Как управлялись латиноамериканские колонии кратко

Обновлено: 02.07.2024

В Европе уже зарождалось новое общество с его духом предпринимательства, стремлением к личной выгоде, личному успеху, желанием подчинить своим интересам весь окружающий мир. И эта Европа пришла в соприкосновение с континентом, где существовали традиционные общества, где люди жили и работали так, как жили и работали их предки, — стараясь приспособиться к окружающей среде, подчиняясь общинным порядкам.

Колонизация, в ходе которой погибли очаги древней культуры индейцев, продолжалась до середины XVII в. И тем не менее, столкнувшись с миром индейцев, испанская и португальская конкиста вынуждена была примириться с сохранением некоторых элементов их культуры, общинных порядков, а индейцы в конечном счёте восприняли некоторые черты испанской культуры и христианство. Встреча таких различных культур положила начало зарождению латиноамериканского общества.

Создание колониальной системы управления

К середине XVII в. колонизация Латинской Америки была завершена и стала создаваться колониальная система управления. Кроме Бразилии, захваченной португальцами, вся Южная Америка принадлежала Испании. Земли, захваченные в Новом Свете, были объявлены собственностью испанской короны. Система управления колониями прежде всего должна была охранять право собственности испанских и португальских монархов, управляли колониями испанские и португальские чиновники. Города имели органы местного самоуправления, занимавшиеся судебными делами и вопросами благоустройства. В то же время колонизаторы не стали уничтожать индейскую общину и оставили во главе индейских селений касиков — старейшин, чья власть являлась наследственной. Общинные порядки использовались испанцами для управления колониями и организации хозяйственной жизни. Община обеспечивала колонизаторам коллективную барщину.

Чтобы подавить возможную конкуренцию со стороны колоний, власти мешали развитию местной промышленности и строительству мануфактур. В колониях Нового Света разрешалось производить только то, что не выращивалось в Испании и Португалии: табак, кофе, сахарный тростник, маис.

В погоне за наживой завоеватели не щадили никого и превратили индейцев в бесплатную рабочую силу — рабов. Сотни и тысячи их гибли на рудниках и плантациях от непосильного труда, голода и болезней. Отказ от работы жестоко подавлялся, индейцев пытали, убивали, не щадя при этом ни женщин, ни детей.

Многие из индейцев со временем превращались в прикреплённых к земле наследственных долговых рабов — пеонов, и эта зависимость передавалась по наследству следующему поколению.

Поскольку индейцы вымирали и рабочих рук на рудниках и плантациях не хватало, испанцы в XVI—XVIII вв. стали ввозить в Америку более сильных и выносливых негров-рабов из Африки.

К началу XIX в. большинство индейского населения составляли закрепощённые крестьяне, а также рабочие рудников, мануфактур, ремесленных мастерских, грузчики и домашняя прислуга.

Только в некоторых труднодоступных районах оставались племена, так и не признавшие власть колонизаторов и оказывавшие им сопротивление. В отдельных областях сохранились свободные крестьянские общины.

Латиноамериканское общество

Окончательно латиноамериканское общество сложилось к XIX в. С годами изменился его состав. Привилегированную верхушку составляли белые уроженцы метрополии: представители родового дворянства и богатые купцы. Они занимали почти все высшие административные, военные и церковные должности, владели крупными поместьями и рудниками.

Появилось и коренное белое население — креолы — потомки испанцев и португальцев, родившиеся в колониях. Среди них имелись крупные и мелкие землевладельцы, предприниматели — владельцы рудников и мануфактур, чиновники администрации, офицеры, священники, ремесленники. Формально креолы имели такие же права, как и уроженцы метрополии, но на высшие посты в системе управления колониями их не допускали.

В результате смешанных браков в колониях появились метисы (потомки от смешанного брака белых и индейцев), мулаты (потомки от смешанного брака белых и негров) и самбо (потомки от смешанного брака индейцев и негров). Все они не имели гражданских прав, не могли занимать должности чиновников и офицеров, участвовать в выборах местных органов власти. Всех этих людей постепенно объединили общий язык и одна религия.

Время освободителей

В истории Латинской Америки имеется много страниц, посвященных войнам против колониальной зависимости. В 1791 г. началось восстание негров-рабов на острове Гаити. Набат революции во Франции могучим эхом отозвался в этой французской колонии (французское название колонии Сан-Доминго). После длительной борьбы в западной части острова в 1804 г. было провозглашено первое независимое государство Латинской Америки — Гаити.

В начале XIX в. в испанских колониях Америки возникло патриотическое движение креолов, задумавшихся об отделении от Испании. В колониях были созданы тайные организации, нелегально издавались и распространялись документы Великой французской революции.

В 1811 г. объявила себя независимой республикой Венесуэла. Среди членов Патриотического общества, возглавившего освободительное движение, выделялся молодой офицер Симон Боливар. Широко образованный человек, блестящий оратор и публицист, он обладал к тому же незаурядным полководческим талантом.

На первых порах лидеры освободительного движения видели свою задачу лишь в изгнании колонизаторов и не стремились менять существующие порядки. Однако негры и индейцы их не поддержали, и тогда Боливар издал декреты, в которых обещал вступившим в революционную армию рабам предоставить свободу, а крестьянам — землю.

Боливар понимал, что в одиночку Венесуэле не отстоять свою независимость, для борьбы нужно было иметь союзников. Он повёл свою армию на помощь соседней стране — Новой Гранаде. Это был легендарный переход через Анды. С каждым днём становилось всё холоднее. Дождь сменился снегом. Ледяной ветер сбивал с ног. Горные обвалы и вырванные бурей деревья преграждали путь. Погибли все лошади, солдаты теряли сознание от нехватки кислорода, срывались в пропасти. Боливар в изодранном генеральском мундире возглавлял передовой отряд, вдохновляя своим мужеством бойцов. Из 3400 солдат с гор спустились лишь 1500.


Рис. Переход армии Боливара через Анды

Испанские войска были разгромлены. Венесуэла и Новая Гранада объединились в 1819 г. в единое государство — Великую Колумбию.

В 1824 г. после долгой освободительной войны независимой республикой стала Мексика.

Влияние и популярность Боливара падали, и в начале 1830 г. он ушёл в отставку. Лишь много лет спустя заслуги его получили всеобщее признание. Память о нём сохраняется в названии одной из южноамериканских республик — Боливии.

Революция в Португалии в 1820 г. привела к новому подъёму движения за независимость в Бразилии. Бывшая колония провозгласила независимость и объявила себя империей.

В 1868 г. началось массовое восстание за независимость на Кубе. Но ещё много лет кубинской армии пришлось бороться за освобождение от колониальной зависимости. Независимая Кубинская республика была провозглашена только в 1895 г.

Итоги и значение освободительных войн

Национально-освободительное движение в Латинской Америке завершилось победой. Во всех независимых государствах, кроме Бразилии, установился республиканский строй (Бразилия стала республикой в 1889 г.). Но некоторые государства, образовавшиеся в ходе войны за независимость, из-за глубоких внутренних противоречий и борьбы различных группировок оказались непрочными и распались.

Политическая независимость создала более благоприятные условия для развития капиталистического хозяйства и вхождения в мировой рынок, но сохранение многих обычаев традиционного общества замедляло этот процесс.

В независимых государствах постепенно уничтожили рабство, отменили подушную подать и принудительную трудовую повинность коренного населения в пользу частных лиц, государства и церкви, был установлен парламентский строй и приняты конституции.

Немаловажное значение имело и уничтожение инквизиции, сословного строя и упразднение дворянских титулов.

Окрепло и национальное самосознание латиноамериканцев, они стали ощущать свою принадлежность к определённой нации, имеющей право на создание независимого государства.

Ряд учёных считают, что освободительные войны носили характер буржуазной революции. Но есть и другая точка зрения, отрицающая такую оценку, так как создание новых республик не привело к власти новые классы. Крестьяне землю не получили, а владельцы латифундий сохранили огромные поместья и политическую власть.

Процесс модернизации в странах Латинской Америки развивался крайне медленно.

Век каудильо

После войны за независимость в политической жизни молодых государств мир не установился. Они стали воевать друг против друга, чтобы захватить больше территорий. Это сопровождалось острой борьбой за президентское кресло внутри каждой отдельной страны. Как правило, власть попадала в руки военных или гражданских вождей времён войны за независимость, захватывавших её при помощи оружия. Такой вождь — каудильо — опирался либо на народ, либо на землевладельцев.

В латиноамериканском обществе, как вы знаете, в отношениях между людьми сохранялись связи, характерные для традиционного общества. Это выражалось в господстве клановых связей между патроном (хозяином) и подчинённой ему массой. Обычно клановые связи сильнее связей классовых.

В XIX в. начались постоянные государственные перевороты, подтасованные выборы и кровавые гражданские войны.

Медленное развитие экономики

Десятилетия междоусобных войн гибельно отразились на экономическом состоянии молодых государств. Хозяйство в них ориентировалось главным образом на производство и вывоз за границу сельскохозяйственных продуктов или полезных ископаемых — меди и серебра. Тем не менее в середине XIX в. ряд стран втягивается в мировой рынок.

Чили активно экспортировала в Европу серебро, медную руду, селитру. Между 1880 и 1910 гг. объём промышленного производства страны ежегодно возрастал на 2%.

К концу века более благоприятные условия для развития животноводства и земледелия создались в Аргентине. Толчком для развития животноводства стало создание морозильных установок и увеличение ёмкости английского внутреннего рынка. Аргентина активно вывозила мороженое мясо в европейские страны, при этом 2/3 его поставлялись в Лондон.

Отмена рабства и приток иммигрантов создали условия для развития капиталистического хозяйства в Бразилии. Основной статьёй дохода к началу XX в. оставался экспорт кофе, золота, серебра, натурального каучука и тропических фруктов.

Из Мексики экспортировали золото и серебро, из Колумбии — кофе и индиго (красящее вещество). Строящиеся промышленные предприятия и железные дороги оказались в руках иностранного капитала.

По уровню экономического развития к началу XX в. страны латиноамериканского региона выглядели следующим образом: группу наиболее развитых стран составляли Аргентина, Уругвай, Бразилия, Куба, Венесуэла, Чили; значительно более отсталыми были Боливия, Мексика и Перу, где сохранялись огромные массы безземельного, закабалённого крестьянства. Фактически здесь доминировала экономическая система колониального времени, основанная на господстве крупного землевладения.

На рубеже XIX—XX вв. в Латинской Америке на огромной площади в 20,6 млн кв. км проживали 60 млн человек (в 1820 г. — 20 млн). Здесь существовало 20 независимых государств.

В 18 странах население говорило на испанском языке, в Бразилии — на португальском, в Гаити — на французском.

В Латинской Америке сформировалось особое общество, отличное и от европейского, и от североамериканского. Десятилетия кровавых междоусобных войн, диктаторские режимы, массовые движения протеста, временами перераставшие в революции, движения за демократизацию — всё это делало трагической историю латиноамериканцев в XIX в.

В то же время в наиболее развитых странах Латинской Америки происходил процесс модернизации, развивалась промышленность, изменялась социальная структура общества, проводились политические и социальные реформы. Величайшим завоеванием латиноамериканцев стало уничтожение рабства.

Проверьте себя

Подумайте

  1. Обсудите с одноклассниками, почему именно в Латинской Америке развилось такое явление, как каудильизм,
  2. Сравните экономическое развитие стран Латинской Америки и США к началу XX в.
  3. Обсудите с одноклассниками, в чём заключались особенности формирования латиноамериканских наций.
  4. Охарактеризуйте особенности латиноамериканского общества и роль католической религии в нём, используя дополнительный материал учебника.

Дополнительные материалы

Особенности верований у католиков в Латинской Америке

Большое влияние на формирование наций оказала католическая религия. Ещё в XVI в. церковь в латиноамериканских государствах поставила перед собой цель способствовать сближению духовной культуры между различными группами, составлявшими население колоний (испанцами, неграми, индейцами, метисами). Каждую группу побуждали принимать общую веру и обычаи. В Мексике, например, ещё в XVI в. сформировался культ святой Девы Марии, Гуаделупской Богоматери. Так сначала возник культ местной святой, а затем церковь распространила его на всю территорию страны. Религиозные праздники, коронации создавали многочисленные поводы для стечения огромных масс людей.

Религиозные шествия, собиравшие толпы богомольцев со всего королевства в одном месте, способствовали укреплению связей между жителями страны. И постепенно культ Девы Марии Гуаделупской объединил жителей Мексики: каждый, кто поклонялся этой святой, считался принадлежащим к мексиканской нации. Вообще католическая религия и католическая церковь играли большую роль в жизни латиноамериканцев. Католическая церковь через свои приходы влияла на 90% населения Латинской Америки.

Среди различных слоев населения всегда ходили рассказы о чудесах, о явлениях святых. Дело в том, что в латиноамериканских странах с ещё доколумбовых времён принято было употреблять вещества, вызывающие галлюцинации. Эта традиция от индейцев распространилась и на бедные слои белого населения. Желая излечиться от болезни, узнать свою судьбу, люди принимали травы у домашних алтарей, где находилось большое количество скульптур самых разных святых.

Учёные объясняют эту особенность верований соединением культур коренного населения и колонизаторов, принёсших католицизм. Уничтоженные церковью языческие идолы заменялись изображениями христианских святых, к которым и обращались по мере надобности с просьбами, а то и с требованиями.

Подведём итоги

Вы познакомились с различными типами обществ, которые сформировались на территории Северной и Южной Америки.

США с самого начала развивались как государство европейцев на американской почве. Североамериканское общество формировалось как общество индустриальное. В США не было всевластия церкви, страна развивалась как президентская республика, со всеми присущими этому типу государств демократическими органами власти. Всё это создавало условия для быстрого развития процесса модернизации.

В государствах Латинской Америки ростки демократии долго и трудно пытались пробиться через господствующие нормы традиционного общества. Авторитарные режимы, каудильизм душили политические свободы.

Две Америки — два стиля жизни. Разные традиции. Разная культура. Разные типы общества.

В конце XV века знаменитый путешественник Христофор Колумб впервые проложил морской путь из Европы к берегам Америки. Следом за ним на запад устремились многочисленные корабли, чтобы покорять и исследовать новые земли. Людей, которые отправлялись открывать новые территории, чаще всего испанцев, называли конкистадорами, что переводится как завоеватели. И действительно, экспедиции европейцев чаще всего носили именно завоевательной характер.

Колониальный период в Латинской Америке

Захват американских территорий

Используя современные военные технологии, которых не знали коренные американцы, конкистадоры смогли захватить огромные территории и утвердить на них свою власть. Экспедиция Кортеса, Бальбоа, Писаро помогли Испании утвердить свое господство на территориях Флориды, Калифорнии, Мексики, большей части южной Америки. Также своими колониями в новом свете обзавелись такие европейские державы, как Англия, Голландия, Франция и Португалия. Завоевание американского континента началось в конце XV века и продолжалось до XVII, когда власть европейских государств над Америкой будет уже весьма и весьма прочной.

Структура управления в колониях

Территории южной Америки и Карибского перешейка в основном были захвачены двумя государствами: Испанией и Португалией. Испанцы и португальцы на этих территориях установили свою власть, установили свою религию, распространяли свои языки. В принципе структура испанской власти в колониях очень напоминала структуру управления в самой Испании. Выглядела она примерно так: наверху находился вице-король, которому подчинялись генерал-губернаторы. Они управляли крупнейшими департаментами новых колоний. Также они назначали чиновников в города — губернаторов.

Среди губернаторов находились самые, наверное, важные и широко распространенные чиновники Испании в южной Америке, назывались они коррехидоры и управляли мелкими городками, сельскими областями и так далее. Наконец, в самом низу находились так называемые касики — это старейшины, управлявшие индийскими селениями. Власть короля была очень велика. Он держал в своих руках всю администрацию, он мог контролировать промышленность, торговлю, имел определенные вооруженные силы. Испанцы твердо обустроились на новых землях.

Экономическое развитие колонии

Экономическое развитие колонии было полностью подчинено интересам метрополий. Испания, Португалия, другие страны относились к своим новым территориям исключительно, как источникам дешевых продуктов питания, драгоценных камней и других материалов. Разумеется, они тормозили, собственно, экономическое развитие захваченных стран. Так, мануфактуры появлялись очень-очень медленно на территории южной Америки и разве, что только к началу XVIII века. Почему?

Потому что Испании было не выгодно, чтобы местные мануфактуры могли конкурировать, собственно, с испанскими производителями. Тоже самое относится и к сельскому хозяйству. Боясь конкуренции испанцы запретили выращивать виноград, лен, разводить шелковичных червей. По их приказу были вырублены огромные виноградники, тутовые рощи и так далее. Испанцы хотели, чтобы в колониях выращивались только те виды культур, которые не произрастают в самой Испании.

Религия в колониях

Важным элементом колониальной системы южной Америки являлась католическая церковь. Дело в том, что приехавшие с запада священники, пасторы обладали огромным влиянием на массы местного населения. Действительно, большое количество исконных жителей Америки приняли новую веру.

И вера, религия точнее, стала инструментом влияния запада на южную Америку. Тем инструментом, с помощью которого содержались в покорности племена индейцев.

Естественно, церковь имела и большие выгоды от своей деятельности в южной Америке. Монахи заставляли индейцев работать на себя, облагали их дополнительными поборами, сгоняли на строительство церквей и храмов. Они пользовались огромным числом привилегий. Например, духовенство не платило налоги. Духовенство имело право на собственную судебную деятельность и прочее. В итоге, церковь постепенно стала крупнейшим землевладельцем в южной Америке. Одним из самых богатых и могущественных организаций нового света.

Ввоз на территории колоний рабов-негров

К моменту начала европейского завоевания Америки, население ее было невелико. Разумеется, завоевание проходило весьма кроваво и демографическая проблема становилась достаточно серьезной на этих территориях. Более того, захватив новые территории, европейцы обращались с покоренными народами весьма и весьма жестко. Поэтому часто возникали эпидемии, которые уносили большое количество жизней.

На неимоверно тяжелых работах погибало большое количество людей. В итоге, постепенно южная Америка начала, как бы, вымирать. Разумеется, это было очень невыгодно митрополиям. Ведь, чем больше рабочих рук, тем больше будет поставляться золота, тем больше будет поставляться других продуктов и тем богаче будут жить сами колонизаторы.

Решение было найдено следующее: с XVI века в южную Америку начинают ввозить рабов — негров.

Масштаб этой деятельности был совершенно невероятно огромным. Вплоть до того, что сегодня в ряде латиноамериканских стран потомки привезенных негров составляют большинство населения. Именно они становятся основной рабочей силой в южной Америке. Отчасти это улучшает положение коренных американцев, индейцев. Однако, все равно до XVIII века и среди них тоже будет распространено рабство. Положение и индейцев, и африканцев на территориях колоний было очень плачевным, тяжелым. В итоге, постепенно, покоренные народы начинают подниматься против своих завоевателей и уже век XVIII будет проходить под знаком многочисленных вооруженных восстаний и выступлений против власти Испании.

Освободительная борьба против завоевателей

На протяжении всего периода колониального владычества европейцев над южной Америкой захваченные народы вели освободительную борьбу против испанцев и португальцев. Однако, первые действительно серьезные успехи можно отнести лишь концу XVII века, когда произойдет революция рабов на Гаити, приведшая к созданию первого независимого латиноамериканского государства.

Революция началась в 1790-х годах и возглавил ее замечательный талантливый полководец, сын раба, негр по имени Туссен-Лувертюр. Ему удалось нанести ряд важных поражений своим врагам и фактически освободить большую часть Гаити. Однако, ему не суждено было воспользоваться плодами своих побед. Дело в том, что в это же время во Франции приходят к власти новый Наполеон и как только он сможет разобраться со своими основными проблемами в Европе, то посылает войска для того, чтобы вернуть непокорные гаитянские владения.

Когда французские войска прибудут, то большинство бывших сторонников Туссена-Лувертюра предаст его. Его отдадут французам и в 1702 году он будет отправлен на территорию Франции, где будет доживать свои годы в тюрьме. Однако, большая часть населения Гаити не смирилась с этим поражением и продолжала борьбу, результатом которой станет то, что в начале XIX века Гаити таки будет признана независимой республикой.

Пример Гаити станет путеводной звездой для большого количества в латиноамериканских странах народов.

Отныне все больше и больше будет шириться освободительное движение, и уже не за горами будет конец испанского владычества над этими территориями.

Колониальная администрация в Латинской Америке формировалась исторически по ходу самой территориаль­ной экспансии Испании и Португалии.

На вершине властной пирамиды стоял испанский король, общее руководство политикой Испании в колониях осуществляли Торговая пала­та, а с 1524 г. - созданный при королеСовет по делам Индий, первый в мировой истории специализиро­ванный центральный орган колониальной администрации. Высшую власть в самой Америке осуществляливице-короли, которые олице­творяли собой испанскую корону.

К концу XVIII в. в Латинской Америке было создано четыре вице-королевства:

- Новая Испания (столица Мехи­ко - Мексика и Центральная Амери­ка),

- Новая Гранада (столица Богота - Венесуэла, Эквадор и Колумбия),

- Перу (столица Лима - Перу и Чили),

- Рио-де-ла-Плата (столица Буэнос-Айрес - Боливия, Парагвай, Уругвай и Ар­гентина).

В колонии, имевшие меньшее значение для испанской короны, назначалисьгенерал-капитаны, которые номиналь­но подчинялись вице-королям, но практически пользовались административной самостоятельностью и получали указа­ния непосредственно от Совета по делам Индий.

К концу XIX в. были образованы генерал-капитанства в Гватемале, Венесуэле, Чили и на Кубе. Впоследствии эти искусственно сложившиеся границы между вице-королевствами и генерал-капитанствами станут основой погранич­ной демаркации для самостоятельных латиноамериканских государств.

Важную роль в колониальном управлении играли соз­даваемые при вице-королях или генерал-капитанах особые судебно-административные органы - аудиенции.

В провинциях, на которые делились колонии, руково­дство администрацией, судом, церковью осуществляли гу­бернаторы, которым были подчинены коррехидоры, старшие алькальды. В XVIII в. при королях из династии Бурбонов для большей централизации системы управления в провинции назначались интенданты и субде­легаты.

Все высшие должности в колониальной администрации в Латинской Америке, в том числе и вице-королей, заме­щались исключительно выходцами из числа испанской фео­дальной знати, присылаемой в колонию на ограниченный срок (обычно на 3-6 лет). Считалось, что длительное пре­бывание испанцев в колониях, внебрачные связи ведут к "порче крови".

Огромную роль в колониальном управлении Латинской Америкой играла католическая церковь. Инквизиционные трибуналы сурово карали не только за отход от католической веры, но и за высказывание крамольных политических идей. Экономическая мощь церкви позволяла ей вступать в конфликты с самой колониальной администрацией, претен­довать на самостоятельность в политической жизни.

К концу XVIII в. в связи с ростом противоречий между метрополией и колониями вице-королевства и генерал-капитанства превратились в своеобразные квазигосударства, постепенно приобретающие самостоятельное политическое существование.

Колониальная администрация в Латинской Америке формировалась исторически по ходу самой территориаль­ной экспансии Испании и Португалии.

На вершине властной пирамиды стоял испанский король, общее руководство политикой Испании в колониях осуществляли Торговая пала­та, а с 1524 г. - созданный при королеСовет по делам Индий, первый в мировой истории специализиро­ванный центральный орган колониальной администрации. Высшую власть в самой Америке осуществляливице-короли, которые олице­творяли собой испанскую корону.

К концу XVIII в. в Латинской Америке было создано четыре вице-королевства:

- Новая Испания (столица Мехи­ко - Мексика и Центральная Амери­ка),

- Новая Гранада (столица Богота - Венесуэла, Эквадор и Колумбия),

- Перу (столица Лима - Перу и Чили),

- Рио-де-ла-Плата (столица Буэнос-Айрес - Боливия, Парагвай, Уругвай и Ар­гентина).

В колонии, имевшие меньшее значение для испанской короны, назначалисьгенерал-капитаны, которые номиналь­но подчинялись вице-королям, но практически пользовались административной самостоятельностью и получали указа­ния непосредственно от Совета по делам Индий.

К концу XIX в. были образованы генерал-капитанства в Гватемале, Венесуэле, Чили и на Кубе. Впоследствии эти искусственно сложившиеся границы между вице-королевствами и генерал-капитанствами станут основой погранич­ной демаркации для самостоятельных латиноамериканских государств.




Важную роль в колониальном управлении играли соз­даваемые при вице-королях или генерал-капитанах особые судебно-административные органы - аудиенции.

В провинциях, на которые делились колонии, руково­дство администрацией, судом, церковью осуществляли гу­бернаторы, которым были подчинены коррехидоры, старшие алькальды. В XVIII в. при королях из династии Бурбонов для большей централизации системы управления в провинции назначались интенданты и субде­легаты.

Все высшие должности в колониальной администрации в Латинской Америке, в том числе и вице-королей, заме­щались исключительно выходцами из числа испанской фео­дальной знати, присылаемой в колонию на ограниченный срок (обычно на 3-6 лет). Считалось, что длительное пре­бывание испанцев в колониях, внебрачные связи ведут к "порче крови".

Огромную роль в колониальном управлении Латинской Америкой играла католическая церковь. Инквизиционные трибуналы сурово карали не только за отход от католической веры, но и за высказывание крамольных политических идей. Экономическая мощь церкви позволяла ей вступать в конфликты с самой колониальной администрацией, претен­довать на самостоятельность в политической жизни.

К концу XVIII в. в связи с ростом противоречий между метрополией и колониями вице-королевства и генерал-капитанства превратились в своеобразные квазигосударства, постепенно приобретающие самостоятельное политическое существование.


Тордесильский договор

Колонизация Атлантического острова Колумбом положила начало эпохе агрессивной испанской экспансии через Атлантику. Испанская колонизация после Колумба ускорила соперничество между Испанией и Португалией до беспрецедентного уровня. Две державы боролись за господство за счет приобретения новых земель.

В 1480-х годах папа Сикст IV предоставил Португалии право на все земли к югу от островов Кабо-Верде, заставив португальского короля утверждать, что земли, обнаруженные Колумбом, принадлежали Португалии, а не Испании. Но в 1493 году папа Александр VI, родившийся в Испании, издал два папских указа, в которых легитимно отражались претензии Испании на Атлантику в отношении владений Португалии. В надежде спасти владения Португалии король Жуан II заключил договор с Испанией. Тордесильский договор 1494 года провел линию с севера на юг через Южную Америку. Испания получила территорию к западу от линии, в то время как Португалия сохранила земли к востоку от этого разделения, включая восточное побережье Бразилии.

Конкистадоры и испанская колонизация


Открытие Колумба дало начало для испанской разведки. Вдохновленные рассказами о золотых реках и робких, податливых местных народах, более поздние испанские исследователи были неустанными в поисках земли и золота. Испанские исследователи с надеждами на завоевание в Новом Свете были известны как конкистадоры. Эрнан Кортес прибыл на Эспаньолу в 1504 году и участвовал в завоевании острова. Затем Кортес возглавил исследование полуострова Юкатан в надежде обрести славу.

В 1519 году Кортес вошел в Теночтитлан, столицу империи ацтеков и мешиков(ныне Мексика). Он и его люди были поражены изощренными садами и храмами города, но они были в ужасе от практики человеческих жертвоприношений. Прежде всего, богатство ацтеков в золоте очаровывало испанских исследователей.

В надежде захватить власть над городом Кортес взял в заложники Мотесуму, правителя ацтеков. Испанцы тогда убили сотни высокопоставленных ацтеков во время религиозного праздника, но жители Теночтитлана быстро нанесли ответный удар. Кортес и его люди бежали перед страхом за свою жизнь.

После своего поражения Кортес медленно создавал альянсы и набирал десятки тысяч местных жителей, которые возмущались правлением ацтеков. Только играя на разобщенности среди различных групп в империи ацтеков, испанцы смогли захватить Теночтитлан. В августе 1521 года Кортес потребовал Теночтитлан для Испании и переименовал ее в Мехико. Испанцы также принесли оспу, которая нанесла тяжелый урон людям в Теночтитлане. Болезнь сыграла гораздо бо́льшую роль в разрушении города, чем насилие.

Испанские колонии в Америке


Испанская империя начала интересоваться Америкой после прибытия Христофора Колумба в Карибское море в 1492 году. Империя простиралась на Карибские острова, Северную Америку, Центральную Америку и половину Южной Америки. В течение испанского колониального периода в Северной и Южной Америке (1492–1832 гг.) около двух миллионов испанских поселенцев мигрировали на вновь приобретенную территорию, а еще 3,5 миллиона человек мигрировали в Америку в период между 1850 и 1950 гг. В течение 16-го и 17-го века колонии обеспечивали золото и серебро, которые финансировали колониальные войны в Северной Африке и Европе. В начале 19-го века испанско-американские войны за независимость привели к потере испанских колоний. После испано-американской войны 1898 года Испания сдала Пуэрто-Рико, Кубу, Гуам и Филиппины (Азия), что ознаменовало конец испанской колонизации Америки.

Испания основала постоянную колонию на месте Буэнос-Айреса в 1580 году, хотя первоначальное поселение было преимущественно сухопутным из Перу. Испанцы еще больше интегрировали Аргентину в свою обширную империю, учредив в 1776 году вице-королевство Рио-де-ла-Плата, и Буэнос-Айрес стал процветающим портом.

Испанский золотой век

К 1600 году Испания получила значительные денежные выгоды от ресурсов Нового Света. Золото и серебро стали связывать европейские нации через торговлю, а испанская денежная масса резко возросла, что означало начало экономической системы, известной как капитализм. Новые богатства в конечном итоге создали массовую инфляцию и экономические проблемы. Однако Испания приобрела творческий капитал благодаря своему новому глобальному охвату. Эти события отправили Испанию в Золотой Век, или Сигло де Оро.

Из колоний вливаются богатства, а из других стран и новых стран вливаются новые идеи. Династия Габсбургов(*одна из наиболее могущественных монарших династий Европы на протяжении Средневековья и Нового времени), которая управляла территориями Австрии, Нидерландов, Неаполя, Сицилии и Испании, поощряла и финансировала процветающую культуру испанского Ренессанса, как в колониях, так и в Испании.


Испанские колонии в Африке

Испания не имела такого влияния в Африке, как французы, англичане, португальцы и немцы. Испанское влияние на континенте было ограничено североафриканским регионом Марокко, Западной Сахарой и современной Экваториальной Гвинеей. Испанское завоевание в Северной Африке началось с приобретения автономных городов Сеута и Мелилья до того, как вся марокканская территория была захвачена в 1913 году и сдана в 1956 году. В 1968 году Испания отказалась от контроля над Экваториальной Гвинеей, за которой последовала Западная Сахара в 1975 году. Однако Канарские острова, Сеута и Мелилья по-прежнему являются территорией Испании.

Испанские колонии в Европе

Бельгия, Италия, Нидерланды и Португалия были бывшими испанскими колониями в Европе. Все страны были частью Испанской империи. Европейские колонии управлялись с определенной степенью автономии, но верховная власть была возложена на короля Испании. В результате серии войн и соглашений между 17 и 19 веками Испания потеряла эти европейские колонии.

Эффекты испанской колонизации


Испанская колонизация привела к распространению испанской культуры и языка по всему миру. Такие страны, как Мексика и Аргентина, демонстрируют сильное испанское влияние в культуре и языке. Испанский колониализм также привел к изменению границ между странами после обретения независимости. Испанские исследователи распространяют христианство по всем колониям, и большинство бывших колоний являются преимущественно христианскими странами, за исключением Марокко.​

Вас также может заинтересовать история других колоний:

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и получайте актуальную информацию из мира новостей еще быстрее.

Читайте также: