Как утверждается перечень учебников в школе

Обновлено: 08.07.2024

Таким образом, законодательством Российской Федерации не предусмотрен какой-либо нормативный срок использования учебников, однако существует предельный срок использования учебников, исключенных из федерального перечня учебников. Данный срок устанавливается Министерством просвещения Российской Федерации. Предельный срок использования учебников, исключенных из актуального федерального перечня учебников — 31 мая 2023 года.

Стоит отметить, что учебники могут быть списаны до истечения предельного срока. Согласно ч. 1 ст. 18 Закона об образовании в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям). Согласно разделу V Порядка учета документов, входящих в состав библиотечного фонда (утвержден Приказом Министерства культуры РФ от 8 октября 2012 г. № 1077), документы выбывают из библиотечного фонда в связи с физической утратой или частичной либо полной утратой потребительских свойств. Исключение документов из библиотечного фонда допускается по следующим причинам: утрата, ветхость, дефектность, устарелость по содержанию, непрофильность (п. 5.1. Порядка).

Таким образом, библиотека образовательной организации должна списать учебники, утратившие потребительские свойства и обеспечить выдачу ученикам учебников, соответствующих необходимым требованиям.

Утверждён федеральный перечень учебников на 5 лет Образование Приказом Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. № 254 утверждён федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Вопрос - ответ

- Издательство "Просвещение" предлагает учебные пособия (они уже включены в прайс-листы): Литературное чтение на родном (русском) языке с 1 по 4 класс. Автор: Александрова О.М. и др.

"Родная русская литература" с 5 по 9 кл. Автор: Александрова О.М., Аристова М. А., Беляева Н. В., Добротина И.Н., Критарова Ж.Н., Мухаметшина Р.Ф.

Эти пособия школа не может включить в учебный план или все таки может? Так как они не вошли в ФПУ. Проконсультируйте пожалуйста. Родная русская литература и родной русский язык в 10-11 классах есть учебники в ФПУ?

Родная русская литература и родной русский язык в 10-11 классах - таких учебников нет в ФПУ. Но и учебных пособий для 10-11 классов я пока не видела.

Вопрос: Планируются ли изменения в Новом Федеральном перечне?

11 ноября 2020 года состоялось заседание Научно-методического совета по учебникам Минпросвещения России, где было решено внести изменения в Федеральный перечень учебников (Приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 года № 254)

Вопрос: Пользуемся ФПУ от 20.05.2020 или ждем изменения и пользуемся новым?

  • Ответ: Согласно Приложения к протоколу заседания Научно-методического совета по учебникам от 11 ноября 2020 г. № Д04-7/04пр ФПУ (приказ от 20.05.2020) будет дополнен учебниками . Работаем по действующему ФПУ и ждем приказ Минпросвещения России.

Вопрос: Содержание новых учебников не соответствует содержанию учебников предыдущих лет

· Ответ. Учебники, для включения в ФПУ проходили экспертизу и были доработаны в соответствии с Порядком формирования Федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Министерства просвещения России от 18.12.2019 года № 695). Поэтому содержание новых учебников отличается от предыдущих.


Заседание Научно-методического совета по учебникам

Новый порядок вступит в силу уже 16 февраля 2020 года. Он повышает ответственность издателей и рецензентов учебной литературы и закрепляет процедуру государственной экспертизы учебников, которая будет проводиться за федеральный счёт, а не самими издательствами.

В Министерстве просвещения убеждены, что используемые в школах учебники не должны вызывать вопросов. Повышение ответственности каждого, кто занимается написанием, печатью и экспертизой учебников, прежде чем они попадут в образовательные учреждения, – необходимый шаг. Основа перечня уже заложена нынешним списком учебников, а каждый новый учебник будет проверяться с учётом всех требований нового порядка.

Решение рекомендовать включить учебник в федеральный перечень будет принимать Научно-методический совет по учебникам, учитывая результаты общественной экспертизы. Экспертное заключение действительно в течение пяти лет. В дальнейшем, если издатель планирует сохранить учебник в перечне, он должен будет подать соответствующие документы за год до истечения пятилетнего срока.

Федеральный перечень учебников (ФПУ) — это список учебной литературы, вокруг которого сломано немало копий за последние несколько лет. На минувшей неделе Федеральная антимонопольная служба рекомендовала Минпросвещения России устранить нарушения конкуренции при его формировании.

Что такое ФПУ

Федеральный перечень учебников для школ включает учебники, рекомендуемые к использованию при обучении. Это одобренный государством список, на основе которого региональные власти имеют право наполнять за счет госбюджета школьные библиотеки. В конце 2018 года министр просвещения России Ольга Васильева утвердила новый ФПУ, число наименований в котором было сокращено с 1370 до 863. В новый перечень вошли издания, которые прошли дополнительную экспертизу. В итоге лидерами по представленным наименованиям в федеральном перечне учебников стали издательство "Просвещение", доля которого составляет 573 наименования, и корпорация "Российский учебник" (издательство "Дрофа", издательская группа "Вентана-Граф", издательство "Астрель") — 256 наименований.

Претензии ФАС и Генпрокуратуры

Дополнительная экспертиза, которую проходили учебники в 2018 году, была проведена необоснованно, считает Федеральная антимонопольная служба и просит Минпросвещения до 31 мая вернуть исключенные издания.

"Министерство ведет совместную работу с ФАС, во главе которой стоят как интересы прозрачности и правовых основ всех оценочных процедур, так и интересы качества школьных учебников. Проверка проведенной экспертизы — регулярный процесс. В настоящее время все требования детально изучаются и министерство готово представить в ФАС необходимую информацию по каждому обозначенному учебнику и соответствующему решению", — прокомментировали ТАСС ситуацию в министерстве.

Учитель из будущего.

Чуть ранее вопросы к порядку формирования ФПУ были у Генпрокуратуры, которая выявила коррупциогенные факторы в приказе Минобрнауки (ныне — Минпросвещения) от 18 июля 2016 года. В частности, вопрос вызвало положение, согласно которому дополнительная экспертиза учебника проводится той же или другой экспертной организацией при возникновении вопросов в отношении выводов или обоснования выводов экспертной организации. Притом условия выбора экспертной организации не определены, как и порядок пересмотра экспертных заключений после включения учебника в перечень.

Минпросвещения в ответ отметило, что "указанный порядок проходил все необходимые инстанции, включая правовую, антикоррупционную и иные экспертизы".

Бизнес на государственные деньги

В Минпросвещения неоднократно признавали, что подходы к экспертизе включаемых в перечень учебников надо менять. Так, в декабре прошлого года в материале "Российской газеты" министр отметила, что учебники — это "бизнес на государственные деньги".

"Экспертиза учебников изменится очень сильно. Не будет такого, что издательства сами заказывают, сами готовят, оплачивают экспертизу и сами же "заходят" в школы", — сказала она. В феврале 2019 года на заседании президиума Российской академии наук Васильева добавила, что развернувшиеся споры вокруг ФПУ связаны с 10 млрд рублей, которые выделяются из бюджета на обновление школьных библиотек.

Мнения участников рынка

Как отметили в корпорации "Российский учебник", с точки зрения интересов сферы образования основная проблема действующего порядка заключается в том, что он не позволяет работать над качеством учебников, потому что предполагает только два решения: включать или не включать. "Нет конструктивной обратной связи от экспертов к авторам и издателям. Собственно, это и позволяет использовать процесс формирования ФПУ как инструмент передела рынка", — сообщил вице-президент корпорации Андрей Галиев.

На вопросы ТАСС в издательстве "Просвещение" ответили, что главная задача издателей — "своевременно обеспечить всех школьников качественной учебной литературой".

"Для этого нужны понятные и прозрачные условия взаимодействия со всеми участниками этого процесса. Сегодня среди прочего эти условия определяются порядком формирования федерального перечня учебников. В последние годы эти условия по разным причинам периодически меняются", — сообщили ТАСС в издательстве, цитируя президента управляющей компании "Просвещение" Михаила Кожевникова.

Мнения директоров

Министр Васильева неоднократно заявляла, что школьные учебники должны обновляться раз в три года, потому что в них должна содержаться актуальная информация и данные о последних научных открытиях.

Федеральный перечень учебников на 2020-2021 год: утвержденный ФГОС список Минпросвещения РФ с изменениями

Приказом Минпросвещения России от 22.11.2019 N 632 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, сформированный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345" сформирован новый ФПУ на 2020-2021 учебный год.

Перечень учебников ниже шапки приказа

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ от 22 ноября 2019 г. N 632

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИМЕЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ АККРЕДИТАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, СФОРМИРОВАННЫЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 28 ДЕКАБРЯ 2018 Г. N 345

1. Включить в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, сформированный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345, с изменениями, внесенными приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 8 мая 2019 г. N 233, учебники согласно приложению к настоящему приказу.

2. Департаменту государственной политики в сфере оценки качества общего образования (Четвертков А.Е.) в установленном порядке опубликовать настоящий приказ в официальных печатных изданиях Министерства просвещения Российской Федерации и разместить его на официальном сайте Министерства просвещения Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Приложение
к приказу Министерства просвещения
Российской Федерации
от 22 ноября 2019 г. N 632

Порядковый номер учебника
Автор/авторский коллектив
Наименование учебника
Класс
Наименование издателя учебника
Адрес страницы об учебнике на официальном сайте издателя (издательства)

Для удобства пользуйтесь поиском по странице Ctrl + F (прим.ред.)

1. Учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы

1.1. Начальное общее образование

1.1.1. Русский язык и литературное чтение (предметная область)

1.1.1.1 Русский язык (учебный предмет)

1.1.1.2. Литературное чтение (учебный предмет)

1.1.2. Иностранный язык (предметная область)

1.1.2.1. Иностранный язык (учебный предмет)

1.1.3. Математика и информатика (предметная область)

1.1.4. Обществознание и естествознание (Окружающий мир) (предметная область)

1.1.6. Искусство (предметная область)

1.1.6.1. Изобразительное искусство (учебный предмет)

1.1.6.2. Музыка (учебный предмет)

1.1.7. Технология (предметная область)

1.1.8. Физическая культура (предметная область)

1.2. Основное общее образование

1.2.1. Русский язык и литература (предметная область)

1.2.1.1. Русский язык (учебный предмет)

1.2.1.2. Литература (учебный предмет)

1.2.2. Иностранные языки (предметная область)

1.2.2.1. Иностранный язык (учебный предмет)

1.2.2.2. Второй иностранный язык (учебный предмет)

1.2.3. Общественно-научные предметы (предметная область)

1.2.3.1 История России (учебный предмет)

1.2.3.3. Обществознание (учебный предмет)

1.2.3.4. География (учебный предмет)

1.2.4. Математика и информатика (предметная область) 1.2.4.1. Математика (учебный предмет)

1.2.4.2. Алгебра (учебный предмет)

1.2.4.3. Геометрия (учебный предмет)

1.2.4.4. Информатика (учебный предмет)

1.2.5. Естественно-научные предметы (предметная область) 1.2.5.1. Физика (учебный предмет)

1.2.5.2. Биология (учебный предмет)

1.2.6. Искусство (предметная область) 1.2.6.1. Изобразительное искусство (учебный предмет)

1.2.6.2. Музыка (учебный предмет)

1.2.7. Технология (предметная область)

1.2.8. Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (предметная область)

1.2.8.1. Физическая культура (учебный предмет)

1.3. Среднее общее образование

1.3.1. Русский язык и литература (предметная область)

1.3.1.1. Русский язык (учебный предмет)

1.3.1.2. Русский язык (углубленный уровень) (учебный предмет)

1.3.1.3. Литература (базовый уровень) (учебный предмет)

Архангельский А.Н., Бак Д.П., Кучерская М.А. и др.;

под ред. Архангельского А.Н.

Агеносов В.В. и др.;

под ред. Агеносова В.В.

1.3.2. Иностранные языки (предметная область)

1.3.2.1. Иностранный язык (базовый уровень) (учебный предмет)

Английский язык

1.3.2.3. Второй иностранный язык (базовый уровень) (учебный предмет)

Итальянский язык

1.3.3. Общественные науки (предметная область)

1.3.3.1. История (базовый уровень) (учебный предмет)

1.3.3.2. История (углубленный уровень) (учебный предмет)

Волобуев О.В., Карпачев С.П., Клоков В.А. и др.

История России: начало XX - начало XXI в. Углубленный уровень: 10 класс. В 2 ч.: учебник

1.3.3.4. География (углубленный уровень) (учебный предмет)

1.3.3.5. Экономика (базовый уровень) (учебный предмет)

1.3.3.9. Обществознание (базовый уровень) (учебный предмет)

Гаман-Голугвина О.В., Ковлер А.И., Пономарева Е.Г. и др.;

под общ. ред. Тишкова В.А.

1.3.3.10. Россия в мире (базовый уровень) (учебный предмет)

1.3.4. Математика и информатика (предметная область)

1.3.4.1. Математика (базовый уровень) (учебный предмет)

1.3.4.2. Математика (углубленный уровень) (учебный предмет)

1.3.4.4. Информатика (углубленный уровень) (учебный предмет)

1.3.5. Естественные науки (предметная область)

1.3.5.1. Физика (базовый уровень) (учебный предмет)

1.3.5.2. Физика (углубленный уровень) (учебный предмет)

1.3.5.3. Астрономия (базовый уровень) (учебный предмет)

1.3.5.4. Химия (базовый уровень) (учебный предмет)

1.3.5.5. Химия (углубленный уровень) (учебный предмет)

1.3.5.6. Биология (базовый уровень) (учебный предмет)

1.3.5.7. Биология (углубленный уровень) (учебный предмет)

2. Учебники, рекомендуемые к использованию при реализации части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений

2.1. Начальное общее образование

2.1.1.1. Русский язык (учебный предмет)

Специальные учебники для реализации основных адаптированных программ

2.2.4. Математика и информатика (предметная область)

2.2.4.1. Математика (учебный предмет)

Специальные учебники для реализации основных адаптированных программ

Учебные курсы, обеспечивающие образовательные потребности обучающихся, курсы по выбору

2.2.6. Естественно-научные предметы (предметная область)

Учебные курсы, обеспечивающие образовательные потребности обучающихся, курсы по выбору

2.2.7. Искусство (предметная область)

Учебные курсы, обеспечивающие образовательные потребности обучающихся, курсы по выбору

2.2.8.2. Черчение (учебный предмет)

Учебные курсы, обеспечивающие образовательные потребности обучающихся, курсы по выбору

2.3. Среднее общее образование

Учебные курсы, обеспечивающие образовательные потребности обучающихся, курсы по выбору

3. Учебники, обеспечивающие учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке

3.1. Начальное общее образование

3.1.1. Родной язык и литературное чтение на родном языке (предметная область)

3.1.1.1. Родной язык (учебный предмет)

Вепсский язык

Кукоева Н.А., Гиниятуллина М.Б.
Учебник вепсского языка
1
Периодика
rkperiodika/ru

3.1.1.1.19.2
Кукоева Н.А., Гиниятуллина М.Б.
Учебник вепсского языка
2
Периодика
rkperiodika/ru

Карельский язык (ливвиковкое наречие)

3.1.1.1.20.1
Жаринова О.М., Барышникова А.В., Кондратьева С.Ф., Щербакова Т.В.
Учебник карельского языка (ливвиковкое наречие)
1
Периодика
rkperiodika/ru

Карельский язык (собственно карельское наречие)

3.1.1.1.21.1
Панкратьева Е.В., Хорошилова Т.Е.
Учебник карельского языка (собственно карельское наречие)
1
Периодика
rkperiodika/ru

3.1.1.1.21.2
Панкратьева Е.В., Хорошилова Т.Е.
Учебник карельского языка (собственно карельское наречие)
2
Периодика
rkperiodika/ru

Читайте также: