Гедали бабель краткое содержание анализ

Обновлено: 05.07.2024

Герой одного из рассказов Исаака Бабеля – старый Гедали высказывает такое пожелание: “И я хочу Интернационала добрых людей, я хочу, чтобы каждую душу взяли на учет и дали бы ей паек по первой категории”. На что главный герой произведения – Кирилл Лютов – отвечает ему, что Интернационал “кушают с порохом и приправляют лучшей кровью”.

Сам Гедали это отлично понимает. Он видит, что и белые, и красные несут с собой зло, разруху, горе, разрушения. А в его представлении “революция – это хорошее дело хороших людей. И тогда герой

Где сладкая революция?” Он хочет простого спокойствия, ясности. Чтобы у него не отнимали любимый граммофон, а в ответ получает: “Я стрелять в тебя буду…и я не могу не стрелять, потому что я – революция”. Гедали понять очень легко: люди, воюющие друг против друга, одинаково жестоки с мирным населением, а ему хочется, чтобы вокруг него жили добрые, мирные и отзывчивые люди.

На мой взгляд, в тех условиях и в то время это было невозможно. Шла война, самая абсурдная по своей сущности, когда брат идет на брата, сын – на

отца. И как же с оружием в руке, переступая через мертвых, можно построить добрый и справедливый мир, объединяющий людей разных национальностей?

Его нельзя построить, ведь это совершенно разные культуры, представления о мире, разные уклады жизни.

И еще одна особенность: Гедали вовсе не нужны высокие революционные идеалы и цели, ему нужна спокойная, мирная и сытая жизнь. И таких, как он, много.

И сам автор считает “Интернационал добрых людей” невозможным, поэтому он называет Гедали “основателем несбыточного Интернационала”.

Рассказчик вспоминает своё детство. Он переносится на житомирский базар, где стояла удивительная лавка старика Гедали. Возле этой лавки мальчик слушал речи еврея о революции.

За минуту

Рассказчика томит печаль воспоминаний. Они уносят его в Житомир. Он, будучи ребёнком, идёт на базар. Именно там его находит удача. Мальчик видит старого еврея Гедали, который расхаживает по своей лавке со старинными вещами.

В лавке Гедали есть всё: мёртвая бабочка, корабельные канаты, винчестер 1810 года, старинный компас, пуговицы и многое другое. Для любознательного мальчика это находка.

Анализ рассказа И.Бабеля

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Этот рассказ из сборника “Конармия” менее других изобилует кровавыми подробностями и жуткими в своей обыденности преступлениями. Но он весь пропитан такой щемящей грустью, такую боль приносит за всех обманутых в своих надеждах простых людей, чьим именем творится беззаконие и злодеяние, что нельзя его читать без боли в сердце. Где правда? С кем она? Правилен ли твой выбор жизненного пути? Сам писатель страстно мечтал о новой жизни и приходил в ужас от тех способов, которыми её пытались построить. Это противоречие художественно воплотилось в сборнике “Конармия”. Детей надо подвести к мысли об ответственности каждого человека перед отдельным человеком и перед человечеством. И о том , что главным критерием твоего жизненного выбора должны быть не отвлечённые идеи насильственного “осчастливливания” всего мира, а судьба каждого единичного человека. Без этого нет справедливости, нет всеобщего счастья, когда кто-то один несчастлив.

Анализ рассказа И.Бабеля "Гедали" Этот рассказ из сборника “Конармия” менее других изобилует кровавыми подробностями и жуткими в своей обыденности преступлениями. Но он весь пропитан такой щемящей грустью, такую боль приносит за всех обманутых в своих надеждах простых людей, чьим именем творится беззаконие и злодеяние, что нельзя его читать без боли в сердце. Где правда? С кем она? Правилен ли твой выбор жизненного пути? Сам писатель страстно мечтал о новой жизни и приходил в ужас от тех способов, которыми её пытались построить. Это противоречие художественно воплотилось в сборнике “Конармия”. Детей надо подвести к мысли об ответственности каждого человека перед отдельным человеком и перед человечеством. И о том , что главным критерием твоего жизненного выбора должны быть не отвлечённые идеи насильственного “осчастливливания” всего мира, а судьба каждого единичного человека. Без этого нет справедливости, нет всеобщего счастья, когда кто­то один несчастлив. Главные вопросы урока: есть ли оправдание кровавой цене революции? Все ли средства оправдываются великой целью? – Какое чувство вызывает у вас начало рассказа? (Начало рассказа переносит нас вместе с рассказчиком в волшебный мир детства. Там свято хранились традиции народа, там царствовала гармония, там было счастье, и “детское сердце раскачивалось в эти вечера, как кораблик на заколдованных волнах…”. Это воспоминание проникнуто тонким лиризмом и светлой печалью, как любое дорогое воспоминание из той прекрасной поры, которую уже нельзя никогда вернуть…) – Далее мы возвращаемся с Лютовым в реальное время, в вечер перед святой для каждого еврея субботы. Как меняется тон повествования и настроение? (Внезапно, но очень настойчиво входит в повествование и развивается мотив смерти. “… Смертьбазара. Убита жирная душа изобилия. Немые замки висят на лотках, и гранит мостовой чист, как лысина мертвеца.” Даже святая вечерняя предсубботняя звезда “мигает и гаснет”, словно тоже умирает в объятиях всеобъемлющей смерти.) – Перед самым заходом солнца Лютов натыкается на странную лавку. Что он там находит и почему он называет встречу со старым евреем Гедали удачей? (В местечке, разорённом погромами – их учиняли то белые, то красные – лавка Гедали действительно вызывает недоумение. Среди всеобщего хаоса, разрухи и смерти – “золочёные туфли и корабельные канаты, старинный компас и чучело орла, охотничий винчестер с выгравированной датой “1810”, что напомнило Лютову неисправимого романтика и мечтателя Ч.Диккенса. И от этого воспоминания тоже веяло детством и приключениями. Но совсем не войной и смертью. В те страшные дни встреча со всем человеческим действительно казалась большой удачей.) – Каким предстаёт перед нами хозяин этой странной лавки? (Это “крохотный” старик в дымчатых очках, с сивой бородёнкой, с маленькими белыми ручками, одетый в потешный зелёный сюртук до полу и в цилиндр, похожий на чёрную башенку. Его вещи для него, кажется, больше, чем только вещи. Это сама История. Это само Время, покоящееся в пуговицах, глобусах и прочих сокровищах; он слышит “невидимые голоса”, слетающиеся к нему. Он – Хранитель Памяти среди всеобщего беспамятства и безумия, вопреки всему, вопреки вселенскому Хаосу. Но страшное время не обойдёт лавку древностей, оно неумолимо, оно будет уничтожать Память, уничтожать человеческое в человеке. И снова мотив смерти не даёт нам надежды, настойчиво напоминая о себе: черепа, мёртвая бабочка, мёртвые цветы… “Небо меняет цвета. Нежная кровьльётся из опрокинутой бутылки там, вверху, и меня обволакивает лёгкий запах тления.”) Спасения нет… – Прочитаем разговор Лютова и Гедали. В чём заключается философия Гедали? (Старик­еврей Гедали – “маленький человек”, трагический тип русской классической литературы. Его мечты о счастье просты и незатейливы, как и мечты других “маленьких людей”. Веками униженные, оскорблённые, отброшенные на задворки не только истории, но и самой жизни, они мечтали о справедливости и избавлении от ежедневных страданий. Революция провозгласила, что она совершается для простого человека, во имя простого человека, имеет целью утверждение его счастья. И он поверил ей, поверил “сладкой” Революции! – “Поляк злая собака. Он берёт еврея и вырывает ему бороду, – ах, пёс! И вот его бьют, злую собаку. Это замечательно, это революция!” – Но в результате именно к нему она оборачивается своим самым страшным лицом, несёт ему гибель и насилие. – “Да”, кричу я революции, “да”, кричу я ей, но она прячется от Гедали и высылает вперёд только стрельбу…” “…Гедали, я стрелять в тебя буду… и я не могу не стрелять, потому что я – революция…” Поляки стреляют, потому что они – конрреволюция, свои стреляют – это революция. Как же отличить тогда контрреволюцию от революции, когда они так похожи, когда у них одинаковые методы, когда они обе несут страдания и убийства?! И где же тогда обещанная и долгожданная справедливость?! – “Хорошие дела делает хороший человек. Революция – это хорошее дело хороших людей. Но хорошие люди не убивают. Значит, революцию делают злые люди. Но поляки тоже злые люди. Кто скажет Гедали, где революция и где контрреволюция?” Гедали хочет увидеть много хороших людей. Добрых людей. Он, маленький одинокий мечтатель, хочет другой революции, “сладкой”, справедливой. он хочет “Интернационала добрых людей”, который не “кушают с порохом … и приправляют лучшей кровью”, а того, который придёт к людям с добром, с Богом на устах и в душе. Сам Гедали сдаваться не собирается, революция не может отменить “субботу”, она не может отменить добро, не может отменить Бога. И снова и снова идёт “основатель несбыточного Интернационала” в синагогу, потому что только там остаётся ещё вера во что­то хорошее. – Чем отвечает на философию старика Лютов? (Лютов, на первый взгляд, отвечает старому еврею твёрдо и по­революционному правильно: – “ В закрывшиеся глаза не входит солнце… но мы распорем закрывшиеся глаза…” ; “ Она [революция] не может не стрелять, Гедали … потому что она – революция…”. Но странное дело, мы всё­таки не чувствуем сильной убеждённости в его словах, и в конце беседы он произносит то ли с болью, то ли с завистью к этому старику, который так твёрд в своей вере: “ – Гедали, – говорю я, – сегодня пятница, и уже настал вечер. Где можно достать еврейский коржик, еврейский стакан чаю и немножко этого отставного бога в стакане чаю. ” Но “нету…нету” . И в харчевне, где раньше торговали хорошие люди, “уже не кушают, там плачут…” – А звезда всё­таки пробивалась вдоль Млечного Пути. Может, как надежда на то, что люди опомнятся, что впустят в души изгнанного оттуда Бога? Но последние слова Бабеля отнимают эту надежду: удаляется в свою синагогу “крохотный, одинокий, мечтательный” Гедали – “основатель несбыточного (!) Интернационала…” Интернационал добрых людей неосуществим… Трагичны и страшны были некоторые места из дневника И.Бабеля, но они как нельзя лучше объясняют содержание сборника и рассказа “Гедали”, в частности: “Почему у меня непрекращающаяся тоска? Потому что далёк от дома, потому что разрушаем. Идём, как вихрь, как лава, всеми ненавидимые, разлетается жизнь, я на большой непрекращающейся панихиде”.

Лютов зашел осмотреть лавку и разговорился с ее хозяином Гедали, сидя на бочках из-под пива, о революции. Гедали жалуется на поляков, которые притесняли народ и непосредственно самого еврея Гедали и он, поначалу, был рад революции, поддерживал идеи и всячески способствовал. Позже, когда те, кто казался ему освободителями, стали обирать и требовать личные вещи, например, граммофон, прикрываясь тем, что это надо для революции, Гедали перестал видеть разницу между бывшими угнетателями и освободителями. Гедали считает, что хорошие люди не могут убивать, а те, кто делает революцию – убивают, значит, они плохие, такие же, как поляки.

Еще Гедали просит привезти в Житомир хороших людей, а то их здесь сейчас большая недостача. Лютов проговорил с Гедали до звезд и тогда хозяин лавки заспешил, ведь скоро наступает суббота и пора идти молиться в синагогу. Лютов поинтересовался, где можно съесть еврейский коржик и выпить чай, на что получил ответ, что еще совсем недавно его можно было отведать в харчевне по соседству с лавкой Гедали, но сейчас там не едят, сейчас там плачут. Гедали обмахнув и себя петушиными перьями, сполоснув руки и взяв молитвенник, ушел молиться в синагогу, оставив Лютова с мыслями о том, что революцию делают плохие люди.

Читайте также: