические основы политической власти.

Государственная власть может добиваться своих целей различными средствами, в том числе идеологическим воздействием, убеждением, экономическим стимулированием и иными косвенными способами. Но только она обладает монополией на принуждение с помощью специального аппарата в отношении всех членов общества.

К основным формам проявления власти относятся господство, руководство, управление, организация, контроль.

Политическая власть тесно связана с политическим лидерством и авторитетом, которые в определенных значениях выступают как формы осуществления власти.

Возникновение и развитие политической власти обусловлено жизненными потребностями формирования и эволюции общества. Поэтому власть, естественно, выполняет исключительно важные специальные функции. Она является центральным, организационным и регулятивно контрольным началом политики. Власть присуща организации общества и необходима для поддержания его целостности и единства. Политическая власть направлена на регулирование общественных отношений. Она является инструментом, основным средством управления всеми сферами общественной жизни.
(к содержанию)

Надо иметь в виду, что легитимность политического явления не означает его юридически оформленной законности. Легитимация не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом. Легитимная власть основана на признании права носителей власти предписывать нормы поведения другим индивидам. Легитимная власть – это такая власть, которой доверяют, которую признают правомерной граждане данного государства, по крайней мере, их большинство.

Таким образом, легитимность основывается на убеждении в правомерности данной политической власти. Но само такое убеждение граждан может быть обусловлено разными факторами. Поэтому в политологии существует типологизация легитимности власти.

Современная типологизация легитимности ведет начало от Макса Вебера. Он предложил выделять три ее вида.

Первый вид легитимности – традиционный, то есть основанный на неписанных законах традиций, обычаев. Второй вид – харизматический, эмоционально-волевой, основанный на вере в особые, выдающиеся, сверхъестественные качества лидера, вождя. Третий вид – рациональный, основанный на принятых в государстве законах и порядках, разумных суждениях.

III. Важнейшей чертой демократической власти является разделение властей.

Теория разделения властей, то есть теория о соотношении властей в государстве, впервые выдвинута Д. Локком, затем развита Ш.Монтескье, в последующее время разрабатывалась многими юристами, философами, политологами.

Принцип разделения властей, точнее реализация этого принципа – одно из важнейших условий предотвращения узурпации власти и культа личной власти.

Разделение властей предполагает разграничение их функций, компетенции, создание системы противовесов. Однако разделение не означает разобщенности в деятельности органов власти.

Современная демократия как форма организации политической власти и всей общественной жизни является на сегодняшний день высшим и наиболее совершенным достижением человечества в этом плане с точки зрения самоценности личности. В противоречивом взаимодействии и единстве функционируют государство и гражданское общество, власть и свобода, права человека и его обязанности, ответственность перед обществом. Достижению относительной гармонии в сочетании этих противоречивых сторон жизни общества во многом способствует эффективная реализация принципа разделения властей.

Порядок формирования, отношения, компетенция и функции трех ветвей власти в каждой демократической стране определяются конституцией. Как конституционное закрепление, так и практическая реализация принципа разделения властей и разграничения их компетенции в разных странах имеют свои особенности. Но опыт всех демократических стран показывает, что данный принцип предполагает при целостности государственной власти необходимость разделения трех ветвей и четкого разграничения их компетенции и функций.
(к содержанию)

Читайте также: