Анализ организации работы школы с родителями при наборе детей в 1 класс

Обновлено: 04.07.2024

составлен план работы с родителями будущих первоклассников
Предполагаемый результат:
- улучшение взаимоотношений родителей с ребенком, их лучшее взаимопонимание;
- изменение места, которое занимают дети в жизни родителей;
- освоение родителями конкретных умений в воспитании своего ребенка;
- осознание родителями значимости своей воспитательной деятельности;
- появление родительской ответственности.

Оценить 994 0

Семья — первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок — будущий школьник, какова, по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки. Поэтому многое зависит от характера внутрисемейных отношений и от понимания родителями важности правильного воспитания в семье.

Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных ситуациях и условиях. Поэтому нельзя недооценивать роль семьи в подготовке детей к школьному обучению

В настоящее время основной формой подготовки детей к школе являются дошкольные общеобразовательные учреждения.

Таким образом, проблема готовности, а скорее неготовности к школьному обучению актуальна не только для учителей, принимающих детей в первый класс, и педагогов, на которых непосредственно лежит нагрузка предшкольной подготовки, но и для родителей, которые хотят видеть своих детей успешными в школе. Именно поэтому образовательные учреждения в своей деятельности призваны помочь родителям приобрести необходимые педагогические знания, узнать особенности физического и психического развития ребенка предшкольного возраста, познакомить их с практическими методами работы по подготовке детей к школе. В план работы образовательного учреждения необходимо включить такие мероприятия по педагогическому просвещению, которые наиболее востребованы среди родительского сообщества.

Одной из наиболее эффективных форм сотрудничества, обеспечивающей содержательное взаимодействие с родителями будущих первоклассников, является лекторий (с практическими занятиями и разработкой практических рекомендаций).

предупреждение и преодоление проблем адаптации у детей при переходе на новую ступень развития;

сохранение их здоровья и эмоционального благополучия;

формирование положительного отношения к школе и процессу обучения;

В развитии у детей когнитивных функций (свойств и видов внимания, слухоречевой памяти, наглядно-образного мышления, мыслительных операций классификации и обобщения, умения выделять существенные признаки, зрительного, пространственного и слухового восприятия, воображения, связной речи);

В обогащении и уточнении словарного запаса детей, расширении кругозора и осведомленности;

В совершенствовании фонематического восприятия и формирования основ звукового анализа и синтеза;

В формировании компонентов произвольной регуляции (умения действовать по словесной инструкции взрослого, по заданному образцу), произвольности психических процессов;

В развитии мелкой моторики руки, зрительно-моторной координации;

В формировании пространственных и пространственно-временных представлений;

В формировании учебной мотивации, развитии любознательности.

Предполагаемый результат:

- улучшение взаимоотношений родителей с ребенком, их лучшее взаимопонимание;

- изменение места, которое занимают дети в жизни родителей;

- освоение родителями конкретных умений в воспитании своего ребенка;

- осознание родителями значимости своей воспитательной деятельности;

- появление родительской ответственности.

План работы с родителями будущих первоклассников

Дата проведения

Мероприятие

Проктическая работа

Психофизиологическая готовность

1.Родительское собрание № 1Особенности

психофизической готовности детей к школе

б) нужно ли учить писать до школы;

в) игры и упражнения для развития мелкой моторики руки и графических навыков..

2. тесты для определения уровня развития мелкой моторики руки, рекомендации по подготовке руки ребенка к письму, упражнения для развития графических навыков

2.Показательные упражнения с шариками Су-Джок.

Психолого-педагогическая готовность

1.Памятка для родителей Что такое произвольность?

а) произвольная регуляция;

б) зачем нужно развивать внимание;

в) формирование предпосылок учебной деятельности;

г) развитие произвольности поведения и внимания.

.Игра "Бывает - не бывает"

."да" и "нет" не говорите.

1. Беседа .Развитие психических процессов в старшем дошкольном возрасте.

а) развитие мышления и памяти детей;

б) развитие математических представлений у дошкольников.

Беседа о психических процессах и элементарных математических представлениях дошкольника, необходимости и возможностях их развития; тесты для определения уровня сформированности математических представлений и психических функций

Игра с геометрическими формами в кругу.

1. С чего начинать обучение грамоте в семье.

а) нужно ли учить читать до школы;

б) первые правила для успешного обучения чтению дошкольника;

в) развитие причинно-следственных связей.

Беседа о необходимости и возможностях обучения грамоте до школы, развитие фонематического восприятия, слухо-речевой памяти, основ звукового анализа и синтеза.

4. Муз-познавт. развлечение ко Дню Независимости РК

7. Новогодний утренник

Игра на букву Б., в, тд

Стихи-загадки о буквах.

Социально-личностная готовность

Родительское собрание № 2 «Социально-личностная готовность к школе.

а) что такое социально-личностная готовность ребенка к школе;

б) внутренняя позиция школьника;

в) как прожить хотя бы один день без нервотрепки.

Беседа о внутренней позиции школьника как новообразовании дошкольного детства, тест для оценки уровня тревожности родителей и детей, рекомендации родителям, элементы тренинга мышечного расслабления.

.Анкета для родителей.

1.Развитие коммуникативных навыков.

Роль семьи в развитии коммуникативных навыков ребенка. Беседа о социальном и личностном развитии будущих первоклассников, тесты, рекомендации по развитию навыков общения и стратегии позитивного оценивания.

3.Утренник, посвященный 8 марта

4. Консультация для родителей "Наурыз Мейрамы"

Школьная адаптация

1. Что такое адаптация к школе?

а) как помочь ребенку в период школьной адаптации;

б) школьные неврозы и их диагностика;

в) 10 заповедей для мамы и папы будущего первоклассника.

Беседа (раскрывается понятие адаптации, стадии школьной адаптации, пути поддержки в период адаптации, пути предупреждения и коррекции школьных неврозов).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как организовать работу с родителями при наборе детей в школу? Работа с родителями при наборе детей в школу организуется в несколько этапов.

1-й этап — конец февраля — начало марта. Организационное собрание родителей, желающих отдать своих детей в школу. Цель — дать общее представление о системе работы с детьми, определить порядок набора детей в первый класс. Данное собрание проводит директор школы совместно с учителями будущих первых классов.

2-й этап — март. Проведение занятий с родителями. Цель — принятие каждым родителем основных принципов работы учебного заведения. Детям будет легче учиться, если родители понимают и принимают воспитательные принципы школы, когда они становятся единомышленниками педагогического коллектива. Родители должны четко себе представлять, куда они собираются отдать своего ребенка, особенно это важно в системах развивающего обучения.

Формы проведения занятий: круглые столы с родителями по проблемам воспитания и обучения детей (для выявления педагогических позиций родителей, их запросов на образовательную деятельность школы), беседы по основным положениям обучения в данной образовательной системе (показать особенности работы с детьми и ее направления в течение всего периода обучения с 1 -го по 11 -й класс); показ видеозаписей уроков и внеурочных мероприятий, демонстрация выставок детских работ, анкетирование.

3-й этап — апрель. Собеседование с родителями. Цель — выявить родителей, принимающих подходы данной конкретной школы к образованию современных детей и готовых стать союзниками в осуществлении намеченных целей; познакомиться с их ребенком опосредованно, через рассказ родителей о нем.

Фактически после разговора с родителями можно формировать списки детей, зачисленных в первый класс.

Задача встречи — выявить общий эмоциональный фон каждого ребенка, определить тип высшей нервной деятельности (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик), способность общаться со взрослыми и сверстниками. В течение 30 минут педагоги организуют коллективную игру и принимают в ней участие. Родители в это время в другом помещении заняты оформлением документов (заявление, родительский договор и т.п.).

Результаты знакомства с детьми в группе обсуждаются педагогами сразу после окончания встречи. По итогам обсуждения формируются классы и намечается общий план действий педколлектива с этими детьми на сентябрь.

5-й этап — конец мая. Определение состава класса и проведение первого общего родительского собрания. На этом собрании родители знакомятся со всем педагогическим коллективом школы, с учебными дисциплинами, изучать которые будут дети. Определяется план действий по подготовке классов к началу учебного года.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Организация работы с родителями первоклассников в адаптационный период

Учитель начальных классов Дурнева Т.В.

Первый год в школе – это своего рода испытательный срок для родителей, когда четко проявляются все особенности воспитания в семье и отношения с ребенком, в том числе: невнимание к ребенку, незнание его особенностей, отсутствие контакта и неумение помочь [2, с.46]

Поэтому работа учителя (воспитателей) в этот период должна быть направлена на оказание помощи родителям в установлении отношения сотрудничества с детьми, чтобы процесс приспособления первоклассника к школе, к новым условиям существования, к новому виду деятельности и новым нагрузкам прошел безболезненно.

Самое главное – создать атмосферу взаимопонимания, доброго взаимоотношения, доверия. Это невозможно без хорошего знания родителями особенностей процесса адаптации, без их убежденности в том, что ребенку необходима их помощь и поддержка, без умения оказывать эту помощь и поддержку.

Работа учителя с родителями направлена на ознакомление их с особенностями и условиями адаптации детей к учителю, приемами и способами педагогической поддержки детей, мотивированием пап и мам на оказание помощи детям в адаптации, на сплочение детско-родительского коллектива.

Работа с родителями проводится в следующих формах[2, с.48]:

посещение родителей (изучить обстановку, атмосферу в семье, условия проживания ребенка);

родительские собрания (обсуждения важных вопросов, проведение просветительских бесед);

заседания родительского комитета;

индивидуальное обращение учителя (конверт с записями об успехах и трудностях ребенка);

день открытых уроков (посещение уроков родителями);

проведение совместных праздников.

Посещение семьи проводится до начала школьного обучения. Учитель знакомится с семьей, выявляет отношение родителей к обучению, их ожидания и сомнения, страхи. Дает учитель и рекомендации по организации рабочего места, по формированию оптимистического ожидания ребенка к школе[3, с.26].

На первом родительском собрании учитель знакомит родителей между собой, сообщает им особенности адаптационного периода, предостерегает от ошибок и трудностей, обращает внимание родителей на изменения в режиме дня, на особенности детей младшего школьного возраста и второго физиологического кризиса на данной стадии онтогенеза, на питание школьника, какие формы и методы поощрения использовать при воспитании ребенка.

В адаптационный период проводятся собрания по следующим темам:

Первый раз в первый класс. Здесь обсуждаются такие вопросы:

особенности детей младшего школьного возраста;

адаптация детей к школе;

как поощрять детей;

мешают ли игрушки учиться?

Ваш ребенок – ученик. Обсуждению подлежат такие проблемы:

как организовать досуг школьника;

о развитии внимания школьника.

Кроме собраний проводятся консультации на важные темы:

О развитии усидчивости.

Как научить учиться?

Отклонения в поведении (профилактика).

Воспитание в семье.

День открытых дверей проводится в целях ознакомления родителей с учебно-воспитательным процессом, который организован в учреждении.

Уже на первом родительском собрании рекомендуется провести анкетирование, чтобы выявить проблемы, интересующие родителей.

Для сплочения детского и родительского коллективов целесообразно проводить совместные праздники. Не стоит забывать, что дети только недавно начали учиться, а игра все еще является для них важным элементом любой деятельности. Поэтому можно организовать выезд в начале сентября на природу, где совместить игры на свежем воздухе, изучение леса и знакомство родителей между собой [1, с.14].

Правильно организованная работа с родителями позволяет избежать трудностей и ошибок семейного воспитания в адаптационный период ребенка к школе.

Коломинский Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский Е.А. Панько. - М., 2008.-265с.

Психолого-педагогическое сопровождение в процессе адаптации шестилетних первоклассников к обучению в школе: методические рекомендации/ Под редакцией Н.В.Калининой. – Ульяновск: УИПКПРО, 2004. – 56 с.

Соловейчик С.М Педагогика для всех / С.М. Соловейчик . — М.: Просвещение, 2007. – 585 с.

Как организовать работу с родителями при наборе детей в школу?

Работа с родителями при наборе детей в школу организуется в несколько этапов.

1-й этап — конец февраля — начало марта. Организационное собрание родителей, желающих отдать своих детей в школу. Цель — дать общее представление о системе работы с детьми, определить порядок набора детей в первый класс. Данное собрание проводит директор школы совместно с учителями будущих первых классов.

2-й этап — март. Проведение занятий с родителями. Цель — принятие каждым родителем основных принципов работы учебного заведения. Детям будет легче учиться, если родители понимают и принимают воспитательные принципы школы, когда они становятся единомышленниками педагогического коллектива. Родители должны четко себе представлять, куда они собираются отдать своего ребенка, особенно это важно в системах развивающего обучения.

Формы проведения занятий: круглые столы с родителями по проблемам воспитания и обучения детей (для выявления педагогических позиций родителей, их запросов на образовательную деятельность школы), беседы по основным положениям обучения в данной образовательной системе (показать особенности работы с детьми и ее направления в течение всего периода обучения с 1 -го по 11 -й класс); показ видеозаписей уроков и внеурочных мероприятий, демонстрация выставок детских работ, анкетирование.

3-й этап — апрель. Собеседование с родителями. Цель — выявить родителей, принимающих подходы данной конкретной школы к образованию современных детей и готовых стать союзниками в осуществлении намеченных целей; познакомиться с их ребенком опосредованно, через рассказ родителей о нем.

Фактически после разговора с родителями можно формировать списки детей, зачисленных в первый класс.

Задача встречи — выявить общий эмоциональный фон каждого ребенка, определить тип высшей нервной деятельности (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик), способность общаться со взрослыми и сверстниками. В течение 30 минут педагоги организуют коллективную игру и принимают в ней участие. Родители в это время в другом помещении заняты оформлением документов (заявление, родительский договор и т.п.).

Результаты знакомства с детьми в группе обсуждаются педагогами сразу после окончания встречи. По итогам обсуждения формируются классы и намечается общий план действий педколлектива с этими детьми на сентябрь.

5-й этап — конец мая. Определение состава класса и проведение первого общего родительского собрания. На этом собрании родители знакомятся со всем педагогическим коллективом школы, с учебными дисциплинами, изучать которые будут дети. Определяется план действий по подготовке классов к началу учебного года.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе рассматриваются особенности организации адаптационного периода у обучающихся 1 классов. Представленная система работы с родителями является одним из условий эффективного введения в школьную жизнь первоклассников.

Также в работе освещается вопрос сопровождения социально-психологической адаптации первоклассников к школе как одно из эффективных условий ее протекания.

Особое внимание уделяется роли семьи в организации комфортной адаптации первоклассников.

В приложениях содержатся:

- сценарий родительсконго собрания "Здравствуй, школа!"

- памятки родителям первоклассников

- методические рекомендации для родителей будущих первоклассников

- советы врача "Скоро в школу!"

- 10 заповедей для мамы и папы будущего первоклассника

- практические рекомендации родителям будущих первоклассников.

Методическая разработка может быть полезна педагогам школ и родителям учащихся.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 34 пгт. Джубга

Работа с родителями

как необходимое условие эффективной организации адаптационного периода первоклассников

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 34 пгт. Джубга

Работа с родителями

как необходимое условие эффективной организации адаптационного периода первоклассников

Автор – составитель: Щеголихина Н.Б.

В работе рассматриваются особенности организации адаптационного периода у обучающихся 1 классов. Представленная система работы с родителями является одним из условий эффективного введения в школьную жизнь первоклассников. Методическая разработка может быть полезна педагогам школ и родителям учащихся.

Автор – составитель: Щеголихина Наталья Брониславовна – учитель начальных классов МБОУ СОШ № 34 пгт. Джубга

Первый год обучения в школе — чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы.

Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем развития, с трудом переносят нагрузку, у многих первоклассников, еще не сформировалась способность подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.

В ответ на новые повышенные требования у первоклассника могут появиться жалобы на усталость, головные боли, возникнуть раздражительность, плаксивость, нарушение сна. Снижаются аппетит детей и масса тела. Случаются и трудности психологического характера, такие как, например, чувство страха, отрицательное отношение к учебе, учителю, неправильное представление о своих способностях и возможностях.

В это время остро встает вопрос, как помочь ребенку без ущерба для здоровья перейти от игровой к новой очень сложной учебной деятельности.

Начало обучения в школе совпадает с интенсивным психическим развитием. Идет формирование познавательной деятельности, развиваются различные виды памяти, словесно-логическое мышление. Высокая эмоциональность способствует преобладанию непроизвольных реакций. Но ученики уже могут сознательно управлять своим поведением, подчиняться необходимым требованиям – развивается произвольность. В младшем школьном возрасте у детей активно происходит формирование внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии.

Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но для многих из них школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для этих детей период адаптации к школе может быть травмирующим.

Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Преодоление всех трудностей адаптационного периода невозможно без активного участия в этом родителей первоклассников. Именно их неравнодушное отношение к своему ребенку, является залогом того, что вхождение первоклассника в школьную жизнь станет для него комфортным и запоминающимся периодом.

В связи с этим далее в работе будут рассмотрены возможные формы работы педагога с родителями первоклассников.

Работа с родителями как необходимое условие эффективной организации адаптационного периода первоклассников

1. Сопровождение социально-психологической адаптации первоклассников к школе как одно из эффективных условий ее протекания

Адаптированность – уровень фактического приспособления человека, его социального статуса и самоощущения, удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью.

В современной образовательной практике, наряду с формированием знаний и умений, в число приоритетных, включены цели, связанные с общим личностным развитием и сохранением психологического здоровья учащихся. Существенное значение в их достижении имеет психолого-педагогическое сопровождение обучаемых.

Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что, являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие. Механизмы же приспособления, возникшие в процессе адаптации, вновь и вновь актуализируясь и используясь в сходных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера.

Согласно М.М. Безруких, процесс адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности.

Первый этап – ориентировочный, характеризующийся бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Длится две-три недели.

Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе затраты снижаются, бурная реакция начинает затихать.

Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.

Выделяются группы детей, дающих легкую адаптацию, средней тяжести и тяжелую.

При легкой адаптации состояние напряженности организма компенсируется в течение первой четверти.

При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия, что можно считать закономерной реакцией организма на изменившиеся условия жизни.

У части детей адаптация к школе проходит тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года, и это свидетельствует о непосильности учебных нагрузок и режима обучения для организма данного первоклассника.

Критериями благополучной адаптации детей к школе М.М. Безруких предлагает считать благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы. Индикатором трудности процесса адаптации к школе, как правило, являются изменения в поведении детей.

Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября происходит освоение и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом. Это легкая форма адаптации.

Вторая группа детей имеет длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти дети испытывают трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными школьным требованиям. Это форма средней тяжести адаптация.

Третья группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, родители. Это тяжелая форма адаптации. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников. Среди этих детей могут быть те, кто нуждается в специальном лечении – ученики с нарушениями психоневрологической сферы, но могут быть и ученики, не готовые к обучению. Если вовремя не разобраться в причинах плохого поведения, не скорректировать затруднения адаптации, то все вместе может привести к срыву, дальнейшей задержке в развитии и неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья ребенка. Так или иначе, плохое поведение – сигнал тревоги, повод внимательнее посмотреть на ученика и вместе с родителями разобраться в причинах трудности адаптации к школе.

Выше отмечалось, что сроки адаптации первоклассников могут быть различными. Обычно устойчивая приспособляемость к школе достигается в первом учебном полугодии. Однако нередки случаи, когда этот процесс продолжается на протяжении всего первого года. Это может иметь разные причины: индивидуальные особенности развития, те или иные отклонения в состоянии здоровья, травма или тяжелое инфекционное заболевание на протяжении последнего перед учебой года.

Такие дети труднее приспосабливаются к требованиям школы. Они быстро утомляются, у них низкая работоспособность, плохая успеваемость. Нередко выявляются ухудшения в состоянии здоровья: головные боли, нарушения сна, повышенная раздражительность и плаксивость.

Однако постепенно в процессе обучения ребенок догоняет своих сверстников. Но на это уходят месяцы, а иногда и весь первый год обучения. Поэтому задача взрослых — создать такие условия, в которых описанные трудности не будут неблагоприятно отражаться на здоровье и успеваемости ребенка, вызывая нежелание учиться.

2. Роль семьи в организации комфортной адаптации первоклассников

Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Велика роль учителя начальных классов в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса.

Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении, должна вестись в целостной системе. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения.

Как известно, в первый раз в первый класс идет не только ребенок, но и его родители. Этот период - один из этапов жизненного цикла семьи, связанного с моментом, когда дети выходят во внешний мир. Он очень ответственный и волнующий. Он также познавательный, в том числе и для родителей, готовых учиться лучше понимать своих детей.

Поэтому становится необходимым знакомить родителей с перспективами развития детского коллектива, дать им возможность стать активными участниками классных дел; проводить просвещение родителей по вопросам семейного воспитания и психологического просвещения с привлечением различных специалистов, возможно, из среды самих же родителей; создавать условия для принятия совместных решений по вопросам жизнедеятельности классного коллектива.

Это определяет следующие цели совместной работы с родителями учащихся: помочь родителям в повышении их педагогической культуры; подготовить родительский коллектив к большей самостоятельности и гибкости в общении с педагогами в среднем и старшем звене; развивать коммуникативные способности родителей в классном родительском коллективе; способствовать снижению факторов риска в детско-родительских отношениях.

В последнее время выросло отчуждение между детьми и родителями. Утрачены семейные традиции. Поэтому в этих условиях образовательные учреждения должны вернуть авторитет семье.

Одно из направлений деятельности классного руководителя - это семья, в которой растет, формируется и воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет на воспитательный потенциал семьи.

Рассмотрим основные формы работы с родителями первоклассников в период адаптации к школьной жизни:

1. Родительские собрания -1 – 2 раза в четверть

2. Индивидуальные беседы – по мере необходимости

3. Консультации (индивидуальные и по группам) – 1 раз в неделю

4. Организация совместной деятельности родителей и детей класса – 1 раз в четверть:

- привлечение родителей к проведению праздников;

- привлечение родителей к организации экскурсий;

- привлечение родителей к общественно-полезному труду в классном кабинете

5. Организация работы классного родительского комитета

6. Организация родителей для участия в работе общешкольного родительского комитета и Попечительского совета

7. Поощрение родителей за сотрудничество - в конце четверти, по итогам года, по итогам начальной школы

8. Родительские (семейные) вечера - форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера - это праздники общения родителей и детей. Именно на таких мероприятиях раскрываются творческие способности детей.

Благодаря такому построению работы с родителями можно говорить не только о повышении педагогической культуры родителей. Это и сплочение коллектива родителей, включение их в решение различных организационных вопросов.

Так решается целый ряд задач, возникающих в процессе учебно-воспитательной работы, вопросов, поставленных жизнью на каждом конкретном этапе деятельности учителя и родителя. И чем разнообразнее и интереснее будут формы общения педагогов и родителей, тем больше положительных результатов принесут родительские собрания.

Подводя тоги можно сказать, что совместная работа по воспитанию детей в школе и дома оказывает непосредственное влияние на удовлетворенность родителей педагогической деятельностью, благоприятное течение адаптации первоклассников к процессу обучения.

Читайте также: