Как в школе не сдавать нормативы по физкультуре

Обновлено: 04.07.2024

Распределение обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы, для участия в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях, проводит врач с учетом их состояния здоровья (или на основании справок об их здоровье). Обучающимся основной физкультурной группы разрешается участие во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях в соответствии с их возрастом. С обучающимися подготовительной и специальной групп физкультурно-оздоровительную работу следует проводить с учетом заключения врача.

Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной и специальной группам, занимаются физической культурой со снижением физической нагрузки.

При выставлении итоговой отметки по физической культуре в подготовительных группах учитываются теоретические и практические знания (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность), а также динамика физической подготовленности.

за мир

В наше время общество не придаёт должного значения урокам физкультуры в школе. Кто-то считает, что в школе ничего интересного и полезного в уроках физкультуры нет и лучше, чтобы ребенок занимался дополнительными уроками, а кому-то просто лень и он/она не ходят на эти уроки из принципа. Еще более пугающей тенденцией является тот факт, что пропаганда стиля жизни, в котором спорту отведена важная и принципиальная роль, сошла практически на нет в нашей стране. Именно поэтому необходимо понимать и осознавать в чём же полезность уроков физкультуры в школе.

Примерные нормативы с 1 по 11 класс

Многие родители считают, что преподаватели физкультуры в школе, это люди, не имеющие ничего общего со спортом или спортивным образованием. Сразу важно отметить, что это утверждение в корни не верно. Прежде всего, необходимо осознавать, что в наши дни не будучи профессиональным спортсменом в прошлом или человеком имеющим спортивное образование, устроиться на работу в школу в качестве учителя физкультуры практически невозможно. Данный факт свидетельствует о том, что все те дети, которые будут заниматься физкультурой в школе под началом специалиста практика или теоретика (в зависимости от рода предыдущей деятельности учителя) уже как минимум смогут достичь неплохих результатов в определенных спортивных дисциплинах, в том случае если этого захотеть.

бег детей на соревновании

Очень важен тот факт, что люди, посещающие уроки физкультуры вырабатывают в себе и мотивационные качества. Если сравнивать в обычной жизни людей, которые уделяли спорту внимание и тех, кто никогда не одевал спортивный костюм, то разница в жизненной мотивации видна невооруженным глазом. Люди, занимающиеся физкультурой, а значит и большинство тех, кто посещает уроки физкультуры в школе, намного более успешные, так как еще в школьные годы на уроках физкультуры они вырабатывают такие качества как целеустремленность и преодоление себя.

Согласно статистике, те, кто не посещают уроки физкультуры на постоянной основе, во время эпидемий гриппа в два раза болеют чаще, чем те, кто регулярно ходит на уроки физкультуры. Как следствие, те, кто чаще болеют, имеют большое количество проблем с успеваемостью, по той причине, что посещают меньшее количество занятий в школе. Казалось бы, пропуск занятий в школе и нежелание посещать уроки физкультуры с первого взгляда никак не связанны. Однако если проследить причинно-следственную связь, описанную выше, то становиться ясно, почему так важно ходить на уроки физкультуры и не искать для себя оправданий для того, чтобы в очередной раз посидеть на лавке, в то время как одноклассники сдают нормативы или просто играют в спортивные игры.

Таблица нормативов по физкультуре для школьников 2020-2021 (физическая культура)

Если все вышеперечисленные аргументы не явились достаточно убедительными, то следует провести небольшой эксперимент. Школьнику требуется сравнить своё самочувствие за два месяца. Пусть один месяц он не ходит на занятия спортом в школе и отсиживается на лавке. В другой месяц необходимо посещать все уроки физкультуры и выполнять все предписания учителя. Каждый день из этих двух дней необходимо оставлять запись в специальном дневнике, в котором учащийся будет оставлять свои впечатления о самочувствии и общем состоянии организма. По истечению двух месяцев перечитайте дневник и сравните вои записи. Наверняка выводы для многих окажутся поразительными, ну а какими они будут можно выяснить, проведя данный эксперимент.

Конечно, назвать современную школьную физкультуру совершенной достаточно тяжело. Да и причин этого есть множество. Но если подходить к этому уроку более тщательно, рассмотреть то, что предлагают учителя, не пытаться увильнуть и спрятаться где-то в подворотне, то в будущем за это можно будет выразить педагогам огромное спасибо.

Теперь же отойдем от громких фраз и попытаемся разобраться, в чем же реальная польза нахождения в спортзале, либо же на спортивной площадке. Прежде всего, дело в физиологии. Растущий молодой организм требует подвижности, чтобы иметь возможность разгонять по телу кровь. Именно поэтому дети на переменах и сносят потолки в коридорах или классах. И чем больше вы пытаетесь держать их в строжайшей дисциплине, тем громче они будут кричать на перемене.

Таблица нормативов по физкультуре для школьников 2020-2021 (физическая культура)

Уроки физкультуры призваны уравновесить этот дисбаланс. Правильно построенная физическая разминка позволяет рассредоточить излишки энергии по всему телу. При этом отсутствует переутомление, а также опасность получить растяжение или другого рода травму. Более того, благодаря активным физическим упражнениям происходит моральная перезарядка организма, когда мозг на время отключается от сложных математических расчетов, либо мыслей о литературном сюжете, давая возможность человеку освежить мысли. В дальнейшем это помогает справляться со сложными задачами, которые вам оставили напоследок.

Кроме прочего занятие физкультурой иногда позволяет проявить у человека скрытые таланты, которые в другой обстановке он попросту будет стесняться засветить. Ведь здесь, по сути, все равны и все находятся в равных условиях, когда над твоими успехами мало кто будет шутить. А вот опытный педагог сможет оценить возможный потенциал и развить его в дальнейшем. Именно так и проявляются будущие футболисты, волейболисты, баскетболисты, легкоатлеты. Многие после посещения спортзала хотят развиваться самостоятельно, совершенствовать свое тело и укреплять здоровье. И именно это и ценно в школьной физкультуре, как источнике безграничных возможностей в будущем.

Кому нужны оценки по физкультуре? Может, пора их отменить?

Физкультура – урок, который, пожалуй, вызывает больше детских слез, чем даже математика или физика. У кого-то не хватает сил подтянуться, кто-то не может пробежать или отжаться… Обиднее всего получать за такое физическое бессилие унизительные 1 или 2 балла. Об этом спустя только месяц учебы написала мама пятиклассницы Катя Арсова – ее письмо было опубликовано на нашем сайте kp.by:

«Девятка по литературе, кол по физкультуре! В сумме десятка, так что я - мать отличницы.

Но шутка не прокатила. Потому что кол - это не оценка, это - унижение. Что нужно было сделать в моем пятом классе, чтобы отхватить кол по физкультуре? Сломать козла, вспороть гимнастические маты, поджечь бикфордов шнур каната, уходящий в потолок?

Все тривиально. Бег. Нормативы. Надо семь, а получилось пять. Предательский бег тела, которое нелепо выросло за лето и не хочет слушаться. Оно клево плавает, ловко гоняет на самокате, танцует. А бегать почему-то не может. Вспомните этот дикий ранний подростковый возраст, когда с твоим телом все время что-то происходит.

Можно ли отменить оценки по физкультуре, как рассчитываются нормативы и что делать, если ребенок не может их выполнить - в этих вопросах мы разбирались со специалистами Республиканского центра физического воспитания и спорта учащихся и студентов, которые участвуют в разработке концепции преподавания физкультуры, нормативов и методик.

ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ МОЖЕТ БЕГАТЬ, УЧИТЕЛЬ ПРЕДЛОЖИТ ЕМУ ХОДЬБУ

- К сожалению, у многих родителей и детей сформировано отношение к физкультуре как к необязательному второстепенному предмету. На самом деле, именно на этом уроке дети могут снять физическое и умственное напряжение, стресс. Во время физических занятий кровь приливает к мозгу и работоспособность школьника увеличивается на других уроках, - считает Ирина Щелкун, начальник отдела по физическому воспитанию в учреждениях дошкольного, общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования.

- На мой взгляд, сегодня никто не возражает против уроков физкультуры. Но, может быть, сделать их безотметочными, как уроки пения и рисования?

- Отметка должна стимулировать ребенка. Если я хочу получить выше балл – я буду прилагать усилия. А если убрать отметку, никто не будет стараться ни пробежать быстрее, ни прыгнуть дальше: а зачем? Во время мониторингов, которые мы проводим регулярно, видно, что дети находят множество причин, чтобы вообще ничего не делать на этом уроке. У нас сегодня два урока физкультуры в неделю обязательные, а третий – час здоровья, на нем отметки не ставятся. И посещения этого урока – никакие. Но, кстати, в начальной школе по физкультуре отметок нет.

- Но может, тогда стоит отказаться от сдачи нормативов? Ведь у всех детей разные физические данные и возможности.

- Нормативы – это определение уровня физической подготовленности ребенка. В школьных нормативах нет ничего нереального. Они совершенно лояльны (см. БУДЬ В КУРСЕ!). И по сравнению с теми, которые сдавали родители или бабушки-дедушки нынешних школьников, они намного легче. К тому же, оценки по нормативам с 5 по 8 класс не учитываются при выставлении четвертных отметок. Их сдача в первой и четвертой четверти – это скорее ориентир для учителя: в какой физической форме ученик был в начале года и в конце.

Если ребенок получил 1 балл, значит, он чего-то не знает или не умеет. И касается это любого школьного предмета. По математике тоже не все дети могут учиться на 10 баллов. Что нужно делать? Садиться и учить. А по физкультуре – заниматься.

- И можно научиться бегать или хорошо тянуться? А если не дано?

- Если постоянно тренировать определенные качества, они не могут не развиться. Если у девочки основная группа здоровья, значит, в 11 лет она должна пробежать 30 метров на 9 баллов за 5,7 секунды. Это абсолютно адекватный показатель для ребенка такого возраста. И его можно достичь, если тренироваться.

- Любой ребенок может выполнить любой норматив на 10 баллов?

- Может, если не на 10 баллов, то на 8 точно. Если каждый день ты чуть-чуть занимаешься, сдвигов не может не быть. Можно выходить каждый день на школьный стадион и бегать, можно дома выполнять упражнения на растяжку и гибкость. Ведь если есть проблемы в той же математике, ученику приходится заниматься самостоятельно дополнительно. Так и с физкультурой.

- Но если все же никак?

- С прошлого года в программе появился так называемый вариативный компонент. Если ребенок не справляется с одним нормативом, он может выполнить другой. Например, вместо бега на длинную дистанцию есть ходьба.

Или вместо челночного бега прыжки через короткую скакалку за 1 минуту. Но ни один учитель не должен заставлять ученика сразу выполнять норматив. Он сначала обучает, помогает подготовиться.

- Кто решает, какой норматив выполнять?

- Учитель сам видит, что ученик не может выполнить один норматив, и предлагает другой.

- Могут ли родители или сам ученик обратиться к учителю?

- Конечно, всегда нужно достигать компромисса.

В Беларуси к основной группе здоровья относятся 76,88% всех школьников. Самая здоровая по этому показателю область – Гродненская (84,3%). Меньше всего здоровых детей в Минске – 65%. Немногим меньше процента - 0,87% - школьников вообще освобождены от занятий физкультурой.

БУДЬ В КУРСЕ!

Нормативы по физкультуре (на примере 5-х классов)

Мальчики на 10 баллов должны:

- пробежать 30 метров быстрее, чем за 5 секунд;

- прыгнуть в длину с места дальше, чем на 195 сантиметров;

- подтянуться на перекладине больше 7 раз.

Девочки на 10 баллов должны:

- Пробежать 30 метров быстрее, чем за 5.1 секунды;

- Прыгнуть в длину с места дальше, чем на 185 сантиметров;

- Наклониться вперед из положения стоя больше 15 раз.

Виктория:

Я была девочкой, которая не умела бегать, метала на 14 метров (при нормативе 28) и теряла лыжи во время зимнего кросса. При этом я легко училась, играла на гитаре, друзей было полно. Но физкультуру ненавидела всей душой. И я против оценок. Хорошая реакция, координация, выносливость - это такие же физические данные, как цвет глаз или волос. Так давайте ставить колы всем, у кого зеленые глаза. А вообще, уроки физкультуры должны прививать привычку к спорту, учить девочек, как подкачать пресс, а мальчиков - бицепс. А все эти кроссы на время и прыжки через козла - это все пережитки СССР.

она легко училась:

Не у всех есть математические или музыкальные данные, кто-то не способен к иностранным языкам, тогда к чему и там оценки? В любом классе есть те, кто учится легко, есть те, кто ничего не знает или до кого с трудом доходит, не потому, что ленив, а потому, что способности (память, логика и пр.) хуже, чем у других.

Mylene:

если не будет дурацких нормативов по физре, а просто подвижные и интересные занятия для детей, то и посещать такие уроки дети будут с удовольствием и пользой для здоровья!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Учебный год только стартовал, а у родителей, учителей и школьников уже накопилось уйма вопросов (читать далее)

Горошек, драники, сосиски, кусок огурца… Это действительно невкусно или школьники капризничают? (читать далее)

Возрастная категория сайта 18 +

за мир


Физкультура – одна из важнейших составляющих ЗОЖ. При недостатке движений ослабляется организм, и именно физические нагрузки помогают поддерживать работоспособность как сердечно-сосудистой, так и костно-мышечной системы. В ходе занятий физкультурой организм ребенка начинает потреблять намного больше кислорода, нежели в спокойном состоянии, что оказывает благоприятное влияние на работу всех органов. Регулярные тренировки способствуют увеличению объема легких, улучшению газообмена, что, в свою очередь, помогает работе сердечно-сосудистой системы, снижает артериальное давление, препятствует инсульту и инфаркту.

Нормативы по физкультуре для школьников в таблице, 2019-2020

Благодаря умеренным нагрузкам повышаются защитные силы организма, а это оказывает противостояние респираторным заболеваниям. Физкультура развивает волю. Она учит преодолевать разные трудности и добиваться поставленных целей. Это очень важные качества для подростков, и это просто необходимо пассивным по натуре людям.

детская физкультура с нормативами в школе

Занятиями спортом можно укрепить свою костно-мышечную систему. Они оказывают благотворное влияние на двигательный аппарат, препятствуя развитию возрастных изменений. При умеренных тренировках усиливается приток лимфы к позвоночнику, а это отличная профилактика остеохондроза. С помощью физической нагрузки можно активизировать работу центральной нервной системы, в результате чего происходит ускорение не только обменных, но и психологических процессов. Занимающиеся физкультурой дети могут лучше усваивать школьный материал. Взрослые же тем самым увеличивают свою выносливость, улучшают работоспособность.

Чем важны уроки физкультуры в школе?

Никогда раньше проблема, связанная с низкой двигательной активностью детей и подростков не была такой острой, как сегодня. Это обуславливает множество факторов, среди которых можно считать и всеобщую увлеченность детей компьютерными играми и социальными сетями. Родители современного детского поколения постоянно играли в подвижные игры, а теперь детей интересуют только компьютеры. При этом двигательная активность сейчас испытывает такой дефицит, что 2-3 занятия физкультурой в неделю – это уже капля в море, которая не способна оказать влияние на физическое развитие учеников школы. А если сюда приплюсовать участившуюся статистику трагических случаев во время сдачи нормативов, то возникает логический вопрос: нужно ли вообще проводить уроки физкультуры в школе? Может их вообще пора убрать из школьной программы?

Столь радикальный подход к ликвидации данной проблемы, конечно же, неразумен. Более того, его можно сопоставить с тем, чтобы предложить гильотину как средство от головной боли. Нужно не исключить физкультуру, а как-то способствовать тому, чтобы она была максимально полезной и ребята начали считать ее неотъемлемой частью их повседневной жизни. Чтобы это произошло, в преподавании столь важного предмета в школе должны быть проведены фундаментальные изменения.

массовая физкультура

Какие бывают проблемы в преподавании урока физ-ры?

На сегодня физкультуре в школе приходится сталкиваться с множеством проблем, а именно:

  • Устаревшими методиками обучения;
  • Недостатком профессиональных специалистов;
  • Недостатком финансирования.

Если кто-то действительно заботится о здоровье юного поколения, то пора бы уже предпринять решительные шаги для устранения проблем преподавания физ-ры в школах, причем максимально скоро.

Вопрос устаревших программ и методик преподавания: И это сегодня довольно актуально! На уроки физкультуры в школах выделено минимальное число, при этом от учеников требуется сдача нормативов, с которыми далеко не все справляются. По всей видимости, предполагается, что школьники будут самостоятельно тренироваться после уроков, что способствует улучшению их спортивных показателей. Однако данный подход ни что иное, чем утопия, в особенности если учесть, какова нынешняя повальная увлеченность учеников школ компьютерными играми и интернетом.

урок физкультуры в классе школы

Физическое воспитание должно быть направлено не на оценку физического развития школьников, а на само развитие. Сдача нормативов от нетренированного ребенка не принесет никакой пользы, а наоборот, может навредить его здоровью. К сожалению, в последнее время даже участились трагические случаи, вызванные именно этим.

Что такое школьные нормативы по физкультуре?

Школьные нормативы являются не простой прихотью учителя, а официальным требованием Министерства образования РФ.

Фиксация физкультурных нормативов

Государство должно быть заинтересовано в здоровье последующего поколения, а потому оно разрабатывает нормы, способствующие мотивированию учеников к укреплению своего здоровья и развитию физического качества. Нормативы подразделяются на пять видов, а именно по физическим качествам:

  • Выносливости;
  • Силе;
  • Ловкости;
  • Гибкости;
  • Координации.

Так, для получения хорошей оценки по физкультуре ученики должны быть всесторонне физически развиты.

Что происходит с нормативами после их сдачи?

После сдачи нормативов и получения оценок, их отправляют в центры сбора статистических данных. Там они обрабатываются и усредняются. Это помогает получить картину того, соответствует ли физическое развитие школьников требованиям предлагаемым программой. Если возникнет в этом необходимость, нормативы могут быть упрощены или усложнены, но это зависит от направления динамики. Физиологами используются эти данные для отслеживания того, в каком возрасте дети демонстрируют сильное увеличение физических показателей. В целом, нормативы представляют собой не только оценку, но еще и целую цепочку полезных данных.

Освобождение ученика от физкультуры – вред или польза?

Родители по разным причинам стараются освободить своего ребенка от уроков физкультуры в школе. В частности, некоторые беспокоятся за здоровье ребенка, некоторые же просто не хотят, чтобы в аттестате их чадо не было низкой оценки. Основой любой причины должны быть проблемы со здоровьем, или слабое физическое развитие, которые могут помешать ребенку на уроках физкультуры. Однако на самом деле для учеников с такими проблемами наоборот более полезна физическая активность по сравнению с его сверстниками.

спортивная поддержка

Читайте также: