Кабинет вожатого в школе как оформить

Обновлено: 01.07.2024

У каждого вожатого должна быть своя папка, которая сможет в любой момент пригодиться и никогда не станет лишней в багаже.

Обязательное в твоей папке:
— Ксерокопии твоих документов: паспорт, полис, ИНН, СНИЛС
— Конвенция о правах ребенка
— Правила противопожарной безопасности
— Инструкция по охране жизни и здоровья детей при:
1. Проведении походов, прогулок, экскурсий
2. Купании детей
3. Проведении спортивных мероприятий
— Персональная ответственность вожатого
— Экстренная медицинская помощь
— Возрастные особенности детей:
1. Младший возраст
2. Средний возраст
3. Старший возраст

Игротека
— Игры в организационный период (по возрастам)
— Игры в основной период (по возрастам)
— Игры в заключительный период (по возрастам)
— Ситуативная игротека: игры с залом, в автобусе, походе, на море и т.п.
— Список необходимых материалов
Упражнения
— Упражнения:
1. На сплочение
2. Взаимодействие
3. Выявление лидера отряда
— Список необходимых материалов
Огоньки
— Сценарии огоньков в организационный период
— Сценарии огоньков в основной период
— Сценарии огоньков в заключительный период смены
— Сценарии тематических, конфликтных огоньков
— Список необходимых материалов

— Варианты сценариев лагерных мероприятий
— Легенды-притчи

— Индивидуальная план-сетка смены

Помните главное: чем серьезнее вы подойдете к организации своей вожатской папки, тем полезнее она станет для вас. Подойдите к этой задаче креативно и ответственно!

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

О работе старшего вожатого с документацией

Документы, необходимые для работы старшего вожатого

Перспективный план работы на год

Календарный план на четверть, неделю

Положения о конкурсах, соревнованиях

Анализ деятельности за последние 3 года

Сценарии праздников, концертов, агитбригад и других мероприятий

Справки, анализы, итоги проведения конкурсов, соревнований и других мероприятий

Дневник интересных дел

Оформление: методический уголок, стенды по направлениям работы, газеты, молнии и т. д.

План работы по самообразованию

Планы обучению актива

Темы выступлений на семинарах, совещаниях, педсоветах и т. д.

положение о ДОО

План работы ДОО на год

Договор о деятельности ДОО в школе

Списки членов и актива ДОО

1. Годовой план работы

Его основу составляет план воспитательной работы в школе. Цели и задачи годового плана работы вытекают из перспективного плана воспитательной работы в школе. При целеполагании необходимо помнить диагностической цели (о том, как именно она будет реализовываться) и её реалистичности (осуществимости на практике).

В годовом плане должны быть также отражены следующие аспекты:

все направления воспитательной работы;

возрастные группы детей;

ответственные за проведение мероприятий;

направления работы с родителями;

взаимодействие с учреждениями дополнительного образования;

участие в республиканских, районно-городских смотрах-конкурсах и мероприятиях;

методическая работа (с классными руководителями, методическими объединениями и т. д.);

работа с активом;

работа с детьми групп социального риска.

Требования к оформлению годового плана

полное название ОУ;

название плана и сроки его реализации;

Ф.И.О. старшего вожатого, квалификация (категория, дата прохождения аттестации).

2. Анализ работы за прошедший год.

3. Цели и задачи плана работы

План оформляется в зависимости от вида работы - организационной или массовой. В организационную работу входят: посещение районных, городских семинаров и совещаний, консультаций старших вожатых; занятия с активом школы, редколлегией, пресс-центром и др., сбор актива школы, ДОО и т. д. Массовая работа включает проведение общешкольных мероприятий и участие в районно-городских мероприятиях (с указанием сроков, ответственных и возраста участников).

Таблица 2

Документы, регламентирующие деятельность детского общественного объединения на базе образовательного учреждения.

Детское общественное объединение – это объединение детей и взрослых (при этом состав детей не менее 70%), в той или иной форме характеризующееся социальной направленностью деятельности, определённой степенью развития самодеятельных начал, подверженное целенаправленному педагогическому влиянию (в широком смысле этого понятия).

Общественное объединение считается детским при возрасте его членов от 10 до 18 лет.

Общественное объединение считается молодёжным при возрасте его членов от 14 до 30 лет.

Детские общественные объединения (от 10 человек) должны соответствовать следующим требованиям:

Наличие цели, на реализацию которой направлена совместная деятельность детей и взрослых;

Добровольное вступление и свободный выход;

Указание в положении об объединении возрастных границ его членов и роли взрослых в нём (членство и участие);

Наличие организационной самостоятельности, равноправия, самоуправления детей и занятости детей;

Свобода членов объединения в определении его внутренней структуры, форм, методов деятельности;

Обеспечение безопасности жизни и здоровья детей, защиты их прав и личного достоинства;

Приоритет индивидуальных интересов, личностного развития.

В наличии у детского общественного объединения должны быть следующие документы:

Положение (или Устав);

План работы;

Заявления детей и родителей (что они не против) о вступлении в ДОО;

Требования к Положению (Уставу) детского общественного объединения

Положение (Устав) – это свод правил построения и деятельности детского общественного объединения.

Структура Положения (или Устава)

Определение детского общественного объединения.

Особенности данного детского общественного объединения.

Цель работы детского общественного объединения.

Местонахождение (адрес) детского общественного объединения.

Возраст членов детского общественного объединения, членство взрослых.

Девиз детского общественного объединения (краткое выражение, выражающее цели и ценности коллектива), символы, эмблема (символический рисунок, отражающий сущность названия, девиза, традиций и основных направлений работы детского общественного объединения, описывается подробно), посвящение, ритуалы (точно и строго определённые в своей последовательности действия, как правило ярко, и положительно эмоционально окрашенные).

Законы или правила детского общественного объединения.

Права членов детского общественного объединения.

Обязанности членов детского общественного объединения.

Структура детского общественного объединения (в виде схемы).

Структура включает в себя:

Первичный орган (звено, отряд);

Высший орган самоуправления (общий сбор ДОО, конференция и т. д.);

Орган самоуправления, в который также входит старшая вожатая (правительство, штаб и т. д.).

Организация работы детского общественного объединения.

Принципы работы детского общественного объединения.

Взаимодействие с другими организациями.

Основные формы работы: КТД, экскурсии, конкурсы, праздники, соревнования, викторины, концерты и т. д.

Документация детского общественного объединения (наличие Положения, Программы, плана работы).

Порядок выхода и реорганизации.

Программа детского общественного объединения

Программа детского общественного объединения (ДОО) – модель будущей деятельности, которая должна давать ответы на следующие вопросы.

Каково исходное состояние ДОО (что реально существует)?

Каким хотелось бы видеть ДОО (чего хочется в идеале)?

Что надо предпринять, чтобы изменить реальное состояние дел и приблизить его к идеалу?

Программа необходима, прежде всего, как средство против стихийности деятельности ДОО и формализма организаторов.

Виды программ

По продолжительности :

долгосрочные – не менее 2 лет;

среднесрочные – от 1 года до 2 лет;

кратковременные – от 1 месяца до 1 года.

По направленности работы:

1) профильные: лагеря, клубы, (одно направление работы);

2) комплексные (включающие в себя два, три и более направлений работы):

Структура Программы ДОО

Введение (пояснительная записка)

Содержит обоснование причин составления данной программы, её актуальности (именно для данной школы) и значимости.

Они должны совпадать с целями и задачами положения ДОО.

Содержание программы ДОО.

Подробное описание форм, методов работы, с помощью которых реализуются цели и задачи.

Механизм реализации программы ДОО.

Описание технологии реализации замыслов и идей.

4. Вид программы, сроки реализации.

5. Предполагаемый результат.

Результаты вытекают из цели и должны быть конкретными (какие умения и навыки должны приобрести члены ДОО) и реальными.

План работы ДОО

При составлении плана работы детского общественного объединения необходимо учитывать: соответствующие методические рекомендации, план учебно-воспитательной работы образовательного учреждения, рекомендации учителей, пожелания родителей учеников, текущие события в мире, стране, регионе, городе, районе, селе.

Приоритетным направлениями работы с детьми являются: защита прав ребёнка, пропаганда здорового образа жизни, формирование гражданской позиции, развитие интеллектуального и творческого потенциала, подготовка к жизни в социуме, направленность на развитие успешной личности.

Структура плана работы ДОО (Таблица 8).

План работы детского общественного объединения (название) на _______ учебный год.

Разделы плана ДОО:

Краткая характеристика ДОО (возраст детей; совет дела, т.е. кто управляет делами и сколько из них мальчиков и девочек; кто лидер, из какого класса; размещение).

Организационная работа (оформление кабинета; пресс-центр; весёлая переменка, проведение школы актива; школьное радио; ведение дневника; выпуск газеты или стенгазеты и т. д.).

Работа с активом (по месяцам: подготовка к конкурсам, выпуск стенгазет, клубные дни, тематические дни, круглый стол, методика КТД и т. д.).

Школа актива (1 раз в четверть, а пятая посвящена подготовке вожатых к работе в пришкольном лагере).

Традиции (2-3 школьных или объединения).

Мероприятия (в виде таблицы).

Участие в районно-городских мероприятиях.

Отдельный план к юбилейным датам.

Приложение 1.

Основные понятия термины

Детское движение – совокупность действий и деятельностей всех детских (в том числе подростковых и юношеских) общественных объединений и организаций, существующих в данном регионе (крае области) или территориальной единице (городе, районе).

В рамках общего социального явления можно выделить отдельные его виды, отличающиеся прежде всего содержанием и направленностью деятельности объединений и организаций определённого типа, например экологическое движение, скаутское движение и др. В нынешней ситуации правомерно также говорить и о пионерском движении, объединяющем деятельность пионерских организаций.

Детская организация – самодеятельное, самоуправляемое детское общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социальной идеи (цели), имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в Положении (Уставе) или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство.

Детская организация является особым типом общественного объединения, предполагающим наличие:

ценностной идеи (цели), ради которой осуществляется совместная деятельность детей и взрослых;

права добровольного вступления в организацию и свободного выхода из неё;

организационной самостоятельности, самоуправления, совместного социального творчества;

чётко выраженной структуры, определяющей положение в организации каждого её члена;

установленных для всех норм и правил;

гарантированного для субъектов совместной деятельности членов организации права на выбор видов, форм и способов её существования.

Приложение 2

Цели и задачи

Определить цель работы – значит построить деятельность педагога и воспитанника так, чтобы все её звенья работали на достижение этой цели.

Цель (одна) – осознанное представление результата деятельности.

Задача – частная цель или мини-цель, конкретизация цели, шаг к её достижению.

Виды задач:

ведущие (воспитательные, обучающие, развивающие и др.);

Каждая воспитательная задача реализуется во вспомогательной

В се цели и задачи должны быть:

побуждающими к участию в деятельности.

Формулируются цели и задачи так, чтобы:

было ясно, чего в данный период следует добиться;

для их решения имелись реальные условия и возможности;

их действительно можно было решить за те сроки, которые ставятся;

побуждать детей и взрослых действовать в направлении их достижения (решения).

Общие правила формулировки целей и задач:

через глагольную форму ( например : развивать, формировать);

через форму существительного ( например : развитие, формирование).

Цели и задачи должны быть написаны с использованием только одной формы, быть логически связанными.

Приложение 3.

Отрядный уголок

Для организации жизнедеятельности отряда, входящего в состав ДОО, необходим отрядный уголок. Детей всегда интересуют успехи своего отряда: они хотят увидеть результаты спортивных и творческих мероприятий, прочитать остроумные советы от вожатых, сравнить оценки за чистоту в своём отряде, узнать какой сегодня день недели и прогноз погоды, кто из отряда и в чём сумел отличиться за прошедшее время, что интересного будет в жизни отряда в ближайшем будущем и т. д. Об этом и многом другом ребятам рассказывает отрядный уголок. Он отражает деятельность отряда и его участие в жизни дружины, школы, города, района.

Отрядный уголок призван:

развивать активность ребят;

удовлетворять жажду познания;

помогать в в воспитании хорошего вкуса;

учить культуре оформления;

пробуждать интерес к жизни своего коллектива.

Отрядный уголок – это место, где собирается отряд, и там есть стенд, отражающий жизнь отряда. На нём представляются успехи и победы отряда, их фантазия, изобретательность, мастерство, это своеобразная газета, причём постоянно действующая, живая и творческая. Отрядный уголок – это плод творчества вожатого и детей.

К уголку предъявляются следующие требования:

должен отражать различные стороны жизни отряда (самообслуживание; спорт; участие в жизни города района, села, награды, дни рождения, перспективы);

в оформлении уголка и обновлении содержания рубрик обязаны принимать участие члены ДОО.

Например в отрядных уголках могут быть такие рубрики:

отрядная песня, девиз;

законы отряда, план на четверть, поздравления, поощрения, награды;

подготовка к отрядным и дружинным делам, праздникам;

участие в творческих конкурсах, смотрах.

В отряде можно провести конкурс на лучшее оформление уголка. Творческая группа отбирает лучшие предложения, обсуждает и делает макет уголка в соответствии с новым названием и девизом, раскрывая идею названия своего отряда.

Могут быть представлены и такие рубрики:

Так мы живём (с фотографиями, если возможно.)

Календарь знаменательных дат.

Ни дня без прикола.

Весёлыми тропинками с отрядом.

Папка вожатого

Оздоровление детей. Создание у них хорошего эмоционального настроя; в. выявление интересов, увлечений детей; Вот он какой, современный вожатый. И дети уважают и любят его, гордятся им и чувствуют себя рядом с ним свободно и уверенно. Развитие желания приобрести новые знания, умения, навыки. Обучение детей действиям в коллективе и. приобщение к трудовым делам.

Воспитательные задачи.

Создать коллектив отряда, уделяя особое внимание развитию детского самоуправления и формированию организационных умений (выполнение трудовых, творческих заданий, поручений, умения отчитываться об их исполнении перед коллективом, ). Умения быть руководителем несложных общих дел и т. д. и. Привлечь каждого ребёнка к деятельности через систему поручений, содержание которых существенно отличается, от школьных. Научить работать вместе всем отрядом, доводить начатое дело до конца, приобрести навыки самообслуживания. Привить детям санитарно-гигиенические навыки. Развивать волю, воспитывать дисциплинированность при выполнении режимных моментов. Воспитывать у детей доброжелательность, уважение к окружающим людям, поощрять их любознательность, развивать эстетические чувства и творческие способности.

Возрастные особенности.

Маленькие дети (4-8 лет)

Ребенок, сколько бы лет ему ни было - личность. Если принять это утверждение, то понять остальное гораздо проще. Принимайте детей такими, какие они есть. Не нужно относиться к ним как ко взрослым, в лучшем случае маленький ребенок вас просто не поймет. Но и считать их пришельцами с другой планеты, наверное, тоже не стоит. Дети испытывают огромную потребность познавать и открывать. Ребенок (особенно маленький) стремиться воспринимать новые для него идеи, ему приятно откликаться на них, и нужно лишь представить эти идеи в понятной для него форме. Очень важно в работе и общении с детьми – это быть искренним. Ребенок моментально чувствует фальшь и наигранность. Ну и конечно, детей необходимо любить, иначе зачем вообще работать в лагере.

Ребенок (6-8 лет)

Не может долго заниматься каким то одним делом, ему нужно переключаться. Маленькие дети очень восприимчивы и им трудно, в отличие, скажем, от подростков противостоять мнению взрослого. Именно поэтому, худший вариант – это заставлять ребенка делать что-либо (а вам нравиться, когда вас заставляют. то-то!). Дети обожают всевозможные тайны, и один из способов привлечь их внимание, это сказать что-то вроде: "Ребята, я вам открою одну тайну, но никто кроме нас ее знать не должен". Детям доставляют удовольствие игры, где чередуются тишина и шум. Игры, где можно кричать и визжать, обычно проходят на ура.

Дети (9-11 лет)

Для этого возраста характерны внутренняя уравновешенность, жизнерадостность, стремление к активной деятельности. В этом возрасте дети легко вступают в контакт со сверстниками и взрослыми. Они очень восприимчивы ко всяческим ритуалам, их увлекает совместная деятельность. Но им обязательно нужен успех, поощрение, при неудачах они теряют интерес к деятельности.

Ребенок (12-15 лет)

Где-то в возрасте 12-13 лет ребенок становится подростком, и это очень много значит для него самого и для окружающих его людей. В результате всех физиологических и эмоциональных перемен внимание подростка обращается на самого себя. Он становится более чувствительным и застенчивым. Он расстраивается из-за малейшего дефекта, преувеличивая его значение (девочка с веснушками может думать, что они ее уродуют).

Организационный период смены лагеря

Независимо от содержания, профиля смена лагеря делится на три периода - организационный, основной и заключительный, сочетающие все направления социальной, культурно - досуговой, воспитательной и оздоровительной деятельности коллектива лагеря.

Впервые 3-5 дней в лагере идет организационный период.

Задачи организационного периода:

· познакомить детей, создать благоприятный, эмоциональный настрой;

· предъявить единые педагогические требования к режиму дня и дисциплине;

· узнать увлечения, характеры, и склонности ребят, выявить лидеров, организаторов в детском коллективе;

· познакомить детей с содержанием смены, откорректировать план работы с учетом предложений и пожеланий ребят.

Основными моментами организационного периода являются:

а) адаптация детей к жизни лагеря;

в) создание временного детского коллектива;

г) коллективное планирование;

д) законы лагеря;

е) вечера знакомства; ввечерняя свеча.

Схема анализа дня

1. Выполнен ли план работы на день? Что удалось выполнить?

2. Какое дело или событие было наиболее важным в воспитательном отношении?

- Какую задачу решали?

- Основные этапы дела.

- В направлении ли решения основной задачи был продуман и осуществлен ход дела?

- Как действовали в этом деле ребята (активно, пассивно, слушали, смотрели)?

- Отношение ребят к делу.

- Как реагировали ребята в ходе дела (хлопали, смеялись, отвлекались, задумывались, переживали)?

- Приходилось ли вам вносить корректировки в ходе дела? Что это дало?

3. Анализ ситуации (при наличии таковой в дне)

Краткое описание ситуации и ее участников.

В связи с чем возникла ситуация?

Как проявили себя участники ситуации? Каковы были их поступки?

Выход из ситуации.

4. Общая характеристика прожитого дня.

Была ли группа организованна ?

Произошли ли изменения в коллективе?

Кто обратил на себя внимание?

Как изменились ребята, какие проблемы у них возникли?

- Удался ли день в целом ?

Что нового этот день дал вам, как педагогу?

- Какие формы воспитательного воздействия вы проверили? для чего? почему именно эти?

- Задачи на следующий день

Игры организационного периода.

Игры на знакомство.

Цель: знакомство, выявление эмоциональных лидеров.

Оборудование: бумага, ножницы, фломастеры.

Ребятам предлагается за определенное время (5-7 мин) изготовить некоторое количество визиток, в которых была бы отражена самая важная, на их взгляд, информация о себе. Свои визитки нужно затем вручить другим участникам игры. После того, как все визитки розданы, участникам игры предлагается прокомментировать те визитные карточки, которые они получили, рассказав, чья эта визитка, чем отличается от других и что нового он узнал о человеке, подарившем ее. Ребята, получившие наибольшее количество визиток, скорее всего, являются эмоциональными лидерами отряда.

Цель: знакомство, создание благоприятной психологической атмосферы в коллективе.

Оборудование: Бумага для записи, ручки.

Участникам игры предлагается написать о себе объявление в газету. Написанное собирается ведущим и затем зачитывается. В это время остальные пытаются угадать, о ком идет речь.

Необходимые материалы: два комплекта карточек по количеству участников.

Игра на сплочение

Цель: сплочение коллектива, выявление лидеров, приобретение навыков работы в микро группах.

Оборудование: Три набора предметов по одинаковому количеству предметов в каждом. Секундомер.

Произвольно отряд делится на 3 микро группы. Каждой группе дается набор предметов, из которых нужно построить башню. Командам дается минута на обсуждении проекта и три мин. на постройку. Оценивается высота строения. Вожатый занимает позицию наблюдателя. После первого построения выделяются самые активные ребята, которые зачисляются в жюри. Командам дается еще 2 мин., за которые нужно вновь построить башню. Теперь оценивается оригинальность. Группам предлагается объединиться по две, включая команду жюри. Вновь строится башня. Вновь выявляются лидеры. Итогом игры будет построение общей башни.

Игра на выявление творческих способностей

Цель: знакомство, создание благоприятной психологической атмосферы, выявление творческих способностей.

Всем участникам игры раздаются карточки, разделенные на 9 - 16 клеток, в каждой из которых записаны определенные качества, способности человека. ( Например, умеет танцевать, играет на гитаре, покорял вершины более 1000 метров, любит звезды и т.д. ) Чем неожиданнее будут определения, тем интереснее становится игра. Задача участников - записать в каждую клетку одного представителя отряда , обладающего данным качеством в большей степени, чем другими. Непременное условие - имена не должны повторяться. Побеждает тот, кто быстрее и точнее соберет имена.

Игра на выявление лидеров

Цель: выявление лидеров, определение структуры межличностных отношений в коллективе.

Игры в помещении

У всех завязаны глаза, кроме ведущего. Он должен всё время перемещаться по комнате с колокольчиком в руке . Остальные пытаются поймать ведущего по звону колокольчика. Иногда они ловят друг друга и убеждаются что ошиблись, услышав звон колокольчика вдалеке. Игрок, поймавший и узнавший звонящего, становится ведущим.

Участники сидят на стульях. Ведущий выходит из комнаты. В это время одного из игроков накрывают одеялом, остальные игроки меняются местами. Затем зовут ведущего. Он должен будет найти и определить как можно быстрее: кого в комнате нет. Если ведущий называет спрятавшегося, последний становится ведущим. Выигрывает тот, кто быстрее определил: кого нет.

Играют 10-15 человек. Можно, чтобы 2-3 человека знали, в чем суть игры. Ведущий - это представитель таможни. Итак, каждый по очереди говорит: "Я еду за границу и беру с собой . Если человек называет предмет по первой букве своего имени, то ведущий (таможенник) говорит: «Пропускаю". В противном случае таможенник не пропускает. Задача игроков понять, по какому же критерию пропускают за границу.

СПОРТИВНЫЕ ЭСТАФЕТЫ

ЭСТАФЕТЫ БЕЗ СПОРТИВНОГО ИНВЕНТАРЯ

БЕГ НА ЧЕТВЕРЕНЬКАХ

Когда-то говорят, наши предки охотнее передвигались на четырех конечностях, чем на двух. Предложите участникам команд проверить, насколько это удобно. Самых распространенных вариантов такого бега существует три: "бег на четвереньках головой вперед", "бег на четвереньках головой назад" (так передвигается рак) и "бег на четвереньках спиной вниз и вперед ногами". Последний самый сложный. Попробуйте освоить все три варианта и проведите три забега. Победят каждый раз самые ловкие и быстрые.

А в этой эстафете команда делится на пары. В каждой паре один будет "лошадью", второй "наездником". "Наездник" садится на "лошадь", как — это все равно, лишь бы ноги не волочились по земле. Старт! И "лошадь" устремляется вперед, стараясь не уронить седока. Поворот, путь назад, передача эстафеты. Побеждает команда, чьи "лошади" более быстрые, а "наездники" более "усидчивые".

В этой эстафете также нужна разбивка на пары. Одному из этой пары придется стать "тачкой" — реликтовым грузовым транспортом с одним колесиком и двумя ручками. Только здесь вместо колесика будут руки, вместо ручек — ноги. Итак, игрок — "тачка" ложится на землю, делая упор на руках, в это время игрок — "водитель тачки" берет своего партнера за ноги, чтобы корпус "тачки" был параллелен земле. "Тачка" готова к движению. Сигнал, и "тачка", двигаясь на руках, "доезжает" до поворотного флажка и возвращается назад, где к движению уже готова новая "тачка". Побеждают самые сильные и быстрые.

Сиамскими называются близнецы, сросшиеся между собой. Такими близнецами в команде будет каждая пара. "Срастись" им придется спинами. Для этого нужно встать друг к другу спиной и крепко сцепиться руками. Бежать в таком положении можно только боком. Поэтому первая пара боком встает на линию старта, боком бежит и так же возвращается, передавая эстафету следующим "сросшимся близнецам". Спины игроков на протяжении всего бега должны быть плотно прижаты друг к другу. Победит наиболее согласованная и быстрая команда.

В этой эстафете участвует сразу вся команда, кроме трех человек. Они встают на линии эстафеты на равном небольшом расстоянии друг от друга и. ничего не делают, просто стоят, как столбы. А остальная команда в это время превращается в "змею". Это легко: нужно выстроиться в колонну, и всем игрокам положить руки на плечи впереди стоящим. Капитан будет "змеиной головой", замыкающий колонну — "хвостом". Змея готова к движению, а двигается она, как вы знаете, извиваясь. Нашей "змее" тоже придется извиваться, т.е. огибать игроков на линии эстафеты. Старт! "Змея" быстро двигается вперед, не толкая "столбы" и не разрывая на кусочки свое "туловище" огибает поворотный флажок и ползет, извиваясь, обратно. Победитель определяется по "змеиному хвосту", т.е. последнему участнику.

Папка вожатого

Оздоровление детей. Создание у них хорошего эмоционального настроя; в. выявление интересов, увлечений детей; Вот он какой, современный вожатый. И дети уважают и любят его, гордятся им и чувствуют себя рядом с ним свободно и уверенно. Развитие желания приобрести новые знания, умения, навыки. Обучение детей действиям в коллективе и. приобщение к трудовым делам.

Воспитательные задачи.

Создать коллектив отряда, уделяя особое внимание развитию детского самоуправления и формированию организационных умений (выполнение трудовых, творческих заданий, поручений, умения отчитываться об их исполнении перед коллективом, ). Умения быть руководителем несложных общих дел и т. д. и. Привлечь каждого ребёнка к деятельности через систему поручений, содержание которых существенно отличается, от школьных. Научить работать вместе всем отрядом, доводить начатое дело до конца, приобрести навыки самообслуживания. Привить детям санитарно-гигиенические навыки. Развивать волю, воспитывать дисциплинированность при выполнении режимных моментов. Воспитывать у детей доброжелательность, уважение к окружающим людям, поощрять их любознательность, развивать эстетические чувства и творческие способности.

Возрастные особенности.

Маленькие дети (4-8 лет)

Ребенок, сколько бы лет ему ни было - личность. Если принять это утверждение, то понять остальное гораздо проще. Принимайте детей такими, какие они есть. Не нужно относиться к ним как ко взрослым, в лучшем случае маленький ребенок вас просто не поймет. Но и считать их пришельцами с другой планеты, наверное, тоже не стоит. Дети испытывают огромную потребность познавать и открывать. Ребенок (особенно маленький) стремиться воспринимать новые для него идеи, ему приятно откликаться на них, и нужно лишь представить эти идеи в понятной для него форме. Очень важно в работе и общении с детьми – это быть искренним. Ребенок моментально чувствует фальшь и наигранность. Ну и конечно, детей необходимо любить, иначе зачем вообще работать в лагере.

Ребенок (6-8 лет)

Не может долго заниматься каким то одним делом, ему нужно переключаться. Маленькие дети очень восприимчивы и им трудно, в отличие, скажем, от подростков противостоять мнению взрослого. Именно поэтому, худший вариант – это заставлять ребенка делать что-либо (а вам нравиться, когда вас заставляют. то-то!). Дети обожают всевозможные тайны, и один из способов привлечь их внимание, это сказать что-то вроде: "Ребята, я вам открою одну тайну, но никто кроме нас ее знать не должен". Детям доставляют удовольствие игры, где чередуются тишина и шум. Игры, где можно кричать и визжать, обычно проходят на ура.

Дети (9-11 лет)

Для этого возраста характерны внутренняя уравновешенность, жизнерадостность, стремление к активной деятельности. В этом возрасте дети легко вступают в контакт со сверстниками и взрослыми. Они очень восприимчивы ко всяческим ритуалам, их увлекает совместная деятельность. Но им обязательно нужен успех, поощрение, при неудачах они теряют интерес к деятельности.

Ребенок (12-15 лет)

Где-то в возрасте 12-13 лет ребенок становится подростком, и это очень много значит для него самого и для окружающих его людей. В результате всех физиологических и эмоциональных перемен внимание подростка обращается на самого себя. Он становится более чувствительным и застенчивым. Он расстраивается из-за малейшего дефекта, преувеличивая его значение (девочка с веснушками может думать, что они ее уродуют).

Организационный период смены лагеря

Независимо от содержания, профиля смена лагеря делится на три периода - организационный, основной и заключительный, сочетающие все направления социальной, культурно - досуговой, воспитательной и оздоровительной деятельности коллектива лагеря.

Впервые 3-5 дней в лагере идет организационный период.

Задачи организационного периода:

· познакомить детей, создать благоприятный, эмоциональный настрой;

· предъявить единые педагогические требования к режиму дня и дисциплине;

· узнать увлечения, характеры, и склонности ребят, выявить лидеров, организаторов в детском коллективе;

· познакомить детей с содержанием смены, откорректировать план работы с учетом предложений и пожеланий ребят.

Основными моментами организационного периода являются:

а) адаптация детей к жизни лагеря;

в) создание временного детского коллектива;

г) коллективное планирование;

д) законы лагеря;

е) вечера знакомства; ввечерняя свеча.

Схема анализа дня

1. Выполнен ли план работы на день? Что удалось выполнить?

2. Какое дело или событие было наиболее важным в воспитательном отношении?

- Какую задачу решали?

- Основные этапы дела.

- В направлении ли решения основной задачи был продуман и осуществлен ход дела?

- Как действовали в этом деле ребята (активно, пассивно, слушали, смотрели)?

- Отношение ребят к делу.

- Как реагировали ребята в ходе дела (хлопали, смеялись, отвлекались, задумывались, переживали)?

- Приходилось ли вам вносить корректировки в ходе дела? Что это дало?

3. Анализ ситуации (при наличии таковой в дне)

Краткое описание ситуации и ее участников.

В связи с чем возникла ситуация?

Как проявили себя участники ситуации? Каковы были их поступки?

Выход из ситуации.

4. Общая характеристика прожитого дня.

Была ли группа организованна ?

Произошли ли изменения в коллективе?

Кто обратил на себя внимание?

Как изменились ребята, какие проблемы у них возникли?

- Удался ли день в целом ?

Что нового этот день дал вам, как педагогу?

- Какие формы воспитательного воздействия вы проверили? для чего? почему именно эти?

- Задачи на следующий день

Игры организационного периода.

Игры на знакомство.

Цель: знакомство, выявление эмоциональных лидеров.

Оборудование: бумага, ножницы, фломастеры.

Ребятам предлагается за определенное время (5-7 мин) изготовить некоторое количество визиток, в которых была бы отражена самая важная, на их взгляд, информация о себе. Свои визитки нужно затем вручить другим участникам игры. После того, как все визитки розданы, участникам игры предлагается прокомментировать те визитные карточки, которые они получили, рассказав, чья эта визитка, чем отличается от других и что нового он узнал о человеке, подарившем ее. Ребята, получившие наибольшее количество визиток, скорее всего, являются эмоциональными лидерами отряда.

Цель: знакомство, создание благоприятной психологической атмосферы в коллективе.

Оборудование: Бумага для записи, ручки.

Участникам игры предлагается написать о себе объявление в газету. Написанное собирается ведущим и затем зачитывается. В это время остальные пытаются угадать, о ком идет речь.

Необходимые материалы: два комплекта карточек по количеству участников.

Игра на сплочение

Цель: сплочение коллектива, выявление лидеров, приобретение навыков работы в микро группах.

Оборудование: Три набора предметов по одинаковому количеству предметов в каждом. Секундомер.

Произвольно отряд делится на 3 микро группы. Каждой группе дается набор предметов, из которых нужно построить башню. Командам дается минута на обсуждении проекта и три мин. на постройку. Оценивается высота строения. Вожатый занимает позицию наблюдателя. После первого построения выделяются самые активные ребята, которые зачисляются в жюри. Командам дается еще 2 мин., за которые нужно вновь построить башню. Теперь оценивается оригинальность. Группам предлагается объединиться по две, включая команду жюри. Вновь строится башня. Вновь выявляются лидеры. Итогом игры будет построение общей башни.

Игра на выявление творческих способностей

Цель: знакомство, создание благоприятной психологической атмосферы, выявление творческих способностей.

Всем участникам игры раздаются карточки, разделенные на 9 - 16 клеток, в каждой из которых записаны определенные качества, способности человека. ( Например, умеет танцевать, играет на гитаре, покорял вершины более 1000 метров, любит звезды и т.д. ) Чем неожиданнее будут определения, тем интереснее становится игра. Задача участников - записать в каждую клетку одного представителя отряда , обладающего данным качеством в большей степени, чем другими. Непременное условие - имена не должны повторяться. Побеждает тот, кто быстрее и точнее соберет имена.

Игра на выявление лидеров

Цель: выявление лидеров, определение структуры межличностных отношений в коллективе.

Игры в помещении

У всех завязаны глаза, кроме ведущего. Он должен всё время перемещаться по комнате с колокольчиком в руке . Остальные пытаются поймать ведущего по звону колокольчика. Иногда они ловят друг друга и убеждаются что ошиблись, услышав звон колокольчика вдалеке. Игрок, поймавший и узнавший звонящего, становится ведущим.

Участники сидят на стульях. Ведущий выходит из комнаты. В это время одного из игроков накрывают одеялом, остальные игроки меняются местами. Затем зовут ведущего. Он должен будет найти и определить как можно быстрее: кого в комнате нет. Если ведущий называет спрятавшегося, последний становится ведущим. Выигрывает тот, кто быстрее определил: кого нет.

Играют 10-15 человек. Можно, чтобы 2-3 человека знали, в чем суть игры. Ведущий - это представитель таможни. Итак, каждый по очереди говорит: "Я еду за границу и беру с собой . Если человек называет предмет по первой букве своего имени, то ведущий (таможенник) говорит: «Пропускаю". В противном случае таможенник не пропускает. Задача игроков понять, по какому же критерию пропускают за границу.

СПОРТИВНЫЕ ЭСТАФЕТЫ

ЭСТАФЕТЫ БЕЗ СПОРТИВНОГО ИНВЕНТАРЯ

БЕГ НА ЧЕТВЕРЕНЬКАХ

Когда-то говорят, наши предки охотнее передвигались на четырех конечностях, чем на двух. Предложите участникам команд проверить, насколько это удобно. Самых распространенных вариантов такого бега существует три: "бег на четвереньках головой вперед", "бег на четвереньках головой назад" (так передвигается рак) и "бег на четвереньках спиной вниз и вперед ногами". Последний самый сложный. Попробуйте освоить все три варианта и проведите три забега. Победят каждый раз самые ловкие и быстрые.

А в этой эстафете команда делится на пары. В каждой паре один будет "лошадью", второй "наездником". "Наездник" садится на "лошадь", как — это все равно, лишь бы ноги не волочились по земле. Старт! И "лошадь" устремляется вперед, стараясь не уронить седока. Поворот, путь назад, передача эстафеты. Побеждает команда, чьи "лошади" более быстрые, а "наездники" более "усидчивые".

В этой эстафете также нужна разбивка на пары. Одному из этой пары придется стать "тачкой" — реликтовым грузовым транспортом с одним колесиком и двумя ручками. Только здесь вместо колесика будут руки, вместо ручек — ноги. Итак, игрок — "тачка" ложится на землю, делая упор на руках, в это время игрок — "водитель тачки" берет своего партнера за ноги, чтобы корпус "тачки" был параллелен земле. "Тачка" готова к движению. Сигнал, и "тачка", двигаясь на руках, "доезжает" до поворотного флажка и возвращается назад, где к движению уже готова новая "тачка". Побеждают самые сильные и быстрые.

Сиамскими называются близнецы, сросшиеся между собой. Такими близнецами в команде будет каждая пара. "Срастись" им придется спинами. Для этого нужно встать друг к другу спиной и крепко сцепиться руками. Бежать в таком положении можно только боком. Поэтому первая пара боком встает на линию старта, боком бежит и так же возвращается, передавая эстафету следующим "сросшимся близнецам". Спины игроков на протяжении всего бега должны быть плотно прижаты друг к другу. Победит наиболее согласованная и быстрая команда.

В этой эстафете участвует сразу вся команда, кроме трех человек. Они встают на линии эстафеты на равном небольшом расстоянии друг от друга и. ничего не делают, просто стоят, как столбы. А остальная команда в это время превращается в "змею". Это легко: нужно выстроиться в колонну, и всем игрокам положить руки на плечи впереди стоящим. Капитан будет "змеиной головой", замыкающий колонну — "хвостом". Змея готова к движению, а двигается она, как вы знаете, извиваясь. Нашей "змее" тоже придется извиваться, т.е. огибать игроков на линии эстафеты. Старт! "Змея" быстро двигается вперед, не толкая "столбы" и не разрывая на кусочки свое "туловище" огибает поворотный флажок и ползет, извиваясь, обратно. Победитель определяется по "змеиному хвосту", т.е. последнему участнику.

Читайте также: