Как влияет детский сад на психику ребенка
Обновлено: 05.07.2024
Это уже не просто домыслы мамаш-паникеров, а научно обоснованные выводы.
Ученые из Норвежского университета науки и технологий выяснили это, замеряя у детей уровень гормона стресса – кортизола. Всего исследование прошли 112 малышей в возрасте от года до полутора. Так что сомнений никаких. Стресс ясельного возраста действительно существует.
— Дети страдают от того, что рядом с ними нет мамы или папы, – объясняет профессор Мэри Бритт Дагли, глава исследования. — Малыши еще не в состоянии толком объяснить, что причиняет им дискомфорт. Поэтому даже лучшая няня не может им помочь. Отсюда и стресс. На волне этого стресса дети даже провоцируют конфликты с другими малышами.
Все эти мнения имеют полное право на существование, потому что — не побоимся повториться — все дети разные, все сады разные, жизненные обстоятельства у родителей — тоже разные, а потому не существует универсального решения по вопросам детского сада, которое подошло бы всем. Наша задача здесь — помочь вам принять информированный выбор, если для вас отдавать ребенка в детский сад или нет — это вообще выбор.
Так, например, недавно российские ученые выяснили, что дети, которые в детском саду получают меньше внимания воспитателей и имеют доступ к меньшему количеству игрушек и развивающих материалов, быстрее адаптируются к разным условиям и лучше умеют разрешать конфликты. Такая вот суровая закалка. Теперь хотим рассказать вам о другом исследовании, на этот раз — от американских ученых.
В рамках исследования наблюдатели изучали опыт посещения детского сада каждым из детей. Особое внимание они уделяли манере общения воспитателей с маленькими воспитанниками. С определенной периодичностью ученые мониторили процесс социального, эмоционального, интеллектуального и поведенческого развития детей, проводили опросы, тесты, брали интервью и вели протоколы наблюдений.
Вот некоторые выводы относительно детского сада, к которым пришли исследователи.
Чем лучше сад, тем лучше последствия. Посещение более качественных детских садов (те, в которых воспитатели общались с детьми внимательно, ответственно, сочувственно, а также реагировали на их запросы и стимулировали познавательную деятельность) приводит к получению более высоких оценок за выполнение языковых и когнитивных заданий. Этот эффект сохранялся и в подростковом возрасте.
Если ребенок ходит в сад, где о нем хорошо заботятся, улучшаются его социальные навыки. Дети, которые ходили в не очень хорошие детские сады, в более старшем возрасте чаще склонны проявлять агрессию и вести себя асоциально.
Время, проведенное в саду, влияет на реакцию матери на ребенка. Анализ взаимодействия матерей с детьми показал, что чем больше времени ребенок младшего возраста (до трех лет) проводил в саду, тем менее чувствительна была мать к его нуждам.
Чем больше времени ребенок проводит в саду, тем хуже он себя ведет. Исследование показало, что чем больше ребенок в возрасте до четырех с половиной лет проводит в детском саду, тем более агрессивным и непослушным он становится. При этом качество образовательной среды, в которой он находится, не имеет значения. По мере того, как количество часов, проведенных в саду увеличивалось от 0-9 до 45 в неделю, увеличивался и шанс ребенка попасть в группу риска. Эта проблема сохранялась и во время обучения в школе.
Количество часов, проведенных в саду, влияет на поведение ребенка в подростковом возрасте. Дети, которые проводили больше времени в саду в возрасте до четырех с половиной лет, с большей вероятностью вступали в беспорядочные половые связи, пробовали наркотики и вели себя рискованно в подростковом возрасте.
Маленькие группы лучше, чем большие. Дети, которые посещали группы детского сада с небольшим количеством других детей, в будущем оказывались более успешными, чем те, кто ходил в группы с большим количеством детей.
Семья важнее, чем сад. Исследователи обнаружили, что воздействие, которое на развитие детей оказывает качество детского сада или количество времени, проведенного в нем, на самом деле очень мало. В прогнозировании того, какое влияние раннее детство ребенка окажет на его подростковый возраст, теплая, любящая и крепкая семья оказалась куда важнее, чем детсадовский опыт.
Что в итоге получилось?
Исследователи отметили, что время, проведенное в детском саду, в раннем возрасте ребенка, оказывает на него большее влияние, чем качество самого сада (чем больше времени ребенок в саду — тем хуже). Однако даже это не самое важное — куда важнее атмосфера в семье, которая ежедневно встречает ребенка после возвращения домой.
На первый взгляд результаты исследования кажутся очень страшными и невольно заставляют родителей, отдавших своих детей в сад с раннего возраста, чувствовать себя виноватыми. Но в этих же результатах кроется и противоядие от этого чувства вины — да, для малышей нет особой пользы от полного дня, проведенного в садике. Но если, когда он приходит домой, его ждут любящие, внимательные и понимающие родители, все потенциально негативные эффекты сада нивелируются — по крайней мере, в долгосрочной перспективе.
Ещё почитать по теме
Родительская адаптация: что делать с тревогой и волнением из-за того, что ребенок пошел в сад?
Есть три ключевых фактора, которые определяют общее развитие ребенка и развитие речи в частности: медицинский (состояние здоровья), когнитивный (генетически-обусловленные психические способности) и психосоциальный (атмосфера, в которой растет и воспитывается малыш, включая бытовые условия, а также процесс взаимодействия с членами семьи и социумом).
Пик родительской обеспокоенности по поводу гармоничного развития возникает, как правило, ближе к 2 – 2,5-летнему возрасту ребенка. Отвечая на приеме на вопросы мам и пап, почему их чадо не ест самостоятельно, не ходит на горшок или почти не разговаривает, ассистент кафедры детской неврологии БелМАПО Алиса Кудлач задает встречный вопрос: посещает ли малыш детский коллектив?
Мы спросили у врача, какое отношение имеет детский сад к развитию ребенка в целом и развитию речи в частности и почему его посещение важно для постановки правильного диагноза.
Роль детского сада в развитии ребенка
Основа развития ребенка – имитация
Если говорить очень утрированно, процесс развития ребенка в части обучения, приобретения необходимых навыков, развитии и совершенствовании высших психических функций базируется на двух китах: зрительном и слуховом восприятии и последующем воспроизведении. Все то, чему малыш обучается по мере взросления, вся его деятельность – по сути имитация. Он слушает и повторяет. Смотрит и делает.
Алиса Кудлач, ассистент кафедры детской неврологии БелМАПО:
Зачем ребенку детский сад
Возникает закономерный вопрос: зачем тогда ребенку детский сад и как он может помочь, если имитации действий членов семьи должно быть достаточно?
Алиса Кудлач, ассистент кафедры детской неврологии БелМАПО:
Роль зеркальных нейронов: наблюдай и повторяй
Примерно 10-15 лет назад ученые обнаружили специфические клетки – зеркальные нейроны, которые располагаются группами в разных отделах головного мозга человека.
Зеркальные нейроны - специфический тип сенсомоторных нейронов, участвующих в процессе как выполнения моторного акта, так и в зрительном восприятии аналогичного моторного акта, выполняемого другим индивидом.
Алиса Кудлач, ассистент кафедры детской неврологии БелМАПО:
— При детальном изучении зеркальных нейронов было обнаружено, что эти клетки показывали абсолютно одинаковую активность, когда человек сам выполнял какое-то действие, и когда наблюдал, как это действие выполняет другой. Именно благодаря работе этих зеркальных нейронов человек учится сначала воспринимать действие, а потом его воспроизводить. Говоря научным языком, эти клетки головного мозга играют ключевую роль в восприятии, понимании, интерпретации действий других людей и обучении новым навыкам путем имитации. Таким образом, работа зеркальных нейронов очень важна и в психическом развитии в целом, и в развитии речи в частности.
Алиса Кудлач, ассистент кафедры детской неврологии БелМАПО:
Считается, что зеркальные нейроны также участвуют в понимании эмоций других людей (развитии эмпатии) и навыке адекватного приобретения языковой функции (развитии речи).
Алиса Кудлач, ассистент кафедры детской неврологии БелМАПО:
Развитие ребенка
Как бы родители ни любили своего малыша, все признаются в том, что очень тяжело находиться с ребенком целый день, прививая хорошие манеры и навыки общения с посторонними людьми и сверстниками, развивая его во всех направлениях.
Частенько взрослые грешат тем, что включая мультики или компьютерные игры, стараются освободить себя на час или два от общения с ребенком, заняться собственными делами. Понимая, что продолжительные просмотры фильмов или игры на компьютере могут пагубно отразиться на психике и глазах ребенка, многие считают за благо отдать ребенка в детский сад. К сожалению, кроме положительного опыта, дети набираются в садике и отрицательных привычек и манер.
Рассмотрим подробнее 9 главных проблем, которые возникают при посещении ребенком детского сада.
Болезни
Если у вашего ребенка от рождения крепкий иммунитет, то его может минуть чаша многих детей, которые с первых дней посещения садика сталкиваются с разными вирусными и инфекционными заболеваниями.
В первый год посещения садика дети часто болеют ОРВИ, гриппом и ангиной. Педиатры, успокаивая родителей, уверяют, что если ребенок болеет до 10-12 раз в год, то это вполне нормально. Однако, большинство мам работает, а если рядом нет бабушек, то приходится брать больничные, такое положение дел устраивает не всех работодателей.
Ничем не лучше ротавирусные и кишечные инфекции, которым подвержены дети, посещающие детсады.
А с каким ужасом мамы реагируют при обнаружении у дитя вшей. В группу ходят дети из различных семей, так что не исключено, что находясь рядом со вшивым ребенком, и ваш не принесет их в дом.
Новое тяжелое вирусное заболевание коронавирус не щадит и детей. Есть немало случаев, когда дети заражаются от своих же воспитателей. И в лучшем случае все остальные члены семьи от ребенка не заразятся.
Нецензурные словечки
Не стоит надеяться взрослым на то, что их ребенок, не слыша дома ругательств или нецензурных выражений, останется в полном незнании их. Все новое и необычное притягивает внимание ребенка, поэтому они в момент запоминают ругательства. Многие не знают, как с этим бороться: пустить на самотек, дождаться пока ему самому надоест так изъясняться, или пресекать и даже наказывать за это? К сожалению универсального рецепта на это нет.
Коверканье слов и кривлянья
Дети любят подражать друг другу, их забавляет, когда кто-то произносит слова по-другому. Передразнивая ребенка, который не выговаривает некоторые буквы в словах, они быстро привыкаю и сами к такому произношению.
Если кто-то в группе кривляется и корчит рожи, то дети с удовольствием перенимают такую манеру поведения и приносят ее в домашний уклад.
Нравоучительная манера разговора
Интонация и манера разговора воспитателей, которые пользуются у малышей авторитетом, приводит к тому, что дети начинают копировать ее в разговоре со всеми. Нравоучительный тон становится нормой их разговора. Родителям нужно очень постараться, чтобы стать для своего ребенка непререкаемым авторитетом, на которого хотелось бы равняться.
Ябедничество
Хвастовство
Дурные манеры поведения
Дети с удовольствием перенимают плохие манеры: им кажется, что это очень смешно и достойно поощрения. Родители недоумевают, увидев впервые, как их малыш с упоением ковыряется в носу, вытирает об одежду грязные руки или, не пользуясь носовым платком, размазывает сопли по всему лицу. Еще хуже, когда на всякое несогласие с мнением он начинает плеваться на человека.
Бить и постоянно бранить ребенка бесполезно. Постарайтесь, не выходя из себя, доступно объяснить малышу, что со стороны он выглядит очень некрасиво, используя такие манеры поведения.
Запугивание и страшилки
Воспитанники средних и старших групп детсада часто развлекаются на прогулках тем, что рассказывают друг другу ужасные и страшные рассказы. Это происходит тогда, когда воспитатели не следят за тем, чтобы дети играли в активные или интересные массовые игры. Они утыкаются в мобильники и путешествуют по сетям интернета, а дети предоставлены сами себе.
В результате таких рассказов, ребята и дома боятся оставаться одни, и даже заходить в комнату, если погашен свет.
Агрессивное поведение
Нередко можно наблюдать, как малыши замахиваются на своих родителей, если те не выполняют их требования. Налицо проявление агрессии со стороны ребенка. Причин такому поведению много: драки со сверстниками, рукоприкладство воспитателей, проблемы в общении с детьми.
Часто родители, обвиняя детские садики в том, что из-за них испортилось поведение их ребенка, не обращают внимания на изменение атмосферы в своей семье. Прежде чем предъявлять претензии воспитателям, стоит проанализировать поведение домочадцев и отношение в вашей семье. Возможно сложные отношения между вами и мужем или с вашими родителями послужили поводом к изменению характера ребенка.
Читайте также: