Как учить детей петь в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

В связи с вышеизложенным, можно выделить основные проблемы, с которыми сталкивается педагог на начальном этапе обучения пению в младшем хоре и на уроках постановки голоса с детьми 7-9 лет.

В результате недостаточной, а во многих случаях и неправильной работы над привитием навыков пения, многие дети, обладающие природной интонацией, склонны форсировать звучание. Пение таких детей имеет кричащий характер, дыхание прерывистое, его не хватает на исполнение всей музыкальной фразы. Такая манера исполнения провоцирует множество недостатков в работе голосового аппарата. Разного рода мышечные зажатости: скованные мышцы шеи, поднятые при вдохе плечи, задранный подбородок, прижатая нижняя челюсть – вот далеко не весь перечень недостатков, с которыми приходится сталкиваться педагогу, начинающему обучать пению первоклассника. Они влекут за собой неправильное положение гортани при пении, изначально задранное ее положение провоцирует гортанное звукоизвлечение, негативно влияет на полетность звука, не дает в должной мере развиться певческому диапазону.

Есть и другая категория - дети, которые, из-за своей природной застенчивости, вялости или других природных особенностей, при изначальной точности интонации, практически не владеют певческим дыханием. Пение таких учеников имеет тусклый, малоинтересный характер, это пение для себя и как бы внутри себя, артикуляция вялая, практически отсутствует посыл звука.

Природа одарила всех по-разному, но практически все дети способны в той или иной степени овладеть певческими навыками, способны правильно интонировать мелодию, могут научиться петь в высокой певческой позиции, свободно, на дыхании. Каждый требует к себе различного подхода: кто-то усваивает все на лету, и работа с таким ребенком доставляет истинное удовольствие; для достижения успеха у других требуются значительные усилия; третьи требуют кропотливой и вдумчивой работы педагога.

Музыкально-певческие навыки учащихся формируются довольно медленно. Характерным для выработки динамического стереотипа владения певческим голосом является не только длительность, но и некоторая разновременность становления различных вокальных навыков. Поэтому спецификой вокально-хорового обучения считается постановка всех основных учебных задач с самого начала обучения. Затем они постепенно усложняются и расширяются, что проявляется во все более трудном репертуаре и повышении требований по каждой из задач, которые предъявляются и к каждому индивидуально, и к ансамблю в целом.

Наиболее интересен в методическом плане начальный этап обучения, т.к. именно в нем закладываются основные певческие навыки. Целью обучения на этом этапе является привитие навыков пения в высокой певческой позиции, создание единой манеры звукоизвлечения у всего ансамбля, преодоление проблем неверного интонирования, форсирования звука.

Далее речь пойдет о способах работы с детьми на начальном этапе обучения, об упражнениях, способствующих формированию правильных вокальных навыков и устранению недостатков звукоизвлечения на различных ступенях обучения, я так же коснусь вопроса постановки певческого дыхания.

Проблема неверной интонации – одна из самых распространенных в среде певцов. Если ребенок поет фальшиво, это вовсе не значит, что у него отсутствует слух, просто над его развитием следует упорно работать. Далее речь пойдет о некоторых приемах обучения плохо интонирующих детей.

Чтобы развить у детей чистую интонацию, надо точно знать диапазон и примарный звук (звуки) и постепенно выходить за их предел. С расширением диапазона примарные звуки будут смещаться.

В работе над мелодией не следует ограничиваться одним, неверным, разом. Нужно просить ребенка исполнять еще и еще, при этом подсказывая ему верные ощущения. В какой-то момент даже неверно интонирующий ребенок поет звук или группу звуков совершенно правильно. Правда, по причине отсутствия навыка, он может тут же утратить интонацию. Важно, чтобы ребенок убедился, что он может петь правильно. Со временем он научится сознательно вызывать в себе ощущение, способствующее правильному звуковоспроизведению, то есть навык закрепится.


Постепенно тексты песен усложняются, в них присутствуют несколько интонационных моделей одновременно.

Таким образом, дети первого года обучения к концу начального этапа начинают ориентироваться в типах мелодического движения, осознавать ладовые тяготения и осваивают начальную нотную грамоту, что делает возможным введение на втором году обучения пения по партиям.

С первого урока необходимо следить за правильностью певческого дыхания и постановкой тела при пении, т.к. от этого напрямую зависит качество звука, его наполненность, создание высокой певческой позиции. Правильно поставленное певческое дыхание помогает сохранить здоровье голосового аппарата на всю жизнь, позволяет активизировать дыхательную активность воспитанников, что очень полезно детям, проживающим в условиях крайнего севера. Самые основные, первые требования:

- Поза ребенка, поющего и говорящего на сцене, должна быть удобной и естественной. Он должен уметь хорошо и удобно стоять на двух ногах, что обеспечивает устойчивость тела, равномерное распределение нагрузки на все мышцы и мускулы, мобилизует нервную систему.

- Плечи должны быть хорошо развернуты на прямом позвоночнике. Это помогает полноценно брать дыхание в легкие и использовать грудной резонатор.

- Голову не опускать и не запрокидывать, она должна смотреть прямо перед собой, находясь на свободной, не зажатой шее - это обеспечивает свободу гортани и глотки, их естественное состояние. Все должно способствовать полноценному звучанию голоса.

Все эти действия, по закону рефлекса, вызывают нужное внутреннее состояние, так же, как мышечная собранность - нервную готовность к выполнению задания. Именно эта работа готовит внутреннюю сценическую раскрепощенность. Руки должны быть свободны, не напряжены, не зажаты за спиной или на груди, а опущены по бокам, что в любой момент позволяет сделать свободный, раскрепощенный вдох. Эти требования необходимо соблюдать с первых занятий пением.

Упражнение №1

Дети, сидя на стульях, при вдохе поднимают красиво, как птицы руки в стороны, а на выдохе плавно, без рывков их опускают в исходное положение, представляя, что на что-то опираются. Упражнение моментально дает почувствовать состояние опоры, учит выдыхать без рывков, удерживая состояние вдоха.

Упражнение №2

Очень похоже на первое, только вдох и выдох синхронизируется теперь с движением каждой руки отдельно. Упражнение хорошо тем, что позволяет проследить за созданием большего чувства опоры со стороны движущейся руки, а, следовательно, обособить ощущения с тем, чтобы потом вызывать их произвольно.

Упражнение № 3

Сидя на стуле с прямой спиной, не заваливаясь назад, поднимаем правую ногу в горизонтальное положение – вдох. Нога плавно, без рывков идет вниз – выдох. То же самое повторяем с другой стороны. Упражнение дает почувствовать подставку внизу живота, которая как фундамент держит здание нашего певческого аппарата.

Упражнение №4

Правильное пение подразумевает уравновешивание подсвязочного и надсвязочного давления, поэтому одни только дыхательные упражнения не решают проблему создания правильного формирования звука. Необходима кропотливая работа над организацией аппарата, над приведением его в певческое состояние, которое подразумевает поднятое мягкое небо, правильное положение гортани, наличие резонаторных ощущений.

На первых порах можно петь вместе с детьми, используя то правило, что аппарат неопытного певца непроизвольно начинает работать в том же режиме, что и у ведущего партию. И здесь главное не сбиться на постоянную работу вместо детей, стараться не заглушать их, максимально приблизив свой тембр к звучанию детского голоса, чередовать пение с детьми и прослушивание их самостоятельной работы.

А самое главное нужно получать от музицирования большое удовольствие, тогда уровень обученности начинающих певцов начинает расти прямо на глазах.

Заключение

В своей работе я хотела рассказать о том, как я выстраиваю работу с начинающими певцами. Многих аспектов я сознательно не коснулась, т.к. старалась отражать только те моменты, в которых я могу общепринятую методику дополнить своими, проверенными на практике наблюдениями и наработками. Возраст 7-9 лет – это самый благодатный период для обучению любому виду деятельности, это и самый хороший период для формирования у детей хорошего вкуса, любви к совместному и сольному музицированию. Я желаю своим коллегам удачи в этом нелегком и благородном деле.

Пение – основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Ребята любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства.

В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма.

Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает чёткому произношению отдельных звуков и слогов.

Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям.

Голосовой аппарат ребёнка отличается от голосового аппарата взрослого тем, что он очень хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому детский голос не сильный, но звонкий.

Диапазон (объём голоса от нижнего звука до верхнего) у дошкольников очень небольшой. Основные звуки, на которых построены мелодии большинства песен для детей дошкольного возраста, соответствуют диапазону их голоса. В некоторых песнях встречаются звуки, не соответствующие диапазону голоса детей данного возраста, но они являются проходящими и на них не делается упора.

Основные певческие навыки:

Для того, чтобы обучать детей правильному пению, следует соблюдать певческую установку.

Певческая установка - это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.

В детском саду детей обучают простейшим певческим навыкам:

- ансамблю - стройному, согласованному пению.

Остановимся на каждом из этих певческих навыков более подробно.

Звукообразование . Это способ извлечения звука. Дети должны петь естественным высоким светлым звуком, без крика и напряжения. Очень важен пример - педагогу также следует петь высоко, поскольку дети начинают подражать ему и петь в более высоком регистре.

Звукообразование может быть протяжным, напевным, а бывает отрывистым. Дошкольникам свойственно отрывистое звукообразование, поэтому, начиная с самой младшей группы, надо учить детей тянуть звуки, протягивать концы музыкальных фраз. Очень хорошо петь русские народные песни и попевки, так как для них характерно преобладание гласных звуков, способствующих большей протяженности звучания. Развитию протяжного звукообразования помогает пение песен, написанных в умеренном и медленном темпах.

Дошкольникам, особенно младшим, свойственно произносить слова говорком. Поэтому с ними особенно важно делать упражнения по протяжному пропеванию гласных и четкому произношению согласных звуков.

Дыхание. В пении большое значение имеет дыхание. Никаких специальных дыхательных упражнений с детьми дошкольного возраста на музыкальных занятиях не проводится. Они имеют место на ежедневной утренней гимнастике.

На музыкальных занятиях дыхание детей укрепляется и углубляется при помощи пения; музыкальный руководитель следит за тем, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, а не посередине слова.

Некоторые дети дышат прерывисто не потому, что у них короткое дыхание, а оттого что не умеют им управлять. Достаточно музыкальному руководителю, воспитателю показать, как надо петь, не прерывая дыхания, где его брать, и ребенок легко справляется с этим.

Чтобы помочь детям научиться брать дыхание, на первых порах исполняются песни с короткими музыкальными фразами. В старших и подготовительной к школе группах этому помогает пение песен по фразам (цепочкой).

От правильного дыхания зависит: чистота интонации, правильная фразировка, выразительность исполнения, слитность звучания. При обучении детей пению педагог не объясняет им всю сложность дыхания, а показывает наглядно, как надо дышать в процессе исполнения. Следит, чтобы дети при вдохе не поднимали плеч, чтобы он был бесшумным, спокойным. Подводит их к медленному выдоху, умению брать дыхание в зависимости от строения фразы песни, предложения.

Дикция. Выразительность исполнения песни зависит не только от интонационно точного пения мелодии, но и от правильности и ясности произношения слов (дикции). От дикции поющих часто зависит и качество звучания мелодии. При недостаточной ясности и четкости произношения слов пение становится вялым, бесцветным: в нем отсутствуют протяжность, выразительность звука. Однако от чрезмерного подчеркивания текста появляется излишнее напряжение, крикливость.

Музыкальному руководителю следует научить детей певческой дикции, объяснить им, что надо так спеть песню, чтобы слушатели могли понять, о чем поется, показать, как произносить отдельные слова, фразы.

Работа над дикцией связана со всей работой по развитию речи в детском саду. Слова состоят из сочетания гласных и согласных звуков. При произношении слов в пении особое значение имеет звучание гласных (а, о, у, э, и, ы) - протяженность пропевания их является основой пения. Но для ясности дикции надо следить также и за четким произношением согласных. Если в пении согласные произносятся вяло и недостаточно ясно, то пение становится невыразительным, недоходчивым.

Условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Фразировка в песне определяется содержанием в его словесном и мелодическом выражении.

Правильному произношению слов способствуют:

♦ выразительное чтение педагогом текста песни в процессе ее разучивания; применяется во всех группах;

♦ коллективное пропевание текста нараспев, негромко, на высоком звучании, в умеренном темпе, - так, чтобы все слова звучали ясно, выразительно.

Чистота вокальной интонации. Это интонационно точное воспроизведение мелодии. Чистота интонации зависит от степени развитости музыкального слуха и от объема слуховых представлений. Для достижения чистой интонации огромное значение имеет правильное дыхание, умение сосредоточиться на мелодии, различать и воспроизводить голосом звуки разной высоты.

В каждой возрастной группе встречаются дети, поющие фальшиво. Причины этого различны: у одних - не в порядке голосовой аппарат, другие - плохо слышат после перенесенных инфекционных заболеваний, третьи - застенчивы, четвертые - не обладают устойчивым вниманием. Часто у детей бывает слабо развит музыкальный слух, голос (маленький диапазон). Некоторым детям мешают нарушения в артикуляционном аппарате, неумении извлечь звук.

Чистота интонации зависит также от музыкального окружения ребенка.

Для достижения чистоты интонации необходимо:

♦ выбирать песни, удобные по диапазону для данной группы детей; с короткими фразами, между которыми можно брать дыхание;

♦ давать детям слушать песни в хорошем исполнении взрослых и детей;

♦ систематически повторять с детьми разученные песни и при этом петь их без инструментального сопровождения;

♦ петь детям не только всем вместе, но и небольшими подгруппами и по одному, тогда дети лучше слышат себя и друг друга;

♦ вырабатывать у детей умение себя слушать, осознавать качество своего исполнения;

♦ фальшиво поющим детям уделять особое внимание; для этого их лучше размещать на музыкальных занятиях так, чтобы они сидели ближе к музыкальному руководителю, лучше слышали его исполнение, наблюдали за его артикуляцией, слышали чисто поющих детей, сидящих сзади (в работе с такими деть ми полезно отмечать, поощрять каждое достижение);

♦ транспонировать мелодию в ту тональность, в которой детям удобно петь, и постепенно, по полутонам, довести ее до нужного уровня.

Ансамбль. Стройное, чистое, согласованное пение в унисон закладывает основы ансамбля - целостности, слитности звучания. В пении хором необходимо приучать детей слушать себя и других и сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Это достигается добросовестным и кропотливым разучиванием песни, слушанием хорошо поющих детей, вниманием педагога к тому, чтобы дети одновременно по его знаку вступали, выдерживали общий темп, вместе начинали и заканчивали пение фраз.

Большое влияние на стройность и согласованность пения оказывает объединяющее детей настроение. Чувство ансамбля вырабатывается постепенно. Уже на занятиях с детьми младшей группы музыкальный руководитель должен обучать детей простейшим умениям: петь, не отставая, и не опережая друг друга, не выкрикивать отдельных слов песни.

Для того чтобы научить детей стройному согласованному пению, необходимо прежде всего перед началом пения сконцентрировать внимание детей. Если в песне есть фортепианное вступление, музыкальный руководитель подает знак - взмах рукой или кивок головой, чтобы дети начали петь одновременно, тотчас же после сыгранного вступления. Если такого вступления нет, то рекомендуется проиграть начало песни (запев, первую музыкальную фразу), а иногда и всю песню.

Bсe певческие навыки (звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонации, чувство ансамбля) тесно связаны между собой. Работа над ними ведется одновременно с выделением какого-либо одного навыка. Выразительное пение это еще и положительное эмоционально-оценочное отношение к музыке и к певческой деятельности, проявляющееся в эмоциональной отзывчивости, осознанности, искренности и непосредственности исполнения.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Методика обучения детей пению в детском саду.

Пение – основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Ребята любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства.

В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма.

Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает чёткому произношению отдельных звуков и слогов.

Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям.

Голосовой аппарат ребёнка отличается от голосового аппарата взрослого тем, что он очень хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому детский голос не сильный, но звонкий.

Диапазон (объём голоса от нижнего звука до верхнего) у дошкольников очень небольшой. Основные звуки, на которых построены мелодии большинства песен для детей дошкольного возраста, соответствуют диапазону их голоса. В некоторых песнях встречаются звуки, не соответствующие диапазону голоса детей данного возраста, но они являются проходящими и на них не делается упора.

Основные певческие навыки:

Для того, чтобы обучать детей правильному пению, следует соблюдать певческую установку.

Певческая установка - это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.

В детском саду детей обучают простейшим певческим навыкам:

- ансамблю - стройному, согласованному пению.

Остановимся на каждом из этих певческих навыков более подробно.

Звукообразование . Это способ извлечения звука. Дети должны петь естественным высоким светлым звуком, без крика и напряжения. Очень важен пример - педагогу также следует петь высоко, поскольку дети начинают подражать ему и петь в более высоком регистре.

Звукообразование может быть протяжным, напевным, а бывает отрывистым. Дошкольникам свойственно отрывистое звукообразование, поэтому, начиная с самой младшей группы, надо учить детей тянуть звуки, протягивать концы музыкальных фраз. Очень хорошо петь русские народные песни и попевки, так как для них характерно преобладание гласных звуков, способствующих большей протяженности звучания. Развитию протяжного звукообразования помогает пение песен, написанных в умеренном и медленном темпах.

Дошкольникам, особенно младшим, свойственно произносить слова говорком. Поэтому с ними особенно важно делать упражнения по протяжному пропеванию гласных и четкому произношению согласных звуков.

Дыхание. В пении большое значение имеет дыхание. Никаких специальных дыхательных упражнений с детьми дошкольного возраста на музыкальных занятиях не проводится. Они имеют место на ежедневной утренней гимнастике.

На музыкальных занятиях дыхание детей укрепляется и углубляется при помощи пения; музыкальный руководитель следит за тем, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, а не посередине слова.

Некоторые дети дышат прерывисто не потому, что у них короткое дыхание, а оттого что не умеют им управлять. Достаточно музыкальному руководителю, воспитателю показать, как надо петь, не прерывая дыхания, где его брать, и ребенок легко справляется с этим.

Чтобы помочь детям научиться брать дыхание, на первых порах исполняются песни с короткими музыкальными фразами. В старших и подготовительной к школе группах этому помогает пение песен по фразам (цепочкой).

От правильного дыхания зависит: чистота интонации, правильная фразировка, выразительность исполнения, слитность звучания. При обучении детей пению педагог не объясняет им всю сложность дыхания, а показывает наглядно, как надо дышать в процессе исполнения. Следит, чтобы дети при вдохе не поднимали плеч, чтобы он был бесшумным, спокойным. Подводит их к медленному выдоху, умению брать дыхание в зависимости от строения фразы песни, предложения.

Дикция. Выразительность исполнения песни зависит не только от интонационно точного пения мелодии, но и от правильности и ясности произношения слов (дикции). От дикции поющих часто зависит и качество звучания мелодии. При недостаточной ясности и четко­сти произношения слов пение становится вялым, бесцветным: в нем отсутствуют протяжность, выразительность звука. Однако от чрезмерного подчеркивания текста появляется излишнее напряжение, крикливость.

Музыкальному руководителю следует научить детей певческой дикции, объяснить им, что надо так спеть песню, чтобы слушатели могли понять, о чем поется, показать, как произносить отдельные слова, фразы.

Работа над дикцией связана со всей работой по развитию речи в детском саду. Слова состоят из сочетания гласных и согласных звуков. При произношении слов в пении особое значение имеет звучание гласных (а, о, у, э, и, ы) - протяженность пропевания их является основой пения. Но для ясности дикции надо следить также и за четким произношением согласных. Если в пении согласные произносятся вяло и недостаточно ясно, то пение становится невыразительным, недоходчивым.

Условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Фразировка в песне определяется содержанием в его словесном и мелодическом выражении.

Правильному произношению слов способствуют:

♦ выразительное чтение педагогом текста песни в процессе ее разучивания; применяется во всех группах;

♦ коллективное пропевание текста нараспев, негромко, на высоком звучании, в умеренном темпе, - так, чтобы все слова звучали ясно, выразительно.

Чистота вокальной интонации. Это интонационно точное воспроизведение мелодии. Чистота интонации зависит от степени развитости музыкального слуха и от объема слуховых представлений. Для достижения чистой интонации огромное значение имеет правильное дыхание, умение сосредоточиться на мелодии, различать и воспроизводить голосом звуки разной высоты.

В каждой возрастной группе встречаются дети, поющие фальшиво. Причины этого различны: у одних - не в порядке голосовой аппарат, другие - плохо слышат после перенесенных инфекционных заболеваний, третьи - застенчивы, четвертые - не обладают устойчивым вниманием. Часто у детей бывает слабо развит музыкальный слух, голос (маленький диапазон). Некоторым детям мешают нарушения в артикуляционном аппарате, неумении извлечь звук.

Чистота интонации зависит также от музыкального окружения ребенка.

Для достижения чистоты интонации необходимо:

♦ выбирать песни, удобные по диапазону для данной группы детей; с короткими фразами, между которыми можно брать дыхание;

♦ давать детям слушать песни в хорошем исполнении взрослых и детей;

♦ систематически повторять с детьми разученные песни и при этом петь их без инструментального сопровождения;

♦ петь детям не только всем вместе, но и небольшими подгруппами и по одному, тогда дети лучше слышат себя и друг друга;

♦ вырабатывать у детей умение себя слушать, осознавать качество своего исполнения;

♦ фальшиво поющим детям уделять особое внимание; для этого их лучше размещать на музыкальных занятиях так, чтобы они сидели ближе к музыкальному руководителю, лучше слышали его исполнение, наблюдали за его артикуляцией, слышали чисто поющих детей, сидящих сзади (в работе с такими деть ми полезно отмечать, поощрять каждое достижение);

♦ транспонировать мелодию в ту тональность, в которой детям удобно петь, и постепенно, по полутонам, довести ее до нужного уровня.

Ансамбль. Стройное, чистое, согласованное пение в унисон закладывает основы ансамбля - целостности, слитности звучания. В пении хором необходимо приучать детей слушать себя и других и сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Это достигается добросовестным и кропотливым разучиванием песни, слушанием хорошо поющих детей, вниманием педагога к тому, чтобы дети одновременно по его знаку вступали, выдерживали общий темп, вместе начинали и заканчивали пение фраз.

Большое влияние на стройность и согласованность пения оказывает объединяющее детей настроение. Чувство ансамбля вырабатывается постепенно. Уже на занятиях с детьми младшей группы музыкальный руководитель должен обучать детей простейшим умениям: петь, не отставая, и не опережая друг друга, не выкрикивать отдельных слов песни.

Для того чтобы научить детей стройному согласованному пению, необходимо прежде всего перед началом пения сконцентрировать внимание детей. Если в песне есть фортепианное вступление, музыкальный руководитель подает знак - взмах рукой или кивок головой, чтобы дети начали петь одновременно, тотчас же после сыгранного вступления. Если такого вступления нет, то рекомендуется проиграть начало песни (запев, первую музыкальную фразу), а иногда и всю песню.

Bсe певческие навыки (звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонации, чувство ансамбля) тесно связаны между собой. Работа над ними ведется одновременно с выделением какого-либо одного навыка. Выразительное пение это еще и положительное эмоционально-оценочное отношение к музыке и к певческой деятельности, проявляющееся в эмоциональной отзывчивости, осознанности, искренности и непосредственности исполнения.

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения. Планомерное вокальное воспитание так же оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, пение не только доставляет удовольствие поющему, но также упражняет и развивает его дыхательную систему, которая влияет на состояние сердечно-сосудистой, следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, ребенок укрепляет своё здоровье.

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления детей.

В данной работе я представляю опыт развития певческих навыков у детей дошкольного возраста в нашем детском саду в период с 2009 (со второй младшей группы) по 2013 год (до подготовительной к школе группы). На протяжении этого периода отслеживалось развитие вокальных навыков дошкольников, нарастание обучающих приёмов в формировании детского вокального исполнительства.

Теоретической базой моей работы являются разработки Н.А.Метлова, Д. Б. Кабалевского, Н. А. Ветлугиной, Д. Е. Огороднова и другие.

В современной практике широко используются вокальные упражнения педагога-музыканта и детского композитора Е.Н. Тиличеевой, которые помогают детям овладеть элементарными певческими навыками, достигать в пении непринуждённости и лёгкости звучания, правильного дыхания.

Моя музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется педагогической идеей научить ребёнка петь хорошо, чётко, внятно, с любовью и настроением, а самое главное красиво, с большой самоотдачей, что мы и пытаемся реализовать в процессе занятий.

Формирование певческих навыков – один из наиболее сложных и важных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Обучая малышей вокалу, я учитывала, что голосовой аппарат ребёнка хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Поэтому необходимо не только владеть методикой обучения пению, но и беречь голос ребёнка, мною были подобраны такие приёмы вокальной техники, которые наиболее эффективно способствовали развитию детского голоса. Системная работа позволяет учесть физиологические и вокальные особенности каждого ребёнка, поэтому приоритетным в работе считаю индивидуально-дифференцированный подход к способностям каждого ребёнка

Целью моей работы стало овладение детьми дошкольного возраста певческими навыками.

Опираясь на современные методики и рекомендации известных педагогов, была выстроена собственная система формирования певческих навыков ребенка дошкольного возраста. Для этого были систематизированы и адаптированы к уровню вокальных возможностей дошкольника вокальные упражнения Е.Тиличеевой, Н.Ветлугиной, М. Картушиной, О. Кацер, А.Битус, упражнения на развитие голосового аппарата по системе В.Емельянова и упражнения на развитие напевности Д.Огороднова.

Для реализации цели были поставлены задачи :

Певческий диапазон – это объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос.

Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, разъяснять родителям вредность крикливого пения и разговора у детей, не разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду.

В работе с детьми я руководствовалась следующими принципами:

1. Целенаправленность, систематичность, плановость.

Заключается в чётком планировании занятий с детьми, их систематичность и целенаправленность. Для музыкального развития детей очень важно, чтобы песня звучала в разных видах деятельности дошкольников, а не только на музыкальных занятиях. Песня может звучать на утренней гимнастике, на прогулке в тёплое время года, во время трудовых процессов и так далее.

2. Принцип дифференцированного подхода к работе с детьми и учёта их индивидуальных особенностей

3. Принцип доброжелательности и открытости.

Подбор репертуара, пожалуй, самая важная и сложная задача – найти такую песню, которая была бы созвучна настроению детей, отражала их интересы и представления об окружающем мире, духовно развивала их, была доступна для исполнения. Для каждой возрастной группы подобран интересный и доступный материал, с помощью которого можно решить различные проблемы развития вокальных навыков. Ведь песни, потешки вызывают у детей всплеск положительных эмоций, создают радостное настроение, воспитывают оптимистический характер.

После подбора репертуара начинается вокально-хоровая работа.

В первую очередь, детям напоминаются правила певческой установки, и постоянно контролируется их выполнение, ведь от того, насколько свободно и, в то же время, активно чувствует себя поющий, зависит соответствующее физическое состояние, верное дыхание, необходимый характер звука, эмоциональность.

Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.

Певческая установка (правила пения):

На этапе формирования вокально-хоровых навыков в работу включаются одновременно почти все элементы вокально-хоровой техники, а в последующие периоды они углубляются. Их последовательность и постепенность выглядит следующим образом.

Вокально-хоровые навыки:

Вначале идет работа над выработкой напевности звучания на основе элементарного овладения певческим дыханием, которое существенно влияет на чистоту и красоту звука, выразительность исполнения. Это сложный и длительный процесс, поэтому на начальном этапе обучения он сводится к овладению плавным и равномерным вдохом и выдохом, не прерывающим музыкальную фразу. Такой выдох во многом зависит от верно взятого дыхания. Очень важно научить ребенка правильно и в нужном месте брать дыхание. Необходимо, чтобы ребенок понял, что от него хотят.

В дальнейшем задача усложняется – дети учатся быстрому спокойному вдоху в подвижных песнях и между фразами.

Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть естественным, звонким и лёгким, дети должны петь без крика и напряжения. Для правильного звукообразования большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность.

Работа над дикцией начинается с формирования округлых гласных и отчётливое произношение согласных в умеренных по темпу песнях, а затем, и в весёлых, шуточных, которые требуют подвижности артикуляционного аппарата. Я стараюсь научить детей певческой дикции, объясняю им, что надо петь песню так, чтобы слушатели могли понять, о чем в ней поется, показываю, как произносятся отдельные фразы и слова. Условием хорошей дикции и выразительного пения являются понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Фразировка в песне определяется содержанием в его словесном и мелодическом выражении.

Поэтому мы сначала определяем содержание песни, расшифровываем непонятные слова, находим кульминацию.

Для выработки навыка выразительной дикции рекомендуется использовать: упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, чистоговорки, речевые зарядки, ритмодекламации.

Артикуляционная гимнастика

Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. В результате этой работы у наших детей повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 15 человек(а).

Многие преподаватели по вокалу избегают обучения детей, поскольку боятся разочаровать их или повредить их голос. Впрочем, при правильной методике уроки по пению могут стать отправной точкой для ребенка к развитию слуха и вокальной техники. Дети, которые не занимаются пением, могут иметь неразвитый слух, а те, которых обучали по неправильной методике, могут даже иметь проблемы с голосом. Очень важно, чтобы все приведенные ниже советы выполнялись с правильной техникой (не просто разучивание песен), чтобы не повредить голос ребенка. Родители, заинтересованные в том, чтобы их ребенок занимался пением, должны найти преподавателя, который имеет опыт работы с детьми и пользуется приведенными методиками.

Изображение с названием Teach Children to Sing Step 1

Начинайте каждое занятие с разминки и упражнений на осанку. Это не только поможет развить у ребенка правильную осанку, но еще и научит его серьезно относиться к занятиям, если он предварительно будет выполнять простые, но полезные задания. Дети любят физическую активность.

Изображение с названием Teach Children to Sing Step 2

Изображение с названием 998461 3

Изображение с названием Teach Children to Sing Step 4

Изображение с названием Teach Children to Sing Step 5_FIXED

Изображение с названием 998461 6

Обучите ребенка интервалам. Начните с большой секунды и двигайтесь к октаве. Всегда используйте обозначения сольфеджио (До Ре Ми Фа Соль Ля Си До).

Изображение с названием Teach Children to Sing Step 7

Работайте над гласными. Убедитесь, что ребенок пропевает гласные надлежащим образом. Его рот должен быть открыт достаточно, чтобы пропевать Аа и Оо.

Изображение с названием 998461 8

Работайте над правильным тоном и открытым горлом. Научите ребенка петь при зевке, но так, чтобы его язык находился за нижними зубами. Работайте над тоном, просите ребенка фокусировать вибрацию на нёбе рта. Особенно эффективно делать это во время гудения. Во время пения в высоком регистре ощущается вибрация в небе рта, голове, а иногда даже над головой, если звук очень высокий.

Изображение с названием 998461 9

Начните разучивать песни. Для начала читайте и пойте с листа, используя ноты сольфеджио. Учите детей таким образом читать музыку. Затем старайтесь держать гласные как длинные ноты, а не пропевать их обычным образом, то есть коротко.

Изображение с названием Teach Children to Sing Step 10

Давайте ребенку возможность выступить. Удачное выступление является неотъемлемой частью развития ребенка. Периодически проводите неформальные выступления, когда ребенок поет песню перед вами, как перед публикой. Поощряйте детей петь своим родителям и даже друзьям, если они себя комфортно чувствуют. Как следствие, проводите каждые полгода концерт, к которому они смогут подготовить 1-3 песни, и выступить перед другими детьми и их родителями.

Читайте также: