Музыкальный проект в доу времена года

Обновлено: 05.07.2024

Заслуженный деятель в области музыкального образования и воспитания Наталья Алексеевна Ветлугина в своих работах подчеркивает, что формирование эстетического отношения к музыке очень важно для развития личности ребенка. А регулярное восприятие детьми специально подобранной музыки, по мнению ученых, активизирует зрительное восприятие, улучшает внимание, память, учит доброте, помогает привить хороший вкус и чувство прекрасного.

Исходя из того, что в современном мире в условиях снижения общекультурного уровня общества, когда с космической скоростью идет развитие современных технологий и люди живут в такое время, где музыку можно слышать практически везде - происходит обесценивание музыки как таковой. Мы просто отвыкаем слушать музыку всерьез, она превращается в практически не воспринимаемый шум попсового ритма. Отсюда можно с уверенностью сказать, что наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума, мало соприкасаясь с красотой мировой музыкальной классики.

Учитывая цели и задачи деятельности музыкального руководителя в дошкольном учреждении, а это приобщение детей к ценностям музыкальной культуры, развитие художественного вкуса, интереса, любви к музыке, как к искусству, считаю обращение к классике, а в данном случае к классической музыке, чрезвычайно актуальным.

Слово классика в переводе с латинского языка обозначает – образцовый. То есть классическая музыка это образцовая музыка. Классические мелодии отличаются гармонией, благородством интонации и богатством оттенков, развивают нравственно - духовные качества, эмоциональное восприятие окружающего. Конечно, классическая музыка для детей сложнее, чем современная, ведь чёткий ритм и динамику современных мелодий воспринять гораздо легче, чем изысканную сложность классических произведений. Поэтому музыку такого рода нужно учиться слушать, учиться понимать. И чем раньше ребёнок прикоснётся к волшебному миру классической музыки, а мы взрослые создадим все условия для появления устойчивого интереса к мировой культуре, тем гармоничнее будет формироваться его личность.

Цель: познакомить детей с произведениями классической музыки о временах года, содействуя музыкальному, художественному и общекультурному развитию дошкольников.

1. Научить детей слышать и распознавать в классических произведениях характерные признаки разных времен года.

3. Побудить детей импровизировать, фантазировать под музыку, выражать свои впечатления от прослушивания в изобразительном искусстве, используя различные способы и средства изображения.

1. Разработка проекта.

2. Разработка конспектов для бесед с детьми.

3.Подбор музыкального материала, иллюстративного, материала для видеороликов, фотоматериала для презентаций, консультаций и буклетов.

II. Основной (проведение мероприятий в рамках проекта)

1. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов.

2. Подготовка и изготовление консультаций, буклетов, атрибутов к мероприятиям.

4. Знакомство с художественной литературой, живописью по теме проекта.

5. Слушание музыкальных произведений композиторов классиков по теме проекта.

7. Оформление зала к итоговому мероприятию.

2015г- май 2016г

4. Пополнение методического кабинета аудио, видео, фонотекой по теме проекта.

5. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов.

6. Анализ работы, подведение итогов.

На основном этапе определен план мероприятий с детьми, родителями и воспитателями:

Примерный репертуар для слушания

Работа с родителями

× С. В. Рахманинов "Весенние воды",

× фрагменты классических произведений используемых в ходе реализации проекта.

(1 часть - музыкальное развлечение,

Формы и методы проведения мероприятий с детьми: беседы, слушание, танцевально – игровое, изобразительное творчество, ритмопластика, просмотр видео слайдов, фрагментов мультфильмов, видео концертов, презентации, рассматривание иллюстраций, портретов композиторов, музыкально – дидактические игры, релаксация.

По мере изучения репертуара классических произведений с музыкальным руководителем воспитатель ежемесячно в группе вместе с детьми осуществляет рефлексию через организацию различных видах изобразительной деятельности (творческой мастерской).

Все мероприятия, запланированные в реализации данного проекта, направлены на духовно- нравственное воспитание детей, посредством слушания классической музыки.

Планируемые результаты:

1. Дети закрепят представления о характерных особенностях времен года.

2. Дети научатся анализировать музыкальные произведения, понимать их содержание, характер.

3. У детей разовьется творческое мышление и воображение.

Для родителей и педагогов:

1. Повысят профессиональную психолого - педагогическую компетенцию в работе с детьми по теме проекта.

2. Станут активным соучастником ребенка в его творческой и познавательной деятельности.

Вопросы мониторинга с детьми:

1. Знает что такое классическая музыка.

2. Знает, называет композиторов – классиков.

3. Узнает на слух классические произведения.

4. Описывает чувства, возникающие при слушании классического произведения.

Литература:

Сочетание трёх видов искусства: поэзии, живописи и музыки отражает духовно-эмоциональную сферу чувств в области художественно-эстетического воспитания дошкольников.

В подобном сочетании мир искусства, его образность можно наиболее полно и доступно передать дошкольникам, используя современные методики, технологии, ИКТ в условиях реализации ФГОС ДО: в стихотворениях, музыкальных произведениях, живописных иллюстрациях соответственно русских поэтов, композиторов, художников.

Цель – вызвать у дошкольников познавательный интерес к данным видам искусства, приобщить детей к основам русской, в т.ч. народной, поэтической, живописной и музыкальной культуре, разбудить творческую инициативу.

1.Познакомить детей с известными русскими поэтами-классиками и их произведениями.

2.А также с яркими образцами музыкальных произведений, отражающих природу, времена года.

3.Закрепить у дошкольников знание характерных примет каждого времени года.

4.Познакомить детей с биографией и творчеством (в краткой и доступной форме) выдающихся русских и зарубежных композиторов.

5.А также с лучшими русскими художниками-пейзажистами (такими как, например, Поленов, Шишкин, Саврасов, Левитан и др.).

6.Провести тематические беседы о знаменитых отечественных поэтах-классиках ( таких, как Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Некрасов и др.)

Участники проекта: дети старших групп, музыкальный руководитель, воспитатели групп, родители воспитанников.

Форма проведения: познавательные занятия, беседы, досуги, развлечения, дидактические тематические игры, самостоятельная деятельность детей, работа с родителями.

Ожидаемый результат – устойчивый интерес детей старшего дошкольного возраста к восприятию произведений поэтического, художественного и музыкального жанров. Привитие детям хорошего эстетического вкуса, желания слушать, созерцать, узнавать, эмоционально реагировать, понимать, творчески развиваться.

3.Консультации для родителей дошкольников в художественно- эстетической области познания по тематике Проекта (в форме бесед с использованием ИКТ).

4.Помимо представленных авторов в поэтическом, художественном и музыкальном жанрах искусства в данном проекте рекомендуется использовать в работе с детьми примеры творчества и других знаменитых русских поэтов, художников и композиторов (о ком было сказано выше в задачах эстетического воспитания дошкольников).

В данной работе мной будет сделан краткий анализ отображения природы в творчестве выдающихся российских деятелей искусств: И.А. Бунина, И.И. Левитана, П.И. Чайковского.

В данной работе я надеюсь найти и представить тот образ русской природы, который запечатлели эти художники разных поколений, используя средства разных видов искусства – поэзии, живописи и музыки.

1.1. ОСЕНЬ

1366x768 масло, левитан, холст, золотая осень, Levitan, живо…

«ЛИСТОПАД
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца..

* * *
Не видно птиц. Покорно чахнет

Лес, опустевший и больной.
Грибы сошли, но крепко пахнет
В оврагах сыростью грибной.

Все доступные для покупки картины репродукции картин художников на сайте картин.нет

Глушь стала ниже и светлее,
В кустах свалялася трава,
И, под дождем осенним тлея,
Чернеет тёмная листва.

А в поле ветер. День холодный
Угрюм и свеж — и целый день
Скитаюсь я в степи свободной,
Вдали от сел и деревень.

И, убаюкан шагом конным,
С отрадной грустью внемлю я,
Как ветер звоном однотонным,
Гудит-поет в стволы ружья.

1.2. ЗИМА

Вслед за неповторимой русской осенью наступает непредсказуемая, вьюжная зима, которую представил в музыкальной пьесе “У камелька” П.И. Чайковский.

Сменяющие друг друга музыкальные образы этой мелодии отражают переменчивость русской зимы: от ясного морозного дня до буйствующей метели. Нежные, мягкие звуки, противопоставленные тревожным, резким и энергичным, помогают представить ощущения человека, сидящего в кругу близких и дорогих людей у камелька и слушающего, как за окном воет и беснуется пурга.
Подобным настроением проникнуто и стихотворение И.А. Бунина “Сумерки.

Все доступные для покупки картины репродукции картин художников на сайте картин.нет

СУМЕРКИ

Всё - словно в полусне. Над серою водою
Сползает с гор туман, холодный и густой,
Под ним гудит прибой, зловеще расстилаясь,
А темных голых скал прибрежная стена,
В дымящийся туман погружена,
Лениво курится, во мгле небес теряясь.
Суров и дик ее могучий вид!
Под шум и гул морской она в дыму стоит,
Как неугасший жертвенник титанов,
И Ночь, спускаясь с гор, вступает точно в храм,
Где мрачный хор поет в седых клубах туманов
Торжественный хорал неведомым богам.
1900

Вмете с поэтом, композитором и художником невольно ощущаешь таинственность и прелесть долгих зимних вечеров, слышишь мелодии зимней метели и потрескивание дров в печи, почувствуешь холод и зимний сон природы в скромном пейзаже.

ВЕСНА

После продолжительной, почти полугодовой, русской зимы незаметно подкрадывается весна. Музыкальная пьеса Чайковского “Подснежник” наполнена светлым лирическим чувством. Композитор передаёт волнующе радостное, трепетное настроение, устремлённое навстречу солнцу, надеждам, счастью, упоение расцветающей природой. Приход весны всегда вызывал в композиторе необычайное воодушевление и подъём духа,о чём свидетельствуют его воспоминания: “. Какое волшебство наша весна своею внезапностью, своей роскошной силой! Как я люблю, когда по улицам потекут потоки тающего снега и в воздухе почувствуется что-то живительное и бодрящее! С какою любовью приветствуешь зелёную травку! Как радуешься прилёту грачей и за ними жаворонков и других заморских лётных гостей!” Созвучно такому восприятию весны стихотворение И.А. Бунина “Бушует полая вода. ”.

Гении русского пейзажа. . Левитан Картины и живопись художников. . Графика и галереи.

* * *
Бушует полая вода,
Шумит и глухо и протяжно.
Грачей пролетные стада
Кричат и весело и важно.

Дымятся черные бугры,
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом.

Меж круглых рыхлых облаков
Невинно небо голубеет,

И солнце ласковое греет
В затишье гумен и дворов.

Весна, весна! И все ей радо.

Как в забытьи каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И теплый запах талых крыш.

Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой,
А ветер, мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает.

Насколько перекликаются настроения стихотворения, музыкальной пьесы и картины Левитана “Весна. Большая вода”!
Радость пробуждения природы, пронизывающая произведения великих мастеров, вызывает непередаваемый душевный отклик, ощущение сопричастности этой вечной красоте земли.

1.4. ЛЕТО

Месяц задумчивый, полночь глубокая.

Левитан сочинение по картине над вечным покоем :: Academy

Хутор в степи одинок.

Дремлет в молчанье равнина широкая,

Тепел ночной ветерок.

Желтые ржи, далеко озаренные,

Морем безбрежным стоят.

Ветер повеет - они, полусонные,

Колосом спелым шуршат.

Art-каталог: живопись и графика - Левитан Исаак Ильич - Сумерки. . Стога. . 1899

Ветер повеет - и в тучку скрывается

Полного месяца круг;

Медленно в мягкую тень погружается

Ближнее поле и луг.

Зыблется пепельный сумрак над нивами,

А над далекой межой

Свет из-за тучек бежит переливами -

Яркою, желтой волной.

И сновиденьем, волшебною сказкою

Кажется ночь,- и смущен

Ночи июльской тревожною ласкою

Сладкий предутренний сон.

В России континентальный климат, и он создает особенно суровую зиму и особенно жаркое лето, длинную, переливающуюся всеми оттенками красок весну, в которой каждая неделя приносит с собой что-то новое, затяжную осень, в которой есть и ее самое начало с необыкновенной прозрачностью воздуха, воспетое Буниным, и особой тишиной, свойственной только августу, и поздняя осень, которую так любил Пушкин.

Русская поэзия, как и живопись, тоже откликается на все это многообразие.
Следует отметить, что соединение трёх великих имён не случайно. Пётр ИльичЧайковский, Исаак Ильич Левитан, Иван Алексеевич Бунин – художники разных поколений. Но их объединяет характерное для второй половины XIX века обращение художественного сознания к идеальным началам бытия, которое критики назвали “великим походом” “в поисках истинной красоты переживаний и состояний, единящих человека с природой”. Именно “созерцание природы в пейзажах и явлениях, искание внутреннего смысла. в дереве, цветке” помогают увидеть в жизни “светлую поэзию”. Такой взгляд на природу, умение в музыкальных, живописных и словесных картинах выразить всё многообразие мира, всё богатство переживаний в сочетании с правдивостью изображения, простотой и доступностью объединяет Чайковского, Левитана и Бунина.

К тому же известно, что Левитан очень любил музыку и часто работал под звуки произведений Петра Ильича. Полотна художника часто сопоставляют с музыкой великого русского композитора, находя в них тихую, плавную песенность, тяготение к “лирическому раскрытию длящегося как песня состояния природы в русских вёснах и осенях”. В свою очередь, М.Волошин писал, что стихотворения И.А. Бунина очень близки “тонкому и золотистому, чист левитановскому письму”.

Познакомившись с прекрасными стихами Бунина, послушав чарующую музыку Чайковского, задумавшись над пейзажами Левитана осознаёшь, как необъяснимо гармонично сочетается в мире обыденное и прекрасное, как в предельной простоте звука, цвета и слова можно отразить непостижимое величие природы.

Но не каждый умеет воспринимать красоту мира. Вслед за Буниным надо услышать напряжённый зов земли, наполнить свою жизнь счастьем и радостью бытия. Поспешим “любить, творить, пьянить себя мечтой”!




Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!

Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!

Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.



Можем ли мы любить природу, так как ее любил П. И. Чайковский?
В основу проекта входит работа с детьми и родителями:
Подготовить музыкально-экологическую газету и дать ей название.
Подготовить памятку как вести себя в природе.
Придумать и нарисовать эмблему.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

. Проект

Автор проекта: музыкальный руководитель Мариничева В.В

Цель : Доставить детям радость от общения с классической музыкой великих композиторов и знакомства с картинами великих художников.

Расширять и обогащать представления детей о временах года посредствам музыкально-эстетического воспитания.

2 . Воспитывать у детей любовь к природе и умение наслаждаться ее красотой.

Обогащать эмоциональный опыт и образное мышление детей.

У детей расширяется кругозор знаний о музыкальном искусстве, композиторах, живописи, природе, традициях, обычаях и праздниках Русского народа.

У детей обогащается, активизируется словарь по лексической теме: Времена года, совершенствуется произносительная сторона речи.

У детей активно развивается зрительное и слуховое восприятие.

У детей формируется художественно-эстетический вкус, восторженное отношение к искусству

Вид проекта : Групповой

Тип проекта : Творческий

Участники проекта : Дети и воспитатели детей подготовительной группы.

Возраст детей : 6-7 лет

Срок реализации : долгосрочный.

1 этап – констатирующий

Определение главного направления проектной деятельности.

- цель и задачи предстоящей работы;

- изучить литературу по проектной деятельности;

- провести предварительную работу, разработать дидактические игры, конспекты занятий, презентации и т.д.

Подобрать материал, распределить обязанности каждого из участников проекта.

Для успешной творческой деятельности создают такую обстановку, в которой детям было бы хорошо и комфортно, в которой хотелось бы творить.

2 этап – формирующий.

В процессе реализации проектной деятельности, пользоваться методами и приемами, разработанными на первом этапе деятельности.

Разработать перспективный план мероприятий для взрослых с детьми.

Апробировать развитие творческих способностей детей.

Сделать фото разнообразных форм работы.

Проводить совместную работу по ознакомлению детей с сезонными изменениями в природе .

Изготавливают дидактический материал, проводят выставки продуктивной деятельности, планируют деятельность детей.

Слушают музыку, разучивают новые песни, игры, стихи.

Принимают участие в сочинении попевок, загадок.

3 этап - контрольный

Проанализировать результаты проекта, разработать методические рекомендации по знакомству с временами года.

Проведение диагностики (наблюдение за психо-эмоциональным состоянием, опрос детей, рассматривание и анализ рисунков детей, выполненных в ходе реализации проекта).

Участвуют в празднике, представляют зрителям продукты своей деятельности: рисунки, книжки-малышки и т.д.

Работа музыкального руководителя

1.Познакомить детей с творчеством великих композиторов П. И. Чайковского, Антонио Вивальди.

3. Учить определять, какие средства музыкальной выразительности композиторы используют в музыке.

4.Познакомить с праздниками, обычаями и традициями Русского народа, которые существовали в разное время года.

5. Обогатить слуховой и зрительный опыт детей.

6. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения, уметь говорить о своих чувствах.

Работа специалиста по изодеятельности

1.Познакомить с творчеством великих художников.

3.Учить понимать содержание, настроение картины, выделять главное.

4.Учить передавать своё отношение к изображенному.

5.Учить определять выразительные средства (цвет композиции), с помощью которых художник создаёт настроение.

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта : DVD - проигрыватель, телевизор, компьютер, мультимедиа, музыкальный центр.

Интернет – ресурсы : портреты композиторов и художников, рисунки, фотографии, музыка.

Список используемой литературы

Методика музыкального воспитания в детском саду. Под редакцией Н.А.Ветлугиной., Просвещение 1976

Ожидаемый результат работы.

В результате творческо-познавательной деятельности, у детей появится стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить и вникнуть в существующие в природе связи и отношения.

В процессе знакомства с музыкой, живописью и литературными произведениями, у детей пополнится словарный запас, они станут более грамотно изъясняться, с большим удовольствием участвовать в коллективном разговоре; появится желание самостоятельно заняться творчеством, выражать свои чувства, позитивное отношение к миру. Все это способствует развитию эстетического сознания детей, формированию их мировоззрения.

Одной из важных составляющих данного проекта является художественно-эстетическое воспитание: дети знакомятся с художественными произведениями данной тематики различных видов искусства – музыки, живописи, поэзии. Они научатся получать эстетическое удовольствие от общения с прекрасным, станут более восприимчивы, чувствительны, эмоциональны. Смогут более умело передавать свои ощущения: мимикой, жестом, в своих рассказах рисунках, в музыкально-ритмических движениях.

Актуальность проекта : у детей недостаточно представлений о периодичности времен года и последовательности месяцев, а так же слабо сформированы восприятие музыки, эмоциональный отклик и культура слушания классической музыки.

Цель: сформировать у детей знания о временах года, их последовательности и отличии, познакомить с музыкой П. И. Чайковского и пробуждать интерес к классической музыке.

• Приобщение детей к классической музыке.

• Воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку.

• Формирование зрительно – слуховых представлений детей через

классическую музыку.

Вид проекта :

По направленности: музыкальный

По области интеграции: художественно – творческий

По продолжительности: долгосрочный

По количеству участников: коллективный

Участники проекта : дети подготовительной группы, педагоги, родители.

Сроки исполнения: сентябрь 2016 г. – май 2017г.

• Развить творческое мышление и воображение.

• Повысить уровень интереса к различным формам музыкальной деятельности.

• Сформировать зрительно слуховые представления детей.

Этапы проекта :

Месяц Работа с детьми Работа с воспитателями Работа с родителями.

Разместить в музыкальном уголке портрет композитора. Разучить с детьми стихотворение о зиме.

Концерт ДМШ. Концерт ДМШ.

Тихо, тихо сядем рядом -

В удивительном наряде,

И раздвинутся вдруг стены -

Вся земля видна вокруг:

Плещут волны речки пенной,

Чутко дремлют лес и луг.

Вдаль бегут степные тропки,

Тают в дымке голубой.

Это - музыка торопит

И ведет нас за собой.

Музыка, которая сейчас звучала и к которой мы сегодня пришли в гости, написана великим русским композитором П. И. Чайковским.

Ребенок: Придумала мать дочерям имена,

Вот Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна — зеленеют леса,

И птичьи повсюду звенят голоса.

А Лето пришло — всё под солнцем цветет,

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая Осень приносит плоды,

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля.

Зимой отдыхает и дремлет земля.

Ребенок: Открываем календарь -

В январе, в январе

Много снегу на дворе.

Снег - на крыше, на крылечке.

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки,

В небо дым идёт столбом.

Ребенок: В феврале, в феврале

Вьюга мчится на метле,

Заметает все пути,

Чтобы марту не пройти,

Не пройти — не прийти

И весну не привести.

Воспитатель: Но каждый знает, что такое масленица, а встречают и провожают ее именно в феврале. Это веселый, яркий, шумный праздник. Всюду слышны песни, пляски, смех. Народ провожает зиму. Во время масленицы пекли румяные масленые блины - круглые, горячие, как солнце, которое очень ждут люди после холодной зимы. Ступай, масленица, за солнцем, за летом. Зови его к людям.

Ребенок: Всю зиму

Белый снег белел,

И почернел с досады.

Ребенок: Отшумели все метели,

И морозы не трещат.

С крыш закапали капели,

И сосульки в ряд висят.

Веселее и теплее

Стали мартовские дни.

В нашем садике в аллеях

Уж проталины видны.

Звонко тинькает синица

Возле нашего окна…

Скоро в дверь к нам постучится

Ребенок: Долго шла весна тайком

От ветров и стужи,

А сегодня прямиком

Шлепает по лужам,

Гонит талые снега

с гомоном и звоном

Чтобы выстелить луга

"Скоро, скоро быть теплу!" -

Эту новость первой

Барабанит по стеклу

Серой лапкой верба.

Ребенок: Апрель, апрель!

на дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвёл подснежник.

Ребенок: Май колдует. Май играет

Тёплым солнечным лучом,

В одуванчик превращая

Или в зайчика ещё.

Вальс на радуге исполнит.

Молний блещут спецэффекты.

Барабаны гром напомнит.

Ну а дождь аплодисменты.

На концертах многолюдно:

Чайки, ласточки, грачи.

Разрезвился месяц юный.

Так душа его звучит.

Петербургский май – предвестник лета.

С белыми ночами дружит май.

Будто лампочки дневного света

Над землей включили невзначай.

Бьет в гранит воды прозрачный гребень.

И, не ожидая темноты,

Словно руки, вскинутые в небо,

Над Невой разводятся мосты

(Под музыку дети имитируют картину жатвы)

Если внимательно прислушаться, можно услышать перезвон серпов. Подвижная, веселая мелодия как бы рисует оживленную картинку: цветастые платки женщин среди ослепительно желтых колосьев спелой ржи, слепящими молниями вспыхивают на солнце косы и серпы.

Интересно, какие картинки захочется нарисовать после прослушивания июльской и августовской пьес. Не обязательно рисовать косарей и жниц, пусть это будут картинки про лето, про деревню.

Ребенок: За летом осени ансамбль

Исполнит танец свой, СЕНТЯБРЬ,

ОКТЯБРЬ, а потом НОЯБРЬ

Засыпят сад листвой.

Ребенок: "Пора, пора! Рога трубят:

Псари в охотничьих уборах

Чем свет уж на конях сидят;

Борзые прыгают на сворах. "

Ребенок: Октябрь. Собран урожай.

И холоднеет с каждым днем.

Ковер из листьев невзначай

Осенним вымыл он дождем.

Танец: Парный танец с осенними листьями.

Ребенок: Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу; приближалась

Довольно скучная пора:

Стоял ноябрь уж у двора.

Ребенок: Кто долго жил в глуши печальной,

Друзья, тот, верно, знает сам,

Как сильно колокольчик дальний

Порой волнует сердце нам.

Ребенок: Двенадцать месяцев бегут

Сменяя время года,

И замыкает снова круг

3. Б. С. Никитина "Чайковский : старое и новое"

Читайте также: