Педагог это раб ведущий ребенка в школу верно ли утверждение

Обновлено: 05.07.2024

Учитель как проводник знаний или учитель как наставник? Из-за объема работы не всегда получается вернуться к традиционному для России образу учителя – человеку, ответственному за моральное воспитание ребенка и формирование его жизненных ценностей. Тем не менее, наставничество вновь проникает в школы.

Чего конкретно и когда ждать педагогам?

Ответ в Распоряжении и в Письме Минпросвещения, от 25.12.2019 и 23.01.2020г (соответственно). Скачивайте оригиналы документов, чтобы сделать собственные выводы. К слову, на официальном сайте ведомства, мы эти документы не нашли. ❓ Может, просто поиск не работает. Но данные документы есть в системе "КонсультантПлюс".

❎Каким бы ни было отношение коллег к наставничеству, вывод из документов один: НАСТАВНИЧЕСТВУ В ШКОЛАХ БЫТЬ. Причем в том виде, в каком рассказано в документах.

Основной смысл этого нововведения заключается в том, чтобы создать для учителей возможность вертикального роста внутри своей профессии. В министерстве отметили, что в настоящее время у учителей нет понятия "карьерный рост". Единственное, куда можно двигаться, – это место завуча, заместителя или директора образовательной единицы, т.е. обычно в школе педагог может расти только в административном отношении, но не все специалисты хотят заниматься подобной работой.

Чтобы вот как-то эту проблему решить, была предложена подобная идея. Учитель сможет оставаться учителем и осуществлять карьерный рост, повышать свою квалификацию и уровень оплаты труда. Эти новые должности (или они будут называться "квалификационные категории") придадут учителям стимул строить карьеру.

Кто сможет стать учителем-методистом и учителем-наставником?

Введение должностей учителя-методиста и учителя-наставника предусмотрено Национальной системой учительского роста (НСУР). В современной школе учитель последовательно проходит три ступени профессионального развития: выпускник педвуза (молодой специалист) — учитель первой категории — учитель высшей категории. На любой из этих ступеней педагог выполняет одни и те же трудовые обязанности: обучает и воспитывает детей. Предлагаемая модель квалификационных категорий состоит также из трех ступеней: учитель — старший учитель (учитель-методист) — ведущий учитель (учитель-наставник).

Чем они отличаются от уже существующей градации: учителей первой и высшей категорий?

Для перемещения на более высокую ступень педагогу нужно будет проработать в школе не менее 5 лет (для получения должности старшего учителя) и 10 лет (для должности ведущего учителя). Кроме этого, нужно будет пройти аттестацию. Помимо аттестации знаний, будет проводиться аттестация на соответствие профессиональному стандарту.

Для чего в школах нужны учителя-наставники?

Что будет делать учитель-наставник?

Под наставничеством понимается универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, ценностей через неформальное общение, основанное на доверии и партнерстве. Как сказано на сайте Минпросвещения РФ, 70% общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества к концу 2024 года.

Эти педагоги будут помогать работать неопытным коллегам, координировать их действия. К ним всегда можно будет обратиться за помощью. Хотя на сегодняшний день официально таких должностей нет, к опытным учителям всегда обращаются их начинающие работу коллеги. Такая схема, кстати, существовала в советской системе образования, причем она была очень мощная. Сейчас эта система утеряна, но ее можно и нужно вернуть. Начинающим педагогам во все времена нужна профессиональная поддержка и хорошо, когда есть возможность развития внутри своей школы. Учителям можно будет выходить на другой, более высокий уровень. Ведение новой должности будет производиться по профессиональному стандарту других стран. У учителя-наставника будет совершенно другая трудовая функция.

Проблема наставничества действительно очень актуальная. Наставничество – не просто передача социального опыта, а передача социального капитала. Это, с одной стороны, подготовка педагогов, с другой стороны, это сопровождение профессионального становления. И это прирост тех компетенций, которые необходимы, поскольку сегодня в столь меняющемся обществе не может быть достаточно того образования, которое человек получает на определенной стадии.

Педагогическое сопровождение целесообразно рассматривать с точки зрения эффективности. Есть 2 модели эффективности: европейская (человек или группа ставит цель и достигает ее, преодолевая препятствия) и восточная (человек ставит цель и не идет напролом, а смотрит, как развиваются события, и действует в подходящий момент). Педагогическое сопровождение описывает скорее вторая модель: оно предполагает наблюдение, консультирование, создание условий, чтобы человек решал проблемные ситуации самостоятельно. Современный наставник – человек, готовый передать не только то, что он уже имеет, а то, что он будет иметь в ближайшем будущем.

Роль учителя наставника в становлении начинающего педагога.

В ходе общения с молодым специалистом можно выяснить уровень его теоретической подготовки, намерения, цели, характер. Совместная деятельность молодого педагога и учителя наставника начинается с составления плана работы.

Наставник понимает: его основная цель – оказание практической помощи учителю в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства. Важное условие совершенствования педагогического мастерства - постоянный самоанализ учителем своих педагогических действий. Научить начинающего педагога этому – ещё одна из задач наставника.

Анализ урока требует специальных знаний, умений, особого отношения к этому процессу. Самоанализ урока дает учителю возможность критически отнестись к своей деятельности, закрепить успешные приемы и методы, устранить недостатки в своей работе. Наблюдение за работой наставника, повторение его опыта – способ накопления молодым специалистом своего опыта. Немаловажную роль играет в этом и посещение уроков коллег, анализ их структуры – всё это позволяет выработать начинающему учителю индивидуальный стиль педагогической деятельности.

Совместно с молодым специалистом необходимо разработать еженедельный план. Необходимы своевременные советы и консультации наставника: структура и типы уроков, как правильно начать урок, рационально распределить время между его этапами, какие средства обучения будут эффективны на данном занятии, а так же советы из школьной жизни, помогающие легче адаптироваться к школе. В прикреплении к статье - Памятка начинающему учителю. Она поможет настроить молодого коллегу на успешный рабочий день.

Мнение учителей.

Аттестация и зарплата: что с ними будет?

Учителей, знакомых с введением НСУР, беспокоит вот что: повлияют ли нововведения на порядок начисления зарплаты и на прохождение аттестации.

На порядок аттестации НСУР повлияет совершенно точно. Разработчики проекта подчеркивают, что нынешняя система аттестации имеет как минимум два минуса:

  • учитель много времени тратит на сбор документов
  • невозможно ни подтвердить, ни оспорить результаты оценивания при аттестации.

Авторы НСУР акцентируют внимание на том, что существующая сейчас система аттестации определяет лишь соответствие учителя его квалификации, а для получения первой или высшей категории решающим фактором является стаж педагогической работы.

Новая система позволит педагогу показать именно знания и навыки, он сможет занять более высокую профессиональную ступень даже с небольшим стажем.

По новой системе учитель получает ЕФО (единую федеральную оценку). Причем происходит это без сбора бумаг. Сама аттестация занимает два – три часа и проводится в РЦОИ (региональных центрах обработки информации). Новое профессиональное тестирование рекомендуется проходить каждые пять лет. Максимальная ЕФО – сто баллов, как и за ЕГЭ. В случае, если учитель завалил испытание, его можно пройти на следующий год. В помощь − институты повышения квалификации, университетские курсы и самоподготовка.

Теперь о зарплате. Проект НСУР предусматривает пересмотр существующих ставок, для того чтобы оплата учительского труда стала более справедливой. В зависимости от полученной категории педагогам полагаются доплаты. Повышенные ставки ждут старших и ведущих учителей. Но и здесь есть свои тонкости. Размер доплаты каждый регион определит самостоятельно, в зависимости от размера полученных на эти цели финансов. Можно предположить, что учитель-наставник из Воронежа будет получать заметно меньшую зарплату, чем наставник с таким же опытом и стажем работы из Москвы.

Эксперты отмечают, что план НСУР еще не до конца проработан, не все нюансы учтены. Некоторые положения проекта сформулированы расплывчато. Поэтому при вдумчивом знакомстве с документом возникают вопросы к его содержанию и недовольство.

Вывод.

Доброжелательность, корректность, тактичность учителя-наставника способствуют созданию психологически комфортных условий для становления молодого специалиста. Безусловно, профессия учителя очень тяжелая, зато и одна из самых нужных. Всех нас во многом сформировала школа, и в первую очередь наши педагоги. Трудно переоценить заслуги талантливого учителя, который открывает перед ребенком дверь в мир знаний, влияет на формирование его жизненных приоритетов, закладывает основы его будущего, а значит, будущего цивилизации.

4 Классификация по Е. А. Климову Педагогическая профессия управляющая преобразующая Предмет труда Человек-человек (ЧЧ)Человек-техника (ЧТ) Цель труда

5 Гуманизм - выражение особого отношения к человеку как высшей ценности жизни. Помогать другим людям, оказывать уважение, проявлять заботу и соучастие Творчество - создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей. Процесс решения творческих задач в меняющихся обстоятельствах Коллективный характер труда Р езультат работы зависит от других преподавателей, семьи, психологического климата в коллективе и уровня сотрудничества преподавателей и др.

7 Специфика деятельности профессионально- педагогического работника - организовывать и осуществлять производственное обучение Выполняя функции мастера производственного обучения, педагог должен иметь уровень квалификации по рабочей профессии, превышающий планируемый для выпускников начального профессионального образования.

8 Педагог ППО Преподаватель общеобразовательных и специальных дисциплин Мастеров производственного обучения

9 профессиональное обучение и воспитание производственно- технологическая деятельность учебно- методическая работа организационно- управленческая деятельность научно- исследовательская культурно- просветительская деятельность

10 - Организует и проводит теоретическое обучение по общеобразовательным и специальным учебным предметам; - Организует и проводит учебно-воспитательную работу: профессионально ориентирует молодежь, воспитывает и развивает профессионально важные и значимые качества личности, организует и принимает активное участие в опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работе по проблемам профессионального образования; - Осуществляет организационно-методическую деятельность в учебных заведениях;

11 - Разрабатывает учебно-методическую документацию; - Принимает активное участие в оснащении и развитии материальной базы учебного заведения; - Принимает активное участие в организационно- управленческой работе в учреждениях и организациях профессионального.

Учитель, педагог или преподаватель

Смешение лексических значений этих понятий произошло уже в современном русском языке, поскольку в обывательском смысле они означают суть одного и того же процесса – обучения и воспитания. А в этимологии данных слов разбираются, в основном, специалисты – языковеды. Однако мы уверены, что каждый образованный человек должен понимать, чем педагог отличается от учителя или преподавателя. Особенно это важно для тех, кто выберет своей профессией педагогическую деятельность.


Педагог

Безусловно, более древнее понятие о педагогах и педагогике существовало и в древневосточной цивилизации. Но так вышло, что в русском языке укоренились именно греческие слова. Специалисты уверены, что это произошло из-за значительного византийского влияния на развитие древнерусской культуры и письменности.

Современное определение понятия педагогики более емкое и конкретизированное: это – целостный процесс, направленный на обучение, воспитание и формирование личности. То есть, понятие "педагог" охватывает всех специалистов, которые занимаются обучением, воспитанием и наставничеством. Это может быть как воспитатель детского сада, так и спортивный тренер, как школьный учитель, так и ученый, занимающийся развитием педагогики.


Учитель

Безусловно, в педагогическом ВУЗе будущие учителя изучают не только педагогику, но и психологию. Поэтому, в принципе, у них достаточно знаний и влияния для того, чтобы вносить свою лепту в вопросы воспитания подрастающего поколения. Но в соответствии с требованиями Министерства образования, учитель обязан только преподавать предмет по утвержденной программе так, чтобы уровень знаний учащихся соответствовал государственным образовательным стандартам. Что касается воспитания личности, то учитель может повлиять на формирование и социализацию учеников на уроках литературы или обществоведения.

В требованиях к должностным обязанностям учителя сказано, что он должен помогать формированию личности ребенка, а не брать на себя функции родителей. Кстати, воспитательные задачи могут решать и люди, которые не связаны с педагогикой, но пользуются безусловным авторитетом у ребенка. Здесь нужно отметить, что в той же должностной инструкции написано, что учитель должен проводить мероприятия, направленные на стимулирование интереса школьников к предмету и обучению в целом. А это – серьезная воспитательная задача, в процессе решения которой необходимо учитывать индивидуальные возможности всех учащихся.

Так что, родителям нужно смириться с тем, что учитель – это всего лишь специалист, который обязан передать ученику объем знаний, указанный в программе обучения. А вот все вопросы, касающиеся воспитания школьника, родители должны брать на себя, как на самых близких ребенку людей. Одновременно с этим, при необходимости родители могут обратиться к учителю за профессиональной консультацией и для согласования совместных задач.

Отметим, что в современном мире у слова "учитель" имеется и еще одно значение – так называют не только сотрудника школы, но и духовного наставника, либо другого человека, не связанного с педагогикой, но имеющего последователей. Правда, в данном контексте правильнее было бы сказать не "учитель", а "учителя" – именно так, во множественном числе, принято называть людей, чьи идеи оказывают большое влияние на общество.


Преподаватель

В ВУЗах и ССУЗах воспитательные задачи уходят на второй план, потому что преподаватель передает знания взрослым, самостоятельным людям, сознательно выбравшим будущую специальность. Поэтому преподаватель может сосредоточиться исключительно на изложении учебного материала. В обязанности преподавателя, как правило, входит:

  • разработка учебных программ и методических рекомендаций для самостоятельной работы студентов;
  • написание учебных пособий;
  • научная и исследовательская работа;
  • подготовка и проведение лекций, семинаров, дискуссий и конференций.

Кроме того, преподаватель должен не только сам вести научную деятельность, но и приобщать к ней студентов.

Подводя итого всего выше сказанного можно сделать вывод: если, например, воспитателя детского садика или тренера не корректно называть учителем или преподавателем, то всех специалистов, занимающихся воспитание и обучением молодежи, а также развитием педагоги, можно называть педагогами.

В российских школах начнут работать "старшие" и "ведущие учителя". Проект постановления правительства РФ, который вводит две новые должности, опубликован 23 апреля министерством просвещения для общественного обсуждения.

 Фото: iStock

- Национальная система учительского роста предполагает дополнить сложившуюся систему горизонтального карьерного роста педагогов (от учителя к учителю первой и высшей категории) системой вертикального карьерного роста, - сообщается в пояснительной записке к документу. - Наряду с должностью "учитель" ввести должности "старший учитель" и "ведущий учитель".

В документе детально прописано, что именно будет входить в должностные обязанности этих сотрудников школы. Так, старший учитель будет проектировать и координировать участие других педагогов в разработке образовательных программ, учитывающих особенности учеников, методически сопровождать работу школьных педагогов.

В обязанности ведущего учителя будет входить работа по интеграции профессиональной деятельности других педагогов (учителей, психологов, дефектологов, социальных педагогов), педагогическому наставничеству.

Зачем это нужно? Как ранее рассказала "Российской газете" министр просвещения Ольга Васильева, важно возвращать методические объединения внутри школ, восстанавливать связи между старшим поколением и поколением учителей, которые сегодня приходят на смену. Необходимо вернуть потерянное наставничество в школу.

Кто сможет стать ведущим и старшим учителем? Требования тоже детально прописаны.

1. Учитель: Высшее или среднее профобразование по группе направлений подготовки или специальностей "Образование и педагогические науки", либо высшее или среднее профобразование и дополнительное профобразование по профилю деятельности в образовательной организации.

Фото: Александр Корольков/ РГ

2. Старший учитель: Высшее или среднее профобразование по группе направлений подготовки или специальностей "Образование и педагогические науки" и профилю преподаваемого предмета, дополнительное профобразование ‎по профилю деятельности в образовательной организации. Стаж работы учителем не менее 5 лет, а также первая или высшая квалификационная категория по должности "учитель".

3. Ведущий учитель: Высшее образование по группе направлений подготовки "Образование ‎и педагогические науки" и профилю преподаваемого предмета, дополнительное профобразование по профилю деятельности в образовательной организации. Стаж работы учителем или старшим учителем не менее 10 лет. Высшая квалификационная категория по должности "учитель".

Общественные обсуждения продлятся до 7 мая.

Выпускники школ в этом году получат аттестаты, где появятся данные, какой изучался родной и какой иностранный язык. Как рассказали "РГ" в министерстве просвещения, этот документ, регламентирующий изменения, уже подписан и действует с начала года. О чем идет речь? О "Порядке заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании". В нем, в частности, уточняется запись названий предметов "Родной язык" и "Родная литература". По данным ведомства, в прошлом году в школах изучался 81 язык из числа языков народов России. Кроме того, с этого года получить аттестат о среднем общем образовании с отличием смогут отличники по всем предметам. Но обязательным требованием также стала сдача ЕГЭ по математике и русскому языку с результатом не менее 70 баллов по каждому из них.

Читайте также: