Проект по библиотеке в школе по новому закону об образовании

Обновлено: 05.07.2024

С 1 сентября вступил в силу новый закон "Об образовании в Российской Федерации" . Библиотека общеобразовательного учреждения как источник информационно-образовательной среды становится обязательным условием для реализации основных образовательных программ общего образования и, в конечном счёте, образовательных стандартов второго поколения.

1. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).

2. Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.

3. Учебные издания, используемые при реализации образовательных программ дошкольного образования, определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов, а также примерных образовательных программ дошкольного образования и примерных образовательных программ начального общего образования.

4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:

1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

5. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, включает в себя перечни учебников, рекомендуемых к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, в том числе учебников, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке.

6. Учебники включаются в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, по результатам экспертизы. В проведении указанной экспертизы учебников в целях обеспечения учета региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализации прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке участвуют уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

7. Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, в том числе критерии и порядок проведения экспертизы, форма экспертного заключения, а также основания и порядок исключения учебников из указанного федерального перечня утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

8. Порядок отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, перечень таких организаций утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. В отборе организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий по родному языку из числа языков народов Российской Федерации и литературе народов России на родном языке, участвуют уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

9. При реализации профессиональных образовательных программ используются учебные издания, в том числе электронные, определенные организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

1. Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет".

1. Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

2. Обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

3. Пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов и (или) получающими платные образовательные услуги, осуществляется в порядке, установленном организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Автор: Аюпова Алсу Харисовна

Организация: МОАУ СОШ № 3 с.Бураево

Населенный пункт: Республика Башкортостан, Бураевский район с.Бураево

Паспорт проекта

Школьная библиотека – информационно-библиотечный центр

Нормативно – правовая база разработки проекта

Федеральный государственный стандарт начального общего и основного общего образования

Положение о библиотеки МОАУ СОШ № 3 с.Бураево

Рабочая группа педагогов и заведующая библиотекой Аюпова А.Х.

Создание информационно-библиотечного центра как качественно нового уровня информационно-библиотечного обслуживания участников образовательного процесса на основе новых информационных технологий с учетом требований ФГОС

1.Обеспечение нормативно-правовых, научно-методических, организационных, информационных и материально-технических условий для преобразования библиотеки в ИБЦ.

2.Совершенствования предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов.

3.Совершенствование материально-технической базы, привлекательного для посетителей библиотеки.

4.Создание отдельных зон с учетом личностных качеств, интересов и потребностей обучающихся (зоны доступа к ресурсам электронной библиотеки; зоны для индивидуальной работы).

5.Расширение функции школьной библиотеки для комплексной поддержки образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.

Основные направления проекта

1.Создание нормативной базы БИЦ.

2. Создание материально-технических условий.

3.Привлечение в БИЦ новых пользователей.

4.Формирование информационных ресурсов и реорганизация доступа к ним.

5.Автоматизация библиотечных процессов.

Результаты реализации проекта

- Развитие библиотеки как важнейшего информационного центра.

- Укрепление материально-технической базы и улучшение комплектования библиотечного фонда.

- Модернизация библиотечных процессов.

- Обеспечение широкого доступа учащихся, преподавателей и родителей к информационным ресурсам; обеспечение учеников и учителей свободным доступом в Интернет.

- Повышение эффективности использования информационных ресурсов педагогами.

-Повышение качества организации библиотечно- информационного обслуживания читателей.

Расход запрашиваемых средств

-приобретение ноутбуков, сканера, принтера, ксерокса, мультимедийного проектора;

- наличие соответствующей мебели;

-создание рабочей зоны (компьютерная зона)

-оплата труда сотрудников организации привлекаемых к реализации проекта;

- оплата авторского вознаграждения и гонораров специалистам, привлекаемых к реализации проекта.

Общая сумма проекта

Педагогический коллектив школы;

Сотрудники школы, включая администрацию и технический персонал;

Родители и общественность;

Сроки реализации проекта

1 этап. Формирующий (2019)

Разработка программы развития образовательным учреждением.

Отработка организационных основ механизма реализации Программы.

Создание материально-технических условий.

2 этап. Основной (2020-2021)

Отлаживание механизма взаимодействия всех участников образовательного процесса через включение библиотеки в единое образовательное пространство школы.

Реализация и корректировка программы

3 этап. Аналитический (2022)

Закрепление результатов реализации Программы.

Анализ реализации Программы развития.

Календарный план реализации проекта

Подготовка рабочей зоны

зам. директора по АХЧ

Приобретение ноутбуков, сканера, принтера, ксерокса и мультимедийного проектора,

зам. директора по АХЧ

Приобретение соответствующей мебели

зам. директора по АХЧ

Составление плана реализации данного проекта.

Сбор команды для продвижения проекта

Внесение дополнений в Положение о школьной библиотеке.

Создание страницы ИБЦ на сайте школы.

зав. библиотекой и учителя информатики

Формирование фонда информационных ресурсов

Создание банка данных программно-педагогических средств для использования в учебном процессе

зав. библиотекой и учителя предметники

Начало работы ИБЦ

Содержание проекта

2. Актуальность проекта.

4. Решение проблемы.

5. Виды работ в рамках реализации проекта.

6. Ожидаемый социальный эффект реализации проекта.

7. Риски проекта.

Введение

Люди перестают мыслить,

когда перестают читать

Обучение информационной культуре начинается в семье, к нему подключаются СМИ, школа, вуз, затем оно продолжается на протяжении всей активной жизни. Особая, уникальная роль в обучении информационной культуре принадлежит школьной библиотеке. Школьная библиотека – это неотъемлемая часть образовательного процесса. Миссией школьной библиотеки является подготовка подрастающего поколения к жизни в информационном обществе, создание комфортной информационно-библиотечной среды через сочетание различных форм работы школьной библиотеки с учетом индивидуальных особенностей участников образовательного процесса. Став сильным современным - информационным центром, она должна модернизировать работу, внедрять инновации, использовать нетрадиционные носители информации. Очень хочется, чтобы школьная библиотека занимала достойное место в образовательном пространстве.

Актуальность проекта

В условиях активной модернизации системы образования совершенствуются структура и содержание общего образования. В стандартах второго поколения отражается социальный заказ на воспитание и формирование активных, компьютерно-грамотных и информационно-культурных участников информационного общества. Достижение заданного результата системой школьного обучения будет зависеть, в том числе, от направления развития школьной библиотеки, которая должна быть реорганизована в школьный информационно-библиотечный центр.

Современная школьная библиотека представляет собой информационное пространство, в котором обеспечен равноправный и открытий доступ к качественным источникам информации на любых носителях, в том числе печатным, мультимедийным и цифровым коллекциям. В век информатизации печатное слово перестает быть единственным источником информации для поколения, использующего интерактивные технологии. Происходит трансформация текста на бумаге в изображение, цвет, звук. Библиотеки по своей сущности должны стать лидерами в этом направлении, обеспечить эффективный доступ не только к бумажным, но и к электронным информационным ресурсам, стать навигаторами в цифровом информационном пространстве. В наиболее успешных школах библиотека – это информационный центр, единая точка доступа к информации и знаниям, центральное место для интеллектуальных инноваций учеников и учителей.

Проблема

Проект позволит решить следующие проблемные вопросы.

-Как подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний?

-Как повысить качество образовательной, в т.ч. проектной, деятельности учащихся и педагогов, созданных ими собственных образовательных продуктов в различных образовательных средах?

-Какие фонды необходимы библиотеки для дальнейшего успешного функционирования в новых условиях?

Проект направлен на модернизацию школьной библиотеки в школьный информационно-библиотечный центр, вывод ее на новый уровень развития; достижение качественно нового уровня информационно-библиотечного обслуживания участников образовательного процесса на основе новых информационных технологий и методов с учетом требований ФГОС.

Решение проблемы

Библиотека в школе. Что это? Информационный, образовательный, культурно - досуговый элемент образовательной среды. Каждая библиотека вырабатывает свою стратегию развития. Отличительная особенность школьной библиотеки - функционирование ее как социальной системы в рамках другой социальной системы. В связи с этим, она выполняет 80% потребностей образовательного учреждения.

Школа ставит задачу - создать условия для раскрытия творческого потенциала ребенка. Библиотека, являясь элементом образовательной среды, способна активизировать творческий, интеллектуальный потенциал ребенка.

Главная задача любой школьной библиотеки как информационного центра является оказание помощи обучающимся и учителям в учебно-воспитательном процессе. Без хорошей библиотеки школа не сможет выполнять на высоком уровне свои образовательные и воспитательные функции. Необходимые для успешного существования в современном информационном обществе, где знания играют важнейшую роль. Школьная библиотека прививает обучающимся потребность в постоянном самообразовании, развивает воображение, воспитывает гражданскую ответственность.

И первоклассник, и выпускник школы, и педагог, и директор учебного заведения вовлечены в общую орбиту, имя которой образование. Доказано, что сотрудничество библиотекарей и учителей способствует повышению уровню грамотности обучающихся, содействует развитию навыков чтения, запоминания, а также выработке умения пользоваться информационно –коммуникативными технологиями.

Виды работ в рамках реализации проекта

Формирование информационной среды становится основополагающим образовательным условием и требует формирования и развития на базе библиотеки современного библиотечно-информационного центра, располагающего средством новых информационных технологий и представляющих свободный доступ обучающимся и учителям к любому виду информации для их самостоятельной работы по сбору фактов, их анализу, обобщению, сопоставлению с аналогичными или альтернативными вариантами.

Чтобы реструктуризировать библиотеку в библиотечно-информационный центр необходимо создать специальные технические условия:

- создать видеозал, оборудованную телевизором;

- оборудовать компьютерную зону компьютерами с программным обеспечением, сканером, принтером и ксероксом.

Библиотечно-информационный центр - это качественно новое экономически и методически обоснованное обеспечение возможностей самоподготовки педагогов. С этой целью информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) вызывают в настоящее время наибольшей интерес. Книга давно перестала быть единственным источником знаний. Видео- и аудиоматериалы, компьютерные сети и программы разрушили ее информационную монополию и все активнее внедряются во все сферы человеческой деятельности. Научиться пользоваться информационными ресурсами для решения поставленной проблемы (электронными учебниками, энциклопедиями и справочниками на СД, компьютерными текстами, телекоммуникационными сетями) - это не столько влияние времени, сколько насущная необходимость.

Говоря о комплексном подходе к автоматизации школьных библиотек надо учитывать ряд условий, среди которых:

-тщательный отбор и изучение предлагаемых АИБС для школьных библиотек;

-организация обучения школьных библиотекарей основам работы на ПК;

-оснащение всех школьных библиотек компьютерной техникой;

-выделение штатных единиц для обеспечения работы АИБС в школьной библиотеке;

-создание методического центра по автоматизации школьных библиотек для обмена опытом.

Современная школа любого типа сегодня ориентируется на внедрение новых информационных технологий. Тенденция во всем мире такова, что библиотеки постепенно становятся больше информационным центрами, чем традиционными хранилищами документов. Пользователем библиотеки в будущем станет человек, который будет приходить в нее именно за информацией. И в перспективе, любая школьная библиотека должна стать информационным центром.

Ожидаемый социальный эффект реализации проекта

Перспективу укрепления материально-технической и информационного пространства библиотеки в том, иметь телевизор с DVD проигрователем в читальном зале, чтобы могли с обучающимися устроить просмотр фильмов, потом обсудить, чтоб могли создать свою медиатеку, для того, чтобы педагоги и обучающиеся имели возможность работать с электронными носителями информации (энциклопедии, словари, справочники), как составная часть современной школьной библиотеки. Медиатека играет большую роль в подготовке видео-уроков, что позволяет педагогам школы повысить качество работы и преподавания. Благодаря доступу к Интернет-ресурсам в читальном зале педагоги и обучающиеся могли бы быстро получить необходимую информацию к уроку, найти дополнительный материал для подготовки к экзамену, исследовательских и проектных работ.

Риски проекта

В ходе реализации Проекта возможны негативные последствия:

- Недостаточное финансирование на комплектование библиотечных фондов и недостаточное количество хорошей компьютерной техники для реализации Проекта. Для снижения данного риска возникает необходимость в поддержке Управляющего Совета школы, родительской общественности.

- Некомпетентное использование компьютерной техники, находящейся в свободном доступе. Для снижения данного риска необходимо проводить регулярный инструктаж, обучение работы с ПК для пользователей БИЦ.

- Недостаточная поддержка изменений педагогическим коллективом. Данный риск решается выступлением на семинарах, педагогических совещаниях по работе Информационно-библиотечного центра.

Заключение

Школьная библиотека станет центром общественной жизни, где функционируют досуговые объединения и организуются культурные мероприятия, а также одним из важнейших факторов духовно-нравственного и культурного роста граждан.

Информационно-библиотечный центр будет продолжать работу по расширению образовательных услуг всем участникам образовательного процесса (обучающимся и их родителям, педагогам), осваивать новые информационные технологии, привлекать широкий круг обучающихся в клуб активных пользователей центра, через который обучающиеся смогут сами создавать интеллектуальный информационно-библиотечный продукт. Информационно - библиотечный центр станет информационным и культурным центром школы, объединяющим все информационные ресурсы и являющимся полноправным участником образовательного процесса.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Переход современной системы образования к реализации образовательных стандартов второго поколения ставит перед школьной библиотекой ряд новых задач. Современная школьная библиотека должна стать гарантом реализации ФГОС, обеспечивая условия для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов, выступая в качестве ресурсного центра для всех субъектов образовательного процесса.

Новые образовательные стандарты ввели понятие информационно-образовательной среды, частью которой и должна стать школьная библиотека, перейдя в статус информационно-библиотечного центра (ИБЦ). Статус информационно-библиотечного центра подчёркивает возможность выполнения требований ФГОС, что означает:

– обеспечение доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических текстографических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся;

– информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию).

В настоящее время библиотека и информационно-библиотечный центр образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС призвана формировать информационную культуру и стать площадкой для организации урочной и внеурочной проектной деятельности обучающихся.

Библиотека МОУ средней общеобразовательной школы №4 оснащена компьютерной техникой, однако эта оснащенность не достаточна. Наблюдается несоответствие материально-технического оснащения библиотеки возрастающим требованиям современного образовательного процесса, что выражается в нехватке площадей, современной библиотечной мебели, компьютерной, мультимедийной и копировальной техники. Отмечается быстрое старение печатных фондов, недостаточность доступа к цифровым (электронным) библиотекам, обеспечивающим возможность использования профессиональных баз данных, информационных справочных и поисковых систем, а также иных информационных ресурсов.

Роль библиотеки образовательной организации кардинально изменяется и переосмысливается педагогическим коллективом школы. Сегодня важно определение роли и места библиотеки в образовательной деятельности, создание инновационной библиотеки, которая выполняла бы функции информационного, культурного и досугового центра в интересах образования.

Цель проекта: внедрение информационно-библиотечного центра в инфраструктуру информационной образовательной среды школы, как необходимое условие повышения мотивации и качества обучения и воспитания.

Проект разработан для всех участников образовательных отношений: обучающихся, педагогов, родителей, администрации.

Задачами проекта являются:

- создать единый информационный, максимально насыщенный и структурированный информационно-библиотечный центр школы;

- развивать технический потенциал библиотеки школы;

- обеспечить образовательную деятельность путем информационно - библиографического обслуживания пользователей;

- расширить сотрудничество субъектов внутренней и внешней среды школы за счет использования возможностей сетевого взаимодействия информационно-библиотечного центра школы;

- повысить эффективность услуг, предоставляемых школьным информационно- библиотечным центром, за счет освоения и внедрения в деятельность новых информационно- коммуникативных технологий.

Основным методом решения поставленных задач и достижения поставленных целей является метод комплексного проекта.

Продолжительность проекта : 3 года (2019г-2022г)

Актуальность проекта

Проект соотносится с целями и задачами государственной политики развития информационно- библиотечных центров образовательных организаций:

Механизм осуществления проекта предполагает:

- проведение проблемного анализа деятельности школы в направлении информатизации образования и наличия информационно-образовательной среды;

- создание из существующих пространств информационно-библиотечного центра образовательного учреждения (систематизация мероприятий, разработка образовательных программ и проектов, выстраивание индивидуально-ориентированных маршрутов образования, создание условий для детей с особенностями здоровья и особыми образовательными потребностями, развитие информационной культуры);

- наполнение созданной информационно-библиотечного центра образовательного учреждения новыми компонентами (совершенствование, замена прежних компонентов);

- изучение образовательных потребностей обучающихся, учителей, родителей;

- мониторинг комфортности обучающихся получения образования обучающимися (разработка, подбор диагностических методик; определение регламентации мониторинговых процедур);

- мониторинг качества созданного информационно-библиотечного центра образовательного учреждения;

- использование информационно-библиотечного центра в осуществлении личностно-ориентированного образования, организации и проведения стажерских практик;

- включение в информационно-образовательную среду школы изменений, связанных с новациями в современном образовании.

Рабочий план реализации проекта.

Этапы реализации проекта и основная деятельность:

1 этап – подготовительный (2019 г.) Анализ эффективности работы школы по заявленной теме, разработка плана мероприятий, расчет финансовых затрат, повышение компетентностных возможностей педагогов и заведующего библиотекой школы по заявленной теме.

2 этап – основной (2020 – 2021 г.) Реализация проекта.

3 этап – обобщающий (2022 г.) Проблемный анализ результатов реализации проекта, определение перспектив дальнейшего развития школы.

- Создание творческой группы из числа педагогов и заведующего библиотекой образовательного учреждения;

- Создание нормативной базы информационно - библиотечного центра школы;

- Анализ эффективности и обобщение опыта работы школы по заявленной теме;

- Разработка плана мероприятий по созданию информационно - библиотечного центра школы;

- Расчет финансовых затрат на материально-техническое и методическое оборудование (наполнение) информационно - библиотечного центра школы;

- Повышение компетентностных возможностей педагогов школы и заведующего библиотекой по заявленной теме (постоянно-действующие семинары, круглые столы, занятия методических объединений);

- Модернизация технической базы библиотеки.

Основной 2020-2021 год

- Формирование информационных ресурсов и реорганизация доступа к ним:

списание устаревшей литературы;

обновление фонда художественной литературы;

пополнение учебного фонда, медиатеки;

редактирование страницы на сайте школы;

проведение библиотечных уроков с использованием ИКТ.

организация обучения учителей;

участие в проведении совместных исследовательских проектов, акций, презентаций, выставок;

- Активизация участия школьной библиотеки в работе Интернет-конференций, вебинаров, расширение круга сотрудничества с библиотеками школ города Петровск-Забайкальского и с библиотеками Забайкальского края;

- Организация консультаций с родителями;

- Организация дистанционного обучения обучающихся и учителей;

- Формирование информационной грамотности обучающихся;

- Проведение классных часов и других внеклассных мероприятий, направленных на духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание школьников;

- Участие библиотеки и ее читателей в конкурсном движении. Работа с одаренными детьми;

-Автоматизация библиотечных ресурсов;

- Постоянно-действующие семинары по теме проекта;

- Издание электронного сборника открытых уроков, элективных курсов, разработанных педагогами школы;

- Создание системы мониторинга позволяющего взаимодействовать всем участникам образовательного процесса с использованием имеющихся ресурсов;

- Активизация использования баз данных пользователями общеобразовательного учреждения за счет возможностей локальной сети;

- Консультационно-информационная работа с методическими объединениями учителей – предметников, направленная на оптимальный выбор учебников и учебных пособий в новом учебном году;

- Размещение информационного стенда, создание буклета, проведение выставок в целях рекламы предоставления информационных, библиотечных услуг информационно-библиотечным центром, создание фирменного стиля;

- Повышение квалификации сотрудников информационно-библиотечного центра, работа по теме самообразования

Обобщающий 2022 год

- Отладка механизмов взаимодействия всех участников образовательного процесса и использования всех имеющихся ресурсов;

- Проблемный анализ результатов реализации проекта, определение перспектив дальнейшего развития школы;

- Открытое мероприятие для других образовательных

организаций города (презентация опыта по теме проекта);

- Описание опыта по теме проекта.

Январь – май 2022 г

Конкретные ожидаемые результаты.

Создание в школе информационно-библиотечного центра позволит сделать доступными для участников образовательного процесса учебно-методические материалы, позволит сделать эффективным процесс подготовки учащихся к участию в олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах, прохождению ГИА. Развитие использования автоматизированной системы учета библиотечного фонда позволит ускорить обслуживание читателей.

В ходе реализации проекта будет достигнуто:

1. Повышение качества организации библиотечно-информационного обслуживания читателей.

2. Обеспечение широкого доступа обучающихся, педагогов и родителей к глобальным информационным ресурсам и обеспечение учеников и учителей свободным доступом в Интернет.

3. Улучшение комплектования и обеспечение безопасности библиотечных фондов;

4. Повышение читательской компетентности обучающихся;

5. Укрепление материально-технической базы и увеличение библиотечного фонда;

6. Повышение уровня ИКТ - компетентности сотрудников информационно-библиотечного фонда, овладение новыми информационными технологиями;

7. Обеспечение реализации прав и равных возможностей для читателей: на пользование актуальной и достоверной информацией оперативно, неоднократно и бесплатно.

Школьная библиотека станет центром общественной жизни, где функционируют досуговые объединения и организуются культурные мероприятия, а также одним из важнейших факторов духовно-нравственного и культурного роста граждан. Информационно-библиотечный центр станет информационным и культурным центром школы, объединяющим все информационные ресурсы и являющимся полноправным участником образовательной деятельности.

Оценка проекта

1. Критерии эффективности реализации проекта

Реализация данного проекта предполагает преобразование библиотеки в библиотечно-информационный центр и включение центра в информационную образовательную среду школы, обеспечение обучающихся и педагогов щколы оперативной информацией путем доступа к высококачественным локальным и сетевым образовательным информационным ресурсам, в том числе к системе современных электронных учебных материалов по предметам учебного плана, совершенствование библиотечно-информационной работы с обучающимися и педагогами в условиях применения новых технологий. Оценка эффективности реализации проекта предусматривает промежуточный и итоговый мониторинг. Промежуточный мониторинг проводится ежегодно. Итоговый - оценка по критериям успешности проекта по окончанию срока реализации проекта.

Оценка эффективности проводится по направлениям развития: информационно-библиотечное обслуживание и формирование информационной культуры.

2. Критерии информационно-библиотечного обслуживания

В результате успешной реализации проекта выявляется соответствие информационно-библиотечного обслуживания участников образовательной деятельности школы требованиям ФГОС. Основными критериями являются:

- количество отказов на информационные запросы читателей;

- посещаемость школьной библиотеки;

- привлечение к чтению художественной литературы с целью духовного и нравственного развития личности школьников;

-участие в различных конкурсах;

- организация дистанционного обучения;

- внедрение в практику работы новых информационно-коммуникативных технологий;

- расширение ассортимента информационных и библиотечных услуг и продуктов на базе автоматизации библиотечных процессов и новых технологий;

3. Критерии формирования основ информационной культуры

Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся 4-х классов.

Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся 9-х классов.

Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся 11 класса.

4. Методы оценки проекта

- Изучение библиотечной документации (анализ читательских формуляров, анализ данных паспорта библиотеки и др.).

- Социологические методы (анкетирование, беседа, опрос и т.д.).

-Анализ работы информационно-библиотечного центра в конце учебного года.

3. Участники проекта

1. Яковлева Елена Васильевна – директор школы, высшее педагогическое образование. Стаж работы – 31 год.

Осуществляет общее руководство коллективом школы, обеспечивает оптимальный подбор и расстановку кадров, управляет научно - исследовательской деятельностью коллектива, осуществляет контроль за качеством знаний учащихся, организует работу по укреплению учебно-материальной базы школы, представляет ее интерес в государственных и общественных органах. Отвечает за вопросы развития ИБЦ (а так же библиотеки) перед родителями. Координирует работу проекта развития ИБЦ по всем уровням

2. Шумкова Елена Анатольевна –педагог-библиотекарь. Высшее педагогическое образование. Стаж работы 8 лет.

Формирует библиотечный фонд в соответствии с информационными потребностями учителей и школьников. Организует работу библиотеки в соответствии с современными требованиями, как для отражения состава фонда, так и для обучения читателей самостоятельному поиску информации, ведет библиотечные уроки, участвует в организации книжных выставок и т.д. проводит диагностику и анализ результатов по реализации проекта развития ИБЦ. Принимает меры по обеспечению ИБЦ необходимым оборудованием, привлечению средств для комплектования информационно - библиотечного центра.

3. Совет школы согласовывает порядок работы ИБЦ по информационному обслуживанию школьников и порядок создания, обновления и использования учебного фонда. Решает вопросы организации внешкольной и внеклассной работы, развития материальной базы ИБЦ, о выделении средств для развития проекта по формированию информационной культуры учащихся.

4. Бурдуковская Оксана Владимировна заместитель директора по воспитательной работе. Высшее педагогическое образование. Стаж работы -26 лет 9 месяцев.

Курирует воспитательную работу школы в урочное и внеурочное время, включая систему дополнительного образования учащихся. Координирует деятельность педагога-организатора, классных руководителей, участвующих в реализации проекта создания ИБЦ. Курирует работу библиотеки, координирует ее деятельность. Анализирует результаты диагностики по библиотечно - библиографическим знаниям учащихся.

5. Ярмышева Татьяна Николаевна – педагог – организатор. Высшее педагогическое образование. Стаж работы – 18 лет 5 месяцев.

Содействует развитию личности учащихся, их талантов, формированию общей культуры, изучает интересы и потребности обучающихся, организует общешкольные выставки, смотры, конкурсы, вечера, праздники, массовые театрализованные мероприятия

6. Русалев Иван Викторович – системный администратор. Среднее профессиональное образование. Стаж работы 2 года 10 месяцев.

Оказывает помощь в выборе, установке и апробации программного обеспечения, в проведении и разработке учебных уроков с использованием компьютера, формирует информационное мировоззрение, умение пользоваться техническими средствами. Обеспечивает программно-техническое сопровождение.

7. Школьное методическое объединение учителей начальных классов (в лице учителей начальной школы) создает условия для формирования интереса к чтению, творческой активности ребенка. Проводят (в сотрудничестве с ИБЦ) в классе различные мероприятия: викторины, конкурсы, устные журналы.

8. Школьное методическое объединение классных руководителей отвечает за создание благоприятных условий для формирования и развития творческой активности обучающихся . Проводят в классе классные часы, беседы, викторины, конкурсы, КВН. Оказывает помощь обучающимся в их учебной деятельности, содействует получению каждым обучающимся дополнительного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школьная библиотека - информационный центр школы, который является важным компонентом учебного процесса,способствующим реализации образовательных стандартов.

Новые подходы к организации деятельности школьных библиотек в условиях реализации ФГОС начального общего образования и основного общего образования

Организация работы современной школьной библиотеки представляется в модели, где меняется спрос на библиотечные услуги и этот спрос направлен на реализацию ФГОС.

Главное – научить детей работать с различными источниками информации, правильно подбирать материал, учить их читать и выбирать из разных источников знания необходимые при подготовке к урокам. Добиться, чтобы полезную библиографическую информацию ученики воспринимали с интересом.

В условиях перехода на ФГОС библиотека сегодня становится информационно-библиотечными центром, обеспечивающим информационную поддержку. Стандарт нацеливает на преобразование библиотек в библиотечно-информационные центры, способные не только максимально обеспечить информационными ресурсами многоплановую деятельность образовательного учреждения, но и непосредственно обусловить формирование универсальных учебных действий у учащихся. Библиотекой должны быть пересмотрены традиционные формы и методы работы. В них следует включать ранее неиспользуемые средства и механизмы. Важно изучать и апробировать новые виды деятельности, вводить инновационные и эффективные формы работы.

Библиотека, как информационно-библиотечный центр должна постоянно обеспечивать широкий и устойчивый доступ к любой информации для всех участников образовательного процесса.

Федеральный государственный образовательный стандарт определил цели, поставил задачи, наметил планируемые результаты. Стандарт направлен на формирование общей культуры, гражданское, духовно-нравственное, личностное, социальное и интеллектуальное развитие обучающихся, их самосовершенствование и саморазвитие, позволяющие стать успешными и реализовать творческие способности. Только при условии создания целостной и полноценной системы приобщения к чтению обучающихся в школе, одним из основных звеньев которой является школьная библиотека можно сформировать потребность в систематическом чтении. Именно в этом случае можно достичь желаемого результата, когда выпускник начальной и основной школы полюбит чтение, будет осознавать его значимость и необходимость для дальнейшего саморазвития, обучения, будет воспринимать его как источник познавательного, эстетического, нравственного опыта, если к достижению этих целей подключиться и школьная библиотека.

В настоящее время в мире стандарты образования меняются быстро.

Сегодня обучение это не просто передача знаний от педагога к обучающемуся, а прежде всего создание условий, при которых становится возможным самостоятельный поиск знаний самими обучающимися, их продуктивное и активное творчество. Школьник на уроке учителя-предметника воспринимает мир в призме этого предмета, а школьная библиотека способна предоставить ребенку информацию для раскрытия целостной картины мира. Поэтому школьной библиотеке необходимо стать таким кабинетом в школе, который способен развить не частичное, а целостное, системное мышление у школьников.

Место школьной библиотеки обозначено в реализации стандартов второго поколения. В новом стандарте начального общего и основного общего образования представлена роль школьной библиотеки, как учебного, методического и информационного обеспечения реализации основной образовательной программы учреждения. В соответствии с поставленными новым образовательным стандартом задачами одно из требований к школьной библиотеке – её обязательное техническое оснащение. Библиотека, как информационно-библиотечный центр должна постоянно обеспечивать широкий и устойчивый доступ к любой информации для всех участников образовательного процесса. Представленная школьной библиотекой информация должна быть направлена на реализацию основной образовательной программы, организацию образовательного процесса и достижение планируемых результатов.

Таким образом, одним из материально-технических условий, необходимых для освоения и реализации образовательных программ как начального, так и основного общего образования, является наличие библиотеки, укомплектованной традиционными и электронными информационно-образовательными ресурсами и оснащенной современной техникой.
В федеральном государственном стандарте начального общего образования значительное место отведено требованиям к условиям реализации стандарта. Внимание акцентируется на создание комфортной, развивающей образовательной среды учебного заведения. В трактовке стандарта для этого понятия подразумеваются такие качества образования, как открытость, доступность, и привлекательность. В новом стандарте внимание концентрируется на комфортности образования, как для обучающихся, так и для всего педагогического коллектива.

Главная составляющая библиотечной среды - информационная.
В информационном компоненте библиотечной среды важное место занимает библиотечный фонд, который является основой информационных ресурсов библиотеки и представляет многообразие документов по разным видам носителей информации. Под информационными ресурсами в целом понимается совокупность данных, сосредоточенных и представленных для эффективного и продуктивного получения достоверной информации.

Информационные ресурсы школьной библиотеки следует рассматривать как совокупность документов (на различных носителях), которыми располагает библиотека в данный период времени. Ведущим условием комфортности информационных ресурсов является комфортное удовлетворение информационных запросов пользователей библиотеки. Библиотечно-информационная среда наиболее комфорта для читателей, когда она позволяет с максимальной полнотой и наименьшими физическими и временными затратами удовлетворять информационные потребности.

Задача современной школьной библиотеки по обеспечению доступа к информации, знаниям, культурным ценностям, идеям полностью соответствует новому образовательному стандарту.

Новый статус школьной библиотеки в контексте ФГОС рассматривается с разных точек зрения, определяются ключевые задачи новой школьной библиотеки. Организация работы современной школьной библиотеки представляется в модели, где будет меняться спрос на библиотечные услуги и этот спрос будет направлен на реализацию ФГОС.

Федеральный государственный образовательный стандарт определил цели, поставил задачи, наметил планируемые результаты. Стандарт направлен на формирование общей культуры, гражданское, духовно-нравственное, личностное, социальное и интеллектуальное развитие обучающихся, их самосовершенствование и саморазвитие, позволяющие стать успешными и реализовать творческие способности. Только при условии создания целостной и полноценной системы приобщения к чтению учащихся в школе, одним из основных звеньев которой является школьная библиотека можно сформировать потребность в систематическом чтении. Именно в этом случае можно достичь желаемого результата, когда выпускник начальной и основной школы полюбит чтение, будет осознавать его значимость и необходимость для дальнейшего саморазвития, обучения, будет воспринимать его как источник познавательного, эстетического, нравственного опыта, если к достижению этих целей подключится и школьная библиотека.

Роль школьной библиотеки сегодня очень значима, именно пространство библиотеки помогает школьнику духовно обогатиться. Квалифицированные специалисты школьной библиотеки способствуют созданию её как центра информации, нравственного развития учащихся, создают представление о ней как о важнейшем звене педагогической системы, способствующем образованию и воспитанию, формирующем информационную компетентность юных граждан, которым предстоит жить в обществе информационных технологий. Именно школьная библиотека и ее квалифицированные кадры – это один из гарантов реализации федеральных государственных стандартов и важный инструмент их внедрения.

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами школьные библиотеки участвуют в реализации основной образовательной программы начального общего и основного общего образования. Сегодня, пришло осознание необходимости специальной подготовки человека к жизни в информационном обществе. На данном этапе библиотеки образовательных учреждений реализуют урочную, внеурочную деятельность и дополнительное образование обучающихся. В условиях реализации ФГОС школьная библиотека участвует в организации внеурочной деятельности школьников. Школьные библиотекари не должны оставаться за её пределами. Активное участие во внеурочных занятиях детей может послужить повышению статуса библиотеки и будет способствовать продвижению качественного чтения. К внеурочным занятиям следует отнести работу в читальном зале и участие в ее массовых мероприятиях, когда через книгу, чтение достигаются личностные результаты образования, которые должны отражать, согласно стандарту, К внеурочной деятельности относится организация в школьной библиотеке Клубов и кружков, где через книгу развиваются познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющие формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе. Таким образом, школьные библиотеки выполняют поставленные задачи ФГОС. Осуществить поставленные федеральным государственным образовательным стандартом цели и задачи возможно только при продвижении и поддержке чтения, книги, что на сегодняшний день является приоритетным, актуальным и исторически главным направлением работы школьной библиотеки.
Новый стандарт образования позволяет внедрить библиотечные программы и проекты в образовательный процесс, ведь одной из его задач является обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников, единства учебной и внеурочной деятельности.

Школьная библиотека играет важную и значимую роль в воспитательном процессе, в поощрении стремления детей к овладению знаниями. Ценной стороной школьной библиотеки является привитие навыков чтения, любви к чтению и книге. Библиотека оказывает помощь детям, родителям, рекомендует литературу, подбирает и предлагает те или иные пособия, книги, журналы. Именно в помещении школьной библиотеки незаметно, но формируется духовное здоровье нации.

В настоящее время в мире стандарты образования меняются быстро. Сегодня обучение это не просто передача знаний от педагога к обучающемуся, а прежде всего создание условий, при которых становится возможным самостоятельный поиск знаний самими обучающимися, их продуктивное и активное творчество. При смене стандартов образования школьная библиотека становится центром инновационного развития педагогов и лабораторией творчества обучающихся. Школьной библиотеке принадлежит особое место в библиотечном и школьном пространстве, она является неотъемлемым компонентом педагогической системы школы, основным информационным ресурсом.

Итак, подведем итоги. Стандарт нового поколения ФГОС обязывает школьные библиотеки существенно перестраивать свою работу.

Школьные библиотеки необходимы школе в качестве библиотечно-информационных центров, которые являются важным компонентом учебного процесса, способствующим реализации образовательных стандартов.
2. Библиотечно-информационные центры должны быть укомплектованы качественными источниками информации на разных носителях.
3. Квалифицированные библиотечные кадры должны соответствовать требованиям времени, стремиться к инновациям в профессиональной сфере, быть готовыми к непрерывному процессу образования.
4. Библиотечно-информационные центры должны стать олицетворением привлекательности, комфортности, дружественности образовательной среды.

Осуществить поставленные федеральным государственным образовательным стандартом цели и задачи возможно только при продвижении и поддержке чтения, книги, что на сегодняшний день является приоритетным, актуальным и исторически главным направлением работы школьной библиотеки.

Читайте также: