Как влияет детский сад на психику ребенка

Обновлено: 05.07.2024

Это уже не просто домыслы мамаш-паникеров, а научно обоснованные выводы.

Ученые из Норвежского университета науки и технологий выяснили это, замеряя у детей уровень гормона стресса – кортизола. Всего исследование прошли 112 малышей в возрасте от года до полутора. Так что сомнений никаких. Стресс ясельного возраста действительно существует.

— Дети страдают от того, что рядом с ними нет мамы или папы, – объясняет профессор Мэри Бритт Дагли, глава исследования. — Малыши еще не в состоянии толком объяснить, что причиняет им дискомфорт. Поэтому даже лучшая няня не может им помочь. Отсюда и стресс. На волне этого стресса дети даже провоцируют конфликты с другими малышами.


Все эти мнения имеют полное право на существование, потому что — не побоимся повториться — все дети разные, все сады разные, жизненные обстоятельства у родителей — тоже разные, а потому не существует универсального решения по вопросам детского сада, которое подошло бы всем. Наша задача здесь — помочь вам принять информированный выбор, если для вас отдавать ребенка в детский сад или нет — это вообще выбор.

Так, например, недавно российские ученые выяснили, что дети, которые в детском саду получают меньше внимания воспитателей и имеют доступ к меньшему количеству игрушек и развивающих материалов, быстрее адаптируются к разным условиям и лучше умеют разрешать конфликты. Такая вот суровая закалка. Теперь хотим рассказать вам о другом исследовании, на этот раз — от американских ученых.

В рамках исследования наблюдатели изучали опыт посещения детского сада каждым из детей. Особое внимание они уделяли манере общения воспитателей с маленькими воспитанниками. С определенной периодичностью ученые мониторили процесс социального, эмоционального, интеллектуального и поведенческого развития детей, проводили опросы, тесты, брали интервью и вели протоколы наблюдений.

Вот некоторые выводы относительно детского сада, к которым пришли исследователи.


Чем лучше сад, тем лучше последствия. Посещение более качественных детских садов (те, в которых воспитатели общались с детьми внимательно, ответственно, сочувственно, а также реагировали на их запросы и стимулировали познавательную деятельность) приводит к получению более высоких оценок за выполнение языковых и когнитивных заданий. Этот эффект сохранялся и в подростковом возрасте.


Если ребенок ходит в сад, где о нем хорошо заботятся, улучшаются его социальные навыки. Дети, которые ходили в не очень хорошие детские сады, в более старшем возрасте чаще склонны проявлять агрессию и вести себя асоциально.


Время, проведенное в саду, влияет на реакцию матери на ребенка. Анализ взаимодействия матерей с детьми показал, что чем больше времени ребенок младшего возраста (до трех лет) проводил в саду, тем менее чувствительна была мать к его нуждам.


Чем больше времени ребенок проводит в саду, тем хуже он себя ведет. Исследование показало, что чем больше ребенок в возрасте до четырех с половиной лет проводит в детском саду, тем более агрессивным и непослушным он становится. При этом качество образовательной среды, в которой он находится, не имеет значения. По мере того, как количество часов, проведенных в саду увеличивалось от 0-9 до 45 в неделю, увеличивался и шанс ребенка попасть в группу риска. Эта проблема сохранялась и во время обучения в школе.


Количество часов, проведенных в саду, влияет на поведение ребенка в подростковом возрасте. Дети, которые проводили больше времени в саду в возрасте до четырех с половиной лет, с большей вероятностью вступали в беспорядочные половые связи, пробовали наркотики и вели себя рискованно в подростковом возрасте.


Маленькие группы лучше, чем большие. Дети, которые посещали группы детского сада с небольшим количеством других детей, в будущем оказывались более успешными, чем те, кто ходил в группы с большим количеством детей.


Семья важнее, чем сад. Исследователи обнаружили, что воздействие, которое на развитие детей оказывает качество детского сада или количество времени, проведенного в нем, на самом деле очень мало. В прогнозировании того, какое влияние раннее детство ребенка окажет на его подростковый возраст, теплая, любящая и крепкая семья оказалась куда важнее, чем детсадовский опыт.

Что в итоге получилось?

Исследователи отметили, что время, проведенное в детском саду, в раннем возрасте ребенка, оказывает на него большее влияние, чем качество самого сада (чем больше времени ребенок в саду — тем хуже). Однако даже это не самое важное — куда важнее атмосфера в семье, которая ежедневно встречает ребенка после возвращения домой.

На первый взгляд результаты исследования кажутся очень страшными и невольно заставляют родителей, отдавших своих детей в сад с раннего возраста, чувствовать себя виноватыми. Но в этих же результатах кроется и противоядие от этого чувства вины — да, для малышей нет особой пользы от полного дня, проведенного в садике. Но если, когда он приходит домой, его ждут любящие, внимательные и понимающие родители, все потенциально негативные эффекты сада нивелируются — по крайней мере, в долгосрочной перспективе.

Ещё почитать по теме

Родительская адаптация: что делать с тревогой и волнением из-за того, что ребенок пошел в сад?

Есть три ключевых фактора, которые определяют общее развитие ребенка и развитие речи в частности: медицинский (состояние здоровья), когнитивный (генетически-обусловленные психические способности) и психосоциальный (атмосфера, в которой растет и воспитывается малыш, включая бытовые условия, а также процесс взаимодействия с членами семьи и социумом).

Пик родительской обеспокоенности по поводу гармоничного развития возникает, как правило, ближе к 2 – 2,5-летнему возрасту ребенка. Отвечая на приеме на вопросы мам и пап, почему их чадо не ест самостоятельно, не ходит на горшок или почти не разговаривает, ассистент кафедры детской неврологии БелМАПО Алиса Кудлач задает встречный вопрос: посещает ли малыш детский коллектив?

Мы спросили у врача, какое отношение имеет детский сад к развитию ребенка в целом и развитию речи в частности и почему его посещение важно для постановки правильного диагноза.

Роль детского сада в развитии ребенка

Основа развития ребенка – имитация

Основа развития ребенка – имитация

Если говорить очень утрированно, процесс развития ребенка в части обучения, приобретения необходимых навыков, развитии и совершенствовании высших психических функций базируется на двух китах: зрительном и слуховом восприятии и последующем воспроизведении. Все то, чему малыш обучается по мере взросления, вся его деятельность – по сути имитация. Он слушает и повторяет. Смотрит и делает.

Алиса Кудлач, ассистент кафедры детской неврологии БелМАПО:

Зачем ребенку детский сад

Возникает закономерный вопрос: зачем тогда ребенку детский сад и как он может помочь, если имитации действий членов семьи должно быть достаточно?

Алиса Кудлач, ассистент кафедры детской неврологии БелМАПО:

Роль зеркальных нейронов: наблюдай и повторяй

Примерно 10-15 лет назад ученые обнаружили специфические клетки – зеркальные нейроны, которые располагаются группами в разных отделах головного мозга человека.

Зеркальные нейроны - специфический тип сенсомоторных нейронов, участвующих в процессе как выполнения моторного акта, так и в зрительном восприятии аналогичного моторного акта, выполняемого другим индивидом.

Алиса Кудлач, ассистент кафедры детской неврологии БелМАПО:

— При детальном изучении зеркальных нейронов было обнаружено, что эти клетки показывали абсолютно одинаковую активность, когда человек сам выполнял какое-то действие, и когда наблюдал, как это действие выполняет другой. Именно благодаря работе этих зеркальных нейронов человек учится сначала воспринимать действие, а потом его воспроизводить. Говоря научным языком, эти клетки головного мозга играют ключевую роль в восприятии, понимании, интерпретации действий других людей и обучении новым навыкам путем имитации. Таким образом, работа зеркальных нейронов очень важна и в психическом развитии в целом, и в развитии речи в частности.

Алиса Кудлач, ассистент кафедры детской неврологии БелМАПО:

Считается, что зеркальные нейроны также участвуют в понимании эмоций других людей (развитии эмпатии) и навыке адекватного приобретения языковой функции (развитии речи).

Алиса Кудлач, ассистент кафедры детской неврологии БелМАПО:


Развитие ребенка

Как бы родители ни любили своего малыша, все признаются в том, что очень тяжело находиться с ребенком целый день, прививая хорошие манеры и навыки общения с посторонними людьми и сверстниками, развивая его во всех направлениях.

Частенько взрослые грешат тем, что включая мультики или компьютерные игры, стараются освободить себя на час или два от общения с ребенком, заняться собственными делами. Понимая, что продолжительные просмотры фильмов или игры на компьютере могут пагубно отразиться на психике и глазах ребенка, многие считают за благо отдать ребенка в детский сад. К сожалению, кроме положительного опыта, дети набираются в садике и отрицательных привычек и манер.

Проблемы в детском саду. Фото kidpassage.com

Рассмотрим подробнее 9 главных проблем, которые возникают при посещении ребенком детского сада.

Болезни

Если у вашего ребенка от рождения крепкий иммунитет, то его может минуть чаша многих детей, которые с первых дней посещения садика сталкиваются с разными вирусными и инфекционными заболеваниями.

В первый год посещения садика дети часто болеют ОРВИ, гриппом и ангиной. Педиатры, успокаивая родителей, уверяют, что если ребенок болеет до 10-12 раз в год, то это вполне нормально. Однако, большинство мам работает, а если рядом нет бабушек, то приходится брать больничные, такое положение дел устраивает не всех работодателей.

Ветрянка в детсаду. Фото check-robot

Ничем не лучше ротавирусные и кишечные инфекции, которым подвержены дети, посещающие детсады.

А с каким ужасом мамы реагируют при обнаружении у дитя вшей. В группу ходят дети из различных семей, так что не исключено, что находясь рядом со вшивым ребенком, и ваш не принесет их в дом.

Новое тяжелое вирусное заболевание коронавирус не щадит и детей. Есть немало случаев, когда дети заражаются от своих же воспитателей. И в лучшем случае все остальные члены семьи от ребенка не заразятся.

Нецензурные словечки

Не стоит надеяться взрослым на то, что их ребенок, не слыша дома ругательств или нецензурных выражений, останется в полном незнании их. Все новое и необычное притягивает внимание ребенка, поэтому они в момент запоминают ругательства. Многие не знают, как с этим бороться: пустить на самотек, дождаться пока ему самому надоест так изъясняться, или пресекать и даже наказывать за это? К сожалению универсального рецепта на это нет.

Адаптация к детскому саду. Фото

Коверканье слов и кривлянья

Дети любят подражать друг другу, их забавляет, когда кто-то произносит слова по-другому. Передразнивая ребенка, который не выговаривает некоторые буквы в словах, они быстро привыкаю и сами к такому произношению.

Если кто-то в группе кривляется и корчит рожи, то дети с удовольствием перенимают такую манеру поведения и приносят ее в домашний уклад.

Нравоучительная манера разговора

Интонация и манера разговора воспитателей, которые пользуются у малышей авторитетом, приводит к тому, что дети начинают копировать ее в разговоре со всеми. Нравоучительный тон становится нормой их разговора. Родителям нужно очень постараться, чтобы стать для своего ребенка непререкаемым авторитетом, на которого хотелось бы равняться.

Ябеда в детсаду. Фото Яндекс.Картинки

Ябедничество

Хвастовство

Дурные манеры поведения

Дети с удовольствием перенимают плохие манеры: им кажется, что это очень смешно и достойно поощрения. Родители недоумевают, увидев впервые, как их малыш с упоением ковыряется в носу, вытирает об одежду грязные руки или, не пользуясь носовым платком, размазывает сопли по всему лицу. Еще хуже, когда на всякое несогласие с мнением он начинает плеваться на человека.

Бить и постоянно бранить ребенка бесполезно. Постарайтесь, не выходя из себя, доступно объяснить малышу, что со стороны он выглядит очень некрасиво, используя такие манеры поведения.

Плохие манеры у ребенка. Фото nashdom

Запугивание и страшилки

Воспитанники средних и старших групп детсада часто развлекаются на прогулках тем, что рассказывают друг другу ужасные и страшные рассказы. Это происходит тогда, когда воспитатели не следят за тем, чтобы дети играли в активные или интересные массовые игры. Они утыкаются в мобильники и путешествуют по сетям интернета, а дети предоставлены сами себе.

В результате таких рассказов, ребята и дома боятся оставаться одни, и даже заходить в комнату, если погашен свет.

Агрессивное поведение

Нередко можно наблюдать, как малыши замахиваются на своих родителей, если те не выполняют их требования. Налицо проявление агрессии со стороны ребенка. Причин такому поведению много: драки со сверстниками, рукоприкладство воспитателей, проблемы в общении с детьми.

Часто родители, обвиняя детские садики в том, что из-за них испортилось поведение их ребенка, не обращают внимания на изменение атмосферы в своей семье. Прежде чем предъявлять претензии воспитателям, стоит проанализировать поведение домочадцев и отношение в вашей семье. Возможно сложные отношения между вами и мужем или с вашими родителями послужили поводом к изменению характера ребенка.

Читайте также: