Как влияет медиаобразование на современную культуру кратко

Обновлено: 02.07.2024

Современную медиакультуру необходимо рассматривать как интенсивный информационный поток, и в первую очередь аудиовизуальный, то есть это кино, видео, компьютерная графика, Интернет и телевидение, это те средства, при помощи которых человек может изучать окружающий его мир в его нравственных, психологических, социальных аспектах.

Медиакультура способствует не только формированию у молодёжи независимости суждений по отношению к медиатекстам и другим медиапродуктам, а также сможет повысить их уровень медиакомпетентности, научит формулировать и транслировать собственную точку зрения, а создание образовательных видеоматериалов является наиболее перспективным направлением в овладении учащимися современной медиакультуры. В данной статье рассматривается процесс формирования медиакультуры, которая будет являться системой уровня развития личности человека, способного не только воспринимать и усваивать новые знания в области медиа, но их анализировать и оценивать.

Modern media culture should be considered as an intensive information flow and first of all audiovisual, that is: cinema, video, computer graphics, internet and television, these are the means by which any person can study the world around him in its moral, psychological and social aspects.

Media culture contributes not only to the formation of young people’s independence of judgment in relation to media texts and other parts of the mass media, but also it will increase their level of media competence, will teach to formulate and broadcast their own point of view, however the creation of educational videos is the most prospective direction in the acquisition of students of modern media culture. In this article is discussed the process of formation of media culture, which will be a system of the level of development of human personality, who is able not only to perceive and assimilate new knowledge in the field of media, but to analyze and evaluate them.

Ключевые слова

Keywords

Медиа, образование, медиакультура, медиаграмотность, видеоматериалы, СМИ, молодежь, подростки.

Media, education, media culture, media literacy, video materials, mass media, youths, teenagers

  1. Особенности формирования сознания подростковой молодежи

Подростковый возраст – это возраст, когда у детей возникают новые особенности, своя другая психология, данный возраст характеризуется как этап формирования собственного мировоззрения и самосознания. Процессом становления и развития личности является социализация молодежи, которая основывается на понимании, осознании и принятии индивидом определенных образцов поведения, социальных норм, культурных ценностей и психологических механизмов. Все это способствует вхождению подростка в социальную жизнь и успешному в ней функционированию.

В этом возрасте у молодежи происходит перестройка сознания, которое является высшей формой обобщенного отражения закономерностей окружающего мира.

Однако он не всегда оказывает положительное влияние на подростков и очень часто он пагубно влияет на их сознание и психику. Кроме пропаганды и других мер воздействия, СМИ оказывает влияние на сознание молодежи показом фильмов со сценами насилия. Таким образом, СМИ являются одним из современных социальных факторов, оказывающих воздействие, как на формирование сознания молодежи, так и отчасти его деформацию.

Именно с целью разрешения данной проблемы, наиболее актуальным является целенаправленное формирование медиакультуры учащих, медиакультуры, которая будет являться системой уровня развития личности человека, способного не только воспринимать и усваивать новые знания в области медиа, но их анализировать и оценивать.

Современную медиакультуру необходимо рассматривать как интенсивный информационный поток, и в первую очередь аудиовизуальный, то есть это кино, видео, компьютерная графика, Интернет и телевидение, это те средства, при помощи которых человек может изучать окружающий его мир в его нравственных, психологических, социальных аспектах.

Медиакультура будет способствовать не только формированию у молодёжи независимости суждений по отношению к медиатекстам и другим медиапродуктам, а также сможет повысить их уровень медиакомпетентности, научит формулировать и транслировать собственную точку зрения, а создание образовательных видеоматериалов является наиболее перспективным направлением в овладении учащимися современной медиакультуры.

Это объясняется тем, что если в обучении одновременно задействовать зрительный и слуховой канал восприятия информации, то производительность обучения существенно возрастает. Применение видеоматериалов делает учебный материал более наглядным для восприятия и легким для усвоения, способствует активизации учащихся, повышает их мотивацию, а процесс обучения делает более интересным.

Поэтому одним из эффективных способов достигнуть таких результатов является медиаобразование молодежной аудитории. Медиаобразование позволяет не только научиться отличать миф от реальности, понимать природу манипуляций, но и помогает личности осмысливать и формулировать свои мироощущения, критически оценивать работу журналистов и осознанно предъявить свои запросы к медиаотрасли.

  1. Образовательные видеоматериалы в процессе обучения молодежи

В условиях, когда современная молодежь мало читают, однако при этом более эрудированы в медиаинформационном пространстве, они более мобильны и больше знают, школа по-прежнему учит читать и писать, но не учит смотреть, грамотно воспринимать, анализировать, оценивать и создавать экранные медиатексты. Поэтому можно отметить, что экранное творчество, а именно создание образовательных видеоматериалов является наиболее перспективным направлением в овладении учащимися современной медиакультуры .

Использование аудиовизуального ряда в учебном процессе приобретает наибольшее значение еще и потому, что у современного поколения, к сожалению, достаточно слабо развитое воображение чем, к примеру, у школьников прошлого столетия. Поэтому если в обучении одновременно задействовать зрительный и слуховой канал восприятия информации (это называют принципом модальности), то можно отметить, что производительность обучения существенно возрастает. Принцип модальности очень удобно применять в учебных процессах, при разработке учебных видеороликов, однако можно также еще использовать его и при создании электронных альбомов с музыкальным сопровождением и при создании озвученных электронных презентаций.

Можно выделить три основных типа видеороликов.

Ролики для использования на вводных лекциях, как правило они чем-то похожи на рекламные, которые показывают студентам, когда необходимо показать возможности применения достижений какой-либо дисциплины.

Ролики технологического характера предназначены для демонстрации каких-либо технологических операций, их применение значительно ускоряет процесс усвоения учебного материала и дает возможность получения более прочных знаний. Это можно объяснить тем, что словесное описание сопровождается показом видеоролика и материал сразу становиться наиболее доступным к восприятию.

Ролики для знакомства студентов с историческими справками носят самостоятельный характер, а их цель — донести какой-либо блок информации до обучающихся. Они могут использоваться как в контексте лекций, так и как заполнитель, в том случае, если, например, до конца лекции остается 5-7 минут .

В связи с тем, что основными источниками получения информации у современных школьников являются СМИ, информационные потоки окружают школьника повсюду: Интернет, телевидение, радио и др., а ограничить усиливающееся информационное давление на подрастающее поколение практически не представляется возможным, перед школой стоит задача поиска путей использования этой информации в образовательных целях, а также поиск наиболее эффективных методов формирования информационной культуры личности через использование материалов СМИ.

Таким образом применение в учебной программе, обучающей и развивающей аудиовизуальной среды на основе использования СМИ требует рассмотрения сущности ее основных дидактических принципов.

— Принцип научности и достоверности: вся информация, которая предлагается школьникам, должна соответствовать критериям научности, поэтому в учебный процесс необходимо включать информацию с официальных сайтов, рецензируемых печатных изданий, научных и учебных телеканалов. Тем не менее большое количество противоречивой информации встречается даже в телевизионных передачах и научно-популярных журналах, поэтому задачей учителя является формирование у школьников критического мышления при ее анализе.

— Принцип наглядности: подразумевает выделение из общего количества учебной информации наиболее существенные свойства изучаемого объекта.

— Принцип систематичности и последовательности: информация, предлагаемая учащимся, должна быть логически структурированной и целостной, а главное она должна соответствовать программе дисциплины.

— Принцип природосообразности предполагает не перегружать достаточно сложным материалом, овладение которым становится непосильным. Это значит, что нужно находить соотношение между степенью сложности материала и индивидуальными способностями учащихся. Например, можно продемонстрировать ученикам только фрагмент какой-либо телепередачи в предварительной обработке учителем с пояснениями и показом натурных экспериментов, моделей, объектов и т. п.

— Принцип связи теории с практикой: теоретический материал должен быть актуальным и современным, он должен показывать практическую значимость в реальной современной жизни.

— Принцип сознательности и активности: предполагает самостоятельное преобразование учениками сведений в соответствии с конечными целями и задачами учебной дисциплины на основании использования средств массовой информации. А для повышения их активности в процессе обучения необходимо формулировать разные типы вопросов, создавать разнообразные ситуации, тем самым предоставляя обучаемому возможность выбора. Например, перед просмотром фрагмента какой-либо телепередачи преподаватель обозначает круг вопросов, необходимых к рассмотрению.

Таким образом, применение видеоматериалов делает учебный материал более наглядным для восприятия и легким для усвоения, способствует активизации учащихся, повышает их мотивацию, а процесс обучения делает более интересным. Применение мультимедийных технологий позволяет преподавателю намного эффективнее управлять демонстрацией визуального материала, организовывать групповую работу и создавать собственные инновационные разработки, при этом не нарушая привычный ритм и стиль работы.

Необходимость использования видеоматериалов в учебном процессе заключается в следующем:

— для объяснения сложных тем или вопросов курса, если другие форматы менее понятны;

— для демонстрации, для большей наглядности;

— для усиления эмоционального воздействия;

— для создания эффекта присутствия преподавателя.

Работая с видеоматериалом следует не забывать о главном, а именно: видеофильм необходимо ввести в структуру урока, объяснить ученикам какова цель видеопоказа и что в процессе просмотра они должны осмыслить. Цель в применении видеоматериала не в том, чтобы его просто посмотреть, а в том, чтобы его уметь анализировать, это и является задачей педагога — обучить учеников аналитической работе с видеоматериалом. Иными словами, видеозапись не должна быть изолированной частью урока и после просмотра необходимо поинтересоваться у учеников, как они восприняли содержание, выяснить, достигнута ли цель показа.

Подводя итог следует отметить, что на современном этапе мировая педагогика уже не может обойтись без такого направления как медиаобразование, которое связано различными технологиями, видами медиа, а для формирования культуры общения с медиа оно незаменимо при изучении закономерностей массовой коммуникации, анализа и оценки медиатекстов и др. Приобретенные в процессе медиаобразования навыки способствуют формированию медиаграмотности и педагога и медиакультуры учащегося .

В последние десять лет объем телевещания в мире увеличился в сотни раз. Проблема защиты человеческого сознания от манипулирования им СМИ постоянно обостряется. Поэтому для современного человека очевидна необходимость навыков восприятия информации, умение верно понимать значение аудиовизуальных образов и, в итоге, более компетентно и свободно обращаться с информационными потоками и ориентироваться в них. В связи с этим особую значимость приобретает интенсивность дальнейшего развития процесса медиаобразования.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Роль медиаобразования в социокультурном развитии личности

В связи с этим существенно возрастает значение подготовленности аудитории к активному творческому поиску и использованию информации, к адекватной самостоятельной переработке медийного содержания.

Очень важно иметь аналитические способности для правильной интерпретации и оценки содержания полученной информации. Также необходимо уметь быстро находить необходимую информацию в огромном море медиа-пространства, уметь пользоваться всеми возможностями медиа и применять их на практике в профессиональной деятельности, в творчестве, в образовательном процессе, в обычной жизни. Поэтому на сегодняшний день вопрос медиаобразования очень актуален .

Под медиаобразованием, по определению ЮНЕСКО, следует понимать: "обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической, автономной области знаний в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования медиа как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний, таких как, например, математика, физика или география".

Основные задачи медиаобразования:

-овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств,

- научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику;

- подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации.

Целью современного медиаобразования является помощь людям всех возрастов в развитии способностей поиска информации и выражения собственной позиции, формирования навыков критического мышления, эффективных коммуникационных способностей при помощи технических средств и интернета в том числе.
Медиаобразование вырабатывает:

- умение находить информацию в различных источниках;

- включать информацию в систему имеющихся знаний, использование этих знаний при восприятии и критическом осмыслении информации;

- систематизировать ее по заданным признакам;

- умения интерпретировать информацию, понимать ее суть, адресную направленность, цель информирования;

- визуальную информацию переводить в вербальную знаковую систему и наоборот;

- умения четко формулировать то, что узнали из мультимедийного информационного источника;

- умение принимать личностную позицию по отношению к скрытому смыслу, аргументировать собственные высказывания, находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению;

- умение самостоятельно трансформировать, представлять информацию (в Сети, в печатном издании, в презентации), видоизменять ее объем, форму, знаковую систему, носитель и др.

Таким образом, без медиаобразования нет гармоничного социально-культурного развития личности.

Под личностью понимают конкретного живого человека, участвующего в социально-культурной жизни и деятельности общества, раскрывающего свои индивидуальные характеристики в процессе взаимодействия с другими людьми, обладающего сознанием и самосознанием.

Л ичностью не рождаются – ею становятся в процессе социализации, познания окружающего мира. Человек приобретает свой индивидуальный набор морально-нравственных качеств, которым отличается от других.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми.

Развитие личности - особый процесс, отличающийся от усвоения знаний, умений и навыков. В результате развития происходит формирование новых потребностей, их преобразование. Возникающие потребности и их преобразования происходят в процессе их проживания. Этот процесс является эмоционально насыщенным, субъективно творческим.

Главной характерной особенностью процесса социокультурного развития является переход от количественных изменений к качественным, которые определяют изменение и развитие духовных характеристик личности.

Непосредственным фактором развития личности является общество и культура. Социокультурное развитие личности напрямую зависит от среды обитания человека, поскольку у каждого народа своя культура, которую не поймет человек, не выросший в ней.

На современном этапе особое внимание уделяется развитию способностей личности к активному творческому поиску и использованию информации, к адекватной самостоятельной переработке её содержания, систематизации полученных сведений и нахождению им практического применения. Наряду с этим важным моментом становится развитие социальной активности граждан, в том числе и в их отношениях с массмедиа, что является важной составной частью усилий по формированию активного общественного мнения и дееспособного гражданского общества.

Медиаобразование тесно связано не только с педагогикой и художественным воспитанием, но и с такими отраслями гуманитарного знания, как искусствоведение (включая киноведение, литературоведение, театроведение), культурология, история (история мировой художественной культуры и искусства), психология (психология искусства, художественного восприятия, творчества) и т.д.

Трудно переоценить роль медиаобразования в социально-культурном развитии личности. Медиаобразование является частью основных прав каждого гражданина любой страны мира на свободу самовыражения и права на информацию и является инструментом поддержки демократии.

Медиаобразование призвано расширить число людей, обладающих качествами сознательных участников коммуникационных процессов, способных активно и творчески участвовать в формировании гражданского общества в России.

Содержимое разработки

в современном мире

Медиаобразование как основа для формирования

Школьное медиа в развитии личности учащегося ……..…………8 стр.

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Информационная культура - это и традиционная культура, и умение применить ее ценности в новой информационной среде, и технологический компонент – умение самому создавать продукты новой информационной среды. Таким образом, современный ребенок, помимо обычной области воспитания – формирования мира ценностей, этнокультурной идентификации и т.п., нуждается и в новом типе отношений с развитой информационной средой. Здесь кардинально меняется роль школы и роль учителя. Но, в отличие от распространяемой все шире точки зрения, что учитель становится только тьютором, а ученик должен сам познавать окружающий его мир, мы считаем, что здесь должен возникать равноценный трехсторонний диалог учителя, ученика и средств массовой коммуникации.


Медиаобразование – это не педагогическая технология. Это способ мышления, это своеобразная идеология педагогической деятельности. Это равноправие ребенка и взрослого по отношению к информации, позиция активного творца медиамира вместо пассивного приятия всех чужих идей. Одинаково важны все три направления формирования информационной культуры. На практике медиаобразование становится основой для изменения своего отношения к миру, постоянного анализа всего, что нас окружает.

Только пропуская информацию медиамира через собственное восприятие, делая его частью собственного опыта, активно действуя на основе этого опыта, мы можем говорить об информационной культуре личности и о пути достижения информационной безопасности в современном мире.

Для медиаобразования нет возрастных рамок или формальных границ. Оно начинается в детском саду и может продолжаться до конца жизни. Упуская возможности формирования информационной культуры в том возрасте, когда человек наиболее активно формирует механизмы взаимодействия с миром информации, мы создаем почву для различных манипуляций сознанием и создаем почву для информационного терроризма.

Доступные сегодня базы данных завтра могут утратить свою актуальность, стать ненужными; стабильность в мире информации весьма относительна. Часто именно эта неустойчивость, динамичность системы информации в мире новых информационных технологий и привлекает молодежь и подростков. Тем важнее предложить модель воспитания, которая позволит подросткам и молодежи адаптироваться в открытом информационном пространстве, разработать стратегии информационного обмена, не противоречащие национально-культурным традициям, помочь осознать и освоить мир патриотических ценностей через собственный выбор - как источников информации, так и практической (творческой) деятельности.

Причины актуальности медиаобразования в современном мире

Один из ведущих теоретиков современного медиаобразования, британский ученый и педагог Л. Мастерман обосновал семь причин актуальности медиаобразования в современном мире[87]. Это:

1. Высокий уровень потребления медиа и насыщенности современных обществ средствами массовой информации.

2. Идеологическая важность медиа и их влияния на сознание аудитории.

3. Быстрый рост количества медийной информации, усиление механизмов управления ею и ее распространения.

4. Интенсивность проникновения медиа в основные демократические процессы.

5. Повышение значимости визуальной коммуникации и информации во всех областях.

6. Необходимость обучения школьников/студентов с ориентацией на соответствие будущим требованиям.

7. Нарастающие национальные и международные процессы приватизации информации.

-73-

Далеко не все, что транслируется по каналам СМИ, благотворно влияет на подрастающее поколение. Информация, передаваемая масс-медиа – продукт индустрии смыслов, направленной на манипулирование сознанием потребителя медиатекстов с политическими, экономическими или другими целями. Технологии этой отрасли принимают все более изощренный, профессиональный характер: изучаются объекты воздействия, их физиологические, психологические особенности, разрабатываются эффективные методы и приемы привлечения и удержания аудитории.

Общественные институты все громче высказываются по поводу необратимых последствий воздействия на психику и духовный мир подрастающего поколения сцен насилия, демонстрируемых на экране телевизора, снятия табу с некогда интимных сторон человеческих отношений. Но вопрос читать или не читать, смотреть или не смотреть лежит не в плоскости: пускать или не пускать, показывать или запретить. Речь идет о вариативности предложений и свободе выбора. И здесь простой медиаграмотности мало, необходимо вырабатывать у аудитории независимость суждений по отношению к медиатекстам, способность иметь, формулировать и транслировать собственную точку зрения, в целом повышать уровень медиакомпетентности.

Как известно, наименее эффективный способ обучения – лекционный. Лучший – самому попытаться передать содержание другому. Если хотя бы один раз начинающий автор самостоятельно подготовит сюжет для программы новостей, либо напишет информационную заметку, он скорее освоит инструментарий журналистики, поймет уровень ее объективности, обнаружит возможности и технологии манипулирования общественным сознанием. В процессе создания информационного продукта молодой человек получает ответы на многие вопросы.

-74-

Работая над ученическими материалами газет, текстами для теле- и радиопрограмм, комментируя статьи профессионалов на сайтах СМИ, подростки, молодежь учатся вырабатывать самостоятельность мышления путем сравнения различных источников информации, фактов и мнений, им прививается культура диалога, способность услышать аргументы оппонента. Любое образование – это активный процесс. Медиаобразование – это активность в области медиа, работа сознания и подсознания, анализ и соотнесение себя и социума с глобальными проблемами медиатизированной среды. Фактически медиаобразование представляет собой форму гражданского воспитания. Оно позволяет молодежи стать ответственными гражданами, понимающими, как и чем живет страна, родной город, остальной мир.




Первыми о медиаобразовании заговорили эксперты ЮНЕСКО. В 1978 году под эгидой этой межправительственной организации была разработана программа массового медиаобразования – General Curricular Model for Mass Media Education. Согласно основополагающим документам ЮНЕСКО, медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа.

В резолюциях ЮНЕСКО (конференция в Грюнвальде – 1982; Тулузе – 1990; Париже – 1997; Вене – 1999; Севилье – 2002; Париже – 2007) отмечалась важность поддержки этого направления педагогической и медиадеятельности.

Грюнвальдская Декларация по медиаобразованию была принята представителями 19 наций на Международном Симпозиуме ЮНЕСКО. Еще в начале 80-х годов медиаспециалисты подчеркивали, что «вместо того, чтобы осуждать или одобрять несомненную силу средств информации, мы должны признать их существенное влияние и проникновение во все сферы жизни как установленный факт, а также учитывать их важность как неотъемлемый элемент современной культуры. Мы не должны недооценивать ни роль коммуникации и средств информации в процессе развития, ни их функцию как инструмента активного участия граждан в жизни общества. Политическим и образовательным системам необходимо признать, что их обязанностью является содействие критическому

-75-

На двадцать девятой Генеральной конференции ЮНЕСКО, в рамках программы 1998–1999 гг., была провозглашена необходимость обеспечения поддержки медиаобразования и создания медиапространства для молодежи с помощью различных методик и видов деятельности.

В принятых рекомендациях конференции отмечалось, что «медиаобразование. имеет дело со всеми средствами массовой информации и коммуникации и включает в себя печатный мир и графику, аудио, фотографию и видео изображение, доставленные потребителю с помощью любых технологий; расширяет возможности человека в понимании общественных СМИ и характера их воздействия, а также в получении навыков использования этих медиа для коммуникации с другими людьми; обеспечивает обучение людей следующим навыкам:

- анализу, критическому осмыслению и созданию медиатекстов;

- определению источников медиатекстов, их политических, социальных, коммерческих и/или культурных интересов и их контекста;

-76-

Участники семинара в Севилье сформулировали основные задачи и характеристики медиаобразования:

- медиаобразование предполагает преподавание и обучение медиа и с медиа, а не посредством медиа;

- медиаобразование требует критического анализа и творческого видения;

- медиаобразование может и должно осуществляться в официальной и неофициальной обстановке;

- медиаобразование должно развивать чувство коллективности и социальной ответственности, а также чувство собственного удовлетворения;

- медиаобразование должно соответствовать культурной атмосфере и продукции СМИ в данном регионе;

- медиаобразование должно быть направлено в первую очередь на молодежь в возрасте от 12 до 18 лет, но так же охватывать и детей от 5 до 12 лет, учитывая эволюцию развития и потребности детей (в приобретении знаний, разграничении реальности и вымысла, в развитии личности и гражданского самосознания)[91].

25 лет спустя после принятия Грюнвальдской Декларации эксперты, функционеры, определяющие образовательную политику стран, педагоги, исследователи, представители неправительственных организаций и

-77-

Это – совместная инициатива французской комиссии ЮНЕСКО при поддержке Совета Европы и Министерства образования Франции. Главной целью встречи было выявить, как протекает процесс медиаобразования в мире, и какие трудности встречаются на пути реализации такого рода образовательной политики, а также разработать практические рекомендации, направленные на повышение уровня медиаобразования и мобилизацию усилий его сторонников. Участники конференции вновь подтвердили значимость Грюнвальдской Декларации и отметили, что заявления, сделанные в 1982 году, в связи с наступлением информационного общества в контексте глобализации приобретают особую актуальность. Значительно возросли роль и место медиа в современном мире. Чтобы лучше адаптироваться к социальным и профессиональным переменам, сегодня все больше граждан нуждается в приобретении умений критического анализа информации любых символических систем (образных, звуковых, текстовых), создания собственных медиатекстов. В процесс медиаобразования должны быть вовлечены как можно больше его сторонников.

За прошедшие годы в мире был накоплен богатый опыт медиаобразования как в учебных, так и во внешкольных учреждениях. На основе практических и теоретических наработок создан банк исследований в этой области знаний. Однако накопленный опыт и результаты исследований все еще остаются недостаточно известными и используются не в полную силу, вследствие того, что медиаобразование не продвинулось от стадии эксперимента к стадии широкого практического применения.

Участники симпозиума признали факт крайней необходимости консолидации международного сообщества для распространения медиаобразования. Результатом симпозиума 2007 года стала разработка 12-ти практических рекомендаций, способствующих выполнению четырех основных положений Грюнвальдской Декларации:

I. Разработка всесторонних программ по медиаобразованию на всех образовательных уровнях.

II. Подготовка педагогов в области медиаобразования и рост информированности о медиаграмотности всех заинтересованных лиц и организаций в социальной сфере.

III. Проведение исследований в области медиаобразования и распространение их результатов с помощью сетевого вещания.

IV. Международное сотрудничество в области медиаобразования.

Эти рекомендации применимы для всех заинтересованных лиц на всех уровнях внедрения, а также координации на местных национальных, региональных и международных уровнях.

Однако до сих пор в социальной практике медиаобразование путают с компьютерной грамотностью.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМИ

Причины актуальности медиаобразования в современном мире

Предпосылки возникновения медиаобразования

Основные понятия

Теории медиаобразования

Современные модели медиаобразовательной деятельности

◄◄ в оглавление ►►

Причины актуальности медиаобразования в современном мире

Один из ведущих теоретиков современного медиаобразования, британский ученый и педагог Л. Мастерман обосновал семь причин актуальности медиаобразования в современном мире[87]. Это:

1. Высокий уровень потребления медиа и насыщенности современных обществ средствами массовой информации.

2. Идеологическая важность медиа и их влияния на сознание аудитории.

3. Быстрый рост количества медийной информации, усиление механизмов управления ею и ее распространения.

4. Интенсивность проникновения медиа в основные демократические процессы.

5. Повышение значимости визуальной коммуникации и информации во всех областях.

6. Необходимость обучения школьников/студентов с ориентацией на соответствие будущим требованиям.

7. Нарастающие национальные и международные процессы приватизации информации.

-73-

Далеко не все, что транслируется по каналам СМИ, благотворно влияет на подрастающее поколение. Информация, передаваемая масс-медиа – продукт индустрии смыслов, направленной на манипулирование сознанием потребителя медиатекстов с политическими, экономическими или другими целями. Технологии этой отрасли принимают все более изощренный, профессиональный характер: изучаются объекты воздействия, их физиологические, психологические особенности, разрабатываются эффективные методы и приемы привлечения и удержания аудитории.

Общественные институты все громче высказываются по поводу необратимых последствий воздействия на психику и духовный мир подрастающего поколения сцен насилия, демонстрируемых на экране телевизора, снятия табу с некогда интимных сторон человеческих отношений. Но вопрос читать или не читать, смотреть или не смотреть лежит не в плоскости: пускать или не пускать, показывать или запретить. Речь идет о вариативности предложений и свободе выбора. И здесь простой медиаграмотности мало, необходимо вырабатывать у аудитории независимость суждений по отношению к медиатекстам, способность иметь, формулировать и транслировать собственную точку зрения, в целом повышать уровень медиакомпетентности.

Как известно, наименее эффективный способ обучения – лекционный. Лучший – самому попытаться передать содержание другому. Если хотя бы один раз начинающий автор самостоятельно подготовит сюжет для программы новостей, либо напишет информационную заметку, он скорее освоит инструментарий журналистики, поймет уровень ее объективности, обнаружит возможности и технологии манипулирования общественным сознанием. В процессе создания информационного продукта молодой человек получает ответы на многие вопросы.

-74-

Работая над ученическими материалами газет, текстами для теле- и радиопрограмм, комментируя статьи профессионалов на сайтах СМИ, подростки, молодежь учатся вырабатывать самостоятельность мышления путем сравнения различных источников информации, фактов и мнений, им прививается культура диалога, способность услышать аргументы оппонента. Любое образование – это активный процесс. Медиаобразование – это активность в области медиа, работа сознания и подсознания, анализ и соотнесение себя и социума с глобальными проблемами медиатизированной среды. Фактически медиаобразование представляет собой форму гражданского воспитания. Оно позволяет молодежи стать ответственными гражданами, понимающими, как и чем живет страна, родной город, остальной мир.

Первыми о медиаобразовании заговорили эксперты ЮНЕСКО. В 1978 году под эгидой этой межправительственной организации была разработана программа массового медиаобразования – General Curricular Model for Mass Media Education. Согласно основополагающим документам ЮНЕСКО, медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа.

В резолюциях ЮНЕСКО (конференция в Грюнвальде – 1982; Тулузе – 1990; Париже – 1997; Вене – 1999; Севилье – 2002; Париже – 2007) отмечалась важность поддержки этого направления педагогической и медиадеятельности.

Грюнвальдская Декларация по медиаобразованию была принята представителями 19 наций на Международном Симпозиуме ЮНЕСКО. Еще в начале 80-х годов медиаспециалисты подчеркивали, что «вместо того, чтобы осуждать или одобрять несомненную силу средств информации, мы должны признать их существенное влияние и проникновение во все сферы жизни как установленный факт, а также учитывать их важность как неотъемлемый элемент современной культуры. Мы не должны недооценивать ни роль коммуникации и средств информации в процессе развития, ни их функцию как инструмента активного участия граждан в жизни общества. Политическим и образовательным системам необходимо признать, что их обязанностью является содействие критическому

-75-

На двадцать девятой Генеральной конференции ЮНЕСКО, в рамках программы 1998–1999 гг., была провозглашена необходимость обеспечения поддержки медиаобразования и создания медиапространства для молодежи с помощью различных методик и видов деятельности.

В принятых рекомендациях конференции отмечалось, что «медиаобразование. имеет дело со всеми средствами массовой информации и коммуникации и включает в себя печатный мир и графику, аудио, фотографию и видео изображение, доставленные потребителю с помощью любых технологий; расширяет возможности человека в понимании общественных СМИ и характера их воздействия, а также в получении навыков использования этих медиа для коммуникации с другими людьми; обеспечивает обучение людей следующим навыкам:

- анализу, критическому осмыслению и созданию медиатекстов;

- определению источников медиатекстов, их политических, социальных, коммерческих и/или культурных интересов и их контекста;

-76-

Участники семинара в Севилье сформулировали основные задачи и характеристики медиаобразования:

- медиаобразование предполагает преподавание и обучение медиа и с медиа, а не посредством медиа;

- медиаобразование требует критического анализа и творческого видения;

- медиаобразование может и должно осуществляться в официальной и неофициальной обстановке;

- медиаобразование должно развивать чувство коллективности и социальной ответственности, а также чувство собственного удовлетворения;

- медиаобразование должно соответствовать культурной атмосфере и продукции СМИ в данном регионе;

- медиаобразование должно быть направлено в первую очередь на молодежь в возрасте от 12 до 18 лет, но так же охватывать и детей от 5 до 12 лет, учитывая эволюцию развития и потребности детей (в приобретении знаний, разграничении реальности и вымысла, в развитии личности и гражданского самосознания)[91].

25 лет спустя после принятия Грюнвальдской Декларации эксперты, функционеры, определяющие образовательную политику стран, педагоги, исследователи, представители неправительственных организаций и

-77-

Это – совместная инициатива французской комиссии ЮНЕСКО при поддержке Совета Европы и Министерства образования Франции. Главной целью встречи было выявить, как протекает процесс медиаобразования в мире, и какие трудности встречаются на пути реализации такого рода образовательной политики, а также разработать практические рекомендации, направленные на повышение уровня медиаобразования и мобилизацию усилий его сторонников. Участники конференции вновь подтвердили значимость Грюнвальдской Декларации и отметили, что заявления, сделанные в 1982 году, в связи с наступлением информационного общества в контексте глобализации приобретают особую актуальность. Значительно возросли роль и место медиа в современном мире. Чтобы лучше адаптироваться к социальным и профессиональным переменам, сегодня все больше граждан нуждается в приобретении умений критического анализа информации любых символических систем (образных, звуковых, текстовых), создания собственных медиатекстов. В процесс медиаобразования должны быть вовлечены как можно больше его сторонников.

За прошедшие годы в мире был накоплен богатый опыт медиаобразования как в учебных, так и во внешкольных учреждениях. На основе практических и теоретических наработок создан банк исследований в этой области знаний. Однако накопленный опыт и результаты исследований все еще остаются недостаточно известными и используются не в полную силу, вследствие того, что медиаобразование не продвинулось от стадии эксперимента к стадии широкого практического применения.

Участники симпозиума признали факт крайней необходимости консолидации международного сообщества для распространения медиаобразования. Результатом симпозиума 2007 года стала разработка 12-ти практических рекомендаций, способствующих выполнению четырех основных положений Грюнвальдской Декларации:

I. Разработка всесторонних программ по медиаобразованию на всех образовательных уровнях.

II. Подготовка педагогов в области медиаобразования и рост информированности о медиаграмотности всех заинтересованных лиц и организаций в социальной сфере.

III. Проведение исследований в области медиаобразования и распространение их результатов с помощью сетевого вещания.

IV. Международное сотрудничество в области медиаобразования.

Эти рекомендации применимы для всех заинтересованных лиц на всех уровнях внедрения, а также координации на местных национальных, региональных и международных уровнях.

Однако до сих пор в социальной практике медиаобразование путают с компьютерной грамотностью.

Читайте также: