Что есть нравственная красота в вашем понимании капитанская дочка кратко
Обновлено: 08.07.2024
Маша Миронова - дочь Ивана Миронова, коменданта Белогорской крепости. Она воспитывалась в патриархальных традициях и очень простая, милая добрая, чуть - чуть замкнутая. Но девушка проявляет характер, отказывая в сватовстве сосланному за убийство в Белогорскую крепость Швабрину. Она доверяется Гриневу, когда он вывозит ее из крепости после прихода туда Емельяна Пугачева. Маша Миронова впоследствии из боязливой превращается в решительную и волевую. Она защищает Петра Андреевича Гринева перед Екатериной Второй. Она говорит, что Гринев не изменял присяге очень убедительно. Гринева освобождают. В конце повести перед нами уже девушка с железным характером и волей. Жизнь закалила Машу Миронову и сделала ее такою.
Вложение | Размер |
---|---|
"Капитанская дочка" | 27.42 КБ |
k.d.docx | 143.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Душевная стойкость и нравственная красота Маши Мироновой
*продолжить рассматривать тему нравственности в повести, связать нравственную тематику с образом героини повести;
* развивать навыки анализа текста, развивать умение обобщать и систематизировать материал.
* приобщать учащихся к урокам нравственности в повести, находя их в поступках героев; формировать умение видеть честь и бесчестие в людях;
Что такое красота? Спор зашёл случайно,
Это спорили глаза и душа печально.
"Ничего красивей нет женского создания -
Внешний облик, грация - основы мироздания.
И черты её лица , и её фигура," -
С блеском спорили глаза, в этом их натура.
Тихо слушала душа эти восклицанья,
Её очередь дошла делать замечанья:
"Вы, глаза, во всём правы,
Только слушать грустно…
Если сверху красота, а внутри всё пусто.
Красота - это когда мир богат духовный,
А внутри и доброта , и уют любовный."
Настоящая красота живёт в сердце,
отражается в глазах и проявляется в поступках!
( индийский религиозный и духовный лидер )
Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,
Улыбки подарим гостям.
У вас все готово? Тогда за работу.
Удачи желаю всем нам!
Определить тему урока нам поможет небольшое стихотворение и эпиграф к нашему уроку. Послушайте стихотворение
Что такое красота? Спор зашёл случайно,
Это спорили глаза и душа печально.
`Ничего красивей нет женского созданья -
Внешний облик, грация -основы мирозданья.
И черты её лица, и её фигура,` -
С блеском спорили глаза, в этом их натура.
Тихо слушала душа эти восклицанья,
Её очередь дошла делать замечанья:
`Вы, глаза, во всём правы, только
слушать грустно,
Если сверху красота, а внутри всё пусто?.
Красота - это когда мир богат духовный,
А внутри и доброта, и уют любовный.`
Какова идея этого стихотворения, ребята? Что хотел сказать автор?
(слайд2)Обратимся к эпиграфу урока. Как вы понимаете эти слова?
(По-настоящему красивый человек – это тот, кто несет в своем сердце тепло и доброту, душевная красота человека проявляется в его поступках, поступках нравственных).
(слайд3) Сегодня тема нашего урока « Душевная стойкость
Как вы поняли из темы, мы рассмотрим более подробно образ главной героини. Цель нашего урока(слайд4) рассмотреть нравственную тематику и связать ее с образом героини, также мы попытаемся ответить на вопрос:
Вернемся к теме урока.
(слайд5)-Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите выражение капитанская дочка? Если бы мы не были знакомы с героиней А.С.Пушкина, какой бы вы ее представили?
Да, но образ главной героини А.С.Пушкина совсем иной, образ, связанный с нравственными категориями.
Как вы понимаете смысл этого словосочетания – нравственные категории, Какие понятия входят в эту категорию? ( д.з)
СО́ВЕСТЬ , - чувство и сознание моральной ответственности за свое поведение и поступки перед самим собой, перед окружающими людьми, обществом
честь — это достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы
НРА́ВСТВЕННОСТЬ -и; ж.
Внутренние (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и природе .
РЕПУТА́ЦИЯ , -и, ж. Создавшееся общее мнение о достоинствах и недостатках кого-, чего-либо.
Итак, рассмотрим, попытаемся ответить , как же эти нравственные понятия соотносятся с образом Маши Мироновой? (слайд10)
Каково первое впечатление рассказчика о Маше Мироновой? Как выглядит, что делает, кто ее родители? (отрывок из фильма)
Мы с вами знаем Машу как беззащитную, слабую, скромную девушку.
На первый взгляд ничем не приметную.
В начале произведения
Маша отказывается выходить за Гринева
Маша в заточении у Швабрина
Маша у императрицы
(слайд11) Каково впечатление Гринева о Маше? Сразу ли она понравилась ему?
В какой момент Гринев взглянул на Машу по-новому?
( когда понял, почему Швабрин оклеветал ее)
Почему Маша отказала Швабрину выходить за него замуж?,
(В разговоре с Гриневым она упоминает, что он к ней сватался, но она его отвергла, потому что он был ей очень неприятен. Неприятен он ей был, в первую очередь, из-за его внутренних качеств. Отказ Швабрину свидетельствует о твердом характере и стойких принципах . Она не хочет выходить замуж за нелюбимого человека, хотя Швабрин по тогдашним представлениям был единственным шансом для Маши, чтобы устроить свою судьбу)
Инсценировка с письмом
-Почему отказывает, хотя любит?
( Маша любит Гринева, но не может связать свою жизнь с ним без благословения родителей, не идет против воли родителей, т.к. для нее важны народные традиции и законы.)
Какие качества мы видим в Маше?
Маша оказалась воспитанной девушкой, которая уважает мнение родителей и не стала выходить замуж именно из-за этого. Коли найдешь себе суженую, коли полюбишь другую – бог с тобою, Петр Андреич; а я за вас обоих…Маша любит Гринева и поэтому желает ему счастья с другой девушкой. Для неё чувство долга - превыше всего, есть
вещи, переступить через которые она не была готова. К таким вещам, без сомнения, относится брак, не одобренный родителями жениха )
В начале произведения
Маша отказывается выходить за Гринева
Маша в заточении у Швабрина
Маша у императрицы
Уважает мнение старших
-Вспомним эпизод, когда Маша находится в заточении у Швабрина
Как Гринев узнает об этом?
Почему она просит помощи у Гринева?
-Как ведет себя девушка, какие черты характера проявила?
(Робкая и скромная в обычной жизни, она проявляет стойкость и решительность, смелость и силу характера в борьбе против посягательств Швабрина.
- Что заставляет ее быть смелой в такой ситуации?
В начале произведения
Маша отказывается выходить за Гринева
Маша в заточении у Швабрина
Маша у императрицы
Уважает мнение старших
Она отказывается выйти замуж за Швабрина, считая, что лучше смерть, чем брак с предателем. Маша способна видеть характеры людей, находящихся рядом с ней, именно поэтому Швабрину не удается очаровать героиню, она влюбляется в Гринева, отличавшегося благородностью и справедивостью).
Казалось, судьба решила сделать Машу Миронову и Петра Гринева счастливыми, но…какой случай меняет всю ситуацию?
(зачитать, в чем обвиняют Гринева)
И опять Маша стоит перед выбором: покориться судьбе или бороться за спасение чести и доброго имени своего жениха
-Когда возлюбленного Маши Петра Гринева арестовывают, на какой отважный шаг решается пойти героиня?
(слайд14) Маша в Царском Селе.
-Как дополняет образ Маши эпизод ее поездки к Екатерине II?
(это говорит о том, что героиня сильна духом, что никакие трудности на ее пути не останавливают ее, не бросила любимого человека в трудный час)
В начале произведения
Маша отказывается выходить за Гринева
Маша в заточении у Швабрина
Маша у императрицы
Уважает мнение старших
-Итак, Маше судьба приготовила огромные испытания, которые главная героиня смогла преодолеть достойно, благодаря своим качествам. В чем состоит нравственная красота героини?
Можно ли слова из эпиграфа соотнести к Маше Мироновой?
В начале урока мною был задан еще один вопрос. Вспомните, как он звучал?
(слайд 15) На жизненном пути Маши Мироновой встретилось много героев.
К акие качества героев проявляются по отношению к Маше?
Каково отношение их к главной героине?
Маша – центр произведения. Не было бы её, мы бы многого не узнали о героях. Маша для Пушкина – образец душевной чистоты, верности, её доброта и нравственная чистота победили недоверие, несправедливость и предательство.
Итак, сегодня мы рассмотрели образ Маши Мироновой, ответили на проблемные вопросы, поставленные в начале урока, поговорили о смысле названия. Вы увидели, что внешность человека, мнение других людей о человеке может быть обманчивым, а поступки могут сказать многое о характере человека. Мы добились поставленных целей. Так чему нас учит повесть?
Так чему нас учит повесть?
Запись в тетрадь: (слайд17) Повесть преподносит нам нравственные уроки, которые остаются в нашей памяти на всю жизнь. Главные герои Пушкина учат нас тому, как поступать в сложных жизненных ситуациях, не теряя человеческого достоинства, не нарушая кодекса чести.
-Есть ли в наше время такие люди, как Маша, люди, которые знают, что такое честь, совесть, благородие? (Привести пример)
(слайд 18) Домашнее задание:
А. С. Пушкин показывает в поступках героини повести "Капитанская дочка" Марии Мироновой собирательные черты большинства настоящих русских женщин: верность, преданность, готовность пожертвовать собой ради близких. Именно такой хотели бы видеть свою жену мужчины, особенно во времена Пушкина.
Док-ва:
Во-первых, ее искренность. Во время разговора с Гриневым она ни разу ничего не утаила. Что на сердце лежало, то и говорила. Ее душевная простота, которая слышна даже в ее речи ("я. обмерла"). Наивная душа. Образ Маши несет очень большую смысловую нагрузку в романе, раскрываясь в полной мере, на протяжении всего произведения. Во-вторых, ее честность. Маша никогда не пыталась соврать. Она не любит Швабрина, и даже факт того, что он богат, не может заставить девушку принять его предложение и стать для него женой. Совсем противоположные черты характера проявляются перед лицом опасностей. Это в - третьих. Эта хрупкая девушка превращается в мужественную героиню. Она готова жить на хлебе и воде, только бы не выходить замуж за Швабрина. Но мужественной ее делают не опасности, а любовь. Хрупкая, нежная, боязливая, влюбляясь в Петра Гринева, Маша становится духовно сильнее. Это является ее опорой для преодоления жизненных трудностей. Способность сильно и искренно любить помогает ей в необходимый момент найти достаточно силы и твердости духа, чтобы освободить Гринева от тюрьмы. Она едет в Петербург к императрице. По случайности в саду встречает госпожу, которой рассказывает историю своей нелегкой судьбы. Оказывается эта госпожа и есть великая императрица, которая дала помилование и оправдание возлюбленному Маши Мироновой. Именно искренность капитанской дочки, преданность любимому, почтение умершего отца тронуло императрицу. Маша Миронова - это нравственный идеал Пушкина. Она олицетворяет собой чистоту, мужество и искренность, что и является для писателя наиболее важными чертами харктера, которые должны быть присуще каждой русской девушке
Люблю математичку, А что, графики y=x^2 (парабола) и y=2x-7 построить не можешь? Они не пересекаются. Уравнение не имеет решения
Главный герой романа Пётр Андреевич Гринёв — молодой образованный дворянин, который с честью проходит жизненные испытания и остаётся добрым человеком, верным своим принципам.
Понятие чести и достоинства есть и у Емельяна Пугачёва — исторического лица в романе, предводителя крестьянского восстания. Пугачёв — человек из народа, простой мужик, грубый, невежественный, но в то же время обладающий силой воли, мудростью. После захвата Белогорской крепости он пощадил Гринёва, помог ему освободить Машу из плена Швабрина. Пугачёв милостив и справедлив к таким честным, благородным людям, как Пётр, и суров и беспрекословен к таким трусам и предателям, как Швабрин, что соответствует авторскому представлению об идеальном монархе. Пугачёв способен жертвовать собой ради большого дела и с достоинством принимает смерть во время казни без мольбы о милосердии к нему. Писатель создаёт образ донского казака сложным, противоречивым и всё же ярко показывает его нравственные качества — его мужество и благородство.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Мария Миронова - главная героиня, капитанская дочка. При первом её описании читатель видит перед собой робкую, скромную и трусливую девушку, которая не может сделать шаг без своих родителей. Но по мере развития событий мы понимаем, что впечатление было ошибочным представлением. На самом деле она работящая, любит своих стариков и заботиться о них. Она вовсе не трусиха и может постоять за себя и за других. Вспомним как она приехала в город, чтобы помочь любимому не попасть в тюрьму. Мария - образ настоящей русской женщины. В этом и заключается её нравственная красота.
Читайте также:
- Что значит определение того что человек по сути существо общественное кратко
- За что казнили томаса мора кратко
- Виды информации план урока
- Что такое изотопы как открытие изотопов способствовало становлению периодического закона кратко
- Психолого педагогические основы взаимодействия семьи и педагогов кратко