Что значит определение того что человек по сути существо общественное кратко

Обновлено: 06.07.2024

Кто такой человек? В чём сущность человека? Как и каким возник человек? Фундаментальные вопросы обществознания.

Человек — это биосоциальное существо. Основополагающая формулировка, которая встречается в любом учебнике или пособии по обществознанию. Что скрывается за этой магической формулой - " биосоциальное существо "?

Проблемное задание

Чем различаются два утверждения: а) человек — существо биологическое и социальное; б) человек — существо биосоциальное.

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно почувствовать нюансы. В первом случае мы как бы разводим биологическую и социальную сущность человека через союз "и", во втором показываем их неразрывную взаимосвязь. Поэтому формулируя определение понятия "человек" мы используем формулировку " биосоциальное существо ", а не " биологическое и социальное существо ".

Как же показать биосоциальную сущность человека? Здесь нужно показать неразрывное единство биологического и социального в человеке. Для этого уместно продемонстрировать, как многие социальные характеристики человека вырастают на основе биологических предпосылок.

  1. Наличие мышления и сознания является одной из важнейших характеристик человека, отличающей его от других живых существ. Для того чтобы навыки мышления сформировались и развивались, человеку необходимо находиться в обществе, пройти путь воспитания, обучения и т.д. Но биологической основой мышления и сознания является хорошо развитый головной мозг. Развитый головной мозг позволяет человеку приобретать знания, создавать предметы, преобразовать окружающий мир. Развитый головной мозг позволяет человеку контролировать своё поведение и изменять его в зависимости от конкретной жизненной ситуации.
  2. Создание и использование орудий труда – ещё одна характеристика, отличающая человека от животного. Животные способны использовать природные предметы (например, птицы вьют гнёзда, используя веточки и траву), и только человек способен создавать орудия труда и использовать их в своей деятельности. Биологической предпосылкой формирования и развития этого навыка является прямохождение и особое строение кисти руки. Прямохождение освободило верхние конечности для трудовой деятельности, а особое строение кисти руки дало возможность человеку совершать такие операции, которые не доступны животным.
  3. Членораздельная речь и общение – третья характеристика, на примере которой можно показать взаимосвязь биологоческого и социального. Ребёнка нужно учить говорить и понимать, что за каждым словом (набором звуков) скрывается какой-то предмет, явление и т.д. Так что общение и речь – это социальные характеристики. Но их развитие было бы невозможно без биологического основания в виде особой анатомии и физиологии, а именно, особого строения органов речи.

И так, развести биологическую и социальную природу человека невозможно.

Что же будет, если мы начнём смещать акценты в понимании человека либо в сторону его биологической природы, либо в сторону его социальной сущности?

Биологизаторский подход к пониманию человека

  • человек существо биологическое, в первую очередь;
  • поведение человека определяется его наследственностью, инстинктами, темпераментом и т.д.;
  • социальная среда и воспитания только незначительно корректируют поведение человека;
  • биологические потребности являются базисными для любого индивида.

Социологизаторский подход к пониманию человека

  • человек существо социальное, в первую очередь№
  • общество и воспитание формируют характер и личность человека;
  • только в обществе человек может раскрыть свои биологические задатки и способности;
  • человеку присущи не только биологические, но и социальные, а также духовные потребности.

В чём опасность биологизаторского и социологизаторского подхода?

Опасность биологизаторского подхода.

  • К биологизаторским концепциям относится расизм, который исходит из того, что природа человека определяется его расовой принадлежностью.
  • Социальный дарвинизм – концепция, согласно которой механизмы развития общества повторяют биологические механизмы, законы общества являются продолжением биологических законов. В любом обществе социальные отношения можно описать как естественный отбор и борьбу за существование. Например, к власти приходят наиболее приспособленные к этой деятельности, остальные проигрывают борьбу и вынуждены уйти с политической арены. Мы знаем, что социальный мир гораздо более многообразен и многомерен нежели простое поле борьбы за существование и не может описываться исключительно биологическими закономерностями.
  • Биологизаторский подход может привести к порабощению или даже истреблению менее приспособленных и менее развитых физиологически представителей человечества. (В Древней Спарте слабых и хилых младенцев умерщвляли, сбрасывая со скалы).
  • Абсолютизация биологических потребностей может привести к социальной и духовной деградации человечества, т.к. удовлетворение социальных и духовных потребностей будет признано не необходимым.

Опасность социологизаторского подхода.

И так, человек – это биосоциальное существо. Отделить его биологическую и социальную сущность друг от друга невозможно.

Но достаточно ли этого для понимания человека и для того чтобы сформулировать определение понятия " человек "?. Нет, нужно ещё уточнить, какие важные характеристики отличают человека от остальных живых существ. Об этом в следующей статье.

Это означает, что в наших генах закреплены определенные модели поведения, предполагающие совместную деятельность, пониженную (по сравнению с другими видами) внутривидовую конкуренцию, развитые средства коммуникации (речь) . В своих действиях люди всегда учитывают реакцию других людей, даже если этого не осознают. С древних времен используется специализация и разделение труда, взаимопомощь. Все это говорит о том, что наш вид развивался именно как общественные животные.

Это значит, что у каждого есть своя роль и свое призвание. Найдите его и исполняйте.
Бесталанных людей не бывает. Знаете ли вы, что у вас МИНИМУМ 16 талантов?!
На каждого найдется место под солнцем. Да, за него надо бороться - но не с другими людьми, а с собственной ленью и глупостью.

Подруги

Человек – биосоциальное существо, природа которого имеет двойственный характер. У каждого из нас, как и у любого животного, есть биологическая сущность, сформированная миллионами лет эволюции. Но наряду с ней у нас имеется также и социальная сущность, отличающая нас от других животных. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет, чем отличается от биологической сущности и как связана с такими понятиями как личность и самосознание.

Что такое социальная сущность человека?

Социальная сущность – это способность человека управлять своими инстинктами, подавлять и регулировать свои желания, заниматься осмысленной и целенаправленной деятельностью, соблюдать правила, принятые в обществе. Социальная сущность определяет наше поведение и те виды активности, которые мы позволяем себе в повседневной жизни.

Среди множества биологических видов, населяющих нашу планету, человек выделяется именно своей социальной сущностью. Конечно, многие животные тоже объединяются в стаи и другие сообщества, но они делают это под влиянием инстинктов. Люди же, наоборот, для исполнения своих социальных ролей способны преодолевать инстинкты.

В качестве примеров проявления социальной сущности человека можно отметить следующее:

Если посмотреть на пирамиду Маслоу, можно обратить внимание, что первые два уровня связаны с удовлетворением базовых биологических потребностей. А вот уровни, находящиеся выше, отражают различные аспекты социальной сущности человека.

Отличия социальной сущности от биологической

Как мы уже выяснили, человек – это биосоциальное существо с двойственной природой. Биологическая сущность, являющаяся результатом эволюции, сочетается в нём с социальной сущностью – продуктом развития общества. Они обе оказывают существенное влияние на все аспекты жизни и поведения человека. При этом у каждой из них есть определённые особенности:

  • Биологическая сущность проявляется в том, что человек является обычным животным со своими потребностями и инстинктами, направленными на их реализацию. Основные биологические потребности человека – это поддержание жизни, воспроизводство рода и защита потомства.
  • Социальная сущность проявляется в том, что человек, являясь частью общества, способен управлять своими инстинктами, подавлять и регулировать свои желания, заниматься осмысленной и целенаправленной деятельностью, соблюдать правила. Социальная сущность, как и личность, формируется в процессе социализации.

Разные авторы по-разному высказываются о взаимоотношении биологической и социальной сущностей человека. Одни противопоставляют их, другие же считают их тесно связанными между собой. Вторая точка зрения более популярна. Она подразумевает, что в человеке от рождения присутствует биологическая сущность, но по мере взросления и социализации всё большую роль играет социальная. При этом она тоже направлена на реализацию потребностей человека, но уже посредством адаптации к сложным требованиям человеческого общества.

Становление социальной сущности человека

Изначально люди занимались совместной добычей – охотой и собирательством, потом научились совместно выращивать сельскохозяйственные культуры и заниматься другими формами производства. С появлением материальных ценностей, которые возникали не сами по себе, а производились людьми, начали формироваться и такие понятия как собственность и власть.

Социальные качества личности

Личность – это понятие, отражающее социальную природу человека. То есть, это не просто индивид, а субъект общественных отношений, член общества, обладающий уникальным набором социально значимых черт. В социологии имеется два подхода к изучению личности:

  • Личность рассматривается как активный субъект, способный познавать и менять окружающий мир, влиять на общество, оценивать себя и своё место в социуме. В рамках этого подхода социальными качествами личности считаются те качества, которые определяют образ жизни человека, его самооценку и оценку его другими членами общества.
  • Личность рассматривается как набор социальных функций и ролей. Человек выполняет одновременно несколько функций в разных сферах жизни. В рамках данного подхода социальными качествами личности называют качества, формирующиеся и развивающиеся в процессе взаимодействия с другими членами общества.

Основные социальные качества личности:

    – способность осознавать себя, оценивать свои поступки и понимать, как их оценивают другие;
  • самооценка – комплексная характеристика, показывающая, как личность воспринимает свои способности, возможности и прочие особенности;
  • социальная идентификация – отождествление личностью себя с определённой социальной группой;
  • активность – способность выполнять социально значимые действия, проявлять инициативу при взаимодействии с окружающими;
  • интересы – источник мотивации, необходимой для активных действий;
  • убеждения – нравственные, идеологические, религиозные и прочие взгляды, определяющие восприятие личностью окружающего мира;
  • цели жизни – глобальные цели, которые личность воспринимает как своё предназначение.

С точки зрения психологии, наличие целей жизни – ключевая характеристика сформировавшейся личности. Несмотря на всё разнообразие возможных вариантов, все существующие цели жизни можно сгруппировать в четыре группы:

  • материальные блага и комфорт;
  • развитие и творческая деятельность;
  • власть и уважение;
  • духовное совершенствование.

Самосознание и самореализация

Самореализация – это процесс реализации личностью своего потенциала, достижения жизненных и просто важных целей. Американский психолог Абрахам Маслоу считал, что потребность в самореализации – это одна из высших потребностей человека (наряду с самоактуализацией и саморазвитием). Он дал следующее определение: самореализация – это максимально полное использование всех талантов, способностей и доступных возможностей для осуществления личностно значимой деятельности.

Заключение

Человек – биосоциальное существо, в котором его биологическая природа сочетается с социальной сущностью. Биологическая составляющая проявляется преимущественно через темперамент, а социальная определяет характер. Нельзя сказать, что одна или вторая составляющая полностью определяет, кем является человек. Каждая из них сильно влияет на наше поведение, поскольку они тесно связаны между собой. В этом плане человек является уникальным животным, ведь ни один другой представитель фауны не способен целенаправленно управлять своими инстинктами ради реализации своей социальной сущности.

Благодаря труду человек научился использовать природу для удовлетворения своих потребностей и одновременно развивать свои естественные физические и умственные способности. Это позволило человеку намного увеличить свои естественные силы и возможности, в особенности развить свое мышление.

Человек это общественное существо

В процессе общения, которое развилось в условиях общественного производства, когда нужно было координировать трудовые усилия его участников, возник язык как особая форма сигнализации, заменяющая и обобщающая все другие формы сигналов. Слово как орудие речевого мышления позволило человеку отвлекаться от конкретных предметов и явлений, обобщать их и тем самым проникать в их сущность, лучше разбираться в многообразных явлениях жизни.

Человек различает в явлениях и предметах окружающего мира гораздо больше любого животного, так как к деятельности органов чувств у человека присоединяется деятельность мышления.

Мышление человека

Мышление — это работа мозга, в результате которой человек может при помощи слов и образов представить и выразить самые различные состояния своего организма и свое отношение к реально существующим и мнимым предметам и явлениям действительности.

Из этого вытекает, что существенную роль в этой главнейшей функции мозга человека играют слова и образы, т.е. временные связи, сформированные в результате сочетаний непосредственных и словесных раздражений с самыми различными формами деятельности организма. Временные связи при этом являются физиологическим аппаратом мышления, его аналитико-синтетическим механизмом.

В результате анализа и синтеза раздражений и ответной деятельности организма на них, временные связи не только накапливаются, но и извлекаются из памяти и служат материалом для создания новых связей как из них же самих, так и из постоянно образующихся связей. Эти механизмы обладают свойствами саморегуляции и постоянной активности, в результате чего и происходит извлечение из памяти хранящихся там временных связей, образование новых связей и систем из них, комбинация их с постоянно формирующимися ассоциациями.

Мышление человека

Мышление человека

В свете современной физиологии эти механизмы представляются рефлекторными, что, разумеется, не исключает наличия в пределах рефлекторно-циркуляторных процессов, лежащих в основе саморегуляции. Однако мы очень мало знаем о конкретных механизмах извлечения из памяти хранящихся там временных связей. Все это очередные вопросы физиологии высшей нервной деятельности, общей нейрофизиологии и нейрохимии.

Развитие мышления человека

Мышление дает гигантские преимущества человеку, который в процессе общественного развития создал искусственную материальную и духовную культуру на естественной основе. Вместе с тем он колоссально развил и обогатил свой внутренний мир, свои способности, свою активность, свои взаимоотношения с другими людьми, выработал устойчивые черты своего характера.

История человечества развивалась не гладким путем, не без препятствий и трудностей. Хорошо известно, какую роль сыграла частная собственность на средства производства, на основе которой произошло разделение общества на классы. Непрекращающаяся классовая борьба между ними наложила свою печать на душевный мир людей, причинив им огромные страдания и извратив их чувства.

Вследствие этих коренных причин, полностью не устраненных и в настоящее время, в человеке наряду со многими ценными качествами сохраняются и отрицательные черты характера и поведения, которые не всегда поддаются высокой регулирующей функции сознания.

Человеческая душа, или психика, постепенно освобождается от тяжкого груза пережитков и предрассудков прошлого, приобретает ясную и высокую идейную целеустремленность, активность, необходимую, для полного освобождения и всестороннего развития в себе подлинной человечности и еще большего могущества в овладении богатствами и силами природы.

Итак, человек активно организует свои взаимоотношения с окружающими его природой и социальной средой. Следовательно, это не простое копирование действительности, а отражение в результате сложной переработки ее в сознании человека, результат высшей нервной деятельности человека.

Душа, сознание и сознательная деятельность человека

Сознание играет решающую роль в любом виде человеческой деятельности. Еще до того как приступить к какой-либо деятельности, человек обдумывает предварительно ее план, избирает необходимые средства труда. Он вступает в общение и деловые связи с другими людьми, если работа носит коллективный характер, проверяет свои успехи на промежуточных этапах труда, исправляет допущенные ошибки и настойчиво преодолевает препятствия, оказавшиеся на пути к поставленной цели. Сознание освещает весь путь этой деятельности. Отсюда и характеристика такой деятельности как сознательной.

Механизм сознания человека

Механизм сознания человека

Наше сознание несло бы на себе чрезмерный груз, если бы каждый шаг новой деятельности совершался под его контролем. Сознание опирается на множество врожденных и выработанных механизмов, приемов труда, выработанных в истории человеческой культуры, которые протекают бессознательно и подсознательно. В связи с этим не всегда удается с точностью объяснить природу того или иного вида психической, или, как часто называют, душевной деятельности человека.

Материалистическое понимание души

Диалектико-материалистическое понимание души исходит из зависимости психической деятельности человека от материальных, социально-экономических условий данного общества. Диалектический материализм и современное естествознание показали полную несостоятельность антинаучных религиозных представлений о душе. Когда современный ученый говорит о душе, то понимает под этим термином психику как отражение материального.

Реанимация человека опровергает наличие души

Реанимация человека опровергает наличие души

В настоящее время благодаря применению вживления микроэлектродов в отдельные участки мозга, электроцефалографии и других методов появилась возможность прижизненных наблюдений за функцией отделов мозга.

В частности, показано, что в зависимости от степени внимания испытуемых электроэнцефалограммы различаются и что внимание обеспечивают ретикулярная формация (сетчатые образования) ствола мозга, таламус и гипоталамус при взаимодействии с соответствующими участками коры мозга. Нарушение внимания возникает при блокаде взаимодействия между корой и ниже расположенными отделами.

Таламус является фильтрующим механизмом внимания, обостряет и переключает его с одних раздражителей на другие. Вместе с корковыми механизмами он осуществляет избирательный контроль поступающей информации.

Кора мозга является контрольным звеном регуляции эмоций, отбора информации, сознания. Здесь в наибольшей степени происходят сложные процессы анализа и синтеза раздражителей, их дифференцировка. Исследования коры мозга с помощью методов электрофизиологии показали, что в месте поступления возбуждений регистрируются изменения электрической активности, свидетельствующие о состоянии повышенной возбудимости.

Гигиена физического и умственного труда. Режим труда и отдыха

Напряженный или длительный труд сопровождается утомлением организма, может повлечь расстройства его деятельности, снижение работоспособности. На восстановление деятельности организма необходимо затрачивать время, применять специальные методы и даже лечение.

Для предотвращения таких негативных последствий следует придерживаться правил гигиены, которые для лиц разного возраста и профессий различаются и нуждаются в соответствующих поправках, которые могут сделать специалисты. Но каждый человек должен овладевать общегигиеническими навыками.

Прежде всего необходимы самоконтроль с помощью простых приемов за состоянием своего здоровья и регулирование физических и умственных нагрузок. Его можно определять по самочувствию, состоянию сна, аппетита, появлению болевых ощущений. Объективными признаками являются: масса тела, уровень артериального давления, частота пульса, дыхания и др.

Предупредить утомление можно посредством повышения общей тренированности организма. Физические и психические нагрузки в чередовании с активным отдыхом, а также переключение на другие виды деятельности снимают или предупреждают утомление. В физическом труде нужно осваивать многообразные приемы двигательных навыков. Правильный режим труда, отдыха и питания сохраняют здоровье. При этом важным фактором остается поддержание положительных эмоций в коллективе.

Лицам с преобладанием умственного труда требуется повышенное внимание к регулярным занятиям физическими нагрузками. Особенно это касается учащихся в период подготовки к экзаменам. Каждые 45-50 мин занятий нужно сопровождать 10-15 минутным перерывом для выполнения физических упражнений. В общем виде распорядок дня строится следующим образом:

Читайте также: